Вариант Фрунзе. Великая Отечественная война и мировая история войн

Александр Торопцев

Торопцев А. П. Вариант Фрунзе, Великая Отечественная война и мировая история. История Второй мировой войны в ракурсе работ М. В. Фрунзе в 1921—1925 годах и мировой истории в целом.Михаил Васильевич Фрунзе – самородок земли русской.Автор смело сравнивает его с величайшим теоретиком и практиком войны Древнего Китая Сунь-цзы.Книга написана по принципу «просто о сложном», именно поэтому она будет интересна и полезна читателям разных возрастов: от 12 до 80 лет и старше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вариант Фрунзе. Великая Отечественная война и мировая история войн предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть Третья. Война и юность

«В древности все, кто заботился о государстве, непременно прежде всего просвещали свой народ и любили своих людей». (Конрад. Н. И. Синология. М., 1995. У-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Конрад Н. И.318).

«Есть четыре несогласия: когда в государстве нет согласия, нельзя выставить войско; когда в войске нет согласия, нельзя выступить в лагерь; когда в лагере нет согласия, нельзя двинуться и сразиться; когда в сражении нет согласия, нельзя добиться победы. Поэтому, если государь, знающий Путь, хочет поднять свой народ, он прежде всего устанавливает согласие и только потом предпринимает большое дело». (Там же).

Удар по юным

«Когда народ, видя, что государь так бережет его жизнь, так скорбит о его смерти, предстанет вместе со своим государем перед опасностью, воины будут считать наступление и смерть славой, а отступление и жизнь позором». (Там же. С. 318).

Мировые войны Двадцатого века потребовали от человечества слишком уж большой жертвы: людей молодых и даже людей юных. Не зря после завершения Первой мировой войны появился (и был принят) писательский термин «потерянное поколение».

Да, и в другие времена в разных войнах в разных армиях сражались, в основном, люди молодые. Но, например, у тех же греков, римлян или, например, у викингов, воевавших довольно часто, хватало времени на подготовку воинов, на внимательное и осторожное отношение к подрастающему поколению, к будущему народа, страны. И главную роль в битвах, походах, войнах отводилась во всех армиях в весьма насыщенной событиями мировой истории войн опытным бойцам, иной раз даже ветеранам.

Кроме того, вплоть до Двадцатого века войны не были тотальными, они не втягивали в свои смертоносные воронки все население той или иной страны. Даже Наполеоновские войны, хоть и отняли у Франции, Испании, России, других европейских стран очень много людей, в том числе и молодых, нельзя назвать войнами тотальными, каковыми были войны Двадцатого века.

Эти, совсем не секретные мысли были известны крупным политическим, военным и государственным деятелям сразу после Первой мировой войны. И, естественно, все они понимали, что для успешного ведения следующей войны (а о том, что она будет, никто не сомневался!) необходимо серьезно заниматься воспитанием, обучением подрастающего поколения.

Дело это не простое. Проблема объемного, многогранного диполя «Родители — Дети» существовала и будет существовать вечно. Дабы не быть голословным, я хочу рассказать поучительную историю времен Римской республики.

Весы Тита Манлия

«Совершенный человек посредством Пути приводит людей к благу, посредством долга управляет ими, посредством норм руководит их действиями, посредством гуманности привлекает их». (Конрад. Н. И. Синология. М., 1995. У-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Конрад Н. И. С. 318).

«Правя государством и управляя армией, надлежит учить общественным нормам, воодушевлять сознанием долга, внушать чувство чести». (Там же. С. 318).

«Когда у людей есть чувство чести, в большом государстве этого достаточно, чтобы сражаться, в малом государстве этого достаточно, чтобы защищаться». (Там же).

Консул Тит Манлий Торкват (IV век до н.э.) вступал во главе победоносного войска в Рим. Воины не скрывали радости, но настроение у них менялось с каждым шагом по родному городу.

Навстречу воинам вышли только пожилые люди. Молодые остались дома. Тит Манлий делал вид, что все хорошо, но даже его суровое сердце дрогнуло. Он одержал прекрасную победу. Знатоки военного дела считали, что только полководческое искусство Манлия, его суровая требовательность явились залогом победы. Можно было гордиться и радоваться. Но консул, суровый и молчаливый, пришел домой, лег в постель и заболел. Болезнь не позволила ему встать во главе войско в войне с антийцами, которые разоряли набегами земли Рима.

Манлия лечили хорошие врачи, за ним ухаживали слуги и домашние. Но выздоравливал он медленно. Мешали ему ночные думы.

Это он спас от смерти отца и убил сына.

…Едва Тит Манлий достиг совершеннолетия, как на Рим налетела эпидемия моровой язвы. Она губила бедных и богатых, молодых и старых. Три года бушевала эпидемия. Римляне делали все возможное, чтобы справиться с болезнью. Они даже учредили сценические игры для воинов, надеясь разжалобить богов. Но эпидемия не отступала.

Кто-то вспомнил, что в давние времена верховный предводитель вбивал раз в год гвоздь с правой стороны храма Юпитера Всеблагого Величайшего, и что болезней в те времена не было. Римляне выбрали для этой операции диктатора Луция Манлия Империоза, человека очень сурового. Тот вбил гвоздь, а затем, пользуясь диктаторскими полномочиями, стал беспощадно набирать для войны с герниками молодежь. Нерадивых и ленивых он наказывал, применяя даже телесные наказания — неслыханное дело для свободного гражданина Рима.

Народные трибуны вынудили диктатора сложить полномочия, возбудили уголовное дело, обвинили Манлия Империоза во всех грехах, даже в том, что он отправил собственного сына в деревню и заставил его выполнять самую грязную работу, работу рабов. Бывшего диктатора ожидал жестокий приговор.

