Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь

Александра Бахметева, 2018

Издание представляет собой иллюстрированное собрание житий святых, почитаемых Православной Церковью, в изложении известной духовной писательницы А. Н. Бахметевой (1823–1901). В книгу вошли жизнеописания святых, дни памяти которых приходятся на осенние месяцы.

Оглавление

Из серии: Братья и сестры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сентябрь

1 сентября[2] из ветхозаветных праведных воспоминается Иисус Навин, который стал вождем израильтянского народа после Моисея. Из новозаветных воспоминается преподобный Симеон Столпник.

Житие преподобного Симеона Столпника

1 сентября

Преподобный Симеон родился в Малой Азии в области Киликийской в IV столетии после Рождества Христова. Родители его, христиане, были людьми бедными и простыми, и он в детстве пас стада.

Однажды в зимнее время мальчик, находясь в церкви, с особенным вниманием слушал божественное пение и молитвы. Особенно поразили его слова Евангелия: «Блаженны нищие духом, блаженны алчущие правды, блаженны кроткие». Услышав это, тринадцатилетний Симеон обратился к стоявшему подле него старику с вопросом: «Что это такое?»

Старик, который был благочестив, стал ему говорить о Боге, о любви к Нему, о заповедях Его. Слова старца упали на добрую землю, и тут же мальчик почувствовал в сердце своем искреннее желание служить Богу. Он почтительно поклонился старику и сказал ему: «Благодарю тебя за полезное наставление: ты научил меня хорошему и показал путь к спасению».

Чувства и мысли, до того времени ему незнакомые, волновали Симеона; вместо того чтобы идти домой, он убежал в пустое место, чтобы наедине подумать о том, что слышал в церкви. Тут он бросился на землю и со слезами стал просить Бога, чтобы Он наставил и научил его. Он долго молился и, утомившись, заснул.

Видит он во сне, будто копает землю для основания какого-то строения, и ему слышится голос: «Копай глубже». Он стал копать глубже и, когда хотел перестать и отдохнуть, снова услышал слова: «Копай еще глубже». Это повторилось трижды. Наконец голос сказал: «Если хочешь построить что-нибудь, то работай и трудись прилежно: без труда нет успеха».

Слова эти, слышанные во сне, стали правилом для всей будущей жизни Симеона. Он стал прилежно изучать слово Господне; восемнадцати лет поступил в монастырь и с тех пор всю жизнь провел в неутомимом труде и в лишениях. Ему все казалось, что он мало терпит за Христа, пострадавшего ради нашего спасения; и не только с терпением и верой переносил он посылаемые Богом испытания, но сам искал труда и лишений, изнуряя себя постом и постоянной молитвой. Настоятель монастыря должен был часто удерживать такое рвение, которое могло истощить его силы. Симеон по некотором времени оставил свою бедную и тесную келью и ушел на гору, чтобы там жить в постоянной молитве, вдали от всякого развлечения; опасаясь, как бы от усталости не пришло ему желание сойти вниз, он приковал себя цепью к лежавшему на горе огромному камню. Так он жил некоторое время, постоянно молясь, стараясь забыть обо всем земном и устремляя все мысли свои к Богу. Об этом услышал епископ Антиохийский святой Мелетий. Он пошел на гору, где жил Симеон, и, увидев его, прикованного цепью, сказал: «К чему это? Человек должен уметь владеть собой. Не цепью следует приковать себя к тому, что почитаем своей обязанностью, но волей и разумом». Симеон снял с себя оковы и старался все более связать свою волю, подчиняя ее во всем воле Божией и побуждая ее добровольным трудом и воздержанием.

Впоследствии Симеон, в святой ревности к трудам, поставил высокий столп и на нем самую тесную келью; в ней он постоянно молился, большей частью стоя; ноги его покрылись ранами. Хотя Бог и не требует от нас, чтобы мы добровольно искали страдания, а повелевает с терпением и верой переносить те, которые нам посланы, однако Он благословляет всякое дело, совершаемое из любви к Нему. Он явил святому Симеону милость Свою, укреплял его душу среди тяжких страданий, даровал ему премудрость и чудотворную силу.

Святые отцы-пустынники услышали о Симеоне и захотели узнать, почему он так живет; они опасались, не из гордости ли он избрал такую тяжкую жизнь, дабы неслыханным подвигом возвеличиться над другими. Они послали сказать ему: «Почему ты не идешь отеческим путем, а избрал себе сам новый путь? Сойди со столпа и живи, как другие отшельники». Посланным же они поручили, если он не сойдет добровольно со столпа, то силой его свести; если же тотчас согласится сойти, то оставить, довольствуясь его послушанием, которое докажет, что он истинно и в смирении служит Богу. Посланные передали повеление, и Симеон тотчас же стал сходить со столпа. Но они тогда сказали ему: «Не сходи, святой отец; послушание твое показывает, что ты служишь Богу. Оставайся, и да поможет тебе Бог».

Симеон продолжал свой многотрудный подвиг, и в жизни, посвященной Богу, не забывал закона любви к ближним. К его столпу стекалось множество народа со всех сторон; он научал приходивших закону Господню и всех выслушивал с любовью и кротостью: богатого и бедного, сильного и немощного, себя почитая меньшим и всех недостойнейшим. Одни приходили к нему за советом, иные за утешением, другие приносили больных, дабы он молился о них; многие получали исцеление по его молитве; но он не позволял им славить себя, а повелевал благодарить Бога. Грешникам он проповедовал покаяние; и многие, послушав его, каялись и уходили с твердым намерением начать лучшую жизнь. Язычники, обращенные Симеоном к христианской вере, приносили к столпу идолов своих и разрушали их на его глазах. Он не переставал заботиться о мире церковном: в письмах к правителям и пастырям церковным обличал ложные учения и изъяснял истинную веру. Так исполнял он заповедь апостола, внушающую верующим «облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, более же всего — в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 12–14). Это учение апостола читается за богослужением в день памяти преподобного.

