Смехокогнитивная терапия. Методическое пособие по избавлению от скуки, тоски, печали, уныния и апатии

Александр Синяк, 2020

Смехокогнитивная терапия – сборник рецептов народной психологии. Настоящее собрание тайных рецептов выживания в обществе, где вы часто окружены идиотами и просто недоумками, где единственным средством и методом самосохранения личности является самоирония и сарказм, представлено автором после проведения достаточно серьезных и многоплановых испытаний на себе, своих близких и друзьях. Клинические исследования подтвердили полное отсутствие побочных явлений, невозможность передозировки и допустимость смешивания всех рецептов, содержащихся в этом универсальном сборнике. В книге присутствует ненормативная лексика.

Оглавление

Из серии: Научная библиотека (ИП Березина)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смехокогнитивная терапия. Методическое пособие по избавлению от скуки, тоски, печали, уныния и апатии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Теоретическая часть. Занимательная психотерапия

1. 1. Занятная психиатрия

Честно говоря, «занятная психиатрия» — не лучшее словосочетание, ничего в нем занятного нет, даже наоборот… Кто может себе его позволить? Врач, посвятивший этому жизнь, студент-практикант в психиатрической клинике или человек, который думает, что абсолютно здоров и защищен? Скажем больше — это рискованное словосочетание, циничное и неоднозначное.

Вполне естественно, что если оно нас смущает, значит, каким-либо образом мы с этой проблемой сталкивались и она нам известна. Занятного здесь действительно мало. Один из выдающихся одесских психиатров хорошо сказал: «Смерть — это то, что происходит с другими; то же самое и с психическими расстройствами — это то, что происходит с другими». До какого-то времени мы думаем, что это не коснется нас и наших близких. Но уверяю вас, в современном мире мы все уже «группа риска».

Как сказал наш незабвенный Уильям Шекспир: «У трагедии и комедии один сюжет. Только в трагедии события происходят с нами, а в комедии те же события — с кем-то другим».

Что же произошло? Прежде всего, изменился психоэмоциональный фон. Среди изучаемых психологией процессов ВОСПРИЯТИЕ первично, с него все начинается. Главной составляющей этого процесса является ФОН, восприятие возможно только на фоне: слышим мы, потому что есть фон, видим, потому что есть фон, и так со всеми органами чувств. Так вот, этот фон (основа восприятия), являющийся индикатором здорового общества, изменился не в лучшую сторону. Сегодня превалирующим фоном восприятия является ЛОЖЬ, а информационные потоки сводятся ко ВРАНЬЮ (вранье — часть правды, использованная в контексте для общей фальсификации и введения в заблуждение). Что на выходе? ВРАНЬЕ НА ФОНЕ ЛЖИ. Что еще? Полная потеря контроля над ситуацией. Страх и агрессия прочно закрепились в нашем мире. Все происходящие события последних лет время от времени кажутся катастрофой. Да и не катастрофа ли это на самом деле?

Зафиксировать изменение этого фона невозможно, его можно почувствовать через тревогу, страх, панику. Эти эмоции в последнее время нас одолевают, и все труднее и труднее сохранять душевное равновесие.

Что еще произошло? Увеличилось количество душевно нездоровых людей на улице. Людей с симптомами неадекватного поведения.

Как оказалось, в новых, комфортных условиях жизни человек по-прежнему слаб, неумен и жесток… Понятия изменились, нормы нравственности и морали изменились, стандарты нормальности изменились. Изменились за очень короткое время — человеческая психика не выдерживает перегрузок, она не готова к таким трансформациям.

Как следствие, человек находится в состоянии постоянной тревоги, страха, уязвимости и ожидания опасности.

Проблема обозначена, попытаемся разобраться в ней. Для начала определимся с терминами и обратимся к истории происхождения слов «психология», «психиатрия» и «психотерапия».

В греческой мифологии ПСИХЕЯ — дыхание, душа в образе бабочки или девушки с крыльями. Древнегреческая легенда гласит, что у греческого царя было три дочери; младшая из них, Психея, была настолько красива, что составила конкуренцию Афродите, и та решила устроить ей испытание, а заодно испортить жизнь. Кратко: роман с Эротом (сыном Афродиты), любовь, страдания, испытания, вмешательство Зевса и в результате брак Психеи и Эрота, их ребенок — дочь Волупия (богиня, олицетворяющая наслаждение), и человеческая дочь Психея на небесах… История, обычная для богов, но не совсем обычная для людей. Теперь все термины становятся понятными:

● Психология — наука о душе;

● Психиатрия — душа и лечение;

● Психотерапия — профилактика душевных расстройств или душевных состояний.

