Другая психология

Александр Странник

Как сориентироваться в мире психологических и психо-духовных направлений? Автор делится своим опытом знакомства с различными направлениями трансперсональной психологии. Примеры с учебы. Личные погружения. Примеры из практики. Автор рассказывает о своем методе трансперсональный рисунок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Техники дыхания

Работа с холотропными состояниями сознания ясно демонстрирует, что каждый из нас хранит в подсознании не только память о нашем рождении и связанной с ним травме, а также внутриутробном и даже эмбриональном существовании, зачатии и даже о наших предках — людях и животных.

Станислав Гроф

Техники дыхания хороши тем, что не требуют никакой предварительной подготовки. Они работают сразу.

Вся подготовка заключается в знакомстве с правилами и вступительном слове.

Разбились на пары, закрыли глаза, музыка, и…, полетели по волнам.

А куда летим — как получится, всё индивидуально.

Прямая техника, в этом простота и эффективность.

Дыхание напрямую участвует в производстве и формировании души. В процессе ежеминутных вдохов формируется наша душа, а на выдохе мы коммуницируем с другими душами.

Недаром говорят по-русски «душа в душу».

Поэтому все основные проблемы, которые описываются психосоматической медициной, первоначально возникают как внутреннее напряжение, эмоциональное омрачение согласно разным духовным традициям, и затем проявляются как телесные недуги, переходят на тело.

Владимир Майков

К холотропному дыханию я шел восемь лет, с тех пор, как впервые прочитал книгу Станислава Грофа.

В рамках обучения трансперсональной психологии я прошел восемь сессий холотропного дыхания у Владимира и Кристины Майковых.

Здесь я впервые нырнул в глубину.

Подробно опишу две первых сессии.

Мой первый холотроп

Первые ощущения.

Наливаются легкой тяжестью руки от пальцев до плеч, ощущение, как доспехи, японские или китайские — самурайские. Ниже пупка образовался длинный кирпич поперек всего тела, еще ниже образовался плоский камень, который стоит вертикально, ребром в меня.

Сжимаю кисти, поднимаю руки вверх над лицом, лежу на спине. Начинаю вращать кистями и пальцами, стряхиваю деревянные пластины доспехов как коросту. Руки и пальцы свободны, остатки коросты стряхиваю с рук, счищаю руками. Да, глаза закрыты, ничего пока не вижу.

Руки очистил. Надо за кирпич на животе браться. Как раз барабаны забили вовремя. Барабаню пальцами по кирпичу. Кирпич медленно размягчается. Ощущение кирпича пропало. А камень? Ура, камень сам пропал.

На экране появляется изображение. Сначала рябит, как в старом телевизоре, потом появляются мерцающие червячки на черном фоне. Наблюдаю. Червячки превращаются в мерцающие точки. Тяну к точкам руки, точки похожи на звездное небо. Мне кажется — лечу ввысь, к звездам — точкам.

Перестаю дышать часто и глубоко, видение еще есть.

Татьяна дает знак — «дыши». Дышу.

Вновь появляется тяжесть в руках, кирпич и камень. На этот раз справляюсь быстрее. Руки стряхиваю, пальцы разминаю, по кирпичу снова барабаню, как раз барабаны вновь включились.

Тяжесть в икрах ног, особенно в правой. Как гири, думаю.

Начинаю гири стряхивать одной ногой о другую. Помогает. А тут снова небо в звездах.

Надо из этих гирь сделать реактивные двигатели, летать будет удобно. Сделал. Даже крылышки добавил, как хвостовое оперение ракеты, подтянул ноги, расправил крылышки руками. Руки вверх, за голову, вдоль тела, ноги развел для большей устойчивости.

Полетели!!!

Лечу, руками управляю, руки — передние рули.

Руки вправо, лечу в право, прямо — лечу прямо, руки влево — лечу влево.