Узнав об этом, Тит Манлий прибыл в город, явился к трибуну Марку Помпонию, неожиданно приставил кинжал к его горлу и заставил перепуганного деятеля дать клятву не обвинять отца. Луций Манлий Империоз был спасен…

И теперь, лежа в постели, больной победитель вспоминал эту историю и спрашивал себя: «Разве я не прав, что спас отца и показал молодежи достойный пример?! Разве не виновен мой сын, из-за которого мы чуть не проиграли войну с латинами?!»

Латины, недавние союзники римлян, знали военные хитрости, тактику и стратегию бывших друзей. Они собрали крупное войско, хорошо его обучили. А у римлян упала дисциплина, ослаб авторитет консулов, являвшихся главнокомандующими в армиях Рима. Молодежь своевольничала.

Тита Манлия выбрали консулом, доверили сложную войну. Он начал с наведения дисциплины в войске. Дело продвигалось с трудом. Но все же дисциплина и, как следствие этого, боеготовность войска с каждым днем улучшались.

Однажды Тит Манлий приказал командирам конных отрядов провести разведку, при этом строго запретил им вступать в бой. Его сын, Манлий-младший, прекрасный воин, но слишком горячий, наткнулся на отряд врага, принял вызов командира латинов Гемина, сразился с ним, победил его в быстром поединке. Воины Манлия-младшего с восторгом следили за схваткой, оценили искусство и силу командира, и служить бы ему во славу римлян еще долго-долго.

Встретив радостного сына, Манлий-отец построил воинов и сказал:

— Ты нарушил приказ полководца. Ты достоин смертной казни. И пусть твой пример, любимой мною сын, послужит печальным, но поучительным пример всем молодым римлянам! Прощай!

Сына казнили. Воины, молодые и старые, стали беспрекословно выполнять приказы начальников. Во время битвы войско представляло собой прекрасно отлаженный механизм. Консул умело руководил им, и римляне одержали важную победу.

«Я отомстил за тебя, сын, я показал соотечественникам, что такое железная дисциплина, я спас Рим. Я был прав!» — подумал он однажды ночью и почувствовал себя здоровым.

Утром Тит Манлий направился в сенат. Его гордый и уверенный взгляд порадовал друзей и единомышленников. Все приветствовали его, поздравляли с победой и выздоровлением. Входя в сенат, он вдруг вспомнил, что по пути ему не встретился ни один юноша! Взрослые, пожилые и старики встретили его и в сенате — там не было ни одного молодого человека. Вечный Рим будто бы постарел в одночасье.

Тит Манлий, жестокий наставник молодежи, до конца дней своих не увидел ни одного юного лица.

Как воспитывать молодежь?

Это — грустная история. В жизни людей, стран, государств она повторялась, слегка вариативно меняясь, не раз. Воспитание молодежи жизненно важно для государства, для самой же молодежи. Казалось бы, все предельно ясно. Но… как же воспитывать молодежь, зная, что Вторая мировая война обязательно разразится, что главную солдатскую роль в ней буду играть твои дети, дети твоих друзей, сограждан?

Сложнейший вопрос, сложнейшая проблема.

Решать ее по Титу Манлию можно ли, нужно ли? Вводить железную дисциплину в школах, на заводах и фабриках, в техникумах и институтах, заставлять мирных, молодых людей постоянно и ежедневно заниматься военной и политической подготовкой — так надо было работать с молодежью в период между 1918 и 1939 годами во всех странах, в том числе и в Советском Союзе? Как ответить на эти вопросы?

Древние мыслители о подготовке воинов и войска

«Увеличение армии и укрепление соединений, умножение ее силы и постоянная тренировка войск, опора на использование вещей и отклик на внезапные события — это называют «грамотными приготовлениями». (У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. «Шесть секретных учений Тай-гуна». М., 2001. С. 173).

«Когда сердца воинов наполнены победой, все, что они видят, — это врага. Когда их сердца наполнены страхом, все, что они видят — это страх. Обязанность командующего обеспечить единство. Это можно увидеть только с высоты власти». (Там же. С. 178)

Военное искусство античности

«… Римский народ подчинил себе всю вселенную только благодаря военным упражнениям, благодаря искусству хорошо устраивать лагерь и своей военной выучке». (Военное искусство античности. М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastika, 2003. Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. Пер. С. П. Кондратьева. С. 280 — 281).

«Никто не станет оспаривать, что в военном искусстве и теоретическом знании мы уступали грекам. Зато мы всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев, учить их, так сказать, законам оружия, закалять ежедневным упражнением, предварительно предвидеть во время упражнений в течение лагерной жизни все то, что может случиться в строю и во время сражения, и, наконец, сурово наказывать бездельников». (Там же. С. 281).

«Нет государства сильнее, счастливее и славнее, чем то, которое богато обученными воинами». Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. (Там же. С. 289).

«Всегда должно набирать и упражнять молодых новобранцев. Известно ведь, что дешевле научить владеть оружием своих, чем нанять чужих бойцов за деньги». (Там же. С. 299).

«Легче вызвать чувство храбрости у новобранных воинов, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы». Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. (Там же. С. 343).

«Солдат исправляют на местах стоянок страх и наказание; а в походах их делают лучшими надежда им награды». (Там же. С. Флавий Вегеций Ренат. С. 364).

«Ветеранов и в известном количестве молодых воинов надо помещать вместе, чтобы молодежь развивалась и обучалась в строю». Маврикий. Тактика и стратегия: Первоисточник сочинений о военном искусстве императора Льва Философа и Н. Макиавелли. С латинского перевел капитан М. А. Цебышев. СПб., 1903. С. 584).

