Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина

Александра Крючкова

«Кофейня астральных свиданий» – сборник стихотворений, написанных современным языком в духе лучших традиций Серебряного века, для ценителей Поэзии: непредсказуемость строк, нестандартный взгляд на мир, разнообразие рифм и ритмов, потрясающая самоирония автора, переплетение любви и мистической философии… Эта книга – настоящий портал в Иную Реальность. Добро пожаловать в Кофейню Астральных Свиданий! Премии: «Король поэтов», «Лучшая книга года», «Книга XXI века» им. И. Северянина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О КНИГЕ и СТИХАХ

Совокупный тираж => 3 000 экз.

ПРЕДЫДУЩИЕ ИЗДАНИЯ

Избранное:

· «НЕСТАНДАРТ», книжная серия «Авангранды», ISBN 978-5-91865-727-0, М.: — Издательство Евгения Степанова, 2023 — 72 с.

· «КОРОЛЕВА ПОЭТОВ», ISBN 978-5-386-07215-5, М.: — РИПОЛ классик, 2014 — 256 с.

· «МОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ», ISBN 978-5-905939-20-4, М.: — Продюсерский центр А. Гриценко, 2012 — 516 с.

Циклы «Фейное», «Ко-фейное», «Кото-фейное» и «Чайное»:

· «НЕ ОТДАВАЙ МЕНЯ ДРУГИМ», ISBN 978-5-386-09767-7, М.: — РИПОЛ классик, 2017 — 536 с.

Циклы «Фейное», «Кото-фейное» и «Чайное»:

· «ТЁМНАЯ БАШНЯ», ISBN 978-5-386-08264-2, М.: — РИПОЛ классик, 2015 — 270 с.

· «ТЁМНАЯ БАШНЯ», ISBN 978-5-7949-0415-4, М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2014 — 270 с.

· «Я НАУЧИЛАСЬ ВАС ЛЮБИТЬ ИЗДАЛЕКА», ISBN 978-5-93550-013-4, Рязань: — Издательство «Поверенный», 2009 — 285 с.

Циклы «Ко-фейное» и «Слу-чайное»:

· «В ЭТОМ ГОРОДЕ», ISBN 978-5-386-08256-7, М.: — РИПОЛ классик, 2015 — 376 с.

· «В ЭТОМ ГОРОДЕ», ISBN 978-5-7949-0433-8 М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2014 — 376 с.

· «СЛУЧАЙНЫЕ СТИХИ», ISBN 978-5-98458-013-8, М.: — «Литера М», 2011 — 171 с.

А также:

· «ОСТАВЛЯЯ СТИХАМИ СЛЕДЫ», ISBN 978-5-7949-0369-0 (тт..6—9): М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2013.

Е. Б. Рейн и А. С. Кушнер на ТВ «Культура»

Мне ближе стихи Крючковой… Очень эмоциональные, напористые, с большим запасом энергии и уже оформленные… в них есть и форма, и содержание.

Евгений Борисович РЕЙН

Прослушать мало… Надо ещё посмотреть на бумаге.

Александр Семёнович КУШНЕР

Телеканал «Культура»

передача «Вслух. Стихи про себя»,

эфир 13 октября 2012

Л. Я. Резник: «Нобелевская премия»

Александра Крючкова выдвинута на Нобелевскую премию в области литературы 2023: за книги прозыЕ. В. Степановым, кандидатом филологических наук, поэтом, Президентом Союза писателей XXI века; за поэзию и прозу — В. Г. Бояриновым, поэтом, Заслуженным работником культуры РФ, Председателем Московской городской организации Союза писателей России.

Леонид Яковлевич РЕЗНИК,

Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный писатель МГО Союза писателей России, директор ГБУДО Москвы «Детская школа искусств им. Ю. С. Саульского»

В. Г. Бояринов: «Тридесятое царство»

Александра Крючкова не устаёт покорять читателя своими книгами. Александра отличается любовью к Слову и постоянной работой над стихотворной строкой… Великолепны стихи о Венеции, где автор побывала на могиле И. Бродского во время прохождения семинаров Школы Букеровских Лауреатов вместе с наставником и ведущим курса поэзии Евгением Рейном. Присутствует ли дух Бродского в стихах Крючковой? — судите сами: это стихи-предчувствия, стихи-сновидения, стихи-картины, стихи-мосты в той самой Венеции, городе, который является «апокрифом поэта» и по которому блуждает призрак Бродского. Дух странствий, присущий многим поэтам, не дает покоя и Александре. Читатель путешествует с автором по пустыням и океанам, по суше и по морю, за тридевять земель — в тридесятое царство. Тема переклички с поэтами Серебряного века — Цветаевой, Блоком, Ахматовой — свидетельствует о преемственности и духовной связи поколений. Но что это за связь? Возможно, мистическая. Или ностальгическая? А, может — дух осени? Восприятие природы и погодных явлений у Александры тесно переплетено с миром чувств, а «осенние» стихи завораживают музыкальностью, проникновенностью и философским взглядом автора на Время. Но спешить срываться в Небо не стоит. Я желаю удачи автору в Москве, в Санкт-Петербурге, а далее — везде. На доброе и вечное!

