1. Книги
  2. Руководства
  3. Александр Чар

Секреты успешных экзаменов. Антистрессовая подготовка

Александр Чар
Обложка книги

Секреты успешных экзаменов читатель осваивает постепенно, следуя за автором по просторам психологии, мнемоники, эвристики, выполняя несложные, но эффективные тесты, используя эмоционально-смысловые приемы работы с информацией, отрабатывая антистрессовое дыхание и медитацию безмыслия, тонкости эффективного общения с экзаменаторами. В итоге сугубо практический подход (как сдать сессию без проблем) раскрывается через теоретическую базу (как получать реальные знания и самосовершенствоваться).

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Секреты успешных экзаменов. Антистрессовая подготовка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пять секретов успеха

Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней, — Жорж Элгози.

Несколько раз в год у всех студентов возникает стрессовая ситуация, длящаяся около месяца. Это зачетная неделя и экзаменационная сессии. Не всем удается комфортно пережить сваливающиеся на голову «неприятности». Зачастую это связывается с неуверенностью в собственных силах и отсутствием понятного алгоритма усвоения многочисленных предметов.

Перенапряжение требует существенного восстановления сил. Иногда возникают психологические срывы, приводящие к завершению учебы. Как их предотвратить? У каждого студента должна быть собственная система подготовки к сессии. Она во многом зависит от его текущих предпочтений, мотиваций и особенностей личности. Авторская Система, своеобразная личная мандала, состоит из пяти секретов, которые доступны для адаптации любому желающему. Несмотря на свою «секретность», они вполне понятны и значительно упрощают подготовку к экзаменам.

Первый из пяти секретов посвящен расшифровке типологии восприятия и обработки новой информации. Многие студенты не знают свои особенности. Иногда ответ на вопрос «Кто я есть на самом деле?» оказывается настоящим откровением. Особые качества аудиалов, визуалов, кинестетиков, дигиталов, холистов и аналитиков влияют на особенности изучения предметов и самоподготовки к экзаменам.

Второй секрет — «Открытые тайны памяти» уточняет закономерности хорошей памяти с помощью опорных точек («Ищем точки опоры»), их запоминания и последующего воспроизведения с учетом естественного процесса забывания («Помнить нельзя забыть»). Рассматриваются способы понимания сути, значимости и полезности предмета, особенности зубрежки и мнемотехники («Нажать на кнопку «PLAY»).

Система индивидуальной подготовки базируется на особенностях восприятия информации, памяти и стрессоустойчивости. Замыкают систему технологии самомотивации и подготовки к экзаменам.

Частью второго секрета являются методики многократного пролистывания и интервального заучивания опорных точек («Смысловое пролистывание»). Они гарантируют нормальную подготовку к экзамену и помогают избежать возможных провалов в учебе. Адаптация методики к букридерам и электронным планшетам улучшает эмоциональное и осмысленное запоминание изучаемого предмета с помощью мобильных устройств («Туда-сюда-вперемежку»).

Третий секрет «Антистресс» посвящен антистрессовой подготовке. Идеомоторные навыки антистрессового дыхания могут быть использованы не только перед экзаменами, но и в различных жизненных обстоятельствах («Лучше совсем не дышать?»). Техника осмысленного безмыслия защищает студента от перенасыщения информацией («Студент без мыслей — не студент»). Вырабатывается ментальная привычка удалять из памяти ненужные мысли и проблемы.

Четвертый секрет «Гарвард в помощь» заключается в искусстве самомотивации, без которой трудно заставить себя заниматься умственным трудом. Именно мотивация определяет хорошую память, внимание и самоорганизацию. Способность к самомотивированию, является, пожалуй, основной движущей силой не только для успешной сдачи экзаменов, но и для всех последующих жизненных достижений. Любая мотивация в конечном итоге всегда трансформируется во внутреннюю. В противном случае внешний мотивационный посыл бесследно пролетит мимо студента, как быстро сгорающая комета.

Пятый секрет «Начинать учиться, или еще слишком рано?» рассказывает о планировании сессии («Гарантии под вопросом»), создании индивидуальных графиков интенсивной экспресс-подготовки к экзаменам («Защита от хаоса»). Предэкзаменационный тренинг проводится с использованием технологии бумажных флэш-карт и современных приложений («Ученье свет, а учебников тьма»). Анализируются особенности общения с преподавателем во время экзамена («Перед смертью не надышишься»), парирования справедливых (иногда не очень справедливых) замечаний («Никогда не говори: „Не знаю“»).

Кроме пяти авторских секретов каждый студент имеет разные степени внимания и обучаемости2, собственные хронобиологические ритмы. У него даже могут быть особые «секреты» — приметы «на счастье», «для успеха на экзамене». Они обеспечивают психологический комфорт и спокойствие по аналогии с действием позитивных аффирмаций. Эффективное распоряжение всеми секретами — в студенческих руках.

Секрет 1. Кто Я есть?

Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, что ты узнаешь всё на свете слишком поздно. Всё становится понятно тогда, когда нечего понимать, — Исаак Казобон.

