Корабли и история. Книга четвертая

Александр Федорович Митрофанов, 2018

В очередной книге серии читатель познакомится с береговыми и зенитными батареями кригсмарине в Мемеле (ныне литовская Клайпеда), действиями аргентинских подводных лодок в ходе Фолклендского конфликта, российскими и советскими подводными лодками с воздухонезависимыми силовыми установками и морским космическим флотом СССР и России.

Оглавление

  • Глава первая. Батареи Мемеля

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабли и история. Книга четвертая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Батареи Мемеля

В 1252 году рыцари Тевтонского ордена основали в месте впадения реки Дане в Куршский залив, где проживали племена куршей (народ, родственный нынешним латышам), замок Мемельбург, вокруг которого возник город Мемель. Мемель неоднократно подвергался нападениям литовцев, шведов. В 1525 году Мемель вошел в состав Пруссии. В ходе Семилетней войны 1757–1762 годов город был занят российскими войсками. Во время наполеоновских войн Мемель стал временной столицей Прусского королевства (1807–1808 гг.). Все это вынуждало власти Ордена, а затем Пруссии и объединенной Германии (с 1871 года) принимать меры к созданию оборонительных сооружений для защиты города.

К настоящему времени кроме руин замка хорошо сохранилась крепость Nehrungsfort в Копгалисе на северной оконечности Куршской косы, построенная пруссаками во второй половине XIX века. Здесь ныне располагается Клайпедский морской музей.

Крепость Nehrungsfort в Копгалисе

(фото автора)

Согласно статье 99 Версальского договора 1919 года Мемельский край был выделен из состава Германии, получил статус Вольного города и от имени Антанты здесь расположился французский гарнизон. 10 января 1923 года Мемель был оккупирован литовскими войсками и включен в состав Литвы под названием Клайпеда, но 22 марта 1939 года был вновь воссоединен с Германией. Прибывший по этому случаю в «вернувшийся в лоно матери-родины» город Адольф Гитлер заявил, что Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.

Уже через неделю в районе города были развернуты 3 временных батареи береговой артиллерии и одна зенитная батарея, а с апреля началось строительство военного аэродрома и подземного хранилища топлива.

Начиная с 1890 года кайзеровский военно-морской флот начал широкомасштабные работы по созданию системы береговой обороны Германии. Подходы к военно-морским базам и портам Балтийского и Северного морей защищались мощными береговыми батареями. В основном они состояли из 4-х морских орудий калибром 105–380-мм, размещенных в открытых орудийных двориках. Батареи оборудовались постами управления артогнем, оснащенными дальномерами и постами наблюдения, прожекторами, складами боеприпасов, жилыми помещениями и укрытиями для личного состава. В ходе Первой мировой войны батареи среднего и крупного калибра были установлены и на побережье Фландрии между Зебрюгге и Остенде.

По условиям Версальского мирного договора 1919 года на береговую оборону Германии были наложены серьезные ограничения. Статья 195 договора гласила: «Чтобы обеспечить всем народам полную свободу доступа в Балтийское море, Германия не должна в зоне, которая заключается между 55 град. 27 мин и 54 град. 00 мин северной широты и 9 град. 00 мин и 16 град. 00 мин восточной долготы по Гринвичу, возводить никаких укреплений и устанавливать никакой артиллерии, господствующих над морскими путями между Северным и Балтийским морями. Укрепления, ныне существующие в этой зоне, должны быть разрушены и орудия убраны под контролем Союзных держав и в установленные ими сроки».

Правда, часть береговых батарей союзники соизволили оставить Германии. Статья 196 гласила: «Все морские укрепления, крепости и укрепленные места, кроме тех, которые упомянуты в отделе XIII (Гельголанд) части III (Политические положения, касающиеся Европы) и в статье 195 и которые расположены либо меньше, чем на пятьдесят километров от германского берега, либо на германских островах побережья, будут рассматриваться как имеющие оборонительный характер и могут остаться в их современном состоянии.

Никаких новых укреплений не должно строиться в этой зоне. Вооружение этих сооружений не должно никогда превышать, по числу и калибру орудий, вооружения, существующего ко дню вступления в силу настоящего Договора. Германское Правительство немедленно сообщит об его составе всем Европейским Правительствам.

