Книга написана в формате разговора со студентами медицинского вуза. Раскрывается вопрос – почему людям так сложно испытывать счастье и почему в нашей стране на это чувство наложен негласный запрет. В беседе с преподавателем о теме счастья студенты обмениваются своими мыслями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ночные разговоры. Разговор о счастье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Итак, всем привет! Разговор мы начинаем. Я сегодня с вами хотел поговорить о счастье. Почему? Потому что, честно говоря, у меня возникает ощущение, что на счастье в нашей жизни стоит запрет. А нет запрета на то, чтобы грустить, нет запрета на плохие эмоции, нет запрета на агрессию, нет запрета на крики, а вот на счастье в нашей стране получаются какие то запреты.
На самом деле есть такая психология, что когда ты живёшь, например, за рубежом то часто можно услышать:
How are you?
— I'm fine. Thanks. And you?
То есть ок, у меня всё отлично. Даже если у тебя всё фигово, ты должен сказать I'm fine. Thanks. And you? Вот в культовом фильме Брат 2 Данила Багров спрашивал: а чего они все так интересуются? Им что им так нужно знать как у меня дела? — нет, им всё равно, был ответ. Вот, казалось бы им всё равно, но всё равно нужно услышать I'm fine. Thanks. And you? Вот как то они себя программируют на счастье что ли эти американцы, прочие западные люди.
Мы на вопрос"как дела?"очень часто отвечаем — "да нормально","так себе","пойдёт". Нам нельзя говорить, что у меня всё отлично, потому что на тебя посмотрят как на дурочка, согласитесь? То есть приходите вы в группу, здороваетесь, задаете вопрос “как дела?”, Если в ответ — "Отлично!", то всё, ты дурачок у тебя что-то не в порядке, давай делись, что у тебя не в порядке, точно ты что-то скрываешь. В нашей жизни и счастье — это нечто такое, не знаю, признак дурочка. Это что то запретное? Очень многие из вас спрашивают, как у меня дела. Вы часто от меня слышите, что всё отлично, всё замечательно. Я рад, Я счастлив. И я вижу недоверие ваших глазах, потому что ну как может быть счастливым человек, который передвигается с палкой, который инвалид и прочее. Но нельзя быть счастливым в этом обществе. Вот ваш взгляд мне это говорит. А я хочу вам сказать обратное. Счастливым быть можно и нужно. Сегодня мы поговорим о счастье и об истоках того, почему мы эти этого счастья своего стыдимся. Этого делать не надо.
Во первых, вчера, когда я перед сном готовился к лекции, я делал себе какие-то пометки, записи и я вспомнил 2 поговорки. Такие, которые каждый из вас знает. Поговорка номер один. “Каждый из нас кузнец своего счастья”. И есть ещё другая поговорка, что “рецепт счастья нужно знать”. То есть мы сами “кузнецы” и есть какой-то “рецепт” у счастья. Я хочу вам объяснить, что я думаю на этот счёт и что для меня"кузнец"и что для меня"рецепт".
Если мы представим себе кузнеца, то это будет человек, который очень тяжелым физическим трудом делает что-то, кует этот кузнец и, соответственно, тяжёлым физическим трудом делают свою работу. Счастье — это тяжелый труд и самое главное счастье — это активный процесс. Невозможно быть сейчас счастливым, если вы пассивны, невозможно стать счастливым просто так. Для счастья обязательно нужно что-то сделать.
В счастье, в свое личное счастье нужно вкладывать свои силы, свои эмоции и тогда оно появится. Очень часто говорят, вот я хочу выиграть миллион долларов в лотерею. Да, окей, купи билет! Вот купи билет, и ты обязательно выиграешь. Не сразу, может быть, сразу. Я не знаю. Как повезет. Это же удача. Но для того чтобы выиграть миллион долларов в любую лотерею нужно, как минимум, предпринять одно активное действие — купить билет. Соответственно, для своего счастья"кузнец своего счастья"должен его ковать. Это каждодневная работа над собой, каждодневный труд.
Здесь встаёт вопрос, а что же является"рецептом счастья"? Ну вот, допустим, когда повар готовит свое блюдо, он знает его рецепт. Для того, чтобы приготовить борщ есть определённый рецепт того, что нужно добавить. Добавите что-то другое, получится солянка. Другое добавите, то получится суп харчо. У каждого блюда есть свой собственный рецепт. Для каждого блюда нужно добавить определённые ингредиенты. Что же является рецептом вашего счастья? Это те ингредиенты, которые есть у вас. Чтобы узнать, какие у вас есть ингредиенты, для этого на прошлой неделе мы с вами четыре с половиной часа обсуждали, что же такое самосознание и как правильно познавать себя. Лишь только тот человек, на мой взгляд, который обладает полным самосознанием, который истинно понимает кто он такой, что ему в этой жизни нужно, лишь только этот человек знает рецепт своего, именно своего счастья, а не абстрактного.
