«Подросток в музее: как кураторы и тьюторы помогают людям найти себя» – сборник рассуждений на тему взросления и примеров дизайна образовательной среды от ведущих специалистов в области неформальной педагогики.В книге представлены теоретические обоснования важности альтернативного образования и конкретные педагогические механики проектов: «Каскад», «Пушкинский. Youth», «Я покажу тебе музей», школы гидов «Магистр», лаборатории «Прожито», программы профориентации «И что дальше?» и других.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подросток в музее. Как кураторы и тьюторы помогают людям найти себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Такие разные музеи, такие разные подростки. Константин Андреев
Константин Алексеевич Андреев — руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа
Создавая этот текст, очень хотелось написать «современный музей сегодня — динамично развивающаяся институция, работающая на основе культуры участия, применяющая новые технологии экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской работы и т.п.», но правда в том, что современные музеи в России — очень разные. И различия музеев прямо влияют на программы, которые они реализуют. В том числе и подростковые.
Почему нельзя сравнивать музейные программы мегаполисов и сел
Музеи крупных городов нельзя сравнивать с музеями мегаполисов, а музеи мегаполисов невозможно сравнить с музеями сёл или райцентров. В каждом из этих разных музеев свои программы включения посетителей в знакомство с культурой, наукой, искусством.
Подростковые программы занимают особое место. В далеких уголках нашей страны есть музеи, которые являются центром культурной жизни. Для такого музея, где стоимость входного билета вызывает умиление у заезжего москвича, взаимодействие с местным сообществом является основным принципом жизни и даже выживания. Музейные сотрудники изощряются, чтобы молодые люди были частью их аудитории. В борьбе за подростков конкурентов у музеев очень много. Каждый из читающих этот текст с легкостью назовет с десяток того, что более привлекательно для молодежи, чем музей. А тем более музей сельский.
Кажется, что в мегаполисах дела обстоят иначе. Выбор проведения досуга огромен. И в этом выборе музеи стоят на более уверенных позициях. Музеи в городах динамично меняются, появляются актуальные и новые площадки. Это модные места, где много локаций для создания контента для социальных сетей. Но и тут подростки делают выбор. И чаще всего он не в пользу музеев. Многие музейные сотрудники скажут, что у них высокий процент молодежи: и на программах, и на экскурсиях. Но если смотреть на общее количество молодых людей мегаполиса, то статистика незначительна.
В 2016-м году Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) опубликовал исследование6 о том, как подростки распоряжаются свободным временем. Результаты поразили тех, кто из кожи вон лезет, чтобы привлечь молодых людей в музеи. В материале уделяется внимание разным группам молодежи и тому, как они проводят свой досуг. В этих категориях есть как сверхсоциализированные (26%), так и домоседы (15%); есть потерянные (44%), а есть бунтующие (15%). Многие взрослые тогда удивились, что для молодого поколения привычное место проведения досуга — не библиотеки и музеи, а торговые центры. С момента публикации результатов исследование прошло почти 5 лет, а выводы остаются актуальными и сегодня. Кто угодно, зайдя в фудкорт среднестатистического торгового центра, с легкостью убедится в адекватности этого научного труда.
Один из выводов исследования вскрывает проблемы организации молодежных программ во многих культурных учреждениях. Он звучит так: «Стереотипы взрослых часто дискриминируют юность. Чтобы эффективно работать с молодой аудиторией, необходимо научиться исследовать их с точки зрения культурных практик, а не стереотипных представлений о «подростковых проблемах».
Зачем музеям подростки
Кураторы и педагоги осознают, что молодые люди, вовлеченные в музейные проекты, — это огромный потенциал. Они с уверенностью могут назвать множество тезисов в пользу участия подростков в программах музеев. Вот несколько из них:
1. Тинейджеры могут быть источником информации о музее, они могут привлекать своих друзей.
2. Они формируют свои досуговые привычки в этом возрасте. Музей может задать вектор выбора.
3. Молодая аудитория может качественно изменить музейный климат. Они задают настроение, пространство воспринимается иначе. Молодость многое определяет в конкретном месте.