М. В. Фрунзе о роли молодых людей в предстоящей войне

«Мудрые государи древности строго соблюдали законы, касающиеся правителя и подданных, соблюдали правила, касающиеся высших и низших; они воспитывали народ в соответствии с обычаями, подбирали талантливых людей и, таким образом, были всегда готовы ко всяким случайностям». (Конрад. Н. И. Синология. М., 1995. У-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Конрад Н. И. С. 319).

«Правители могучих государств обязательно изучают свой народ. Они собирают из своего народа отважных и храбрых, сильных духом и телом и составляют из них отряд; они собирают таких, кто с радостью идет в бой, отдает все свои силы борьбе и этим проявляет свою преданность и храбрость, и составляют из них отряд; собирают таких, кто может переходить через горы, проходить далекие расстояния, кто быстр в ходьбе, умеет хорошо делать переходы, и составляют из них отряд; они собирают таких слуг, кто утратил свое положение и хочет снова иметь заслуги пред государем, и составляют из них отряд; они собирают таких, кто сдали крепости, не смогли защититься, кто хочет смыть свой позор, и составляют из них отряд. Эти пять отрядов являются отборными частями армии». (Там же. С. 319 — 320).

Выступая с речью «Оборона страны и комсомол» на конференции РЛКСМ 17 июня 1925 года, М. В. Фрунзе говорил: «Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить наше мирное строительство. Но, проводя эту политику, никто из нас не вправе забывать о том, что положительное ее решение зависит не только от нас, но и от наших противников. А в этом отношении мы не можем себя обольщать уверенностью в том, что эта политика при всех и всяких условиях действительно обеспечит сохранение мира. Целый ряд фактов говорит о том, что мы можем против нашей воли, против нашего желания очутиться перед угрозой вооруженного нападения на нас. Отсюда наша вторая задача: сделать в области нашего военного строительства все возможное для того, чтобы обеспечить надежную оборону страну. В лице мощных вооруженных сил рабоче-крестьянского государства мы будем иметь не только средство отпора в случае нападения на нас, но и наилучший способ сохранения себя от этого нападения. Ибо, поскольку наши противники будут знать, что мы располагаем могучей армией, постольку у них меньше будет охоты пробовать нашу крепость силою своих штыков» (Фрунзе М. В. Избранные произведения. М., 1951, С. 445).

«В чем может выразить помощь союза в деле военного строительства? Какова должна быть его основная задача в отношении военной работы? Это прежде всего — задача дать армии и флоту примерного, образцового бойца в лице каждого члена союза, дать нам такого красноармейца, моряка, воздухофлотца, который в отношении своей дисциплинированности, культурного развития и политической воспитанности служил бы образцом для всей остальной рядовой беспартийной массы» (Там же. С. 446).

Тот вывод, который обязан сделать руководящий коллектив комсомола и весь союз в целом, заключается в том, чтобы работа в гражданской организации уделяла больше внимания вопросам культурно-политического воспитания тех комсомольцев, которые должны влиться в ряды Красной Армии и Красного флота; они должны заблаговременно ознакомиться с теми требованиями, которые предъявляет военная служба, и таким образом подготовиться к новым обязанностям» (Там же. С. 448).

«Комсомол должен взять на себя инициативу создания во всех частях нашего Союза сети военных уголков, военных и спортивных кружков, тех центров военной пропаганды, которые нам подготовят и создадут действительно хорошо удовлетворяющую нас во всех отношениях красноармейскую вооруженную силу». (451).

«Наряду с этой воспитательной и пропагандистской работой я хотел бы обратить ваше внимание и на ту роль, которую должен сыграть комсомол в отношении боевой подготовки нашего рабоче-крестьянского молодняка. При тех кратких сроках обучения, которые сейчас имеют место в территориальных частях, нам очень трудно выполнить во время прохождения службы в них все требования военного дела». (451).

«Я обращаю особое внимание всех наших комсомольских организаций на необходимость широкого развития и укрепления спортивной работы и в частности — широкого развития и широкой постановки стрелкового дела» (451)

«Дальнейшая задача Союза молодежи заключается в том, чтобы содействовать общей линии, проводимой нами сейчас в деле нашей обороны. Эта линия сводится к тому, чтобы теперь же, в мирное время, в меру возможности осуществлять все те требования, которые вытекают из характера будущей войны.

Будущая война явится для нашего Союза решающим испытанием, ибо основными и глубокими являются те интересы, которые будут брошены на чашу весов. Нам нельзя рассчитывать на то, что война, которую нам придется вести, будет легкой войной, что она может быть кончена без больших усилий, без больших жертв. Эта возможность почти исключается. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы заблаговременно подготовить все те средства, которые обеспечат нашу победу в этом столкновении.

Эти средства заключаются, во-первых, в том, чтобы иметь массовую вооруженную силу, чтобы выставить на поле будущего сражения миллионы бойцов, хорошо подготовленных и обученных. Во-вторых, — в том, чтобы эти миллионы бойцов обладали всеми необходимыми материалами и техническими средствами. В-третьих, — в том, чтобы они были одеты и обуты; и, в-четвертых, — в том, чтобы вся страна, весь тыл были надлежащим образом организованы и подготовлены для обслуживания всей этой многомиллионной массы бойцов» (452).

М. В. Фрунзе не раз выступал в те годы перед молодежью, его речи были лишены излишнего пафоса, нравоучительности. Он говорил о том, что есть. Он говорил, что война будет, что к войне нужно готовиться, прежде всего, молодым, готовиться внутренне, волево, психологически, физически. И уж конечно, молодые люди должны были хорошо стрелять из винтовки.

И его речи производили сильное, благоприятное впечатление на будущих солдат Великой Отечественной войны.

