#ДРАМАПТП. Непедагогичный конспект лекций

Александр Хорунжий

Книга призвана облегчить понимание теоретического материала в «Основах драматургии» и «Сценарной композиции» (дисциплинах, которые преподаются студентам специальности «Постановка театрализованных представлений» в колледжах культуры).Это не учебник, это – конспект лекций. Это не научный труд – это увесистая «шпора», а также «сценарное мастерство для чайников». Почему для чайников? Потому что любая теория должна сперва быть освоена на простых конкретных примерах, а уж потом уходить в глубину.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #ДРАМАПТП. Непедагогичный конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Специфика

В отличие от режиссуры драматического спектакля, театрализованные представления обладают рядом существенных отличий, которые необходимо учитывать в практике и разложить по полочкам у себя в голове.

Таких отличительных черт можно выделить 15:

1. Актуальность, социальная значимость в НАШЕ время

2. Синтетический характер сценария

3. Документальная основа

4. Метод монтажа

5. Метод театрализации

6. Метод активизации зрителя

7. Специфика героев

8. Специфика композиции

9. Специфика конфликта

10. Специфика сюжета

11. Подлинность места

12. Многоплощадность для уличных праздников

13. Стремление к зрелищности

14. Укрупнение образов, повышенная мера условности. Метафоричность, символичность, аллегоричность.

15. Конкретно-событийная основа сценария

Рассмотрим их подробнее.

Актуальность и социальная значимость в наше время

Говоря о специфике массового театра, а точнее режиссуре и театрализованных представлений и праздников, нельзя обойти вниманием первый и основополагающий. Часто формируя замысел предстоящего сценария, между мной и моим учеником происходит подобный диалог:

— Про что сценарий? (ТЕМА)

— Про Гоголя…

— Классно!.. А какая Тема?

— Жизнь и творчество Гоголя…

— Ага… А зачем?

— Что «Зачем»?

— Зачем мне идти и смотреть на жизнь и творчество Гоголя? Я могу сам его, если захочу, почитать…

— Ну, он же столько потрясных вещей написал…

— Ну да… А что я должен понять, посмотрев про его жизнь и творчество? (ИДЕЯ)

— Что он был великим писателем…

— Я и так это знаю, зачем про это целое мероприятие сейчас делать?

— Чтобы помнили, не забывали…

— Ну… Хорошо… Допустим, мы вспомнили про Гоголя и поняли, что он крут… А зачем нам это? (СВЕРХЗАДАЧА)

— Не знаю, просто.

— Хорошо, поставлю вопрос таким образом: чему нас может научить судьба или творчество Гоголя сегодня?.. и т. д.

Всяческими наводящими вопросами я стараюсь донести очень важную мысль — творчество ради творчества — это упадок. Во всем, что вы создаете на такой мощной трибуне как сцена должна быть заложена Мысль/Мораль/Идея/Месседж… И мысль эта должна быть очень актуальна именно сегодня и именно этому зрителю, ведь мы говорим ТП, а не драматическом искусстве, где затрагиваются очень глубокие и тонкие, порой философские темы.

Чаще всего проблема отсутствия актуальности и безыдейности свойственна сценариям праздников и театрализованных представлений-«портретов». Если вы выносите на общественное обозрение жизнь и творчество некого знаменитого человека, каждому даже самому непосвященному в тему зрителю должна быть ясна мораль этой биографии. И подчас она совершенно не связана с датами или этапами жизни. Она связана с Борьбой этой великой личности с теми или иными обстоятельствами! А это уже КОНФЛИКТ, о котором тоже никогда нельзя забывать.

Синтетический характер сценария

Существуют разные виды искусства — литература, скульптура, архитектура, танец, музыка, театр… По праву самым синтетическим видом искусства является театр. Он объединяет в себе множество других видов искусства. Говоря о режиссуре ТП мы отодвигаем на второй план то, что ТП — это тоже театр со всей его синтетичностью, и акцентируем внимание на одном важном отличительном качестве массовой режиссуры: «Синтетический характер материала».

Студенты обычно быстро «понимают» этот пункт, однако я заметил, что чаще всего они смешивают его с понятием синтетичности театра… Они часто не обращают внимание на самое важное в данном контексте слово — МАТЕРИАЛ.

Речь идет тут о том, что театрализованное ток-шоу/концерт/представление/вечер/праздник — это всегда собранный из различным материалов сценарий, а не реализованная различными видами искусства авторская пьеса.

Сценарий вашего театрализованного представления (не пугайтесь этого словосочетания, ведь каждое второе, что вы видите на сцене — это оно) должен состоять не только из ваших авторских текстов!

Хороший сценарий — это всегда Стихотворения + Документы + Художественная проза + Кинохроника + Музыка (не просто «фоновая») + авторские вставки… и куча другого различного материала, а который переплетается между собой приемами МОНТАЖА и создает нечто новое, высокохудожественное, мощное, бомбическое!

Я люблю ставить высокие цели перед своими студентами и очень скептически отношусь, если они пишут что-то собственное и полностью авторское. Обычно я прошу их не отбирать хлеб у профессиональных драматургов и поискать хороший качественный материал, который ляжет в основу сценария.

Документальная основа

Это требование плавно вытекает из специфики синтетичности материала и диктует нам то, что в основе сценария должно лежать не менее 50% документального материала. Многие специалисты даже утверждают, что хороший сценарий состоит из документов на 80%. И с ними можно согласиться!

Документальность важна в первую очередь для того, чтобы избежать профанации в искусстве, чтобы затронуть самые мощные силы в подсознании и сознании зрителя — чувство реальности, чувство, что его не кормят басенками, а говорят о реальных вещах, касающихся и его.

