Ожерелье мудрости

Александр Николаевич Стуков, 2018

В этой книге сделана попытка расположить различного рода изречения и цитаты в такой последовательности, чтобы каждое последующее высказывание являлось смысловым продолжением предыдущего: подтверждало, оспаривало или иллюстрировало его. Основная идея книги – соединить в единое целое мысли людей разных эпох и убеждений, представить их как размышления одного лица – человечества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ожерелье мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

1.1. Цель выбрав благую

О том поразмыслив, что ждет впереди, цель выбрав благую, к ней прямо иди [Абулькасим Фирдоуси].

Блажен тот, кто нашел своё дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни [Томас Карлейль].

Счастлив тот, кто сможет связать конец своей жизни с её началом [Иоганн Вольфганг Гёте].

— Какая жизнь лучше всего?

— Когда это сверкающее и непрерывное достижение от юности до могилы [Бенджамин Дизраэли].

Ничто так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели [Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер].

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации [Иоганн Вольфганг Гёте].

Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья [К.Д.Ушинский].

Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление для дальнейшего движения. [Брюс Ли].

Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении мы двигаемся [Оливер Уэнделл Холмс].

Хромой калека, идущий по верной дороге, может обогнать рысака, если тот бежит по неправильному пути. Даже более того, чем быстрее бежит рысак, раз сбившись с пути, тем дальше оставит его за собой калека [Френсис Бэкон].

Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет [Оливер Кромвель].

Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда [Дейл Карнеги].

Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра [Фридрих Ницше].

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна [Дени Дидро].

Ставь большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой цели много путей [М.Е.Литвак].

Цель должна быть большой. Хотя бы потому, чтобы не промахнуться [Сергей Шелепин. — 2008 г.].

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы достигнутых [Иоганн Вольфганг Гёте].

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низкие цели высшим [Л.Н.Толстой].

Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможное [А.Г.Рубинштейн].

Есть такое правило: для достижения одной сложной цели надо ставить другую — еще более сложную и тогда первоначальная покажется пустяком. Это один из постулатов искусства Ки Хаб, которому я обязан всем в своей жизни [Сидзо Кин].

Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший [Первое послание к коринфянам святого апостола Павла. Гл. 12: 31].

Стремитеcь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц. [Ганс Селье].

Делайте в своей работе, в жизни только самое главное, иначе второстепенное, хотя и нужное, легко заполнит все ваше время, возьмет все силы, и до главного вы не дойдете [И.В.Курчатов].

Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет [Георг Вильгельм Фридрих Гегель].

Если хочешь что-нибудь сделать, сумей себя ограничить [Иоганн Вольфганг Гёте].

Люди в конце концов добиваются только того, что ставят своей целью. Поэтому, хотя бы их и ждала на первых порах неудача, им лучше целить выше [Генри Дэвид Торо].

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям [Демокрит].

Чем больше я общаюсь с людьми, тем более убеждаюсь в том, что в целом у них есть одна цель — стать самым богатым покойником на кладбище [Стив Джобс].

Не особые качества и таланты определяют нас, но то, какой выбор мы сделаем [Джоан К.Роулинг].

В желании выражается сущность человека [Бенедикт Спиноза].

Кто, как выбирает, и кто, что выбирает, тот то и есть [Александр Флоренский].

Мы выбираем дорогу, но она нас ведёт [Валерий Денисов].

Необходимо поставить себе определенную цель в жизни. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам [Н.А.Островский].

Стремись в заоблачные выси, но стой при этом на земле [Александр Дольский].

В том то и дело, что взлетает тот, кто прочно стоит на земле [Памела Треверс].

В жизни можно сделать очень много, если не надорваться [Джеймс Олдридж].

Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай [Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 3: 21].

Не берите выше своих сил. Берите по силам [Серафим Саровский].

Нужно ставить маленькие рубежи, преодолевать их и жить дальше [Светлана Бахмина. — 31 августа 2012 г.].

Начинать надо с малого. И тогда, может быть, мы научимся творить настоящие чудеса [Чак Паланик].

Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели [Абу-ль-Фарадж].

Кто хочет достигнуть того, что желает, пусть желает достижимого [Хуан Мануэль].

Первым признаком политической мудрости всегда остается умение отказаться от недостижимого [Стефан Цвейг].

Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и не искал я великого и недостижимого для меня [Псалом 130].

Ставь себе лишь достижимые цели [Квинт Гораций Флакк].

Когда мы правильно оцениваем нашу силу и совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать для достижения нашей доброй цели. С другой стороны, зная наши недостатки и немощь, мы видим, чего должны избегать [Бенедикт Спиноза].

Ни в своей физической жизни, ни в жизни общественной человек не должен притязать на то, на что он не способен [Никола Себастьян Шамфор].

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно [Аристотель].

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь [Данте Алигьери].

Не подлезай под тяжесть, которую ты поднять не в силах [Татарская пословица].

Беда тому, кто взвалил на себя то дело, что исполнить не имеет сил [Насир Хосров].

Предпринимаемые нами дела нужно соразмерять с силами [Луций Анней Сенека].

Лучше в малом да удача, чем в огромном да провал [Русская пословица].

Так как вы не можете делать всё, что хотите, то желайте только того, что можете делать [Публий Теренций Арф].

Не желай ничего невозможного [Хилон].

Все, что я могу предложить, — это не пытаться достичь невозможного [Махатма Ганди].

Когда жалуются на жизнь, то это почти всегда значит, что от неё требовали невозможного [Жюль Ренар].

Причина самоубийств — завышенная цель, выше реальных возможностей. Аристология — наука о лучшем, достижимом в конкретной реальности [М.Сергиенко].

Как много усилий мы предпринимаем для того, чтобы сделать то, чего не следовало бы делать, достичь того, что нам совершенно не нужно, попасть туда, где бы лучше никогда не появляться [Якуб Рекменев].

Многие могли бы попасть в рай вместо ада, затратив вполовину меньше усилий [Бенджамин Джонсон].

Так неразумный молится порой

О пользе, что грозит ему бедой.

И сколько в мире гонится людей

За прибылью, что всех потерь лютей [Джалаледдин Руми (перевод Д.Державина)].

Помни, что неполучение того, что желаешь, иногда бывает чудесным распоряжением судьбы [Далай Лама XIV. — 2005 г.].

Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их [Анри Фредерик Амьель].

Людям не стало бы лучше, если бы все их желания исполнялись [Гераклит].

Если бы все человеческие желания исполнялись, земной шар стал бы адом [Пьер Буаст].

