Видеть. Действовать. Побеждать. Настольная книга толкового руководителя

Александр Ширинкин, 2021

В этой книге собраны приемы и методы, проверенные на практике. С их помощью получены желаемые результаты во многих компаниях страны. Автор книги – предприниматель, руководитель и бизнес-тренер с 20-ти летним опытом внедрения инструментов бережливого производства, разработчик авторских учебных программ и участник национального проекта повышения производительности в РФ с 2018 года. Принципы Lean-технологии давно известны всем. Но вот приемы эффективного внедрения – это искусство и опыт, которые можно найти на страницах этой книги. Здесь вы получите мощные инструменты, помогающие достичь результатов уже через шесть месяцев. Узнаете, как избежать минимум девять из десяти ошибок, которые совершаются сегодня при работе по повышению эффективности бизнеса. Книга будет полезна и тем, кто только начинает свой бизнес, и тем, кто ищет пути его дальнейшего развития и стремится к совершенствованию. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Видеть. Действовать. Побеждать. Настольная книга толкового руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Лопатка авиационного двигателя

Время течет, все меняется. А ценности, традиции остаются. Заложенный в детстве фундамент оказывает большое влияние на наши действия в будущем. О чем это я, спросите вы? О подходе к делу и пытливом уме русского человека. Об уважении к труду и профессии.

В восьмом классе нас направили на практику на авиационный завод, тогда еще имени Свердлова. Мы с другом были распределены в лопаточный цех. Нас поставили на фрезерные станки. Я должен был фрезеровать плоскость основания лопатки, а Ромке досталось фрезерование лопасти лопатки прямо после моей операции.

Как нас, новичков, принимали на завод? Вводный инструктаж по технике безопасности на проходной. Потом пришли мастера и разобрали пополнение по цехам. В механический мы попали вдвоем с другом. По дороге мастер провел маленький ликбез о предприятии и о том, чем нам предстоит заниматься. Через 15 минут мы уже стояли в зоне фрезерных станков на втором этаже цеха. Наши станки и кабинет мастеров разделял основной проход. Мастер усадил нас на диван в кабинете и провел первичный инструктаж. Расписывались или нет, я уже не помню, но скорее всего да. Было много всяких журналов.

Над диваном на доске информации висела таблица с расценками. Расценка на мою операцию составляла 0,678 копейки, а на операцию друга 0,819 копейки. По сегодняшним меркам — смешные цифры, но в те времена это было так.

Мой станок стоял ближе к окнам цеха, а станок друга — у самого прохода. Между нашими рабочими местами было 5-6 метров.

Мастер сначала рассказал и показал мне, что нужно делать. Сергей Павлович начал с азов:

— Включаешь станок, берешь из ящика две лопатки, ставишь их в пневматические тиски, поворачиваешь рычаг, чтобы лопатки зажало, — говорил он медленно. — Когда убедишься, что лопатки зажаты — включаешь подачу, и фреза сама проходит по установленной траектории и обрабатывает поверхность лопаток.

Было интересно наблюдать, как один металл режет другой.

Сергей Павлович продолжал:

— Смотри, когда фреза прошла, снова крутишь рычаг, поворачиваешь лопатки на 180 градусов и опять зажимаешь. Включаешь обратную подачу. Фреза идет обратно и обрабатывает торец с другой стороны. Две лопатки готовы. С этим понятно?

— Да. Все ясно, — ответил я.

— Отлично. Достаешь их, и каждую проверяешь в приспособлении щупом на просвет.

Он подвел меня к тумбочке рядом со станком, и вставил одну готовую лопатку в приспособление.

— Гляди сюда, — Сергей Павлович поднял «приспособу» с лопаткой напротив окна, — видишь просвет?

— Да, вижу.

Он перевернул щуп и снова поставил его на лопатку с приспособлением:

— Теперь тоже видишь?

— Вижу, — ответил я.

— Это говорит о том, что деталь в допуске. Ты сделал все правильно. Если все хорошо, то кладешь в ящик готовых лопаток, — и положил лопатку в ящик справа от станка.

— Если просвета не будет хотя бы в одном из положений щупа, зови меня. Понял?

— Понял.

— Тогда вперед. Работай. Будут вопросы — обращайся.

Сергей Павлович повернулся к Роме:

— Теперь с тобой. Пойдем…

Я остался работать. Так начался мой первый день на заводе.

