Учебник-самоучитель мудрости и опыта, отображенных в пословицах, поговорках, афоризмах. Учись учиться. Начальная школа остроумия. Записные тетради.

Александр Степченко, 2022

Знание, а главное, применение в жизни пословиц, поговорок, афоризмов позволит избежать многих ошибок, обогатить жизненный опыт. Поможет в воспитании подрастающего поколения. Этот учебник, при успешном усвоении, может стать тебе спутником на всю жизнь. Поможет отвлекаться в трудную минуту от темных мыслей, плохого настроения, восстанавливать душевное равновесие, повысить интеллект и улучшить риторику. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник-самоучитель мудрости и опыта, отображенных в пословицах, поговорках, афоризмах. Учись учиться. Начальная школа остроумия. Записные тетради. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Возможности вашего мозга. Это нужно знать

Возможности человеческого мозга до сих пор полностью не изучены. В обыденной жизни люди практически не пользуются способностями, которые в каждого заложены генетически.

Тем людям, которые уверены, что человеческие возможности безграничны, стоит помнить, что мозг воспринимает только внешние раздражители и отбрасывает все прочее. Таким образом, возможности мозга все-таки имеют определенные принципы действия и границы.

Рассмотрим наиболее интересные факты.

1. Выполняя даже простейшие задания, человек активирует и развивает сразу несколько (а иногда и все) отделы головного мозга.

2. Зевота — вовсе не признак скуки, а способ проснуться: во время зевания дыхательное горло расширяется, кислорода поступает больше, и человек чувствует себя чуть бодрее. Таким образом, зевота — это сигнал мозга о недостатке энергии.

3. Развивать мозг можно не только при помощи книг, изучая и запоминая определенную информацию, но и при помощи компьютерных игр — правда, по большей части они усиливают только внимание и реакцию.

4. Доказано, что физические упражнения помогают укреплять не только тело, но и мозг, который можно натренировать подобно мышцам — только для роста мышц нужны тренажеры, а для роста мозга — регулярное решение задачек, усвоение текстов, развивающих интеллектуальные и прочие возможности человека.

5. Самое активное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет — именно в этом возрасте стоит закладывать основу для всех знаний и навыков.

6. Во время тренировок капилляров в мозгу становится больше, из-за чего поставляется достаточное количество кислорода и глюкозы. Это позволяет надолго сохранить свое ментальное здоровье даже в старости. Ученые также отмечают, что занятия должны быть систематическими — не менее 30 минут 2–3 раза в неделю. 7. Доказано, что уровень образования напрямую связан со здоровьем. Чем образованнее, умнее человек, тем меньше риск развития заболеваний мозга. Лучший способ развивать мозг — заниматься чем-либо новым либо общаться с теми, кто выше вас по показателю интеллекта. Мозг очень рационален и всегда использует минимальное количество энергии. Он не хранит неиспользуемую информацию, отчего люди так забывчивы, особенно в отношении дел, которые на самом деле не хотелось выполнять. Регулярно давая своему мозгу разноплановую «пищу для размышлений, воспоминаний», можно существенно развить его способности.

Вопрос. Сколько и что из изложенного выше ты осознал и запомнил? Воспроизведи и поставь оценку. Может быть, следует вернуться? Нужна тренировка усвоения и памяти.

Как увеличить возможности мозга?

Существуют скрытые возможности мозга человека, доступные лишь тем, кто развил их у себя, — скорочтение, фотографическая память, способность запоминать большую последовательность чисел, моментально считать в уме и т. д. Если вы хотите развить у себя любую способность, в большинстве случаев для этого требуются только настойчивость и последовательность.

Если говорить о том, как развить свой мозг в целом, тут действуют такие принципы:

— первый и главный принцип — заниматься нужно регулярно, в идеале — каждый день, в крайнем случае — через день. Только занимаясь чем-то постоянно, можно достичь высоких результатов в этой области;

— второй принцип — не зацикливаться на однотипных задачах. Лучше всего развивать мозг гармонично и многогранно — а для этого важно давать ему разную «нагрузку» — то чтение, то задачки, то заучивание коротких текстов;

— третий принцип — выбирайте то, что вам по-настоящему интересно, иначе мозг просто отбросит эту информацию, как ненужную.

Повторите вслух эти принципы, как в школе у доски, с толком, чувством, как песню.

Выполняя любую монотонную, скучную работу, постарайтесь внушить себе, что это интересно (в любом деле можно найти нужные, полезные стороны), что вы получаете удовольствие и удовлетворение от ее выполнения. Иначе вы будете делать то же самое, но без удовольствия и энтузиазма. Не можешь изменить обстоятельства — измени свое отношение к ним.

Тренируя свой мозг, можно обучиться практически любому навыку и стать более развитым и интересным человеком. Главное — задаться целью и идти к ней, а остальное получится само собой! Внушить себе, что тебе это интересно, нужно.

Чтобы легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное!

Возможности человеческого мозга люди используют примерно на 5 %-10 %.