Во все века это была вотчина колдунов, шаманов, затем этим же занимались священники, сейчас — врачи и не только.

Теперь о том, чем занимаются врачи. Немного о здоровье, болезни, нормальности и ненормальности, о критериях нормы.

I. Здоровый.

II. Нездоровый.

III. Больной.

Именно так выглядит шкала психического здоровья — от здорового к нездоровому совсем близко; от нездорового до больного, к счастью, очень далеко. Хотя спектр заболеваний неимоверно широк.

Когда мы говорим о проблемах, связанных с психикой человека, то видимой стороной являются сбои в функционировании различных систем организма: у кого-то болит тело, у кого-то проблемы с получением и усвоением информации, кто-то живет с ослабленной эндокринной системой, отвечающей за эмоционально-энергетические процессы в организме.

Необходимо сказать еще несколько слов о самом распространенном заболевании психики — шизофрении и ее формах. Главное, о новой ее форме — социальной шизофрении. Шизофрения — наиболее часто встречающийся психический недуг (более 1 % населения Земли имеет к нему отношение). Это расстройство мышления и эмоциональных реакций, переводится с латыни как «рассеченный разум» (не путать с раздвоением личности). Существует несколько форм болезни: простая шизофрения, кататоническая, параноидальная… Но я бы хотел остановиться на особой форме, о которой сегодня говорят все чаще и чаще, — социальной шизофрении. Массовая шизофрения, которой присущи такие понятия, как «вирус» и «эпидемия». Объектом поражения являются сознание, коллективное сознание и коллективное подсознание. Основной симптом — массовый психоз.

Гражданские войны и революции — ярко выраженные эпидемии. Многие страны и народы прошли через это испытание и проходят периодически, мы не исключение. В процессе возникновения и развития эпидемии происходит трансформация понятий, подмена ценностей (семейных, религиозных, гендерных, исторических), изменяются привычные стандарты и часто вводятся двойные. Формируется новая идеология, далеко не всегда гуманистическая, а старая насильственно уничтожается (сколько раз на нашей памяти разрушали храмы и памятники?). Технологии могут все, пример — широко известная методика «Окно Овертона»[1].

А вот конкретные примеры подмены или слияния ценностей, которым большинство людей не придает значения, а молодое поколение (поколение гаджетов) глотает не разжевывая:

1. Вера и религия — слова, которые почему-то стали взаимозаменяемыми, хотя имеют различное значение. Вера — способность увидеть мир или ситуацию в ином, исправленном состоянии.

А религия — инструмент управления, если хотите — бизнес-процесс. Религия (лат. religare — связывать, соединять) — определенная система взглядов, организованное поклонение высшим силам. По всей вероятности, связь человека с Богом. Очень выгодная для людей связь, позволяющая одним уйти от ответственности за свою жизнь, избавиться от страха и за небольшую плату заменить его на чувство вины, а другим — управлять и получать дивиденды. Происходит все это через посредников (священников и политиков) в специально отведенных местах и под стягом Бога.

Интересно, какое это имеет отношение к духовности и подозревает ли Господь об этой сделке? Конечно же, религии следует сказать большое спасибо, она проделала колоссальную работу (не всегда полезную, как, например, в случае с инквизицией). Она стимулировала развитие культуры и науки, морали и законности. Греки посредством своих богов дали миру великую культуру, иудеи — мораль, римляне — право. Без этого не состоялось бы, наверное, христианство с концепцией сострадания, милосердия и основной идеей богочеловека. За это религии большое спасибо — в течение тысяч лет она «сотворила» человека. Лучше всех по поводу множества и разности религий (сегодня кроме четырех основных насчитывается еще 300 менее значимых) сказал протоиерей Борис Старк: «Все равно, с помощью какой религии возвыситься над бренностью и телом. Если это получится (назовем это духовным ростом), если сверху взглянуть на бытие и будни человеческие, то увидим одни разделительные перегородки и границы: государства, нации, религии… Если возвыситься…»

2. Мораль и нравственность тоже почему-то стали понятийными синонимами, хотя имеют не только разное, но иногда и противоположное значение. Мораль — соблюдение норм и договоренностей, касающихся личности и общества, чаще формальных и внешних отношений. Нравственность же — компонент духовной культуры, более глубокое понятие, личное и даже интимное, определяющее отношения с самим собой и с богом, как совесть.

