Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации

Александра Абрамова, 2022

Как вести презентацию, когда вас видно по пояс в небольшом окошке? Как продавать свои идеи на онлайн-совещании? Как убеждать человека, который включил ваш прямой эфир фоном, попутно занимаясь своими делами? Как убеждать, если собеседник выключил камеру? И как писать собеседнику в директ холодное письмо, чтобы он ответил?Эта книга о том, как трансформировать свои коммуникационные навыки в онлайне, чтобы показать себя с выгодной стороны. О том, как проводить тренинги и лекции, вести онлайн-консультации и вебинары. О том, как писать тому, кто вас еще не видел, и убеждать тех, кого еще ни разу не видели вы.Если вы профессионал, который хочет завоевывать аудиторию с помощью онлайн-коммуникации, если вы понимаете, что не все живые методы убеждения работают в онлайне, если вы хотите свободно и гибко чувствовать себя в мире онлайна, то эта книга для вас.Автор книги – бизнес-тренер с международным опытом работы, специалист в области устной и письменной бизнес-коммуникации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

У меня нет истории, что когда-то я боялась оказаться перед публикой или говорить на камеру, а потом ка-а-ак вышла из зоны комфорта, как научилась, как все начало получаться! Так уж вышло, что с детства я люблю выступать перед большой аудиторией, общаться с разными людьми. Я могу пошутить, поиронизировать, если что-то идет не так, не стесняюсь отвечать на каверзные вопросы и, как правило, не впадаю в ступор. На своих живых тренингах всегда вовлекаю слушателей в обсуждение, провоцирую дискуссии. Я никогда не испытывала страха камеры или страха публичности.

Только все это ничего не значит, когда вы начинаете работать в онлайне.

Готовиться перед вебинарами, эфирами или онлайн-совещаниями нужно всем, кто хочет этим заниматься — и тут, пожалуй, тем, кто боится камеры или публики, как раз таки повезло больше. Вы только подумайте, как приятно осознавать, что вы своим упорством и трудом преодолели препятствие, каждый день работали над собой, развивались и в итоге увидели результаты. Если вы боитесь камеры и заведете свой блог или начнете снимать ролики для самопрезентации — вы сделаете большой шаг вперед, это будет способствовать вашему личностному росту, вашей уверенности в себе. Если же вы камеры не боитесь, то такого уж большого шага не будет — просто вы направите свою природную особенность, умение, талант (называйте, как хотите) в правильное русло. Главное — не забывайте потом оттачивать свой навык. Иначе те, кто когда-то боялся камеры, оставят нас, «бесстрашных», далеко позади. По моим наблюдениям, так обычно и бывает. Так что никакой самонадеянности!

У меня есть ютуб-канал: я завела его в 2018 году, когда решила начать работать на себя. Написала сценарий нескольких видео о том, как устроен русский язык (для начала решила взять эту тему), наняла оператора и сделала несколько легких и веселых роликов. Оператор мне подсказала, что хорошо бы записать трейлер для канала: видеообращение к подписчикам, где я рассказываю о себе. Но что говорить? По специальности я не работаю, может быть, я блогер? Но с пятью роликами странно называться блогером. Я сказала, что я лингвист, переводчик — ну, и заодно редактор и копирайтер.

Самым просматриваемым роликом был тот, где я говорила, почему слово «звонит» с ударением на О — не такая уж и позорная ошибка.

Но вот что интересно — ко мне пришли не столько подписчики, сколько клиенты. Заинтересованные люди писали мне на почту и вотсап: а вы делаете тексты для сайта? а письма для рассылки? а сценарии для видео? а что вы еще умеете?

Я набрала себе несколько заказов по копирайтингу и редактуре. Поставила стоимость, опираясь на «внутреннее мерило» — с ценами конкурентов не сверялась. Как выяснила потом, мои цены были завышены в 5-7 раз — но клиенты готовы были заплатить. Те, кто сомневался, присылали мне тестовые задания с отметкой: «Ни у кого не видел/а видеообращения, очень профессионально!»