Преподобный Симеон провел на столпе несколько десятков лет и скончался в сто с лишним лет от роду, в 460 году. Уведомленный о его кончине патриарх Антиохийский пришел с епископами и с великим множеством народа, чтобы взять тело святого. С пением псалмов перенесли тело в Антиохию. Между народом находился человек немой и глухой с четырнадцатилетнего возраста; когда внесли тело святого в церковь, несчастный вдруг исцелился и, пав на колена, воскликнул: «На добро пришел ты, раб Божий; твое пришествие исцелило меня!» Через несколько лет после этого выстроили в Антиохии церковь во имя святого Симеона Столпника и туда перенесли его мощи. На горе же, где стоял столп, сооружен монастырь, на котором пребывает благословение Божие; много было там чудес и исцелений.

Рассказывают, что в день преставления святого ученик и подражатель жития его, Даниил, живший около Черного моря близ Царьграда, имел видение. Ему представилось, что лики ангелов несут на небеса радостную душу святого Симеона. То же видел в Вифании и святой Лаврентий.

В тот же день совершается память преподобной Марфы, матери Симеона Столпника.

Память святого мученика Маманта

2 сентября

Родители святого Маманта были христианами, знатными и богатыми, родом они были из Малой Азии; звали их Феодотом и Руфиной. Во время гонения их привели на суд в Кесарию Каппадокийскую и заключили в темницу, потому что они не соглашались отречься от Христа. Феодот скончался в темнице, а жена его, пораженная горестью, родила преждевременно сына и вскоре предала душу Богу.

Милосердый Господь не оставил младенца без помощи и призрения. Жила в то время в Кесарии добродетельная и благочестивая богатая вдова, которую звали Аммией. Господь внушил ей благую мысль — попросить у правителя страны позволения похоронить тела усопших христиан. Получив на то дозволение, она сама отправилась в темницу, и, когда увидела бедного малютку между умершими родителями его, сердце ее исполнилось жалостью, и она решилась взять к себе ребенка и воспитать его как собственного сына. Она вскормила его, назвала его Мамантом и старалась воспитать его как можно лучше. Мамант посещал училище, и наставники дивились его способностям и уму. Прежде же и более всего воспитательница его старалась внушить ему любовь к Господу и к Его святому закону; это ей удалось вполне: Мамант с самого раннего возраста любил Бога более всего на свете. Но добрая Аммия не имела утешения завершить воспитание любимого питомца своего; она умерла, когда ему не было еще четырнадцати лет, и, умирая, завещала ему все богатство свое. Вскоре гонение опять усилилось в Малой Азии; правителю области донесли, что Мамант не только сам исповедует христианскую веру, но еще и старается обращать товарищей своих в училище. Сам царь призвал пятнадцатилетнего юношу и стал убеждать его отречься от Христа, обещая ему за то великие почести при дворе своем, за непослушание же грозил ему жестокими истязаниями и смертью. Но юноша отвечал царю, что считает безумием поклоняться бездушным идолам, а не живому Богу. «Дары и почести, которые ты обещал мне, — сказал он, — обратятся для меня во зло, если я предпочту их Богу; мучения же за имя Христово будут для меня благодеянием, и смерть за веру есть счастье и честь».

Царь велел жестоко бить юношу, который перенес мучения с величайшим терпением. Царь говорил ему:

— Только на словах обещай принести жертву богам, и отпущу тебя.

— Ни сердцем, ни устами не отрекусь от Бога моего, каким бы истязаниям ты ни подвергал меня, — отвечал Мамант.

Царь велел усилить истязания. Маманта опаляли огнем, бросали в него каменьями и, наконец, осудили его на потопление в море. Но Господь заступился за служителя Своего и послал ангела, который освободил его из рук гонителей и отвел его на пустынную гору в окрестностях Кесарии.

Трудно было бы юноше жить одному в этом пустынном месте, но милость Божия постоянно хранила его чудесным образом. Все необходимое посылалось ему; звери пустынные не вредили ему; святой пустынник в продолжение многих лет был наставником и помощником всем окрестным жителям. Слух о его чудной жизни дошел до правителя страны, который послал за ним воинов. Мамант, приведенный к допросу, смело проповедовал веру свою во Христа и был опять предан жестоким истязаниям; но, укрепляемый силой свыше, мученик оставался невредимым: выпустили на него разъяренных зверей, но они не вредили ему, а, ласкаясь, лизали его ноги. Наконец правитель велел побить его каменьями; и идольский жрец нанес ему смертельную рану железным трезубцем. И после этого мученик имел еще силу дойти до пещеры, находившейся в окрестностях города, и там радостно предал душу свою Богу.

Впоследствии верные часто приходили к этой пещере, чтобы поминать святого мученика; и великие чудеса совершались над его гробницей. Об этом упоминает в одной из бесед своих святой епископ Кесарийский Василий Великий, живший в IV веке.

