Меж Двиной и Ловатью. Исторический очерк края

Александр Федорович Астафьев, 2023

Книга рассказывает об истории края меж Двиной и Ловатью со времён пути из "варяг в греки" до наших дней.Затрагивается история Церкви, события Великой Отечественной Войны, быт и уклад жизни населения на данной территории.Приводятся данные исторических документов и свидетельства очевидцев.Интересен анализ боя 27 июля 1941 г.у озера Ордосно.Данная книга является дополненным сборником произведений, раннее выпущенных краеведом Астафьевым Александром Федоровичем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Меж Двиной и Ловатью. Исторический очерк края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Географические и исторические сведения

Для меня мой край — это не административная единица государства. Административные границы часто и много раз меняются. Только на моём веку наименования и границы района, в котором я родился, менялись три раза. Столько же раз перекраивали, переименовывали область. Даже мою родовую деревню Маковье переименовали в Быково. Поэтому, для обозначения своего края я предпочитаю географическую территорию, характеризующуюся исторической и социальной общностью. В первом приближении мой край занимает территорию, охватываемую дугой реки Западная Двина в своем течении с верховьев, сначала на юго-запад, потом на запад и северо-запад. Северная граница края проходит в нескольких километрах севернее 56 параллели, проходящей через Москву и Невель.

С западной стороны рассматриваемая территория ограничивается 28 меридианом, проходящим вблизи Пскова. То есть, чисто географически территория края, о котором я буду говорить, заключена между 55 и 56 параллелями и 28 — 38 меридианами. Южная и западная сторона края выходит из Псковской области в Смоленскую область и Беларусь, захватывая города Велиж, Витебск, Полоцк, Верхнедвинск. По мере приближения к моей малой Родине, я выделяю мой край в более узких границах, охватывающих родовую деревню Маковье на берегу озера Ордосно дугой реки Усвяча в её верхнем течении сначала на север от Усмыни, потом на Запад, поворачивая на юг в направлении Усвят. В этом ограничении мой край, частично, занимает южную часть современного Куньинского района. И эта часть исторически резко отличается от северной части района: первая была Московией, вторая Литвой-Польшей (Речью Посполитой) много столетий средних веков. Однако, этнически и та и другая части всё же были Русью. Но, прежде, чем рассказать об особенностях исторического пути моего края, я хочу остановиться на старинном описании границы между Московским государством и Польско-Литовским государством. Она проходила в северной части нашего края. Наиболее полно и детально это сделано в 1648 году и повторено по тому же маршруту в 1766-67 гг. Это разграничение интересно методикой тех времён и подробностями упоминания пунктов (деревень) и описания ландшафта по ходу движения разграничителей. Разграничения 1648 и 1767 годов совпадают практически по всем пунктам. Я приведу выписку из «Актов Историко-юридических материалов…» из центрального архива в Витебске. Выпуск 1-3, 1872 г., г.Витебск. От Великого княжества Литовского границу между воеводством Витебским и Российским государством описывали в 1766 г. Комиссары Богомольц, Пиоро и Липинский. На каждом участке привлекались ответственные жильцы близлежащих деревень и местечек. На интересующей нас северной границе края участвовали представители Усвят, Череух, Яковлево, Турное и других населённых пунктов по ходу движения ограничения. Из деревни Череухи: землевладельцы К.В. Карп Мартинкевич, Роман Закревский, войт Закомельский Дмитров Провопов, поселяне Иван Шмель, Федор Прокопов, Иван, Василий и Васька Матвеевы, Лазарь Демидов; из участка Яковлева: Алексей Ермаков, Федька Лукьянов, Трошка Каптета; из участка Турновского: поселяне Евдоким Бяка, Павлюк Ермаков, Степан Сочивка и др.

Расстояния мерили с помощью шнура (43,2 м), прута (4,32 м) и прутика (0, 432 м), продвигаясь с запада на восток. Описание границы 1766 г. дано в виде дневника, который вели комиссары при работе. Я привожу лишь сокращённый отрывок из него, интересный упоминанием деревень (некоторые из них существуют до сих пор) и ландшафта — по северной части озера Ордосно:

«…октября третьего дня, в пятницу, от верховья реки Комля моховым болотом Двинец…, далее тем же болотом Двинец, оставив вправо грунты деревни Столбово (АА.: в полутора километрах западнее деревни Яковлево; Столбово ныне не существует), а влево грунты боярина Великопольского, до деревни Микулина (А.А.: Сейчас Никулино) того же боярина, слева,… болотом до ручья, называемого Каменная Лава.… Каменною Лавою вниз до большого копца (А.А.: насыпанного земляного бугра), обложенного камнями, справа, а слева до форпоста, называемого Каменная Лава, на грунтах боярина Полесскаго, на пригорке лежащего, за сим форпостом есть яма, упоминаемая в граничном документе 1648 года, засыпанная камнями, в расстоянии от копца на пять шнуров (А.А.: примерно 270 метров); отсюда ручьем Каменная Лава вниз, до впадения его в озеро Ордосно… от устья ручья Каменной Лавы озером Ордосном до острова, называемого Могилевец, на берегу которого лежит большой камень; от острова Могилевца, оставив затоку (А.А.: часть озера), вдавшуюся в левый берег, на стороне московской и малые островки, называемые Ситник, Тополинка и Кобылка в леве, а островки Подгуменник и Липовый в праве, тем же озером Ордосно до острова, называемого Гостуле; от сего острова, оставив островок, называемый Горный, со старинными могилами, означенными камнями, и остров Скобинский, (А.А.: ныне зовётся Скотинский)… в леве, а остров другой Липовый (А.А.: один около д. Турное, а другой — против д. Рожное) и затоку сего же озера, круто вправо вдавшуюся, около полумили (А.А.: примерно 3,5 км) в длину, с выходящей из нея рекою Усвячею, в праве, до устья реки Лютыницы (А.А.: так называли раньше, и в ХХ веке, часть реки Усвяча от Усмынского озера до озера Ордосно), впадающей в это озеро, где мы в тот день остановились…; над озером же Ордосном, с левой стороны, деревни Осно (А.А.: Осное, ныне не существует) и Токарево (А.А.: существует для дачников) боярина Волуева, а с правой стороны Усвятския деревни Турное и Череухи (А.А.: не существует); в затоке же, вдавшейся в право, из которой выходит река Усвяча, пройдя оную, деревни Шостаково (А.А.: Шестаково, существует для дачников), Лопаткино (А.А.: не существует), Пятково (А.А.: сейчас Печково), Ладыгино (А.А.: не сущ.); а далее, напротив острова Гостуле и Липового, церковь Маковье, где живёт и священник, Чигово (А.А.: оно же Цыгово, не сущ.), Григоркино, Рожново; при устье Лютыницы грунты, как с левой, так и с правой стороны пограничной линии, возвышенные, а над озером Ордосно с обеих сторон — гористые; значительные леса только с левой стороны, с правой же и дровянаго леса немного. Октября четвертого дня, в субботу… тою же Лютыницею вверх до деревни Трухоновой (А.А.: не сущ.) боярина Волуева, слева, а грунтов Усвятской деревни Рожново, справа; отсюда тою же Лютыницею вверх до деревни Едреево (А.А.: не сущ., около существующего моста через реку Усвяча по дороге на д.Потеплино) того же Волуева, слева, а от деревни Едреево тою же рекою вверх до Усвятской деревни Спичина, справа и деревни Потеплина того же боярина, слева, и там, пройдя за деревню Спичино, около двадцати шнуров (А.А.: один километр), остановились, ночевали опять же в Череухах… по правой стороне Усвятская деревня Рожново лежит на равнине…, а Спичино, расположенная на горе над Лютыницею, имеет грунты возвышенные, леса строевого вообще нет, а только дровяной, и то мелкий;… деревни Трухново, Едреево и Потеплино, расположенные на местах более высоких, и грунты имеют возвышенные; строеваго леса здесь нет, дровяного же достаточно; над рекою же Лютыницею с правой и с левой стороны идут обширные сенокосные луга. Пятого октября, в воскресенье, божественную литургию слушали в Маковье и в тот же день из Череух переехали в Усвятскую деревню Спичино, где и ночевали. Шестого октября, в понедельник от деревни Спичина и деревни Потеплина слева, тою же рекою Лютыницею вверх до деревни боярина Семиона Юрьевича Караулова, называемой Исаково (А.А.: не сущ.), слева, и грунтов Усвятской деревни Спичино справа; от деревни Исаково тою же Лютиницею вверх от устья речки Симакинки (А.А.: ныне ручей около сущ. деревни Рябово), с правой стороны впадающей и оканчивающей собою Усвятскую границу с Россиею, а починающей границу староства Савиньскаго… идя вверх, рекою Латыницею до пустаго форпоста, называемого Пылица (А.А.: не сущ.), и деревни Ковичов (А.А: очевидно, Кавезы, не сущ.), в дали лежащей, боярина Караулова… а справа грунтов Савиньской деревни Михаличино (А.А.: не сущ.)…; отсюда… Лютыницею до пустого форпоста, называемого Хохлово (А.А.: не сущ.), слева; отсюда… до устья речки Тылицы (А.А.: Талицы), впадающей в Лютыницу с левой стороны, где оканчиваются грунты боярина Челищева, слева, а справа, до грунтов Савиньских и Куркинских, от устья речки Тылицы… вверх до пустаго форпоста, называемого Новая Будка (А.А.: не сущ.) слева; от сего форпоста… до озера Заранова (А.А.: ныне Озерон)…, где в тот день остановились. Ночевали в Савиньской кормче Борискове (А.А.: не сущ., в 1923 году здесь работал мой отец Федор Астафьев)

Разграничение продолжалось по озеру Озерон, Усмынскому озеру, по Западной Двине и далее. Уже в наше время, совершенно наше — 1960-х и 1980-х годах, археологами Академии наук СССР проводились раскопки могильника на острове Горный озера Ордосно. Об этом сообщается в книге Н.В. Лопатина и А.Г. Фурасьева «Северные рубежи раннеславянского мира в III-V вв. н.э.» Издание института археологии РАН, г.Москва 2007г.. Некоторые из найденных там предметов иллюстрируются рисунком Р.4. В этой книге также отмечается и селище в устье реки Каменная Лава и найденные здесь керамические и металлические предметы. В настоящее время этот ручей почти совсем заболочен и только в весенние разливы он заметно оживает, а в его устье, при впадении в озеро Ордосно проложена современная шоссейная дорога Усвяты — Великие Луки. В книге также описываются археологические находки в селищах, городищах и могильниках нашего края в междуречье Западной Двины и Ловати: город Невель, деревня Церковище, город Велиж, посёлок Усвяты, по рекам Усвяча, Западная Двина, Каспля, Ловать.

В более ранние времена (XIV-XV века) граница между Московской Русью и Литовским Княжеством проходила то от Торопца до Великих Лук, то по Велижу, Усвятам. Она чётко не фиксировалась.

Что же происходило в крае южнее обозначенной северной границы?