3. Образование и воспитание (в английском языке одно слово — education) дополняют друг друга, но не заменяют. Это далеко не одно и то же. Прежде всего, это должны понимать родители.

4. Цена и ценность полностью слились в условиях экспансии рыночной экономики, хотя цена — это всего лишь выражение условной стоимости в денежном эквиваленте (касается только торгово-экономических отношений, в межличностных отношениях оно неуместно), а ценность — это полезность, востребованность. Не правда ли, разновеликие понятия? О нашей ценности, о нашем истинном предназначении знает только Господь Бог и, может быть, догадываются мудрые родители. Эти понятия ни в коем случае нельзя объединять, сегодня они чаще противоположны, чем сходны. Словосочетания «сколько вы стоите?» или «назовите себе цену» уже не режут слух ни говорящему, ни слушающему.

5. Та же картина с ролями и масками: роли приходят и уходят, они естественны (сын, муж, отец, дед, подчиненный, руководитель), а маски искусственны и фальшивы — применяются, когда человек хочет казаться лучше, чем он есть. Здесь совсем близко корни социальной шизофрении.

В какой-то момент человек забывает, кто он есть на самом деле. Думает одно, говорит другое, а делает третье. Это уже не раздвоение личности, а растроение, точнее — расстройство… Вместе с подменой и слиянием понятий происходит формирование новых ценностей, вырастают двойные стандарты. Базарная, а зачастую и воровская мораль уверенно вытесняет культурные ценности, которые формировались десятилетиями. Формировались через семейные традиции, через литературу и искусство, через религию и идеологию. Сегодня оказывается, что «за все нужно платить». А принявшие эту формулу должны быть готовы (при отсутствии денег) рассчитываться лестью, покорностью, хитростью и лукавством. Не исключено, что дальше придется жертвовать собственным мнением, честью, гордостью, талантом, надеждой, мечтой…

Сказано громко и размашисто, но и за примерами ходить далеко не приходится. Не далеко, но боязно. Боюсь шокировать читателя. Мне кажется, мы все еще не в том состоянии, чтобы, «примерив на себя», не обидеться и не потерять интерес. Однако рискну обратить внимание на неоспоримые вещи: вынужденная коммерческая деятельность учителей и врачей, непонятные прайсовые стандарты судей и чиновников, гипертрофированный патриотизм и активная гражданская позиция, резко исчезающие ко времени уплаты налогов… Стоп, не дай бог незаслуженно обидеть одного настоящего специалиста — профессионала, гражданина или волонтера, даже если вокруг сотни ряженых.

Уточню: разговор идет не о странах, не о национальных движениях или политических течениях, которым присущи эти вирусы. Разговор идет о личности, о человеке (сильном и слабом, добром и злом) и его отношениях с миром, с собой и с Богом. Упомянутые примеры и еще многие-многие изменения приводят к тому, что племя постепенно превращается в стаю и стадо. Уже не только человек человека способен убить, но и брат брата. Это все последствия эпидемии социальной шизофрении.

Давайте вернемся к теме, только говорить о больных уже не будем (пусть ими занимаются врачи), будем говорить о здоровых и нездоровых, о нормальных и ненормальных. Сегодня, кстати, большинство врачей предпочитают работать со здоровыми — здоровыми и богатыми. У больных и бедных шансов вернуться в ряды здоровых или получить квалифицированную помощь все меньше и меньше. УВЫ.

Итак, о здоровых и нездоровых, нормальных и ненормальных. Как говорил один опытный психиатр: «Покажите мне психически здорового человека — и при тщательном осмотре я обязательно найду у него на голове шрам от нейрохирургического вмешательства».