Я не могу сказать кому-нибудь из вас как стать счастливым. Я не знаю. Я не знаю кто вы, что для вас важно в этой жизни, что для вас не важно. Вот, честно говоря, хоть убейте, не знаю, Я каждый день стараюсь понимать, а что мне в этой жизни важно, что для меня важно? Для того чтобы мне это понять, я изучаю себя и отсюда идёт моё самосознание. А как можно изучить себя? Для этого нужно очень часто ставить себя в такие ситуации, в которых ты никогда не был, чтобы понять, как ты на них отреагируешь, как вообще отреагирует твой организм. Это я называю выходом из зоны комфорта. Лишь только выходя из зоны комфорта, и делая то, что ты не делал раньше, можно узнать, какой ты и что тебе в этой жизни нужно.
Вчера мы с супругой сходили в 2 прекрасных места. Место номер один — картинная галерея, и я вам скидывал картины, которые нам безумно понравились и место номер 2 — это театр. Мы ходили на прекрасную постановку, кто хочет в моём инстаграме есть пара видео со спектакля. Так вот — я этого никогда не делал. И я не знал, могу ли я от этого стать счастливым. И для того, чтобы мне это узнать, мне нужно было это сделать. Мне нужно было пойти в картинную галерею, полюбоваться прекрасными женскими телами. Я понял, что мне это очень нравится. Это очень красиво, завораживающе на картинах. Мне нужно было пойти на прекрасную театральную постановку, где я узнал очень много нового, в том числе о себе, благодаря тому спектаклю, на который я ходил. В итоге сделал что-то такое, чего я в обычный свой выходной день никогда не делал и, опачки, в рецепт моего счастья добавилось ещё 2 блюда, 2 ингредиента. Театр и картины. Искусство.
Вчера я писал посты про то, что каждый из нас медик, как правило, рациональный человек. Человек, который думает, и который опирается на факты, на симптомы, на жалобы, на знания, получаемые из учебника. Хочу вам сказать, что открыть свой внутренний мир нам помогает что-то новое, что-то абсолютно отличающееся от этих скупых, рациональных вещей, таких как факты. Мир искусства…. В данной ситуации — это ещё один ключ к познанию себя и к обретению своего собственного счастья.
Таким образом, для меня"рецепт счастья" — это активные собственные действия, соответственно, каждый из нас"кузнец своего счастья", для чего необходимо познание себя и узнавание своих собственных граней. Мы с вами говорим о том, что очень часто нам не хватает чувства счастья и есть одна причина. Мы не умеем это счастье испытывать. Почему мы не умеем испытывать счастье?
Во первых, я уже говорил о том, что в обществе не принято быть счастливым, потому что посчитают дурачком. Очень часто мы не испытываем счастье от своих собственных успехов по жизни. Если что-то получилось — радоваться надо, а мы не радуемся. Мы не радуемся, потому что"так и должно быть", это"нормально". Я же работал, я же трудился, почему бы у меня не должны получиться? Вот если не получится, вот тогда есть повод для того, чтобы громить всю квартиру и кричать на весь мир. Как это так? У меня что то не получилось? То есть, нет ничего не обычного в том, что я расстраиваюсь от того, что у меня что-то не получилось. Блин, но это же здорово? Или это ужасно? У меня не получилось. Теперь то уж точно я имею право себя гнобить! А когда у меня что-то получилось — да это"нормально"… Я же старался. Я получил пятерку по итоговой или четверку, то на что надеялся, ну"окей, нормально","я же учил". А если мне не поставили… Я учил, но мне поставили двойку — вот это ужас. Вот это стоит того, чтобы дней 20, 30 об этом грустить, вспоминать, ругать себя и говорить какое же я ничтожество! Как я мог не сдать итоговую?! То есть гнобить себя не запрещено,а хвалить себя, почему то запрещено? Где же собака эта вот зарыта? Где же зарыто это обесценивание?