Будь осторожен в мечтах, потому что иногда мечты сбываются [Литовская пословица].

Молись о том, чтобы с тобою произошло не то, что ты хочешь, но то, что необходимо и полезно [Изречения Секста].

1.2. Средства могут изменить любую цель

Я слишком хорошо знаю, что средства могут изменить любую цель [Илья Эренбург].

На все явления общественной жизни я привык смотреть не только с точки зрения целей, к которым стремятся те или другие партии, но и с точки зрения тех средств, которые они считают пригодными для их достижения. Очень часто самые благие намерения приводят общество к противоположным результатам, тогда как правильные средства дают порой больше, чем от них первоначально ожидалось [В.Г.Короленко].

Плохие, корыстные цели могут иногда привести добрые плоды, плохие средства — никогда [Дина Рубина].

Я являюсь сторонником философской концепции о принципиальной недостижимости цели. То есть, поскольку цель — нечто стратегически отдаленное, то за время достижения происходит изменение внешних условий, и цель меняется, оставаясь недостигнутой.

Таким образом, главным является то, что мы делаем, а не то, к чему мы будто бы стремимся. Именно поэтому не «цель оправдывает средства», а моральность средств обеспечивает моральность достижений [М.Б.Ходорковский. — 28 августа 2011 г.].

Различие между добром и злом не столько в целях, сколько в средствах. Ваши цели говорят о том, к чему вы стремитесь, ваши средства — о том, что вы есть [Якоб Дистель].

Исключительнo через тo, чтo мы делaем, узнaем мы, чтo мы тaкoе [Артур Шопенгауэр].

Человек отражается в своих поступках [Фридрих Шиллер].

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю [Сократ].

Каждый наш поступок продолжает создавать нас самих [Фридрих Ницше].

Человек есть не что иное, как ряд его поступков [Георг Фридрих Гегель].

На самом деле важна не цель. Важны средства. Не надо говорить о цели, поскольку она недостижима. Надо говорить о средствах. Моральные средства делают цель моральной. И она не обязательно такая, какую вы себе изначально предполагали. А аморальные средства делают цель аморальной, независимо от того, какой она виделась вам с самого начала [М.Б.Ходорковский. — 26 января 2014 г.].

Самая высокая цель не может быть оправданием низких преступных средств [Сократ].

Именем бога можно творить зло, именем закона — беззаконие [Монгольская пословица].

Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны [Иегуда Галеви].

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения [Альберт Эйнштейн]

Для достижения будущих прекрасных идеалов люди попирают высокие принципы человечности, главным из которых является евангельский завет «не убий» [Михаил Курилко].

Когда-нибудь в будущем цивилизованные расы людей почти наверняка уничтожат и вытеснят дикие расы во всем мире [Чарльз Дарвин].

Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! [А.П.Чехов].

Да будут прокляты эти интересы цивилизации и даже сама цивилизация, если для сохранения её необходимо сдирать с людей кожу [Ф.М.Достоевский].

Большинство современных философов готовы пожертвовать счастьем ради прогресса, тогда как в счастье и заключается смысл всякого прогресса [Гилберт Кит Честертон].

Все прогрессы реакционны, если рушится человек [Андрей Вознесенский. — 2005 г.].

И как всё моё поколение, я твердо верил, что цель оправдывает средства. Нашей великой целью был небывалый триумф коммунизма, и во имя этой цели всё было дозволено — лгать, красть, уничтожать сотни тысяч и даже миллионы людей, — всех, кто мешал нашей работе или мог помешать ей, всех, кто стоял у неё на пути [Лев Копелев].

Да потому, что идея построения всеобщего счастья насильственным путём является абсурдной. В жизни это неизбежно кончается гулагами, тюрьмами и еще черт знает чем [Станислав Лем. — 1991 г.].

Не первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму [Максимилиан Волошин].

Сами идеи — достойны, подчас благородны. Вызывают безусловный протест лишь чудовищные формы реализации этих идей [Сергей Довлатов].

В пору вспомнить вопрос Горького, обращенный к Леониду Андрееву: «Ты когда-нибудь думал о разнообразии мотивов предательства?» Андреев думал. В 1907 году он издал повесть «Иуда Искариот и другие». Лейтмотивом звучало: да Иуда предал Христа, но не ради сребренников, а надеясь, что казнь Учителя воспламенит угнетенный народ [Юрий Давыдов. — 1990 г.].

Средства борьбы со злом оказываются хуже, чем самое зло [Публилий Сир].

Ради торжества величайшего блага не должно совершать ни малейшего зла [Блез Паскаль].

Нужно ли, однако, доказывать, что в действиях нравственного порядка невозможно провести разделение между целями и средствами и что добрая цель тем и отличается от недоброй, что исключает намеренно дурные способы достижения [Владимир Соловьев].

Да, мой милый, историки и вслед за ними всякие другие люди, ученые и неученые, слишком часто ошибаются самым глупым и гадким образом, воображая, будто когда-нибудь бывало или может быть, что дурные средства — средства, пригодные для достижения хорошей цели. Средства должны быть таковы же, как цель [Н.Г.Чернышевский].

Моральность методов определяет моральность реальных целей и наоборот. Аморальные методы, как правило, уже в среднесрочной перспективе не приводят к декларируемым высоким целям [Михаил Ходорковский. — 2008 г.].

Цель только тогда может быть достигнута каким-нибудь средством, — как это с мастерским глубокомыслием показал старик Гегель и отчасти знал уже до него Аристотель, — когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели [Фердинанд Лассаль].

И если характер средств противоречит характеру цели, они оскверняют самую цель, превращают ее в нечто ужасающее [Мартин Бубер. — 1957 г.].

За истребление женщин и детей награды не выдаются [Александр I (резолюция на докладе генерала Ермолова о награждениях за усмирение дагестанского аула)].

К высокой цели ведут только высокие средства [А.И.Солженицын].

Плохие средства никогда не приведут к хорошим результатам [Джавахарлал Неру].

Платон также не соглашается, чтобы мир в его стране нарушался ради того, чтобы усовершенствовать её управление, и не принимает никаких улучшений, если цена их — кровопролитие и разорение граждан [Мишель де Монтень].

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель [Карл Маркс].

Но нет большего соблазна, чем соблазн заставить идти события так, как вы хотите, не останавливаясь для этого ни перед чем [Гайто Газданов. — 1990 г.].

