Битвы на улице Красной

Александр Травников

Книга «Битвы на улице Красной» вышла в свет в 1998 году в издательстве «Флер» немалым тиражом, однако, в наши дни она – настоящая редкость. Даже у автора остался один-единственный экземпляр, и тот с допечатными правками. А вот вопросы, затрагиваемые в книге, и в наши дни не исчезли и не утратили своей актуальности. Не говоря уже про то, что данный труд интересен и с точки зрения изучения механизмов власти изнутри, и в историческом аспекте постсоветской политической жизни Краснодарского края.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Битвы на улице Красной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О лозунгах

Некоторые идеи некоторым людям просто невозможно втолковать. Поэтому самое лучшее — придумать какой-нибудь лозунг «на злобу дня». И потом на него как на шампур нанизать мясо, помидоры, что-либо еще. Вот возьмем, например, такой лозунг, как «Неприкосновенность статей бюджета». Мы знаем, что в наше время секвестр, то есть сокращение, распространяется на весь бюджет. Но нельзя сокращать ассигнования на здравоохранение, на социальное обеспечение, на образование. Мы под эту идею и придумали лозунг «Неприкосновенные статьи бюджета». Или, например, другой лозунг: «Закон един для всех!». Под ним можно обосновать любой юридический вопрос. Что мы и делали. Мы говорили, что закон един для всех. Есть закон о депутатах, есть закон об ответственности глав, есть закон об импичменте Президента. Значит, все должны руководствоваться законом. Не должно быть депутата умного, хорошего или дурного. Все перед законом равны.

Или лозунг «Краснодар — не дойная корова!». Когда я опубликовал свою статью под этим лозунгом в газете «Краснодарские известия», то все смеялись. Но потом увидели, какова реальность. В крае 49 районов и городов. Они делятся на тех, кто зарабатывает деньги, и тех, кто тратит их из общей казны. В начале моей депутатской деятельности у нас было 15 районов и городов-доноров. Через год их стало девять. Потом — четыре. Сегодня осталось три. Это Краснодар, Новороссийск и Туапсе. Налицо — тенденция к сокращению. Чем меньше доноров остается — тем больше нагрузка на каждый их них. Вот я выступил и сказал, что Краснодар — не дойная корова! Краснодару оставили одну треть от того, что он зарабатывает. А где ему взять деньги на канализацию, где ему взять деньги, чтобы не затапливало, чтобы улицы были освещены, чтобы людям пенсии выплатить? Вот мы и придумали лозунг, и он прижился.

Или лозунг, который звучит так: «Нужно делать не как лучше, а как нужно!». Существует естественное стремление к чему-то хорошему. Но даже в Священном писании сказано, что благими намерениями дорога в ад вымощена. А мы своих избирателей не должны тащить в ад. Мы должны своим избирателям обеспечить то, что им обещали, то, что нужно, а не то, что кому-то кажется лучше.

Лозунг «Народ достоин знать правду!». Когда стал вопрос, какие банки будут валиться, а какие останутся, я придумал лозунг, что народ достоин знать правду, и потребовал, чтобы каждый банк был прозрачен. Мы выдвинули также лозунг «Прозрачность банков». И «Коммерсант-дейли» написал об этом, и в краевой прессе я выступил. И в Законодательном собрании я рассказывал, что банки нужно сделать «прозрачными». Каждый человек должен знать, сколько у банка денег, и сколько туда наши вкладчики отнесли этих денег, и что если завтра банк займется рискованной кредитной политикой, то ему нечем будет расплатиться с кредиторами. И закончится все тем, что будет бунт.

А после этого я выдвинул лозунг о том, что и бюджет должен быть «прозрачен». Вначале и в городе, и в крае принимали общий бюджет. Предположим, выделяют деньги скопом и на сельское хозяйство, и на развитие промышленности. Мы потребовали, чтобы бюджет был прозрачным. А это означает, что каждая строка бюджета по каждой отрасли должна расшифровываться. Сколько денег нужно на районную больницу? Сколько на школу? И так далее. Более того — бюджет нужно целиком публиковать в средствах массовой информации, чтобы люди знали. Сегодня мы это уже воспринимаем как данность. Хотя четыре года назад никому и в голову не приходило публиковать бюджет.

Не менее знаменитым стал лозунг «Интересы избирателей нужно не представлять, а защищать!». Произошло это благодаря плакату, на котором я изображен с гранатометом. Все говорят: «Я представляю интересы избирателей!» А потом ограничиваются тем, что просто поднимают руку «за» или «против». Как правило, «представление интереса» ни в чем больше не выражается. Но давайте задумаемся: можно ли представлять интересы бабушки, которая не получает пенсии? Эти интересы нужно только защищать. И при этом нужно драть глотку и ругаться со всеми, требовать от больших начальников, чтобы люди регулярно получали зарплату, пенсии и социальные пособия.

