Сны Старого Фонаря / The Old Lantern’s Dreams. Премия им. Г. Х. Андерсена / H. Chr. Andersen Award (Билингва: Rus/Eng)

Александра Крючкова

«СНЫ СТАРОГО ФОНАРЯ» – сказки-притчи для детей и взрослых на русском и английском языках, впервые с иллюстрациями автора: «Сон Старого Фонаря», «Лестница в Небо», «Кувшинка», «Прощание с детством», «Девочка и Море», «Девочка и Кошка», «Заколдованное Озеро», «Заколдованный Принц», «Волшебный Город».О чём мечтает Старый Фонарь? Кто живёт в Стране Снов? Как бороться со страхами? Где найти настоящего принца? Можно ли обмануть время и остаться ребёнком?Премия «Сказки XXI века» им. Г. Х. Андерсена.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сны Старого Фонаря / The Old Lantern’s Dreams. Премия им. Г. Х. Андерсена / H. Chr. Andersen Award (Билингва: Rus/Eng) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Александра Крючкова

Переводчик Александра Крючкова

Дизайнер обложки Александра Крючкова

Редактор Вадим Шильцын

Корректор Виктория Хатмуллина

Благодарности:

Автор сердечно благодарит

каждого читателя

за проявленный интерес к книге!

Возрастной ценз 12+

Шрифт Ingenue

Книга издаётся по технологии

печать по требованию

© Александра Крючкова, 2023

© Александра Крючкова, иллюстрации, 2023

© Александра Крючкова, перевод, 2023

© Александра Крючкова, дизайн обложки, 2023

ISBN 978-5-0059-9741-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О КНИГЕ

Д. И. Немельштейн: «„Сны Старого Фонаря“ — смотреть всем!»

Впервые на русском и английском языках в полноцветном издании — книга замечательной писательницы Александры Крючковой «Сны Старого Фонаря», куда вошли чудные сказки, одинаково интересные и маленьким, и взрослым. Примечательно, что автором выполнен не только перевод, но и художественное оформление издания. Очаровательные рисунки пастелью одновременно по-детски наивны и чисты, по-взрослому серьёзны и добры. Забегая несколько вперёд, скажу, что сказочные миниатюры Александры Крючковой, отражая высокую степень писательского мастерства, поистине излучают Свет потаённой мудрости и наполнены Божественной Любовью.

Поразительная особенность прозы Крючковой — полное отсутствие грани между земной действительностью и Иной реальностью, читатель перемещается в пространстве и во времени, словно героиня «Лестницы в Небо», Олеся, то ныряя в Галактику, где «повсюду плавают кораблики. Много-много самых разных: мирных — с путешественниками, пиратских — с парусами, пушками и попугаями, да и просто одиноких лодочек — без никого и ничего…», то возвращаясь обратно; средством возвращения служат многочисленные волшебные лесенки — «верёвочные и канатные, деревянные и металлические, даже мраморные — различных цветов и размеров, а также — домашние стремянки…». Благодаря удивительному таланту автора создаётся впечатление, что подобное доступно каждому — и ребёнку, и взрослому — но только если он «верит в свою звезду»; ведь «крылья выдают тем, кто в них верил». Однако за обилием небесных лестниц и корабликов читатель в какой-то момент обнаруживает, что это — сказка о бескорыстной дружбе и надежде на торжество добра и справедливости. Олеся никогда и никому не выдаст печального секрета своего друга Вадика, а её желание поделиться счастьем и помочь другу стать настоящим принцем настолько глубоко и искренно, что вызывает умиление и поражает читателя в самое сердце.

Таинственная миниатюра «Заколдованный Принц» о ночи, проведённой странницей на берегу озера в Стране Туманов, ненавязчиво рассказывает о небесных законах, нарушение которых даже во сне грозит серьёзными последствиями, но автор оставляет надежду каждому стать настоящим, чтобы творить чудеса: «Лишь настоящая принцесса из Мира людей, способная полюбить любовью Высшего из Миров, сможет расколдовать принца!» …несмотря на то, что для этого необходимо «… отважиться проделать столь нелёгкий путь с Земли к этому озеру и почувствовать в дереве живую человеческую душу…»

«Сон Старого Фонаря» по-настоящему волшебен: на наших глазах на веточке вербы гусеница превращается в бабочку, которая делится с нами очередной тайной. Лишь преодолев собственные страхи, читатель позволит мечтам воплотиться в реальность. Но как это сделать? Как преодолеть страх? Бабочка знает ответ и на этот вопрос; беседуя с девочкой, она дарит надежду на Свет каждому из нас.