Всем известно моё любимое выражение у апостола Павла: «Сила Божия в немощи человеческой совершается». Положим, что протоколы подложны («Протоколы сионских мудрецов», согласно которым, все события в мире происходят в результате всемирного еврейского заговора, были впервые опубликованы Нилусом в 1905 году.–А.С.). Не может ли Бог и через них раскрыть готовящееся беззаконие? Ведь пророчествовала же Варлаамова ослица? Веры нашей ради Бог может превращать собачьи кости в чудотворные мощи: может он и лжеца заставить говорить правду» [Сергей Нилус. — 1909 г.].

Нельзя искажать факты для подтверждения своей точки зрения [Агата Кристи].

Если приходится целью оправдывать средства, то есть что-то недостойное в самой цели [И.Герасимов].

Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью [Готхольд Эфраим Лессинг].

А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» — они говорят: «Мы только творящие благое» [Коран. Сура 2:10 (11)].

Почему нам, уже знающим, что рая на земле не бывает, снова и снова хочется рая, и в борьбе за этот рай мы готовы превратить в ад всю вселенную, и прежде всего свою собственную жизнь и жизни своих близких [Лев Додин. — 1998 г.].

Ад вымощен добрыми намерениями (Hell is paved with good intentions) [Самюэл Джонсон. — 1775 г.].

Ад полон добрыми мнениями и пожеланиями. (Hell is full of good meaning and wishings) [Джордж Герберт].

Ад невозможно сделать привлекательным. Поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда [Святой Василий Великий].

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти [Книга Притчей Соломоновых. Гл. 14:12].

Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца [Книга Притчей Соломоновых. Гл. 21:2].

1.3. Не духовное прежде, а душевное

Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла [Преподобный Серафим Вырицкий].

Учение, убеждающее народы, что божественному правосудию от нас ничего не надо, кроме веры, даже без добрых нравов, для любого государства вредоносно, и тем более вредоносно, чем оно изощреннее и утонченнее. В делах человеческих отчетливо проявляется, как бесконечно мало общего имеют между собой благочестие и совесть [Мишель де Монтень].

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное [Первое послание к Коринфянам Святого апостола Павла. Гл. 15: 46].

Святоотеческая мысль четко и правильно различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относятся литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех её проявлениях. Ну а духовное — это вера, покаяние, молитва, пост и прочие христианские подвиги. Христианские учителя отмечают, что душевное делает человека эстетически чутким, утончает его и разрыхляет его душу, но само по себе не спасает. В этом смысле справедливо упрекать деятелей культуры в натяжке, когда они свою работу называют духовной. Поэт, художник, режиссер, сценарист — это не люди духовного труда. Это люди труда душевного. Но обратной стороной медали является также то, что невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное. Об этом пишет апостол Павел, говоря, что вначале душевное, а потом — духовное [Протоиерей Андрей Ткачев].

Люди у нас, если можно так выразиться, бездушно-духовные [Михаил Лабковский. — 24 января 2016 г.].

И Христу близок не тот, кто пустосвятно твердит на людях, — быть может, наедине и не упоминаемое им никогда имя — «Христос, Христос» и ничего не делает из заветов Христовых; а дорог тот, кто, молча, не ожидая и не требуя себе за это небесной награды, как нечто простое и естественное, с горящим сердцем и веселым видом соблюдает величайшую заповедь любви.

Нельзя не задуматься над словами Христа о том, что спросится с нас, главным образом, на страшном суде.

Тогда Господь Христос скажет:

— Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть, жаждал и вы напоили Меня, наг был, и вы одели Меня, болен и в темнице, и вы также посетили Меня.

И они спросят:

— Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили Тебя, жаждущим и напоили Тебя, нагим и одели Тебя, больным или в темнице, и послужили Тебе?

И скажет им:

— Так, как вы сделали для одного из братьев моих меньших, то для Меня сделали.

Итак, из этого следует, что Христос принимает всякое добро, оказанное человеку другим человеком, как будто это добро было оказано непосредственно Ему Самому, причем даже не сказано тут, что это добро должно быть сделано во имя Христово: просто только сделано [Е.Поселянин ].

Пока люди не научились правильно относиться друг к другу в этом мире, какой смысл рассуждать о мире потустороннем [Конфуций].

Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Всё теряет силу, если не будет основного — любви к человеку [Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)].

Единственная и приятная жертва Богу — благотворение людям ради Бога [Изречения Секста].

Большая мицва (божественное предписание, заповедь, доброе дело. — А.С.) обучать учеников и давать пропитание неимущим, чем строить синагогу [Рабби Шимеон берабби Цемах Дуран].

Не строй семь церквей, а пристрой семь детей [Чешская пословица].

Чем ближе к церкви, тем дальше от Бога [Немецкая пословица].

Бог в нас самих [Платон].

Если Бога нет в нас, то его нет нигде [Вольтер].

Не в храме Бог, а в нас самих [Святой Стефан].

В 1915 году стали строить в Белушьей губе новую большую церковь, привезли все строительные материалы.

Я сказал, лучше бы построили несколько домиков для охотников, плохо живем, один бог будет хорошо жить, помощи от этого никакой не будет.

Начальство очень разгорячилось на меня, я испугался и удрал со всей семьей на Карскую сторону [Тыко Вылка].

Богач стучит в двери рая. Его не пускают. Он доказывает, что достоин, так как много денег пожертвовал на церковь. Архангелы, посовещавшись, решают возвратить ему деньги [Анекдот].

Богач говорит раввину:

— Если я подарю Вам тысячу долларов, моя душа попадет в рай?

— Я не уверен, отвечает раввин, — но давайте попробуем. А вдруг получится [Еврейский анекдот].

Самые жадные ростовщики воздвигают самые красивые и роскошные часовни в надежде умилостивить Бога десятью тысячами дукатов, истраченных на постройку этих зданий, и расплатиться ими за те сто тысяч, которые они награбили. Как будто Господь не умеет считать [Маргарита Наваррская].

Ночью ворует, а днем говорит: «господи помилуй» [Башкирская пословица].

Множество людей верит в Бога, но немного таких, которым верит Бог [Марти Ларни].

Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны. Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множество жертв не умилостивится о грехах их [Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 34: 18,19].

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.

Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови [Книга Пророка Исаии. Гл. 1: 11, 13, 15].

Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?

Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе [Соборное послание святого Апостола Иакова. Гл. 2:14-17].