По истечении двухмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Договора запас снабжения для этих орудий будет единообразно низведен и сохранен из расчета максимального числа в одну тысячу пятьсот выстрелов на орудие, для калибров в 10,5 и меньших, и в пятьсот выстрелов на орудие для более крупных калибров».

Версальский договор также запрещал создание новых видов вооружения, включая и корабельную артиллерию (за некоторым исключением в области корабельной зенитной артиллерии).

После прихода к власти национал-социалистов, начавшаяся ремилитаризация Германии коснулась и береговой обороны. Уже в 1936 году началось восстановление укреплений германского форпоста на Северном море — острова Гельголанд. В начале 1939 года был предложен план фортификации немецкого побережья Балтийского моря (Ostseeprogramm). Кроме строительства береговых батарей предполагалось и создание системы ПВО для защиты портовых сооружений, судов и береговой артиллерии от воздушных налетов. Окончательный проект был утвержден летом 1939 года и к 1942 году предполагал создание следующих батарей:

Район Пиллау (Kommandanturbereich Pillau):

• Береговая батарея «Raule» (Pillkoppen, ныне Морское, Калининградская область) — 4 x 170-мм орудий SKL/40 на лафете MPLC/02.04

• Береговая батарея «Groβer Kurfürst» — 3 x 280-мм SKL/50 in BSG с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Graf Dohna» — 3 x 170-мм на MPLC/02.04 с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Von der Groeben» — 3 x 170-мм на MPLC/02.04 с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Yorck» — 4 x 170-мм на MPLC/02 с противоосколочным щитом

• E-Batterie «Gneisenau» — 4(3) x 150-мм SKL/45 на MPLC/13

• Зенитная и противодесантная (Flak — und Sperrbatterie) «Schütze» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Schill» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Thiele» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Stein» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Schwieger» (4 × 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Lohs» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Pustkuchen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Schneider» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Nordmole» (4 x 88-мм SKC/30)

Район Swinemünde (Kommandanturbereich Swinemünde):

• Plantagenbatterie — 4x210-мм SKL/45 in BSG

• Береговая батарея «Goeben» — 3 x 280-мм SKL/45 in BSG (первоначально планировалась установка 305-мм орудий)

• Береговая батарея «Vineta» (Wollin) — 4 x 150-мм SKL/45 на MPLC/14

• E-Batterie «Iltis» (Pommern) — 4 × 150-мм SKL/45 на MPLC/13

• Motorisierte Batterie 4 x 150-мм

• Motorisierte Batterie 4 x 150-мм

• Тяжелая береговая батарея «Hindenburg» (Rügen) — 3 x 280-мм SKL/45

• Береговая батарея «Köln» (Rügen/Stubbenkammer) — 4 x 170-мм SKL/40 на MPLC/02

• Береговая батарея «Blücher» (Stolpmünde)

• Береговая батарея «Frauenlob» (Rügerhafen) — 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Flak — und Sperrbatterie «Saturn» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Jupiter» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Antares» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Mars» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Jachmann» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Nettelbeck» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Schwerin» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Blücher» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Sirius» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Arktur» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Rigel» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Regulus» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Kamper See» III/IV (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Dievenow» III/IV (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Ostfort» (4 x 88-мм SKC/30).

Район Киль (Kiel):

• Береговая батарея «Von Köster» (Stohl) — 3х170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Береговая батарея «Ehrhardt Schmidt» (Darβer Ort) — 3 x 170-мм SKL/40 in DrhLC/01

• Береговая батарея «Bismarck» (Fehmarn/Marienleuchte) — 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Береговая батарея «Louise» (Kiel/Stein) — 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Flak — und Sperrbatterie «Greif» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Heidkate» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Bremse» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Maaβ» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Otto» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Paul» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Paaschen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Warnemünde V» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Scharnhagen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak — und Sperrbatterie «Mönkeberg» (4 x 88-мм SKC/30).

Для береговых батарей использовались орудия, ранее установленные на старых броненосцах и крейсерах. Так называемые «Flak — und Sperrbatterie» вооружались зенитными орудиями калибра 88–128-мм и устанавливались непосредственно на берегу, откуда обеспечивалась хорошая видимость подходов к порту. Эти батареи обеспечивали ПВО порта, а также могли вести огонь по вражеским кораблям.

