Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня

Александр Фролов

Человеку непосвящённому, приходящему в педагогику и впервые сталкивающемуся с её теоретическими основами, они часто кажутся весьма странными.Эта книга представляет собой попытку структурировать и упорядочить глубинные основы педагогики, чтобы в дальнейшем на основе этой структуры рассматривать теорию и методологию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

2.1. Аксиомы педагогики

Исторически педагог (от παιδαγωγος — «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. С ХVIII века французское pedagogue (от paedagogus) предполагает понимание «вести» как «воспитывать». Воспитание же предполагает «выращивание», то есть, всё тот же перевод человека из детского состояния во взрослое. В соответствии с этим сложился социальный запрос на осуществление целенаправленной профессиональной деятельности, единственная генеральная задача которой при всех её проявлениях — перевод человека из детского состояния во взрослое, безусловное взросление человека в интересах его и общества. Реакцией на социальный запрос явилось возникновение и развитие педагогики как специфического вида профессиональной деятельности.

Концепция — система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. Концептуально педагогика, как направленная, системно организованная социально значимая деятельность, основана на ряде аксиом, важнейшими из которых являются следующие.

Аксиома адекватности: педагогическое воздействие должно быть адекватным цивилизационному состоянию среды обитания индивида и её изменениям.

Человек как вид филетически-эволюционно изменяется; в ходе этого процесса изменяется и мышление человека [16]. В результате изменяется социальная составляющая цивилизационной среды обитания. Наряду с этим изменяется экологическая составляющая среды. Неразрывное внутреннее единство этих составляющих пронизано глубокой обратной связью [39]. Обратная связь в процессах определённого этапа развития общества может быть преимущественно отрицательной (корректирующей). Для другого этапа — преимущественно положительной, приводящей к тенденции развития системы «вразнос» вплоть до её разрушения.

Так, на современном этапе развития общества очевидно преобладающим является вклад положительной обратной связи. Естественный рост потребительских настроений в мире после второй мировой войны привёл к падению уровня образования и образованности практически вплоть до расщепления популяции по интеллектуальному признаку. На этом фоне примером неадекватности педагогического воздействия может служить известное высказывание одного из недавних руководителей российского образования по поводу того, что следует воспитывать не человека-творца, а «квалифицированного потребителя». Подобные настроения, наряду с «развитием инженерного мышления с дошкольного возраста», привели к педагогическим воздействиям, породившим массовое оглупление людей. Это отражено, в частности, введением в психологии термина «функциональная глупость» [37]. В качестве антитезы в последние годы предпринимаются попытки, пусть и не всегда понятными и удачными средствами, педагогического воздействия, направленного на формирование «функциональной грамотности». Это является примером попытки включения в современном образовательно-воспитательном процессе корректирующей отрицательной обратной связи [39]. И, следовательно, повышению уровня адекватности педагогического воздействия цивилизационному состоянию системы.

То, что сформулировал великий педагог Песталоцци в качестве принципов педагогики в его представлении, практически безупречно верно. Для того времени и того цивилизационного состояния среды, в которых он работал. Песталоцци, как и многие сегодняшние педагоги, не видел особой разницы между обучением и образованием. Образование есть процесс и/или результат создания и осознания личностью своего образа — как на чувственном, так и на рациональном уровнях [24]. Обучение — процесс развёртывания способов деятельности с целью их усвоения другими людьми [4, C. 567]. Приведенные определения позволяют с уверенностью говорить о том, что понятие «образование» значительно шире понятия «обучение», поскольку оно системно включает в себя процессы и результаты различных форм, методов и направлений обучения в ходе формирования и социальной адаптации личности [30, C. 11]. Генеральной целью обучения было и есть выживание на личностном уровне в достаточно узком понимании слова «выживание». Генеральной целью образования является адекватная коммуникация, лежащая в основе выживания в широком смысле — от личностного уровня до цивилизационного. Эти представления о выживании — от выживания индивида до выживания цивилизации, от обеспечения пропитания до преодоления глобального потепления, принципиально отличают состояния цивилизационной среды во времена Песталоцци и в наше время. Если Песталоцци надо было обучать, то нам надо образовывать. Этому соответствуют принципиально разные аксиомы, принципы, законы и задачи, определяющие необходимое педагогическое воздействие. Однако адекватная реализация вида деятельности возможна только при соблюдении принципа соответствия [12]. Поэтому сущность и структура современной педагогики является результатом эволюционного развития проверенных практикой и временем представлений классиков педагогики с безусловным пониманием глубоких смысловых различий на разных этапах процесса филетической эволюции.