Я не знаю откуда это идет. Очень часто это идет из детства. Например, когда вы были маленькими, построили пирамидку какую-то, нарисовали рисунок. Они был на самом деле объективно плохими, но вы пошли с этим рисунком, такие радостные, к своим маме и папе. Говорите:"мама, папа, посмотрите, как я нарисовал рисунок". И тут вы в ответ не слышите: вау! здорово! молодец! круто! ты так здорово старался! Спасибо тебе, что ты нам это показал. В ответ и очень часто слышите сразу же замечания…."Ну вот тут ты не дорисовал","вот тут ты не доделал", а"вот тут у тебя плохо", то есть почему-то многие наши родители вместо того, чтобы вместе с нами порадоваться и испытать чувство эмпатии, почему то они сразу указывали нам на наши недостатки, на то, что у нас не получилось. И мне кажется, в этом одна из причин того, что мы перестаем радоваться своим успехам. Потому что ещё там в детстве любые наши успехи самыми близкими, самыми важными для нас людьми обесценивались. И в результате, когда у меня что-то получается, я не радуюсь, потому что это"так и должно быть", я же старался. Потому что я знаю, что я сейчас приду домой, расскажу маме и она спросит: — а другие как? Вот да, хорошо, ты получил пятёрку, но а другие как? А все остальные тоже пятерки получили? Да? Ну ничего… Значит это просто халявный преподаватель или халява какая-то была. Поэтому ничего в этом такого нет. Ну и что, что получил. Был бы лох, если бы не получил.
Хорошо, берем другую ситуацию. Вы приходите домой и говорите, мама, я получил тройку. А другие как? Другие тоже тройки. Мама скажет: ну да, наверное было очень сложно и не поругает. И теперь третья ситуация. Вот, на мой взгляд, самая ужасная.. Вы приходите домой и говорите:
— Мама, я получил тройку.
–А другие как?
–А другие пятерки.
— Ты что? Хуже всех. Ты что, не мог ответить на 5 так же как остальные? Да что я тебя плохо воспитываю? Да что я не так делаю? Да почему ты не учил? Да это всё потому что ты вчера в телефон играл, в компьютер, шлялся где попало и не учил. Да как ты мог!
И вот в этой ситуации человек вместо поддержки получает оплеуху от своего родителя. Получает ещё один повод для того, чтобы подумать о том, что в случае неудачи его поругают и он будет сильно расстраиваться. В случае счастья, когда у меня что-то получилось, то меня тут же сравнят с кем то другим. И если кто-то другой точно такой же, то скажут: ну и чего? А если другие будут хуже, то скажут…. Хотя не факт, что другие будут хуже. Вы же понимаете, что вы не можете быть идеально лучшими, а если вы реально будете идеально лучшими, то мама или папа, самые близкие для вас люди вдруг скажут: — Ну что тут такого? Ты же старался, я же знаю, что ты учил, поэтому, ну ладно, молодец, возьми с полки пирожок. Без какого-то бешеного счастья, без какой-то радости.
То есть с нами ещё с детства не разделяли радость. Гораздо проще другое… Вот вы сейчас, пожалуйста, вспомните человека, какого-нибудь вашего одногруппника, у которого горе, у которого беда, у которого проблема. Да, вся группа начинает ему помогать! Да, вся группа говорит ему: — ничего страшного, да не переживай, да, всё в порядке, да всё отлично и так далее. Вся группа сопереживает этому человеку у которого горе. И он такой: — вау! горе! — я получаю внимание.
Берём другую ситуацию, человек единственный из группы сдаёт на пятёрку итоговую патану этому злому Сотниченко. И вся группа косо на него смотрит:
— Да как? Ты что вообще что ли? Да как ты смел?
Одногруппники могут не говорить об этом, но во взглядах это очень часто читается. Я прям вижу эти взгляды на тех людей, кто у меня получил пятёрки. Вся группа вместо того, чтобы вместе с ним порадоваться, как если бы они вместе с ним разделили его горе, смотрят с укором на этого человека. Вот, допустим, он получил оценку отлично, то вся группа как то замыкается и даже, может быть, не общается с ним. То есть разделять счастье с нами никто не хочет. И в результате этот человек подсознательно, даже когда у него всё получается, когда он получает пятёрку, стесняется того, чтобы испытывать счастье на глазах других.
— Они же меня осудят! У них же не так всё хорошо! У них же плохо. Как я могу вообще радоваться? Как я могу испытывать счастье, когда другие несчастливы?
