ПОДСОЛНУХИ

Александр Петрович Горностаев

В книге есть всё важнейшее для поэтических текстов: яркая образность, блеск метафор, оригинальность мышления. В них свет души и озарения творчества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПОДСОЛНУХИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Петрович Горностаев, 2021

ISBN 978-5-0053-1132-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Александр Горностаев

ПОДСОЛНУХИ

стихи

А. П. Горностаев

ПОДСОЛНУХИ — Саратов

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Горностаев Александр Петрович

По дорогам и вокзалам

(о поэзии Александра Горностаева)

В произведениях братьев Стругацких, которые

литературоведы и любители фантастики объединяют в некий условный Мир Полудня, фигурирует такой неспецифический для этой вселенной всеобщей устроенности и коммунистического благополучия институт как ГСП — группа свободного поиска. Рациональное и достигшее-таки принципа «от каждого по способностям — каждому по труду» гипотетическое человечество Стругацких всё-таки вынуждено оставить некую лазейку для индивидов, обуянных жаждой поиска, причём поиска не научного, не систематического, поиска по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»…

В нашем обществе, несказанно ещё далёком от космической утопии советских фантастов, этот его элемент — свободный поиск, как ни странно, присутствует. Правда, работает он скорее «от противного» — если у Стругацких это некий «клапан для выпуска пара» у состоявшегося и безопасного мира, то в наше время таковой поиск — это как раз способ отыскания путей к этим недостижимым мирам будущей (возможной ли?) гармонии…

И, конечно же, современные ГСП-шники — это люди творческие. Есть свой сектор свободного поиска и в русской поэзии, мало того — здесь он традиционно играет активную роль. Один из приверженцев свободного поиска в поэзии — автор книги, которую вы сейчас держите в руках — Александр Горностаев. Причём его поиск — не только поэтический, но и реальный, географический, ведь странствия духовные тесно переплелись в биографии поэта со странствиями по стране. Именно поэтому однажды уже появившись на литературном небосклоне Саратова с яркой дебютной книгой «Галактик вьюга» (она воспроизведена и в этом издании), он, подобно комете, надолго исчез из нашей «солнечной системы».

И вот — второе пришествие. С новым багажом стихов, рифм, образов и с этой извечной, со времён скоморохов и вагантов, сумой странника:

Хоть и охаяны мои овраги и ухабы,

Приятно мне, пройдя заснеженность земель,

Ввалиться с вьюгой в дверь к красивым бабам,

Как дикий зверь, блуждающий в зиме.

Родина по Горностаеву — это почти всегда дорога, путь и метафоры, с ними связанные — подорожник, троллейбус, клин перелётных птиц, улица, даже время у него — это не время само по себе, а как-бы время движения:

И меня влечёт иное время

В мир возможностей, творений, новостей.

Только вновь всё перепутано в Отчизне!

Эти улицы иначе назвались

Будто главный акт свершили в жизни

Общества высокие слои.

Поэт-путник одновременно получает удовлетворение и вдохновение от своих странствий, и, вместе с тем, болезненно переживает неустроенность — прежде всего духовную, окружающего. Отсюда и образ Родины в большей степени как некой «родины души», а не конкретного места, хотя локальные родники вдохновения в стихах Александра Горностаева есть, и если уж они появляются, то звенят в полную силу:

Арсеньево! Ты грёз моих столица!

Далёкий мир, почти как Воркута.

Диплом учёбы и багаж амбиций

Я в молодости привозил сюда.

«Здравствуй, Арсеньево!» — стихотворение удивительное и камертонное для нового новейшего поэтического периода поэта. Звучащее упоительно-архаично, терпко отдающее поэтикой 1970-х, с их размахом и броуновским брожением молодых по огромной стране, оно суть есть не просто изложенное стихом воспоминание, а своеобразное поэтическое подношение, лирические объятия с любимым местом, ушедшей юностью, полузабытой любовью… И опять, из родного для автора поля Нечерноземья, из тёплых воспоминаний и распахнутых рук прорастает он — Путь, вечная дорога, у которой здесь нашёлся исток, как у великой реки: «Я словно снова странный тот мальчишка, / Дорогой избранных сквозь тернии иду…»

Удивительное свойство поэзии — неожиданные выходы из обыденного в космическое и обратно, А. Горностаев использует филигранно и всегда к месту. Его стихотворение «Осенние яблоки падают…» сплошь состоит из тонких, изящных образных связей о судьбах человечества и «проклятых вопросах» с акварельным пейзажем удивительной ясности и прозрачности. Пройти по черте, соблюсти равновесие между созерцанием и сопереживанием, усилить одно другим — это весомый признак зрелого авторского мастерства.

Редкий сборник стихов обходится без произведений на тему «Поэт о поэзии». Поэтический самоанализ — наверное, древнейший в мировой культуре, вспомним хотя бы глубоко метафорическое описание Бояна и его языкового стиля в «Слове о полку Игореве»! Тут трудно сказать что-то новое, и чаще авторы ограничиваются очередным «плаканьем в жилетку» мировой литературы или, напротив, превознесения всеобъемлющей и основополагающей роли поэзии на невиданные высоты. Александр Горностаев сумел, однако, найти нехоженые тропинки и в этой густонаселённой словами местности. Его стихотворение «Приходят медленно, садятся, тихо…», хотя и посвящено самодеятельным литераторам (девять из десяти из которых обычно поэты!), всё-таки не совсем о поэзии даже, а о преодолении одиночества, об обретении читателя и слушателя, о целебной силе слова и его исповедальной сути на последнем отрезке жизненного пути. Думаю, это стихотворение А. Горностаева могло бы стать своеобразным гимном для бесконечного множества любительских литературных объединений на Руси…

Читатель встретит в книге «Подсолнухи» весьма неровные образные линии — автор то взлетает к небесам в оптимистическом восторге, то погружается в глубины уныния, но вектор у этих «американских горок» всё же восходящий — к солнцу и свету. Недаром заглавным стало стихотворение, однозначно отказывающееся от полутонов и теней:

Я думаю: светило — мудрый каменщик,

построивший земли зелёный мир.

В подсолнухах нуждался, как в товарищах

в прямой борьбе с приверженцами тьмы…

И ещё раз они, подсолнухи, всепобеждающий символ добрых начал, появляются в стихотворении «Беседа с Байроном и Гёте»:

Мне, как потомку прославлявших солнце,

Подсолнухи добра назначено сажать.

И эта книга — тоже будет тебе, читатель, хорошим товарищем в борьбе с тьмой. Потому что она — честная, открытая, написанная душой.

Потому что она — добрая.

Алексей Бусс

*****

Цветы лугов свежи, как юность младших!

И шелест листьев — мне благая весть!

Так хорошо бродить в краю ромашек

И ползающих ящерок в траве!

С такой живой уверенностью в завтра

Шныряют здесь средь стеблей и камней

Потомки эти жутких динозавров,

С глазами ясными, как отблески комет!

Здесь можно жить — размеренно и чинно —

Среди лугов, в просторах тополей,

Где добрых дум случайная горчинка

Не омрачает свет в душе моей.

Наполнить жизнь трудом, как здравым смыслом,

Впадая в радость оттого — вдвойне,

Что никогда не жаждал править миром,

Не угнетал доверившихся мне.

Благополучье лет земных не строил

На почве горя. В жажде жизни, как Грааль,

Из родников судьбы, с краями вровень

Воды звенящей в кружки набирал.

В краю цветов покоя храм — для старших.

И молодых в цветущий мир набег

С величьем равных бабочки и пташки

приветствуют из голубых небес!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПОДСОЛНУХИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я