Страдание святой мученицы Василиссы

3 сентября

Самое жестокое гонение на христиан было при римском императоре Диоклетиане, в начале IV века после Рождества Христова. Диоклетиан сначала смотрел снисходительно на распространение христианской веры, но соправители его, Галерий и Максимиан, ненавидели ее и обвиняли христиан во всевозможных преступлениях. Однажды, в ночное время, дворец Диоклетиана в Никомидии загорелся. Полагают, что сам Галерий поджег его, чтобы иметь предлог обвинить христиан; и действительно, он распустил слух, будто они виновники пожара, и вынудил Диоклетиана применить самые строгие меры против них. Велено было разрушать христианские храмы, сжигать священные книги, а христиан предавать суду, мучениям и смертной казни. Это жестокое гонение продолжалось десять лет, и бесчисленное множество христиан всех возрастов и состояний погибло в ужасных мучениях. В Никомидии благочестивый епископ Анфим был зарублен мечом, и в то же время пострадали вельможи царские: Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Память всех этих святых мучеников совершается 3 сентября. В тот же день совершается память святой мученицы Василиссы, тоже пострадавшей в Никомидии.

Василиссе было всего девять лет. Когда ее привели к игемону, или губернатору никомидийскому, Александру, то она без всякого страха объявила, что верует в Иисуса Христа. Александр начал ласково увещевать ее отречься от веры своей и поклониться идолам, но маленькая Василисса продолжала славить Всевышнего и с твердостью объявила губернатору, что останется христианкой. Все дивились уму и твердости, которые она обнаружила в ответах своих. Губернатор велел бить ее, надеясь тем склонить ее к отречению; но она громогласно благодарила Бога. Тогда губернатор, рассердившись, велел усилить мучения ее. Повесили святую отроковицу над огнем и потом повергли ее в огненную печь; но тут Господь оказал всесильную помощь Свою юной мученице: она осталась невредима среди огня. Выпустили на нее ярых зверей, но звери не коснулись ее. Эти чудные знамения силы Божией наконец вразумили губернатора. Он понял, что Господь всемогущ, и воскликнул: «Это дело Божие!» Упав к ногам Василиссы, он сказал ей: «Помилуй меня, раба Небесного Царя и Бога, и прости мне, что я сделал тебе зло. Помолись обо мне Богу своему, ибо отныне и я верую в Него». Святая мученица обрадовалась и начала громогласно славить и благодарить Бога за милость Его. Призвали епископа, который наставил и огласил[3] Александра; он принял Святое крещение и провел благочестиво остальную жизнь. Все христиане радовались искренне обращению его и, когда он скончался, похоронили его с честью.

Память святого пророка Моисея Боговидца

4 сентября

Святой Моисей — великий пророк, которому Господь во многих откровениях возвещал волю Свою. Он по повелению Бога вывел евреев из Египта и после сорокалетнего странствования привел их к земле обетованной. Моисей был законодателем и наставником своего народа и первым бытописателем. Им написаны пять книг, в которых повествуется о сотворении мира, о жизни первых людей и о судьбах еврейского народа. Они называются Моисеевым Пятикнижием и составляют часть Библии. Вся жизнь Моисея рассказана в немногих словах апостолом Павлом. «Верою, — говорит он, — Моисей по рождении три месяца скрываем был своими родителями, ибо они видели, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, пришедши в возраст, не захотел назваться сыном дочери фараоновой; и лучше согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение… Верою оставил он Египет, не боясь царского гнева, ибо он, как видящий Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою они перешли Чермное море, как по суше, на что покусившись, египтяне потонули» (Евр. 11: 23–25, 27–29).

За некоторое время до рождения Моисея царь египетский, фараон, устрашившись увеличения израильского народа, повелел избивать новорожденных израильских мальчиков. Одна израильтянка, родив сына, не решилась исполнить жестокого повеления царя; она три месяца скрывала ребенка, а потом положила его в засмоленную корзину, которую опустила на воды реки Нил, надеясь на Промысл Божий. Надежда не обманула ее. Дочь царя пришла купаться, нашла корзину и, увидев в ней прекрасного младенца, сжалилась над ним и взяла его к себе, назвав его Моисеем, что значит «спасенный от воды».

Таким образом, Моисей воспитывался при дворе фараона; но, живя в довольстве и роскоши, он скорбел об угнетении народа своего и наконец должен был бежать из Египта, потому что однажды, заступаясь за единоплеменника, убил египтянина. Долго скрывался он в пустынях Мадиамских, где пас стада своего тестя. Здесь в первый раз услышал он голос Иеговы, то есть Бога; Господь явился ему в неопалимой купине и призвал его для освобождения израильтян. Убежденный чудесами, которые явил ему Господь, Моисей вместе с братом своим Аароном пошел в Египет и потребовал у фараона, чтобы он отпустил угнетенный народ еврейский. Фараон не повиновался воле Божией, и тогда Моисей призвал на Египет страшные казни. Ожесточенный царь продолжал противиться до тех пор, пока последняя казнь — убиение ангелом всех первенцев египетских — не наполнила всю страну и дворец царский воплями и рыданиями. Тогда Моисей приготовил все к отшествию из Египта, велел израильтянам заклать пасхального агнца и съесть его в дорожных платьях и с посохами в руках. С тех пор пасха эта свято соблюдалась, пока она не заменилась Пасхой христианской, Пасхой, данной всему человечеству, которое блуждало во мраке неведения до самого пришествия Христа Спасителя, как блуждали евреи, когда шли из Египта в землю обетованную.

Египтяне, отпустив израильтян, бросились их преследовать, но Чермное море чудесным образом пропускает избранный народ Божий и поглощает в волнах своих все войско фараона. Сестра Моисея в радостной песне благодарит Бога за избавление евреев. Песнь эта до сих пор поется в Церкви: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море; помощник и покровитель бысть мне во спасение; сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися».