1.2. Забавная психодиагностика

Теперь немного о диагностике в психотерапии, о том, как она выглядит сегодня. Существует международный классификатор болезней МКБ-10, в котором перечислены все заболевания (в том числе психические), и на его основе разработана система диагностики и лечения этих заболеваний. Этот классификатор постоянно меняется и совершенствуется. Прежде всего, меняется его терминология: если 20 лет назад заболевание называлось дегенератизмом, то 10 лет назад — это психопатия, а сегодня — социопатия. Так же совершенствуется и меняется лечение и особенно фармакология. Но главное, что со временем меняются и нормы психического здоровья, и МКБ-10 за этим процессом не успевает. Мне так кажется…

Еще недавно гомосексуализм считался серьезным отклонением, патологией, подробно описанной в МКБ-10 в разделе «Перверсии и половые извращения»: F64 — расстройство половых предпочтений и F65 — расстройство половых идентификаций. А сегодня это уже норма. Браки однополые — норма, родители однополые — норма… Рассматривается вопрос о проведении чемпионатов мира и Олимпийских игр для сексуальных меньшинств — так называемое движение GayGames. Это не шутка, это олимпийские реалии. А пройдет еще немного времени — и отрицание или непринятие новых норм будет осуждаться обществом и караться государством.

Быстро меняются нормы, не успевают вносить изменения в МКБ-10. Почему бы тогда не сделать нормой социопатию? Ну и что, что какой-то человек представляет опасность для общества? Почти как в старом анекдоте, где суд присяжных оправдывает маньяка-убийцу под предлогом того, что над ним в детстве издевались и заставили кушать любимого поросенка Яшу.

Беда в том, что людей таких становится все больше и больше среди представителей и самых обычных, и самых общественно важных профессий. Пускай бы их количество росло среди политиков, но среди учителей, врачей, военных… За что нам это испытание? Интересно бы по этому поводу узнать мнение квалифицированного психиатра 80-х годов.

Рискну предложить вариант упрощенной диагностики, с которой можно согласиться, можно не согласиться, которой можно пользоваться и не пользоваться. Однако задуматься стоит — хотя бы потому, что вслед будет предложен простой и доступный вариант терапии и аутопсихотерапии.

ШКАЛА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. На сей раз рассмотрим ранее упомянутую шкалу, только без больных, короткий ее отрезок (I — здоровый, II — нездоровый).

1. Счастливый человек (редкое состояние): гармоничный человек, занимающийся любимым делом. Пребывающий в мире с собой и людьми. Благостный и самодостаточный. К этому человеку и этому термину мы еще, возможно, вернемся…

2. Цельный человек: тот, кто сумел сохранить мир внутри себя и адаптировался к внешним обстоятельствам. Он редко соответствует ожиданиям окружающих и не опечален. э.им. Это состояние не борьбы и не соглашательства, это состояние автономного сосуществования. Его девиз: «Не осуждай и не восхищайся. Созерцай».

3. Эффективный человек: тот, кто соответствует ожиданиям других, но далеко не всегда в мире с собой. Это эффективный специалист, оправдывающий требования и ожидания окружающих, не имеющий времени и смелости спросить себя: «Зачем живу?»

4. Уязвимый человек: тот, кто не очень доволен собой и не получает ни признания, ни достойного вознаграждения от общества. Он недооценен. Первый симптом такого состояния — суета.

5. Ограниченный человек, условно ущербный (пограничное состояние): не нужен ни себе, ни людям, опасен как для себя, так и для общества. Заметьте — ограниченный не в способностях, а в возможностях. Самоограниченный человек. Это потенциальный самоубийца и пациент «психушки». Это последняя ступень перед болезнью, а дальше — стрельба в школе по детям и летчик, направляющий самолет с людьми в скалу. Дальше болезнь: социопатия, психопатия, дегенератизм. В классической психиатрии существует специальный раздел «Пограничные расстройства».

Настораживает то, что все эти состояния применимы к одному и тому же человеку, здоровому и нездоровому, нормальному и ненормальному в разное время года, месяца и суток… Применимо это и к нам с вами. Ведь никто из нас не назовет себя жадным, злым или глупым. Так же как и уязвимым или ущербным — никто и никогда! А рассмотреть такую вероятность не помешало бы, хоть изредка. Это первый шаг. Ведь данную классификацию можно рассматривать и как стадии прогрессирующего заболевания.

Теперь поговорим о группах людей, сформированных перечисленными типажами. О социальных группах, которые формируются, живут, развиваются, переходят из одного состояния в другое (состояния, перечисленные и упомянутые выше). Немного о социальной психиатрии.

I. Здоровые люди.

II. Нездоровые люди (группа риска, требующая особого внимания).

III. Условно здоровые (это самая многочисленная группа, пока еще большинство).

А теперь вернемся к понятиям нормальности и ненормальности, вернемся к психической норме. Где она, кто ее формирует? Насколько объективно МКБ-10 отражает ее? Как было раньше и как обстоят дела теперь?