Так. А кирпич. Что добру пропадать. Превратим его в навигатор, в бортовой компьютер, в мозги. Мозги в животе? Да ладно, это мозги летательного аппарата, пусть будут в животе. Пусть!

Полетал.

На экране бело-голубое пятно намечается, моя путеводная звезда. Фокусируюсь на звезде. Она становится больше, мерцает справа.

Видимо, перестал дышать холотропно. Татьяна дает знак — «дыши». Дышу.

Снова звезда, уже ближе, правда она справа, светит в правый глаз. Поворачиваю головой, перевожу звезду сначала влево, потом посередине. Ок, так мне больше нравится.

Звезда ближе и ближе. Чувствую свет и энергию, прямо в центр лба вливается свет.

Почему свет в лоб? Лучше бы в темя! Да ладно, в лоб тоже неплохо.

Поднимаю руки и начинаю кистями загребать себе свет из звезды, усиливать энергетический поток. Получается. Здорово.

Полетал, энергии напитался.

Новая картинка на экране.

Слева направо наползает мерцающая структура по виду смятой бумаги или ночного моря с небольшими волнами.

Что это?

Это мой путь, моя платформа развития, мое поле деятельности, моя практика экстрасенсорный рисунок. Слева море наполняется слегка желтым потоком, тоже волнистым. Это знания, как я понимаю, мировые духовные практики, книги, лекции, семинары, в том числе и сегодняшняя учеба. Хорошо, это мне нужно.

На экране мое море, и поток знаний слева.

— Разные знания нужны, отбирай полезные, — голос Владимира Майкова, прямо мне в ухо правое, интонации точнейшие.

— Спасибо, Владимир, Вы настоящий волшебник.

На экране появляется желтоватое пятно — облако.

Это — ЭНЕРГИЯ.

Наблюдаю. Энергия постепенно заполняет весь экран. Я уже в облаке. Полетел в облако. Машу руками, как огромная птица, а может и корабль такой махательный. Может лучше планировать, как орел? Нет махать надо, просто планировать в потоке не получается.

Ещё плавал в море, я не был рыбой или дельфином, я был человеком, а стиль — баттерфляй.

Ещё бегал по воде, босиком по поверхности — приятно.

Многократно улыбался в процессе, особенно во второй части.

Под конец вижу купол, как в храме, большой, крупная мозаика, через купол струится голубой и зеленый свет.

Потом купол превратился в потолок коричнево-терракотовый, плоский, но объемный, потом потолок стал из ковров желтовато-коричневых оттенков с геометрическими узорами.

Два часа и пролетели, пора возвращаться в зал…

Состояние после «пробуждения». Легкое головокружение. Повышенная впечатлительность. Эмоциональный подъем. Мне казалось, впечатлений на целую книжку. Полностью пришел в себя часов за пять. Ночью были переживания, навеянные сессией.

Неприятных ощущений не было. Не было и намека на страхи.

Не гарантирую, что описал всё.

За всю сессию был в полном сознании. Немного похоже на сон, только сон управляемый, в этом состоянии легко работать, легко трансформировать всплывающие препятствия.

Очень хотелось все запомнить, чтобы поделиться.

Про Татьяну.

Она молодец. Не мешала! Только трогала за плечо, когда переставал дышать холотропно, запускала меня вновь. Раза четыре запускала! При этом она мне ПОМОГАЛА!!! Как, не знаю, но я точно ощущал её помощь все время сессии.

Второй холотроп

Дышу. На этот раз в теле никаких блоков, камней, кирпичей, коросты не было.

Вначале — ничего не было. Пустой экран.

Справа на экране появляется темная, черно-коричневая сидящая фигурка.

О, Будда.

Беру Будду руками и вкладываю себе в грудь, поднимаю руки вверх к той фигурке Будды, которая висит надо мной, вбираю Будду через руки, руки мелко дрожат, и кожа, и мышцы и пальцы, четкая вибрация.