Владимир Георгиевич БОЯРИНОВ,

поэт, Заслуженный работник культуры РФ,

Председатель Московской городской организации Союза писателей России

Журнал «Зинзивер» №6 (132), 2022

Е. В. Степанов: «Яркая поэтесса»

О поэзии Александры Крючковой

Александра Крючкова — яркое имя нашей литературы. Она печатается в популярных литературных журналах, таких как «Дети Ра», «Зинзивер», автор «Литературных известий» и многих других изданий. Она номинант на Нобелевскую премию по литературе. Номинант по прозе, за свои романы. Но мне Александра Крючкова интересна, прежде всего, как поэт.

Я давно и внимательно слежу за её творчеством на протяжении 15, может быть даже 20, лет. Мы вместе выступали на разных площадках и даже вместе были на фестивале в Венгрии.

Александра Крючкова — яркая талантливая личность, и поэзия у неё ни на кого не похожая… Есть свой стиль, неповторимая интонация. Конечно, учителя, предшественники, предтечи очевидны: целый ряд поэтов-футуристов XX века, и, конечно, Цветаева с её нервным ритмом, с её тире постоянными… Тем не менее, при всём богатстве русской поэзии, русской литературы, при том огромном background’е, который мы все имеем за плечами, Крючкова смогла состояться, реализоваться как самобытная, действительно яркая поэтесса.

О книге «Кофейня Астральных Свиданий»

Вы, наверное, почувствовали, насколько это цельная книга, насколько здесь всё органично и гармонично… Это поэзия не простая — для людей, умеющих понимать и чувствовать. Меня такие стихи волнуют, пробирают до дрожи.

Поэт — существо не только земное, но и небесное. Об этом стихи Александры Крючковой: о том, что здесь и о том, что там, о том, что нас ждёт, о вечном и о том, что человеку трудно на Земле. Он страдает, мучается, но всё-таки надеется — на любовь, на высокие чувства.

Александра — красивая замечательная женщина, стихи тоже красивые, ранимые, открытые всему миру и нам с вами.

Я поздравляю Александру с этой замечательной книгой. Я поздравляю всех нас с тем, что в России живёт такой поэт.

Евгений Викторович СТЕПАНОВ,

поэт, издатель, кандидат филологических наук,

Президент Союза писателей XXI века

Телеканал «Диалог ТВ»

передача «Книги издательства Евгения Степанова»,

выпуск №44, 30 июня 2023

Телеканал «Диалог ТВ»

передача «Поэтоград»,

«Кофейня Астральных Свиданий. Читает автор — Александра Крючкова»

выпуск №01/2023, эфир 13 января 2023

Л. М. Кузьминская: «Любовь побеждает!»

Александра Крючкова — явление в российской литературе первой четверти XXI века. Её проза поэтична, а поэзия многогранна — это произведения различных жанров и тематики, что не часто встречается в поэтическом творчестве. Любовная лирика поражает глубиной чувств и не оставляет равнодушным читателя, а философские размышления отличаются необычайной образностью и чувствованием мира в его глобальном многообразии. Свет стихов Александры Крючковой освещает наши суетные дни и дарит нам радость соприкосновения с гармонией и красотой поэтического слова. Эта книга включает в себя множество интересных стихотворений, достойных внимания, однако особо следует отметить стихи о Венеции. У итальянцев есть примета — в Венецию нельзя приезжать с любимым человеком. Возможно, именно поэтому Венеция предстаёт в стихах Крючковой городом призраков. Конфликт Любви и Смерти, присущий прозе Крючковой, проявляется и в поэтическом цикле о Венеции, магическое притяжение которой не только пленит самого автора, но и завораживает читателя. И всё же — «нарисуй мне… Кофейню, фонарик во фраке, сквозь годы искрящий в надежде, что счастье коснётся нас прежде, чем сердце утонет во мраке…» — Любовь побеждает!

Лариса Михайловна КУЗЬМИНСКАЯ,

поэт, член Союза писателей России, руководитель направления по сотрудничеству с регионами России и зарубежными странами общественного движения Поэты Москвы

Газета «Литературные известия» №1 (211), 2023

Журнал «Москва литературная» №1, 2022

П. Г. Гулдедава: «Драгоценные вина»

Чтение произведений Александры Крючковой для меня похоже на медитацию, но таковым и должно являться воздействие истинной литературы. Магия её стихов, безусловно, пробуждает чувства, открывает глаза и расширяет сознание.

Пытался подобрать определение, но все слова слишком просты, не отражают ни амплитуды, ни цветовой палитры, и оттого неуместны, — стихи Александры Крючковой только хорошеют год от года, как драгоценные вина, и вдохновляют на написание собственных строк, да и просто жить, дерзать и любить, — я поймал себя на мысли, что это и есть настоящая поэзия.

О чём бы Александра ни говорила, каждое слово — это слово Любви, Веры и Надежды, излучающее магию обаяния таланта и красоты. Следуя заразительному примеру и перефразируя высказывание Ференца Листа о Полине Виардо, хочу со всей ответственностью заявить: Александра Андреевна Крючкова — не просто русский и российский литератор. Она — «явление культуры», и когда-нибудь «настанет свой черёд… драгоценным винам» её неповторимого творчества.