ТАК БЫЛО РАНЬШЕ:

IV. Нормальные люди.

V. Ненормальные люди.

А ВОТ ТАК ТЕПЕРЬ:

IV. Нормальные люди. V. Ненормальные люди.

Похоже, что границы нормы расширяются, а патологии становятся условными. Те, кого 20 лет назад относили к группе риска, сегодня сами лечат и учат… Вчерашние социопаты сегодня эффективные управленцы, смело принимающие решения, которые изменяют судьбы людей, коллективов, стран и народов. По моему мнению, в гражданских войнах, революциях и других массовых психозах — религиозно-эзотерических, отчаянно-музыкальных, спортивно-фанатичных мероприятиях (кратко говоря — в эпидемиях социальной шизофрении) — c энтузиазмом участвуют эффективные, уязвимые и самоограниченные люди, то есть группа риска. В этом состоянии человек пытается убежать от себя, от своих комплексов (неважно, где и когда он их приобрел), от своей ущербности. Человек не желает замечать и признавать внутренние проблемы и борется с ними же во внешнем мире, безжалостно экспериментируя с другими, зачастую с самыми близкими людьми. При этом перенося свою внутреннюю неполноценность наружу. Ведь в других нас больше всего раздражают недостатки, присущие, в первую очередь, нам самим.

Никого не будем осуждать, потому хотя бы, что все чаще и чаще сами оказываемся в таком состоянии. На самом деле все не так страшно, разве что немного грустно и есть повод задуматься. Этого не нужно бояться и стесняться, а просто знать и уметь диагностировать в себе и других.

Эта необычная, возможно, упрощенная диагностика озвучена впервые, она не является академической, так же как и рассматриваемая далее терапия. Это всего лишь наблюдения, вопросы и ответы. Это попытка помочь себе и окружающим…

А посему пришло время расширить наши знания о классической психотерапии: немного о Фрейде и о его модели устройства и функционирования человеческой психики.

1.3. Приколы от Фрейда

Австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1922) — гениальный человек, без которого невозможно представить современную психиатрию: его наследием пользуются большинство терапевтов и психологов, методики его актуальны до сих пор. Он наиболее известен как основатель метода психоанализа. Среди достижений Фрейда важными являются разработка трехкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкования снов.

Безусловно, Фрейд был очень смелым ученым. В XIX веке позволить себе высказывание, что полноценный секс — путь к счастью и внутренней свободе, что регулярный оргазм — это главное условие психического здоровья… Будь это 300 лет назад, просвещенная общественность не задумываясь отправила бы его на костер. «В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги», — его слова…

На одном из публичных докладов Фрейда, уже известного и популярного психотерапевта, дотошный журналист попытался спровоцировать скандал и спросил: «Что же все-таки человеку нужно для психического здоровья и ощущения счастья?» Понятно, что ожидал услышать репортер… Однако Фрейд не оправдал ожиданий и в отрывисто-грубой манере сказал: «Liben und arbaiten» (любить и работать). Вот вам и рецепт, вот вам и панацея.

Великий ученый, он впервые рассмотрел психику как вид энергии, ввел термин «психическая энергия» и обосновал его. Вот как устроена человеческая психика на примере котла кипящих страстей и эмоций (см. схему на стр. 23).

Cуществует три основных «клапана», которые регулируют психоэмоциональное состояние человека: СОН, СЕКС, ТВОРЧЕСТВО. Выход из строя хотя бы одного из них — серьезный повод задуматься; нескольких — катастрофа, человек переходит в группу риска.

Несколько рекомендаций, чтобы не попасть в нее: крайне важно наладить полноценный сон и режим (на уровне физиологии). Здоровый сон — важнейшее условие для сохранения ресурса организма и нормальной жизни. Ухудшение сна — это первый симптом, на который нужно обратить внимание.

− Что-то плохо выглядишь… Детишки, работа — не высыпаешься, наверное? А как Люся?

− Да… Но Люся — это Я. А Серега еще хуже выглядит…

На сексе не стоит заострять внимание, но скажу лишь одно: если бы на короткий срок я стал министром здравоохранения, то все начинающиеся душевные расстройства лечил бы сном, хорошим питанием и регулярным оргазмом. Ну и «arbeiten», конечно.