Брат с сестрой на свете жили, брат богат, сестра бедна. И она у брата хлеба попросила. Закричал брат исступленно: «Замолчи, оставь свой бред! Членов высокой палаты к себе я пригласил на обед! Будут довольны почтенные гости, надолго запомнят меня, суп горячий из Парижа, ананасы, трюфели им предоставлю я!». И, не сказав ни слова, сестра домой ушла. Легла на тюфяк из соломы и в тот же день умерла. Никто не минует смерти, бежать от нее бесплодно, умрет во дворце вельможа и нищий в углу холодном. И вот уже скряга злобный почувствовал свой недуг, к нотариусу за духовной бросились трое слуг. Огромные богатства он церкви завещал, миссионеров братству все ценности отдал. Собор святого Стефана набожный скупец не забыл: из лучшего металла он колокол отлил. И колокол тот могучий с утра до вечера бил, с таким надрывным стоном, как будто бы рухнул мир. На катафалк роскошный слуги поставили гроб. Средь страусовых перьев видны были нос и лоб. Почетные граждане устроили здесь свой пост, и пышных карет с гербами за ними тянулся хвост. Отсутствовал лишь тот, кто охотно ананасы и трюфели ел, от несваренья желудка и прочего недавно он околел [Генрих Гейне].

На Страшном Суде меня спросят не о молитвах и поклонах, а о том, накормила ли я голодных [Мать Мария].

А Бога мы молить и кланяться умели.

Немало нужд: беда или страда,

В купели крестимся, не видя, что в купели

Дрожит от холода та самая звезда [Григорий Хубулава. — 16 января 2000 г.].

Если не слышишь чужого стона, тебе не помогут посты и поклоны [Архимадрит Кирилл Павлов].

Нигде прямо не сказано в Священном писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что за нелюбовь к ближнему осудятся на Страшном суде грешные, а праведные за исполнение её будут оправданы [Преподобный Лев Оптинский].

Не сказал Господь, молитесь. Но сказал Господь, будьте милосердны [Святитель Иоанн Златоуст].

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение [Евангелие от Матфея. Гл 23: 14].

Веровать в бога не трудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев [А.П.Чехов].

Ты веруешь, что Бог един: хорощо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва [Соборное послание Святого Апостола Иакова. Гл. 2: 19, 20].

Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного [Евангелие от Матфея. Гл.7:21].

И как часто наша церковная жизнь ограничивается только исполнением известных обязанностей и привычек, которые затрагивают только внешнее наше сознание, не касаясь его глубины, и не ведя нас путем духовного роста к вечной жизни в Боге [Иеромонах Серафим (Роуз). — 1981 г.].

Платон говорит, что есть три рода безбожников: одни не верят существованию богов; другие воображают их беспечными, равнодушными к деяниям человеческим; третьи думают, что их можно умилостивить легкими жертвами или обрядами благочестия [Н.М.Карамзин].

Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги [Деяния святых Апостолов. Гл. 8:20].

Ты Его не подкупай, ибо Он ничего не берет, и не полагайся на жертвоприношение, совершая насилие, ибо Он — Бог справедливости, и нет у Него лицеприятия [Шимон Бен Сира].

Еще великий автор Плутарх в жизнеописании Ликурга поражался обилию даров и подаяний, приносимых в древних храмах языческих богов. Многие не рисковали появляться там снова, потому что народ был подавлен колоссальной стоимостью жертвоприношений [Нострадамус. — 14 марта 1557 г. (послание Генриху II)].

По жестокости сердца своего люди и о Боге думают, что Он такой же, как и они, а то и совсем теряют веру в Него [Преподобный Старец Силуан Афонский].

Злодея, который совершил много злодейств в этом мире, и попал после смерти в ад, властитель ада спросил: «Когда ты был в мире людей, ты не встречал ангелов?». «Нет, я не встречал ангелов».

«А не встречал ты сгорбленных стариков, которые еле ходят, опираясь на посох?» «Таких стариков я видел очень много». «Встретив этих ангелов, ты не понял, что и тебя ждет старость, и не догадался, что тебе надо спешить с добрыми делами. За это ты сейчас и подвергаешься таким наказаниям».

«Ты не видел больных людей, прикованных к постели и исхудавших до того, что на них жалко смотреть?» «Таких больных я видел очень много». «Встретив болящих ангелов, ты не понял, что и тебя ждут болезни. За это ты и прислан в ад».

«А не видел ли ты людей, умиравших около тебя?» «Умиравших я видел очень много». «Встретив ангелов, которые учат, что всех ждет смерть, ты не понял, что тебе тоже суждено умереть и не позаботился о добрых делах. За это тебе даются такие наказания. За свои деяния ты будешь отвечать сам» [Учение Будды].

Если видишь нага или голодна, или зимою или бедою одержима, еще будет ли еврей или сарацин, или волжский болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой — всякого помилуй и от беды избавь яко можешь, — и не будешь лишен воздаяния от Бога [Феодосий Печерский. — XIIвек].

Боготворящий бедному даёт взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его [Книга Притчей Соломоновых. Гл.19:17].

Если вы говорите или молитесь о добродетелях, надо, чтобы это оставалось не на устах только, но чтобы слова и молитва о добродетелях переходили в дела, в самую жизнь. А то ведь говорить можно много, но без толку [Преподобный Оптинский старец Никон].

Поделиться куском хлеба важней, чем произнести проповедь [Симона Вейль].

Кусок хлеба для голодного лучше, чем здание мечети [Арабская пословица].

Руки, дарующие помощь, святее молящихся уст [Роберт Грин Ингерсолл].

Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров [Ганс Христиан Андерсен].

Что касается положительного добра, в котором люди по своей физической природе и организации часто нуждаются (каково учреждение больниц, приютов и убежищ для больных, детей, беспомощных) и которое, с первого взгляда, связано с признанием божества и бессмертия, — то при устройстве общества на началах разума и справедливости оно может осуществляться и без религиозных импульсов [Аркадий Ковнер].

С этим я глубоко согласен. Это Достоевский наклеветал на человека, что «без Бога и веры в загробную жизнь люди начнут пожирать друг друга». Прежде всего они и при вере «в Бога и в загробную жизнь» жгли друг друга, что едва ли лучше пожирания, жгли веками, не индивидуально, а церковно. Для меня совершенно очевидно и из непосредственных фактов мне известно, что люди, совершенно не верившие в Бога и в загробную жизнь, были людьми в то же время изумительной чистоты жизни, полные любви и ласки к людям, простые, не обидчивые, не завистливые [Василий Розанов].

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы [Евангелие от Марка. Гл. 2: 17].

1.4. Высшая цель нашей жизни. Выше всех ценностей

Моральные ценности — выше всех естественных ценностей. Выше гениальности, удачи, цветущей жизни, выше красоты природы и искусства.

