Всеобщность интереса как базиса мирового устройства

Александр Пастухов

В данной работе автор делает попытку представить совокупность и взаимосвязи категории «интерес» с явлениями и закономерностями жизни человека и общества в широком контексте. Наибольшее внимание уделено цивилизационным процессам – в разной степени, но практически всегда обусловленным воздействием интереса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всеобщность интереса как базиса мирового устройства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Интерес и экономика

Пожалуй, бизнес, как никакой другой конгломерат современного общества, пронизан совокупностью индивидуальных, групповых и глобальных «И», которые являются возбудителями, движущими силами сделок, проектов, инициатив и, как следствие, результатами его развития в терминологии выгоды.

Именно «И» к новым рынкам или партнерам формирует бизнес-среду, в которой выгода является ключевым, но отнюдь не единственным компонентом. Точно так же потеря «И» мотивирует предпринимателей на переориентацию имеющихся ресурсов и уход из освоенной сферы бизнеса, потенциал которой еще далеко не исчерпан.

Не только бизнес, но и любое экономическое, политическое или социальное явление важно рассматривать через призму соотношения личных, групповых и общественных «И». Например, печально известный период «первоначального накопления капитала» в России в 90-х гг. ХХ в. характеризовался сдвигом в сторону узкогрупповых и личных «И» при тотальном ущемлении большинства — в конечном итоге пострадал и национальный «И».

С другой стороны, успешное развитие малого и среднего бизнеса реально отвечает не только групповым «И» частных предпринимателей, но положительным образом влияет на личные «И» наемных работников и членов их семей.

Повсеместное изменение бизнес-климата в условиях растущего доминирования информационно-коммуникационных технологий интенсифицирует не только возникновение и укрепление, но и смену «И». Управляемость процессом их трансформации зависит от качества моделирования спектра реакций потребителей и оптимального выбора средств информационного и психологического воздействия на целевые группы.

В деловой среде прекрасно понимают, что надо увеличивать капитализацию компаний, привлекать инвестиции, бороться за клиента, повышать конкурентоспособность, реструктурировать бизнес. Но указанные цели и способы их достижения далеко не всегда формулируются при надлежащем осознании собственных «И» и возможностей их стыковки (дружественной или конфронтационной) с «И» других элементов рыночной среды. Поэтому, несмотря на глобальность целей и концептуальный подход, при осуществлении практических действий часто срезаются поверхностные пласты бизнес-оболочки, не затрагивая (или слегка касаясь) сердцевины, в которой властвует «И».

Что такое конкуренция? — Это противостояние «И», выраженное во взаимном изучении и действиях по их закреплению и усилению. Широко используемые выражения «маркетинговые войны» или «бизнес — это война», как крайние характеристики несовершенной конкуренции, в своей основе демонстрируют агрессивную и эгоистическую направленность личных и групповых «И» в деловой сфере. В условиях обострения соперничества проблема конкурентоспособности становится все более системной. При ее решении, наряду с качеством, ценой, уровнем сервиса, растущий вес приобретает фактор заинтересованности в индивидуальной комбинации конкурентных преимуществ.

Что такое лоббирование? — это целенаправленная и легитимизированная в развитых экономиках форма продвижения определенных «И». В то же время, для достижения аналогичных целей в государствах с несовершенной правовой системой оно приобретает уродливую коррупционную направленность. Положение усугубляется тем, что приоритет «И» крупного капитала по отношению к «И» других бизнес-сегментов объясняется наличием преобладающих ресурсов и допустимым игнорированием государственных «И». В последнее время конфигурация «И» в региональном и глобальном масштабе складывается таким образом, что переход к диктату элитных «И» становится все более очевидным.

Для противодействия недопустимым формам лоббирования, ведущих к нарушению общественных «И», в условиях общественной информатизации целесообразно расширить и усовершенствовать формы приобщения широких социальных групп к обсуждению и оценке крупных инвестиционных проектов, масштабных инициатив и достижению приемлемого баланса частных и общественных «И».

Это же касается и государственно-частного партнерства, институциональная среда для которого грешит многими неопределенностями, не позволяющими обеим сторонам в преддоговорной работе предельно обоснованно и прозрачно обозначить свои «И» и, тем самым, повысить гарантии реализуемости проектов. Важность такого подхода неоспорима при трудно контролируемом диктате госчиновников и представителей госкорпораций, несущем скрытые возможности для коррупционных действий.

Частным, но весьма неприятным способом лоббирования является ангажированность — защита сторонних «И» под видом трансляции собственных взглядов (как правило, небезвозмездно). Такие действия обычно легко идентифицируются, но от этого не становятся менее популярными.

Безудержное лоббирование, наряду с нарастающей коррупцией, достаточно быстро приводит к сращиванию «И» бизнеса и власти, и этот симбиоз приобретает менталитет естественного сосуществования, по сути исключающий (или допускающий в редких проявлениях) учет «И» других социальных групп.

Что такое глобализация и реструктуризация бизнеса? — Это процессы взаимодействия и расстановки разноуровневых «И», в конечном итоге определяющие стратифицированное качество жизни различных слоев. В России оба эти понятия наиболее негативно проявились в столкновении малочисленных, но обретших финансовое могущество групп, преследующих исключительно собственные «И», результатом чего явилось унизительно вялое развитие экономики. Другими словами, неэффективность реформ во многом связана с неоптимальным формулированием и «эффективным» лоббированием групповых «И». Поэтому важнейшей задачей государственных институтов является сбалансированный спектр «И», обеспечивающий оптимизацию политических и законодательных инициатив и регулирующих функций.

Что такое корпоративная культура? — Это механизм согласования «И», работодателя и наемного персонала (внутри компании), работодателей между собой (некоммерческие объединения, кодексы поведения), наемного персонала отраслевой группы компаний (профсоюзы). А во внешней среде им оппонируют интересы «И» потребителей, заточенные на приемлемое соотношение цены и качества, которые в большинстве случаев не коррелируют с намерениями бизнеса.

Еще один очевидный пример. Стимулирование развития малого бизнеса путем минимальной налоговой нагрузки имеет, по меньшей мере, четверную пользу: расширение конкурентного поля, создание дополнительных рабочих мест, некоторое пополнение местного бюджета, улучшение социального климата. Таким образом, без ущемления «И» крупных хозяйствующих субъектов возможно удовлетворение «И» других социальных групп.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всеобщность интереса как базиса мирового устройства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я