Пётр Георгиевич ГУЛДЕДАВА,

поэт, Заслуженный писатель Союза писателей России,

руководитель ЛИТО «Свежий взгляд»,

член Академии российской литературы

Журнал «Футурум АРТ» №2 (53), 202212

А. А. Шорохов: «М.И. Цветаева и Р.Ф. Казакова»

«Сначала я подумал, что такой немного рваный стиль говорит о том, что Марина Ивановна Цветаева близка Александре, а потом подумал, может быть, Римма Фёдоровна Казакова. Может быть, обе. Это не вопрос, это такое наблюдение. Стихотворение „Сменилась вывеска“, по-моему, совершенно замечательное и кончается очень хорошо: „На до сих пор мерцающий фонарь“„Танец на площади“ — хорошее эмоциональное стихотворение. И „трижды преданный Творец“ понятен, и „призрак Страшного Суда“, который бродит в городе неузнанным, и „нам же узнанным, но изгнанным светит тайная звезда“ — очень красивый образ в двух строчках получается… „Эпитафия“ тоже мне понравилась, большой жирный плюс! Концовка блистательная: „Наших судеб темно сукно…/ Крылья смотрят на Юг — за птицами! /Видишь, в Небе плывёт окно? — Это я в нём кружусь страницами“…»

Алексей Алексеевич ШОРОХОВ,

поэт, публицист, литературный критик

Секретарь Правления Союза писателей России

Телеканал «Вечерняя Москва»34

передача «Вечерние стихи»

эфир 10.02.2021, 1-ый полуфинал

В. С. Белов: «Смелый автор!»

Прекрасное эмоциональное и позитивное воздействие на читателя! Поэзия Александры действует, как нейропрограммирование… Она не может жить вне полёта, долго находиться в нашей реальности. Её стихотворение «Бродить босой по сводам потолка» очень удачно! — и личностное и очень грамотно построено. А одна строчка меня просто поразила: «Меня достал тоскливый скрип паркета, и пятки вновь прильнули к потолку»

Александра очень смелый автор! Она через какие-то каноны переступает и умеет донести главное: своё личностное. Это уже вполне сложившийся поэт со своим стилем, который вряд ли что-нибудь принципиально изменит, потому что в основе этого стиля лежит любовь к жизни, оптимизм и всё, что придаёт этой жизни смысл. Спасибо, Саша!

Валерий Сергеевич БЕЛОВ,

поэт, литературный критик,

член Союза писателей России,

со-основатель и главный редактор

литературного портала «Изба-читальня»

Телеканал «Вечерняя Москва»56

передача «Вечерние стихи»

эфир 02.12.2020

Д. В. Силкан: «Королева Поэтов»

В благословенные времена Серебряного века в России провели легендарный литературный турнир «Король поэтов», громкого титула которого в 1918 году был удостоен Игорь Северянин. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: кто-то настаивает исключительно на игровой составляющей турнира, другие же уверяют, что данное событие во многом определило пути развития поэзии в ХХ веке.

В 2013 году Московской городской организацией Союза писателей России принято решение возобновить традицию именитого поэтического конкурса (газета «Московский литератор» №7, апрель 2013, «МГО СП России открывает турнир на звание „Король поэтов“»)7. Победителем Первого турнира, финальный этап которого состоялся в Большом зале Центрального Дома Литераторов 23 мая 2013 года, стала уже известная в литературных кругах поэтесса Александра Крючкова, которой и был торжественно присвоен титул «Королева поэтов» (газета «Московский литератор» №12, июнь 2013, «Литературный турнир „Король поэтов“»)8.

Стоит отметить, что данное решение было вынесено как по единодушному мнению жюри, так и по результатам зрительского голосования, а сама победительница — приглашена на передачу «Королева поэтов» в «Литературную гостиную» Фонда «Русский Мир».

Уже осенью 2013 года издательство «РИПОЛ классик» предложило Александре Крючковой выпустить в свет одноимённую книгу избранных стихотворений («Королева поэтов», ISBN 978-5-386-07215-5, М.: — РИПОЛ классик, 2014. — 256 с.), а в 2022 году её «Кофейня астральных свиданий» была отмечена литературно-общественной премией имени Игоря Северянина как победитель конкурса «Книга XXI века» в номинации «Поэзия» (конкурс проводился Московской городской организации Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика»).

В стихотворениях Александры предстаёт целая Авторская Вселенная с насыщенными незабываемыми образами и яркими метафорами. Её поэзия наполнена пульсирующей космической энергией, которая буквально пронизывает читателя насквозь.

Красной линией в творчестве поэтессы проходит и тема Иной Реальности — мистические образы небесных стражей, туманных призраков и затерянной Атлантиды оживают на наших глазах и влекут в свой незримый и таинственный Тонкий Мир.

Философские размышления Александры Крючковой отличаются искрящейся оригинальностью и неистовой глубиной, что, как правило, не свойственно так называемой «женской» поэзии. Отдельные строки поэтессы достойны цитирования, а общее стойкое «послевкусие» от её стихов можно выразить как ощущение столкновения с уникальными запредельными мирами и гармонией сфер духовного мира.