Сорок лет странствовали израильтяне по пустыне. Господь сим долгим испытанием наказал их за неверие и легкомысленный ропот. Но и во время наказания Господь не переставал простирать руку помощи Своему избранному народу. Странствование ознаменовано было беспрерывным рядом чудес. Камень источал воду, пища падала с неба в виде манны; медный змей, воздвигнутый в пустыне, уничтожал действие смертоносного яда; на горе Синайской слышен был голос Иеговы, и там Моисей получил заповеди от Самого Бога. Церковь в молитвах своих непрестанно вспоминает это чудесное странствование: «Видите, видите, — гласит церковная песнь, — яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый, древле в пустыне людям Моим, десницею единою и крепостию Моею».

Никто из взрослых людей, вышедших из Египта, не вошел в землю обетованную, кроме Иисуса Навина и Халева. Сам Моисей издали только увидел ее плодородные равнины и предал дух свой Богу перед самым окончанием странствования. В продолжение сорока лет странствования он совершенно устроил жизнь своего народа: разделив его на двенадцать колен, написал законы, избрал священников, или левитов, и устроил весь порядок внешнего богослужения. По воле Божией устроена была скиния, или подвижный храм, куда поставлен был кивот Завета, а в нем положены были Скрижали закона; на них были написаны десять заповедей, которые мы благоговейно изучаем. Но не одни эти десять заповедей передал Моисей народу израильскому по повелению Божию: им написано еще много других законов, которыми определены даже обычаи семейной и домашней жизни израильтян. Законы эти имели целью сохранить в народе израильском поклонение истинному Богу, удалить его от язычников и приготовить к принятию Спасителя. Эти законы со временем потеряли свою силу и, по пришествии Спасителя, были заменены другими. Господь наш Иисус Христос укорял иудеев в том, что они исполняли только внешние обряды закона, а забывали его глубокое нравственное значение.

Спаситель говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить его. «Закон дан Моисеем, — сказано в Евангелии от Иоанна, — а благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17). С пришествием на землю Сына Божия исполнились пророчества; и Новый Завет, проповеданный всему миру через апостолов, заменил собой ветхозаветный закон, данный только одному народу иудейскому. Когда в последний раз Спаситель вкушал ветхозаветную пасху со Своими учениками, Он установил новую жертву, заповедав верующим совершать таинство тела и крови Его. Моисей учредил первую пасху в память избавления евреев из Египта; вторая, христианская, Пасха празднуется как избавление от греха и смерти. Во время земной жизни Спасителя Моисей явился на горе Фаворской, был свидетелем Преображения Христова и тем засвидетельствовал истину учения христианского и что Иисус Христос есть обетованный Мессия и Спаситель мира.

«Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, — поет Святая Церковь, — яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, им же нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас».

Жизнь праведных Захарии и Елисаветы

5 сентября

Праведные Захария и Елисавета были родителями Иоанна Предтечи, которого называют также Иоанном Крестителем, потому что он в Иордане крестил Господа нашего Иисуса Христа. Захария был священником иудейским; жена его, Елисавета, была сестрой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. Они оба были праведны, исполняли закон Божий, но дожили до глубокой старости, не имея детей. Это их очень огорчало. У иудеев не иметь детей считалось не только несчастьем, но даже стыдом и знаком немилости Господней. Они усердно молили Бога, чтобы Он дал им детей, и наконец Господь явил им милость, даровав им сына, который был великим пророком и проповедником воли Божией. О рождении его было возвещено Захарии чудесным образом.

Захария и Елисавета жили в городе иудейском, находившемся в нагорной стране и преимущественно населенном людьми священнического звания. Священники ходили по очереди в Иерусалим служить в храме. Однажды, когда Захария в свою очередь служил, вошел он в храм для каждения. Народ же молился вне храма. Вдруг Захария увидел ангела Божия, стоявшего по правую сторону алтаря кадильного. Захария испугался, но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария; молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого назовешь Иоанном; будет тебе радость и веселие, и о рождении его многие возрадуются, потому что он будет велик перед Господом, не будет пить вина и Духа Святого исполнится еще до рождения своего. Он предыдет пред Господом в духе и силе Илии, и сердца многих обратит к Господу, приготовит их к пришествию Его».

Захария удивился словам этим и, усомнившись, сказал ангелу: «Как мне поверить этому, когда мы с женой в летах преклонных?» Ангел отвечал: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом. Им я послан, чтобы возвестить тебе эту радость; а за то, что ты не поверил словам моим, ты будешь нем, пока они не исполнятся».

Ангел стал невидим, и Захария возвратился к народу, который удивлялся, что он так долго медлил в храме. Он ничего не мог сказать, потому что вдруг стал немым; и все догадались тогда, что он имел видение. Когда кончились дни служения его, Захария вернулся домой. Вскоре жена его сделалась беременна, и они оба с благодарностью восхваляли Бога, явившего им милость Свою.

На шестой месяц после того тот же самый ангел Гавриил был послан Богом в город Назарет возвестить жившей там Пречистой Деве Марии, что Она будет Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа. Ангел сказал ей и о Елисавете, которая, как мы видели, была ее родственницей. Пресвятая Дева Мария тотчас пошла к ней в нагорную страну. Когда встретилась с Елисаветой и начала здороваться с ней, младенец радостно взыграл во чреве Елисаветы, и Елисавета, исполнившись Духа Святого, сказала Марии: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего; и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» Эти слова были внушены Елисавете Духом Святым, потому что она не могла знать о благовещении ангела Пресвятой Деве Марии. Мария отвечала ей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, и отныне будут ублажать Меня все племена; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его».