Он говорил и политической подготовке, о дисциплине. Это было в 1925 году очень актуально. Армия к тому времени, практически, обновилась. В нее попали люди, которые не воевали ни в Первой мировой войне, ни в войне Гражданской. «Молодняк». Деревенские парни, рабочие. О воинской дисциплине, о военном деле вообще они имели весьма поверхностное мнение. А тут еще техническое переоснащение армии, тут связанные с ней изменения в тактике ведения боев, в стратегии ведения войн, военных операций. Тут необходимость подготовки «многих миллионов» молодых солдат к войне. Это — сложное дело.

На комсомол возлагалась очень серьезная обязанность и очень большая надежда. Комсомол, особенно, в армии, был, говоря языком Ленина, «ближе к народу», к молодому солдатику, к тому юноше, который завтра встанет в строй, возьмет в руки винтовку. Положение осложнялось тем, что после жуткой Первой мировой войны (а в Советском Союзе — еще и после Гражданской войны) всем хотелось отдохнуть от войны, забыть ее, «подлую», гадостную. Всем хотелось жить мирно, радостно. Не учитывать это во внутренней политике не решался ни один государственный деятель Земного шара тех времен. Людям нужно было отдохнуть. Молодым людям нужно было дать возможность веселиться, влюбляться, жениться, рожать детей, работать на себя, на семью, на свою родину… а значит, и на будущую войну, будь она неладна! Парадокс, противоречие. Проблема, которую нужно было решать очень осторожно.

Советское руководство решало эту проблему, на мой взгляд, не плохо. Хотя, если говорить откровенно, просчетов было много. Но не о них речь, а том, что ни в 20-е, ни в 30-е годы, ни после начала Второй мировой войны руководители Страны Советов не ставили перед молодежью задачу по Титу Манлию Торквату или по Гитлеру, не вынуждали молодых людей, забросив все дела, которые даются любому юному человеку как Божий дар, как самое счастливое время в жизни, заниматься только военным делом. В армии — само собой. На «гражданке» — тоже, то есть приблизительно так: днем работа, вечером — военная подготовка, в выходные и праздничные дни — военные соревнования… Это была бы не жизнь.

Нельзя сказать, что жизнь советской довоенной молодежи была шибко уж праздничной, работать приходилось много, учиться приходилось много, но времени для дел молодых у молодых было немало.

В последнее десятилетие Двадцатого века появились публикации, авторы которых пытаются убедить людей в том, что И. В. Сталин, партия большевиков и все советское руководство, мол, готовило сограждан к Мировой социалистической революции. При этом они забывают, что Мировая революция, социалистическая, капиталистическая, коммунистическая, феодальная, рабовладельческая — любая, не могла бы не сопровождаться мощной мировой войной, куда более мощной, чем та, что случилась в 1939 — 1945 годах. И большевики, люди, не только сильные, волевые, но и не глупые, не знать этого не могли. И если бы они всерьез думали о мировой революции, то они бы просто обязаны были готовить советский народ к тотальной военизации государства. Делать это в условиях экономической отсталости СССР было равносильно самоубийству.

Главной задачей большевиков в период между войнами была задача экономическая. Они ее решали. Молодежь ее решала на Днепрогэсе, Магнитке, на других стройках, заводах, фабриках, в институтах и так далее. И эту задачу большевики в целом решили. И молодежь они от себя не отпугнули — наоборот! Молодые люди в массе своей приняли идеи большевиков. И те, и другие были романтиками. Одни придумали идею светлого будущего, другие — в нее поверили. Ничего тут необычного нет.

История ВЛКСМ в период между двумя мировыми войнами убедительно обосновывает мысль о том, что в основном со своей военной задачей, то есть с подготовкой надежного в политическом отношении молодого поколения, поколения солдат Великой Отечественной войны, эта организация справилась. Именно в политическом отношении.

Но если серьезно говорить о военной, военно-спортивной подготовке молодых людей с точки зрения положений в речах М. В. Фрунзе, то стоит признаться, что в этом плане было сделано далеко не все. И здесь опять же нужно помнить людей типа Тита Манлия Торкваты, прежде чем выносить приговоры!

И еще нужно помнить (думая о будущем, между прочим!) о том, как эту задачу решала нацистская партия Германии, и что в результате получили: эта партия, А. Гитлер и, главное, сама Германия.

Гитлерюгенд

«В армии всегда найдутся воины, храбрые, как тигры; найдутся сильные, легко поднимающие тяжелый треножник; найдутся ходоки, идущие быстрее боевых коней; всегда найдутся люди, которые смогут отнять знамя, заколоть полководца. Таких нужно отобрать, отделить их от прочих, любить и ценить их. В них — судьба армии.

Если окажутся такие, кто искусен в употреблении оружия, кто способен и силен, крепок здоровьем и подвижен, кто помышляет о том, чтобы поглотить противника, нужно добиваться им титулов и с их помощью добиться победы.

Если заботиться об их отцах и матерях, женах и детях, если награждать их щедро, а наказывать строго, это будут воины, укрепляющие армию; с ними можно продержаться долго. Если уметь тщательно оценить все это, можно разить вдвое сильного врага». (Конрад. Н. И. Синология. М., 1995. У-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Конрад Н. И. С. 322).

В 1933 году к власти в Германии пришла нацистская партия во главе с Гитлером. Он быстро нацелил страну на войну.

Сделать это было не так уж и сложно, если вспомнить крупные победы немецкого оружия в XIX веке и обидное для немцев поражение Германии в Первой мировой войне. Немецкого обывателя понять можно. Он гордился своей нацией. Германские войска со времен Оттона I выиграли немало войн и сражений. А до него были еще готы, а до них — Тевтобургский лес. Немецкому обывателю было чем гордиться.

