Нейтральная полоса. Пространство. Время. Часть из Периодической исторической таблицы автора

Александр Торопцев

Александр Торопцев. Нейтральная полоса. Пространство. Время.«На Земном шаре существует несколько видов пространственных нейтральных полос: земношарная, региональные, областные и даже районные. На них тысячелетиями жили и живут очень сильные люди, обладающие характерными для нейтральных полос всех видов личностными качествами…»Книга написана по принципу «просто о сложном», именно поэтому она будет интересна и полезна многим читателям разных возрастов: от 12 до 80 лет и старше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейтральная полоса. Пространство. Время. Часть из Периодической исторической таблицы автора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Общее введение

А. Мыслители прошлого

«Гуань-цзы». Глава тридцать девятая. «ВОДА И ЗЕМЛЯ»

Земля — источник всех вещей, корень живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа].

Вода — это кровь и жизненная энергия земли. Она циркулирует по своим «кровяным сосудам». Поэтому говорится: «Вода — это всеобъемлющий материал».

Откуда [мы] знаем, что именно так обстоит дело?

Отвечаем: вода мягкая и чистая, она может смыть с человека грязь. В этом проявляется ее гуманность. На вид [вода] темная, на деле прозрачная. В этом проявляется ее совершенство. Измеряя объем [воды], нельзя применять гай, чтобы ее выровнять. Когда сосуд уже наполнен [водой], нельзя будет больше добавлять. В этом проявляется ее справедливость. [Вода] постоянно течет, а останавливается лишь там, где уже достигнута ровная поверхность. В этом проявляется ее честность. Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность. Скромность является местом пребывания дао и средством государя [в управлении страной]. Именно здесь, [в низком, скромном месте], собирается вода.

Точность ее является основой пяти видов измерения. Бесцветность ее является составным элементом пяти цветов. Пресность ее является основой пяти вкусов. Поэтому именно вода является мерилом всех вещей, источником существования живых существ, основанием положительного и отрицательного, успеха и неудачи. Поэтому [она] все наполняет и задерживается. Вода собирается и на небе, и на земле, содержится во всех вещах, живет внутри металлов и камней, сосредоточивается в живых существах. Поэтому говорится: «Вода — это чудо». Собираясь в растениях, [она дает возможность] корням расти и укрепляться, цветам распускаться в должной мере, плодам созревать в полном объеме. Благодаря воде птицы и звери становятся тучными, перья и шерсть их — пышными, рисунок покрова — ярким.

Нет вещей, которые не стремились бы исчерпать свою природу и приобрести присущее им состояние. Это происходит оттого, что в них в меру содержится вода…

Из воды рождается и человек. Когда тончайшие ци мужчины и женщины соединяются вместе, вода образует зародыш…

Поэтому говорится: «Вода — это источник всех вещей, родоначальник всех живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа]». Откуда же видно все это?

В царстве Ци вода стремительная и глубокая, поэтому его народ алчный и храбрый. В царстве Чу вода мягкая и прозрачная, поэтому его народ легкомысленный, но смелый. В царстве Юе вода мутная и тяжелая, поэтому его народ тупой, болезненный и грязный. В царстве Цинь вода мутная, малоподвижная, в ней много ила, поэтому его народ алчный, хитрый, свирепый, склонный к интригам. В царстве Цзинь реки высохшие, вода в них мутная и неподвижная, поэтому его народ лицемерный, коварный и эгоистичный. В царстве Янь речные течения слабые, вода мутная, поэтому его народ глупый, упрямый, но правдивый, легкомысленный, но храбрый. В царстве Сун вода легкая, стремительная и чистая, поэтому его народ простой и правдивый. Поэтому совершенномудрые в понимании характера воды [находят ключ] к изменению состояния в обществе.

Таким образом, когда вода состоит из однородного состава, тогда и мысли у людей будут правильные; когда вода чистая, тогда и люди будут уравновешенные; правильные мысли у людей устраняют их корыстные желания; уравновешенность людей избавляет их от скверного поведения. Поэтому совершенномудрые, управляя страной, не занимаются предупреждением людей и убеждением дворов, а находят свою опору в воде.

(Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 2. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство социально-экономической литературы. «Мысль». М., 1973. С. 40—42).