4. В юном возрасте люди обладают свободным временем, которое можно использовать во благо как самому человеку, так и обществу, музею. Подростки — прекрасная аудитория для реализации волонтерских программ.
5. Новое поколение сегодня обладает компетенциями (особенно цифровыми), которыми могут не обладать музейные сотрудники. Этот потенциал можно направить в работу с социальными сетями, для продвижения идей музея.
6. Подростки, с которыми выстроен неформальный диалог, могут стать для музея источником информации о предпочтениях, интересах аудитории, каналах коммуникации. У них можно спросить, что нравится, а что нет в музее. Узнать, кого из лидеров мнений им было бы интересно видеть в стенах музея, какие проекты других учреждений им нравятся, а какие отторгают.
7. Работа с молодыми людьми заставляет мобилизоваться и быстро расти.
8. Подростки требовательны, очень чутки к фальши, заискиваниям, неискренности. Они борятся за справедливость и правду. Могут пристыдить за оплошность, лень, недоработку, невыполненное обещание. Но также быстро прощают и забывают неудачи.
9. Молодые люди, увлеченные своим делом вызывают теплые чувства у родителей, которые в последствии могут стать «адвокатами», помощниками музея и распространять позитивные отзывы. В диалоге с родителями важно быть деликатными и осознавать значение этой коммуникации. При правильном выстраивании диалога они станут лучшими друзьями музея.
Польза от реализации подростковых проектов и программ в музеях воплощается в огромное количество полезных контактов, которые нарабатываются в момент инициирования и организации программы. Для привлечения учащихся нужны нестандартные ходы, часто сделать их помогает сотрудничество с другими организациями или известными медийными людьми.
Несколько лет назад для реализации программы «Школа гидов» объединились Еврейский музей и центр толерантности, Государственный литературный музей и Музей истории ГУЛАГа не только на основе общих ценностей, но и для того, чтобы: синхронизировать усилия и ресурсы, эффективно их использовать, увеличить количество участников программ, технологизировать процессы, обменяться опытом и возможностями, поэкспериментировать в совместных действиях, нащупать новые возможности.
При правильной организации процесса выгода от сотрудничества очевидна. Этот опыт интересен и тем, что для реализации общего проекта объединились разные по организационно-правовой структуре музеи: частный, федеральный, региональный. Подписанное трехстороннее соглашение между ними — символ, доказательство и пример того, что подобное содержательное сотрудничество возможно, и что оно может принести существенные результаты не только для участников программ, но и для их организаторов.
Еще один скрытый потенциал этой аудитории — она рано или поздно взрослеет. И если в младшем возрасте у людей сложился позитивный опыт с музейными программами, то взрослыми они будут транслировать разные формы культурной активности, в том числе и связанные с посещением музеев.
Взрослые, выросшие из подростков, часто становятся теми, кто пишет статьи, снимает фильмы, принимает решения на ответственных должностях. Любой педагог, транслирующий ценности наверняка понимает, что сегодняшная встреча или поступок может повлиять на мысли человека, на стиль поведения человека, когда тот станет взрослым.
О юнит-экономике музейных программ
В музеях многое делается для юной аудитории. Это не удивительно, так как во многих музеях учащиеся школы являются основными посетителями. Это обусловлено большим количеством школьных экскурсий, приемом большого количества организованных групп. Музеи, связанные с историей Великой Отечественной войны, литературные музеи (связанные с большими именами литературы) тем более не испытывают дефицита в школьниках. Школьная программа делает своё дело. Подростки должны знать Пушкина, основные битвы войны, биографические сведения о героях главных событий прошлого.
В условиях «потокового» посещения школьниками музеев задачи, которые ставят музеи при взаимодействии с подростками содержательны, глубоки, но носят одномоментный характер. Конечно, есть примеры и последействие экскурсий и интерактивных программ, когда школьники приходят в музей во второй раз или начинают участвовать в проектах музея.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подросток в музее. Как кураторы и тьюторы помогают людям найти себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других