Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации

Александра Абрамова, 2022

Как вести презентацию, когда вас видно по пояс в небольшом окошке? Как продавать свои идеи на онлайн-совещании? Как убеждать человека, который включил ваш прямой эфир фоном, попутно занимаясь своими делами? Как убеждать, если собеседник выключил камеру? И как писать собеседнику в директ холодное письмо, чтобы он ответил?Эта книга о том, как трансформировать свои коммуникационные навыки в онлайне, чтобы показать себя с выгодной стороны. О том, как проводить тренинги и лекции, вести онлайн-консультации и вебинары. О том, как писать тому, кто вас еще не видел, и убеждать тех, кого еще ни разу не видели вы.Если вы профессионал, который хочет завоевывать аудиторию с помощью онлайн-коммуникации, если вы понимаете, что не все живые методы убеждения работают в онлайне, если вы хотите свободно и гибко чувствовать себя в мире онлайна, то эта книга для вас.Автор книги – бизнес-тренер с международным опытом работы, специалист в области устной и письменной бизнес-коммуникации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Как подготовиться к публичному выступлению онлайн

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.

Марк Твен

Если вы еще ни разу не записывали видео и не проводили прямые эфиры или вебинары, то решиться сделать это первый раз, возможно, будет сложно. Причем это не зависит от каких-то объективных факторов: я, например, помню, как с энтузиазмом записывала ролики для ютуб-канала, а вот чтобы провести первый прямой эфир в Инстаграме (сеть признана экстремистской и запрещена в РФ), мне потребовалось несколько недель прокрастинации. Откладывала, откладывала, пока помощница не написала мне: «Александра, нельзя мотивировать подписчиков, если не можешь мотивировать себя!». Хотелось поспорить, ударившись в демагогию, но не стала — собралась с духом и провела эфир, посвященный сторителлингу.

Эфир, надо сказать, прошел неважно: я говорила невпопад, путалась в количестве тезисов, не могла выговорить слово «распространенный» (это притом, что на дикцию никогда не жаловалась), а под конец эфира мои соседи решили, что самое время предаться ремонту — и я закончила трансляцию со словами: «Ну, сами видите, судьба не благоволит. Всем пока». Зрителей было человек десять, и среди них нашелся один особенно недовольный комментатор. Он в красках призвал меня не позориться и не отнимать время честных граждан.

Но вообще-то опозориться хотя бы один раз в своей жизни стоит. Именно так и приходит профессионализм.

После нескольких месяцев практики я выработала свою стратегию: с чего начинать эфир, какие вопросы для вовлечения использовать, как шутить и что делать, если зрителей мало или они не спешат отвечать на заготовленные вопросы. Проводить вебинары мне стало легко и приятно.

Если вам предстоит вебинар или выступление в прямом эфире, выделите время не только на подготовку, но и на репетицию. Устраните все отвлекающие факторы, сосредоточьтесь на вашем выступлении, на вашей цели. Попробуйте записать себя.

Если записываете видео, тоже репетируйте. И не старайтесь снять все идеально сразу, с первого дубля. Возможно, получится на второй или третий раз, а может быть, на пятый или шестой. Если чувствуете, что начинаете раздражаться оттого, что приходится записывать новый дубль — сделайте перерыв, прогуляйтесь, и затем снова начните снимать. На прямом эфире, как и в жизни, у нас не будет шанса «перезаписать» неудачное выступление, а формат видеозаписи дает такую возможность. Ну не здорово ли?

Помните: у вас как у спикера уже есть крутые фишки. Их надо найти и подчеркнуть. Моя книга нацелена именно на это. Выполняя задания, вы не будете копировать других спикеров, не будете применять «волшебные» методы (скажу по секрету: их не существует). Вы будете готовить выступление, опираясь на законы логики, грамотно составлять структуру и затем наполнять структуру текстом, используя авторские приемы. Нет, не мои. Ваши авторские приемы.

Правило, которого нет

Знаете такую теорию, что во время коммуникации ваш собеседник или аудитория воспринимает только 7% информации из ваших слов? 38% восприятия приходится на интонацию и громкость голоса, а 55% — на то, как вы жестикулируете или как выглядите?

Среди тренеров, которые преподают ораторское искусство, есть адепты секты «7−38−55». Это правило я слышала от преподавателей актерского мастерства, тренеров по голосу, даже стилистов — конечно же, от тех, кому это правило было выгодно.

Мне, лингвисту, как вы понимаете, правило оставляло жалкие 7% — и, гонимая чувством справедливого гнева, я решила выяснить, откуда растут ноги у этой статистики.

1960-е годы. Американский психолог Альберт Меграбян и его коллега Мортон Уинер публикуют статью под названием «Расшифровка неконсистентных коммуникаций», где говорится, что при несогласованной коммуникации, когда человек говорит одно, а его тело или голос показывает другое, люди склонны верить невербальному.