10 июля 1939 года командование Кригсмарине приняло решение установить постоянные батареи в районе мемельского порта:

• береговая батарея Memel-Nord (Brommy) — 4 × 150-мм в SKL/45 MPLC/13

• береговая батарея Memel-Süd (Jachmann) — 4 × 150-мм в SKL/45 MPLC/13

• зенитная батарея (Flak — und Sperrbatterie) Nordmole (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Dange (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Löllen (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Götzhofen (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Schweinsrücken (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Seestrand (4 × 88-мм SKC/30)

(из архива автора)

Расположение береговых и зенитных батарей Кригсмарине в районе Мемеля

Береговые батареи на Kurische Nehrung (Куршской косе) и в Мемеле

В то же время было принято решение о строительстве четырехорудийной 170-мм береговой батареи “Raule” в Pillkopen у основания Куршской косы (теперь поселок Морское, Калининградская область, РФ). Бетонные сооружения этой батареи хорошо сохранились до настоящего времени. На вооружении батареи находились морские пушки типа 17 cm SKL/40 на лафете MPLC/02.04. На береговых батареях орудия данного типа обычно стояли открыто с небольшими щитами толщиной 100 мм в кольцевых бетонных двориках.

Развалины батареи “Raule” в Морском (Калининградская область)

(из архива автора)

Эти орудия производились фирмой Круппа и устанавливались на броненосцах типа «Дойчланд». Головной броненосец «Брауншвейг» вступил в строй в 1904 г. В ходе Второй мировой войны такие орудия состояли на вооружении батарей береговой обороны, кроме того, в 1938–1939 гг. было изготовлено шесть железнодорожных установок 17 cm K(E).

Ствол пушки состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пружинный.

Данные ствола 17 cm SKL/40:

Калибр, мм — 172,6

Длина ствола, мм/клб — 6900/40

Длина канала, мм — 6411

Длина нарезной части, мм — 4991,5

Длина зарядной каморы, мм — 1238,5

Объем зарядной каморы, л — 31,7

Крутизна нарезки (прогрессивная), град. — 4°-6°

Число нарезов — 52

Глубина нареза, мм — 1,7

Ширина нареза, мм — 6,65

Ширина поля, мм — 4

Вес ствола с затвором, кг — 10750

Углы наведения береговой установки

Угол ВН, град. — 5; +45

Угол ГН, град. — 360

Боеприпасы и баллистика пушки 17 cm SK L/40:

Снаряды

Осколочно-фугасная граната (17 cm Sprgr.L/4,7) длиной 800/4,7 мм/клб и весом 62,8 кг. Граната содержала 6,4 кг тротила. Взрыватель головной или механический дистанционный.

Заряд постоянный трубчатого пороха

старого изготовления весом 23,8 кг;

нового изготовления весом 22,8 и 20,7 кг.

Длина гильзы 1052 мм, диаметр фланца 203,2 мм.

Начальная скорость снаряда, м/с — 875

Дальность стрельбы максимальная, м — 26 800

К началу войны имелось 6197 выстрелов к пушкам 17 cm SKL/40). В 1940 г. было произведено 3, а в 1941 г. — 1084 выстрела, и на том производство их было закончено. К марту 1945 г. осталось 1700 выстрелов к 17 cm SK L/40.

17 cm SKL/40 MPLC 02/04 — такими орудиями была вооружена батарея “Raule”

(из архива автора)

Мемельские зенитные и береговые батареи строились по стандартным проектам, использовавшимися германскими вооруженными силами с 1938 года и были подобны фортификациям Пиллау, Свинемюнде и т. п.

150-мм батарея «Memel-Nord» (называвшаяся также “Brommy”в честь Карла Рудольфа Бромми — Karl Rudolf Brommy, возглавлявшего объединенный флот немецких государств в битве с датчанами у Гельголанда 4 июня 1849 года) в поселке Гируляй (Seebad-Försterei) к северу от города, как и другие батареи Мемеля, строилась в два этапа. Сначала строились орудийные дворики с казематами для боеприпасов, а затем укрытия для личного состава, склады боеприпасов и пост управления огнем.

