В книге президента Российского магического братства Александра Чара реальные истории могут выглядеть иллюзорными, а иллюзии зачастую кажутся реальностью. Автор открывает тайны известных чудотворцев и экстрасенсов, подробно рассказывает об оригинальных практиках. Книга способствует более глубокому осознанию духовной сферы и раскрытию внутреннего потенциала читателей, интересующихся психологией, эзотерикой, саморазвитием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иллюзия нереальности. Под покровом волшебства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Под покровом волшебства
Неосознанность означает сон. Вы всё равно осознанны в какой-то степени, Вам не надо пытаться быть осознанными. Что Вам нужно — так это осознать своё осознание. Осознавайте намеренно и сознательно, расширяя и углубляя поле осознания. Вы всегда сознаёте ум, но Вы не осознаёте себя как сознающего, — Шри Нисаргадатта Махарадж.2
Предрождение
«В каждом начале живет магия, которая дает силу и направление», — Георгий Гурджиев.3
Иллюзорные воспоминания, сопровождающие меня с первых лет жизни, были странным образом связаны с сияющей конической фигурой. Сейчас бы ее назвали похожей на космический корабль. Этот образ часто всплывал в моей памяти, но с какой стати? Разгадка явилась мне в двадцатилетнем возрасте, во время учебы в институте. До этого конический образ появлялся в сонных мыслях, а затем мягко растворялся, сменяясь текущими жизненными переживаниями. Что он означал для меня?
Я появился на свет в одном из самых необычных районов Москвы, в роддоме у сел Коломенское и Дьяково-Городище рядом с Велесовым Оврагом. Мне часто хотелось побывать там, но до конца 60-х годов поездки в Коломенское были почти невозможны. Пролетарского проспекта, Нагатинского метромоста, как и самого метро, еще не было. Показывая в ту сторону на деревянные бараки, взрослые поговаривали про немецких военнопленных, какое-то Сучье болото и грязные золоотстойники. Короче говоря, поездка в Коломенское казалась не менее тяжелой, чем путешествие на заброшенный необитаемый остров.
По древним сказаниям Велесов Овраг у села Коломенское был мистической зоной, где наблюдались факты остановки времени и телепортации людей. Известен случай, когда в 1621 году из туманного Оврага вышла группа людей, одетых в странную военную форму. Окружившие их стрельцы были удивлены необычным видом пришельцев. Выяснилось, что пришельцы — военный отряд татарского Хана Сахиб-Гирея пытавшегося захватить Москву в 1571 году. Надеясь уйти от преследований, они пошли через Овраг. Вышли из него… через 50 лет. Даже под пытками татары стояли на своем, что они воины давно умершего от чумы Хана Гирея.
В Овраге отмечались случаи загадочного исчезновения жителей из соседних сел. В документах полицейского управления Московской губернии говорится о крестьянах, пропавших в 1810 году и появившихся спустя 21 год.
Напоминанием о моем рождении при дворцовом селе Коломенское послужили таинственные пожары 70-х годов 20 века, когда неожиданно сгорели сельские дома, освобождая место для будущего музея-заповедника с карикатурными деревянными избушками. После одной из газетных публикаций о трагическом уничтожении села я решил увидеть Коломенское своими глазами, благо туда уже можно было доехать на троллейбусе по Пролетарскому проспекту (проспект Андропова).
Пройдя через яблоневый сад и громадные Спасские ворота, я увидел Храм Казанской иконы Божией Матери, находящийся в плачевном состоянии. Если бы у студента были лишние деньги для пожертвования! Рука потянулась в карман, но обнаружила там лишь пятак на обратную дорогу. Недалеко от Храма была груда камней, которая оказалась архитектурным следом дворца царя Алексея Михайловича. За перекосившейся деревянной медоварней виднелся Сытный двор.
Таким увидела меня художница Татьяна Цыплакова на фоне храма Вознесения Господня в Коломенском.4
За воротами Сытного двора я застыл, пытаясь осмыслить реальность. На фоне плавного изгиба Москвы-реки и необъятных зеленых полей сиял шатровый храм Вознесения Господня. Конический образ, который иллюзорно сопровождал меня всю предшествующую жизнь, соответствовал увиденному храму Вознесения — пути к Небесному Царствию.
Мои родители постоянно говорили о прогулках в яблоневых садах Коломенского до моего рождения и ни разу не упоминали о прогулках там после моего появления на свет.
Приходится думать, что иллюзорный конический образ моего предрождения соответствовал храму Вознесения Господня, в окрестностях которого я родился. Хотя кто это может точно подтвердить?
Кремлевские забавы
Фокус без магии — не фокус. Магия без фокуса — не магия, — Айшек Норам.5
Первые встречи с чудесами связаны с фокусами иллюзионистов и головоломками массовиков-затейников. С ними я встречался почти ежедневно зимой на Кремлевских елках, где моя мама работала директором. Каждое утро новогодних праздников, держась за ее руку, я проходил через толпу родителей, провожавших чад на главную Елку страны в Кремль. Милиция приветливо перед нами расступалась и через несколько минут, начиная с Большой парадной лестницы, я был предоставлен на несколько часов самому себе.
Детские Елки проводились несколько раз в день в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца. Поскольку в утренних и дневных представлениях участвовало много юных артистов, то в Грановитой палате стояли самокаты, велосипеды и небольшие аттракционы. Было на чем покататься в перерывах между представлениями!
Елочные представления проходили на расстоянии вытянутой руки. В прямом смысле «под елкой». Яркими впечатлениями были выступления иллюзионистов. Никаких фамилий, имен артистов я не знал. Да их никто и не объявлял. Позже я понял, что любимыми артистами были иллюзионисты Константин Зайцев и Вероника Малиновская. Мне довелось сниматься с ними в фильме «Школа волшебников» творческого объединения «Экран».
Много развлекательных опытов, шуток и трюков я невольно перенял у массовиков, эстрадных конферансье и артистов оригинального жанра, которых видел на концертах в изрядном количестве. Также на Елках в Колонном зале дома Союзов были стенды с развлечениями и физическими опытами.
Массовики задавали детям шуточные вопросы, проводили викторины. В моде были шарады, загадки, фокусы и головоломки. Как мне стало понятно, загадки являются яркими примерами лингвистических манипуляций и многозначности толкования слов и выражений. Репертуарные вопросы массовиков того времени ставят в тупик моих знакомых и сейчас:
— Что «было» завтра и «будет» вчера? — ьнед йиншяндогес.
— Кто построил дом отдыха в Хотьково? — еичобар.
Массовики использовали для своих шуток и опытов бытовые предметы. Спичечный коробок по-разному использовался в забавных экспериментах. Массовик вызывал помощника на сцену, показывал пустой спичечный коробок и утверждал, что человеку не удастся сбить коробок щелчком с его ладони. В случае, если человек собьет коробок на седьмой попытке, ему полагался красивый приз. Это была основная идея. Но в моем исполнении «эксперимент» выглядел так:
Я ставил коробок на прямую ладонь вытянутой вперед руки и просил помощника сбить коробок указательным пальцем правой руки, щелчком по верхнему краю (точка «А» на рисунке). Помощник пробовал и у него это хорошо получалось: коробок отлетал в сторону.