Фиаско Фридриха II, проигравшего Семилетнюю войну, в которой главную роль сыграли победы русских армий, немцы забыли, поверив неистовым лозунгам фюрера. Гитлер, безусловно, великий организатор масс, тонкий знаток человеческих слабостей и умелый манипулятор массами, прекрасно знал, что исторической памяти, исторического мышления лишены люди юные, не знающий истории. Он воспользовался этим качеством юных, возбудив в них звериные инстинкты и предоставив им возможность проявить эти инстинкты. Действовал он быстро.

Лидеры НСДАП самым внимательным образом занялись даже не молодежью, а детьми, подростками и юношами, доверчивыми людьми, впечатлительными, благородными, благодарными, ничего не знающими, ничего не умеющими, мечтающими о победах, о великих делах.

Гитлер и его команда решили подготовить своего рода гвардию преданных и оголтелых сторонников, которые заткнут рот всем сомневающимся, отправят в тюрьмы всех несогласных, убьют всех противников.

Нацисты сделали ставку на юных и работали с ними, используя слабости юных.

Юные граждане Земного шара! Внимательно читайте эти строки! Я никого не учу. Я рассказываю о великой беде немецкого народа, о великой беде юных немцев, многие из которых, попав в гитлеровские сети, заплатили за сумасбродные идеи нацистов своей жизнью, жизни не познав и не вкусив.

Уже в 1933 году были созданы «Югендхерберген», лагеря отдыха для путешествующих по Германии юных немцев. В этих лагерях были совсем маленькие цены за ночлег, питание, кое-какие услуги. Юношам и девушкам нравилось ездить по родной стране, знакомиться с богатой историей и культурой Германии. Естественно, нацисты пользовались этой ситуацией в идеологических целях, но юноши и девушки этого не замечали. Вот — Германия, великая страна с великой героической историей. Вот — хорошо организованный, дешевый лагерь отдыха. Вот — мудрые взрослые люди, болеющие душой за все немецкое. Вот — мы, юноши и девушки, мальчишки и девчонки, и нам здесь хорошо.

В 1934 году в палаточных или в стационарных лагерях побывали 5 миллионов (!) юных немцев. Они, конечно же, были благодарны организаторам.

А еще через два года нацисты создали молодежную нацистскую организацию «Гитлерюгенд» («Гитлеровская молодежь»), ставшую главным кадровым резервом НСДАП. Юные немцы валом повалили в эту организацию, что дало повод нацистам объявить вне закона все другие молодежные организации. Еще один важный шаг к полному подчинению юных немцев. В «Гитлерюгенд» вступали с 10 лет и выходили из организации в 18 лет. Она делилась на две возрастные группы: с 10 до 14 лет и с 14 до 18 лет. Параллельно, в качестве подструктуры, существовала женская организация «Гитлерюгенд», разделенная на те же возрастные группы. Младшая называлась «Союз девочек», старшая — «Союз немецких девушек».

Подавший заявление мальчик тщательно проверялся «на расовую чистоту». В день рождения фюрера происходил в присутствии партийного руководства торжественный прием в «Гитлерюгенд». Также торжественно и празднично проходила церемония перехода в старшую группу. В 19 лет молодой человек обязан был пройти восьмимесячную трудовую повинность в специальных лагерях, где он получал какую-нибудь специальность и изучал азы военной дисциплины. В 20-летнем возрасте его призывали в армию на два или три года.

Это была тотальная система работы с молодыми людьми. И надо признать, что она приносила государству большие дивиденды: в конце 30-х годов в Германии снизилась преступность среди молодежи, увеличилось, естественно, за счет «Гитлерюгенд», число вступающих в нацистскую партию. Это укрепляло боеспособность вермахта.

В «Союз немецких девушек» (младшая группа 10 — 14 лет, старшая 15 — 21 год) в 1936 году вступило 2 миллиона девушек. Здесь тоже порядок был отменный. 125 тысяч девушек в 37 специализированных школах прослушали курс лекций по национал-социализму, расовым вопросам, истории Германии, азам военной службы и так далее, и теперь они передавали знания членам организации. Большое внимание уделялось гражданской обороне, военному делу и материнству. В семнадцатилетнем возрасте девушек принимали в организацию «Вера и красота». Здесь они серьезно занимались проблемами будущего замужества, домашнего хозяйства и воспитания детей, естественно, в духе нацизма. «Вера и красота» была создана в 1937 году.

Гитлеровцы не стали первооткрывателями идеи организованной массовой работы с детьми и молодежью. Уже в 1901 году в Германии появилась националистическая группа «Вандерфёгель» («Перелетные птицы»), с нее началось молодежное немецкое движение. «Перелетные птицы» возрождали романтизм рыцарства, изучали отечественную историю, проповедовали… национализм и антисемитизм. После Первой мировой войны они критиковали Версальский договор 1919 года и Веймарскую республику, нападали на коммунистов, громили еврейские магазины. Авторитет и число членов организации в эти годы увеличивались. В 30-е годы она влилась в НСДАП.

В апреле 1933 года нацисты открыли учебные заведения «Наполас» для подготовки нацистской элиты. Причем в них обучались 10-18-летние юные немцы из рабочих семей и семей военнослужащих. Здесь готовились по образцу старых прусских кадетских корпусов кадровые резервы для нацистской партии, служб СС, СД и вермахта. Следует обратить внимание на социальный аспект решения важной кадровой проблемы: Гитлер давал возможность проявить себя детям из простых семей и сделать карьеру! Гораздо позже многие из этих детей поймут, что это за «карьера». Но будет поздно. Многие из них поймут это перед смертью в каком-нибудь адовом сражении на советско-германском фронте, кто-то — в советском плену. Кто-то — вернувшись домой искалеченный физически и морально. Но кто-то останется верен тем, кто дал им шанс сделать карьеру, кто был внимателен к ним, внимателен по-своему, с корыстными цели — ну и пусть, это лучше, чем гнуть спину на заводах или на полях… Это — лучше?

