Обитель старца Геласия на Холковском городище

Александр Сергеевич Каунников, 2019

Книга представляет собой историческое исследование одной древней монашеской обители Белгородчины, главная достопримечательность и святыня которой сегодня – пещеры в меловом холме. В книге повествуется о различных интересных событиях в жизни монастыря: посещении царём Алексеем Михайловичем, претворении воды в вино, духовном наставнике Стеньки Разина, древней крепости на соседнем с монастырём холме и многом другом.

Оглавление

Глава 1: Геласий

Жизнь в пещерах, как особый вид монашеского отшельничества, появилась на Руси почти в одно время с появлением христианства. Первым из известных отшельников «Повесть временных лет» называет пресвитера Илариона — «муж благ книжен и постник… ископа печерку малу двусажену, где ныне ветхий монастырь Печерский». Немного позже, когда Иларион стал митрополитом Киевским, его уединённую пещеру на берегу Днепра занял монах Антоний, уроженец городка Любеч, что рядом с Черниговом, принявший иноческий образ на святой горе Афон. Постепенно, вдохновляясь подвигами Антония, к нему собрались ученики, и из одинокой пещеры отшельника вырос подземный монастырь с храмами и кельями, прославившийся многочисленными святыми и известный ныне как Киево-Печерская лавра. Следует отметить, что этот монастырь был не единственным в окрестностях Киева, где подвизались в пещерах отшельники-монахи. Постепенно, с распространением христианства по Русским землям, а, следовательно, и монашества, пещерные монастыри появлялись в разных уголках нашей Родины. Одной из таких пещерных обителей подвижников-монахов стал Николаевский Холковский монастырь, существовавший с 1620 по 1764 гг. близ слободы Холок или, по-другому, Холки нынешнего Чернянского района Белгородской области необъятной матушки-России.

Гробница в Холковских пещерах. Фото автора.

Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан в 1620 г. «чёрным попом»1 Геласием и пришедшими с ним на это место монахами. Грамота, выданная патриархом Филаретом, так повествует об этом событии:

«Божиею милостию се аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всея Русии. Бил нам челом, Оскольского уезда, Холковского городища2 Никольский чорной поп Геласий, а сказал: на Холковское де городище съезжаются с Дону Донские казаки и всякие люди, а храму де тут близко нет, и тут де люди помирают, а хоронить де их негде, и нам бы его Никольского чорного священника Геласия благословить, на Холковском городище храм Николы Чудотворца воздвигнуть, и на тот храм велеть антиминс3 дать. И аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всея Русии, Никольского чорного попа Геласия благословил: велел ему на тот храм лес готовить, и воздвигнуть храм во имя Николы Чудотворца, и антиминс на тот храм велел дать; а поставить тот храм выбрав место высокое, а как храм во имя Николы совершится, и тот храм освятить попу с дьяконом по правилом святых Апостол и святых Отец. Писан на Москве, лета 7128 Февраля в 3 день.»4

В течение всей первой половины XVII в. тысячи православных беженцев из Польши почти ежегодно находили себе убежище в Московской Руси. Священники, монахи и миряне покидали западнорусские земли, известные ныне как Украина и Беларусь, спасаясь от навязывания им чуждой католической веры. Среди местного населения бытует предание, что и сам Геласий был монахом Киево-Печерской лавры, пришедшим на это место, спасаясь от иноверческого ига. Есть также и другое предание, повествующее о том, что Геласий был купцом, в конце жизни посвятившим жизнь свою монашеским подвигам и на своей земле основавший монастырь5. Однако же, если внимательно вчитаться в грамоту Патриарха Филарета (см. абзац выше), возникает два небезосновательных и интересных вопроса:

1)

Почему «чорной поп» Геласий назван «Никольским»?

2)

Что делал Геласий на Холковском городище, если там не было монастыря, ведь, к тому же, он не из белого духовенства, а монах, да к тому же священник? Ведь если обычный монах может жить в одиночестве где угодно (таких монахов называют отшельниками), то священник просто обязан совершать богослужения, на которых должны присутствовать кроме него самого и другие люди.

Вполне вероятно, что в это время существовал уже пещерный монастырь во имя святителя Николая, в котором Геласий и подвизался, но об этом не сохранилось никаких документальных сведений. Но есть и другая версия — по древней традиции, в монастырских храмах не совершают таких треб для мирян, как например крещение, венчание или погребение. Если монастырь находится в каком-либо городе или селе, то неподалёку с ним обязательно существует приходская церковь для удовлетворения духовных нужд населения. Возможно, что о такой церкви и просил Геласий патриарха Филарета, если учесть существование монастыря на Холковском городище в то время. Но какова же была роль Геласия в самом монастыре, если таковой существовал тогда на Холковском городище? Настоятелей монастырей в документах XVII века обычно именовали «строителями», Геласий же назван просто «чорный поп» — как обычный монастырский священник.

Зимний вид на монастырский храм. Фото автора.

Согласно общепринятому мнению, основанному на опубликованной выше грамоте Патриарха Филарета, монастырь был основан Геласием как наземный и регулярно подвергался набегам кочевых татар, поскольку находился на самой окраине Московского царства, за которой дальше были только степи Дикого Поля. По всей вероятности, Геласий прослужил на Холковском городище недолго. Уже в 1628 г. указом царя Михаила Фёдоровича монастырь наделяется пашнями, покосами и участком на реке для рыбной ловли, а настоятелем указан «строитель Ефрем»,6 игуменствовавший 30 лет.

Какова же судьба Геласия? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ за неимением в настоящий момент достоверных сведений. Но стоит обратить внимание и на следующий любопытный факт: в истории существовавшего некогда в г. Белгороде Никольского мужского монастыря в начале XVII века строителем был назван некий Геласий. Выпись, данная по указу царя Алексея Михайловича, упоминает о строителе Геласие 8 января 1634 года, а ещё один документ — в августе 1635 г.7

Примечания

1

«Чёрный поп» — в древнерусских летописях так называли монахов, принявших священный сан и в настоящее время называемых иеромонахами.

2

Городище — укреплённое и огороженное рвом либо частоколом русское поселение, предназначенное для постоянного проживания на приграничных землях.

3

Антиминс — прямоугольный отрез ткани с вшитыми в неё мощами святых и подписью епископа о праве совершать богослужение в том или ином храме. Как правило, антиминс выдаётся индивидуально для каждого храма.

4

Храмозданная грамота патриарха Филарета чёрному попу Геласию на постройку храма Николы Чудотворца на Холковском городище, 7128 (1620) г. февраля 8 дня. РГАДА. Ф. 281. № 7936.

5

Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 27 1891 г. Стр. 490 — 493.

6

Выпись из писцовых книг, выданная строителю Холковского Никольского монастыря Ефрему и братии на пашню, сенокосы и рыбные ловли по реке Осколу. РГАДА. Ф. 281. Грамоты коллегии экономии — Оп. 1. № 7937. Л. 1 — 2.

7

Рыльский архимандрит Анатолий. Настоятели Белгородского Николаевского монастыря. Курские Епархиальные ведомости № 3 1883 г., отдел неофициальный, стр. 163.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я