Мария, пробыв у тетки своей три месяца, вернулась в дом свой, а Елисавета вскоре родила сына. Друзья и родственники ее радовались с ней. В восьмой день надо было дать младенцу имя. Все советовали назвать его именем отца; но Елисавета сказала: «Нет, пусть будет он назван Иоанном». — «Но у тебя никого нет в родстве, кто бы назывался этим именем», — говорили сродники и стали спрашивать знаками у Захарии, какое бы имя он желал дать сыну своему. Захария, взяв дощечку, написал на ней: «Иоанн будет имя ему». При этом вдруг возвратилось ему слово; и он стал благословлять Бога и пророчествовать о будущей судьбе младенца, говоря между прочим: «И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь перед лицем Господа приготовить пути Ему; дать уразуметь народу Его спасение во оставление грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, коим посетил нас Восток свыше; осиять сидящих во тьме и тени смертной; направить ноги наши на путь мира». Иоанн назван Предтечей, что значит «предшественник», оттого, что он предшествовал Христу.

Слух о всем случившемся при рождении Иоанна разнесся по нагорной стране Иудейской, и слышавшие говорили между собой: «Что будет из этого младенца?»

Некоторое время спустя родился Иисус Христос. Иудея тогда была подвластна римлянам, и ею правил назначенный римлянами царь злой и жестокий, которого звали Иродом. Он узнал о рождении Иисуса от мудрецов, которые называли Иисуса Царем Иудейским. Ирод, услышав слова мудрецов и зная, что Иисус — потомок царя Давида, стал бояться, как бы Младенец, выросши, не отнял у него царства. Поэтому он решился на страшное злодеяние и повелел в Вифлееме и в окрестностях избить всех младенцев моложе двух лет. Таким образом должен был погибнуть и младенец Иоанн.

Сохранилось предание, что, когда началось страшное избиение детей в Вифлееме, Елисавета убежала с сыном в горы. Воины Ирода, пришедшие в дом Захарии, нашли дом пустым. Захария был на служении в храме Иерусалимском. Обыскав дом, воины отправились искать младенца в окрестностях. С горы Елисавета увидала их и в ужасе закричала: «Гора Божия, прими мать с младенцем!» — и гора, расступившись, дала им убежище.

Воины возвратились к царю и объявили, что не нашли младенца. Царь послал к Захарии спросить о нем. Захария отвечал, что уже служит в храме и не знает, где сын его. Но Ирод вновь послал воинов к нему с повелением убить Захарию, если он не выдаст младенца. Воины в храме говорили Захарии: «Где скрыл ты сына? Дай нам его, или мы тебя самого убьем». — «Вы убьете тело мое, — отвечал Захария, — Господь же примет душу мою». Тогда воины бросились на него и убили его между церковью и алтарем.

Между тем Елисавета с младенцем укрывалась в горной пещере. Она уже была стара, и трудно ей было доставать себе пищу. Предание говорит, что по милости Господней близ пещеры появился источник и над ним выросло финиковое дерево, покрытое плодами. Когда матери и младенцу хотелось есть, дерево наклонялось, кормило их своими плодами и вновь подымалось кверху. Но недолго жила Елисавета в пещере; она в ней скончалась на сороковой день после смерти Захарии, и младенец Иоанн остался один в пустыне. Но милость Божия охраняла его, и младенец вырос, укреплялся духом и жил в пустыне до дня явления своего народу израильскому.

Страдание святых мучеников Ромила и Евдоксия

6 сентября

Святой Ромил служил при дворе императора Траяна. Император, узнав, что он христианин, осудил его на смертную казнь, и святой Ромил был усечен мечом со многими другими христианами. Это было во II веке.

Святой Евдоксий жил при Диоклетиане и занимал важный сан в войске его. Когда вспыхнуло жестокое гонение на христиан, то множество верующих, оставив города, ушли в горы и пустыни. То же сделал и Евдоксий; он некоторое время скрывался в пустыне с женой и детьми; но правитель той области послал воинов отыскивать его. Они однажды встретили его и, не зная, кто он, спросили у него, где бы им найти Евдоксия.

— Войдите в мое жилище поесть и отдохнуть, и я вам скажу, где он скрывается, — отвечал Евдоксий.

Воины вошли к нему. Евдоксий угостил их радушно и потом объявил, что он тот, кого они ищут. Они удивились и сказали ему:

— Мы не хотим брать тебя, лучше скажем правителю, что везде искали тебя и не нашли, а ты скройся подальше, чтобы другие не отыскали тебя.

— Нет, друзья мои, — отвечал Евдоксий, — я пойду с вами; не до́лжно мне более скрываться: Господь зовет меня на подвиг мученический. Если бы не такова была воля Божия, то вы бы не встретили меня; видно, Богу угодно, чтобы я положил жизнь за имя Его.

Потом он призвал жену свою Василиссу, детей и всех домашних своих и сказал им:

— Время было мне скрываться; теперь же время объявить о себе и идти, куда призывает меня Господь. Он устроил судьбу мою, как угодно Ему; вас же оставляю Богу.

Он изъяснил подробно, как желает, чтобы воспитывались дети и жили все домашние его, просил жену не плакать и не скорбеть, если узнает о его смерти, и, надев воинскую одежду, отправился в путь.

Все домашние его скорбели и плакали, ибо знали, что он уже не вернется. Утешала их только мысль, что любимый друг их умирает за Христа и сподобится вечной славы.

Евдоксия привели к правителю страны, и тот стал убеждать его принести жертву богам. Евдоксий отказался; тогда правитель сказал:

— Кто не исполняет воли царя, тот недостоин служить в его войске; пусть же снимает с себя знаки воинского звания!