Меграбян и Уинер стремились узнать, что будет, если произносить слова с мимикой, которая значениям этих слов не подходит. Чему поверит собеседник?

Исследователи попросили 30 женщин послушать аудиозапись двух женских голосов, которые произносили 9 слов с разной интонацией. Три слова были с позитивным значением («мой дорогой», «мой милый», «спасибо»), три — с нейтральным значением («может быть», «ох», «правда») и еще три — с негативным значением («грубо», «не надо», «ужасно»). И вот эти женские голоса зачитывали все слова с тремя разными интонациями (симпатия, равнодушие, неприязнь). Участники слушали и записывали: как им кажется, с какой интонацией было произнесено то или иное слово? совпадала ли интонация со значением?

Эксперимент показал, что тон голоса имел большее влияние на участников, чем значение слова.

Затем Меграбян решил провести новое — и аналогичное — исследование, уже с коллегой по имени Сьюзан Феррис: основываясь на предыдущем опыте, они решили установить, что будет, если сравнивать тон голоса и выражение лица. Кто победит в этой битве титанов: тот, кто умеет управлять голосом или тот, кто умеет фальсифицировать эмоции?

Эксперимент, в ходе которого испытуемым демонстрировали три черно-белые фотографии женщин, лица которых выражали те же самые симпатию, неприязнь или равнодушие, показал, что наибольшее влияние на восприятие другого человека оказывает ваша мимика. И это новое исследование нашло отражение уже в статье Меграбяна и Феррис «Вывод установок из невербальной коммуникации по двум каналам».

Затем, недолго думая, Меграбян сложил данные двух разных исследований и получил то самое соотношение: 7-38-55.

Сегодня такой эксперимент признали бы смехотворным. Хотя бы в силу того, что выборка была нерепрезентативной, контекст искусственным, а условия эксперимента — ограниченными. В жизни мы обычно говорим больше одного слова за раз, а интонация может меняться от предложения к предложению.

Интересно, что в более поздних работах Меграбяна есть важное упоминание: «…если человек не говорит о чувствах или своем отношении к чему-либо, эти вычисления не применяются». Эти вычисления не применяются ни к живым публичным выступлениям, ни к прямым эфирам. И да, к мужчинам тоже вычисления не применяются. Они даже в эксперименте не участвовали.

Однажды я спросила у тренера, который пропагандировал 7-38-55, знает ли он, откуда взялась такая статистика? Но тренер не знал. Зато был уверен: так и есть, это подтверждается его личным опытом. Никакие факты не могли его переубедить.

Давайте и мы возьмем за правило, что если человек во что-то верит, то он или она всегда будет находить этому подтверждение.

Когда я доказываю свою точку зрения, опираясь на аналитические данные, на жизнеспособность аргументов, для моих зрителей или слушателей в онлайн-пространстве на первом месте будет содержание моей речи, то есть текст. Если я уверена в своем тексте, я буду говорить увлеченно, а не монотонно. Если мне нравится выступать для моей аудитории, моя мимика и жестикуляция будут всячески это показывать.

Именно текст тянет за собой весь ваш образ онлайн-спикера. Продумайте текст. А потом отрепетируйте так, чтобы язык тела и голос были тексту комплиментарны.

В онлайне, если вы, например, ведете вебинар и запинаетесь или говорите скучно, не с той мимикой, вас критикуют поверхностно. Это не страшно: сегодня провели плохо, а завтра лучше. А потом наняли преподавателя по голосу, и вот вы уже звонкий и артистичный.

А вот если смысловое наполнение вашей речи — это непроверенные факты, оскорбительные утверждения или лицемерные высказывания — восстановить репутацию будет очень сложно. В онлайне на первом месте слово.

Ну и несмотря на то, что психология — не точная наука, не забывайте о том, что 85% аудитории верит всему, где есть проценты. Правда, никаких исследований на этот счет не проводилось.

Цель выступления

Вы запланировали ваше выступление в онлайне. Осознали, что все внимание слушателей будет приковано к вашим словам. Пора начинать подготовку, где первый шаг всегда — поставить цель.

Бесцельная коммуникация неубедительна — ведь в этом случае вы сами не знаете, зачем говорите, к чему ведете. Чтобы определить четкую и конкретную цель, ответьте на вопросы:

Какие чувства должны испытывать слушатели во время моего выступления?/ Какое осознание приходит к моим слушателям во время моей речи?

Что должны сделать слушатели после моего выступления?

Что получат слушатели после того, как сделают то, что я хочу/ то, в чем я их убеждаю?

Разберем первый вопрос. В чем разница между чувствами и эмоциями?

Эмоции — это кратковременная вспышка оценочного отношения к ситуации.