И вот здесь такой мой вам совет. Пожалуйста, не скрывайте свои эмоции, если вы счастливы. Радуйтесь! Не запрещайте себе счастье. Тогда счастье станет вашим лейтмотивом по жизни и тогда вы будете чувствовать счастье, даже когда у вас все плохо. Потому что вы так привыкли быть счастливыми, потому что вам так это в кайф. Вам просто реально будет не в кайф от того, когда вы грустите. Мы уже как то с вами говорили о том, что когда вы испытываете дикий фейл, единственное, что нужно сделать — это понять, что было не так, где были допущены ошибки. Далее необходимо работать над их исправлением, а вовсе не посыпать голову пеплом.
Не скрывайте свои эмоции и самое главное, а в этой жизни нужно (вот чего я очень долго добивался в своей жизни) это избавляться от так называемый дуальности, то есть от сравнения себя с кем-то ещё. Потому что это сравнение всегда будет не в вашу пользу. Если кто-то другой лучше, то конечно, вы будете испытывать плохие эмоции. Если кто-то другой хуже, то очень часто вряд ли ваши эмоции будут радостными, потому что вам же нельзя радоваться! Казалось бы, вы лучше других.. Ну, радуйтесь… Нет, вам нельзя! На вас косо посмотрят! В результате счастье в нашей жизни задвигается в какую-то жопу.
Дальше поехали. Когда человека очень часто воспитывают, не разделяя с ним счастье, в конечном итоге он сам себе начинает говорить: — Я ничего такого не сделал. И вот он уже стал взрослым, уже не маленький ребёнок, который с мамой папой живёт и который от них зависит. Он уже там, чего-то добивается. Ему говорят: — Вау! Какой ты крутой! Вау, как у тебя здорово то или иное получается! И в результате этому бы человеку вместе порадоваться, сказать: — Да, спасибо! Да спасибо вам за то, что вы отметили мои успехи! Но в ответ человек скромно говорит, что ничего особенного он не сделал. Просит не обращать внимания на успехи. Говорит, это не его заслуга, так просто вышло…
Сейчас я вам описываю характерные симптомы синдрома самозванца. Самозванец — это тот человек, который находится не на своем месте, которого случайно поместили куда-то. Вот, в частности, этот человек говорит о том, что"ой ребят вы меня случайно помещаете на пьедестал". Если в детстве его успехи обесценивали самые близкие люди, то есть родители, близкие друзья или близкие родственники, то он вырастает и обесцениванием собственных успехов займется теперь уже самостоятельно. И он считает, что"да нет, я недостоин","я не должен","это не моя заслуга"и так далее. Пожалуйста, запомните, а потом прошу вас и поискать в интернете информацию, но уже с клиническими примерами.
Выводы. Пожалуйста учитесь принимать похвалу, когда вас хвалят. Это неплохо, когда вас хвалят! Это повод для того, чтобы порадоваться! Порадоваться тому, что те силы, эмоции, которые вы затратили на то, чтобы добиться тех успехов, которых вы добились, были потрачены не зря. Просто порадуйтесь. У чувства радости есть его двоюродная Сестра, плохая Сестра, называется"гордость". Вот гордиться не надо. Гордость это плохое чувство. Гордыня! Но радость это хорошее чувство, пожалуйста, радуйте своими успехами, не стесняйтесь этой собственной радости. Это не говорит о том, что нужно этой радостью возвышаться над другими, но и принижать себя и обесценивать свои успехи на фоне неуспеха других людей тоже, на мой взгляд, неправильно, абсолютно неправильно.
Другая часть того, о чем бы я хотел с вами поговорить тоже о радости. Очень часто мы с вами не получаем той радости от общения с людьми, от взаимоотношений, на которые мы настраивались. А почему это так? Потому что, мне кажется, что мы должны ставить перед собой реальные цели. Мы уже говорили с вами о мечте и о цели. Мечта — это нечто возвышенное, нереальное и восхитительное, но не обязательно достижимое. Однако цели для осуществления этой мечты должны быть реальными. Такими, чтобы вы в ближайшем будущем, поставив определённые задачи, могли этих целей добиться. И тогда, я уверен, у вас будет наступать чувство самоудовлетворения. Благодарности по отношению к себе. Ваши ожидания начнут оправдываться, потому что вы ставите перед собой реальные цели.
Вопрос. Как поставить себе реальную цель? Реальную цель можно поставить только тогда, когда вы очень хорошо себя знаете. То есть опять же реальная цель идет от самосознания. Может быть, я и могу себе поставить цель полететь в космос. Но я должен реально понимать, что космос и я это абсолютно разные вещи. Я даже на велосипеде ездить долго не могу. Какой нафиг космос? Если цели будут реальными, тогда достижение счастья тоже будет для вас реальным. Ну а что? Вы добились чего-то, поставили реальную цель, и, как следствие, добились реального успеха. Вау! Счастье! Здорово же! Соответственно, есть повод порадоваться.