При допросе присутствовало множество воинов. Каково же было удивление правителя, когда они все вслед за Евдоксием стали снимать с себя знаки воинского звания, объявляя, что они все христиане и готовы положить жизнь за веру.

Это обстоятельство очень смутило правителя; он не решился осудить такое множество людей, ибо воинов было более тысячи человек, и потому он послал спросить у царя, как ему поступить. Диоклетиан велел замучить и предать смерти начальников, как более других виноватых; и правитель, призвав опять Евдоксия, начал угрожать ему страшнейшими истязаниями, чтобы вынудить у него отречение от веры.

Но усилия правителя остались совершенно тщетными. Евдоксий объявил ему, что он рад вытерпеть всевозможные истязания и умереть за имя Господне. Его подвергли жестоким мучениям и потом осудили на смертную казнь.

Пока вели мученика на смерть, он молился, говоря: «Боже, призревый на Авелевы и Авраамовы жертвы, приявший милостиво подвиг многих мучеников, призри благосердно и на мою жертву, которую приношу Тебе от сердца, исполненного любовью». Вдруг увидел он жену свою и двух друзей, которые тайно последовали за ним; жена его горько плакала; мученик повторил ей свое желание, чтобы она о нем не грустила; он просил ее, напротив, почтить день его кончины как день радостного торжества; потом, обратясь к одному из друзей своих, Зинону, он сказал ему:

— Бог, Которому мы служим, не разлучит нас. Мы как в одной ладье приплывем вместе к жизни вечной.

Пораженный этими словами Зинон вдруг воскликнул:

— Я — христианин! Я исповедую Христа и хочу за Него умереть!

Его тотчас же схватили, и правитель осудил его на смертную казнь. Он был тотчас же усечен мечом; потом казнили Евдоксия, а затем и других христиан из воинских начальников. Вдова Евдоксия честно похоронила тело мужа своего и провела в великом благочестии остальную жизнь. Один из друзей его, Макарий, сподобился мученической кончины.

Преподобный Давид, который прежде был разбойником

в тот же день

В пустыне Ермопольской долго свирепствовал разбойник, который наводил ужас на всю страну: так он был жесток и немилосерден. Но Господь Бог, не хотящий гибели грешника, смягчил сердце разбойника. Раскаяние вдруг пробудилось в нем; он решился оставить преступную жизнь и сделаться монахом. Пришел он в монастырь, но игумен не захотел его принять. «Ты слишком стар, — говорил он, — чтобы начать тяжелую иноческую жизнь; ты привык к другим обычаям».

Давид (так звали бывшего разбойника) умолял игумена принять его; тот никак не соглашался; наконец Давид сказал ему: «Так узнай же, кто я; я — Давид, начальник разбойников; я хочу жить в монастыре, чтобы оплакивать грехи свои; если же ты не примешь меня, то возвращусь к прежней жизни; соберу товарищей своих и разорю ваш монастырь».

Игумен наконец решился принять каявшегося разбойника. Давид стал приучать себя к воздержанию, послушанию, смирению; пламенно молил Господа простить и помиловать его; и милосердый Господь оказал ему помощь Свою. Свирепый разбойник сделался кротким и смиренным подвижником, и вся братия удивлялась его благочестивой жизни.

Однажды архангел Гавриил явился ему и сказал: «Давид! Господь простил тебе грехи твои; отныне ты будешь творить чудеса!» Давид отвечал ангелу: «Как могу поверить, что чрез такое краткое время Господь уже простил грехи мои, которых так много!» Ангел сказал: «Я архангел Гавриил; за неверие словам моим я не пощадил и Захарии; не пощажу и тебя; отселе ты будешь нем». Давид поклонился ангелу и сказал: «Когда я был разбойником и творил преступные дела, тогда не связан был язык мой, не славивший Бога; ныне же хочу служить Господу и приносить хвалу, а ты связываешь язык мой!» На это ангел отвечал: «Не будешь произносить иных слов, кроме слов молитвы и хвалы Богу».

Ангел отошел, и Давид в пламенной молитве возблагодарил Бога, простившего согрешения его. С этих пор он стал творить великие чудеса благодатью Божией и беспрестанно воспевал славу и хвалу Господу. Других же слов, кроме слов молитвы, он не мог произносить. Так прожил он много лет, был в назидание всей обители и мирно почил в глубокой старости.

Страдание святого мученика Созонта

7 сентября

Святой Созонт, родом из Ликаонии, был пастухом и с ранних лет был ревностным христианином. Он часто говорил товарищам своим об Иисусе Христе и о христианской вере и убедил многих принять Святое крещение. Однажды он заснул около источника под тенью высокого дуба и увидел во сне, что он призывается на подвиг мученический и что благодать Божия воссияет на самом том месте, где он спит.

Проснувшись, он поручил стадо свое другому пастуху, а сам отправился в город Помпеополь. Там правитель Киликийской области торжественно совершал празднество в честь языческих богов и понуждал христиан участвовать в нечестивых обрядах. Сердце Созонта разгорелось святым негодованием, когда он увидел такое поругание веры истинной. Он вошел в идольское капище и, взяв золотого идола, отломил у него руку и, раздробив ее на части, раздал их нищим.

Это событие произвело волнение в городе; власти городские стали разыскивать виновного; тогда Созонт, боясь, как бы за него не пострадал другой, сам объявил о себе правителю и при этом громогласно исповедовал, что верует во единого истинного Бога. Его подвергли самым ужасным истязаниям и замучили до смерти. Верующие ночью взяли тело его и похоронили честно.