Слабая воля и лень, жизнь в режиме реагирования, поведение по реактивному типу — все это лишь результаты личностных качеств. Мозг тут вовсе ни при чем, если нет функциональных расстройств или поражений его лобных долей. Тренировка произвольного внимания, целенаправленного поведения, усидчивости и упорства — могучие помощники вашему мозгу, созидающему и контролирующему органу. Привычная работа, не содержащая в себе никаких новых интеллектуальных вызовов, — плохой помощник в сохранении эффективной мозговой деятельности на протяжении всей жизни человека.

СОВЕТ. Хотите «расшевелить» свой мозг — найдите для него интересную умственную задачу. Изучая и запоминая короткие тексты, планируя свои действия, сравнивая и делая осознанный выбор, вы развиваете способности человеческого мозга справляться с умственной работой быстрее и качественнее и улучшаете здоровье.

В жизни человека, здорового и нормально развивающегося, вся работа мозга — это единая синхронизированная работа одновременно многих мозговых структур.

Тренированный мозг — основа вашей здоровой жизни, долголетия.

Перед человеком открываются такие возможности мозга, которые делают его хозяином своей судьбы в самом широком смысле этого слова.

Развивать, тренировать способности своего мозга и таким путем стать умнее, рассудительнее, внимательнее многих других — это вполне реальный и продуктивный путь для каждого человека.

И еще раз. Чтобы легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать (нужное напевать) прочитанное и услышанное!

Интересно отметить, что у некоторых людей мозг сам неожиданно решает задачи или выдает автоматически отдельные слова. Так, например, можно долго мучиться, вспоминать какое-то слово, а оно вдруг само всплывает в памяти, причем это может произойти в самом неожиданном месте.

Это признак развитого, тренированного мозга.

Наверняка замечали, что вдруг в памяти возникают картинки, стихи, сценки из далекого детства, которые лежали в мозгу, но достать в нужный момент для нас их проблематично.

Как оживить долговременную память?

Существует легенда. Однажды царь вручил Архимеду корону и попросил узнать, из чистого ли она золота или ювелир, продавший ее, сжульничал.

По легенде способ отличить золото от не-золота ученый придумал, купаясь в общественных банях, — а заодно и открыл основной закон гидростатики, который теперь называют законом Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу объема жидкости, которую это тело вытесняет. Якобы дело было так: Архимед погрузился в ванну, часть воды выплеснулась на пол, и ученого осенило. Обрадованный, он как был, голышом, выскочил из помещения и принялся бегать по улицам Сиракуз с воплями «Эврика!»

Шутливая интерпретация закона: «всяко тело, впертое в воду, не потонет в оной сроду — сила выпертой воды прет на тело из туды». Смешно, а суть закона легко запоминается. Хороший способ что-то сложное запомнить.

История говорит о том, что яблоко, упавшее на голову Ньютона, подвигло его на открытие закона всемирного тяготения, т. е. оно послужило толчком к тому, что он никак не мог сформулировать.

Менделеев долго старался выстроить химические элементы в какую-то систему, а ночью ему приснилась периодическая система химических элементов.

Конструкторы признавались — иногда долго бились над решением механического осуществления какого-либо действия, а решение само приходило в голову в транспорте или в другом каком-то месте. Во всех приведенных случаях мозг был готов к решению, нужен был только толчок.

Такие свойства можно в себе развивать. Например, не можешь вспомнить какое-то слово, подумай, с чем его можно связать, где оно встречалось, и забудь на некоторое время; не всплыло, опять обрисуй ситуацию и жди, когда оно проявится. Помни, в любом деле нужна тренировка. Иногда мозг сам по себе начинает петь или что-то бубнить. Не давай ему волю, загружай чем-то нужным, это трудно, но возможно.

Не давай мозговой деятельности волю! Как говорят в Китае: думай о том, что делаешь!

Пушкин говорил, что он не придумывал своих произведений, а просто записывал, когда они к нему приходили, но он занимался философией.

С древнейших времен тема и техника запоминания прорабатывалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого, — мнемо́ника.

Изучение и применение определенных способов, приемов и методов запоминания значительно способствуют качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет всякий смысл.

Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

Что из прочитанного ты усвоил? Какие знания пригодятся тебе в учебе?

Сформулируй, лучше в письменном виде. Это поможет запоминанию.

Переключение. Анекдот. В море на корабле капитан вызывает к себе боцмана и говорит: «Видишь, вражеская подводная лодка. Скоро выпустит в нас торпеду. Быстро собери пассажиров на палубе и отвлеки, чтобы не было паники». Боцман на палубе: «Публика, все сюда, покажу шутку. Сейчас достану эту штуку, врежу по палубе, и корабль пополам». Лезет в штаны, достает, ударяет по палубе. — Корабль — пополам. В море капитан подплывает к боцману: «Дурак ты боцман, и шутки твои дурацкие». — «В чем дело, мой капитан?» — «В чем, в чем — торпеда мимо прошла!»

ЗАДАНИЕ. Определи ключевое выражение и по нему на следующий день вспомни и воспроизведи анекдот — тренировка вызова долговременной памяти. Хороший прием запоминания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник-самоучитель мудрости и опыта, отображенных в пословицах, поговорках, афоризмах. Учись учиться. Начальная школа остроумия. Записные тетради. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я