В дальнейшем я загружала свою видеопрезентацию везде, где было уместно. Когда я откликалась на чье-то объявление в качестве исполнителя или писала холодное письмо на почту потенциального клиента, то мое видео шло как прикрепленный файл. Как дополнительный аргумент. Как кусочек живого общения в онлайне.

Сейчас я сама ищу исполнителей для проектов и частенько проверяю: есть ли у кого-то видеопрезентация? Как правило, есть только у тех, кто уже лет 10 в профессии, выступает на конференциях и обладает статусом «звездного эксперта»: число подписчиков в блоге перевалило за несколько десятков тысяч.

Да, многие редакторы, копирайтеры, дизайнеры ведут свой блог, выкладывают сториз — или записывают видео в Инстаграме (Сеть признана экстремистской и запрещена в РФ) и Тик Токе, но, как ни удивительно, эти же люди как будто стесняются записывать видео о себе, где в довесок не идет ни полезный совет, ни призыв скачать бесплатный чек-лист.

Возможно, по прочтении этой книги или даже раньше вы попробуете записать свою экспертную видеопрезентацию и отправите ее своим потенциальным клиентам или будущему работодателю. Но стоит иметь в виду, что видео мы посылаем не само по себе, а в дополнение к тексту, чтобы у адресата был выбор: прочитать письмо или посмотреть ролик, если есть время. И видео, кстати, может «вытянуть» банальный текст — если оно будет искренним и живым.

Главное отличие видео от публичных выступлений — оно не терпит наигранности. Можно привести аналогию с театром и кинематографом: обращали ли вы внимание на то, как актеры играют на сцене? Все эмоции и жесты показаны преувеличенно, и зрителю это нравится. Вместе с тем понятие «театральности» в кино — это синоним бездарной и фальшивой игры.

В видео от вас ждут максимальной естественности. Но как этого добиться?

У большинства людей первые видео получаются, мягко говоря, неудачные. Мои ролики тоже были так себе (не бояться говорить на камеру и уметь говорить на камеру — две большие разницы!): я порой стесняюсь их пересматривать. Где-то моя речь слишком быстрая, где-то сопровождается частыми морганиями или смехом не по делу. Но интересно то, что именно мои неидеальные видео привлекли новых заказчиков — просто потому, что они у меня были.

Поэтому, первый совет — лучше записать видео и не понравиться себе поначалу, чем не записать вообще. Пусть оно у вас будет как ваш рабочий материал. Я не призываю каждого становиться блогером — но навык говорить на камеру сегодня нужен так же, как и навык красноречия. Если это не так, пусть тот, кого ни разу не просили на онлайн-митинге включить камеру, первый бросит в меня камень.

Поначалу на камеру говорить очень сложно, потому что кажется, что вы говорите в пустоту. Смотреть на свое отражение — не вариант, не будет зрительного контакта с аудиторией. Есть хороший способ: представьте, что обращаетесь к конкретному человеку. Пусть это будет ваш друг. Этот метод — все делать для одного определенного человека — очень хорошо работает. Мы с вами в этом еще убедимся в следующих главах.

Чтобы говорить на камеру уверенно, вам нужно себе понравиться. А это приходит только с практикой. Так вот, пока практикуетесь, обязательно пробуйте разные форматы, чтобы найти лучший: снимайте видео под разными углами, пробуйте планы по пояс и в полный рост. Отмечайте самые выгодные ракурсы и положения, когда на вас направлена камера компьютера (Зум, вебинары), телефона (прямые эфиры в соцсетях) и — продвинутый уровень — профессиональная камера.

И анализируйте каждое ваше видео: записывайте, что вам особенно нравится в вашей речи, а также то, что стоит улучшить. Выписывайте, какие слова-паразиты и нежелательные действия вы заметили у себя.

Самые частые проявления стресса: частое моргание, суетливая или однообразная жестикуляция (например, когда вы то и дело направляете в камеру указательный палец), облизывание губ или какие-то движения губами (вытягивание в трубочку, смещение на одну сторону), касание лица и поправление волос. Когда вы говорите, не касайтесь лица и волос — зрителя это будет раздражать.