Любовная лирика Александры Крючковой, в которой сплетаются в единое целое и нежность, и дерзость, и самоирония, пронзает обнажённостью чувств и поэтическим изяществом. Неслучайно в литературных кругах поэтессу сравнивают с Мариной Цветаевой. Александра является победителем конкурса МГО СП России «Цветаевские костры» 2013 (газета «Московский литератор» №7, апрель 2014, «Подведены итоги литературных конкурсов за 2013 год»)9, а также награждена медалью М. И. Цветаевой в 2020 году как руководитель делегации МГО СП России на «Цветаевском костре» в Елабуге (журнал «Зарубежные записки» №1 (47), 2022, Борис Михин: «Ангелы и звёзды: М. Цветаева, Е. Рейн и А. Крючкова»)1011, да и осенью 2013 года руководство Елабужского мемориального комплекса имени М. И. Цветаевой приняло решение о предоставлении права зажечь 11-ый Цветаевский костёр и открыть поэтические чтения именно Александре Крючковой (МСПС, «Общеписательская Литературная газета» №10 (47), 2013, Нина Викторовна Попова12: «Цветаевский костёр на Каме»).

Трудно спорить с тем, что дух Серебряного века так или иначе присутствует в её творчестве, однако голос Александры — свой собственный, в чём можно убедиться, прочитав её книги.

Дмитрий Викторович СИЛКАН,

секретарь Правления Союза писателей России,

руководитель пресс-службы Союза писателей России,

ответственный секретарь Комиссии по поэзии

Московской городской организации Союза писателей России; член Правления Академии российской литературы;

автор и ведущий передачи «Литературная гостиная» на радио «Русский мир» (Фонд «Русский мир»).

«Литературные известия» №11 (209), 20221314

«Королева поэтов» (предисловие к книге), ISBN 978-5-386-07215-5, М.: — РИПОЛ классик, 2014. — 256 с.

Е. В. Талленика: «Привет от Игоря Северянина»

«Сказкой загадочной на ночь не читана,

Кото-кофейнями утром не ласкана,

Небом воспитана, кармой испытана,

К Богу на вылеты Смертью натаскана…»

А. Крючкова

Передо мной (вы думаете, я скажу: книга?) — нет… истерзанные ветром крылья Саши Крючковой — «Держишь в своих руках крылья стихов моих», «Крылья — цвета бордо», «В ладошку кружится перо — крылатых прощальный привет…». Истерзанные? — да, потому что «маленькая фея» путешествовала по свету, проходя огонь, воды и медные трубы — «Перья мокнут в метель», «В сферах гиблых пустынь нежность крыльям мила», «Кто же станет во сне штопать ниткой эфира / крылья светлой мечты — сказки взбитой перины?», — и готова поддержать своим крылом каждого, кто никак не решается взлететь: «Я знаю, как страшно над жутким обрывом поставить на крылья, без крыльев взлетая…».

«Кофейню», изданную в ох-каком непростом 2022 году, я прочитала на едином дыхании от апельсиновой корки до ржаной, однако сами стихотворения вызвали прямо противоположные контексту времени ассоциации — нечто похоже на волшебный привет от Игоря Северянина. Мне вспомнились его «Ананасы в шампанском» 1915 года, ибо «потоки энергий замкнутся лилово», хотя и «не нам тестировать Дор-блю во сне весеннего Монмартра». Даже несмотря на то, что «звёздам снится кофейный рассвет» и неплохо бы для начала «поймать в сачок кружащую Луну», в целом, можно насладиться и необычным вином: «Кагор из тучи — Земли причастье».

Александре Крючковой, как и Игорю Северянину, присуще не только потрясающее чувство ритма, особый музыкальный слух, но и самоирония — «хурма ума — не сахарный характер». С очаровательной улыбкой и воистину наслаждаясь словами, она сообщает читателю о своих путешествиях на море: «Беседуя с Творцом, я вырулю на пляж!», «Смакую рыбёшек и сок, взяв кошку и парус в прокат…», затем мгновенно перемещается на север — «Сегодня в Лондоне прохладно любому пёсьему хвосту. Дождями вылетев парадно, я снилась грустному мосту…», посещает книжную выставку в Париже — «В этот город пришла на День самых главных — чужих! — побед…», и пусть «глаголы путались во времени, друг другу кланяясь «на Вы»», однажды «вздрогнет щека — чмокну стихом — в белых носочках! — вместе в века завтра верхом въедем на строчках!».

Да, эта книга стоит того, чтобы поговорить о ней более обстоятельно!

Чем уникальна Александра Крючкова в слове поэтическом? — Магнетизмом… С этим, я уверена, не каждый поэт рождается, магнетизм или есть, или его нет. От Александры так просто не уйти — затянет!

В её Ином мире хочется остаться жить, потому что «игры в реальность чрезмерно тесны!», да и читатель не против «вот бы проверить реальность на вымысел?!», а при проверке обнаруживается, что «в колёсах Сансары вращалось немало открытий: искала атлантов, но стрелки вернулись ко мне…».

Мир Александры Крючковой не заземлен и не приземлен — «но мне со звёздами привычно стелить над городом постель», «звёздным вихрем станцую тебе сказку-пропуск в Иную Реальность!», он носится ветром странствий по Вселенной — «Дух мой в осени скитался сказочно вполне, — каждый встреченный остался городом во мне», это лист с дерева жизни, не теряющий свежести майской зелени — «в Небо вросшая кореньями — ветки тянутся к Земле…», «листьям — спешить в дорогу, к Богу лететь — не вниз».