Коробок под прицелом.
Я держал пари, что помощник не в силах сбить коробок на седьмой попытке при условиях:
Отойти ровно на семь шагов от меня;
Вытянуть правую руку и пальцы приготовить для щелчка;
Подойти ко мне и щелкнуть пальцами над спичечным коробком, не задев его (точка «Б» на рисунке);
Отойти на исходную позицию и немедленно повторить подходы с холостыми щелчками над коробком еще пять раз, при этом правую руку вниз не опускать;
На седьмой попытке надо сбить коробок щелчком по верхнему краю (точка «А» на рисунке).
При каждой попытке я повторял, что сбить коробок надо на седьмой раз и что это основное условие пари. На седьмой попытке помощник отправлялся к спичечному коробку с полной уверенностью, что может сбить его. Мало того, я давал ему команду сбить коробок в точке «А»! Но… Пальцы его по привычке щелкали поверх коробка (точка «Б») и я выигрывал. К радости зрителей коробочный «эксперимент» удавался в мою пользу. Случаи, когда происходили сбои, связаны со мной. Причиной тому были самоуверенность и некорректно сформулированные условия пари.
«Эксперимент» часто вспоминается мне при вождении автомобиля. Если водитель привык нарушать правила на пустой дороге, то в критической ситуации он не затормозит перед неожиданным препятствием.
В школьные годы я проводил пару летних месяцев в пионерских лагерях. Каждую смену, даже если она проходила в одном и том же лагере, круг друзей во многом обновлялся. Но я практически не знакомился с новыми друзьями, поскольку заранее «чувствовал» их имена и привычки.
Счастливое пионерское детство.
Отчетливо помню, что при очередной новой встрече я понимал, что мой будущий друг похож на «Колю», а другой — на «Олега». В голове непостижимо крутились собирательные образы мальчиков. Я подсознательно «вспоминал» их и понимал, что «одежда Феди» как нельзя лучше подходит к моему новому другу, а «одежда Васи» — к другому мальчику. В большинстве случаев «Федя» оказывался Федором, «Вася» — Василием и т. д. При встрече с девочками этого не случалось. Знакомство с ними считалось немного унизительным в пионерском детстве.
В свободное время любили показывать друг другу незамысловатые трюки. Это фокус с продергиванием шнурка в маленькую петлю, шутка «Нос, яблоко, Пушкин», предсказание игральной карты из несуществующей колоды и много других.
Совершенно нахальным был фокус с исчезновением предмета, в качестве которого был небольшой камень или скомканная бумажная салфетка. Салфетка показывалась всем на ладони правой руки и накрывалась носовым платком. Все друзья по очереди могли на ощупь убедиться в том, что салфетка под платком.
Пионерские фокусы.6
После таинственных заклинаний платок убирался с руки — салфетка бесследно исчезала! Проверялись руки, карманы — салфетки реально нигде не было! Фокус показывался в любой обстановке и даже на природе. Он был частью коллективных игр, в которые мы очень любили играть.
Секрет — в тайном помощнике. Он последним «проверяет» наличие салфетки и «подтверждает» ее наличие. Одновременно спокойно забирает салфетку под прикрытием платка.
Более сложными казались фокусы, требующие умственных вычислений и развитой мелкой моторики пальцев рук. Но в старших лагерных группах они пользовались успехом. Сейчас трюки с умственными расчетами и лингвистическим манипулированием, а также имитирующие парапсихологические эффекты, называют ментальными. Раньше такого слова в пионерском лексиконе не было. Но это не мешало показывать фокусы на Смотрах художественной самодеятельности, которые «фокусами» уже назвать было неправильно. Их секреты были основаны на приемах быстрого счета, мнемотехники, комбинаторики и логики.
Часть экспериментов из «пионерского» арсенала я использовал впоследствии в программах гипнотических опытов для тестирования зрителей на адекватность поведения. Например, следующий: если приставить друг к другу указательные пальцы рук, то разнять руки за локти практически невозможно.
Для правильного исполнения экспериментатор держит плечи, руки горизонтально. Указательные пальцы слегка касаются друг друга. Внимание отвлекается рассказом о суперсильных руках экспериментатора.
Товарищи экспериментатора пытаются разнять его руки в стороны, но сделать это невозможно.
Аналогичный принцип используется в эксперименте, когда неподготовленный товарищ прижимает ладони к голове. После «гипнотических» пассов экспериментатора другие товарищи не могут оторвать руки от его головы. Пассы нужны для убеждения товарищей в ментальной силе экспериментатора. Долгие годы я использую эти «пионерские» опыты на публичных демонстрациях гипноза для «взрослых».
Ценность «пионерских» фокусов становится понятна лишь со временем. Один из них, назовем его «Детектор лжи», требует развитого периферического зрения и управления вниманием друзей.
Участвуют в «Детекторе лжи» несколько друзей. Требуется обыкновенная монета. Товарищ в тайне от Вас прячет монету в руке. Вы обещаете узнать, у кого и в какой руке лежит спрятанная монета. Выходите из комнаты.
Один из друзей берет монету в любую руку, прижимает ее ко лбу, считая до семи. Рука с монетой и другая рука сжимаются в кулак и вытягиваются перед собой, сжатыми пальцами вниз. Остальные друзья также вытягивают сжатые в кулаки руки перед собой. Вас зовут в комнату.
Каждый из друзей говорит вслух, есть ли у него в руках монета. При этом он может говорить правду, или обманывать. Вы правильно отделяете ложь от правды и указываете на руку с монетой.
Исполнение «Детектора лжи» требует правильных команд, управляющих поведением друзей и отвлекающих от истинного секрета:
Рука с монетой прижимается ко лбу для отвода глаз. В это время прилив крови к пальцам уменьшается. Кулак с монетой становится светлее, чем прочие. При опускании руки она становится теплее за счет нарастающего притока крови и цвет кулака постепенно выравнивается с другими.
Чудо в этом фокусе возникает тогда, когда изменение цвета руки определяется периферическим (боковым) зрением, словами прикрывая истинный секрет. Просто? На словах — да. На деле — нет. Секрет «Детектора лжи» практически ничего не стоит, а развитие периферического зрения и управления вниманием собеседников бесценен. Этот навык используется мною для диагностики лжи собеседников на протяжении многих лет.
Не так-то просто разнять пионерские руки.
Постепенно фокусы стали дополняться серьезными опытами. Отнюдь не я был их автором. Опыты переходили из уст в уста по мере протекания лагерных смен. Просто у большинства друзей они в голове не задерживались, а для меня служили руководством к серьезным практикам. Самый опасный эксперимент «гипноза» делался в присутствии многих друзей. Главный участник — вновь прибывший на лагерную смену пионер. Для него проводился обряд «посвящения». Как сказали бы сейчас ученые — обряд «инициации».