В древности это было Полоцкое княжество. Впервые Полоцк упоминается в летописи в 862 году, который является и годом основания Русского государства — России. По этому краю пролегал знаменитый путь «из Варяг в Греки» по рекам Ловать, Усвяча, и их притокам. Владимир Красное Солнышко отдал Полоцк своему сыну Изяславу, от которого и пошли Полоцкие князья. В X-XII веках Полоцкое княжество было знаменитым и одним из сильнейших княжеств Руси. Хочу подчеркнуть, что в эти века Русь была единой, не было самостоятельных окраин в виде малой, черной или белой Руси. Однако, к печально известному монгольскому нашествию (1237 г.), в Полоцком княжестве, как и в других, начался разброд: потомки некогда всесильных вождей стали враждовать между собой в борьбе за верховную власть. Этим и воспользовались более сплочённые в это время соседи Руси. Что касается Полоцкой земли, то на неё стали покушаться сначала немцы (крестоносцы, меченосцы), а потом и литовцы. С ними пришлось воевать. О первых столкновениях с литовцами, которые были по вере ещё язычниками, поётся уже в поэме «Слово о полку Игореве»:

« Двина болотом течет к полочанам

Грозным, под кликом поганых.

Один Изяслав Василькович

В шлемы литовские острым мечом позвонил и, затмивши

Славу деда Всеслава, покрытый стальными щитами,

Пал на кровавой тропе под ударами сабель литовских».

Серьезными столкновениями с Литвой пришлось столкнуться нашему князю Ярославу Всеволодовичу и его сыну, выдающемуся Александру Невскому. Александр в 1245 году разгромил большое Литовское войско около Торопца. Вот куда они уже проникли в ту пору! Затем, преследуя отступающих литовцев, побил их около озера Жижец (А.А.: Жижецкое озеро) и добил окончательно около Усвят. По количеству жертв с той и другой стороны это сражение намного превосходит Ледовое побоище (1242 г.). В истории так бывает: что-то преувеличивается, а другое незаслуженно полузабывается. Борьба русских княжеств ослаблялась с падением Русского государства в 1238 году под ударами монголов и установлением на всей её огромной территории своего жестокого режима. Много князей со своими землями и народом переходили под власть Литвы, выбирая из двух зол меньшее. Ослабевшие, экономически, обезлюдевшие города и деревни Руси просто не могли сопротивляться любому внешнему врагу. Так что Литва, где по договору, а где и силой постепенно приращивала под своё государство всё больше и больше русских территорий. Ушел под власть Литвы и Полоцк (примерно 1264 году). Витебская земля держалась ещё до 1320 года, когда и она, на много столетий, перешла под власть Великого княжества Литовского. В это же время, а, точнее, в 1321 году, под ударами литовского князя Гедемина пала и столица некогда единого русского государства — город Киев. Сын Гедемина Ольгерд продолжил завоевания западных русских земель, пользуясь уже ослабевшей Золотой ордой. Кстати, Ольгерд впервые нанес поражение ордынскому войску в открытом бою на среднем течении Днепра в 1362 году (ещё до нашей победы Дмитрия Донского в 1380 году). Следует заметить, что войско Ольгерда в основном состояло из населения западных княжеств русской земли. Уже с середины XIV века Литва становится великой и самой могущественной державой в восточной Европе. К этому времени Русь разделилась, юридически, на две части: западную — под Литвой (Литовская Русь) и восточную — под Золотой ордой (Ордынская Русь). По мере ослабевания Золотой орды крепло Московское княжество, которое, вспоминая прошлую историю, начинало воевать с Литвой за свои исконные земли. И в этих войнах, фактически, русские воевали с русскими, ибо основную часть населения Литовского княжества составляли этнически русские, а не литовцы. Литовцев, как коренного населения, так и их собственной территории, было ничтожно мало по сравнению с количеством русского населения и размером их территорий, присоединенных к княжеству Литва. Наибольшего могущества по территориальному развитию Литовское княжество (Литовская Русь) достигла при князе Гедемине. В этот период набирала территорию и силу Московская Русь под управлением Ивана Калиты (внука Александра Невского). Напоминаю, что Московская Русь была, как колония Золотой орды, управляема в этот период знаменитым ханом Узбеком. Татарского ига в восточной Руси уже не было благодаря разумной дипломатической деятельности ещё Александра Невского. Невский собирал налоги и дань для Орды сам, а не татарские баскаки. Это дало возможность накапливать средства для собственных нужд, то есть для Московского княжества, которое начало богатеть и развиваться вширь. Прекратилось и расширение территории Литовской Руси на восток. А Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, не раз сражался с Литовским князем Ольгердом, который побывал даже под стенами Московского кремля, но не одолел москвичей. Преемник Ольгерда, вождь Литвы Ягайло, даже вступил в союз с татарским Мамаем против Дмитрия Донского, но не успел подойти к Полю Куликову, когда в 1380 году совершилось побоище между русскими и татарами. Следующий Литовский князь Витовт вознамерился покорить и всю восточную (Московскую) Русь, но для этого ему нужно было разбить и уничтожить Золотую орду. В битве 1399 году на реке Ворксле, левом притоке Днепра в районе Полтавы, литовцы потерпели сокрушительное поражение от татар. Это было благоприятно для всей Руси — и Западной и Восточной, так как, в противном случае, грозило полное порабощение Руси уже не от татар, а от литовцев. Хотя сама русская нация, как могучая по населению и территории, конечно, осталась бы, но была бы уже не Московской, а Вильнюсской. Население русских земель, и, в частности, Витебского края, к литовцам было доброжелательным. Литва исстари — маленькое княжество, которое сильно уступало по культуре соседнему Полоцкому княжеству Руси. У русских уже была письменность, развитая православная вера. А литовцы в это время были относительные дикари. Поэтому, на протяжении первого этапа подчинения русских земель литовская элита охотно перенимала язык, культуру и вероисповедание у русских. В Великом литовском княжестве государственным языком был русский. У Литвы при этом главным врагом были немцы, экспансия на восток которых продолжалась. Русские и литовцы уже в составе литовского княжества не раз совместно сражались с немцами. Казалось ещё немного, ещё чуть-чуть и будет образовано могучее государство Руси Литовской. Но этого не случилось. Кажется — случайно.