Добавлю к магнетизму непредсказуемость строк — «чашке не жить без чая, нежность душой тонка, даже шаман, скучая, жаждет — на чай — звонка», многообразие нестандартных картин — «Дневному Светилу с метёлкой да в ступе кружиться над миром и цыкать на Луны», неприятие шаблонов — «бродяги-фантомы незримо колдуют над нами, внедряя шаблоны, которым приятно служить», «ты бродишь с факелом клише», «ты скачешь по кочкам стандартных решений!», «Ступай, дружок! — мне в хижине бетонной бродить босой по сводам потолка», и глубину философской мысли — «наши души — у Бога в прокате», и перед нами — уникальный поэт в образе крылатой девочки — ещё не ангела, но феи — «Мне бы лодочку — и в века, или к ангелам — встать подрядом…».

Читая исторические отсылки к временам и эпохам, странам и континентам, понимаешь, что природа странной правоты автора в её пожизненной юности — восхитительна! Александра жила тогда и сейчас живёт Там, вне Времени, — девочкой, но во плоти философа и провидца — «здесь Время — цинично и ложно, взрослея, себя же погубим, а Карлсон вернётся на крыши…», и не потому ли «а Время замерло от страха и резко бросилось… назад!», что Александра уже победила Время при жизни, как минимум осознанием: «уходят и люди, и феи, меняя квартиры на звёзды»? Пока читатель с замиранием сердца прислушивается к очередному «ку-ку» в лесу, суммируя их в уме или загибая пальцы, Александра улыбается, потому что «это — ловушка», ибо существует «секунда молчанья — длиною лет в двести», «а Богу забавны и рифмы, и чётки, и сметы расчётов болтливой кукушки…».

Поэзия — всегда больше, чем чтиво, развлечение, чем рифмованный сказ о житие-бытие или поэтическая зарисовка момента. Поэзия — не кадр, это то, что за кадром: чутье и способность к пониманию замысла Главного режиссёра и сценариста нашей жизни, и выпавшая на долю ищущего знаки от Него и ответы, доля страданий и мук.

Поэзия — это поиск невидимых связующих нитей всего и вся в совершенно несовершенном мире. Это то, что способно утолить печаль, как старинный романс, насладиться уютом интимной гостиной, найти выход в сад по аромату цветов, если свечи оплавлены и погасли, а вернувшись, разбить аквариум с золотой рыбкой, если та зажирела в лености своей…

И Александра, как истинный поэт, предлагает читателю как вариант — последовать её примеру и заглянуть в необычную Кофейню — «Мне бы кофе… на ложку послаще, чтобы Солнце светило нежнее…». Именно в Небе, а не «в порочной обители, где Солнце и сердце погибли от холода, а Лунный фонарик туманы похитили», расположена уютная гостиная Александры Крючковой — «Кофейня астральных свиданий», в которую можно попасть уже сегодня всем желающим, например, во сне или используя портал — её книгу, нарисовав в своём воображении:

«… Кофейню, фонарик во фраке, сквозь годы искрящий в надежде, что счастье коснётся нас прежде, чем сердце утонет во мраке».

Дождёмся полночи, когда «зависнув над строчкой в чернушной сорочке, Ночь стынет десертом несмятой подушки», и заглянем внутрь! Автор сидит за столиком у окна в Мир, с тетрадкой и ручкой, наблюдая за посетителями, которые «венчаются кофейным обрядом», и одновременно — за происходящим на Земле, где «Луна не спит — сканирует планету», а вот «Солнце в отпуск ушло»:

Губы — тестом на ложь,

Годы — учат любви,

Осень — вовсе не повод спуститься на дно!

Если меди — на грош,

Запах кофе — лови! —

Впишем счастья причастье в сценарий кино!

В этой Кофейне никто и ничто не случайно: «Случайных — отводит Всевышний, а прочих — оплачет скрипач». Александра записывает что-то в тетрадку и ждёт появления своей Любви: «Я — в Башне халдеев, мечтаю о манне небесной, не хочешь заехать на кофе с бессонной Луной?»… «Я бы с тобою до снега столик закрыла — прощеньем…»

В меню здесь, кстати, — не только кофе, да и «я стою дороже эспрессо зернистого в элитной кофейне богемных статистиков!». Есть чай. Угощайтесь, читатель! И я — «я — тоже… чашечкой без чая, скучая, призраков ловлю», поскольку мимо проплывают сплошные призраки — «А облако — точь-в-точь обещанный жених!»,

Я жду звонка, но идолы немы —

Моя любовь случается не нашей,

Судьба — печаль, склонённая над чашей

Пустых надежд на призраков зимы…

И даже если кто-то предлагает познакомиться —

На тонкой границе, где паспорт не нужен,

Играли словами десертом на ужин,

Я знаю, что ты мне, конечно, не сужен,

Ты знаешь, что мной ты зачем-то простужен, —

Не повод для шуток…

— разлука неизбежна при наступлении рассвета — «Белым облачком взмыл в рассвет с донца чашечки — дух кофейный», «в никчёмных беседах под кофе на память астрально целую», да и просто потому что «Дворец мечтал о вывеске иной. Фонарь и я оставлены за дверью, ТЕБЯ там нет!»

Примечательно, что в меню Кофейни — множество не (!) сказочных блюд, о которых нужно помнить каждой Золушке: «из тыквенных карет готовится крем-суп», «из тыквенных карет готовится пирог… рагу… салат…»…

Что может быть любимее Любви и грустнее грусти, когда «нам поздно чертовски влюбляться, но рано разлиться вином»? Возможно, «наш путь кармически просрочен»? Ответите? Тогда вы сможете преобразить плоское в объёмное, — мысле-образы, иллюзию и фантазию в фотографическую память души.