Несмотря на различные первопричины стремления в Небо и финалы историй, миниатюра «Девочка и Кошка» и сказка «Кувшинка» пронизаны всё той же надеждой на обретение счастья. Впрочем, перечитав восхитительные истории Александры Крючковой, представленные в «Снах Старого Фонаря», трудно не прийти к мысли, что связующей нитью этого сказочного цикла являются Вера, Надежда и Любовь в их вечном божественном переплетении.

Жемчужина данной коллекции, на мой взгляд, — сказка «Кувшинка», в которой Ангел даёт возможность главной героине (цветку) исправить ошибку, чтобы исполнить своё предназначение на Земле и обрести настоящее счастье в Небе. Сказка заставляет читателя пристальнее взглянуть на свою собственную жизнь, в том числе и с иной — небесной — точки зрения. Да и во время чтения книги, читателя до последнего абзаца не оставляет ощущение, что автор неотрывно и пристально наблюдает за героями — и даже за самим читателем! — не со стороны, а как бы сверху, с разной высоты, то приближаясь к ним, то удаляясь, но никогда их не покидая… словно… ангел-хранитель.

Две притчи — о том, как море стало солёным («Девочка и Море»), и о том, как реальность превратилась в сказку («Заколдованное Озеро») — лаконичны и мудры, в очередной раз подтверждая аксиому о сестре таланта — краткости.

Удивительно, что произведения этой книги созданы Александрой в подростковом возрасте (12—14 лет), настолько хорошо они огранены. Частично опубликованные ранее в книгах «Сказки Призраков» (ч.V. «Сказки Страны Туманов»), «Верите ли вы в призраков?» и «Кувшинка», они получили положительные отзывы литераторов ещё при первом выходе в свет. Известный поэт и прозаик Александр Карпенко правомерно сравнил ранние миниатюры автора с гением юного Лермонтова («Поэтоград», №12 (113), 2014).

В текстах Крючковой улавливается влияние Г. Х. Андерсена, Оскара Уайльда и Сент-Экзюпери. Написанные пастельными тонами, сказочные истории лиричны, нежны, в них сквозит лёгкая печаль и недетское понимание красоты мира, в котором превалирует Божественная Любовь. Изрядную её долю продуцирует и сам автор, будто так и оставшаяся жить на Земле в возрасте девочки-подростка. Прав персонаж из сказки «Прощание с детством»: «Времени не существует. Оно условно и относительно. И ты научишься им управлять, когда поймёшь, что на самом деле совершенно не важно, сколько тебе лет на Земле, главное — кем ты себя ощущаешь…»

Да! Смотреть на мир детскими глазами, будучи взрослым человеком, — дар Творца. Неслучайно сказочный цикл Александры Крючковой отмечен литературными премиями за творчество и для детей, и для взрослых: «Золотая Рыбка» (Московская городская организация Союза писателей России, 2022)1, «Сказки XXI века» им. Г. Х. Андерсена (НП «Литературная Республика» совместно с МГО СП России, 20222), «Сказки для взрослых» им. Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 20223).

Окунитесь в разноцветные «Сны Старого Фонаря», прочувствуйте слитые в них воедино Земное и Небесное, и лучи Божественной Любви непременно озарят вас и согреют ваше сердце и душу.

Дмитрий Иосифович НЕМЕЛЬШТЕЙН,

член Союза писателей России

Газета «Поэтоград» №11 (407), 2022

М. А. Замотина: «Добрые и мудрые притчи»

«Здесь у каждого есть свой дом, но его надо найти…»

А. Крючкова

Есть мнение, что сказки любят все — и дети, и взрослые. Наверное, потому что жанр этот особенный, волшебный. В сказках возможны самые невероятные превращения и перевоплощения, героям подвластно перемещаться в любой из существующих и несуществующих миров, вымысел неотделим от реальности. Сказок в наши дни много. И в книжных магазинах, и в электронных библиотеках. Безусловно, в новом веке в русской сказочной традиции появились новые черты. «Какие?» — спросит читатель. Что может измениться в сказке? Ведь сказка — жанр древний и всем понятный. Но и в то же время сегодня в ней мы видим и новые стилистические приемы, и новую предметность, и особой остроты актуальность.