В 1386 году литовский князь Ягайло Ольгердович женился на польской королеве Ядвиге, при этом перекрестился из православия в католичество и обещал народ Литвы перекрестить в католическую веру. В ту пору, да и теперь, вероисповедание народа имело громадное политическое значение. Но ещё больше — Ягайло решил соединить Литовское государство с Польским. Это, на практике, оказалось первым союзом (унией) между Литвой и Польшей. Этот союз оказал негативную роль как для Литвы, так и для моего родного края — Витебщины. Да что говорить — в перспективе это предопределило разрушение намечавшейся Литовской Руси. Польша постепенно стала католизировать Литву и русские западные области. Короли польские стали открывать в Витебском воеводстве костелы. Православные храмы, конечно, не закрывали, но всякие льготы по земле, образованию, доходам, делали католическим приходам. Положение с православными церквями значительно ухудшились после договоренности Константинополя и Рима об объединении католической и православной ветвей христианства. Был заключен союз (уния) в 1439 году, по которому объединенную церковь возглавлял Папа Римский, а служба в русских церквях допускалась по православному обряду. Со стороны православия были и другие догматические уступки. В Московской Руси эта Уния носила резкое неприятие, а в моем крае, в Литовском княжестве, православные церкви постепенно стали переводить в православно-католические — униатские. Боясь порабощения немцами, Литва пошла на упрочнение связи с Польским королевством. В 1569 году в городе Люблин был заключен договор о союзе уже на государственном уровне между Литвой и Польшей — знаменитая Люблинская Уния. Образовалось единое государство — Республика (Речь Посполитая). Этот союз был направлен не только против немцев, но и против Московской Руси, которая освободилась от татарской политической гегемонии и образовала современное Российское государство, готовое к полному освобождению исконных западных земель. Но Литва просчиталась с союзом. Постепенно все бразды правления в Речи Посполитой захватили поляки. Литва утратила влияние не только в политике, но и в экономике и культуре. Мой край попал под Польское порабощение.

Большую войну с Польшей вёл великий русский государственник, уже царь, Иван Грозный. В конечном итоге этой, так называемой ливонской, войны, весь Велижский уезд, вместе с Усвятами, остался за Польшей. Уже первые цари Романовы продолжили борьбу с Польшей. Алексей Михайлович отец Петра Великого, взял Велиж, Усвяты, Сураж, углубился далее, объявил себя, впервые в истории, «государём всея Великая и Малая и Белыя России». Это было фактически юридическим признанием Украины и Белоруссии как народностей, отличных от Великороссии (Московской Руси). Как показала дальнейшая история до наших дней, это признание было ошибкой. Однако, у Алексея Михайловича не хватило сил, чтобы удержать все отвоёванные территории. И, в 1667 году, по договору в деревне Андрусово на Смоленщине, Велижские, Усвятские и другие Белорусские земли остались за Польшей. Царь был доволен отвоеванием у поляков части Украинских, Брянских и Белорусских земель.

Речь Посполитая неуклонно катилась в пропасть. Дальнейшую поддержку русских в западных областях осуществлял Петр Великий и Екатерина Великая. В результате Литва сконцентрировалась в своих исконных землях — на побережье Балтийского моря, а Польша пала вовсе. Её разделили между Россией, Австрией и Пруссией в 1772 году. Именно с этого года при Екатерине Великой наш край окончательно перешёл в состав России. Во времена польско-литовской юрисдикции земли нашего края именовались так. Обширная область с центром в Витебске — Витебское Воеводство. Оно подразделялость на староства, например, Велижское, Усвятское. Староства делились на Войтовства. В 1765 году Усвятское староство делилось на шесть Войтовств; среди них Войтовства Закомельское (По названию реки Комля, протекающей западнее д. Церковище). Войтовства делились на Лавничества. Закомельское Войтовство делилось на Глазуновское, Церковищенское и Быковское Лавничества. В Церковищенское Лавничество входили населенные пункты Медведково, Яковлево, Турное, Череухи и другие, давно забытые. В Быковском (это моя нынешняя деревня) Лавничестве числились в 1765 году: Рёткино, Цыгово, Григоркино, Рожное, Спичино, Быково, Обливкино (ныне деревня Печково), Зайково, Мишурино (рядом с Зайково), Иванцево, Лопаткино, Ладыгино, Перелазы, Щепуново. Заголодье, Марково, Шестаово, Кошкино, Маковская и Церковищенская церкви. Странный разброс населённых пунктов по большой территории — например, Быково и Заголодье. Видимо, тогда было необязательным для образования административной единицы компактной единой территории. Да и ныне так бывает. Например, в Российскую Федерацию входит Калининградская область, отделённая от неё территориями других государств.

Следует отметить, что, в эпоху владычества в нашем крае Речи Посполитой, были и другие наименования административных единиц. Например, Войтовству соответствовало название Десяток. Или, к примеру, Савинское (деревня недалеко от Церковища) староство называлось Державой. Это обозначало принадлежность земли Польскому королю. Обычно такие Державы были в аренде у частных лиц. Также были и другие названия административных единиц края.