И самое главное. Перед съемкой видео неоходимо подготовить текст. Не импровизируйте, не сочиняйте на ходу. Составьте структуру, набросайте тезисы, выпишите ключевые моменты, которые должны прозвучать. А вот записывать текст полностью я не советую: есть риск, что вы его зазубрите, и речь лишится естественности, станет монотонной.

Не бойтесь делать запинки. Если ваша речь длится дольше пяти минут, ничего страшного в них нет. Зрителям это нравится, это придает речи естественный и живой характер.

На моем онлайн-курсе «Говори, убеждай» было вводное задание: записать самопрезентацию: приветственное видео для меня или куратора (в зависимости от тарифа), представиться и сказать пару слов, зачем участник хочет быть убедительным.

Примеры ответов участниц моего курса «Говори, убеждай!» (отрывки)

Пример 1: Добрый день! Меня зовут Светлана, и я являюсь руководителем отдела в небольшой компании. Мы занимаемся рекламой, маркетингом. Общение для меня играет важную роль, я провожу собрания часто, и конечно, онлайн по большей части. Но могу признаться, что в Зуме мои сотрудники не запоминают, что я говорю, приходится объяснять по нескольку раз, а потом писать в письме фоллоу-ап. В жизни все гораздо проще — подошел, объяснил.

Пример 2: Привет! Меня зовут Мария, и мне кажется, что я говорю сумбурно. Точнее, не кажется, да, так и есть. Я с мысли на мысль перескакиваю, как будто моя речь бежит впереди меня. Я тараторка и болтушка, и это мешает мне в работе. С другой стороны, с друзьями это весело. Но в работе — нет. Постоянно растекаюсь. И записывать видео мне сложновато, вживую гораздо легче. Хочу научиться, ведь по работе нам приходится постоянно вести переговоры онлайн. Еще я боюсь пауз в тексте: кажется, что нельзя молчать, надо постоянно говорить. И вот я снова тараторю… надеюсь, что скоро от всего этого избавлюсь. Спасибо.

Пример 3: Здравствуйте, Александра! Меня зовут Дарья, и год назад я ушла с высокооплачиваемой должности, которую занимала целых 10 лет. Я ушла, потому что устала, потому что захотелось заниматься тем, чем хочется. Я посчитала, что имею право и заслуживаю заниматься творчеством и принадлежать самой себе. И тогда я начала осваивать SMM! Вы знаете, мне очень понравилось разбираться в Инстаграме (сеть признана экстремистской и запрещена в РФ). Я с удовольствием осваиваю эту сферу и думаю, курс мне поможет лучше разобраться, как снимать те же сторис. Хорошего дня!

Я выбрала три самых интересных, по моему мнению, ответа, разных по типу речи, манере говорения и наполнению.

Проанализируйте ответы: какие особенности вы заметили? Прошу обратить внимание, что это транскрибация устной речи, а не подготовленный письменный текст.

У этих примеров не будет моего разбора. Мы вернемся к ним позже, когда пройдем все главы этой книги. Пока что запомните или запишите свои выводы и ощущения.

Задание

Попробуйте и вы рассказать о себе на камеру так, как умеете. Представьтесь воображаемому собеседнику (можно мне) и дайте пару предложений, зачем конкретно вам быть убедительными, какова ваша цель. Запишите видео и оставьте на память как рабочий материал — так вы сможете на своем примере отточить теорию, а в конце отследить прогресс.

Я советую сверяться с выбранной целью после выполнения каждого задания: так вы сможете проанализировать, насколько вы к ней близки.

Ключевые моменты

Видеообращение, приложенное к письму или коммерческому предложению, добавляет убедительности вашему тексту.

В отличие от живого публичного выступления видео не терпит наигранности. От спикера ждут естественной, но при этом энергичной подачи.

Перед съемкой видео обязательно нужно подготовиться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я