Посвящаемый становился ко мне спиной и закрывал глаза. Я слегка обхватывал его руками под мышками вокруг грудной клетки. Задачей посвящаемого было сделать десять глубоких вдохов выдохов. После десятого вдоха ему надо было задержать дыхание. В этот момент я крепко сжимал его грудь и приподнимал так, чтобы ноги отрывались от земли. Немедленно давалась команда «Спать!».
Друзья подхватывали его за ноги и укладывали на землю. Во время этой процедуры посвящаемый терял сознание.
Примерно через минуту обездвиженное тело приходило в чувство и «превращалось» в умудренного жизненным опытом пионера. Как этого не видели пионервожатые? Не знаю. Хорошо, что я ни разу «не прокололся».
Сейчас ясно, что потеря сознания при выполнении этого опыта происходит из-за перенасыщения сосудов головного мозга кислородом при активном углубленном дыхании. Потеря сознания усугубляется опусканием тела в положение лежа, когда кровь сильно приливает к голове.
Аналогичный прием использовался гипнотерапевтом А.М.Кашпировским при массовом «гипнотизировании» зрителей на сцене и стадионах. В экспериментах участвовали люди, находившиеся в состоянии повышенного волнения. Их падение на пол сопровождалось командой «Спать!», после чего зрители погружались в полубессознательное состояние.
Некоторые «пионерские» эксперименты совершенно безопасны, но весьма интересны.
Попросите товарища вытянуть согнутую в локте руку, ладонью вверх и сопротивляться Вашему действию. С небольшим давлением поглаживайте его ладонь, от запястья к пальцам. Проделайте это шесть раз, а на седьмой раз вместо поглаживания поднимите свою руку над его ладонью. Неожиданно ладонь товарища потянется вслед за Вашей, будто привязанная невидимой резинкой.
В юности я не мог знать о психологической подоплеке многих опытов. Кого это могло интересовать в пионерском возрасте? Более позднее осмысление позволило выявить глубокие психологические и физические закономерности, лежащие в пионерских забавах.
Наблюдательность, логическое мышление и умение жить в экстремальных обстоятельствах были в почете среди пионеров. Ходили в походы, ориентировались по приметам в лесу. Это не раз помогло мне во время многочасовых лыжных прогулках в подмосковную Опалиху, когда доводилось самостоятельно разводить костер и подогревать пищу несколькими подсыревшими спичками.
Телевизионных программ, как и телевизоров, в пионерлагерях не было. Кинофильмы показывали раз в неделю, да и те каждый месяц были одни и те же, начиная с «Тайны двух океанов». Развлекали себя сами. После отбоя, в полной темноте было принято рассказывать вслух какие-либо истории. Мне довелось быть одним из главных рассказчиков. Для этого требовалась отменная память.
Дома я взахлеб читал книгу Юрия Дольд-Михайлика о советском разведчике «И один в поле воин». Помнил ее наизусть. Пересказывал вслух каждый вечер новую главу пионерским друзьям: воображаемая книга была перед моими глазами. Я мысленно перелистывал страницы, стараясь быстрее «дочитать» очередную главу. На вечерние читки всей книги хватало около недели.
Зрительная память долго помогала мне и в английской спецшколе при переводе «с листа» оригинальной англоязычной прессы. Как правило, это была новая газета «Moscow News». Заранее я ее не читал, но на уроке одним взглядом охватывал всю статью и вычленял суть. Делом техники было пересказать содержание статьи на английском и русском языках, подтверждая кропотливую домашнюю подготовку. Именно такая методика визуального отбора ключевых слов лежит в основе техники быстрого чтения.
Необычные «странности» мышления преследовали меня по жизни. С одной из них я столкнулся в магазине, когда передал кассирше для оплаты всю мелочь, находившуюся в карманах. Кассирша долго и нудно все пересчитывала. Мои мысли в это время «стояли в живой очереди» за каким-то дефицитным товаром, поскольку даже кассовый чек не гарантировал его покупку.
Как только кассирша назвала сумму мелочи, я неожиданно обратил внимание, что все ее действия непроизвольно контролировались и пересчитывались каким-то внутренним чувством. Она назвала одну сумму, а мой внутренний счетчик выдал иной результат. Вопреки нетерпеливой очереди я настоял на пересчете и оказался прав. Но ведь я ничего не считал специально!
Подсознательный аналитический контроль поведения людей оказался одной из удивительных способностей, подаренных мне родителями.
Йоги и йогины
Сколько святых и пророков приходили в этот мир и проповедовали. Но он каким был, таким и остался. Поэтому не слишком заботься о том, чтобы изменить то, что тебя окружает. Это просто невозможно, — Свами Шивананда.7
В возрасте 15—16 лет мне довелось побывать в далекой Индии. В то время любая поездка за границу казалась чудом — поездка в экзотическую Индию была мне фантастическим подарком. Окончательное «добро» на поездку дали в МИДе СССР после собеседования.
Мама Маргарита Николаевна тряслась от страха: вдруг что-нибудь не так ляпну. Я также трясся, объясняя это скромностью и застенчивостью. Никто из близких родственников, кроме родителей, не знал об этом. Результат собеседования не оглашался при встрече, а выражался лишь в переданных (или не переданных) по инстанциям документах.
«Добро» было дано. Несказанно повезло, поскольку процедура сопровождалась утверждениями анкет родителей, получением анализов, прививочных сертификатов, школьных характеристик. К лету 1968 года удалось таки преодолеть все бюрократические, идеологические и медицинские барьеры. Реальность, в которую мне довелось окунуться, казалась совершенной иллюзией.
Наша семья жила не в советском посольстве в Нью-Дели или консульстве. Нам довелось обитать совершенно автономно в религиозном центре индуизма — Аллахабаде, где сливаются три святые реки Ганга, Ямуна и мистическая Сарасвати. Это место называли Сангам.
Миллионы индусов стекались ежегодно на праздник Магх Мела. Раз в 12 лет на празднике Кумбх Мела воды Ганга превращались в «божественный нектар».
Несколько семей иностранных сотрудников Департамента образования ООН (Юнеско) жили в Аллахабаде. Мои родители и их московские коллеги были первыми русскими в штате Уттар-Прадеш постколониальной Индии. Поскольку в Москве я учился в только что созданной английской спецшколе №15 (сейчас это школа с углубленным изучением иностранного языка №1272), то за пару недель адаптировался к индо-английскому языку.
Индийская версия английского языка напоминала смесь настоящего английского с парой десятков времен, который мы изучали в школе, и русского с тремя временами. Индусы говорили на английском языке с тремя «русскими» временами.
Бродячий заклинатель змей у нашего дома в Аллахабаде.
Благодаря совершенному знанию английского языка я мог сам общаться с ровесниками незнакомой страны и, что самое главное, читать оригиналы увлекательных книг. Вместе с папой Юрием Александровичем доводилось путешествовать по индийским штатам, куда въезд иностранцам был запрещен. Это Варанаси, истоки Ганга, верховья Гималаев, пограничные районы и пр. Много позже я понял, что поездки были не ради отдыха, а для неведомой мне работы. В семейных архивах нет гималайских фотографий и кинопленок с нашим участием.