«Да, лучше!» — так считают те, кого нацисты подхватили в десятилетнем возрасте и повели по нацистской тропе. Что умел делать этот юный немец? — Воевать. Руководить отделением, взводом, ротой, а то и батальоном, а то и полком. Его жена, его дети получали гостинцы и подарки, они жили гораздо лучше, чем немецкие рабочие, крестьяне, интеллигенты, не кричавшие вслед за нацистами «Хайль!» и не желавшие никому на земном шаре зла. Что еще умели бывшие члены «Гитлерюгенд»? Ничего. Но ведь им, представителям высшей расы, ничего больше и не нужно уметь: только воевать-завоевывать и руководить представителями низших рас. И все. Этого, по мнению тех, кто так и не понял, какую злую шутку сыграл с ними Гитлер, вполне достаточно для счастливой жизни. Нужно только держаться за Гитлера, драться за Гитлера. Он все сделает. Да, мы проиграли битвы под Москвой, Сталинградом… Это не важно. «Хайль, Гитлер!» Он что-нибудь придумает. А пока — посылки, посылки домой, а хоть и с кровью. Отмоют кровь, не страшно. «Хайль, Гитлер!»

Несчастные юные немцы, дети великого народа, талантливых созидателей, художников, поэтов, философов, музыкантов… несчастные юные немцы были зомбированы, загипнотизированы нацистами, превращены в роботов.

Вспомним, например, экзамены для пимпфов, членов «Юнгфолька» (младшей группы «Гитлерюгенд»), перед торжественным переходом в старшую группу. Подросток обязан был кратко, но без запинок и гордо, изложить нацистскую клятву, прочитать наизусть партийный гимн «Хорст Вессель», пробежать за 12 секунд 60 метров, преодолеть ночной туристический маршрут, сдать экзамен по строевой подготовке, по знанию знаков семафора и так далее. Руководители у пимпфов были опытные. Они умели работать с детьми так, чтобы у тех не пропадал интерес к делу. Но к какому делу они готовили мальчишек великого народа?!

По специальному распоряжению Гитлера в средних и специальных учебных заведениях и на этнологических факультетах университетов преподавали предмет под названием «Расовые исследования», и можно понять, каким уродливым было мировоззрение молодых людей, получавших образование в этих учебных заведениях. А если учесть, что вся система образования, искусство, культура, литература, театр, кино были подчинены нацистской идее, то можно не удивляться тому удивительному упорству, с которым немецкие воины даже после сокрушительного поражения под Сталинградом продолжали верить Гитлеру. Гитлеру, в буквальном смысле слова сделавшему их по образцу своему и по духовным, душевным и моральным «лекалам» нацистской идеологии.

Два с лишним года после Сталинграда обреченные немцы будут не только воевать, то есть драться по-рыцарски на полях сражений, но и творить «с тупой покорностью зверя» на территории Советского Союза и других стран такие злодеяния, о которых и писать, и говорить, и думать страшно человеку разумному. Но писать, и думать, и говорить об этом, к сожалению, надо. Чтобы в подобной ситуации, в какой оказалась Германия в 1933 году, не допустить подобного. История на то и дана людям, чтобы думать, чтобы не повторять ошибок предков.

Позднее прозрение

«Князь У-Хоу спросил: — Когда наказания строги, а награды справедливы, этого достаточно для победы?

У-цзы ответил: — Об этом — строгости и справедливости — я судить не могу. Но скажу только на это одно полагаться нельзя. Вот когда отдают распоряжения, издают приказы и люди ревностно исполняют их; когда поднимают войско, двигают массу людей и люди с радостью умирают, вот тогда — дело другое: эти три вещи являются действительной опорой властителя.

Князь У-Хоу сказал: — Как этого добиться?

У-цзы ответил: — Государь, приглашайте тех, у кого есть заслуги, и устраивайте в честь их пиры. Воодушевляйте этим тех, у кого нет заслуг.

Тогда князь У-Хоу устроил у себя во дворе храма предков сидения, поставил их в три рядя и позвал своих воинов и сановников на пир. Людей с большими заслугами он усадил в передний ряд, и яства у них были отборные, утварь драгоценная. Следующих по заслугам он посадил в средний ряд, и яства и утварь у них были уже несколько хуже. Не имеющих же никаких заслуг он поместил в задний ряд, и у них были яства, но не было дорогой утвари. Когда пир закончился, князь вышел наружу. За воротами храма предков он роздал подарки отцам и матерям, женам и детям тех, кто имел заслуги, причем опять-таки соблюдал разницу в зависимости от их заслуг. К семьям умерших на службе он каждый год направлял посланцев и слал подарки их отцам и матерям; он показывал, что в сердце своем он о них не забывает». (Конрад. Н. И. Синология. М., 1995. У-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Конрад Н. И. С. 332 — 333).

Самое страшное горе для любого нормального человека — хоронить своих детей. Самое большое желание у всех нормальных родителей — дать детям здоровье, образование, хорошую профессию, скопить для них деньжат, женить сыновей, выдать замуж дочерей, нянчить внуков и воспитывать их. Люди отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос, они говорят на разных языках, живут в разных странах по разным обычаям. У нас, у людей, много разного. Но есть у нас и много того общего, что делает всех нас людьми. Отношение к детям, к потомству, повторимся, у всех нормальных людей в принципе одинаковое было в незапамятные времена, есть и будет во веки веков. Уже один этот факт разрушает все попытки провести разграничение людей по расовому, национальному и другим внешним признакам.