Аксиома комплексности: педагогическое воздействие неразрывно связано с психологическим воздействием.

Важнейшей составляющей процесса перевода человека из детского состояния во взрослое являются принципиальные изменения его психики, необходимо связанные с взрослением. Совокупный внутренний мир человека в своём развитии определяется, с одной стороны, возрастным совершенствованием мозга и его психофизиологических функций [9, 13]. С другой стороны, на этом фоне в том или ином виде формируется содержательная деятельность мозга [8]. Психология — отрасль науки, изучающая формирование, развитие и устойчивость внутреннего мира человека, проявляющегося в его поведении. Педагогическое воздействие на личность как управление процессом взросления человека заведомо осуществляется через воздействие психическое. Стремление к адекватности такого воздействия, как этого требует аксиома адекватности, делает необходимой его научную обоснованность. То есть, обоснованность психологическую, что позволяет говорить о психологическом воздействии.

Необходимость педагогического воздействия определяет направленность и глубину психологического воздействия. Любое педагогическое воздействие можно осуществить только через психику объекта воздействия. Поэтому педагогическое и психологическое воздействия принципиально неразрывны, обеспечивая самосогласованные операции управления одним и тем же процессом. Только в таком случае возможно формирование у обучающихся устойчивой мотивации в отношении познавательной и образовательной деятельности.

Пренебрежение данной аксиомой выражается в примитивизирующем разделении данных операций. В этом случае педагогическое воздействие практически сводится к обучению, а психологическое — к попыткам примирения обучающихся с его необходимостью. Фактически покупается согласие на обучающую деятельность предоставлением комфортных условий для имитации этой деятельности без приложения необходимых познавательных усилий. Тем самым педагогическое воздействие происходит в отрыве от понимания сущности общего образования [29] и преследует непонятные сиюминутные цели, не соответствующие генеральной задаче педагогической деятельности. Как показала мировая практика, это порождает инфантильность и необразованность объектов такого педагогического воздействия. Так как обучение порождает компетенции, а образование — функциональную грамотность, последняя в рассматриваемом случае проявляется на чрезвычайно низком уровне или в чрезвычайно узком интервале спектра компетенций, формируемых педагогическим воздействием.

Аксиома невозвратности: осуществлённое педагогическое воздействие не может быть отменено.

Не существует возможных или, по крайней мере, этически допустимых способов стирания педагогических воздействий и подавно — их результатов. Педагогические воздействия в случаях пренебрежения первыми двумя аксиомами с высокой вероятностью могут оказаться неудачными в плане генеральной задачи педагогики. При этом осуществление неудачных педагогических воздействий, как правило, соответствует «линии наименьшего сопротивления», обеспечивающей как для объекта, так и для субъекта воздействия минимальность энергетических затрат мозга на дополнительную интеллектуальную деятельность.

В содержательной деятельности, направленной на сохранение ресурсов, мозг руководствуется системой приоритетов в выборе способов уклонения от избыточности действий. И здесь ведущее положение занимает сохранение ресурсов имитацией интеллектуальной деятельности. Имитация осуществляется реакциями замещения. В этом случае уже присвоенный результат неудачного педагогического воздействия воспринимается как завершенное решение задачи, не нуждающееся в пересмотре. И объект пережитого воздействия подсознательно маскирует реакциями замещения своё сопротивление любым попыткам изменить этот результат новым воздействием того же целевого назначения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика как она есть. Взгляд из сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я