Ездить на легковых машинах по Индии было сложно. В автомобилях, даже японских, не было кондиционеров. Садиться в Тойоту на раскаленные сиденья при температуре воздуха от 45-ти градусов в тени — отважное занятие. Во время движения мимо нас проплывали плакаты по ограничению рождаемости, опасностях на дорогах и предупреждения, что семь жизней имеет только кошка и т. д. Надо было быть внимательным к дорожным указателям, поскольку они иногда показывали ложное направление. «Развлекался» по дороге я тем, что закрывал глаза и мысленно пересчитывал промелькнувшие в окнах стада коров и многоязычные дорожные указатели (на хинди, урду и английском), тренируя зрительную память.
Во время одной из поездок в верховья Ганга и город Массури мы с папой заехали в Школу йогов основателя «Общества божественной жизни» Шивананды Свами. За несколько лет до нашего приезда Шивананда Свами достиг состояния Самадхи и вошел в «окончательный транс». Проще говоря — умер. Незадолго до своего ухода Шивананда Свами, врач по образованию, организовал по всему миру Школы йоги по обучению гармоничной жизни, лишенные религиозной подоплеки. Так что в период моего путешествия оздоровительной йоге было всего несколько лет.
Школу йогов трудно узнать на современных фотографиях. Горные каменистые тропы превратились в каменные улицы. Белокожие туристы заняли место медитирующих йогов, уменьшились толпы прокаженных и калек. Но живые йогины и мраморная колонна с двадцатью заповедями Шивананды Свами остались неприкосновенными. Заповеди не раз помогали мне в жизни, на лекциях об индийской философии и тайнах йогинов.
Мраморная колонна напомнила мне образ храма Вознесения Господня в Коломенском. У них есть одно общее. И храм, и колонна символизируют путь самопознания к высшим небесным силам. Но сами заповеди не внушали оптимизма и давали понять, что быть йогином непросто. В соответствующем Приложении можно читать заповеди Шивананда Свами в моем переводе.
Заповеди Шивананда Свами в Ришикеше.
В Ришикеше я почувствовал разницу между классической йогой, как религиозно-философского учения Веданты, и «коммерческой йогой» с физическими трюками и оздоровительным фитнесом. Если учение Веданты предполагало внутреннее самоосознание и общение с «Высшими силами» во время медитативных практик, то представители «коммерческой йоги» занимались сбором милостыни в святых местах при индусских храмах, преподаванием асан.
Массовых занятий йогой я не видел, хотя англоязычную литературу Шивананды Свами, его ученика и основателя бихарской школы йоги Сатьянанда Сарасвати по измененным состояниям сознания, медитациям и духовным практикам можно было купить в Дели и других крупных городах.
Размышления Шивананда Свами стали источником Храмовой традиции хатха-йоги и учений ортодоксальных школ индуизма. Это привело к широкому распространению хатха-йоги.
Недалеко от Школы йогов Шивананды Свами находился ашрам основателя школы Трансцендентальной Медитации Махариши Макеш Йоги, а также «Деревня прокаженных», чьи поселенцы оккупировали все подступы к ашрамам на берегу Ганга. Легко сказать: «Деревня прокаженных». Намного ужасней увидеть тянущиеся к тебе за бакшишем руки с обнаженными клочьями мяса и фрагментами белых костей. Просители были практически лишены лиц, вместо которых на нас смотрели вымученные глаза в бескожных глазницах. Мысли о духовном совершенствовании мгновенно исчезали.
Живой «святой» из Ришикеша у Школы йогов Шивананда Свами.
За полгода до моего визита в гималайский Ришикеш там произошло событие, обеспечившее ему мировую славу. В ашрам Махариши Макеш Йоги для духовного озарения приехала знаменитая ливерпульская четверка Битлз «для возрождения творческого духа».
Для медитаций в ашраме построены яйцеобразные постройки. Никакой цивилизации, вокруг бескрайние джунгли и горные вершины Гималаев. Все сделано так, чтобы ничто не мешало божественным силам снизойти на медитирующих гостей. Говорили, что за время гималайских медитаций Битлз совершенно не употребляли наркотики.
Проживание в ашраме сопровождалось, как это было принято в Индии, ненавязчивыми предложениями о пожертвованиях. «NO TIPS» («НЕТ ЧАЕВЫМ») — эта надпись преследовала меня во всех приличных отелях. Даже во время официальных посещений папой индийских предприятий его приводили в комнату почетных гостей, где «ненавязчиво» рассказывали о пожертвованиях. Или Битлз не были готовы к такому повороту дел, или пожертвования от них требовались слишком большие.
Дней через десять Ринго Стар с женой покинули ашрам. Еще через пару недель за ним отправился Пол Маккартни. Ходили слухи о домогательствах Махариши к медитировавшей американской актрисе Миа Фэрроу, к которой Битлз обращались в песне «Dear Prudence». Вскоре вся знаменитая четверка покинула Индию. Итогом визита ашрама в Ришикеше стал знаменитый «Белый Альбом». Кое-что можно о чувствах Битлз понять из песни Джона Леннона «Sexy Sadie» (первоначальное название «Махариши»):
Sexy Sadie, what have you done?
You made a fool of everyone…
(Пер. Секси Сейди, какой успех!
Ты одурачил (а) нас всех…).
Итогом посещения ашрама Махариши из Ришикеша был знаменитый «Белый Альбом». На фото: Битлз в куртах и шальварах.8
«Песня была вдохновлена Махариши. Я написал её, когда мы уже упаковали наши вещи и собирались улетать. Это была последняя песня, написанная мною перед тем, как я улетел из Индии. Я называл его «сексуальной Сейди» — вместо того, чтобы петь: «Maharishi what have you done, you made a fool…". Я просто использовал ситуацию, чтобы написать песню и выразил то, что чувствовал. Я улетел от Махариши с дурным ощущением. Знаете, кажется, мои расставания всегда не так приятны, как мне бы хотелось», — Джон Леннон.
Через пару десятилетий после моего визита знаменитый ашрам в Ришикеше опустел. «Великий» Махариши уехал просвещать европейцев в их родные страны. Но слава у Ришикеша осталась. Он стал мировой столицей Йоги. Хотя в мое время Ришикеш был сельским пригородом промышленного Хардвара, где СССР строил машиностроительный завод тяжелого электрооборудования.
Советские специалисты, работавшие в Хардваре, ездить в Ришикеш не могли в силу режимности и отсутствия транспорта. Но когда наша Тойота проезжала через советский кампус, то там находились знакомые, которых мы брали на экскурсию в Школу йогов. Во время совместной поездки в машину набивалось еще человека четыре. Шесть человек в небольшой Тойоте — по индийским меркам совсем немного. Хотя в самом Хардваре достаточно мест для религиозных паломников, но древние знания и медитативные практики иностранцы познавали в Ришикеше.