Выше благоустроения и силы государства стоят доброта, чистота и искренность и смирение людей. То, что становится действительностью и возникает перед нами в акте истинного прощения, в великодушной жертве, в горячей самоотверженной любви, все это значительно важнее, величественнее и бесконечнее, чем все достижения культуры. Моральные ценности занимают центральное место в мире, их отсутствие — наихудшее зло, хуже страдания, болезни, смерти, страшнее гибели цветущих культур.

Это осознавали все великие умы, уже начиная с Сократа и Платона, которые постоянно повторяли, что лучше страдать от несправедливости, чем поступать несправедливо. В этом предпочтении морали прежде всего состоит основной нравственный принцип Христианства [Дитрих фон Хильдебранд].

Духовные потери чреваты, быть может, еще большими последствиями, чем разрушение природы, хищническое истребление лесов и обмеление рек [Федор Абрамов. — 1976 г.].

Что польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его [Евангелие от Матфея. Гл. 16:26, 27].

Что такое мораль? Откуда она взялась? В ней нет логики. Логику можно придумать и под такую мораль и под сякую. Подлецы часто успешнее приличных людей, но вот счастливее ли? Если бы были счастливее, то мы жили бы среди сплошных подлецов. В мире бы торжествовали сила и подлость. А ведь это совсем не так. Сила проигрывает мужеству, жадность — честности, ненависть любви. Не сразу, но всегда, в конце концов. И мир становится лучше [Михаил Ходорковский. — 2008 г.].

В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность [Альберт Эйнштейн].

Все в мире бренно, кроме добрых дел [Азербайджанская пословица].

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы не понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру [Л.Н.Толстой].

Все люди в соответствии со своим характером, делами и верой должны делать добро [Учение Будды].

Человеку необходимо найти себя. Сделать хоть одно доброе дело [Ванга].

Назначение человека именно то, чтоб делать добро [В.И.Даль].

Никакого более положительного качества, чем доброта, я не знаю [Александр Ширвинд].

Кто-то из великих сказал, что интеллект человека определяется его добротой [Виктор Чёгин].

Мне кажется, что интеллигентный человек — это тот человек, который в первую очередь думает о других [Л.А.Вербицкая].

Таланты бывают разные. Но есть высший талант, высший дар, который поднимается над всеми — дар доброты и человечности [Федор Абрамов].

Талант — это то, что приносит счастье другим [Стас Янковский].

Доброта — это самый большой человеческий талант. Самое главное богатство [Е.Л.Быкова].

Не каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух и ясновидение, только более редкий [Братья Стругацкие].

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта [Фрэнсис Бэкон].

Человек оценивается не по его богатству или власти, — а по его характеру и доброте [Анна Франк].

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты [Людвиг ван Бетховен].

Мне кажется, что быть добрым так же важно, как преуспевать а математике или спорте [Герцогиня Кембриджская Кейт. — 6 февраля 2017 г.].

Пусть человек, не имеющий больших талантов, утешается той же мыслью, что и не имеющий больших чинов: сердцем можно быть выше и тех и других [Вовенарг].

Умных людей много, добрых мало [Камил Икрамов].

Рай полон добрыми, а ад полон умными [Монах Симеон Афонский].

«Перед великим умом склоняю голову, перед Великим сердцем — колени». Гете.

И я с ним заодно. Раневская [Из книги Дмитрия Щеглова «Фаина Раневская»].

Главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства [Ф.М.Достоевский].

Иногда бедный ум имеет очень богатое сердце [Фазиль Искандер].

Нравственность — это мудрость сердца [Генрих Гейне].

Красота сердца дороже красоты лица [Японская пословица].

Красота — до вечера, а доброта — навеки [Чеченская пословица].

Доброта лучше красоты [Генрих Гейне].

Лучше красота души, чем красота лица [Бурятская пословица].

Чтобы губы были красивыми, говорите только добрые слова. Чтобы глаза были красивыми, ищете в людях только хорошее. Чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными [Одри Хепберн].

Можно быть и не очень щедрым, и не слишком смелым, и некрасивым при этом, но хорошим человеком, Слишком много есть других составляющих, не все так просто. И злость бывает умной, и ненависть и жестокость. Но мудрой может быть только доброта. Широта взгляда должна быть у мудрости. Готовность начать все сначала и великое сострадание к чужой боли [Евгений Добровольский. — 1978 г.].

Боль — это то, что нас всех связывает [Андрей Кутерницкий. — 1999 г.].

Воображение, умение поставить себя на место страдающего — это и есть доброта [И.И.Меттер].

Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас [Франсуа де Ларошфуко].

Сострадание — основа всей морали [Артур Шопенгауэр.

В жизни главное — сострадание [Анна Самохина].

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования [Ф.М.Достоевский].

Жалость — первое движение доброй души [А.И.Солженицын].

В моё сердце вступила жалость, и я понял теперь, что жалость есть самая великая, самая прекрасная вещь из всех существующих на свете [Оскар Уайльд].

Три страсти, простые, но всепоглощающие, управляли моей жизнью — жажда любви, стремление к знаниям и невыносимая жалость к страдающему человечеству [Бертран Рассел].

Я до самой смерти не забуду беспощадной жалости моей [Мария Петровых].

Живешь, смотришь на людей, и сердце должно либо разорваться, либо превратиться в лёд [Никола Себастьян Рок Шамфор].

Ласково касается нежной детской души тишина светлого послевоенного дня северного города. На центральной улице провинциальный магазинчик. Прижавшись к стене, сидит мальчик с большими голодными глазами. Наконец-то в его руке кусочек хлеба! И вдруг — рука опускается, глаза закрываются… Ребёнок лежит бездыханным на тротуаре. Сказали — умер. Что это? Зачем? Почему? След человеческой глупости, жестокости или божьего спасения? След, болью пронзивший сердце девочки, след смерти и бессмертия останется в душе девушки, женщины—матери, бабушки на всю жизнь [М.С.].

Я оглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы [А.Н.Радищев. — 1790 г.].

Поскольку у каждого человека чуткости к страданию за общественные бедствия, настолько он человек [И.Н.Крамской].

Человек по своей природе есть существо общественное [Аристотель].

Природа вложила в человека потребность заботиться о всех людях [Марк Аврелий].

Соболезновать страждущим — черта истинно человеческая [Джованни Боккаччо].

Человек паче всех есть существо соучаствующее [А.Н.Радищев].

Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей [Иммануил Кант].

Принудить чувствовать чужие нам напасти и к добродетели направить страсти [А.П.Сумароков].