«Memel-Nord» состояла из двух артблоков на два орудия каждый. Артблоки представляли собой два бетонных орудийных дворика, между которыми располагались казематы с толщиной стен около метра. Дворики имели шахту для сообщения с казематами и три механических подъемника для боеприпасов. В боковых нишах двориков хранился боезапас первых выстрелов, стреляные гильзы, орудийный ЗИП и специнструмент, находились средства внутрибатарейной связи. Длина каждого из артиллерийских блоков составляет 86 метров. Наблюдательный пост батареи располагался на побережье между северным и южным артблоками на растоянии около 30 метров от них. Пост имеет два массивных бронированых наблюдательных колпака, изготовленных на заводе «Шкода» в Чехословакии (точнее — в тогдашнем Протекторате Богемия и Моравия). Здесь же располагалась бронированая башня с дальномером (к настоящему времени не сохранилась). Система управления стрельбой была аналогичной применяемой на крейсерах и линкорах германского флота и типичной для многих береговых батарей.

Наблюдательный пункт батареи «Memel-Nord» (современный вид)

(фото автора)

На вооружении батареи находились четыре старые корабельные 150 — миллиметровые орудия образца 1906 года типа 15 cm SKL/45 (Schnellfeuerkanone или Schnelladekanone — скорострельное орудие с длиной ствола 45 калибров) на лафетах MPLC/13 (Mittel-Pivot-Lafette Constructionsjahr 13 — лафет с центральным штырем образца 1913 года).

Орудия данного типа были разработаны в 1906–1908 годах фирмой Крупп и устанавливались в казематах в качестве орудий вспомогательного (противоминного) калибра на линкорах и линейных крейсерах и щитовых установках главного калибра на крейсерах кайзеровского флота. Ими вооружили и первый послеверсальский легкий крейсер «Эмден». Во время Второй мировой войны орудия устанавливались на береговых батареях, вспомогательных крейсерах и судах снабжения. По своей конструкции и баллистике к ним были близки применявшиеся в годы Первой мировой войны на эсминцах и подводный лодках орудия 15 cm Tbts KL/45 и 15 cm Ubts KL/45 на лафетах Utof (Uboot-Torpedoboot-Flugabwehr-Lafette).

На береговых батареях 15 cm SKL/45 MPLC/13 помещались в щитовые установки с углом вертикального наведения от — 10° до +30° (по другим данным до +35) и имели круговой обстрел. Затвор пушки вертикальный клиновой, заряжание раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Заряжание производилось вручную. Наведение и другие операции с орудием также велись вручную. Вес орудия без щита с противоосколочной броней составлял 11,4 т, со щитом — 18,35 т.

Данные ствола пушки 15 cm SKL/45:

Калибр, мм — 149,1

Длина ствола, мм/клб — 6710/45

Длина канала, мм — 6326

Длина зарядной каморы, мм — 1152

Объем зарядной каморы, л — 21,7

Крутизна нарезки (прогрессивная), град. — 4–7

Число нарезов — 48

Вес ствола с затвором, кг — 5730

Давление в канале ствола, кг/см2 — 3000

Живучесть ствола, выстрелов — 1400

Боеприпасы и баллистика пушки 15 cm SKL/45:

Вес снаряда — 45,3 кг.

Тип снаряда — фугасная граната 15 cm Spgr. L/4.1 с зарядом тротила 3,9–4, 09 кг.

Вес заряда — 13,7 кг пороха марки RPC/38 (22,6 кг с гильзой).

Начальная скорость — 835 м/с.

Дальность стрельбы: 19400 м при угле возвышения 30°.

Артустановка 15 cm SKL/45 MPLC/13

(Википедия)

Согласно “Bestimmungen über Regelbauten der Kriegsmarine” для подобных батарей запас боеприпасов на орудие составлял 250 снарядов и столько же зарядов (по данным Р. Рольфа для «Memel-Nord» он составлял только по 150 штук), а расчет каждого из орудий состоял из одного унтер-офицера и 16 матросов, а всей четырехорудийной батареи из офицера, фельдфебеля, 5 унтер-офицеров и 64 матросов.

Батарея имела автономные системы водо — и электроснабжения, вентиляции и отопления, туалеты и душевые. Вода подавалась от расположенной неподалеку артезианской скважины (действует до сих пор). Источником электроэнергии служил дизель-генератор переменного тока, мощность которого автору пока установить не удалось, но вероятнее всего порядка 3–15 кВА. Система воздушного отопления состояла из водогрейного котла и калорифера. Для защиты от химического оружия служили фильтровентиляционная установка и герметичные шлюзы. ПВО «Memel-Nord» обеспечивалась установленными на отдельных платформах 20-мм зенитными установками 2 cm Flak 30.

