Обитель старца Геласия на Холковском городище

Александр Сергеевич Каунников, 2019

Книга представляет собой историческое исследование одной древней монашеской обители Белгородчины, главная достопримечательность и святыня которой сегодня – пещеры в меловом холме. В книге повествуется о различных интересных событиях в жизни монастыря: посещении царём Алексеем Михайловичем, претворении воды в вино, духовном наставнике Стеньки Разина, древней крепости на соседнем с монастырём холме и многом другом.

Оглавление

Глава 3: Крепость на холме

Местное предание донесло нам о крепости на соседнем с монастырём холме, участвовавшей в обороне Холковского монастыря от периодически нападавших на малозаселённые и слабообороняемые окраины России кочевников. В одной из статей в Курских епархиальных ведомостях за 1899 год местный священник Иаков Тимофеев пишет об этом так:

Место бывшей крепости. Фото автора.

«Горный кряж, идущий по правому берегу реки Оскола, достигает у сл. Холка наибольшей высоты и образует, между прочим, один высокий отрог с хорошо сохранившимися, в виде искусственных рвов, следами бывшаго на нём сторожевого укрепления.<…> Возведение таковых первее всего в виде окопа всей окружности вершинной площади, и особенно западной (ровной) ея стороны, глубоким рвом, согласно местному преданию, должно отнести ко времени сооружения в царствование Алексея Михайловича целой цепи укреплений в пустынной местности между реками Осколом и Корочею, носившей название «Дикаго Поля». Как такая, местность, эта составляла продолжение «Изюмской Сакми» — излюбленнаго Крымскими татарами тракта при частых погромах порубежных владений Московскаго царства. <…> Можно полагать, что окончательный вид почти неприступнаго крепостного оплота Холковское сторожевое укрепление получило одновременно с основанием и устройством города Яблонова и насыпкой от него к городу Короче и селу Лозному земляного вала.

К счастью, недостаток документальных данных счастливо восполняется следующим вещественным свидетельством, имеющим цену безспорнаго факта. Лет сорок назад18, с восточной стороны бывшаго сторожеваго укрепления по линии наибольшаго отвеса ея, образовался широкий и глубокий обвал. Бурные потоки весенних вод и летних сильных дождей, продолжая эту разрушительную работу, вымывали много человеческих костей, принадлежавших, очевидно, нападавшим и защищавшимся.»19

Однако же, археологические раскопки, проводившиеся на месте этой крепости в 1983 профессором Института Археологии РАН Г. Е. Афанасьевым и в 1985 — 1987 гг. славянским отрядом экспедиции Воронежского Государственного университета под управлением А. З. Винникова, датировали её появление гораздо раньше — около Х-ХI вв. В результате раскопок было обнаружено 7 жилых и 2 хозяйственных постройки, а также 6 погребений. Также были обнаружены различные предметы, говорящие об образе жизни воинов, населявших крепость: снаряжение всадника и конские удила, наконечник стрелы, ножи, инструменты для обработки дерева, рыболовные снасти, керамическая посуда, бронзовые и стеклянные украшения. Как полагают исследователи, крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами.20

По версии доктора исторических наук С. А. Плетнёвой, Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве» — встречи братьев-князей Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 г.

«Выйдя в поход, Игорь, по свидетельству летописца, «идяху тихо, сбираюче дружину свою». К Донцу он дошел только 1 мая, и здесь его застало солнечное затмение. После затмения Игорь «перебреде Донец и тако прииде ко Осколу и жде два дни брата своего Всеволода», который шел к Осколу другим путем — из Курска. Нам кажется вполне правомерным предположение, что князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пограничный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость — Холок.»21

«Обретение звука». Фото Павла Кривцова.

Вновь крепость была исследована в 1998-2000 гг. археологами А. З. Винниковым и Е. Ю. Кудрявцевой. Их работы на данном городище позволили установить, что первые поселенцы здесь жили в VI-III веках до Рождества Христова и были оседлой частью скифского народа.

Следующий период заселённости этого места — XI-XIV вв., древнерусская крепость, находившаяся на территории проживания потомков древних аланов и болгар (так называемой салтово-маяцкой22 археологической культуры). Тем не менее, другие древнерусские поселения поблизости пока не обнаружены. Учёные склонны считать, что крепость была неким наблюдательным военным пунктом на границе с соседями-кочевниками.

Ссылаясь на Ярлык Крымского хана Менгли-Гирея великому князю Литовскому Сигизмунду, профессор истории Воронежского Государственного Университета В. П. Загоровский выдвинул предположение касательно исторического названия Холковского городища. Ярлык хана от 1507 года даёт право литовским князьям распоряжаться русскими городами, в числе которых Оскол. В то время ни Старого Оскола (основанного изначально с названием Оскол только в 1593 г.), ни Нового Оскола ещё не существовало. Ещё более раннее упоминание Оскола находится в списке городов за 1450 год младшего брата великого князя Литовского и короля Польского Ягайло князя Свидригайло, бывшего в то время князем Волынским. Вполне вероятно, что крепость на Холковском городище и была тем самым Осколом. Эту же историческую версию поддерживает и профессор археологии того же университета А. З. Винников.23

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обитель старца Геласия на Холковском городище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Т. е. в 1860-х гг.

19

Свящ. Иаков Тимофеев. Дополнительныя сведения к церковно-приходской летописи слободы Холки, Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 1 1899 г. Стр. 825 — 826.

20

А. З. Винников, Е. Ю. Кудрявцева. Городище Холки на юго-восточной окраине Древнерусского государства. Вопросы истории славян (сб. науч. трудов) вып. 12. Изд-во Воронежского ГУ, 1998. Стр. 50 — 71.

21

С. А. Плетнева. О юго-восточной окраине русских земель в Домонгольское время. Краткие сообщения Института археологии. — Вып. 99. — М.; Л., 1964.

22

Салтово-маяцкой принято называть древнюю культуру аланов (предков нынешних осетин), булгар (предков современных чувашей, балкарцев, татар, болгар, гагаузов, карачаевцев) и хазар (предков современных крымчаков и караимов) — населения Хазарского каганата, расселённого вдоль рек Северский Донец и Дон, у побережья Азовского моря и в Крыму в VIII-X веках.

23

А. Г. Винограденко, М. Е. Лютенко. Холковское городище — древнерусский город в половецкой степи. https//iskateli31.livejournal.com/4061.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я