В XIX, начале XX веков наш край был Витебской Губернией. В Губернию входили уезды. Велижский уезд делился на тринадцать волостей. Поскольку край был сплошь крестьянский, волости делились на сельские общества: Барановская (по названию деревни Бараново на северной оконечности Усмынского озера), включала Барановское, Белавинское, Кузнищевское, Пухновское и Непейцевское. Волость Церковищенская делилась на общества: Церковищенское, Нивское (около деревни Турное), Руднянское, Глазуновское, Адамовское, Веретёновское, Савинское (бывшая Держава Савинская), Сафьяновская, Петровская. Петровское сельское общество, названное так по названию имения Петрово, в 1765 году было в Быковском Лавничестве. В него входили: Быково, Спичино, Рожное, Григоркино, Турное, Печково, Обливкино, Ладыгино, Цыгово, Зайково, Ларьково, Шестаково. Находящееся рядом с Быковом сельцо Маковье относилось к Маковскому церковному притчу.

Уже в советское время, при образовании СССР, Велижский и Невельский уезды отделили от Витебской Губернии и передали в состав РСФСР. Остальная часть Губернии осталась в составе Белорусской республики. Велижский уезд в тридцатых годах XX столетия стал Усвятским районом Смоленской области. Но на этом административные перекройки территории не закончились. И вот, ныне, моё родное Маковье вошло в состав соседней деревни под общим названием Быково.

Е.Р. Романов в книге «Общий очерк Витебской Губернии», изданной в г. Витебск в 1898 г., приводит топографические характеристики всех уездов Витебской Губернии по состоянию на конец XIX века. Велижский уезд — это местность, наиболее близкая мне по исторической судьбе. Поэтому, привожу данные в основном по этой территории, и иногда, для сравнения, с соседними уездами. Так, например, наиболее значимые объекты земной поверхности (величина в процентах от общей территории уезда):

— озера

Велижского уезда: 0,7;

Невельского уезда: 5,1;

— болота

Велижского уезда: 3,0;

Невельского уезда: 0,9;

— леса

Велижского уезда: 47,6;

Невельского уезда: 29,6;

Суммарно площади озёр, болот и лесов составляют по Велижскому уезду 51,3% от общей территории уезда. Это фактически доля необитаемой территории. Пригодные для земледелия почвы, в основном, малоплодородны: пески, суглинки, глины с небольшой примесью гумуса.

Кто же здесь жил в старину? Прежде всего, надо сказать, что край исстари не был безлюдным.

В древнее время через него пролегал Путь из Варяг в Греки: по реке Ловать из озера Ильмень по протокам Ловати, Усвячи и волоком между ними в реку Усвяча, далее в Западную Двину и Днепр. Берега водных путей тогда были местом жизни населения. Об этом свидетельствуют многочисленные погребальные памятники X-XII веков и ранее. Вот и в деревне Череухи, располагавшейся на западном берегу озера Ордосно, имеется пять курганов высотой до шести метров.

Жили в крае, в основном, славяне: сначала кривичи, потом белорусы, сформировавшиеся к XV веку в народность. Это, так сказать, коренной народ. Кроме славян были балты и некоторые пришлые. Евреи стали селиться в крае уже в XVI веке, и, особенно активно, после окончательного присоединения края к России в 1772 году, а наиболее интенсивно — во второй половине XIX века. Пришлыми в край, когда он был под владычеством Литвы и Польши, следует признать и великороссов, которые по разным причинам мигрировали в Витебщину — Белоруссию: это беглые от угнетения крепостничеством, гонений на раскольников, по вере (староверы) и др.

К концу XIX века в Витебской губернии большую долю населения составляли евреи — примерно 10%, великороссы — 6% (в основном старообрядческого вероисповедания), около 1% литовцев, латышей, немцев и цыган вместе взятых. Подавляющая доля населения — белорусы. Евреи сельским хозяйством не занимались. Их деятельность — торговля и ремесло. Жили они, преимущественно, в городах и местечках (типа Усвят). В одном километре в северо-западную сторону от деревни Маковье была деревня Лобино (в некоторых документах Лобынино) там жило несколько еврейских семей: некоторые занимались сбором у сельчан продуктов животноводства для перепродажи в обмен на промтовары (ситец, продукты, украшения и т.п.), другие были хорошими столярами, делали шкафы, буфеты, сундуки. Многие молодые парни из соседних деревень работали у них учениками. И мой будущий отец Федор учился столярному ремеслу таким образом. Потом он делал своим родственникам разные столярные изделия, необходимые в доме. Мы спали на кроватях, ели за столом и сидели на табуретках, сделанных моим отцом.

Общее число жителей по данным переписи 1897 года составляло:

— Витебская Губерния: 1,5 млн. чел.;

— Велижский уезд: 101,5 тыс. чел.;

Для сравнения приведу численность населения в это время в Витебске — 66,1 тыс. чел., в Смоленске — 46, 9 тыс. чел., в Пскове — 46,9 тыс. чел.. Рождаемость везде по России была высокой: в Велижском уезде в 1896 году родилось 4654 человека. Прирост населения, за вычетом умерших, составил 1352 человека, что составляет 1,3% от числа населения. Очень много людей умирало в детском (я бы сказал — в младенческом) возрасте. Прирост населения, в целом, по Витебской Губернии составил 1,6%.

По данным статистического управления России (Е.Р. Романов) за 1893 год население Велижского уезда по сословиям характеризуется следующими значениями:

— крестьяне: 68,3%

— мещане: 4,5%

— дворян в г. Велиж: 160 чел.;

— в уезде (без Велижа): 200 чел.;

— общее число жителей в уезде 94 285 чел., в тч. В Велиже 16704 чел., что составляет 17,7%.