Сказать, что посещение Ришикеша в то время произвело на меня мистическое впечатление, было бы преувеличением. Я и мои попутчики воспринимали происходящее как зрители фрик-шоу. Для осознания внутренней духовности Школы йогов и ведических учений индуизма требовалось настроение и время. Для меня лично этот период оказался равным половине жизненного пути, но начался с критической реинкарнации.
Я есть то, что я есть
Мир — это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума, — Нисаргадатта Махарадж.9
В Аллахабаде прошла моя настоящая реинкарнация — пару дней я лежал практически без сознания. Местные эскулапы диагностировали у меня приступ острого аппендицита, но за несколько дней безоперационно поставили меня на ноги. Вернули на землю с обновленным сознанием и полным ощущением того, что я был телепортирован в иной мир и обратно.
Это было то состояние, которое в философских системах понимали под недвойственностью. То есть иной мир не существовал без реального так же, как реальный мир не существовал без иллюзорного. Мой разум не существовал вне тела. «Я» был одновременно самим собой и посторонним человеком. Вот такая путаница и одновременно стройная система была в моем сознании. Я чувствовал себя изнутри и одновременно видел себя со стороны, лежащим беспомощно на кровати под полупрозрачным матерчатым балдахином…
Местные эскулапы испытывали на моем теле неведомые снадобья и практики. Помню экстравагантного индуса. К йогам и йогинам он явно не имел отношения. Индус был в длинной широкой рубахе (курту) с широченными шальварами (шароварами). Его действия вызывали мое искреннее удивление.
Сквозь прикрытые веки я видел, как он подстригал отросшие волосы, кружился в замысловатом танце и махал руками вдоль головы и тела. Через полчасика он торжественно завершил экзотическую процедуру. Мои ощущения похожи на удивление от контакта с инопланетянином и чувство это живо поныне. Индус тем временем с достоинством принял вознаграждение за проделанную работу. Он был для меня символом абсолютного единства многих лица: цирюльника, йога, знахаря и пр.
Когда через много лет на телеэкранах СССР появились сюжеты с участием Джуны, Тарасова и Чумака, то они показались мне репликой юношеских воспоминаний. И это точно не было психическим эффектом дежавю!
Книги по учениям Адвайты-Веданты, медитациям Дхъяны и Трансцендентальной Медитации не очень радовали меня. Вставать в четыре часа утра и медитировать казалось немыслимым. На книжных полках крупных индийских городов было много литературы по медитациям, фокусам, биологической энергии, хиромантии и гаданиям. Но литература по факирским трюкам завлекала легко раскрывающимися тайнами и казалась самым простым шагом к освоению чудотворчества, отказаться от которого было тяжело. Ведь домашнее чтение «Войны и мира», обязательное по школьной программе, вызывало снотворный эффект — более получаса я выдержать не мог. Зато разные трюки и фокусы, опыты и эксперименты с маятником проводил с удовольствием. Но не забывал и про медитации.
Я, как и Битлз, иногда одевался в индийские курты и шальвары. На фото после защиты кандидатской диссертации: слева направо Галина Хомчик, Ольга Воробьева, Александр Чар, Елена Литошина, Татьяна Алексеенкова.
Начало экспериментов с медитированием дало первый опыт. Я решил, что самой естественной формой медитации может быть концентрация на пламени свечи. Вечером, когда природа погружалась во мрак, я включал свет на балконе второго этажа (балкон занимал несколько сот квадратных метров). Каждая горящая лампочка представляла собой удивительное зрелище. Вокруг нее под стрекотание цикад восседали неподвижные лизерды — ящерицы, которые обитали внутри дома.
Лизерды всю ночь неподвижно медитировали на свет от лампочки с прозаической целью — утолить голод. Как только мотыль или иное крылатое существо, прилетевшее на свет, расслаблялся, так ему немедленно приходил конец в лизердовом желудке. Медитировавшие лизерды не очень отличалась от йогов из Ришикеша. И в том, и в этом случае конечной целью медитации была еда. Ведь медитировавшим йогам поклонялись индусы с добровольными пожертвованиями.
После наблюдения за лизердами я решил, что свет может привлечь ползающих змей. Их около дома в саду было достаточно. Утешало то, что в саду жили несколько семей мангустов (очень похожих на крыс), для которых ядовитые змеи были источником еды. Но на втором этаже мангустов не было, что настораживало.
Перед экспериментом я оставил свет на улице. Взял свечу, спички и заперся в темной комнате, чтобы никто не подполз ко мне во время самоотрешения. Сидеть на коленках, как это делали йогины, не хотелось — взял обычный стул. Зажег свечу, поставил ее на стол и уставился на пламя. Ничего необычного в этом не было. Сидишь и смотришь. В тишине прошло несколько минут. Насторожил шорох над головой. Поднял голову и увидел, как несколько ящериц рывками двигаются по потолку к моему столу. Неприятным было то, что видны были размытые и живые от пламени свечи тени.
Пока лизерды не упали на стол, я быстро разделся, задул свечу и юркнул на кровать, вокруг которой с потолка был накинут балдахин из плотной сетки. Это и была настоящая защита. Ящерицы по балдахину не ползали. Я чувствовал себя в относительной безопасности.
Лежа, я представлял сказочные Гималаи, верховья Ганга, Ришикеш, Чандигарх от великого Карбюзье. Эти картины вызывали во мне реальные чувства восторга. Было полное ощущение того, что я не прячусь от назойливых лизерд, а лечу на сказочном ковре-самолете. Подливал масло в огонь наивный фильм детских сеансов кинотеатра «Москва» (дом Ханжонкова) на Маяковке, о путешествиях Вольки со стариком Хоттабычем. Только в моем случае все было реально.
Волей-неволей эти ночные фантазии привели меня к развитию техники принудительной визуализации, которая помогала мне ментально воспроизводить не только различные события, но и сопутствующие ощущения. Иногда визуализация давала более полную картину, чем само событие. Я на это обратил внимание случайно, перебирая в памяти встречи с деловыми партнерами. Позже удавалось воспроизвести их микрореакцию на слова, которая ускользала при живом общении. Это помогло в опытах с идеомоторными развлечениями и дистанционным видением.
Развитию техники принудительной визуализации помогла восьмичасовая поездка в город Агра с архитектурным чудом света — мавзолеем Тадж-Махал.
Подойти к усыпальнице Тадж-Махал можно было лишь без обуви. Казалось немного странным и негигиеничным бродить босиком по мраморным плитам. Но делать было нечего. К гробницам Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал надо было относиться с уважением и почитанием.
Не только красота мавзолея запомнилась мне на всю жизнь. Я стал свидетелем удивительной иллюзии. Часов в 11 вечера папа повез меня к Тадж-Махалу, где нас уже ждал провожатый. Было полнолуние. Луна светила хлеще любого прожектора, свет дополнительно излучался мраморными плитами. Темными пятнами стражников выступали боковые дворцы из красного песчаника, куда мы и держали путь.
