Обитель старца Геласия на Холковском городище

Александр Сергеевич Каунников, 2019

Книга представляет собой историческое исследование одной древней монашеской обители Белгородчины, главная достопримечательность и святыня которой сегодня – пещеры в меловом холме. В книге повествуется о различных интересных событиях в жизни монастыря: посещении царём Алексеем Михайловичем, претворении воды в вино, духовном наставнике Стеньки Разина, древней крепости на соседнем с монастырём холме и многом другом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обитель старца Геласия на Холковском городище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4: История монастыря в XVII — XVIII веках

В 1650 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом монастырю была дана грамота, разрешающая перестроить обветшавший к тому времени Никольский деревянный храм. Повелением царя, новый выстроенный храм стал трёхпрестольным и освящён в честь Преображения Господня. Правый придел был освящён в честь святителя Николая, левый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы24. С того времени и сам монастырь стал именоваться не Николаевским, а Преображенским25. В 1647 г. чуть южнее монастыря был выстроен город-крепость Царёв-Алексеев (позднее переименован в Новый Оскол), и полное название монастыря стало Ново-Оскольский Преображенский Холковский мужской монастырь. В самом же Новом Осколе за монастырём числилось подворье на случай военного времени. «Лета 7166 (1658 г.), мая в 30 день — повествует царская грамота — по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, и по отписной челобитной, за пометою дьяка Григория Башмакова и по наказной памети воеводы Микиты Кузмича Веляминова дать двор в Новом Осколе внутри города, идучи к Московским воротам, направо, зад лавочных мест, что умершаго стрельца Микиты Чахова, Новаго Оскола Холковой пустыни, Николскова монастыря строителю Ефрему з братиею для осаднаго времени»26.

Коридоры монастырских пещер. Фото автора.

В 1659 г. Холковский монастырь был полностью разорён татарами. Так повествуется в царском указе архимандриту Геннадию: «шол мимо Новой Оскол город крымской хан с тотары и с черкасы войною, и тот де Холков монастырь и крестьян и бобылей он, хан, с воинскими людьми совсем разорили, а которые де от того розаренья осталися и те розашлись по новопостроенным городам <…> а в монастыре старое строенья церковь и колокольня, клети и ограда все обветшало и опало». Указом царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей архимандриту Геннадию с братией было поручено восстановить монастырь после разорения. «И тебе б, архимандриту27 з братьею, на тое свою монастырскую землю <…> призывать вольных людей черкас28 <…> и козаков <…> а беглых боярских и иных каких чинов людей, и крестьян, и заводных, и деловых людей же, крепостных и иных служилых и тяглых людей отнюдь не призывать и не селить»29. Здесь любопытен тот факт, что указ датирован 1685 г., т. е. до возрождения архимандритом Геннадием с братией полноценного монастыря в Холках не существовало, по-видимому, около четверти века.

Известно также и о том, что в 1670 — 1671 гг. «строителем» Холковского монастыря числился «чорной поп» Феодосий, в миру Федор Андреев, наставник знаменитого в те годы мятежника Степана Разина. «У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живет в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях <…>. И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал <…> и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы». Этого самого Феодосия указом царя Алексея Михайловича было повелено «взяв того попа, сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». Известно о нём также, что жил он прежде в разных монастырях, в том числе и Новоиерусалимском монастыре в Подмосковье под руководством ушедшего на покой патриарха Никона, прослужив там дьяконом два с половиной года. Священником стал в Белгороде при митрополите Феодосии «и сшол на Дон <…> опять: и на Дону вору Стеньке Разину учинился отец духовной поневоле… по войсковому отпуску приехал в Белгород, и по благословению Феодосия митрополита учинен в Холкове монастыре строителем <…> И вор30 де прислал к нему <…> крест золотой с мощьми, да образ чудотворца Николая, обложен золотом. И он31 <…> крест и образ привез в Белгород и отдал митрополиту Феодосию вкладу». 14 декабря 1671 г. черный поп Феодосий был расстрижен на Патриаршем дворе «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор.»32

Иконостас Донского храма. Фото автора.

К сожалению, о быте монастыря, традициях и образе жизни самих монахов до нас не дошло никаких сведений.

Из синодика (или, проще говоря, «помянника») Холковского Преображенского монастыря, который «был учинен тщанием иеромонахом Савватием по души своей 1742 году»33 и прочих документов до нас дошли имена настоятелей монастыря XVIII в. Иоанна Лазовского (бывшего помещика из г. Обояни, игуменствовавшего в Холковском монастыре в 1730-х гг.), Феофила Туранского, Феодосия Сонцова, Паисия (ум. 1743 г.), Вениамина Расновского (ум. 1753 г.), Иоанна, Феофана и Илариона Спасского.

Об игумене Феодосие Сонцове (управлял ок. 1746 г.) известно, что был прежде иеромонахом Белгородского митрополичьего дома34 и переведён Белгородским митрополитом Антонием на место Феофила Туранского, который, в свою очередь, занял место настоятеля Хотмыжского монастыря.35

В 1749 епископом Белгородским Иоасафом, причисленным ныне к лику святых, в Холковский монастырь был назначен последний игумен — Иларион Спасский, бывший иеромонах Курского Знаменского монастыря. Руководил отец Иларион Холковским монастырём до самого его закрытия. Прежний же настоятель Холковской обители игумен Паисий36 занял место настоятеля в Хотмыжском мужском монастыре.37

