1. Книги
  2. Историческая литература
  3. Александр Сергеевич Каунников

Обитель старца Геласия на Холковском городище

Александр Сергеевич Каунников (2019)
Обложка книги

Книга представляет собой историческое исследование одной древней монашеской обители Белгородчины, главная достопримечательность и святыня которой сегодня — пещеры в меловом холме. В книге повествуется о различных интересных событиях в жизни монастыря: посещении царём Алексеем Михайловичем, претворении воды в вино, духовном наставнике Стеньки Разина, древней крепости на соседнем с монастырём холме и многом другом.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Обитель старца Геласия на Холковском городище» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1: Геласий

Жизнь в пещерах, как особый вид монашеского отшельничества, появилась на Руси почти в одно время с появлением христианства. Первым из известных отшельников «Повесть временных лет» называет пресвитера Илариона — «муж благ книжен и постник… ископа печерку малу двусажену, где ныне ветхий монастырь Печерский». Немного позже, когда Иларион стал митрополитом Киевским, его уединённую пещеру на берегу Днепра занял монах Антоний, уроженец городка Любеч, что рядом с Черниговом, принявший иноческий образ на святой горе Афон. Постепенно, вдохновляясь подвигами Антония, к нему собрались ученики, и из одинокой пещеры отшельника вырос подземный монастырь с храмами и кельями, прославившийся многочисленными святыми и известный ныне как Киево-Печерская лавра. Следует отметить, что этот монастырь был не единственным в окрестностях Киева, где подвизались в пещерах отшельники-монахи. Постепенно, с распространением христианства по Русским землям, а, следовательно, и монашества, пещерные монастыри появлялись в разных уголках нашей Родины. Одной из таких пещерных обителей подвижников-монахов стал Николаевский Холковский монастырь, существовавший с 1620 по 1764 гг. близ слободы Холок или, по-другому, Холки нынешнего Чернянского района Белгородской области необъятной матушки-России.

Гробница в Холковских пещерах. Фото автора.

Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан в 1620 г. «чёрным попом»1 Геласием и пришедшими с ним на это место монахами. Грамота, выданная патриархом Филаретом, так повествует об этом событии:

«Божиею милостию се аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всея Русии. Бил нам челом, Оскольского уезда, Холковского городища2 Никольский чорной поп Геласий, а сказал: на Холковское де городище съезжаются с Дону Донские казаки и всякие люди, а храму де тут близко нет, и тут де люди помирают, а хоронить де их негде, и нам бы его Никольского чорного священника Геласия благословить, на Холковском городище храм Николы Чудотворца воздвигнуть, и на тот храм велеть антиминс3 дать. И аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всея Русии, Никольского чорного попа Геласия благословил: велел ему на тот храм лес готовить, и воздвигнуть храм во имя Николы Чудотворца, и антиминс на тот храм велел дать; а поставить тот храм выбрав место высокое, а как храм во имя Николы совершится, и тот храм освятить попу с дьяконом по правилом святых Апостол и святых Отец. Писан на Москве, лета 7128 Февраля в 3 день.»4

В течение всей первой половины XVII в. тысячи православных беженцев из Польши почти ежегодно находили себе убежище в Московской Руси. Священники, монахи и миряне покидали западнорусские земли, известные ныне как Украина и Беларусь, спасаясь от навязывания им чуждой католической веры. Среди местного населения бытует предание, что и сам Геласий был монахом Киево-Печерской лавры, пришедшим на это место, спасаясь от иноверческого ига. Есть также и другое предание, повествующее о том, что Геласий был купцом, в конце жизни посвятившим жизнь свою монашеским подвигам и на своей земле основавший монастырь5. Однако же, если внимательно вчитаться в грамоту Патриарха Филарета (см. абзац выше), возникает два небезосновательных и интересных вопроса:

1)

Почему «чорной поп» Геласий назван «Никольским»?

2)

Что делал Геласий на Холковском городище, если там не было монастыря, ведь, к тому же, он не из белого духовенства, а монах, да к тому же священник? Ведь если обычный монах может жить в одиночестве где угодно (таких монахов называют отшельниками), то священник просто обязан совершать богослужения, на которых должны присутствовать кроме него самого и другие люди.

Вполне вероятно, что в это время существовал уже пещерный монастырь во имя святителя Николая, в котором Геласий и подвизался, но об этом не сохранилось никаких документальных сведений. Но есть и другая версия — по древней традиции, в монастырских храмах не совершают таких треб для мирян, как например крещение, венчание или погребение. Если монастырь находится в каком-либо городе или селе, то неподалёку с ним обязательно существует приходская церковь для удовлетворения духовных нужд населения. Возможно, что о такой церкви и просил Геласий патриарха Филарета, если учесть существование монастыря на Холковском городище в то время. Но какова же была роль Геласия в самом монастыре, если таковой существовал тогда на Холковском городище? Настоятелей монастырей в документах XVII века обычно именовали «строителями», Геласий же назван просто «чорный поп» — как обычный монастырский священник.

Зимний вид на монастырский храм. Фото автора.

Согласно общепринятому мнению, основанному на опубликованной выше грамоте Патриарха Филарета, монастырь был основан Геласием как наземный и регулярно подвергался набегам кочевых татар, поскольку находился на самой окраине Московского царства, за которой дальше были только степи Дикого Поля. По всей вероятности, Геласий прослужил на Холковском городище недолго. Уже в 1628 г. указом царя Михаила Фёдоровича монастырь наделяется пашнями, покосами и участком на реке для рыбной ловли, а настоятелем указан «строитель Ефрем»,6 игуменствовавший 30 лет.

Какова же судьба Геласия? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ за неимением в настоящий момент достоверных сведений. Но стоит обратить внимание и на следующий любопытный факт: в истории существовавшего некогда в г. Белгороде Никольского мужского монастыря в начале XVII века строителем был назван некий Геласий. Выпись, данная по указу царя Алексея Михайловича, упоминает о строителе Геласие 8 января 1634 года, а ещё один документ — в августе 1635 г.7

Примечания

1

«Чёрный поп» — в древнерусских летописях так называли монахов, принявших священный сан и в настоящее время называемых иеромонахами.

2

Городище — укреплённое и огороженное рвом либо частоколом русское поселение, предназначенное для постоянного проживания на приграничных землях.

3

Антиминс — прямоугольный отрез ткани с вшитыми в неё мощами святых и подписью епископа о праве совершать богослужение в том или ином храме. Как правило, антиминс выдаётся индивидуально для каждого храма.

4

Храмозданная грамота патриарха Филарета чёрному попу Геласию на постройку храма Николы Чудотворца на Холковском городище, 7128 (1620) г. февраля 8 дня. РГАДА. Ф. 281. № 7936.

5

Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 27 1891 г. Стр. 490 — 493.

6

Выпись из писцовых книг, выданная строителю Холковского Никольского монастыря Ефрему и братии на пашню, сенокосы и рыбные ловли по реке Осколу. РГАДА. Ф. 281. Грамоты коллегии экономии — Оп. 1. № 7937. Л. 1 — 2.

7

Рыльский архимандрит Анатолий. Настоятели Белгородского Николаевского монастыря. Курские Епархиальные ведомости № 3 1883 г., отдел неофициальный, стр. 163.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я