Малоплодородные почвы и неровный их рельеф не способствовали получению хороших урожаев. Нестабильные климатические условия усугубляли положение: то ранние осенние, то поздние весенние морозы и заморозки, то изобилие дождей, то засуха. В старину и техника обработки почвы была крайне примитивной: деревянная соха, часто без металлических рыхлителей, лопата, мотыга, серп для жатвы. Всё это приводило к частым голодным годам. Хлеб крестьяне всегда пекли с мякиной, отрубями. Частые войны с Литвой и Польшей Московской Руси тоже приводили к опустошению деревень. Прохождение армий, как западных, так и восточных, сопровождалось изъятием у населения хлеба, скота для прокорма солдат, травы, сена и другого фуража для военной конницы. Это было большим бедствием. Люди покидали свои жилища, уходили в другие, более благополучные края. В Белоруссии была старинная поговорка: «Пищь плохая з истари была: от колоса до колоса ня чуть человаччаго голоса». Временами вся местность приходила в упадок: деревни обезлюживали, разработанные земли для пашни зарастали лесом: приведу несколько примеров описания состояния земель в 1571 году, взятого Е.Р. Романовым из писцовых книг. Описание сделано по случаю раздачи населённых пунктов боярским детям около Усвят и Церковища: «Бородино — пустошь, одно печище, тридцать десятин (одна десятина соответствует 1,09 га) поля лесом поросло.… старое городище Усвято — Пустошь, ныне нет даже печищ. Карцовичи — Пустошь на озере Узмень, двенадцать печищ, 187,5 десятин поля лесом поросло. Двято — Пустошь, восемь печищ, сто пять десятин поля лесом поросло. Заголодье — селище, без дворов, только три десятины пашни. Чермость, деревня, один двор, 45 десятин поля лесом поросло.»

Вот ещё документальные свидетельства. В Актах Витебской Губернии за 1714 год сообщается: варварски разорены польскими войсками следующие деревни Церковищенской и Барановской волости (по административному делению в конце XIX века): Савино, Городец, Луговино, Сафоново, Башлово, Иванцево, Куркино, Васютино, Лобино, Щаулово, Кошелёво, Рёткино, Жмулино, Маковейково, Макейчиково, Бодякино, Кузнищево, Борисково, Михаличино. Эти деревни охватывают территорию от озёр Ордосно и Озерон до д. Глазуново и реки Холуица. Почти все деревни сделались, как пишет Е.Р. Романов, «по выражению документа «пустками». Обычными зерновыми культурами исстари были рожь, овёс, ячмень. Производили также горох, бобы, чечевицу. Ещё в далёком VII веке ткали одежды из льна, лён всегда был важнейшей технической и пищевой культурой. С XVIII века широкое распространение получил картофель, по сути приобретший славу второго хлеба. В огородах для себя сеяли лук, свеклу, морковь, капусту.

К началу XX века большая часть земли (73%) принадлежала крупным (т.е. владевшим более 1000 га) собственникам, доля которых составляла лишь 7% от общего количества владельцев. Основная часть крестьян страдала от малоземелья, а семьи были большие. Население Велижского (также и других) уезда держало в своих хозяйствах лошадей, коров, овец и коз. Крестьянская семья держала, обычно 1-2 лошади, 1-3 коровы. Свиней, овец, коз держали далеко не все семьи. Скотину кормили скудно: сенокосных и пастбищных площадей не хватало, травы без подкормок удобрениями были плохими, особенно в засушливые годы. Соответственно и основная животноводческая продукция была небогата. И это накануне XX века (!), накануне Октябрьской революции. Большое количество семей в предреволюционное время не имели в личной собственности тягловой силы — лошадей. Также они не обладали и орудиями труда (соха, плуг, борона, телега и т.д.). Крестьяне жили в обществах (нечто похожее на колхозы). Руководство сельским обществом выделяло орудия труда не имеющим их, но, конечно, за труд на общество.

Из кустарного производства в Велижском уезде в конце XIX века были следующие специализации: возка леса, гонка леса по рекам и озёрам, рубка леса, тележный и санный извоз, столярное дело, плотничество, сапожничество, кузнечное дело, рыболовство.

Фабрики и заводы — это как бы мелкие мастерские. Всего в уезде численность рабочих по заводам составляла:

— кожевенные: 27 чел.;

— овчинные: 15 чел.;

— винокуренные: 39 чел.;

— мукомольные: 23 чел.;

— кирпичные: 54 чел.

На каждом заводе работало по 2-6 человек.

Население края, по грамотности, было на низком уровне. Исстари грамотой владели лишь церковнослужители. Подавляющая часть населения, крестьяне, были бедными не только по еде-одежде, но и по образованию. Недаром жители деревень называли себя сиротами (от древнеславянского «сир» — безродный, одинокий). Церковники в XIV веке называли их просто христианами. Слово «христиане» постепенно превратилось в «крестьяне». Так обозначился основной класс населения — крестьянство.

Служители церкви — духовенство, занимали не столь значительную долю от общей массы населения, и не только края, но и всей России (и ещё до Российского государства), но играли всегда очень громадную культурную и политическую роль.

В прошлом историческом пути края его территория, заселённая преимущественно крестьянами, не раз приходила в кризисное состояние: народ вымирал, уходил в другие дальние края, деревни исчезали, поля зарастали лесом. Но через десятилетия край снова оживал. Приходили другие люди, строили дома, размножались, леса вырубали под пашню, производили продукцию на другом, более высокотехнологичном уровне. Возникали и росли новые деревни, села. Росла культура. От старых давнишних поселений оставались в народе лишь названия. На топографических картах и в исторических списках они именуются как «Урочища» (вероятно, от слова «Урекаться» — «договариваться о названии места на территории»). Урочища фиксировались и в далекой старине, фиксируются и ныне. Народное предание передает название и события вековой давности. В этом я убедился хотя бы на названиях островов на озере Ордосно: Гостуля, Горный, Липовый… Ни в каких современных документах этих названий не встречал. Даже на сравнительно крупномасштабном атласе Псковской области масштабом 1:1000 издания 2006 года не только нет названий этих островов, но они и не все обозначены. То же отмечается и на более крупномасштабных топографических картах. А в народе названия сохранились, и я удивился, когда нашел в архивных документах четырехсотлетней давности названия наших островов, совпадающие с теми современными, которыми пользуются сельчане сейчас.