Минут через десять мастер ушел, и мы до обеда больше его не видели. Рабочих на нашем этаже было немного: пара мужиков и человек десять женщин.

Еще приходили контролеры с летучим контролем. Просили рассказать и показать, как мы проверяем детали.

За первый рабочий день мы с Романом обменялись станками, и теперь оба знали, как на них работать. Машинное время одного прохода фрезы у наших операций было практически одинаковым. Разница была в секунду.

На второй неделе мне пришлось впервые познакомиться с многостаночным обслуживанием. Мой друг заболел, и я остался один на два станка. Первый день сначала работал на одном, потом на втором. Было скучно стоять и смотреть на фрезу. Я решил совместить процессы обработки со смещением. Начинал со своей операции. Пока мой станок выполнял операцию, я устанавливал лопатку на втором. Потом шел обратно, и цикл повторялся. В конце смены я еле передвигал ноги.

Каждую десятую лопатку проверял на контрольных приспособлениях. Женщины-контролеры приходили раз в день. Пока проводили контроль, работа простаивала.

Перед уходом домой я рассказал мастеру о своих соображениях. Он поддержал мою идею и разрешил работать на двух станках. Теперь можно было действовать. Следующий день ушел на отработку ритма и приемов. Еще один — на закрепление. Дальше оставалось только поддерживать ритм, следить за оборудованием и качеством. Пусть маленькая, но победа была одержана. В дополнение к внутреннему удовлетворению от успеха, мне заплатили за практику 45 рублей. Для меня это были немалые деньги.

А если станки поставить ближе, напротив друг друга, то хождение сократится с 10-12 метров до одного-двух шагов. При такой работе, еще останется время на контрольную операцию. Возможно, в будущем участок так и сделает.

Практика не обошлась без казусов. Однажды я устроил на своем станке фейерверк. Лопатки отлиты из сплава, который содержит магний. Когда фреза тупится, температура при резании увеличивается, и может произойти возгорание стружки. Так и получилось. Откровенно говоря, я был в шоке и замер от очень яркой вспышки. Лоток на станке, куда собиралась стружка, выглядел как извержение вулкана. Оно продлилось всего пару секунд, а потом только облако дыма растворилось под потолком цеха. Женщина с соседнего участка поспешила ко мне на помощь. Она быстро подошла и с улыбкой сказала:

— О, поздравляю, фреза затупилась. Скажи мастеру, чтобы заменили. А пока иди на обед. Уже все, что могло, сгорело, и больше нечего опасаться. Теперь будешь знать, что надо чаще стружку убирать и за фрезой смотреть.

Сразу после обеда я сообщил Сергею Павловичу о происшествии. Он улыбнулся:

— Бывает. Магний свое дело сделал. Становись пока на второй станок. Сейчас заменю фрезу.

Я прикинул, сколько лопаток можно безопасно обработать и когда необходимо предупредить мастера, чтобы не было простоя.

Через 15 минут фрезу поменяли, и работа продолжилась на двух станках.

Я на личном опыте прочувствовал, что такое многостаночное обслуживание, и как оно влияет на скорость протекания процесса. А еще, как от этого зависит заработок. Узнал, что такое стойкость инструмента и какие риски могут быть, если использовать некачественный инструмент. В роли рабочего четко увидел для себя возможность увеличения заработка. При работе на двух станках одновременно я заработаю в два раза больше за одно и тоже время. Чем не способ поднять свою личную производительность?! Себе пользу принес и заводу.

Видеть

Ценный навык руководителя — умение увидеть стремление сотрудника к улучшению своей работы и своевременно поддержать, помочь. Сергей Павлович поддержал мои начинания, и выиграли все: рабочий, мастер, завод.

Действовать

В моем примере наставнику и делать-то ничего не пришлось. Только оценить предложение и поддержать. Все остальное я сделал сам. Всегда приятнее реализовывать свою идею, чем выполнять указание. Задача руководства создавать условия для того, чтобы идей и решений было больше. Важно уделять время общению с рабочими и шаг за шагом выявлять и внедрять идеи.

Побеждать

Тогда на это не обратил никакого внимания, но каждый день Сергей Павлович и контролеры создавали условия, чтобы я становился лучше, учился и нарабатывал опыт. Этого было достаточно, чтобы я, как маленькая часть огромного механизма, выполнял свою работу качественно и в срок. Победа наставника в том, что его ученик достиг цели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Видеть. Действовать. Побеждать. Настольная книга толкового руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я