Александра-поэт (а мы знаем её и как блестящего прозаика) обладает такой выразительной подачей символов чувств, что монументальное слово робеет перед её бабочковым крылышком суффикса и окончания, несмотря на обилие «мужских» рифм. Парадокс? Да! И детский ритм считалочек, иногда используемый автором, лишь подчёркивает глубину и общечеловеческую мудрость, достойную изливаться из уст конфуциев! Но вернёмся к главному — Любви.

Какой предстаёт Любовь в этих стихах? — разнообразной! От кокетливой и дерзкой до божественной: «Как же выберу я «против», если крыльями я — «за»?!», «Хочу быть пленной и… пленить!», «У памяти — брутальная винтажность: я прыгала от каждого звонка!», «Любуюсь тобою, как стражник — музеем…», «Любите ревностно, как тень — сраженья с полночью за тело… Любите пламенно, как те, кто Смертью милован однажды…», «Любовь — причастное вино», «Дайте глотком из Вечности каплю Любви без слов…».

Впрочем, и на вопрос: а стоит ли любить вообще и зачем? — автор отвечает неоднократно и на разных уровнях, чтобы найти свой подход к каждому читателю: «чтоб — вдаль, выруливать на крылья, менять их цвет», «сражая Скрижали полётом фантазии…», «воскреснут из шкафа чудные одежды счастливых совместных времён», «воскреснем Любовью», «Душа спасётся пламенем Любви — венцом творенья Солнечной Вселенной».

И пусть «встречи — опасны, разлуки — полезны», и «нежность погубит стрелка», «поздно думать, страдая напрасно: то ли порознь скитаться нельзя, то ли вместе светиться опасно», жажда Любви — зашкаливает, «Маргуша по ступе скучает неистово! — полёты на мётлах — не игры софистиков!»:

Дело — в шляпе, надежда — кушак,

Страхи — в печку! Перед Небом отвечу,

Сделав прежде последний свой шаг,

Шаг — навстречу…

Наиболее часто используемые (равно «значимые») слова Александры выдают в ней философа: Время, Вечность, Любовь, Творец, Душа, МЫ и……ТЫ, но крайне редко встречается «я» — в основном, в форме «меня», «мной», «мне». И это, чисто женское, нежное, хрупкое, такое зависимое обращение ТЫ — из передряг житейских передаёт автора на ладонях Дюймовочкой в тюльпан моей читательской эмпатии — так хочется защитить её, славную, чью «каморку души греет фантик, шуршащий в кармане», у которой «трагедий — не меньше, чем вёсен, а счастья — едва ли на лето», то приближающую к бытовой конкретике, то отдаляющую на космическое расстояние — «Мальчик признался, что сходит на нет радость без евроремонта, Птице, летящей от звона монет к Солнцу из песен Бальмонта», за то, что в своих стихах не ищет способов отделаться от трагичного — «я Солнце по жизни так долго искала, что верю в Светило с трудом», «с детства Луна мне — за мать»; и меня, как читателя, распирает чувство благодарности — «А ночью на Луны приятней выть вместе!» — за глубину проживания и горевания, которую я испытала, читая книгу, — «Зашейте мне душу! Зашейте и вышейте!», «Заплечью — тысячи крестов, а крыльям — бонусом — две мили…», «голос устала сжимать», «лица, вылиты из стали с прорезью бойниц, в полночь пафосно листали таинства страниц»

Ах, дудки божьи, как же вы хрупки:

Удержи! За рукав чудо-платья Армани

жалкой нищенки — нет и копейки! — в кармане —

взаимности!

За сердце, что шире наземных широт…

Из цитат строк Александры Крючковой получится полновесная книга блистательных афоризмов. Облаченные в стихотворную форму, перекликающиеся с поэтами Серебряного века, в то же время неожиданные, остроумные и ироничные поражают глубинным родством с предтечами философской поэтической мысли — Хайямом и Навои.

«Бедняк — торгуется за тесто, богач — за женщину и нож…», «Мы — белки в колёсах Сансары», «Только на Ноев корабль руки отпустят синицу!», «Разум спросит у речки про брод — чувства прыгнут с разбегу да в омут!», «С белым флагом в чердачном окне можно спорить, но глупо бороться…», «В Скрижалях разлуки и встречи верстают на годы вперёд!» «У кармы — пастбище обид», «Скорость пугает послов, сердце — надавит на газ…», «Выбрать разумом несложно, если чувствами молчать!», «Правда — для лживых — не вождь…», «Правды горькие излишки стоят острого меча!»

А что с золотой рыбкой в аквариуме? Александра научила её говорить на иностранных языках, и вышло авторское Слово за границы славянской ментальности — Крючкову читают и любят, организуют презентации и размещают её книги и на русском, и в переводе на английский, итальянский, болгарский и венгерский языки с гордостью не только в России, но и за рубежом, включая музеи и монастыри Греции — исконного Литературного Олимпа и цитадели Философии! — «Брошусь в омут солнечной Эллады, пусть же Время радостно замрёт!»

Неизбежность возвращения домой — в Небо, как и у любого философа, осмысливается и Александрой — с лёгкой грустью: «Дух Солнца кружится над винами, а Небу плачется дождём, что все мы снежными лавинами с вершины жертвенно сойдём», «Читаю молитвы, полётов довольно — метёлку распилят на крест», и непоколебимой верой в бесконечность бытия и торжество Любви и творчества: «Я слишком крылато любила — Не бойтесь! — мгновенно взлечу!» «В Небо взмыла душа невозвратным билетом…», «Видишь, в Небе плывёт окно? — Это я в нём кружусь страницами…».