При гробе мученика стали совершаться чудеса, равно как и на том месте, где был ему чудный сон, предвозвестивший его мученическую кончину. Впоследствии христиане соорудили на том месте церковь во имя святого мученика Созонта.

В тот же день совершается память святых Еводия и Онисифора, апостолов от семидесяти. Первый был епископом в Антиохии, второй — в Колофоне и Киринее. Оба скончались мученической смертью в начале II века.

Наша Православная Церковь совершает тоже в этот день память святителя Иоанна, который был архиепископом Новгородским во второй половине XII века и прославился святой жизнью и чудотворениями.

Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцев Иоакима и Анны

8 и 9 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы празднуем мы 8 сентября. Это один из двенадцати больших праздников.

Пресвятая Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете от родителей праведных и богоугодных — Иоакима и Анны. Мы называем их Богоотцами и празднуем их память 9 сентября. Святой Иоаким происходил от царя Давида, которому Бог за несколько веков обещал, что из его племени родится Спаситель мира.

Иоаким и Анна были очень добродетельны, на всякий праздник щедро раздавали милостыню бедным и подаяние в храм и исполняли заповеди Господни. Бог возлюбил их и назначил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, честнейшей херувимов и всех святых святейшей. Рождение ее, как и рождение Иоанна Предтечи, было возвещено ангелом. Вот как это было.

Иоаким и Анна жили в супружестве уже пятьдесят лет и не имели детей, что их очень огорчало. Раз в великий праздник Иоаким пришел в храм принести жертву Богу. В храме было множество народа. Первосвященник вместе с другими стал укорять Иоакима за грехи его, говоря, что Бог не благословил его детьми и что он недостоин приносить дар свой Богу. Иоаким опечалился и ушел из храма. Между тем как все веселились и радовались празднику, Иоаким неутешно горевал, не захотел возвратиться домой, но ушел в пустое место, где паслись его стада. Там он плакал и молился горячо и усердно. Вспоминая о бесчисленных милостях, явленных Богом народу израильскому, он несколько утешился и стал твердо надеяться на Господа. Помолившись, он дал обет поститься в течение сорока дней и жить все это время в пустыне. «Пусть будут мне слезы пищей и пустыня домом, пока не явит мне милости Своей Господь Бог Израилев», — говорил он.

Между тем жена его, услышав о случившемся в храме и видя, что муж ее не возвращается, начала тоже неутешно плакать и горевать. Однажды она сидела в саду своем под тенистым деревом. В горести своей она вздохнула глубоко и подняла глаза, полные слез, к небу. Между ветвями дерева она увидела птичье гнездышко с маленькими птенцами. Это еще увеличило ее горе. «Я, верно, грешнее всех в мире, — воскликнула она, — и потому Бог лишил меня счастья быть матерью. Все ласкают детей своих, а я лишена этого утешения. И птицы небесные имеют птенцов своих, и звери земные — детей, и земля приносит плоды во славу Отца Небесного». И со слезами она начала молиться Богу. Вдруг увидела она перед собой ангела Божия, который сказал ей: «Анна, Анна! Услышана молитва твоя; вздохи твои дошли до Господа; Он увидел слезы твои. Ты родишь Дщерь Преблагословенную. Через Нее благословятся все племена земные и дастся спасение всему миру. Ты назовешь ее Марией». После этих слов ангел удалился; а Анна, полная невыразимой радости, дала обещание посвятить Богу дочь свою и поспешила в Иерусалим, чтобы во храме благодарить Господа.

В тот же час ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Иоаким! Бог услышал молитвы твои и явил тебе Свою милость. Жена твоя родит дочь, и рождению ее возрадуется весь мир. Вот что тебе докажет истину слов моих: иди в Иерусалим в храм Господень; там у Золотых ворот найдешь ты жену свою, которой уже возвещено то же самое».

Иоаким, удивленный и обрадованный, стал благословлять Бога; потом пошел в Иерусалим и, как сказал ему ангел, нашел в храме жену свою; она рассказала ему обо всем. Помолясь, они возвратились домой.

Анна действительно родила дочь, Пресвятую Деву Марию. Иоаким принес великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость.

Пресвятую дочь свою святые Богоотцы хранили как зеницу ока, и не только любили, как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал ангел. Когда ей исполнилось три года, они привели ее в храм и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется у нас под названием Введение во храм 21 ноября. Вскоре после того Иоаким скончался, восьмидесяти лет от роду. Тогда вдова его оставила Назарет и переселилась в Иерусалим, где жила близ дочери, беспрестанно молясь в храме до самой смерти своей. Она скончалась два года спустя после мужа своего в преклонной старости.

На всяком богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях ее, святых Богоотцах Иоакиме и Анне. Пресвятой же Деве воспевается в праздник Рождества ее следующая песнь:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Житие преподобного Иосифа Волоколамского

9 сентября

Преподобный Иосиф, основатель Волоколамской обители, в мире Иоанн Санин, родился в 1440 году в пределах Волоколамска, от благородных родителей. Семи лет он был отдан для обучения грамоте в Крестовоздвиженскую обитель в Волоколамске и рано почувствовал призвание к монашеской жизни. Родители не воспротивились его желанию; он жил некоторое время в обители Святого Саввы и потом поступил в обитель Боровскую, недавно основанную преподобным Пафнутием. Уверившись в его искреннем расположении к иноческой жизни, святой старец постриг юношу и назвал его Иосифом.