Едва ли можно спорить, что у низших животных моральное чувство инстинктивное, или врожденное, и почему же не быть тому же самому у человека… Но каково бы то ни было происхождение этого сложного чувства, оно должно было усилиться путем естественного отбора, потому, что представляет громадную важность для всех животных, которые помогают друг другу и защищают один другого. В самом деле, те общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше и оставлять после себя многочисленное потомство [Чарльз Дарвин. — 1871 г.].

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли [Вальтер Скотт].

Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот находится в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье [Мартин Лютер].

Меня дело касается, если горит стена у соседа [Марк Туллий Вергилий].

Хотящемуся спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть «так исполните закон Христов». Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной [Преподобный Амвросий Оптинский].

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов [Послание святого апостола Павла к галатам. — Гл. 6: 2].

В этом мире пользу приносит всякий, кто облегчит бремя другого человека [Чарльз Диккенс].

Научитесь делать добро; ищите правды; защищайте сироту, вступайтесь за вдову [Книга Пророка Исаии. Гл. 1:17].

Будь отцом сиротам и вместо мужа вдовам [Шимон Бен Сира].

Будьте отцами сирот, не оставляйте сильных губить слабых, не оставляйте больных без помощи [Владимир Мономах].

Отпустить раба или накормить во дни голода сироту из родственников, или бедняка оскудевшего! Потом будет он из тех, что уверовали и заповедуют терпение и милосердие [Коран. Сура 90:13 (17)].

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб свой и скитающихся бедных введи в дом. Тогда откроется, как заря, свет твой, и слава Господня будет сопровождать тебя [Книга Пророка Исаии. Гл. 58: 6-8].

Небо непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга и приносили друг другу пользу, но Небу неприятно, если люди желают друг другу зло, обманывают друг друга [Мо Дзи (Мо Ди, V век до н.э.)].

С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке (в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить [А.И.Солженицын].

Религия есть только формула нравственности [Ф.М.Достоевский].

Когда я был ребенком, мой отец повторял мне, что есть только одна религия в мире и содержится она во фразе: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» [Мозес Изекиль].

Истинная религиозная вера есть вера разума; этика образует основу религии, а отнюдь не вытекает из неё, как это принято думать. Религия есть понимание всякого долга как божественной заповеди [Иммануил Кант].

Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему [Альберт Швейцер].

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мною и моральный закон во мне [Иммануил Кант].

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в словах: «чтобы всем было хорошо» [Н.А.Добролюбов].

Господь наш Иисус Христос говорит: Итак, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними, ибо в этом закон (Мф. 7: 12). Во всем мире эти слова давно уже получили название «золотого правила». Его знают верующие многих конфессий: индуисты, зороастрийцы, буддисты, даосы, конфуцианцы, иудеи, мусульмане, римо-католики, протестанты [Митрополит Владимир (Иким). — 2012 г.].

Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами, — вот что можно назвать учением о человеколюбии [Конфуций].

Круг наших нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы [Луций Анней Сенека].

Нравственные соображения не всегда совпадают с целесообразностью. Иногда они выше [Александр Крон].

Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно [Марк Туллий Цицерон].

Добродетель в том и состоит, чтобы поступить правильно, пренебрегая ближайшей выгодой [Перси Биш Шелли].

Великодушие не обязано давать отчет благоразумию о причинах своих действий [Вовенарг].

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужественен, и в этом мужество [Аристотель].

Хороший человек — тот, который делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем [Плутарх].

В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».

Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови — в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.

Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям, столь же щедро отпущенный ему Господом, он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно [Википедия].

Мир спасут отвага, доброта и благородство [Сергей Довлатов].

Из трех с половиной миллионов польских евреев только двести сорок тысяч пережили оккупацию. Антисемитизм процветал в Польше задолго до начала войны. Тем не менее, от трехсот до четырехсот тысяч поляков, рискуя жизнью, спасали евреев. В Израиле, в Яд Ва-шем, из шестнадцати тысяч «деревьев праведников» треть посажена в честь поляков. Зачем нужны эти цифры? А затем, что все знают, как сильна зараза антисемитизма в Польше, но мало кто знает, что ни один другой народ не укрыл от нацистов столько евреев, сколько поляки. Укрытие еврея во Франции грозило тюрьмой или концлагерем, в Германии это стоило жизни укрывавшему и только в Польше за это убивали всю семью [Вольф Бирман].

Из оккупационного штаба, расположенного в отеле «Англетер», пришел приказ: «Все евреи обязаны носить желтую повязку с шестиконечной звездой». Этой же ночью подпольная радиостанция передала заявление короля Христиана, который сказал, что он первый наденет повязку, и призвал датчан последовать его примеру. На следующий день почти все жители Копенгагена носили повязку с шестиконечной звездой [Леон Юрис].

В обезлюдевший порт субмарины заходят во мраке.

Отпечатан по форме и за ночь расклеен приказ:

Всем евреям надеть нарукавные желтые знаки.

Это было для них, говорили, началом конца.

И в назначенный день, что ныне становится сказкой,

На прогулку вышел король из дворца

И неспешно пошел с нарукавною желтой повязкой [Владимир Лифшиц].

Не часто людям дается повод для таких высоких дел. Спеши творить добро [Иоганн Вольфганг Гёте].

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение [Книга Притчей Соломоновых. Гл. 24:11].

В 1844 году Оноре де Бальзак, узнав случайно от малознакомого адвоката, что должны казнить человека, который из уважения к памяти женщины не захотел рассказать на суде подлинных обстоятельств события, во много раз уменьшающих его вину, оставил на недописанной странице роман, сел в почтовую карету и очертя голову кинулся в далекий городок, забыв на время о «человеческой комедии» ради участия в жизненной драме… Короленко посвятил несколько лет жизни «мултанскому делу» — и выиграл его, спас от каторги ни в чем не повинных людей [Е.М.Богат].

Разрезать веревку на шее совершенно чужого тебе человека: разве есть на свете радость глубже и прекраснее? [Оскар Грузенберг. — 1915 г.].

Человек должен желать доброго и великого, остальное зависит от судьбы [Александр фон Гумбольд].

Когда я эвакуировалась из Днепропетровска в Кабардино-Балкарию и оказалась одна, без родных в бывшем немецком поселке, меня, шестнадцатилетнюю девочку-еврейку буквально спасла от голода и холода немецкая женщина. У нее было трое детей, она все делила на четверых, часто лишая себя еды. А шла война с немцами, мужа советские власти выслали в Сибирь.

В Перми (тогда город Молотов) согревала и опекала меня славная, добрая Фарида Закиевна, она была татаркой (а немку звали тетей Эльзой) [Сорра Либова (газета «Идут Хасидим» №5, сентябрь 2000 г.)].