На Куршской косе южнее старой прусской крепости (литовское название Копгалис) располагалась четырехорудийная 150-мм береговая батарея “Memel-Süd” или “Jachmann”, в честь немецкого вице-адмирала XIX века Eduard Karl Emanuel von Jachmann (1822–1887 гг.), также вооруженная пушками 15 cm SKL/45 MPLC/13. Однако, в отличие от «Мемель-Норд», ее орудия располагались на простейших бетонных платформах. Рядом с ними до настоящего времени сохранилось основание срезанной автогеном решетчатой стальной башни, на которой вероятно располагался наблюдательный пост и дальномер.

Расположение и секторы обстрела береговых батарей в районе Мемеля

(из архива автора)

R. Rolf, ссылаясь на источники, датированные 1944 годом, а также советские документы времен войны, упоминает о еще одной батарее на косе — “Batterie Hirschwiese”, вооруженной тремя (или четырьмя?) 150-мм орудиями 15 cm SKC/28. Не исключено, что она находилась в окрестностях Schwarzort (теперь Юодкранте) и оставалась в строю до подхода Красной Армии.

15 cm SKC/28 производились фирмой «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig AG, Düsseldorf) и устанавливались в качестве орудий вспомогательного калибра на линкорах типа «Бисмарк» и «Шарнхорст», «карманных» линкорах типа «Дойчланд» и планировались к установке на авианосце «Граф Цеппелин». Двухорудийные башенные и одноорудийные установки на лафете Kst. MPLC/36 (Küsten-Marine-Pivot-Lafette Constructionsjahr 36) применялись на береговых батареях.

Ствол орудия имел свободную трубу. Замена трубы производилась через казенную часть. Затвор полуавтоматический вертикальный клиновой.

Данные пушки 15 cm SKC/28 Kst. MPLC/36:

Калибр, мм — 149,1

Длина ствола полная, мм/клб — 8291/54,7

Длина канала, мм/клб — 78/16/52,1

Длина нарезной части, мм — 6588

Длина каморы, мм — 1152

Объем каморы, куб. дм — 21,7

Крутизна нарезов, клб — в начале 50, у дула 30

Число нарезов — 44

Глубина нарезов, мм — 1,75

Ширина нарезов, мм — 6,14

Ширина полей, мм — 4,5

Вес свободной трубы, кг — 2680–2710

Вес ствола с затвором, кг — 9026/9080

Рабочее давление в канале ствола, кг/см2 — 3000

Живучесть ствола, выстр. — 1100

Угол вертикального наведения, град. — от — 10 до +40

Угол горизонтального наведения, град. — 360

Боекомплект и баллистика 15-см пушки SKC/28:

Заряжание раздельно-гильзовое

Длина латунной гильзы 870 мм, вес 8,54 кг

Заряд — 14,15 кг трубчатого пороха RPC/38

Тип снаряда /обозначение /вес, кг /взрыватель:

Бронебойный снаряд / 15 cm Pz. Sprgr.L/3,8 / 45,3 / донный

Фугасная граната с колпаком / 15 cm Gr.L/4,5 Bdz / 45,3 / донный

Использовались также фугасные гранаты с головным взрывателем и осветительные снаряды с дистанционным взрывателем

Начальная скорость, м/с — 875

Дальность стрельбы, м — 23 500 при угле возвышения 40°

На батареях с орудиями такого типа запас снарядов и зарядов составлял по 250 штук на ствол, расчет орудия состоял из унтер-офицера и 16 mannschaften (нижних чинов), а четырехорудийной батареи — из офицера, фельдфебеля, 5 унтер-офицеров и 64 нижних чинов. Электроснабжение батареи обеспечивал дизель-генератор мощностью 15 кВА.

Один из орудийных двориков «Memel-Nord»

(фото Златы Раевской)

22 июня 1941 года бомбардировщики СБ 40-го сбап (скоростного бомбардировочного авиаполка) из состава 6-й сад (смешанной авиадивизии) советских ВВС нанесли удар по Мемелю.