Впрочем, у Творца — свои законы и резон, когда-нибудь и нашему литературному веку будет дано название. Уверена, что имя Александры Крючковой, победителя литературного турнира «Король Поэтов» 2013 и конкурса «Книга XXI века» в номинации имени Игоря Северянина 2022 (оба проводились Московской городской организацией Союза писателей России), не потеряется в нём, ибо, как и подобает творцам-писателям, «мы все исчезнем в обмен на книжку…», а настоящие рукописи не просто «не горят», они — бессмертны.

Елена Вячеславовна ТАЛЛЕНИКА,

поэт, член Союза писателей России,

лауреат литературных премий

Газета «Поэтоград» №10 (406), 20221516

В. Г. Шильцын: «Космос!»

Стихи Александры Крючковой заразительны стремлением проникнуть в тайны мироздания. Множество образов следует за внимательным взглядом автора на реальность, преподнося читателю самые неожиданные сюрпризы, как например:

«Каморку улитки ждёт Нобель за тайну спирали…»

(«Белки»),

«Спидометр — врунишка! — к разлуке летели —

2 года за 20…»

(«Где-то на границе»),

«Пахнет не осенью — мишкой на Севере…»

(«Несвободное падение»),

«Из всех цветов сентябрьского букета

Достал фрактал скрипучего паркета,

И пятки вновь прильнули к потолку…»

(«Бродить босой по сводам потолка»),

«Открою кофейню астральных свиданий…»

(«Кофейня»),

«Достану билетик на ступу до Марса…»

(«Заезженная пластинка»),

«Сам Дьявол — навстречу! — целуя небрежно,

прошепчет на ушко: «Бог — редьки не слаще!»»

(«Задачка»).

Порой это отстранённый взгляд на явления и события —

«Город хитрых зеркал строен мыслью шамана.

В лужах — грозди ключей самых дальних Созвездий…»,

«Жизнью правит фантом тайной мантры факира.

В поле истин любви — бренды лживой витрины…»

(«Поцелуй в зеркале»);

а иногда наоборот, чрезвычайно эмоциональное и личностное изложение чувств —

«В пряже судьбы меланжевой / Чёрный — щенком скулит:

«Даже свече оранжевой — / Слёзы — мрачней Лилит!»

Краской из сна предерзкого / Утром взойду на холст.

Мальчик, на ночь у Невского / Сдай мне окно на мост?»

(«Окно на мост»);

но в разнообразии авторских подходов нет ни лицедейства, ни обмана, а лишь пронзительная искренность, как, например, в стихотворении «Воланду», которое приведу целиком:

Грянет гром — возмездию сродни,

Вздрогнет ночь — оставлена за старших:

Здравствуй, Князь! — московские огни

Сложат миф о без вести пропавших…

Если в рай заведомо не ждут,

Или Жизнь от зависти не дружит,

Там, где Смерть не впишется в маршрут,

Праздный бал надеждами закружит…

В ступе — прочь! — зажмурятся Пруды,

Бросит в дрожь гламурную столицу!

Сплетни змей запутают следы,

Мёртвой Тьмой окутают светлицу…

Смысла нет на публику рыдать,

Падших звёзд вытаскивать на сушу, —

Дайте шанс подарочком отдать

Даже Злу не нужную здесь душу…

Александра не только фиксирует проявления жизни в образах, но, как настоящий творец, преобразует мир, влияет на него, делая лучше и гармоничнее. Это сопряжено с работой над формой произведения, ибо «если хочешь улучшить мир, то начни с себя», и тут поэзия не знает равных Александре Крючковой, поскольку практически каждое стихотворение выверено до совершенства. Разве что Борис Пастернак столь же тщательно трудился над стихами, возвращаясь к ним вновь и вновь, когда время начинало «упрекать автора» прошлыми неточностями. Неслучайно по итогам литературных конкурсов Московской городской организации Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика» за 2021 год Александра Крючкова стала победителем конкурса «Поэт XXI века» в номинации имени Б. Пастернака и была награждена дипломом и памятной именной статуэткой «Борис Пастернак» (газета «Литературные известия» №11—12 (197—198), ноябрь-декабрь 2021, «Итоги конкурсов МГО СП России за 2021 год»)1718. Шедевр — «Шах»:

Душно в Городе,

стены — плитами,

Пыль — копытами,

душам — шах,

Я — до донышка

вновь не питая,

Но разбита-я —

в пух и прах.

Годы — птицами,

даты — лицами,

След — крупицами,

в блицах — день,

Выть — с волчицами,

жить — страницами,

Пусть приснится мне

Счастья Тень! —

Чудо — тварное,

чудо-творное,

Вдрызг влюблённое —

вот беда! —

В место горное —

Небо чёрное,

Там, где каждого

ждёт звезда…

Недоверчивый читатель спросит: «Да человек ли делал это?» — кажется, сам Космос водит её пером, диктуя свой непостижимый замысел. Александра Крючкова обращается к вечным, загадочным в своей непостижимости символам, словно взвешивая соотношение личности, истории, духа и бытия. Из стихотворения «Уходят в Небо караваны»:

Смешалось: всполохи и крона,

Вода, огонь,

В тумане — очередь до трона,

Ключи — в ладонь…

Какая странная пропажа —

Себя самой…

Там — Солнце, Лестница и Стража,

А день — восьмой…

Низали песенки на нити —

Где низ? Где верх?