В полнолуние светящийся Тадж-Махал стал увеличиваться в размерах, чего я не видел ни в одном иллюзионе.10
Войдя в правый дворец, я увидел в проеме светящийся Тадж-Махал. Он казался громадным бриллиантом, излучающим яркие лучи света. Неожиданно Тадж стал увеличиваться в размерах и, казалось, занял весь дворцовый проем. Такого я не видел ни в одном иллюзионе. Немного ошалевший, я испуганно сделал несколько шагов вперед — Тадж стал уменьшаться в размерах.
Оказалось, что секрет спрятан в оптических иллюзиях восприятия размера и движения, заложенных в архитектуре Тадж-Махала. Но иллюзия эта возникает в полнолуние. Если немного пройти под аркой правого дворца вперед, то Тадж уменьшается в размерах. Если пройти назад — увеличивается. Секрет материален, а иллюзия эффектна. Во время медитативной или иной ментальной практики эта визуализация кажется абсолютно реальной!
Хохот шамана
Воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом. Это то, что шаманы называют контролируемой глупостью, — Карлос Кастанеда.11
Лето 1969 года я провел на сибирской родине своих предков у реки Ангара и озера Байкал. Моя двоюродная бабушка Воробьева Клавдия Александровна работала главным врачом правительственного санатория «Байкал», находившегося у истока Ангары. Я гостил в ее квартире №13 дома №1 Техучастка (Листвянка) у Байкальского тракта, напротив Шаман-камня. Меня быстро приучили ходить в тайгу и на пик Черского, сбивать кедровые шишки и собирать байкальские ягоды, ловить рыбу на спиннинг и управлять большой рыбацкой лодкой.
Палеотопонимика утверждает, что между реками Гангой и Ангарой существует мистическая связь, проявляющаяся в однокоренных топонимах. Ганга в переводе с санскрита означает «Дорога дорог». Ра означает бога солнца. Поэтому Анга-Ра означает дорогу, ведущую на юг. Можно провести мистическую связь между Индией и Сибирью, но судьба без всякой мистики перебросила меня на загадочную Ангару к ритуальному Шаман-камню.
Камень представлял собой вершину подводной скалы. Сквозь абсолютно прозрачную воду было видно, как каменное русло уходило в пугающую темноту зияющей бездны Байкала.
Рассказывали, что ангарский Шаман-камень до строительства плотины у Иркутска был ритуальным местом бурятских шаманов.
Однажды я почувствовал, что могу сам управлять рыбацкой лодкой и решил отправиться на водную прогулку к Шаман-камню. Ведь до него от берега было несколько сот метров. Хотелось ступить на него ногами, получить магическую силу и почувствовать себя первопроходцем Сибири.
Единственная опасность, которая меня подстерегала — теплоход «Ракета», проносившийся по Ангаре из Иркутска в Листвянку и обратно. Рассказывали, что одного рыбака капитан «Ракеты» не заметил. Обломки лодки нашли в паре километров от истока Ангары, на берегу у нижней деревни. Рыбака так и не нашли.
Время старта было выбрано после отплытия «Ракеты» в Иркутск. В запасе несколько часов. Этого времени казалось достаточно для исполнения задуманного и вскоре я причалил на лодке к Шаман-камню. Над водой скала выступала примерно на метр, была мокрой и скользкой. Как на нее забраться, не выпуская из рук лодочного каната при сильном течении? Температура воды 10—12 градусов. Довольно холодно. Если потеряю канат, то на берег выбраться невозможно.
Ощущал я себя одновременно частью Шаман-камня, уставшим рыбаком, бодрым йогом и йогином. Вспомнил про учение Махараджа Нисаргадата, автора уникального трактата «Я есть ТО». Кого имел в виду Махараджа под именем «ТО», я понял у камня. «ТО» был я. Или я был «ТЕМ». Мысли окончательно запутались.
Мои раздумья на волнах у Шаман-камня прервал резкий ветер — култук или баргузин. В голове запело:
Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко.
Рассуждая о философии бытия, я совершенно не заметил пасмурные тучи, надвигающиеся со стороны Бурятии от хребта Хамар-Дабана. Мне ранее говорили, что вслед за тучами от хребта непременно придет шторм, но в солнечную погоду такие предупреждения казались излишникми. Иное дело, когда на рыбацкой лодке болтаешься в водовороте у Шаман-камня. Весь пафос исчез. В голове стала проявляться суровая реальность.
Шаман-камень оказался вершиной подводной скалы. Над водой скала выступала примерно на метр.
Волны перекатывались через Шаман-камень и росли на глазах. Небо затянуло мглой, заморосило. Ситуация становилась критической. Я читал в книгах о случаях сверхспособностей людей в экстремальных ситуациях. Вероятно, настал и мой черед. Место силы, несущее с собой многовековые тайны шаманских камланий, поделилось со мной крупинкой энергии. Но и этой крупинки суперсилы мне оказалось достаточно.
Забыв про внутреннюю одухотворенность, идею самосовершенствования, я неистово греб против течения сквозь штормовые волны. Безнадежное занятие — сказали бы мне, стоя на берегу. Но у меня выхода не было. Судьба могла легко потерять и того, что называлось «Я» и того, что называлось «ТО», то есть опять меня. Чудом добравшись до берега и привязав под шквалистым ветром лодку к причалу, побежал домой на техучасток. Никому ничего не сказал — ведь дурного не случилось.
С ангарскими друзьями мы часто отправлялись в плавание вдоль берегов Ангары, но днем рыбу не ловили. Обычным развлечением в лодочных прогулках были карточные игры. Рыбацкие лодки широки и устойчивы — дружная компания играла «в дурака» весело и удобно. Когда «дурак» надоедал, развлекались играми на память и в телепатию. Кремлевские фокусы и индийские чудеса можно было испытать с новыми друзьями.
Я рассказывал про «мысленные лучи» и паранормальные эксперименты. Телепатические опыты проводили по несложным правилам:
Один из нас (экспериментатор) отбирал из колоды несколько карт черных и красных мастей. Карты тщательно тасовались и разворачивались веером, рубашкой к испытуемому. Экспериментатор называл вслух одну из карт, находившихся перед его глазами.
Испытуемый должен был, не глядя, вынуть одну карту из веера. Если эта карта совпадала с названной экспериментатором картой, то опыт считался удачным. Испытуемый и экспериментатор менялись местами. Если нет, то испытуемый садился «на весла». Его место занимал следующий участник нашей компании. В среднем, правильное угадывание карт проходило в семи-восьми опытах из десяти.
Иногда карты клались лицом вниз на лодочную скамью, чтобы невольно не подыгрывать испытуемому. Результаты были немного хуже. Но с учетом того, что вероятность случайного угадывания одной карты составляла одной десятой, то результат считался более чем удачным.
В парапсихологических экспериментах никакого секрета не было. Однако, эксперименты проходили значительно лучше, если в них участвовала симпатичная девушка с техучастка. Она часто выигрывала! Может ей вольно или невольно подыгрывали? Телепатические эксперименты быстро надоедали, хотя много позже я часто практиковал их в институте. Положительный исход во многом зависел от хорошего эмоционального настроения экспериментаторов. Об этом феномене я много читал в отчетах о серьезных научных исследованиях.