«Трактат об учении, способностях времени и стране»

В нём Нитирэн (1222—1282), буддийский монах, основавший в 1253 буддийскую секту, названную его именем, в частности, пишет:

«… Проповедники учения Будды должны знать особенности страны, в которой они распространяют Учение, и, в зависимости от этого, выбирать подходящие методы обращения в буддийскую веру. «Среди стран есть холодные страны, жаркие страны, бедные страны, богатые страны, страны в центре мира, окраинные страны, великие страны, малые страны, страны, населенные только разбойниками, страны, насленные только убийцами, страны, где не почитают стращих. Кроме того, есть страны только Малой Колесницы, страны только Великой Колесницы, страны и Малой и Великой Колесницы одновременно».

(Буддийская философия в средневековой Японии. — М. Янус-К, 1998. С.45).

Ки-но Ёсимоти

«Государи древности в погожие дни устраивали в красивой местности пиршества для приближенных и велели им слагать стихи. По тем стихам можно было выявить чувства подданного к повелителю своему, отличить достойных от неразумных. Тем самым поступали государи в соответствии с желаньями народа и отбирали способнейших среди придворных вельмож. С той поры, когда принц Ооцу впервые стал слагать стихи на манер китайских ши и фу, многие одаренные литераторы, восхищаясь стилем принца, стали следовать его примеру. Переняли они писания китайских мастеров слова и изменили прежние обычаи земли японской. Преобразилась судьба всего народа, песни же Ямато пришли в небрежение…

Когда настали времена упадка нравов и люди предались похоти, в песнях слова фривольные заклубились, словно облака, праздные изыски хлынули потоком. Словно все плоды опали с деревьев, одни лишь цветы пышно цвели на ветвях. В домах иных сластолюбцев служили песни «посланцами цветов и птиц», неимущие же гости, нахлебники, ими добывали себе пропитание. Оттого стали песни наполовину подобны женскому рукоделию, кое не пристало и показывать среди мужей». ((Из предисловия Ки-но Ёсимоти. Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Т. 3. Пер. со старояпонского А. Долина. М. 1995. С. 92).

Леон-Баттиста Альберти

Я всегда приходу в удивление, а вместе с тем и огорчаюсь от того, что столь многие и божественные искусства и науки, которые и по своим произведениям и по свидетельствам истории, как мы видим, были столь многочисленны в доблестные времена античности, ныне почти совершенно отсутствуют и утеряны; живописцы, скульпторы, архитекторы, музыканты, геометры, авгуры и другие благороднейшие и удивительнейшие умы ныне встречаются чрезвычайно редко, а если и встречаются, то хвалить их особенно не за что. Поэтому я полагал (от многих я слышал то же самое), что природа, учительница всех вещей, ныне одряхлела и устала и не производит уже больше ни гигантов, ни талантов, которых она порождала в свои юные и наиболее славные времена в достойном удивления изобилии. (Мастера искусств об искусстве. Том. I, Москва — Ленинград, 1937. С. 69).

Б. Принципы (определения)

Любую серьезную историологическую проблему необходимо осмыслять, познавать и преподавать, исходя из следующих основополагающих принципов:

1) земной шар есть единый социально-психологический организм;

2) история Земного шара представляет собой движение в пространственно-временном поле сложнейшего каната жизни, сплетенного из разных нитей бытия;

3) существуют три уровня познания истории: уровне фактов, уровне событий и уровне явлений;

4) на Земном шаре существуют мощные цивилизационные центры, этакие родники в Саду Мировой цивилизации, на территории которых периодически рождаются и развиваются дерева цивилизации, часто превращаясь в государства имперского типа;

5) на Земном шаре также существуют центры и зоны, которые никогда не могли в силу разных причин стать и не становились центрами крупных во времени и пространстве держав, хотя влияние этих зон и центров на политическую жизнь всегда было заметным;

6) на территории Евразии существует полосы, которые я называю Земношарной Нейтральной полосой, Региональными Нейтральными полосами и Межобластными региональными полосами;

7) время также имеет свои Нейтральные полосы. О них мы будем говорить позже.

В. Необходимо знать!

Любому думающему человеку необходимо знать о существовании Нейтральных полос, понимать и чувствовать возможности людей, проживающих на этих территориях и в нейтральных временных интервалах, уметь пользоваться этими возможностями, либо противостоять им.