Любого повелителя можно оценивать по его отношению к молодежи. Если, например, после какого-то правителя молодежь страны живет полнокровной жизнью, то есть и балбесничает в меру, и получает образование, и с охотой участвует во всех сферах жизни государства, и хорошо прогрессирует, и уважительно вспоминает бывшего правителя, значит он жизнь прожил не зря и дело он свое сделал, долг свой перед народом выполнил.

Что же говорили о молодежи главари нацизма, и что же говорили о своем прошлом дети Германии образца 1933—1945 годов после Второй мировой войны?

«Культивируемое чувство готовности умереть за фюрера, народ, общество являлось в сущности наиглавнейшим в нашей жизни» (Ханс-Йохен Фогель, 1926 года рождения).

«Они завлекли нас, чтобы использовать, и мы охотно приняли участие в деятельности этой организации (Гитлерюгенд — А.П.Т.). Многие, подобно мне, не противились этому и не видели оснований противиться, а позднее увлекли за собой и других» (Эрих Лоест, 1926 года рождения).

«Одно из основных направлений образовательной и воспитательной работы народных государств заключается в следующем: как целенаправленно, так и инстинктивно развивать в сердцах и сознании преданной молодежи расовое чувство и расовое мышление» (Адольф Гитлер)

«Конечно, молодым людям нравится, когда им говорят: „Вы есть будущее. Вы будете все решать. Старики все равно исчезнут с горизонта в один прекрасный день“» (Ханс-Йохен Фогель).

«Они не говорили сразу напрямик: „Мы хотим сделать из вас отличных нацистов“. Они постепенно подводили нас к этой мысли» (Ханс Мюллер, 1923 года рождения).

«Молодежь была совращена. Ее мышление не было столь развито, чтобы создать собственную ясную картину происходящего. Прибавьте сюда и юношеские нравственные поиски, столь присущие всем нам» (Имо Московиц, 1925 года рождения).

«Народное государство, проводя воспитательную работу, должно в первую очередь обратить внимание на формирование крепкого, здорового тела, а не накачивать молодежь голыми знаниями. Во вторую очередь надо заниматься развитием умственных особенностей. Но и здесь самое главное — это воспитание характера, особенно воспитание силы воли и решительности, не забывая о воспитании чувства ответственности. Преподавание научных знаний требуется в последнюю очередь» (Адольф Гитлер).

«До самого конца войны меня учили умирать за отечество, а не жить для него. Нас приучали мыслить следующим образом: ты — ничто, твой народ — все. Германия должна жить, даже если мы должны умереть» (Ганс Буххольц, 1927 года рождения. Воспитанник национал-патриотического интерната в городе Наумбурге).

«Мне должно было быть стыдно оттого, как мало мы знали о немецких писателях и поэтах, начиная Манном и кончая Бенном, и как скупы были наши познания в математике. Печальное зрелище являла собой и духовная сфера» (Харальд Грундман, 1927 года рождения. Ученик школы Адольфа Гитлера).

«У нас были и добродетели: любовь к ближним, правдивость, верность к родине. И все это уживалось с любовью к фюреру. Чувства к фюреру стояли в центре нашей морали. Конечно, это была фальшивая мораль» (Манфред Роммель, 1928 года рождения).

«Быть восемнадцатилетним в то время было опасно. Один лишился глаза, другой потерял руку — потери среди наших одногодков достигали 50 процентов» (Франц Ю. Мюллер, 1925 года рождения, группа сопротивления «Белая роза»).

«Я всегда думал: боже мой, мне всего 18 лет, и я не хочу умирать» (Курт Пальм, 1925 года рождения, участник Сталинградской битвы).

«Мы думали, что наша армия, наши солдаты всегда побеждают. И вот однажды мы заметили, что это не совсем так. Тут нам сказали: „Парни, берегите головы, вы нужны нам для послевоенного возрождения“. Жить для Германии — намного лучше, чем умереть за нее» (Карл-Хайнц Бекле, 1929 года рождения).

«Я не желаю видеть детские лица со стальными касками на голове. Детский труд — не самая лучшая вещь, но детский героизм нам и вовсе не нужен. Я не желаю увидеть это еще раз» (Дитер Хильдебранд, 1927 года рождения).

«Молодежь докажет свою преданностью фюреру делом. Молодые люди 1928 года рождения в большинстве своем добровольно поступили на военную службу и на шестом году войны явили самые высокие показатели по количеству желающих отправиться на фронт» (Артур Аксман, руководитель Гитлерюгенда, 1945 год).

«Основная масса молодежи становится главной обузой на войне. Она еще физически не доросла, чтобы переносить такие испытания, как голод, недостаток сна и сверхвысокое напряжение организма. Во время боевых действий у нее возникают серьезные трудности со здоровьем, что ставит под вопрос целесообразность ее применения на поел боя» (Генерал Вестфаль, начальник штаба командующего войсками на Западном фронте).

«Позиции были брошены. Солдаты и солдаты-подростки в панике бежали, деморализованные ракетным обстрелом и атакой танков. Такое должно было произойти с плохо обученными новичками. Я бежал вместе со всеми. Все же я успевал оценивать обстановку и думал о том, что бежать впереди или позади всех было бы еще хуже» (Вольфганг фон Бух, 1928 года рождения). Цитировано по книге Г. Кноппа «„Дети“ Гитлера».

Немецкий писатель Гвидо Кнопп, видимо, не спроста взял в кавычки слово «Дети» в названии своей книги. В самом деле, Гитлер не имел никакого права на этих детей, на «детей Германии», которых нацисты умело пристегнули к себе, а в 1944—1945 годах бросили под танки врага, надвигавшегося на Германию, на Берлин с Востока и с Запада. Это было преступным деянием гитлеровцев, оно еще и еще раз доказывает, что нацистам было наплевать на будущее немецкого народа.