Чувства — долгосрочное и устойчивое состояние человека. Эмоции лежат на поверхности, а чувства — в глубине.

Если мы говорим о том, как удержать внимание слушателей, нам помогут именно эмоции: удивление, радость, заинтересованность. Но когда мы определяем цель всей речи, нам важно подумать именно о чувствах. Можно ли удивляться полтора часа? Вряд ли. Человек может испытывать только кратковременные вспышки удивления и поднимать брови или расширять глаза при этом. А вот чувство воодушевления не будет так заметно. Зато его можно испытывать и полтора, и два часа, и даже на следующий день. Спикер говорит — а слушатели соглашаются с каждым словом, ощущают причастность к общему делу, их обуревает желание стать лучше или желание действовать, гордость или осознание собственной уникальности. Кто на что горазд.

Когда вы отвечаете на первый вопрос, проверяйте: можно ли это чувство испытывать на протяжении всей речи? Помните, что в течение всего вашего выступления эмоции у слушателей могут быть разные, и вы даже можете на это повлиять, если тщательно продумаете драматургию, но по итогу основное чувство остается одно. Например, новатор-революционер может приводить факты для своей аудитории, и эти факты вызовут сначала интерес, затем удивление, затем гнев — и в конце видео все побегут на баррикады. Это эффективный и продуманный ход. В конце нашей речи слушатели должны чего-то страстно желать, а для их мотивации должен быть катализатор.

Теперь определите, что должны будут сделать слушатели после того, как ваша речь закончится (читайте: для исполнения своего страстного желания)?

И чтобы ваши слушатели возвращались к вам вновь и вновь, ответьте на третий вопрос: что они получат после того, как сделают то, что вы хотите. Исполнится ли в итоге их желание или, по крайней мере, приблизятся ли они к его исполнению? Не бросайте вашу аудиторию после того, как добились цели коммуникации: выстраивайте долгосрочные отношения.

Примеры

Участники моего продающего бесплатного вебинара должны купить мой онлайн-курс. Мой курс поможет им стать убедительнее и повысить свой доход.

Цель моего вебинара — продать курс.

Я готовлю речь таким образом, чтобы во время вебинара слушатели чувствовали, что они хотят научиться убедительно говорить, что им это нужно. Они горят желанием изменить свою жизнь к лучшему, выйти на новый уровень дохода, добиться повышения.

Мои сотрудники должны всю неделю работать сверхурочно, чтобы мы могли подготовиться к тендеру. Если мы победим на тендере, сотрудники получат премии и почувствуют, что трудились не зря.

Цель моей речи — мотивировать сотрудников задерживаться на работе всю неделю.

Я готовлю речь таким образом, чтобы во время собрания слушатели чувствовали воодушевление, причастность к общему делу, служение общей великой цели. Они горят желанием во что бы то ни стало выиграть тендер. Это будет наша совместная победа.

Не бойтесь пафоса, в мотивационной речи он ваш друг.

Совет директоров должен принять решение, что отдел продаж в компании отныне и впредь будет работать на удаленке.

Цель моей речи — убедить высшее руководство, что мера, принятая спонтанно однажды, оказалась спасением для экономики компании.

Я готовлю речь таким образом, что директора забывают обо всех недостатках удаленного формата работы и задумываются о том, чтобы переделать выработанные годами корпоративные стандарты ради большей прибыли.

После того, как цель определена, нам надо выяснить, как мы к ней придем, определить последовательность действий.

Тема и идея

Путь к цели долог и тернист. Начнем с самого главного: определите тему и целевую аудиторию вашего выступления, а также сформулируйте одну идею.

Выберите тему, в которой вы разбираетесь. Никогда не выступайте на тему, где вы некомпетентны, иначе речь будет несогласованной: вы будете нервничать. Даже если мы говорим о письменном тексте, то автору, прежде чем писать, хорошо бы изучить тему вдоль и поперек. Иначе получится школьное сочинение: «В современном мире каждый человек должен быть человечным».

Определите целевую аудиторию: для кого вы выступаете? В следующих главах мы подробно разберем вопрос, как сегментировать целевую аудиторию и определить боли ваших слушателей. А пока что кратко сформулируйте ответ на вопрос: «Для кого я выступаю»?

Например, это студенты гуманитарного университета. Это молодые предпринимательницы-россиянки. Это начинающие юристы.

У вашего выступления должна быть одна глобальная идея, один посыл. К чему вы ведете? Сформулируйте идею, близкую и понятную вашей целевой аудитории. Выразите идею одним простым предложением.

Вспомним школьный курс русского языка: у простого предложения одна основа: подлежащее (предмет речи) и сказуемое (что делает предмет речи?).

Примеры

Удаленный отдел продаж вытянет компанию из кризиса.