События последних десятилетий в разных регионах Земношарной Полосы убедительно обосновывают необходимость этих знаний.

Возьмём, например, Украину. Вся её западная часть, является частью Земношарной Нейтральной полосы, а территория слева, справа от Днепра — Региональной Нейтральной полосой. Не зная об этом, советские лидеры искусственно объединили совершенно разные территории, да еще и присоединили к Украине Крым, который тоже является частью Земношарной Нейтральной полосы. Стоит также напомнить, что участок Великой степи на территории современной Украины долгие тысячелетия тоже являлся частью Земношарной Нейтральной полосы. Вся Великая степь, от Кореи до современной Румынии — Земношарная Нейтральная полоса, этакий могучий отросток от уже очерченной нами полосы от Финляндии до Юго-Восточной Ази. После распада Советского Союза Украина стала самостоятельным государством, слабым уже потому, что её территория состоит из областей и территорий, которые в обозримые мировой историей века и тысячелетия никогда не являлись и не могли являться стержне образующими с точки зрения государственного строительства.

Мне могут возразить: а как же Киевская Русь? Она была крупнейшим государством в IX—XII вв. н. э.!

Действительно, Киевская Русь, «Страна городов» (Гардарика), представляла собой в те века крепкое государство, процветавшее в основном за счёт мировой торговли, за счёт двух путей: «из варяг в греки», Волховско-Днепровского, и Волховско-Волжского. Пока были торговые деньги, Киевская Русь процветала, в чём большую помочь ей оказывали варяжские дружины. Но сразу же после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году и гибели в 1066 году Харальда Сурового, его зятя и последнего конунга моря, эпоха викингов приказала долго жить. Экономика, основанная на торговле, рухнула, и началась в Восточной Европе распря в рамках Мировой распри XI—XV веков, тоже ведь Междувременье, Эпохальная Временная Нейтральная полоса. Впрочем, если быть объективным и въедливым, то можно сказать, что распря на Руси не прекращалась ни при Первых Рюриковичах, ни после крушения «торговой экономики», ни после нашествия Орды, ни все два с лишним столетия её присутствия в Восточной Европе, вплоть до последней распри русских князей, завершившейся в 1462 году.

Но нас в данной работе больше интересует Киевская Русь и, главное, точное определение пространственно-временного поля её существования как единого, централизованного государства. Строго говоря, это поле можно ограничить временами правления Ольги и хотя бы уж 1155 годом, когда в Киев вошёл с войском Юрий Долгорукий, отдав при этом «матерь городов русских» на разграбление своим дружинникам. Почему же я написал «хотя бы уж»? Потому что уже в конце XI в. Киев потерял экономическое, а значит, и политическое значение для Киевской Руси, превратившись по сути дела в богатенького быстро дряхлеющего с военной и политической точки зрения родственника, в этакую деревянно-каменную шкатулку разных драгоценностей.

Киеву-то еще повезло. За три дня воины Юрия Долгорукого физически не могли полностью разграбить город, а то и стереть его с лица земли, как случилось с городом Карфагеном в 146 г. до н. э. Кстати, тот и другой города существовали в основном за счёт торговли, как и Дубровник, простоявший на сцене истории что-то около 300 лет.

Киевская Русь, как более или менее крепкое государство, существовала всего лишь 200 лет. Да, за эти века, в Восточной Европе, в том числе и на территориях, хоть как-то контролируемых Киевом, было создано множество шедевров, например, в храмостроительстве, в иконописи и т. д. За эти века русские совершили много воинских подвигов. Но, подчеркиваю, крепким во времени и в пространстве единым государством Киевская Русь не стала. И стать не могла. Потому что расположена она была сразу между двумя историологическими «водоразделами»: на Юге и на Западе она вошла в активное соприкосновение с Земношарной Нейтральной полосой, в центре её перехватывал Днепр, который всегда играл роль Региональной Нейтральной полосы, на Севере она, практически упиралась в еще одну часть Земношарной полосы. Держать такую территорию в узде долгое время просто невозможно.

Российская империя присутствовала на этой территории менее трехсот лет. Но уже события начала XX века и, особенно, Вторая мировая война и первые несколько лет после неё убедительно показали, что обитатели громадной территории на Западе СССР никогда по доброй воле не смирятся с властью Москвы. Сильнейшей Москвы!