Центральным элементом Системы являются особенности восприятия студентом изучаемых дисциплин (его репрезентативная система). В зависимости от доминирующих каналов восприятия информации все студенты могут быть аудиалами, визуалами, кинестетиками и дигиталами.

Одному студенту достаточно прослушать лекции. Дополнительная подготовка ему не требуется. Это студент-аудиал, хорошо воспринимающий информацию на слух: «Я внимательно слушал лекции преподавателя и готов к сдаче экзамена».

Другой студент не воспринимает информацию, пока преподаватель не сопровождает лекцию рисунками, наглядными демонстрациями. Это визуал, опирающийся на зрительные образы: «Лекции были такими увлекательными, что я будто бы сам их рассказывал».

Студент-кинестетик доверяет своим чувствам, лишь «потрогав» изучаемый предмет: «Шпаргалки не успел написать…». Кинестетику необходима практика, во время которой он может не только услышать содержание курса, но и почувствовать его в реальных обстоятельствах. Написание шпаргалок способствует дополнительному пониманию изучаемого предмета.

Студенту—дигиталу требуется рациональное объяснение изучаемого курса и всех явлений. Пока в его мыслях не возникнет логическая система закономерностей, предмет для него будет непонятен: «Я уверен, что преподаватель большинству из нас поставит трояки. У прошлой группы было много отличных оценок. Это не может повториться дважды».

Статистические исследования показывают, что группа дигиталов может достигать 25%, аудиалов 5…20%, визуалов 30…40%, а кинестетиков до 20…45%. Центральное ядро колеса индивидуальности легко запоминается мнемонической аббревиатурой «ДАВКа».

Круговая диаграмма самотестирования репрезентативной системы.

Доминанту репрезентативной системы3 можно определить с помощью несложного теста. Он состоит из вопросов, на которые надо отвечать, делая соответствующие пометки в круговой диаграмме. Нарисуйте ее на отдельном листе и отвечайте на вопросы.

Если Вы отвечаете на вопрос со знаком «+А» положительно, т.е. согласны с ним, ставьте знак «+» в секторе Аудиал. Если вопрос со знаком «+В», то отмечайте в секторе Визуал. Если после вопроса стоит «+К», то делайте отметку в секторе Кинестетик. Уточняю, что отметки «+» надо ставить лишь в тех случаях, когда ответ на вопрос положительный, то есть «Да». Если Вы не согласны с вопросом, то переходите к следующему:

Обращаете ли Вы внимание на цвет одежды которую Вы хотите купить? (+В);

Нравится ли Вам копировать разговор своих товарищей? (+А);

Носите ли Вы модную одежду, даже если она не очень удобна? (+К);

Вам нравится ходить в бассейн? (+К);

Вам нравится на отдыхе наблюдать за окружающей природой? (+В);

Можете Вы узнать по звуку, кто вошёл в комнату? (+А);

Нравится ли Вам напевать любимую мелодию? (+А);

Следите ли Вы за своим внешним видом? (+В);

Нравится ли Вам массаж? (+К);

Вам интересно наблюдать за поведением друзей? (+В);

Любите ли Вы гулять пешком? (+К);

Вы часто делаете покупки в интернет-магазинах? (+В);

Вы бы хотели слушать старые грампластинки? (+А);

Вы любите смотреть видео во время еды? (+В);

Вы можете подолгу разговаривать по мобильнику? (+А);

Задумывались ли Вы о том, что можете со временем располнеть? (+К);

Любите ли Вы слушать аудиокниги? (+А);

Трудно ли Вам расслабиться после учебы? (+К);

Нравится ли Вам фотографировать? (+В);

Вы злопамятны? (+А);

Любите ли Вы дарить цветы? (+В);

Хочется ли Вам вечером «уйти в себя» и ничего не делать? (+К);

Планируете ли Вы дела с помощью блокнота, ежедневника или специального приложения? (+В);

Вы иногда рассуждаете вслух в одиночестве? (+А);

Вас утомляет езда на машине в пробках? (+К);

Можете ли Вы понять настроение и намерения человека по тону разговора? (+А);

Нравится ли Вам оценивать людей по внешнему виду и манере одеваться? (+В);

Хотели бы Вы делать разминочную гимнастику между лекциями? (+К);

Не кажется ли Вам поначалу, что кровати в студенческих общежитиях неудобные? (+К);

Вас раздражают частые примерки в магазинах? (+К);

Любите ли Вы ходить на дискотеки, концерты, в театр или кино? (+В);

У Вас хорошая память на лица? (+В);

Нравится ли Вам слушать звуки природы? (+А);

Вы обычно молчите в ответ на замечания? (+А);

Вы любите активный отдых? (+К);

Вы замечаете тихие бытовые звуки, тиканье механических часов? (+А);

Вы любите слушать музыкальные записи исключительно на высококачественной аппаратуре? (+А);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Секреты успешных экзаменов. Антистрессовая подготовка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Синдрому дефицита внимания, гиперактивности и плохой обучаемости подвержены до 20% всех учащихся.

3

Основные доминанты РС: · визуальная; · аудиальная; · кинестетическая; · дигитальная.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я