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце [Виктор Гюго].

Великодушие — это удивительная радость, отпущенная человеку. Великодушие во сто крат сильнее смерти [Илья Штемлер].

Никто никогда не уставал доставлять себе всевозможные блага. Но ведь величайшее благо, которое человек может себе доставить, это действовать сообразно с законом своего разума, а закон этот велит тебе, не уставая делать добро другим, как высшее благо для самого себя [Марк Аврелий].

Блаженство — это не награда за добродетель, это сама добродетель [Бенедикт Спиноза].

Морально то, после чего у вас легко на душе, а аморально то, после чего у вас на душе тяжко [Эрнест Хемингуэй].

Когда я делаю что-то хорошее, я чувствую себя хорошо, когда плохое — плохо. Вот моя религия [Авраам Линкольн].

Если вы творите добро, то вы творите для самих себя, а если творите зло, то для себя же [Коран. Сура 17:7(7)].

Всякое доброе дело несет награду в себе самом [Александр Дюма-отец].

Он (Чарльз Диккенс. — А.С.) вершил какой-то странный суд от литературы: подлость давал в наказание, добродетель — в награду [Гилберт Кит Честертон. — 1906 г.].

Бен-Аззай говорит: «Торопись исполнить даже легчайшую заповедь и убегай от греха, ибо благое дело влечет новое благое дело, а грех влечет новый грех, ибо награда за благое дело — еще одно благое дело, а наказание за грех — новый грех [Талмуд. Трактат «Авот». Гл. 4: 2].

Человек, совершающий добрые поступки, получает удовольствие в этом мире за то, что делает добро, и будет получать удовольствия в последующем мире, получив воздаяние [Учение Будды].

Делайте добро. Как только человек делает добро, это возвращается ему [Н.Н.Казаринова].

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось промежутка, — вот, что я называю наслаждаться жизнью [Марк Аврелий].

Почувствовать добра приятство — такое есть души богатство, какого Крез не собирал [Г.Р.Державин].

Самое большое утешение в жизни человека — добрые дела [Из 14 заповедей Будды].

Величайшее утешение в моей старости и величайшее моё удовольствие — это приятное воспоминание о том, как много пользы я принес другим людям [Катон Старший].

Добрый находит на земле рай для себя, злой уже здесь предвкушает ад [Генрих Гейне].

Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остаётся наелине со злодеем [Иммануил Кант].

Но люди не верят, что добрые дела воздаются добром, что правильные дела ведут к правильному пути. Они не знают также, что после смерти человек преображается. Они не верят, что помощь другим приносит счастье. Они ни во что не верят, что касается добра и зла [Учение Будды].

Истинно говорю вам, что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе [Евангелие от Матфея. Гл. 18:18].

Клянусь именем бога, что когда вы покинете сей мир, то ни к чему так не будете стремиться, как к тому, чтобы вернуться в него снова и творить добро, дабы удостоиться блаженства вечного и спасти себя от наказания. Так совершайте же благие дела сейчас, пока вы пребываете в мире сем, до того как вы покинете его и уже никогда не сможете вернуться снова [Абу-ль-Фарадж].

Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,

Праведных души не знают ни скорби, ни злобы —

О, отпусти меня снова, создатель, на землю,

Было б о ком пожалеть и утешить кого бы [А.К.Толстой].

Один час раскаяния и добрых дел в этом мире дороже всей жизни в мире грядущем, в то же время час духовного наслаждения в мире грядущем дороже всех наслаждений в этом мире [Талмуд. Трактат «Авот». Гл. 4: 17].

Мир этот подобен коридору перед грядущим миром; приготовься в коридоре, прежде чем войти в зал [Талмуд. Трактат «Авот». Гл. 4:16].

Жизнь — только миг,

Небытие — навеки [Ю.В.Андропов].

Человеку следует сделать запасы для мира сего на то время, пока он будет в нём находиться, и для мира грядущего тоже на то время, пока он будет в нём пребывать [Абу-ль-Фарадж]

Духовность — это когда отдаешь, бездуховность — это когда только берешь [Игорь Моисеев].

Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих [Евангелие от Матфея. Гл. 20:28].

Тот, кто молится лишь о себе, подобен человеку, старавшемуся укрепить лишь свой дом, не заботясь вместе с остальными жителями об укреплении стен города. Расходы его велики, и он все еще в опасности. Тот же, кто участвует в делах общества, и расходует мало и пребывает в безопасности, ибо то, что недостает у одного, восполняет другой, и так страна достигает наибольшего возможного для нее совершенства, и все населяющие страну, получают блага при наименьших расходах, законно и в полном согласии [Иегуда Галеви].

Великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов [Пьер Буаст].

Маркс, немодный ныне автор, очень хорошо в своё время написал:"История есть равнодействующая миллионов человеческих воль: каждый добивается чего-то своего, в итоге получается то, чего не хотел никто"[Ирина Карацуба. — 2013 г.].

Вместе с общим достоянием теряется и частное [Франсуа Рабле].

Добиваются успеха лишь те, кто всегда стремится поиогать другим. Те, кто ищет лишь свою выгоду, обречены на поражение [Брайан Трейси].

Познав альпинистское братство, человек начинает думать и заботиться прежде всего не о себе, а об окружающих людях, и эта забота возвращается к каждому благом [Ю.Соловьев].

Мы созданы для того, чтобы помогать друг другу [Иммануил Виторган. — 2011г.].

Единственное, что есть на свете — это жить честно и помогать ближним [Федор Абрамов].

Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику божества [Уолт Уитмен].

Плохо, если о тебе некому заботиться. Еще хуже, если не о ком заботиться тебе [Эммануэдь Мунье].

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему [Жан-Жак Руссо].

Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им [Никколо Макиавелли].

Считается признанным, что люди привязываются к тем, кому они помогли. Это говорит о доброте природы: способность любить — вот заслуженная награда за благое дело [Никола Себастьян Шамфор].

Взаимная благожелательность — есть самое близкое родство [Публилий Сир].

Если долго волнуешься за человека, он становится родным [Сергей Образцов].

Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь [Василий Розанов].

Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому принесли много обид [Жан де Лабрюйер].

Кого обижу, того и ненавижу [Русская пословица].

Остерегайтесь тех, кто сделал вам плохое, они никогда вам этого не простят; те, кто сделал вам добро, будут вам всю жизнь за это благодарны [Эрнест Сетон-Томпсон].

Боль другого человека, который чем-то мил тебе, отзывается в сердце страданием раскаяния, если ты в свое время был равнодушен к этой боли. И это не заживает. Потому как собственные неприятности мы не храним — они покрываются слоями других огорчений и других радостей [Илья Штемлер].