− Скажи, тебя работа удовлетворяет?

− Не знаю. Когда утром иду на работу, с интересом смотрю на женщин, а после работы — без… Значит, удовлетворяет.

Вот именно — arbeiten, работа. Не просто зарабатывание денег, а творчество — то, что приносит нам моральное удовлетворение. Ведь творчество — это то состояние, которое приближает нас к Богу: «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Не по количеству ног и рук, не по наличию бороды, а по способности творить, по желанию создавать и созидать. Чем не цель, чем не задача, чем не установка?

Давайте вернемся к рисунку. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОРЕЛКА — источник беспорядочной, бестолковой информации, который возможно отрегулировать лишь собственной дисциплиной ума, гигиеной мысли и, конечно же, чувством юмора. Чувство юмора — основной фильтр и регулятор информационного потока, можно сказать, главный терапевтический и профилактический инструмент восприятия.

Говоря о диагностике и терапии, нельзя не упомянуть о способах подачи информации и формах ее восприятия. Главное условие полноценного восприятия информации — это фон, на котором она подается. Сегодня у нас не только информация лжива, но и фон фальшив, по большому счету:

«Ложь на фоне Вранья». Почему с большой буквы? Чтобы значимость увеличить и опасность не преуменьшить.

Сегодня сохранить объективность и неангажированность практически немыслимо. Разобраться в лавине информации, не утонув в ней, очень тяжело. Человек не то чтобы слаб и глуп, просто технологии влияния стали сильнее. Поэтому к источникам информации сегодня нужно относиться очень избирательно, а количество их дозировать или при необходимости ограничить до минимума.

Котел страстей и эмоций

(по мотивам творчества Зигмунда Фрейда)

* КСМ котел страстей и эмоций с тремя клапанами выхода психоэмоциональной энергии (сон, секс, творчество).

** УРИГС универсальный регулятор информационно-горючей смеси (ЧУВСТВО ЮМОРА).

*** ИГ информационная горелка.

Cвобода и доступность информации, к сожалению, не обеспечивают свободу мышления и здравость ума. Ведь настоящая свобода — это умение принимать правильные решения и умело действовать (эта мысль тоже принадлежит Фрейду). Такая свобода не каждому нужна и не всем по плечу.

Далеко не каждый человек сегодня обладает достаточной дисциплиной ума и гигиеной мысли. Над этими терминами тоже стоит подумать (расшифруем их позже).

Кажется, мы не закончили с психической энергией. Самым ярким примером и индикатором психической энергии являются эмоции. Простые человеческие эмоции.

Если существуют эмоции и попытка понять их как проявление психической энергии, то возникает естественное желание измерить их. Еще в ХIХ веке Фрейд и Юнг пытались это сделать с помощью ими же сконструированного прибора. Со временем прибор неоднократно изменялся и совершенствовался. Сегодня это психофизиометр, или ИПЭР — индикатор психоэмоциональных реакций. С помощью него удалось классифицировать эмоции (эмоциональные тона) и разработать великолепную терапевтическую методику. Но это отдельная тема, об этом позже.

1.4. Предварительный диагноз

Проблема нездоровья современного человека и общества эскизно обозначена. По крайней мере, вопрос задан… Нехорошо было бы оставить его без вариантов ответа. Посему — теперь о психотерапии, о самотерапии.

Упрощенную диагностику мы уже сформулировали: счастливый (человек), цельный, эффективный, уязвимый и самоограниченный. Один и тот же человек в разное время и в разных обстоятельствах может находиться в различных состояниях (притча «Тайная вечеря»)[2].

Возвращаясь к нашей теме: как только уязвимость превращается в ущербность и становится хронической, человек в опасности — это путь в болезнь!

Иногда для того, чтобы победить болезнь или хотя бы остаться нормальным, необходимо признать себя слабым. Пусть не признать — хотя бы рассмотреть такую возможность.

В психотерапии это первый шаг — признать возможность.