Видов документов — множество. Любой режиссер может совершенно различным образом вложить этот материал в канву сценария — для этого существуют два основных приема: театрализация и иллюстрация.

Метод монтажа

Сценарий — это своеобразный монтаж документов, художественных и других материалов, совокупность которых создает новое ваше авторское произведение. Так же и все, что происходит на сцене крайне важно монтировать между собой — что-то одновременно с чем-то и что-то после чего-то.

Метод театрализации

Необходимо отдавать предпочтение методу театрализации (Развитие действия и Образное решение).

Метод активизации зрителя

Представление должно каким-либо образом завлекать или провоцировать зрителя. Чаще разрушать «четвертую стену», общаться с залом, играть с залом и так далее…

Специфика героев

Никаких глубоко психологических сложных образов. Герой должен выполнять функцию развития конфликта. Он — «герой-функция». Или известные сказочные, конкретные литературные персонажи, реальные герои, исторические личности, а еще — авторские вымышленные, но четко стоящие на той или иной стороне конфликта. Могут быть фантастические, фольклорные и т. д. Но — никакой глубокой тонкой психологии в образах!

Специфика композиции

Помимо классической композиции, сценарий состоит из блоков (эпизодов), каждый из которых отвечает всем законам композиции и в общей своей совокупности — так же отвечает законам композиции. Пролог, как правило 3 эпизода, Финал. Третий эпизод, как правило — самый сильный, кульминационный.

Специфика конфликта

Необходимо развивать конфликт «Спирально», он должен быть Надличным и Социальным.

Специфика сюжета

Упрощенный понятный простому, неподготовленному и случайному зрителю сюжет. Никаких тонких перипетий, ответвлений, тонких интриг и так далее. Всем в любой момент действия должно быть ясно что происходит на сцене.

Подлинность места

Рекомендация проводить представление на месте исторических событий, а так же говорить об этих реальных местах. Это позволяет усилить эмоциональное воздействие на зрителя и вызвать у него чувство достоверности.

Многоплощадность для уличных праздников

Форма «Праздник» подразумевает одновременное и/или последовательное действие на разных площадках.

Стремление к зрелищности

Больше шоу, больше красоты и монументальности. Это в первую очередь представление. Великолепное, прекрасное, поражающее сознание зрителя!

Укрупнение образов, повышенная мера условности.

Метафоричность, символичность, аллегоричность.

Уход от бытового, от банального… максимум символики в образах и декорациях. Не нужен полный костюм — достаточно характерной детали. Достоверность в костюмах и действии не повысит качества, а может утяжелить представление. Метафора во всем — в мизансценах, в свете, в образах, в общем действии и так далее.

Конкретно-событийная основа сценария

Сценарий должен быть посвящен конкретному событию, празднику, годовщине или памятной дате.

Монтаж

Слово «монтаж» французского происхождения, синоним слов «сборка», «соединение». С появлением русского кинематографа, в это слово с сохранением его основного значения, стал вкладываться более широкий смысл. В конечном счете это слово стало выражением понятия «творческая сборка», «творческий синтез».

В кинематографе из раннего рядом со словом «монтаж» можно встретить упоминание «Эффекта Кулешова», означающего смысл проведенного Львом Кулешевым эксперимента. Суть заключалась в появлении нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Описан этот эффект основателем советской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, а также в более ранних его статьях.

Монтажный метод также является основным в работе над массовыми праздниками и представлениями.

«Монтаж — это мысль художника, его видение мира, его идея, выраженная в отборе и сопоставлении кусков кинематографического действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде».

Литературный монтаж — также способ художественного мышления, способ организации разнообразного литературного, документального материала в поэтическое целое, который предполагает динамический процесс постижения конкретной проблемы и вытекающей отсюда основной мысли.

Построение целостной картины из отдельных кусков, элементов — прием, при котором можно отбрасывать все лишнее, оставляя только самое главное, существенное и значительное. Это дает возможность сжатия материала, концентрации действия во времени. Но при этом нельзя забывать, что монтаж в искусстве подразумевает глубокую идейно-философскую связь.

Основой искусства монтажа является не просто соединение отдельных кусков, а такое соединение, при котором зритель получил бы впечатление целого, непрерывного, продолжающегося движения действия. Монтаж неотделим от синтезирующей, объединяющей и обобщающей мысли.

#монтаж

художественный метод соединения разножанрового материала

При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения. В культурно-массовых представлениях соединяются песни, стихи, проза, видеокадры и т. п. Режиссеры должны уметь соединять из этого разнообразного материала монтажные фразы, из них — эпизоды, а из эпизодов, блоки и само представление.

О монтаже как ассоциативном творческом методе впервые стали говорить в двадцатые годы прошлого столетия и связано это с именами великих русских кино — режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, М. Ромма и других.

Суть монтажа по С. Эйзенштейну в том, «что два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления, как новое качество».

Монтаж в искусстве не просто сборка, соединение материала, а «сопоставление и истолкование материала», «драматизация материала», «метод мышления и аргументации». С. Эйзенштейн указывал и на тот факт, что монтаж имеет место не только в кино, он может встретиться там, где происходит сопоставление двух фактов, предметов, явлений. Наше мышление постоянно имеет дело с сопоставлением, начиная с первичного осознания в детстве противоположных Добра и Зла, Света и Тьмы, Хорошего и Плохого; а находясь на высотах научного мышления мы ищем сходство и различие в аналогиях и ассоциациях.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #ДРАМАПТП. Непедагогичный конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я