Арденны глазами немецкого юноши

«Тот, кто забирает все себе, потеряет мир». (У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. Исследования и примечания Ральфа Д. Сойера. Пер. с английского Котенко Р. В. С. 61).

Некоторые специалисты утверждают, что «по замыслу руководства рейха» битва под Арденнами «должна была стать поворотным пунктом войны». Таких замыслов у Гитлера было много после того, как он вероломно напал на Советский Союз. И ни один из них не оправдался, и с каждой новой, проигранной на Восточном фронте битвой эти замыслы становились все нереальнее, фантастичнее. Недаром некоторые высокопоставленные германские генералы говорили, что для них война кончилась в сентябре 1944 года. В этом признании кроется объемная истина.

Упорное, практически, безостановочное продвижение на Запад Красной Армии на всем советско-германском фронте, первые успехи, пусть и не такие значительные, Второго фронта, с одной стороны, и общая усталость немецкого народа, немецкой экономики, с другой стороны, убедительно обосновывают мысль о том, что Германия осенью 1944 года выдохлась, что не только побеждать, но работать на войну она уже больше не может. И Гитлер знал, что Германия выдохлась, пробежав на очень большой скорости двенадцатилетний марафон во главе с нацистами.

И, зная это, Гитлер продолжал войну, мобилизовав для наступления в Арденнах последние резервы вермахта, последние силы нации. В армию стали призывать семнадцатилетних, шестнадцатилетних гитлерюгендовцев. «Нам сказали, что мы те, кто переломит ход войны. Мы были предназначены для этого», — вспоминал Гюнтер Мюнц, потерявший под Арденнами ногу. Молодые люди доверчивы. Только молодые могли поверить в эту чушь и, поверив, пойти на фронт с гордо поднятой головой. Наступление продолжалось недолго. Отступление было для юных героев ужасным.

Йоханеса Шредера ранило в голову в одном из боев, когда на немецкие окопы, в которых стояли насмерть 14 гитлерюгендовцев, двинулось около сотни танков союзников. «Дети Гитлера» отступили в лес. Шредера они оставили в окопе, подумав, что он убит. Домой вскоре пришла похоронка. Юношу отпели в церкви, а через несколько дней пришло письмо, в котором Шредер писал о том, как его спасли американские санитары. В госпитале юный немец стал узнавать правду о войне, о нацистах. Правда была суровой. «В некоторые моменты мне было стыдно за то, что я немец», — напишет он после войны. Гитлеру такие мысли в голову не приходили. Геббельсу — тоже. Он продолжал твердить по радио: «Мы прожили по-настоящему уникальный год немецкой истории. Немецкий народ демонстрирует величие морального духа, сопротивляясь врагу. Это можно назвать чудом, которое станет залогом нашей грядущей победы».

И юные немцы верили им. И они шли на фронт. И погибали десятками тысяч. А чудом уцелевшие в боях юноши быстро прозревали.

Эрих Шварц, житель Кенигсберга, малолетний солдат из Гитлерюгенда, пошел защищать свой город. Командир послал его с важным донесением на командный пункт. Там он увидел пьяного батальонного командира, на коленях которого ерзала пьяная девка. Офицер рассвирепел, наорал на юнца, обещал расстрелять его перед строем. Эрих Шварц вышел на улицу, добрался до собственного дома, спрятал форму, переоделся и «снова стал маленьким мальчиком», обрадовал мать. Ему повезло. В это время нацисты вешали на северном вокзале города молодых людей за дезертирство.

В том же Кенигсберге нацисты заставляли членов Гитлерюгенда расстреливать еврейских женщин в местечке Анна-Грубе неподалеку от моря. Они втягивали «в свои преступления детей, чтобы и они разделили ответственность за деяния нацистов».

В феврале-марте 1945 года в вермахт и в СС были призваны юноши 1928 года. Гитлер по просьбе Бормана издал приказ о призыве 6 тысяч юношей 1929 года рождения для укрепления второй линии обороны. Такой же приказ отдал генерал-фельдмаршал Кейтель.

В апреле обращаться с фаустпатронами стали учиться девушки и их матери.

Много гитлерюгендовцев защищало знаменитые Зееловские высоты. Всего там погибло 50 тысяч немецких солдат. Среди них юных немцев было очень много.

В боях за Берлин было все: и беспредельная фанатичность юных солдат, и страх, и разочарование, и бегство, и преступные вопли Артура Аксмана, гнавшего и гнавшего детей на бойню, и гестаповские виселицы, на которых казнили тех, кто не хотел участвовать в этом абсурде, и расстрелы были перед строем.

Гестаповцы изощрялись как когда-то в борьбе с советскими партизанами. Осужденный лично писал на табличке: «Я испугался и не стал защищать женщин и детей. Поэтому меня повесили здесь. Я — помесь свиньи с собакой». Гестаповцы вешали табличку на грудь приговоренного, а затем вешали его на фонарном столбе. Фонарных столбов в Берлине было много.

Аксман, злой гений юных немцев, обещал Гитлеру удержать силами гитлерюгендовцев мосты, по которым на запад могли прорываться нацисты. Он собрал 5000 юных воинов. Из них в живых осталось несколько сотен человек.

Лотару Леве в те дни было 16 лет. Он вспоминал о последних днях битвы за Берлин так: «Здесь была кровавая бойня с сотнями убитых и раненых. Они лежали на мосту, а по их телам шли колонны. Я сидел в коляске мотоцикла и видел все своими глазами. Я никогда не забуду, как кровь текла ручьями, а людей давили техникой».

Юные воины удерживали мосты почти сутки. Это были воины! За их подвиг, за несколько тысяч юных немцев, павших в этих боях, Артур Аксман получил золотой и железный кресты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вариант Фрунзе. Великая Отечественная война и мировая история войн предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я