Устали руки. Кладу на локти, кистями вверх. Вибрация идет, но меньше. Отдохнули руки, снова поднимаю, усилилась вибрация. Впитываю в себя.

— Надо не только хватать, надо открыться, — думаю.

Выгибаю руки, показывая открытость. Получается. Растворился в бескрайнем пространстве. Похоже, я соприкоснулся с буддизмом.

А где Христос?

Слева появился белый свет. Свет усиливается. Это свет христианства. Приветствую его знаком, сложил пальцы рук крестом. Лик Иисуса не явился. Тяну руки — антенны к свету Христа. Та же вибрация кожи, подкожных мышц, пальцев. Впитываю в себя.

А где пророк Мухаммед?

Появился между Светом Христа и Буддой, причем, вижу лик.

— У него же лика нет, — думаю.

Лик остался. Странно. Через руки антенны впитываю мусульманские традиции.

Владимир говорил о языческих традициях. Где язычество?

Появилось язычество, как раз похожая музыка заиграла.

Он еще говорил о второй древней традиции (шаманизме), о какой? Вспомнить не могу. С язычеством долго не контактировал, быстро промелькнуло.

Без всякого воспоминания появляется в центре две запятые, черная и белая — Даосизм.

— О, и вы тут! Велком.

Наблюдаю, впитываю.

Потом в самом центре появился — ГЛАЗ, а от него струящиеся во все стороны лучи. Немного понаблюдал.

— Пожалуй, мне этого хватит на сегодня, — опускаю руки.

Конечно, появление этих духовных традиций, этих мировых религий на моем экране было не случайно.

Это появление подготовил Владимир Майков, показав нам расширенную систему эволюционной навигации. Он показал карту эволюционного развития, тем самым изменив мое отношение к корням развития, к тому же шаманизму, например.

Спасибо, Владимир!

А где мой небесный Покровитель?

— Покажи лик, пожалуйста.

Лик появляется!

— Спасибо тебе, — говорю. — Спасибо, что ты меня бережешь, я знаю моменты, когда ты меня спасал.

В этом необычном состоянии сознания, оказалось, просто разговаривать с Покровителем. Вот это да, а я раньше не знал, как это делать. Наш разговор не буду описывать, это личное.

Возможность общения с Покровителем показала Валентина Ивановна Сидорова, только у меня не было такого способа общения с ним. Сейчас есть. И есть обратная связь.

Покровитель — ГОВОРИТ. Не обязательно для этого холотропить, как я сейчас понимаю. Можно медитировать, применяя технику ВАЙВЭЙШН, с которой мы тоже познакомились на занятиях.

Используя НСС, поговорил с мамой.

Поговорил с сыном. Во время разговора с сыном, у меня мигали оба глаза, как бы фрагментируя этапы кинопленки.

Контактировал со всей семьей, — подробности описывать не буду.

Пора возвращаться.

Улыбка судьбы.

На экране крупно глаз ЖАБЫ, крупно её шероховатая кожа.

— Во, дают, — улыбаюсь всем лицом. — Или это глаз бегемота?

Все равно — прикольно.

Глаз пропадает, остается только сморщенная кожа во весь экран.

— Это же мозг!

Точно, кора головного мозга. Наблюдаю мозг. Постепенно все пропадает. Пустой экран.

— Хорошо. Полежу немного, и встаю.

Встал. Сел спиной к стенке.

Легкое головокружение. Состояние более реальное, чем в первый раз. Координация нормальная. Посидел. Пошли в кафе делиться впечатлениями. Немного пошатывает, как после долгой дороги на машине, или на мотоцикле, или после раунда на ринге.

Прилично голову «протрясло».

Интересно.

На этот раз легкая прибабахнутость не прошла и к утру следующего дня, хотя эмоциональных переживаний было меньше, а телесных блоков не было совсем.

У меня в мозгу ТОЧНО, что-то изменилось.

Я ТОЧНО пережил важные моменты во время сессий холотропного дыхания.