Ещё такой момент. Наверное, уже третий, о котором я хотел бы поговорить. Вы живёте для того, чтобы испытывать счастье. Нужно жить здесь и сейчас, то есть в настоящем моменте. Что значит жить здесь и сейчас? Это значит, что прошлого не существует, потому что оно уже прошло. Будущего не существует, потому что оно ещё не наступило. Жить прошлыми эмоциями и жить в будущем, будущими совершениями, на мой взгляд, не совсем правильно, потому что вы упускаете тот самый настоящий момент, тот момент, в котором вы живёте сейчас. Вы упускаете жизнь, которая вокруг вас. В результате вы упускаете источники вдохновения, счастье, эмоции.
Вот сейчас весна. Сейчас прекрасная весна, когда можно радоваться. Вот сегодня мы сидели с группой на паре и немножечко даже завидовали этим птичкам, которые пели за окном. Мы же знаем, что кафедра находится в лесу практически. Когда час занятия проходит, я обычно говорю вам: — Ребятки, теперь выходите на перерыв. Буквально спустя пару минут я выхожу вслед за вами на улицу и что я вижу? Стоите группками. Обсуждаете какие-нибудь итоговые по фарме, по хирургии, вместо того, чтобы выйти на улицу и насладиться текущим настоящим моментом и получить необходимые эмоции. В результате вы приходите после перерыва ну ни разу не отдохнувшими, загруженными и потому что на фарме или на хирургии, на терапии какие то беды. Ну, блин, а как же отдых? Я вам дал время для отдыха, а вы только ещё сильнее загрузились, хоть следующий раз перерыв вам не делай.
Ещё один момент, о котором я бы хотел с вами сейчас поговорить. Это выгорание. Да, можно находиться в каком то постоянном потоке, в постоянном действии, не давать себе время на отдых, но когда организм ваш не отдыхает, то вы не успеваете восстановиться. Вы не успеваете восстановиться от пережитых эмоций как положительных, так и отрицательных. И в результате все ваши эмоции превращаются в одну серую массу, в результате в вашей жизни отсутствует ее часть. Почему? Потому что вы не отдохнули. Не отдохнули как после хорошего, так и после плохого. Вы не восстановили свои жизненные силы, гормональный баланс. В результате любые будущие действия не вызывают у вас счастье, потому что у вас не восстановились гормоны, которые позволяют вам реагировать на это счастье.
Итак, счастье — это текущий момент. Его нет в прошлом, его нет в настоящем. Оно здесь и сейчас в нашей беседе. Вот прям сейчас! Какие у вас есть эмоции?
Часть с вопросами и ответами. Диалог со студентами.
Карина
Мы боимся быть счастливыми, наверное, потому, что боимся выделиться из серой толпы.. Мы не можем жить в моменте, потому что мы боимся чего-то не успеть, даже по той же самое учёбе, чего то не доделать, где то не сдать итоговое, где то сидеть с этими долгами, поэтому, наверное, и не может быть счастливыми.
Сотниченко
А не надо бояться, Карина. Нужно делать. Правда ведь?
Карина
Да, да.
Адам
Извините, что перебил. Вот вы говорили испытывать счастье на фоне чужого несчастья. У меня раньше такое было, но я начала осознавать, через что я прошёл, чтобы добиться именно вот этого момента. Я начал понимать через что прошёл тот, кто не добился. Раз он лёг спать вместо изучения предмета, то он понимал, что за этим последует, к какому последствию приведут его действия. И вот это мое осознание помогает испытывать мне чувство счастья.
Сотниченко
Да, Адам, я вижу, когда ты искренне рад на занятиях. Когда мы с тобой общаемся, я тебя всегда называю тебя своим отличником, да и ты это знаешь. Ну так, извини меня, так ты отвечаешь хорошо, правильно ты работаешь и в данной ситуации ты заслуженно получаешь от меня эту похвалу. Почему же ты должен себе запрещать радоваться? Вот ты трудился. А многие из твоих одногруппников, в том числе когда я их хвалю, не радуются, потому что они обесценивают свои труды. Да, вот тут ты не спал или трудился вместо того чтобы забить на всё и погулять, что то поделать. Ты сидел, учил, сидел вникал, трудился. Так почему же ты себя улыбкой, радостью не можешь вознаградить за свой труд? Можешь и должен!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ночные разговоры. Разговор о счастье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других