Пустота в голове
Необходимо уничтожить в себе все ненужные и бесполезные мысли и мечтания. Это прибавляет энергии, поскольку много энергии уходит на ненужные размышления, — Свами Шивананда.12
На байкальском техучастке по картинкам из журнала «Наука и Жизнь» мы с друзьями собрали биоэнергетическую «установку» из того, что было дома. Использовали лист бумаги, портновскую булавку и пустой спичечный коробок.
Лист бумаги сгибался по диагоналям, края обрезались. Получившийся квадратный листок складывался так, чтобы в центре его было углубление для острия булавки. Это были лопасти будущей бумажной вертушки. Булавкой протыкалось дно внутренней части спичечного коробка.
Коробок вставлялся в наружную часть и вся «установка» ставилась вертикально, острием булавки вверх. На булавку аккуратно помещалась бумажная вертушка. Проверялась конструкция просто: мы махали рядом с ней руками. Если под действием слабых потоков воздуха вертушка начинала крутиться, то «установка» считалась готовой к работе.
К биоэнергетическим экспериментам приступали по очереди. Обычным местом для экспериментов с вертушкой служил кухонный стол. Друзья сидели рядом, почти не дыша. Я, как зачинщик эксперимента, демонстрировал дистанционное «биологическое» воздействие. Левую ладонь поднес к вертушке на расстояние около 20 сантиметров. Сидел, напрягаясь, минут пять, пока все не стали утомляться. Решил изменить расстояние до вертушки. Уменьшил его до пары сантиметров, но прошло еще несколько безрезультатных минут. Попросил друзей энергетически сконцентрироваться для повторения опыта. Ведь я видел в кино, как опыт получался в руках индийских экспериментаторов.
Обычным делом в Индии было перед любым кинофильмом стоя слушать гимн Индии. После гимна я плюхался на подвижное кресло и с интересом смотрел кино об исследованиях индийских факиров по дистанционному воздействию на предметы «биологической энергией».
Увиденное я пересказывал друзьям, убеждая их в том, что эта самая «биологическая энергия» существует. Слушали меня с интересом. Неожиданно, под легкое шуршание все увидели, как вертушка стала сама крутиться. Она крутилась по часовой стрелке, от запястья левой руки к пальцам со все нарастающей скоростью. Казалось, что рядом стоит вентилятор или в коробке спрятан невидимый двигатель. Недоумение проявилось на всех лицах, включая моё.
«Ты, наверное, дул на нее» — сказала симпатичная Наташа. Я стал божиться, что не мог одновременно дуть и рассказывать про «энергию».
Мы чувствовали себя образованными школьниками. Особенно я после Индии. Никаким чудесами без объяснения физической причины не верили. Стали экспериментировать заново. Терли руки, вызывая их нагрев и статическое электричество. Листок бумаги чуть-чуть отклонялся, но не крутился.
Пока все по очереди не попробовали раскручивать вертушку «силой мысли», не успокоились. Результата ни у кого не было. Но нас просто так не возьмешь. Я вспомнил про йоговские медитации из Ришикеша и попробовал переключить свои мысли с вертушки на абстрактные образы. Тогда я еще не мог полностью устранять навязчивые мысли из головы. Состояние безмыслия оказалось решающим для успешного финала.
Неожиданно все увидели, что вертушка начинает крутиться. Она крутилась по часовой стрелке, от запястья левой руки к пальцам со все нарастающей скоростью.
У тех из нас, у кого получалось расслабиться и не думать об успехе, вертушка крутилась. Расстояние от ладони до вертушки было около пяти сантиметров. Те же, кто пытался самоуверенно повернуть листок «силой мысли», терпели фиаско.
Для иного состязательного эксперимента с «биологической энергией», был необходим тазик с водой, установленный в стороне от оконных и дверных сквозняков. Из нескольких пробок, щепок длиной 5—7 сантиметров склеивался катамаран с «биоприемником». «Биоприемник» представлял собой кружок из папиросной бумаги диаметром 3—4 сантиметра с черной точкой посередине. Поплавки катамарана смазывались вазелином для легкости скольжения. Необходимо было пристальным взглядом, затаив дыхание, сфокусироваться на черной точке «биоприемника». В этом состязании побеждал тот, у кого катамаран быстрее достигал края тазика.
Говорят, что секрет бумажной вертушки и катамарана, работающего на «биологической энергии», лежит в тепле, идущего от руки человека и создающего конвекционные потоки вдоль ладони. Измерения тепла в области вертушки лазерным индикатором с точностью до 0,1 градуса этого не подтвердили. В случае с катамараном и «биоприемником» излучаемого тепла явно недостаточно.
Для состязаний в телекинезе и силе «биологической энергии» необходим катамаран с бумажным «биоприемником».13
Мы испробовали несколько вариантов этих забавных опытов для проверки действия «биологической энергии». Задавали себе вопрос: если пустота в голове помогала эксперименту, то как быть с «силой мысли», которую пропагандировали многие учения? Получалось, что именно мыслительный процесс забирал львиную долю «биологической энергии». Свобода от мыслей освобождала энергию и по иным каналам направляла ее на объект воздействия. Вывод казался необычным.
Маятник судьбы
Я ностальгирую по временам неполной осведомленности. Сейчас есть феномен интернет-всезнайства, когда люди думают, что им все известно.14
Один из древнейших инструментов для физических и оккультных опытов с биологической энергией, который я видел в руках индийских чудотворцев — сидерический маятник с грузом на нити длиной около 30 см. Простейшим опытом можно определять пол человека, владеющего предметом, имея на руках этот предмет. На конце шелковой нити можно привязать кристалл, перстень или обручальное кольцо.
Факиры использовали для маятника человеческие черепа.15
Для калибровки маятника берутся предметы, принадлежащие разным людям. Часть из них от женщин, а часть — от представителей мужской половины. Если держать маятник над предметом, то в случае его женской принадлежности он раскачивается круговыми движениями. Если владелец мужчина, то маятник качается по прямой.
Калибровка маятника заключается в том, что раскачивание зависит от многих факторов. Направление раскачивания в некоторых случаях может быть иным. Но это и есть суть калибровки: определить закономерности раскачивания в зависимости от пола владельца предмета и чудотворца.
После калибровки можно приступить к демонстрации магического эксперимента. Участники скрытно кладут принадлежащие им предметы в конверты: ручки, блокноты, часы, ключи. Конверты перемешиваются. С помощью маятника определяется принадлежность предметов. Почему? Наверняка, это происходит благодаря незаметным идеомоторным движениям рук. Но кто ими управляет? — Спросите у маятника.
Можно совместить опыт маятника с искусством гадания и ответов на вопросы. Участники эксперимента пишут вопросы на листках бумаги, которые складываются в четверть. Все листки перемешиваются. Маятником определяется автора вопроса, а затем получается ответ, как на спиритическом сеансе. Этот эксперимент стал интереснейшей практикой и инструментом дистанционного видения. В лучших ответах присутствует проницательность, житейская мудрость и понимание внутренних мотивов автора вопроса «под прикрытием» маятника.