Там — Книга, Зеркало, Хранитель,

Сады и смех,

Пещеры, пагоды и храмы,

Значки планет…

Автор неустанно размышляет сама

«Смысл жизни терялся, как в стоге иголка…»

(«Овечка»),

«В пути запутаться несложно,

Земля — обманчивый приют…»

(«Из другого теста»),

«сомнёт цветы колёсико Сансары…»

(«Лассо»);

даёт пищу для размышлений

«Уходят и люди, и феи, меняя квартиры на звёзды, —

безмолвной подсказкой скитальцам,

бредущим в потёмках по кругу…»

(«Когда умирают феи»),

«На Небе девятом — всё так же 3-х звёздно, —

В крылатом хорале фальшивит сопрано…»

(«Ловушка»),

«Волны эфирные — Солнце незрячего,

светом разрушатся скалы циничности.

Жизни — фантазии Духа бродячего

в хитрой спиральности хищной цикличности…»

(«Волчье раскаянье»);

ставит вопросы, не теряющие актуальности на протяжении веков

«Кому заведомо трудней: Царям? Монахиням? Поэтам?

Святым? Безбожникам? Вождям?…

С тобой общение двусложно! —

Вдохну и выдохну: «Дождям».

А что? — вполне себе возможно!»

(«Прописка»),

«Есть ли правда в Творце, если Время — обманщик?»

(«Царь-Солнце»),

«Творец наш, случайно, не отчим?»

(«Руины»),

«В клетку, как Феникс, вернусь ли? — не факт:

пеплом быть проще, чем помнить о многом…»

(«Остров Нет и Не Будет»).

Стихи Александры отличаются «оголённостью нерва» и тревожной нотой, звучащей сквозь суету повседневности — «Остра возмездия стрела, но ось смещается, не раня… Спеши! — я видела, что Аня к трамваям в сумерках брела…» («Аннушка»), они говорят о действительном положении вещей, об остроте жизни, хрупкости и взаимозависимости судеб одновременно, как в стихотворении «Эпитафия»:

Поздно с Богом маршрут сверять —

Даже крестик исчез с обочины…

Что нам, Мастер, теперь терять,

Если жизни давно просрочены?

Карма держит Любви штурвал,

Запах смерти грозит диффузией —

Каждый город, где ты бывал,

Канет в Лету твоей иллюзией…

Разве рамки земных границ

Могут душам мешать увидеться?

Люди ловят чужих синиц —

Тая в стае, журавль обидится…

Наших судеб темно сукно…

Крылья смотрят на Юг — за птицами!

Видишь, в Небе плывёт окно? —

Это я в нём кружусь страницами…

Некоторые её стихотворения успели стать своеобразными хитами в жизни современной поэтической России. В их числе — «Во мне…», породившее целый шквал подражаний и откликов, и «Не отдавай меня другим», на которое барды с поразительным упорством создают всё новые романсы.

Александра Крючкова — заслуженный писатель МГО СП России, утверждающий своим творчеством гуманистический идеал, согласно которому каждый человек в душе — художник. Общаясь со словом, любой может получить то, о чём говорил Иосиф Бродский в нобелевской речи: «Человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». В удивительном кульбите сравнений и определений Александре удалось, как на ладони, раскрыть глубины человека, уникальность и вечность души, памяти, истории, метафизики. Невозможно осознать самоё себя, но всякий читающий: «Я — метр… И пятьдесят… Плюс восемь… Сантиметров…» — оказывается невольным соучастником путешествия сквозь конструкцию Космоса от края Вселенной к её центру, самой личностной сути. Приятного вам путешествия!

Вадим Геннадьевич ШИЛЬЦЫН,

писатель, поэт, член Союза писателей России,

лауреат литературных премий

Журнал «Зинзивер» №5 (131), 20221920

«Литературная газета», №17 (6782) от 28.04.202121

Журнал «Москва литературная» №2, 202222

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кофейня астральных свиданий. Стихи XXI века. Премия им. Игоря Северянина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32489

2

https://futurum-art.ru

3

https://vm.ru/tv/860402-vechernie-stihi-pervyj-polufinal-10-fevralya

4

https://youtu.be/mnGZ7cb_lqY

5

https://vm.ru/tv/845257-vechernie-stihi-2-dekabrya

6

https://www.youtube.com/watch?v=AeQuXutK2bU

7

http://www.moslit.ru/nn/1307/6.htm

8

http://www.moslit.ru/nn/1312/7.htm

9

http://www.moslit.ru/nn/1407/9.htm

10

http://z-zapiski.ru/publication.php?id=30990

11

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30990

12

Заместитель председателя Правления Союза писателей России

13

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32228

14

http://litiz.ru/archive

15

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32128

16

https://poetograd.ru/archive

17

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30044

18

http://www.litiz.ru/arch.html

19

https://magazines.gorky.media/zin/2022/5

20

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32318

21

https://lgz.ru/article/17-6782-28-04-2021/zaglyanut-za-gran-bytiya/

22

ISBN 978-5-7949-0970-8, МГО СПР, Литературная Республика, 100 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я