24 июня налет на Мемель совершили самолеты 1-го минно-торпедного авиаполка и 57-го бомбардировочного авиаполка КБФ. Вот что пишется об этом налете в статье «Википедии» о 8-й бомбардировочной авиационной бригаде ВВС Балтийского флота:

«Боевые действия начала 24 июня 1941 года, когда практически в полном составе (70 самолётов) была поднята для уничтожения морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы. Однако десант обнаружить не удалось и самолёты нанесли удар по запасной цели — порту Мемель. Во время вылета было потеряно 2 самолёта. По воспоминаниям П. И. Хохлова, штурмана 1-го минно-торпедного полка «противник потерял два крупных транспорта с боевой техникой, сторожевой корабль. Оказались выведенными из строя сложные портовые сооружения, разрушены причалы вместе с находящейся на них военной техникой», однако немецкая сторона отмечает почти полную безрезультатность вылета.»

В результате какого-то из этих налетов был полностью разрушен самый южный артблок “Memel-Nord” — вероятнее всего, при попадании авиабомбы сдетонировал боезапас орудия. Артблок в прежнем виде восстановлен не был — немцы ограничились строительством рядом простейшего бетонного основания для орудия.

Разрушенный при налете советской авиации артблок «Memel-Nord»

(фото автора)

Автор на развалинах артблока

(фото Златы Раевской)

Бетонное основание для орудия, построенное взамен разрушенного, с остатками лафета 12,8 cm Flak 40 M (фото автора)

Вскоре вермахт находился уже на подступах к Ленинграду и береговые батареи Мемеля оказались не у дел. А к этому времени у Гитлера и некоторых его военачальников идеей-фикс стала угроза крупномасштабного вторжения англичан в Норвегию и открытия здесь «второго фронта». Этому способствовали успешные британские рейды на Лофотенские острова в марте и декабре 1941 года и в район Ваагс-фьорда в Центральной Норвегии (конец декабря 1941). Было принято решение о срочном усилении береговой артиллерии на северном фланге «Крепости Европа».

Во многих источниках утверждается, что батарея «Бромми» была перемещена на мыс Романова (Нумерониеми) на северо-восточном побережье губы Петсамо (Печенга) и получила наименование MKB 6/513 (позднее — MKB 1/517) “Kap Romanov”. Часто ее называли “Batterie Senserhausen” по имени ее командира обер-лейтенанта Сенсерхаузена. На самом деле на этой батарее были установлены две новые двухорудийные башенные установки 15 cm SKC/28 на лафете Kst.MPLC/36, то-есть, ничего общего с настоящей «Бромми» она не имела.

Орудия с “Memel-Nord” (4 × 15 cm SKL/45 MPLC/13) были размещены в Arnöy, к юго-западу от норвежского городка Bodø и стали береговой батареей MKB 6/510 в составе Artilleriegruppe Bodø сформированного в августе 1940 года Marine-Artillerie-Abteilung 510. Новая батарея была создана в декабре 1941 года и в июне следующего года 6/510 уже находилась в полной боевой готовности и без каких-либо примечательных событий пережила войну. К настоящему времени орудия батареи прекрасно сохранились и все еще находятся на своем месте.

Современный вид орудий 15 cm SKL/45 MPLC/13 на береговой батарее в Arnöy (Норвегия) — ранее они стояли на «Memel-Nord»

(Интернет)

Аналогичная судьба постигла и другую мемельскую береговую батарею “Memel-Süd” (“Jachmann”). Осенью 1940 года ее передислоцировали в Норвегию, где она вероятно вошла в состав Marine-Artillerie-Abteilung 506 как MKB 3./506, дислоцированной в районе Lökhang.

Таким образом, в 1941–1944 годах в районе Мемеля береговых батарей уже не было и только в конце 1944 года вероятно здесь установили батарею “ Hirschwiese”.

Морские зенитные батареи Мемельского края

Согласно вышеупомянутому плану, вокруг Мемеля на растоянии 1–4 километра от города предполагалось разместить 6 флотских зенитных батарей, построенных по типовому проекту Fla 2. К этому времени в ВМФ Германии были разработаны проекты береговых и зенитных батарей, состоящих из отдельных стандартных элементов, строивщихся промышленным методом, что вело к существенной экономии материалов, рабочего времени и затрат.

Зенитные батареи обычно были четырехорудийными, орудия размещались а бетонных кольцевых двориках с боковыми нишами (Flakgeschutzbettung). Каждая батарея имела автономный пост управления артиллерийским зенитным огнем (Flak-Leitstand) с дальномером, а позднее часть из них получила на вооружение и радиолокаторы. Погреба боеприпаса строились по проекту Fla 22 (Munitions-Auffüllraum für Flak — und Sperrbatterien), а электростанции — по Fla 1 (Maschinenzentrale für Flakbatterien). В казематах батарей размещались также жилые помещения для личного состава, снабженные системами отопления, вентиляции, водоснабжения, туалетами и душевыми и средствами коллективной противохимической защиты (фильтровентиляционные установки и герметичные шлюзы). Эти батареи имели форму трапеции, три стороны которой имели длину 30 метров, а четвертая — 60. Орудийные дворики располагались по углам трапеции.