В 1764 г. в результате проводимой государством секуляризационной реформы Холковский Преображенский монастырь был упразднён, а монахи подлежали расселению в близлежащие монастыри Белгородской губернии. Секуляризация была довольно распространённым явлением в средневековой Европе. Этим термином называли процесс изъятия у Церкви земель и недвижимого имущества. К XVIII в. в Российской империи самым крупным землевладельцем являлась именно Церковь. Земли, принадлежащие Церкви, назывались «беломестными», т. е. не подлежащими налогообложению. Императрица Екатерина II, желая увеличить доход государственной казны за счёт налогов на землю, 26 февраля подписала «Манифест о секуляризации», согласно которому предписывалось максимально сократить церковные землевладения. Из 954 существующих в пределах Великороссии на тот момент монастырей было упразднено 567, остальные 387 обителей были поделены на 2 класса: штатные и заштатные. Штатные монастыри стали финансироваться государством, в них же было строго определено количество населявших их монахов («штат монастыря»). Хотя монастырям зачастую государственных денег не хватало на собственное содержание, настоятели о том церковному начальству докладывали неохотно из-за боязни закрытия той или иной обители. Заштатные же монастыри находились полностью на самообеспечении — монахи питались от трудов рук своих.

Поскольку монастыри, оставшиеся в Белгородской губернии после проводившейся в стране реформы, были штатными и количество проживавших в них монахов было ограничено, монахи упразднённого Холковского монастыря столкнулись со следующей проблемой. Им, во главе с последним игуменом монастыря Иларионом, пришлось проживать ещё два года в упразднённой обители, ожидая вакантных мест в монастырях Белгородской губернии. Сам же игумен Иларион был определён в штат Свято-Троицкого Белгородского мужского монастыря38. Но проблемой здесь явилось отнюдь не проживание иноков в родном монастыре, а то, что теперь монастырь не имел ни угодий, ни крестьян, ни мельниц, как это было прежде. Наняться же на работу монахи тоже не имели права и жили, фактически, только на подаяния.

В 1757 г., незадолго до упразднения монастыря, была выстроена ещё одна церковь — Покровская. Она находилась на месте существующего ныне Донского храма. Церковь эта была каменной и впоследствии перестраивалась из-за её небольших размеров — с 1805 по 1808 гг. к ней были пристроены два придела и каменная колокольня39.

В августе 1761 г. Преосвященнейшим епископом Белгородским Иоасафом, прославленным ныне в лике святых, было дано разрешение на постройку нового Преображенского храма, так как старый деревянный храм сильно обветшал. Новый Преображенский храм планировали сделать каменным и отапливаемым. Старый храм разобрали, на его месте залили фундамент нового храма, но дальше этого дело не пошло40. Таким образом, к моменту закрытия Холковского монастыря в нём оставалась действующей лишь небольшая Покровская церковь. О том, совершались ли тогда богослужения в пещерном храме и в честь какого святого этот храм был освящён, доподлинно не известно.

Страница Курских Епархиальных ведомостей за 1891 год.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обитель старца Геласия на Холковском городище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

24

Храмозданная грамота патриарха Иосифа чёрному попу Ефрему на постройку деревянной церкви Преображения в Холковой пустыни, 7158 (1650) г. января 16 дня. РГАДА, ф. 281 № 7939 л. 1 — 2.

25

Если быть точным, грамота на постройку была дана в 1650 г., но Преображенским монастырь стал называться примерно на десятилетие позже, как это видно из исторических документов.

26

Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 28 1891 г. Стр. 504.

27

Архимандритами называют настоятелей крупных и важных мужских монастырей. Настоятелей же обычных монастырей называют игуменами (в женском монастыре аналог слову «игумен» — «игуменья»; женского аналога слову «архимандрит» не существует). По-видимому, чтобы подчеркнуть важность Холковского монастыря для государства в то непростое время, в Холковский монастырь был назначен настоятель с титулом архимандрита, который, по всей вероятности, управлял до этого какой-либо другой знаменитой обителью.

28

Черкасами в официальных документах до XVIII века (позже — малороссами) обычно принято называть жителей современной Украины.

29

Указ великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев Новооскольского уезду Холкова монастыря архимандриту Генадею з братьею. РГАДА. Ф. 281. № 7940. Л. 1 — 4.

30

Т. е. Степан Разин

31

Строитель Феодосий

32

Документы разрядного приказа №№ 155 — 160. РГАДА. Ф. 210. Белгородский стол, стб. № 712, лл. 60 — 73.

33

Свящ. И. Тимофеев. Синодик Холковскаго Преображенскаго монастыря. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 39 1898 г. Стр. 585 — 589.

34

При Белгородском митрополичем доме в то время имелась братия из 18 монахов. Для сравнения: Белгородский Никольский монастырь насчитывал всего на 1 монаха больше.

35

Знаменский мужской монастырь находился неподалёку от города-крепости Белгородской оборонительной черты Хотмыжска в нынешнем селе Красный Куток Борисовского района Белгородской области. Монастырь был основан игуменом Корнилием и чёрным попом Феодосием и просуществовал ровно 200 лет: с 1642 по 1842 гг. Сам же город Хотмыжск впервые упоминается в летописях в 1430 г. как «Хотмышль на Ворскле» и в настоящее время является селом в том же Борисовском районе. До нашего времени от монастырского комплекса дошёл каменный Знаменский храм.

36

Поскольку монастырский синодик говорит нам о смерти игумена Паисия в 1743 году, а статья Танкова о его переводе шестью годами позже в Хотмыжский монастырь, то можно предположить либо ошибку переписчика синодика, либо то, что Холковским монастырём в разное время управляли два настоятеля с этим именем.

37

А. Танков. Историко-статистические сведения о монастырях Белгородской митрополии. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 41 1899 г. Стр. 692 — 696.

38

Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 534 — 536.

39

Свящ. И. Тимофеев. Летопись Покровской церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 8 1899 г. Стр. 112 — 116.

40

Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 533 — 534.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я