Наша доставка готовой еды экономит ваше время.

Изучать английский язык эффективнее всего с преподавателем-носителем (это безличное предложение, но, тем не менее, оно простое).

Если получается составить только сложное предложение, где несколько основ, несколько действующих лиц, то проверьте, не заложили ли вы дополнительные идеи и смыслы в вашу речь.

Антипримеры

Когда отдел продаж на удаленке, сотрудники могут выстроить гибкий график, а руководитель сократит расходы.

О ком здесь идет речь? На одну ли целевую аудиторию будет рассчитано выступление, где заложена эта идея? Связан ли напрямую гибкий график сотрудников с сокращением расходов руководителя?

Если ваша речь для сотрудников, интересно ли им, что руководитель сократит расходы? Или вы услышите ропот толпы: «Сократит за наш счет?..»

Если ваша речь для руководителей, интересны ли им будут семейные перипетии сотрудников, когда работа мешает жить и потому нужен гибкий график?

Доставка готовой еды экономит ваши деньги, время, а вы всегда едите только здоровые продукты.

Кто клиенты этого сервиса? На одну ли целевую аудиторию будет рассчитано выступление, где заложена эта идея? Клиенты, которым важнее сэкономить деньги и клиенты, которым важнее сэкономить время — это одни и те же люди?

Если вы хотите сэкономить время, как правило, вы готовы заплатить больше. Если вы хотите сэкономить деньги, вас не будет волновать вопрос доставки — вы спокойно сами дойдете до магазина, где купите здоровые продукты и сами же приготовите из них все, что душе угодно.

Чтобы заговорить по-английски, мало учить грамматику, нужно практиковать разговорную речь: у нас в школе преподают носители языка, с которыми вы освоите этот навык.

Какой дополнительный и ненужный смысл заложен в идее, сформулированной таким образом, как вы думаете?

Делаем вывод: не закладывайте в одно выступление несколько идей. Слушатели запутаются, а вы не добьетесь цели коммуникации.

Хронометраж

Цель, целевая аудитория, тема и идея готовы — пора приступать к структуре, писать тезисы, которые вы раскроете. Опирайтесь на хронометраж: если у вас есть час на то, чтобы провести семинар, лекцию, или презентацию, то запланируйте речь минут на 45-50, чтобы оставшееся время участники смогли задать вам пару вопросов.

Не выходите за рамки отведенного времени — во-первых, это неуважение к слушателям, во-вторых, как раз таки слушать вас уже никто не будет: даже если значок онлайна еще горит, знайте, что участники уже не с вами. Кто-то завис в телефоне, кто-то пошел на прогулку к холодильнику. Регламент есть регламент.

У участников моего курса было всего три минуты, чтобы раскрыть тему, заявленную в домашнем задании. Когда вы будете делать задания, тоже постарайтесь уложиться в эти три минуты: заодно и проверите, насколько емко вы умеете формулировать мысли.

После того, как выяснили, сколько у вас есть времени, составьте структуру выступления: набросайте ключевые тезисы, добавьте вовлекающие приемы. Этому посвящены следующие главы книги.

Текст готов (и презентация, если нужна)? Тогда репетируйте. Определите места, где коммуникация не согласована (тяжело говорить текст, вы запинаетесь, голос дрожит). Проанализируйте эти места и переделайте текст: упростите или приведите другие аргументы, более близкие вашим ценностям и принципам. Репетируйте до тех пор, пока вам не понадобятся подсказки.

Проанализируйте выступление, когда оно пройдет. Подумайте, что вы могли бы улучшить, доработать. Таким образом следующее ваше выступление будет более профессиональным. Пересматривайте свои видео: поначалу они вам могут не нравиться, и это нормально. Вы услышите свои слова-паразиты, увидите ненужные жесты и мимику. Есть риск приступов перфекционизма и обострения синдрома самозванца. Имейте это в виду! Не критикуйте себя слишком строго — практика, практика и еще раз практика.

Задание

Это задание поможет вам настроиться для следующей главы, где мы будем разбирать структуру выступления. Выпишите 5-7 тем, на которые:

вам было бы интересно рассуждать.

вы хотели бы уметь рассуждать.

вы рассуждаете чаще всего.

Подумайте, почему вы выбрали именно эти темы? Как считаете, что на вас повлияло? Есть ли у вас жизненный опыт в этих сферах? Изучали ли вы какие-то исследования или мнения других людей по этим темам?

Выводы

Отрабатывая навыки выступлений и записи видео, обязательно отмечайте и запоминайте, что у вас получается делать лучше всего.

Перед тем, как готовиться к выступлению, определите его цель.

Подготовка к выступлению — это алгоритм действий. Определите тему, идею, целевую аудиторию, хронометраж — и только потом переходите к написанию структуры: ключевых тезисов выступления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я