Сказки Александры Крючковой, в первую очередь, отличает доверительная интонация. Автор словно ничего не выдумывает, она не фантазирует, не лукавит. Разве нет Страны Снов? Или Страны Туманов? Есть, конечно. Мы это точно знаем. Почему? А потому что автор говорит с нами, читателями, как с близкими, родными людьми. Мы доверяем ей, и это располагает нас к её героям.

У всякого литературного произведения, как и у музыкального, есть своя тональность. И у сказок Александры Крючковой она тоже есть. Но тональность, как и музыку, надо слушать. Не сомневаюсь, каждый читатель это сразу поймёт, с первых же строк: «Пушистая верба дремала в венецианской вазе на подоконнике, когда на её веточке появилась нежная Бабочка…» («Сон Старого Фонаря») Но совсем по-другому начинается и звучит «Лестница в Небо»: «Олеся с замиранием сердца ждала свой самый любимый праздник — Новый год, именно как Новый, чтобы тот кардинально изменил её жизнь. Девочка уже давно болела, но врачи заверяли, что Олеся вот-вот поправится. А в качестве подарка ей, как всегда, хотелось получить книжку о звёздах».

Для меня сказка — это, в первую очередь, настроение. Книжка Александры прекрасно проиллюстрирована самим автором. А если совпадает слово и видение слова, то это — особое настроение! Александра Крючкова и как писатель, и как художник не дотошна в мелочах, её мир ярок, элегантен, добр и очень прост в восприятии. Это восхитительно! Картинки яркие, элегантные. Весёлые и добрые. И такие понятные!!! И в то же время сказки Александры никак не назовёшь статичными красочными полотнами. В них всё в движении. В движении мысли и мечты.

Очень важно, что новые сказочные миры Александры Крючковой, а в этой книжке их несколько, нам, читателям, доступны. Как доступны они и её героям. И мы даже не задумываемся, почему легко и естественно воспринимается, казалось бы, несовместимое во времени и пространстве, — Александра прекрасно владеет законами жанра, в её сказках атмосфера обыкновенного чуда не противится подлинной географии: «День рождения — грустный праздник. Хорошо, что он случается нечасто. Гости, из года в год повторяющие одни и те же пожелания, уже разошлись. Но на этот раз Петя чувствовал: вместе с гостями его жизнь навсегда покидает неуловимое Нечто, и он никак не может повлиять на ситуацию — ни остановить, ни вернуть это Нечто. Оно оставляло мальчика наедине с огромным взрослым миром, столь не похожим на сказку, а плюшевый мишка грустил в кресле и ждал, когда же Петя обратит на него внимание, обнимет и скажет что-нибудь доброе и ласковое…» («Прощание с детством»)

Чудесным образом живут герои Александры Крючковой в природе. В сказке «Кувшинка» — и сам цветок, и два Лягушонка, Младший и Старший. Героев в этой сказке много больше, сказка только начинается с простого вопроса: «Чего грустишь, Кувшинка?» Это даже скорее притча с элементами сказки.

Взрослому читателю действительно некоторые сказки могут показаться притчами. Пожалуй, не только «Кувшинку», но и «Заколдованное Озеро», и «Заколдованного Принца» Александры Крючковой можно считать притчами. Но мир ребёнка — особый мир. Детский взгляд останавливается на мелочах. Ребёнок часто испытывает неизбывную тягу творить из собственного впечатления сказку. «Зачем?» — спросит взрослый человек. И как ответить? А в детстве всё сказочно. Что для нас, взрослых и образованных, — перенос смысла, метафора, аллегория, поучение, то для ребёнка — просто сказка.

Сказочный мир, созданный Александрой Крючковой, и не важно, кто в нём «путешествует», взрослый читатель или ребёнок, покоряет сердца мудростью и добротой. Природа сказки заключает в себе условность, которую мы ожидаем, как принимаем обязательные чудеса — необходимый атрибут жанра. Гномы, тролли, эльфы, волшебные палочки, существующие в народных сказках мира, — это привычно и незыблемо. Иное дело — авторский сюжет. Тут — масса возможностей. И Александра умело их использует.

Истории Александры Крючковой очень симпатичны своей трепетностью и доброжелательностью. Иногда отдельные эпизоды её сказок оказываются настолько реалистичными, так похожи на то, что происходит в действительности сегодня, что воспринимаются как рассказы с некоторым добавлением фантастических сюжетов. Например, герои истории «Девочка и Кошка» — очеловеченные свойства наших натур: «Они не вернулись… Возможно, кто-нибудь из вас однажды и встретит их, двух вечных странников — Девочку и Чёрную Кошку, но, возможно, они уже добрались до Лестницы в Небо и присоединились к мириадам звёзд, освещающих ваш путь…»

Александра Крючкова — человек добрый, несомненно. А как она любит своих героев! И мы понимаем, за что! Да, замечу, что добро и вера в счастье и справедливость — в числе избранных для автора добродетелей. Но она не навязывает своего мнения, а легко и свободно показывает героев в созданных для них обстоятельствах.