Сидерический маятник.
Опыты с маятником позволили осознать тайны мускульного чтения Вольфа Мессинга, который был одним из кассовых артистов СССР. Кроме идеомоторики он владел приемами управления людьми, мгновенно превращая их из противников в добровольных помощников.
С Вольфом Григорьевичем Мессингом я был знаком заочно, поскольку еще в конце 50-х годов моя мама, занимавшаяся кадровой работой по реорганизации Государственного концертного объединения (ГКО), с ним общалась на работе. «Ну что, душечка», — говорил ей Мессинг, здороваясь при очередной встрече, — «Вы меня еще не уволили?».
Польскому еврею Вольфу Мессингу, странным образом попавшему на территорию предвоенного СССР, оказалась уготована роль провидца и феномена. Он работал мастером психологических и гипнотических опытов, которые делали сборы в каждой филармонии. Его ценили и любили, поскольку гипнотизеры, лилипуты и цыгане были самыми кассовыми артистами.
Это было время постоянных кадровых перестановок. До этого все артисты работали в ГКО, с равным успехом выступая как в столице, так и на сельских подмостках. После реорганизации ГКО появились Госконцерт, Москонцерт, республиканские и областные филармонии.
Выбора у артистов не стало. Куда направляют, там и надо работать: от концертных залов до парков культуры и заводских клубов. Артистам была установлена месячная норма, доходившая до 25-ти концертов. Даже при средней ставке 10 рублей плюс «левые» концерты выходила приличная, по советским меркам, зарплата. Но не в этом суть. Главное — ежедневная практика в любых условиях: перед рабочими, служащими, учеными, военными, заключенными. У исполнителей психологических опытов накапливался гигантский опыт общения с сотнями людей ежедневно.
Мне довелось быть на последнем выступлении Мессинга в киноконцертном зале «Октябрь» на Калининском проспекте (Новый Арбат). Билетов на выступление в театральных кассах не было. Народ толпился вокруг «Октября» в надежде проникнуть в зал. Даже протиснуться через толпу к заветному окошечку с бронью сложно. Но было бы желание. Минут через десять два билета оказались у меня в руках.
На открытой сцене детского парка в Филях, где Вольф Григорьевич выступал, я снимался в телевизионном фильме о великом Мессинге. Правда, меня самого в фильме назвали «уходящей натурой», предполагая, что вскоре снимать фильм со мной будет уже невозможно. Пришлось вжиться на пару часов в роль феномена. Показал на камеру несколько эпизодов из его выступлений, хотя бесконтактное чтение мыслей, в чем Мессинг был великий мастер, на открытом воздухе представляло значительные сложности.
Анализируя мастерство Вольфа Григорьевича считаю, что его успех в полной мере определялся политическими настроениями. Многократно выступая в воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях и местах лишения свободы, я сделал открытие:
Чем больше власти имеет человек в государственной системе, тем он более гипнабелен и подвержен влиянию со стороны.
Поскольку расцвет мастерства Вольфа Григорьевича соответствовал абсолютной вере средствам массовой информации, то само появление Мессинга вселяло в людей дух подчинения и готовности к психологическим опытам. Широкой публике показывалась кинохроника о подарке Вольфом Мессингом самолета для фронтовой авиации, телеграмма Иосифа Сталина. Авторитет Мессинга был непререкаем.
Одно время я выступал с программой «Я прочитаю Ваши мысли». Само название программы вызывало отрицание у части зрителей. Примерно половина участвующих в программе добровольных ассистентов старалась не помогать мне, а делать все наоборот. Это иногда ставило программу на грань срыва. Как только акценты программы сместились в сторону шуток и развлечения, негативное отношение зрителей к программе исчезло. Мои противники превратились в добросовестных помощников.
Как избегал неприятных ситуаций Вольф Григорьевич? Авторитетом, умением манипулировать людьми и харизмой, которая делала его обаятельным человеком.
Мессинг приглашал на сцену много людей. Это давало возможность удалять «противников». Если во время выступления что-то шло не так, то он мог, взяв зрителя за локоть, тихонько попросить: «Давайте сделаем так, чтобы всем было интересно. Подыграйте мне немного. Я Вас отблагодарю».
После удачного опыта он выполнял обещание и расхваливал добровольного помощника.
Навыки Вольфа Григорьевича, о которых идет речь, относились не к идеомоторике, а скорее к искусству манипуляционного управления людьми. Он устанавливал для каждого ассистента свою роль в программе опытов, которая соответствовала его внутреннему характеру. Профессионализм Мессинга обещал, что сеанс психологических опытов всегда заканчивался удачно.
Мне приходилось использовать эту тактику поведения не только во время публичных выступлений, но и во время деловых совещаний, переговоров. При наличии отрицательно настроенного партнера я старался найти его положительные стороны и, вместо безапелляционного отстаивания своей позиции, благодарил партнера за конструктивизм.
Кадры из телефильма о Вольфе Мессинге с моим участием.
Задолго до Вольфа Мессинга были популярны сеансы спиритизма с движущейся тарелкой. Она стрелкой показывала на буквы алфавита, складывающиеся в малопонятные слова и фразы. Эффектны опыты с податливыми венскими столиками, которые во время сеанса «бегали» по комнате. Изучение природы спиритических сеансов обратило внимание естествоиспытателей на опыты телекинеза по бесконтактному перемещению предметов.
При разговоре о телекинезе в памяти всплывают эксперименты, проводимые с конца 60-х годов в Ленинграде с Нинель Кулагиной. До нее в СССР гастролировала Роза Кулешова, но именно Нинель прославилась благодаря документальному фильму о телекинезе. Но тайна ее телекинеза осталась нераскрытой. Или почти нераскрытой.
С телекинезом ассоциируются способы бесконтактного воздействия на неодушевленные предметы, управления взглядом курсором на мониторе и т. п.
Александр Аксаков впервые использовал толкование телекинеза в статьях о животном магнетизме, спиритизме и других паранормальных явлениях с 1870 года. Он ссылался на американского спиритуалиста Э. Дж. Дэвиса. Более широкое толкование телекинеза — психокинез, известное по опытам доктора Райна, которые проводились с 1934 года.
Телекинез и психокинез понимались научным сообществом как «дистанционное воздействие», «отдаленное влияние мыслью», «прямое сознательное намерение», «мысль, управляющая материей» и т. д. Отличие телекинеза от психокинеза — в перемещении физических тел исключительно за счет кинетической силы под мысленным воздействием. А психокинез предполагает явления, при которых мысль напрямую действует на материальные предметы (пиро — и криокинез, биоцелительство, телепортация, мыслеграфия, левитация и т. д.).
Среди моих друзей телекинез понимался как бесконтактное воздействие на предметы как силой мысли, так и прочими невидимыми, нематериальными силами. Так воспринимались опыты Нинель Кулагиной и других энтузиастов. Визуально эксперименты выглядели так, что легкие предметы двигались по ровной поверхности под влиянием дистанционных пассов рук.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иллюзия нереальности. Под покровом волшебства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других