То же относится к месту около юго-восточной оконечности озера Ордосно: его в мои детские годы взрослые называли «каплица» и при этом добавляли «место святое, там был давным-давно храм». Через это место я часто ходил по тропе среди кустарников к бабушке Анне Ивановне в деревню Печково и побаивался. Особенно вечером, при закате Солнца. Однажды мне даже причудился человек в длинной черной одежде с конической формы высоким колпаком на голове. Этот человек медленно передвигался (как бы плыл) по берегу озера и скрылся в кустарнике. Я рассказал маме. Она ответила: «Это ты видел святого. Это для тебя хорошее знамение, Бог тебя не кинет».

На западном берегу озера Ордосно есть небольшой полуостров, называемый в народе «Святой Рог». Название передается из поколения в поколение. В глубине полуострова имеется пять уникальных по высоте (5-6 метровых) курганов — захоронения древних славян. И вот — Святой Рог. Наверное, легенда имеет основание. Кто хоронился в таких огромных курганах? Понятно, что здесь погребено очень много людей. Значит, было и древнее селение на месте деревни Череухи, располагавшееся рядом с курганами. Можно предположить, что на этом полуострове был храм. Поэтому, и существует в придании название «Святой Рог».

А что за могилы «обложенные камнями» на острове Горный? Не исследованы, забыты. Да и на соседнем острове Скотинский был интересный камень с надписями. Из описания границы в 1623 году: «с Каменной Лавы в оз. Ордасно, по островам Могилевцу, Липовому, Дубовому Рогу, Гостулю, Горному, Скотинному Рогу с писанным камнем — литеры кладены русския и польския…». Наверное, этот камень и сейчас там лежит, заросший грунтом.

Интересны сведения о деревне Куркино при описании границы в 1767 году (Е.Р. Романов). Отмечены селения в Десятке (Войтовстве) Куркинском: Узнищево (оно же Гузнищево, Кузнищево — ныне не существует), Рябово, Борисково (не существует), Васютино, Михаличино (не существует), Кушелево (оно же Кошелёво — ныне не существует), Роткино (оно же Рёткино — ныне не существует), Щавалово (оно же Щаулово — ныне не существует), Куркино (значится как фольварк — имение, поместье; польское название, произошедшее от немецкого форварк). Далее цитирую с пояснениями в скобках:

«Им. (имение) Куркино — гора Шибеница (в переводе со славянского «виселица», «место казни»). Пункт пограничный между Псковской губернией и Усвятским и Велижским староствами (Польскими) в 1648-1768 гг. Здесь костел (католический храм) и р.-католическое кладбище». (Кладбище существует и поныне, сейчас там хоронят и православных и неверующих.

В старинных изданиях наименования разных объектов, как правило, имеют несколько вариантов. В некоторых названиях присутствуют явные опечатки по вине переписчиков, в других — отмечается влияние местных говоров, которые с течением времени изменяются. Подавляющее число топонимов имеет явно славянское происхождение. В большинстве случаев деревни именовались по имени или фамилии основателей (первых поселенцев) или значительно выделяющихся от других сельчан (по богатству, числу однофамильцев и др.). Фамилий крестьяне в старину не имели, но имели прозвища, многие из которых, в последствии, преобразовались в оные. К примеру, жил-был мужик, высокий и тощий как спица — и его прозвали Спицей. И такой человек явился родоначальником деревни Спицыно, название которой, с течением времени, в силу изменявшегося постепенно народного говора, превратилось в Спичино.

Водные объекты часто именовались по цвету, скорости течения воды, зарослям трав и кустарников. Часто эти названия бывали первичными, а, уже после, по их имени получали названия и располагающиеся по близости селения.

Дать толкование названиям некоторых объектов затруднительно даже лингвистам. К одному из таких случаев относится и моё родное озеро Ордосно. В некоторых старых документах его упоминают как Гордосно. Некоторые толкователи дали такой вариант значения данного топонима: якобы название произошло от балтского слова «Ардас», что означает «Спорное». Казалось бы, что так оно и есть: озеро Ордосно много веков находилось непосредственно на пограничной территории. Но ведь существуют и другие озера с корнем «Орд»: так, к примеру, недалеко от города Невель есть озеро Ордово. Да и окончание «-сно» имеется в названиях многих водоемов в Псковской области. Так что, достоверного толкования топонима Ордосно пока нет.

Или взять реку Усвяча — красиво звучит. В старину её называли по-разному: Большая, Великая, Черместь, Череместь, Черемиста, Всвячь. Понятны названия «Большая», «Великая»: здесь она сравнивается с другими, близлежащими реками. Такие имена, как известно, на Руси любили присваивать не только рекам, но и городам. Усвяча на всём её протяжении от Усмынского озера до Западной Двины стала именоваться так лишь с конца XX века. В более раннее время часть её, что пролегает от Усмынского озера до озера Ордосно, именовали Лютиницей, а только ту часть, что пролегает ниже озера Ордосно до Западной Двины, Усвячею. Как Черместь, Череместь, Чермость она фигурирует в документах XVI-XVIII веков, и, возможно, в более ранних. Здесь очевиден корень «черм-», что определяется в аналогичных топонимах как «красный» (так красное море называли чермным). Видимо, в каких-то местах наша славная река имела красноватый оттенок, поэтому и получила в своё время такое название. Ныне она имеет длину русла 100 км, уклон 15 см на 1 км, площадь водосборного бассейна 2340 км2. Ну а что же означает топоним Усвяча? С.Е. Мельников в книге «О чем говорят географические названия», Лениздат 1984 г., отвечает на этот вопрос просто: такое название произошло от слова «свет»; по Далю слова «под усветом» означают «в тени». Таким образом, свет, цвет (Чермсть) перекликаются. А Усвяты (посёлок, первое упоминание которого датируется 1021 г.) так назван по тому, что стоит фактически на реке Усвяча. В разное время он назывался «Всвячь», «Усвято». Тут непонятно, почему река называлась, например, в документах XVI-XVII вв. как Чермсть? Быть может и название реки Усвяча, в более позднее время дали по имени данного населённого пункта? (К примеру, «река, что течёт, СУсвята СВсвяча»).