Легкая прибабахнутость длилась весь следующий день, видимо процесс шел. Даже на зарядку не пошел.

Через день — приподнятость, чувство энергии, на зарядку побежал с радостью. На своем опыте холотропного дыхания (шкуре) убедился, что эта техника быстрая эффективная. За пару часов столько проживаешь — годы.

За время обучения у меня было девять сессий холотропа и две вайвейшен.

Самые сильные по ощущениям, эмоциям и «прибабахнутости» — две первые сессии.

В процессе происходило исцеление.

Впечатляет наблюдение за другими дышащими.

Одна студентка говорила на трех языках и даже писала иероглифы.

Другая видела рождение и смерть нашей планеты.

Многие пережили процесс рождения.

Кто-то был жабой, кто-то крокодилом, кого-то закапывали в могилу, кто-то видел себя и нас скелетами.

Страсти кипели нешуточные.

Рисование мантр, обмен впечатлениями, итоговый шеринг, мягко возвращали нас в привычную реальность.

Восторги первых холотропов прошли. Яркость пропала.

— Не тот стал холотроп, — ропот в группе, — надо к этому мастеру сходить, у него супер.

Сходили. Не айс.

— Надо к этому сходить…

Сходили. Не очень.

Тот, тот холотроп!

Мы уже не те!

Всего за пару сессий холотроп снял основные зажимы и блоки. Мы исцелились в процессе, разрядили внутреннее напряжение.

Вот супер эффект дыхательных техник.

Вот супер эффект самой современной, отработанной, научно обоснованной техники холотропного дыхания.

Без всякого мудрствования, сразу, техника дает результат, приводит в порядок нашу психику, потрепанную жизнью.

Важно умение и искреннее желание специалиста по пневмосинтезу возвращать холонавтов в реальность.

Владимир подходит к каждому, разговаривает. Он отпускает пить чай и рисовать только убедившись, что всё в полном порядке.

Важна роль ситтера, помощника холонавта. Ситтер обеспечивает безопасное дыхание и сопровождение, помогает войти в процесс, и выйти — охраняет.

Процесс выхода из сессии занимает часа полтора.

Что является главным механизмом соматизации внутренних напряжений?

Дыхание!

Потому что любые внутренние психические напряжения дублируются в напряжениях дыхания и дыхательного аппарата, главным инструментом дыхательного аппарата является диафрагма — самая сильная мышца нашего организма, которая в этом случае как линза фокусирует напряжение на теле и на органах, поражая их.

Хроническое проживание в тех или иных негативных эмоциональных состояниях неизбежно приводит к соматизации. Поэтому дыхание является первичным механизмом соматизации внутренних механизмов.

Но и в обратном процессе — выздоровления — дыхание является самым коротким путем. Поэтому работа с дыханием является видом того, что я называю изначальной первичной психотерапии.

С древнейших времен практика работы с дыханием используется именно с этой целью. Поэтому наше движение начиналось с двух сторон. С одной стороны — вернуться к самым истокам, тому, что мы забыли в этой узкой специализации по всем целительным, уравновешивающим, гармонизирующим практикам, вернуться к дыханию, где всё уже собрано воедино.

И второе — преодолеть разобщенность, изолированность этих практик дыхания, которая в силу разных причин отделились и стали каждый, как кулик на болоте, провозглашать свою исключительность, свое превосходство и свою первичность в ущерб человеку, который уже не может работать с дыханием в любой ситуации.

Наша задача состояла в том, чтобы найти возможность работать с дыханием в любой ситуации, найти объединяющие принципы.

Владимир Майков

— Читаю твою книгу. Интересно, — первые слова Владимира Майкова после моего восьмого холотропа о моей книге «Трансперсональный рисунок». Неожиданно. Приятно.