Отопительный котел

(из архива автора)

Телефонная станция

(из архива автора)

Фильтро-вентиляционная установка

(из архива автора)

При создании батареи ПВО “Försterei” были использованы сооружения бывшей береговой батареи и зенитные орудия были установлены в модифицированных орудийных двориках и отдельном бетонном основании для 15 cm SKL/45 MPLC/13. К моменту эвакуации немцами Мемеля 28 января 1945 года батарея (смотрите прилагаемый план) была оснащена двумя 150-см прожекторами типа “Flakscheinwerfer 35” с силой света 1,1 млрд. свечей на высотах 4000–5000 метров, 4-метровым дальномером и радиолокатором управления зенитным артогнем (вероятнее всего типа FuMG 39T “Würzburg”).

Прожектор Flakscheinwerfer 35

(Википедия)

Работы по созданию этого радара фирма Telefunken начала в 1937 году, а в июле 1939 года был продемонстрирован первый рабочий образец FuMG 39T (A). Всего выпущено около 4000 единиц FuMG 39Т «Würzburg» (FuMo 62) модификаций A-D.

Радиолокатор предназначался для вооружения батарей тяжелой зенитной артиллерии и служил для точного определения трех координат наблюдаемой воздушной цели. В центре его сплошной чашевидной антенны (диаметр 3 метра) на кронштейне размещался конический циркулирующий диполь с крышкой. Антенна устанавливалась на тумбовой опоре с крестовидным основанием и имела угол вращения 360 градусов. На основании опоры размещались передатчик, приемник, органы питания в сетчатом кожухе и места для расчета из трех человек. Наводчик размещался справа; в его распоряжении находились педали и маховик для горизонтального и вертикального наведения антенны. Масса прибора составила 1500 кг, его транспортировка осуществлялась с помощью двух полугусеничных транспортеров Sd.Kfz. 10 на одноосных прицепах Sonderanhaenger 104.

Радар управления зенитным огнем FuMG 39T “Würzburg”

(Интернет)

Основные ТТХ РЛС FuMG 39Т (D) «Würzburg»

Радиолокатор работал в дециметровом диапазоне волн, для отстройки от помех можно было переключаться на четыре различных диапазона волн. Передача данных на позиции артиллерии первоначально осуществлялась с помощью телефонной связи, впоследствии применили электронную систему передачи информации. Вслед за «Вюрцбургом» последовали радары FuMG 40Т «Mainz» (FuMO 63) и FuMG 41Т «Mannheim» (FuMO 64). Последний имел большие, чем у предшественников, габариты и массу (2200 кг). В походном положении его перевозили на двух прицепах Sd.Anh.204. Общее устройство в целом аналогично образцу 39Т, расчет три человека.

Для управления зенитным огнем служил ПУАЗО Kdo-Gerät 40 образца 1940 года, уже к 1944 году полностью вытеснивший применявшийся ранее командный прибор 36 (Kdo-Gerät 36). Данные приборы служили для обслуживания всех калибров тяжелой зенитной артиллерии, перенастройка осуществлялась заменой вводных данных баллистики.

Kdo-Gerät 40 позволял вырабатывать данные при высоте полета цели до 11800 метров, горизонтальной дальности до 14500 метров и максимальной скорости 300 м/с. Расчет ПУАЗО, включая дальномерщиков, состоял из 5 человек.

Kdo-Gerät 40 с дальномером

(Википедия)

Комплектацию, аналогичную “Försterei” имела и батарея „Schweinsrücken“. Первоначально батарея «Свиной горб» (так переводится ее название с немецкого — названа по имени близлежащего островка в Куршском заливе) была оснащена 88-мм орудиями. При перевооружение ее четырьмя 12,8 cm Flak 40 M немцы столкнулись с серьезными трудностями — старые орудийные дворики оказались слишком малы и их пришлось строить заново. Не исключено, что успели достроить только два из них.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава первая. Батареи Мемеля

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабли и история. Книга четвертая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я