Автор — не скучный педант, а творческий человек, незаметно организующий пространство сюжетных коллизий, перипетий, взаимоотношений героев, предметов, явлений, пространство чувств, непосредственное восприятие сказочного мира. «Где-то далеко в Небе они заметили очертания неизвестного Города. Им стало интересно: что это за Город — не на Земле, а в Небе? Никогда раньше они не видели таких городов!» («Девочка и Море»)

В сказках Александры Крючковой легко читается непреложность авторского понимания добра и зла, автор воспитывает как у взрослых, так и у маленьких читателей умение узнавать мир, способность чувствовать красоту, она учит нас вере в жизнь добрую, мудрую, честную. «А Девочка исчезла. Скалы больше не созерцали её здесь, на берегу моря, на закате Солнца. И только книжка, оставленная Девочкой на прибрежном камне, напоминала им о её существовании…»

Сказка вселяет надежду. Если что-то у нас не складывается именно так, как в сказке, то мы всё равно стараемся, чтобы всё-таки желаемое свершилось, чтобы наши мечты претворились в жизнь. В суете нынешних забот и житейских неурядиц иногда вдруг становится грустно и тоскливо, и тогда на помощь как спасательный круг приходит сказка.

А ещё хорошая сказка — настоящая Золотая рыбка, и осенью 2022 года от лица Московской городской организации Союза писателей России я провела награждение Александры Крючковой литературной премией «Рыбка золотая» с вручением одноимённой медали «за создание фантазийных и сказочных произведений для детей и взрослых», за книгу «Сны Старого Фонаря».

Сказки Александры умны и бескомпромиссны. Ценнейшие качества — добро, гармония, верность и честь в её сказках, равно как и осуждение злобы и коварства, найдут пути к сердцам детей и взрослых не только в нашей стране, но и по всему миру.

Марина Анатольевна ЗАМОТИНА,

Заслуженный работник культуры РФ,

член Правления Московской городской организации Союза писателей России,

Ответственный секретарь творческих объединений критиков и литературоведов, драматургов, детских и юношеских писателей

Газета «Литературные известия» №12 (210), 2022

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32390

http://litiz.ru/archive/litiz_2022_12(210).pdf

Л. Я. Резник: «Нобель по литературе 2023»

Александра Крючкова выдвинута на Нобелевскую премию в области литературы 2023: Е. В. Степановым, кандидатом филологических наук, поэтом и Президентом Союза писателей XXI века, а также В. Г. Бояриновым, поэтом и Заслуженным работником культуры РФ, Председателем Московской городской организации Союза писателей России.

Леонид Яковлевич РЕЗНИК, Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный писатель МГО Союза писателей России, директор ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств им. Ю. С. Саульского»

«Книга Воспоминаний» 2022, ISBN 978-5-7949-0958-6, М., МГО Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2022, 238 с.

Газета «Литературные известия» №1 (211), 2023, С. Киулин: «А. Крючкова имеет шансы получить Нобелевскую премию за книги прозы».

«ДИАЛОГ-TV», №5/2023, О. Ефимова4.

«ДИАЛОГ-TV», №44/2023, E. В. Степанов5.

«Почта России», отправление № RO100595262RU.

Газета «Поэтоград» №1 (409), 2023, Ф. Мальцев: «А. Крючкова может получить Нобелевскую премию».

«21 Писатель XXI века», ISBN 978-5-6049510-6-4, М., НП «Литературная Республика», 2023, 212 с.

Журнал «Москва литературная» №1/2023, ISBN 978-5-6049510-4-0, М., НП «Литературная Республика», 2023, 100 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сны Старого Фонаря / The Old Lantern’s Dreams. Премия им. Г. Х. Андерсена / H. Chr. Andersen Award (Билингва: Rus/Eng) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Газета «Литературные известия» №12 (210), 2022.

2

Газета «Литературные известия» №11 (209), 2022.

3

Газета «Поэтоград» №1 (397), 2022.

4

https://youtu.be/JCaHyP-eqio

5

https://youtu.be/L0Gh6DvmB3I

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я