Наше понимание трансперсонального дыхания

Под трансперсональным дыханием, или другое его название пневмосинтез, понимается объединение всего лучшего, что существует в различных дыхательных технологиях. С одной стороны, мы объединяем, а с другой стороны, мы развиваем то, что есть. И человек, который обучается пневмосинтезу, осваивает всё, что является сейчас основными дыхательными техниками — холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн, техники свободного дыхания, контекстуальные дыхательные и телесно-дыхательные практики.

Также человек, изучающий пневмосинтез, должен ознакомиться с основными архаичными технологиями — пранаямой, суфийским дыханием и другими техниками, которые использовались с незапамятных времен в различных духовных традициях.

Потому что когда мы говорим о современных дыхательных технологиях, имеет смысл посмотреть на то, что было в стародавние времена, какие техники доступа к сакральным измерениям бытия существовали в тех или иных духовных традициях — шаманизме, йогических практиках, практиках воинских искусств.

Никакое воинское искусство не может существовать без упражнений, связанных с дыханием, без работы с внутренними энергиями, без наработки навыка управления состояниями.

Владимир Майков

Что есть холотропное дыхание для В. Майкова

Холотропное дыхание помогает нам очиститься, навести некоторый порядок во внутреннем мире, это генеральная уборка организма. И если есть какие-то запросы в жизни в данный момент, то холотропное дыхание может помочь прояснить ситуацию, избавиться от напряжений. Оно выполняет полезную профилактическую и целительную работу. Но мы не предопределяем того, что должно случиться в холотропном дыхании. Один из главных принципов холотропного дыхания — это следовать самому дыханию, следовать процессу. И тогда то, что Гроф называет внутренним целителем, само покажет путь и само проявит и сделает всю работу. Это — наша внутренняя мудрость, наш внутренний целитель — то, что превышает нас по всем параметрам.

Биохимия и Холотропное дыхание

В процессе холотропного дыхания мы выходим из берегов обычного восприятия. Мы переполняемся энергией, потому, что суть любой практики интенсивного дыхания, это дополнительная энергия, которую мы получаем через этот процесс. В основе всей нашей жизнедеятельности лежит цикл Кребса, биохимический.

Это — ключевой этап дыхания всех клеток, использующих кислород. Кстати, за открытие этого цикла Ганс Кребс получил Нобелевскую премию. И он ускоряется при интенсивном дыхании. Цикл зарядки митохондрии энергией. Перенос заряда в митохондрию осуществляется. Митохондрия — энергетическая станция клетки.

Перенос заряда митохондрии это основа, главный биохимический цикл живых существ и человека, конечно же.

Поэтому, главное, что происходит при интенсивном дыхании — насыщение переизбытком энергии. И эта энергия, образно выходит из берегов.

И в процессе холотропной терапии мы достигаем реальности и своего Я.

Подход Станислава Грофа

Ключевое для холотропного подхода С. Грофа представление о «следовании внутреннему целителю» само по себе является универсальным и присуще в той или иной форме многим традициям. В мировых религиях мы можем найти многочисленные примеры упования на высшее и следования ему. «Дай мне всецело предаться воле Твоей» — говориться в самом начале молитвы Оптинских старцев. Даосы следовали дао, мусульмане — «воле Аллаха». Фрейд следовал сновидениям, и из этого родился проект первой европейской глубинной психологии — психоанализ. Юнг следовал бессознательному — и через семь лет такого преданного следования возникла аналитическая психология. Гроф следует целому — холотропному — как когда-то следовали целому и единому в милетской школе первые европейские философы.

Но холотропной парадигме Грофа не хватает философской обоснованности, потому что он не переосмыслил всех предшествующих главных путей работы с единым и целым. А это и милетская школа, Плотин, традиция адвайта-веданта, недвойственные практики Тибета, такие как дзогчен, интегральная веданта Шри Ауробиндо, русскаяя философия всеединства В. Соловьева, интегральный подход Кена Уилбера и многое другое.