Слаб человек. Мы уже упоминали это сегодня. А теперь эта фраза приобрела иное значение, и она звучит так: «Слаб человек — слаб в своих бескорыстных привязанностях к семье и друзьям, слаб своим великодушием, состраданием и благородством, а общество ведь требует другого и предлагает другие ценности (как тут не раздвоиться?). Глуп человек — глуп своей неудовлетворенной жаждой знаний и беспрерывной цепью создания и развенчания кумиров. Жесток в борьбе за выживание… И, к сожалению, жаден — жаден привычкой к устроенному быту и в желании гарантированного обеспеченного будущего. А еще ленив и труслив…» Но это не мы — это тот, другой человек, продукт и жертва социальной шизофрении. Помните монолог Голохвастова из пьесы «За двумя зайцами»: «Потому што это же ЧЕЛАВЕК, а тот, который… он тоже человек, невчЕный, но и… зачем же?! Это же ведь очень и очень! ДА — да… но НЕТ!»

Главная черта человека и она же главная причина его силы и слабости — это то, что он социален: таков, как требует общество. Он — элемент системы, и если система функциональна, то и человек «на волне», а если дисфункциональна, то и человек уязвим и ущербен. В свое время люди объединились для выживания, и это действительно спасло их. А сегодня социальность — главный инструмент технологов: человек готов пожертвовать истиной ради интересов социума. Его социальность полезна и вредна, хороша и плоха одновременно. А переключатель, виртуальный переключатель (а может, предохранитель) этих состояний, находится в нем же и называется УНИКАЛЬНОСТЬ.

Если человек сумел сохранить свою уникальность и автономность в любом социуме, то ему не страшны вирусы, ему не угрожает массовый психоз, он никогда не будет ходить и думать стадно и не потеряет себя.

Социальность и уникальность, общество и личность… Вот бы сохранить баланс между ними, вот бы не потеряться, не раствориться, не стать изгоем и не слиться с толпой.

Вот и подсказка, и самый эффективный способ психотерапии — оказание помощи слабому или тому, кому еще сложнее, чем вам, тому, кто в худшей ситуации. Давно замечено, что в моменты катастроф, в ситуации массовой паники больше шансов у того, кто помогает окружающим, — он контролирует ситуацию и не суетится, он не попадает в состояние измененного сознания. Если будем думать о ближнем, то человечество не исчезнет. Это то, что отличает нас от стада и стаи, это то, что делает нас племенем. Тогда нам не страшны никакие технологии — даже те, которые базируются на инстинктах.

Еще несколько слов об универсальном и естественном иммунитете, социальном и личностном: о семейных отношениях. Семья — это единственная на сегодняшний день функциональная система, которая борется за каждого из своих членов, воспитывает, учит, лечит. Люди, живущие в полноценных семьях, наиболее защищены. Человек, осознавший свою уникальность, сохранивший семейные ценности, создавший и сохранивший свою семью, наименее уязвим.

Статистика утверждает, что средняя продолжительность жизни человека постоянно увеличивается, и сегодня уже не редкость, что в семье одновременно проживает четыре поколения (от прадеда до правнука). Я говорю именно о таком понимании семьи — семьи в широком смысле слова. Если все поколения одной семьи остаются едины и сохраняют традиции ушедших, то эта семья никогда не исчезнет. А если внуки не ходят на могилы дедов и прадедов, не чтут их ценности, разрушают святыни и символы, за которые умирали их предки, то у такой семьи, народа, популяции нет будущего. Сохрани Господь наш народ от такой участи.

Сегодня, к сожалению, мы вынуждены придумывать способ выживания. Прежде всего, он не должен противоречить семейным традициям и устоям веры. И еще очень важно сконцентрироваться на мысли и усилии, как спасти близких, тех, кто мал и стар, тех, кто беспомощен и слаб.

Думаю, что сегодня среди нас абсолютно здоровых людей нет. Но сохранить цельность, не потерять лицо, остаться собой, не раздвоиться и не растроиться — не расстроиться, не впасть в состояние массового психоза, не превратиться в толпу и не стать хронически ущербным — возможно. Не только ВОЗМОЖНО, но и НЕОБХОДИМО. Сохранить свою уникальность, способность и желание творить — вот задача из задач.

Оглавление

Из серии: Научная библиотека (ИП Березина)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смехокогнитивная терапия. Методическое пособие по избавлению от скуки, тоски, печали, уныния и апатии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Джозеф Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею. Он продемонстрировал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из категории общественного презрения, отмыты и в итоге законодательно закреплены. Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое «окно возможностей» — возможностей последовательного изменения общественного мнения. В результате шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое. Джозеф Овертон описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

2

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели. Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды (см. стр. 176, притча «Тайная вечеря»).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я