Вскоре отец Иосифа поступил в тот же монастырь. Он был уже стар, слаб и болен; Иосиф взял отца к себе в келью и в продолжение пятнадцати лет служил ему и ходил за ним со всевозможной заботливостью и нежностью. Он сам кормил его, поднимал его с одра болезни, читал ему Священное Писание, услаждал сыновней любовью своей последние скорбные годы старца. «Чем воздам тебе, сын мой? — говорил старец перед смертью своей. — Один Бог может вознаградить тебя; не я тебе, а ты мне отец в нуждах душевных и телесных».

Уже семнадцать лет находился Иосиф в обители Боровской, когда святой старец Пафнутий, чувствуя приближение смерти, избрал его в преемники себе, как достойнейшего управлять прочими братьями. По смерти преподобного Пафнутия Иосиф принял и начальство, но вскоре обнаружилось несогласие между ним и братьями. Он желал ввести в монастыре более строгий устав общежития, а это не нравилось прочим инокам. Тогда преподобный Иосиф оставил тайно обитель и с одним благочестивым старцем Герасимом предпринял странствование по различным монастырям. Цель его была — изучить подробнее устав общежительных обителей. Он скрывал сан свой и являлся везде смиренным и послушным учеником старца Герасима, охотно принимал в монастырях возлагаемые на него труды и всем оказывал полную покорность. Так посетил он знаменитейшие русские обители и в духовных сочинениях своих оставил суждение свое о них.

Между тем в обители Боровской не знали ничего о преподобном; и когда он наконец возвратился, то приняли его с живейшей радостью. Однако же и теперь преподобный Иосиф не нашел в иноках готовности подчиниться преобразованию, которое он замышлял; и Иосиф тогда решился оставить обитель и основать другую. Семь братьев, разделявших его мысли, последовали за ним и отправились вместе в Волоколамск.

В пределы Волоколамские достиг давно уже слух о добродетельной жизни и о высокой мудрости духовной преподобного Иосифа. Князь Волоколамский обрадовался его прибытию и предложил ему избрать в его лесах место для построения обители. Иосифу полюбилось место среди дремучего леса, и с благословения епископа заложил он в 1479 году церковь во имя Успения Богоматери. Сам князь и бояре его принимали участие в начале труда, и вскоре воздвиглась церковь и несколько келий. Стали селиться вокруг обители Иосифа, и в короткое время собралось довольно значительное количество иноков.

Окрестные поселяне с радостью видели построение обители; и действительно, она вскоре оказалась благодетельной для всего края. Хотя сами иноки жили бедно, трудами своими, но они оказывали помощь всем нуждающимся. По мере того как возрастали средства монастыря, благотворное сияние его делалось обширнее. Поселяне со всех окрестностей привыкли приходить к преподобному Иосифу за помощью, советом и наставлением; он принимал всех с любовью, сочувствовал бедствиям их, укреплял их словом Божьим, помогал чем мог. Во время голода настоятель обители Волоколамской кормил неимущих, твердо надеясь на милость Бога, Который не оставляет уповающих на Него, и действительно обитель стала обогащаться щедрыми подаяниями. Всего благотворнее было нравственное влияние преподобного Иосифа на всех окружающих его. Он постоянно подавал братьям пример глубочайшего смирения, воздержания, непрестанной молитвы; и многие из учеников его под его спасительным руководством достигли высокого благочестия и прославились святостью жизни. Знатные бояре и князья избирали Иосифа духовным отцом своим, и он изустно и в письмах убеждал их быть милосердными к убогим, снисходительными к прислуге своей, напоминал им заповедь любви к ближним, говорил о Страшном суде Господнем над жестокосердыми и злыми. Игумен был постоянно занят: он работал наравне с братьями, проводил ночи в молитве, говорил поучения братьям, переписывал духовные книги.

Преподобный Иосиф достиг уже преклонных лет, когда был призван к участию в делах церковных. В Новгороде возникло лжеучение, известное под названием «ересь жидовствующих». Лжеучители утверждали, что закон Моисеев есть единый Божественный закон, что Христос еще должен родиться; и потому отвергали таинства, почитание святых и воскресение из мертвых. Собор, бывший в Москве, осудил эту ересь, но она тем не менее продолжала распространяться, и скоро открылось, что сам митрополит Московский Зосима тайно покровительствует ей. Одно обстоятельство придало ей новую силу. В 1491 году кончалось исчисление пасхальное на седьмую тысячу лет от сотворения мира. В народе распространился слух, будто в 1492 году последует кончина мира и Страшный суд, — и все с ужасом ожидали этого года. Когда же он прошел, лжеучители стали еще с большей дерзостью поносить православную веру и распространять свое учение. Они открыто говорили, что не будет суда, воскресения мертвых и жизни загробной. Епископ Новгородский Геннадий написал окружную грамоту, в которой объяснил, что значит окончание пасхального исчисления, и опровергал ложные толки; но они все более и более укоренялись. Тогда решились опять созвать собор в Москве для определения нового пасхального исчисления и опровержения ереси жидовствующих; вместе с тем великий князь Иоанн III и архиепископ Геннадий обратились к преподобному Иосифу, прося его содействия. Иосиф, глубоко изучивший богословие, издал книгу под названием «Просветитель», в которой он излагал историю ереси и опровергал ее самыми ясными доказательствами. В посланиях к великому князю и к епископам он увещевал их стоять твердо за истину и убеждал великого князя удалить митрополита Зосиму. Зосима принужден был удалиться; Иосиф принимал участие в соборах 1504 и 1508 года и с силой обличал лжеучителей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Братья и сестры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. (Примеч. ред.)

3

Оглашенными назывались готовящиеся к Святому крещению. Состояние оглашения продолжалось от сорока дней до трех лет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я