К примеру, пришли представители завода ХБК (ныне именуемого АО «Югтекс»), которые бастовали из-за того, что им зарплату не платят. Десятки машин продукцию «Югтекс» вывозили при этом за границу. За нее доллары там заплатили, а зарплаты как не было, так и нет. Что нужно было делать? Нужно было пойти и вместе с рабочими принять участие в этой забастовке. Силой заставить директора разговаривать с рабочими. Это только сегодня шахтеры дошли до таких методов, а тогда лишь я, имея депутатскую неприкосновенность, мог помочь рабочим. Рабочих не пускали на свой собственный завод. Я как депутат пришел защищать их интересы. Просто выбил дверь, провел рабочих делегатов и буквально посадил директора «Югтекса» за стол переговоров с забастовщиками. С людьми, не получавшими зарплату, которую они заработали.

Есть еще интересы моих избирателей-пашковчан. Как можно представлять интересы людей, которых затопило? Можно только защищать, требовать, чтобы их освободили хотя бы от земельного налога.

Лозунг «Интересы нужно не только представлять, но и защищать!» получил свое продолжение в другом лозунге — «Неприкосновенными могут быть только статьи бюджета!». Не может быть неприкосновенного должностного лица, который не выполняет свой долг. У депутата есть право — выступать по всем существующим проблемам и задавать вопросы любому должностного лицу. И если лицо это не право, критиковать и заставлять его делать так, чтобы реально защищать интересы избирателей, а не абстрактно их представлять. Неприкосновенными не могут быть должностные лица, неприкосновенными могут быть только статьи бюджета, которые направлены на социальное обеспечение, на здравоохранение, на образование, на выплату пенсий, детских пособий. А все остальное можно трогать. Все остальное можно критиковать, все остальное можно ставить под сомнение.

Еще один лозунг: «То, что хорошо для Краснодара и Кубани, хорошо для избирателей!». Невозможно сделать так, чтобы было всем хорошо, а конкретному человеку было плохо. Хорошо Иванову, получает он пенсию — значит, и всей стране хорошо. Получает Петров зарплату — и всем хорошо. Имеет Сидоров работу — и Сидорову хорошо, и его семье хорошо. Каждому жителю города Краснодара будет хорошо, когда крыша в доме у него не будет протекать, вода не будет капать ему за шиворот, когда он не будет ходить по колено в воде, потому что канализация сделана 80 лет назад, — тогда и всем будет хорошо. Кубань будет давать миллион тонн и риса, и хлеба — и всей России будет хорошо.

Лозунгов я придумал очень много. И теперь они продолжают жить уже своей самостоятельной жизнью, в отрыве от меня. Сегодня многие просто начинают использовать эти лозунги. Появляются один за другим лозунги «Краснодар — не дойная корова!», «Неприкосновенными могут быть только статьи бюджета!». Их авторство при этом приписывают кому-то другому. Ну и ладно, лишь бы только заполняли эти лозунги сутью.

В моду входят не только мои лозунги, но и некоторые слова и выражения. Например, «концепция бюджета». После того как Николая Кондратенко избрали губернатором, через некоторое время мы на сессии рассматривали бюджет. В своем выступлении я сказал:

— Николай Игнатович, нужно, чтобы была концепция бюджета, то есть нужно рассматривать не отдельно каждую строчку и цифру, а рассмотреть концепцию: что нужно развивать, куда надо в первую очередь направить деньги.

Николай Игнатович возразил:

— Вот тут иностранные слова Травников произносит. Нечего, мол.

И что же? Прошел год. Николай Игнатович представлял второй бюджет за время своего губернаторства. И через каждое слово говорил: мы здесь представляем концепцию поддержки малоимущих, здесь мы представляем концепцию поддержки сельского хозяйства.

Я его спрашиваю:

— Николай Игнатович, так что, слово «концепция» все-таки понравилось?

Он говорит:

— Конечно. Концепция же нужна, как без нее?

Жалко только, что хорошие лозунги очень долго претворяются в жизнь. Мы ведь их придумываем не для красного словца, а для людей. Чтобы было более доходчиво и понятно депутатам, чего и как мы добиваемся. Мы не делаем цитатник Мао Цзэ-дуна красного цвета, где говорится, что винтовка рождает власть, или в одной сабле больше власти, чем в десяти тысячах книг. Мы придумываем реальные лозунги, которые нам помогают защищать конкретные интересы избирателей, а не представлять, как это делают некоторые мои коллеги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Битвы на улице Красной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я