Хочу так же обратить внимание и на древнюю деревню Турное. Есть аналоги данного топонима в разных местностях нашего края (к примеру, ручей Туровка») да и вообще по всей славянской территории (тот же город Туров на Украине). Дело в том, что славяне почему-то любили поминать в былинах, повестях, пословицах древнего дикого здорового быка — Тура. Вот и украшали этим именем топографию. Так, вероятно, и название нашей д. Турное произошло от «тура».

Как мне хочется достоверно расшифровать значение названия моей родовой деревни Маковье! Ещё молодым я как-то поинтересовался у своей мамы: «Мам, а почему так называется деревня Маковье?». На что она мне ответила: «Я думаю, что это из-за земли. Земля тут песок, как мак. Вот почему». Спустя годы мне пришла в голову другая версия — ландшафтная: при внимательном рассмотрении рельефа территории д. Маковье можно отметить семь холмиков, да и сама деревня стоит на возвышении относительно озера. Конечно, эти холмики теперь не так заметны, как много веков назад — они постепенно размывались, распахивались (в своё время даже бульдозеры поработали, выравнивая почву), на них возводили постройки. А в старину? Стоят холмики с округлыми макушками — маковками. Пришедший сюда человек и мог прозвать это место маковьём (маковок было много). Буквы «ё» же в ту пору не было, но в говорах она звучала — не даром её придумал историк Карамзин. Таким образом, Маковьё — это уже Маковье. Однако, позже, мне попалась на глаза книга о партизанском движении в Псковской области в Великую Отечественную войну, в которой автор пишет, что партизаны ходили в деревню Маковье. Тогда я подумал, что это либо выдумка, либо ошибка. Я поискал на карте и нашел, что деревня с названием Маковье есть так же западнее городка Дедовичи, на берегу р. Шелонь. Оно существует и сейчас. Неужели и там холмики с округлыми маковками, и земля, как мак? Поискав в интернете, я обнаружил, что селений с названием Маковье много, и они располагаются, преимущественно, в западной части Руси: на Украине, в Белоруссии, Псковской и Смоленской областях. А этимология этого названия следующая:

Во II веке до н.э. была борьба евреев против Сирийского царя Антиоха за веру в единого Бога. В этой борьбе участвовали 7 Маккавеев, которых казнил царь. Это описано в последних главах Библии Ветхого Завета. В русской православной церкви 14 августа, в день праздника Спасу, отмечается и память семи мучеников Маккавейских. Отсюда произошло, в несколько преобразованном на славянский (русский) язык виде, имя Маковей. А от имени (или фамилии) человеческого, как известно, и названы почти все населённые пункты. Так кто-то и у нас, скорее всего из числа церковных служителей, при выборе места для храма назвал эту территорию Маковьем. Возможно, он учёл при этом и те 7 холмиков. Я верю, что так и было.

В заключении повествования о своём крае, юго-западной части современной России, который я ограничиваю бассейном реки Усвяча, хочу процитировать слова из книги «Общий очерк Витебской губернии, 1898 г.», которые относятся ко всей губернии, к Белорусскому народу; мой край входил в эту губернию много веков; теперь край и народ — русские, как и белорусы — народ одного корня:

«Некоторые публицисты, вероятно, на основании данных наших невежественных учебников географии, представляют западно-русский народ лишенным всех хороших качеств, и физических, и нравственных, и умственных: и хил то он, и слаб, и вор, и пьяница, и разбойник, и туп, и не развит, и т.д.… местные уроженцы, имевшие дерзость вынести на своих плечах многовековой католический гнёт, отстоявшие свою веру и народность от напора польшизны и сослужившие для России ту великую историческую службу, которая сослужила Россия для Европы, вынесши на себе монгольское иго… В факте этом я усматриваю того печального недомыслия, которое так свойственно нам, учившимся по-немногу чему-нибудь и как-нибудь, и менее всего знающим историю своей родины, свой народ.… народ…, несший головы на плаху за свою православную веру… и запечатлевший свою принадлежность к великой русской семье кровью лучших сынов…»

Как эти слова, написанные 120 лет назад про злостных «невежд» симфоничны с современным отношением так называемой «Европы» к России. Русский народ всегда не любили, наверное, за широкий размах его души, соответствующий той необъятной территории, которой он владеет, за несметные богатства поверхности и недр этой территории. «Европа», «запад» погрязли в своей глубокой греховной зависти к моей Родине. Да, у нас ещё много и много того, что представляет нас не очень материально состоятельными. Это объясняется неимоверными жертвами, которые понёс мой народ в борьбе с многочисленными врагами на протяжении всей, более чем тысячелетней, истории моего государства, пытавшимися захватить не только нашу землю, прижать наш народ к Ледовитому океану, но и развратить, уничтожить душу народа. Боже! Каких неисчислимых людских жизней и материальных ресурсов пришлось затратить народу для сохранения своей целостности, культуры, духа. И ныне эта борьба продолжается. Да поможет нам Бог, как и всегда в периоды, казалось бы, неминуемой гибели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Меж Двиной и Ловатью. Исторический очерк края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я