А без такой работы идея внутреннего целителя — будучи верной, остается ограниченной. Потому что в наше время рекомендации о том, что нужно верить во внутреннего целителя или довериться ему — это для большинства людей то же самое, что советы пастора или религиозного деятеля, наподобие «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить». «Только верить,» — значит отрицать достижения и возможности современной науки и культуры.

Но если в ходе человеческой истории сформировались 12 фундаментальных практик заботы о душе, которые передавались из поколения в поколение до нашего времени, то именно они и составляют основу того, что называется современной психотерапией, и именно они составляют ядро того, что можно было бы назвать «внутренним целителем» и его деятельностью.

Резюмируя, отмечу:

1. В своей основе идея «внутреннего целителя» верна, но несовременна: она указывает на правильное направление, но не учитывает всю сложность современной ситуации.

2.Совершенно верно, что «пути исцеления неисповедимы, как и пути Господне».

3.Но, если «внутренний целитель» находится за пределами слов и понятий, то как мы можем найти его и довериться ему?

4. Холотропное видение «внутреннего целителя» ограничено Европейским антропоморфным монотеистическим контекстом и не чувствительно к существованию 15 типов Субъекта во всех нас.

5. 12 видов изначальной терапии дают нам конкретное знания того, как работать с напряжениями и проблемами.

6. Изучив эти конкретные методы, мы можем ЗНАТЬ, как работает внутреннее исцеление и мастерски его использовать, в противоположность СЛЕПОЙ ВЕРЕ.

Холотропный подход останавливается на уровне веры, но существует возможность развития дальше в сторону знания. Никакая теория не ограничивает возможности проявления бесконечных и внутренних целительных механизмов (которые Гроф называет внутренним целителем), но при этом возможны некоторые промежуточные модели, основанием для которых является исследование мирового опыта исцеления души и заботы о ней. Это знание дает нам возможность упражняться в различных методах изначальной психотерапии, совершенствовать их и применять в работе со своими клиентами. Поэтому, если раньше, не изучая изначальную психотерапию, мы были вынуждены просто верить во внутреннего целителя, то теперь, когда мы знаем 12 видов изначальной психотерапии, у нас уже есть чувство уверенности, основанное на знании, опыте и практике в этой области.

Владимир Майков

Холотропные исследования показывают, что корни психосоматических расстройств лежат гораздо глубже, и эти проблемы гораздо в большей степени психогенны, чем вызваны органическими причинами.

Например, у пациента астма, и в ходе сессии холотропного дыхания выясняется сразу несколько истоков данного заболевания. Один из травматических случаев может быть в возрасте семи лет, второй эпизод — тяжелый коклюш в возрасте двух лет; потом открывается более глубокий перинатальный уровень, удушье в родовом канале, и дальше открываются трансперсональные области, «кармические переживания», например, эпизод удушения или повешения в прошлой жизни. И для того, чтобы избавиться от астмы, пациенту надо позволить себе вновь пережить все эти эпизоды на всех уровнях.

Принятие этих данных во внимание открывает новую и более полную картину психопатологии, а также более успешную стратегию лечения. Неосознаваемые переживания, связанные с рождением, образуют матрицы сложных эмоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии. Чтобы не остаться вечным просителем у врат града сознания, необходимо сделать усилие для того, чтобы вспомнить себя.

По сути дела вся стратегия вхождения в мир Грофа основана на сверх-усилии, особого рода вспоминании о том, что с нами было и понимании того, кто мы есть сейчас.

Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных состояний сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания.

Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматических симптомах и трансформировать эти симптомы в поток переживания.

Роль терапевта, или фасилитатора, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддерживать процесс переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.

Согласно Грофу, множество состояний, диагностируемых сегодня как психозы и лечимых медикаментозными средствами, являются в действительности кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Если правильно понять их смысл и поддерживать его раскрытие, то они могут развиваться в процесс эмоционального и психосоматического исцеления, личностного роста и развития.

Владимир Майков

Владимир и Кристина Майковы регулярно проводят сессии холотропного дыхания.

Рекомендую.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я