А тут всего лишь Киев. Прекрасный город. Великий город. В том числе, и людьми своими великий город. Но величие Киева не даёт ему возможности создавать крупные, подчеркиваю, во времени и пространстве крупные, государственные образования. Не даёт! У него другое величие, как, впрочем, и у всех обитателей разных нейтральных полос.

Об этом должны были знать политики, нарезавшие территорию Украины, а после них так называемые перестройщики, крушившие Советский Союз. Об этом нужно знать всем, кто с примитивными ножницами и с ненадежным клеем пытались и пытаются перекраивать политическую карту мира, исходя только из сиюминутных амбиций и желаний.

Для того, чтобы обосновать, а лучше — доказать, правомочность выше обозначенных мыслей, я и задумал эту книгу, в которой мне придется использовать никем не отвергаемые и не опровергаемые исторические события, зафиксированные в официальных сводах: энциклопедиях, справочниках, словарях.

Поэтому уже сейчас я вынужден нижайше поклониться читателю и попросить его набраться терпения, читая хронологические своды. Там сокрыта истина!

И, конечно же, я расскажу в новеллах и очерках о некоторых ярких эпизодах и событиях, происходивших в те или иные века на территориях Земношарной Нейтральной полосы.

Г. Земношарная, Региональные и Межобластные нейтральные полосы

Земношарная Нейтральная полоса тянется, замысловато извиваясь, от Финляндии до Юго-Восточной Азии. Её ширина может составлять от 100 до 300 км. Она сформировала очень сильных людей. Об их возможностях и способностях должны знать крупные политические и государственные деятели, великие завоеватели, а также люди попроще, скажем, наместники, да и повелители государств и государственных образований на тех или иных территориях Земношарной Нейтральной полосы, да и руководители «среднего звена, которым посчастливилось работать в Нейтральной полосе. А уж писатели просто обязаны знать, понимать и чувствовать социально-психологические, душевные и физические качества людей нейтральной полосы.

Региональные Нейтральные полосы расположены слева, справа от таких крупных рек, как Дунай, Днепр, Волга, Амур, Амударья и Сырдарья, Хуанхэ и Янцзы и др. В древности они часто играли роль своего рода историологических «водоразделов» и даже роль Земношарной Нейтральной полосы. Кроме того, роль Региональной Нейтральной полосы могут играть пустыни, горные массивы, и даже крупные озера. Подробно о ней в этой работе я говорить не буду. Признаюсь в том, что в настоящее время мне не хватает материала для детальной проработки этой темы. Но любой человек, который вдруг заинтересуется этой проблемой, может собрать сведения о любой из вышеназванных Региональных полос, чтобы убедиться в моей правоте.

Следует помнить о том, что достижения человечества, а также климатические и исторические метаморфозы, оказывают некоторое влияние на качества «нейтральности» Земношарной и Региональной Нейтральных полос, меняя их «статус». Люди одомашнили верблюда, и пустыни потеряли качество Земношарной Нейтральной полосы, превратившись в Региональную Нейтральную полосу. Таких примеров в истории не мало. Но даже величайшие достижения человечества XV—XXI вв., даже почти поголовная автомобилизация и компьютеризация населения Земного шара и т.д., и т. п. не смогут кардинально изменить географию, планиметрию и стереометрию нашей планеты в целом и любого её региона в отдельности. А, значит, все Люди, заинтересованные в нормальной жизни народов, стран и государств нашей Большой Родины, то есть Земного шара, должны учитывать выше и ниже сказанное.

Межобластные Нейтральные полосы представляют собой полосу справа и слева от границы той или иной области. Ширина её может составлять от 10 до 30 и даже 40 км. На одном участке Московской Нейтральной полосы, в Серебряно-Прудском районе, в совхозе «Земледелец», я работал на уборочных кампаниях в 1979—1990 годы. Серебряно-Прудский район расположен по соседству с Тульской и Рязанской областями. Там-то я впервые и обратил внимание на местных жителей, на социально-психологический климат, царивший там. Но об этом — в соответствующей главе.

О Временных Нейтральных полосах мы поговорим в Части II этой книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейтральная полоса. Пространство. Время. Часть из Периодической исторической таблицы автора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я