Не следует огорчать кого-либо [Из детских записей императора Павла I].

Полагай лучшей очистительной жертвой никого не обижать [Изречения Секста].

Главный пост — не обидеть людей, не причинить им страдания [Митрополит Филарет (Дроздов)].

Высушить одну слезу — больше, чем пролить море крови [Джордж Байрон].

Люди даже в малышовском возрасте ценят силу. Сначала физическую, взрослея — силу ума, таланта. Мудрея — силу доброты [Л.Г.Киселева].

И мудрость доброты — ценнейший из даров [Евгения Львова].

Сильный должен быть добрым — вот два качества мужественности [В.Петрухин. — 1984 г.].

Может быть, герой — это человек, у которого хватает силы быть добрым [Михаил Ульянов].

Добрый всегда отважен, отважный не всегда добр [Китайская пословица].

Прежде всего будьте добрыми. Доброта обезоруживает большинство людей [Жан Лакордер].

Человечность — это доброта [А.Суворов (педагог)].

Ты будешь настоящим человеком, когда станешь каждый день спрашивать у себя отчет: что сделал доброго для ближних [Илья Чавчавадзе].

Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку сегодня доставить радость [Фридрих Ницше].

День, прожитый без любви и добра, — десять лет потерянной жизни [Фредерик Август].

Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все люди будут счастливы [Юрий Никулин].

Жизнь дана на добрые дела [Русская пословица].

Леонид Осипович Утесов не раз повторял, что прожил долгую жизнь именно потому, что любил людей [И.Теслер. — 1996 г.].

С юных лет живу под девизом: «Ни дня без гимнастики». Ежедневно принимаю холодный душ. Никогда не курил. Ем помалу. Много двигаюсь. Несколько часов ежедневно провожу на воздухе. И еще один «рецепт»: можно победить возраст, сохраняя в душе доброту и отзывчивость [Петр Семенович Фредин (артист, первое выступление — 1908 год, интервью — 1985 год)].

За пять лет наблюдений я выяснил, что благородные люди проще справлялись со стрессом, что снижало риск смерти, вызванной переживаниями, и снижало показатели заболеваемости [Майкл Поулин].

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни [Ралф Уолдо Эмерсон].

Спешите делать добро, ибо жизнь коротка [Федор Петрович Гааз].

Знаете, за некоторое время до ухода мама сказала мне: «Как жаль, что мое время закончилось, если бы я знала раньше, что скоро уйду, я бы делала добра гораздо больше» [Александра Самохина (о своей матери — Анне Самохиной)].

Итак, доколе есть время, будем делать добро [Послание к Галатам святого Апостола Павла. Гл. 6:10].

1.5. Кратчайшая дорога к цели

В наше время две вещи мне кажутся самыми необходимыми: милосердие и терпение [Бертран Рассел].

Православные ценности: терпение, милосердие, вера, надежда, любовь.

Терпение приводит к цели, удовлетворенность — к богатству [Персидская пословица].

Терпение всех людей доселе вело кратчайшей дорогой к цели [Джалаледдин Руми].

Нетерпеливый два раза делает, терпеливый — один раз [Монгольская пословица].

Полдела сделано, и в этом нет сомненья, коль ты сумеешь запастись терпеньем [Иоганн Вольфганг Гёте].

Терпенье города берет

И стену всякую таранит [Франсуа Вийон].

Способный терпеть способен добиться всего, чего он захочет [Бенджамин Франклин].

Кто обладает терпением, может достичь всего [Франсуа Рабле].

Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет [Муслихаддин Саади].

Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели [Жан де Лабрюйер].

Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов, чтобы наточить топор [Авраам Линкольн].

Нетерпеливые часто дорого платят за то, что терпеливым достается бесплатно [Французская пословица].

Терпение — это искусство надеяться [Вовернарг].

Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать [Оноре де Бальзак].

Умение ждать — великий секрет успеха [Джозеф де Местра].

Кто не умеет ждать, тому нечего делать в разведке [Томаш Ржезач].

Известно, что для нормального человека одно из самых тяжелых, изнурительных дел — ожидание [Николай Леонов. — 1986 г.].

Самое худшее, когда нужно ждать и не можешь ничего сделать. От этого можно сойти с ума [Эрих Мария Ремарк].

А самое противное, между прочим, в бою — это ожидание, потому что ты сидишь и не знаешь, что будет, как будет, кто по тебе еще ударит [Анатолий Журавлёв].

От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение. Храбрость — дело второе [Наполеон Бонапарт].

Храбрость — это терпение в опасной ситуации [Тамерлан].

Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник [Японская пословица].

Есть мужество боренья, но не менее

Благословенно мужество терпения,

Терпенье — вот, мой друг, оружие героя,

Коль выбито из рук оружие другое [Кайсын Кулиев].

Когда вам становится очень худо, и всё оборачивается против вас, и, кажется нет сил терпеть ни одной минуты больше, ни за что не отступайте, именно в такие моменты наступает перелом в борьбе [Гарриет Бичер Стоу].

Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы [Китайская пословица].

Хочешь выжить — умей терпеть [Людмила Гурченко].

И даже не смей думать, что ты можешь не выдержать [Эрнест Хемингуэй].

Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё лелается к лучшему. Терпение — вот ключ к успеху [Ник Вуйнич].

Кто способен всё перетерпеть, тому дано на всё дерзнуть [Вовенарг].

Бюффон сказал мне по поводу гения поразительные слова, в которых целиком проявляется человек: «Гений всего только большая способность к терпению» [Эро де Сешель. — 1785 г.].

Гений есть не что иное, как дар огромного терпения [Жорж Луи Леклерк де Бюффон].

Гений есть терпение мысли, сосредоточение в известном направлении [Исаак Ньютон].

Настоящий признак, по которому можно узнать мудреца, — терпение [Генрик Ибсен].

Основа всей мудрости есть терпение [Платон].

Ты вообще в принципе должен научиться терпеть. И большей частью чужую глупость [Алексей Серебряков. — 2018 г].

Как-то в связи с одной конфликтной ситуацией я подумала, что главное для моей профессии — это терпение [Галина Волчек (о профессии режиссера). — 1997 г.].

Если хочешь быть живописцем, запасайся маленькими кистями и большим терпением [И.И.Бродский.

Терпение — главное качество шахтера [Юрий Дегтярев. — 1984 г.].

Главное в чабанском деле — уметь терпеть. Терпеть через не могу. Тот, кто не умеет терпеть, никогда чабаном не будет [Амас Юсупов. — 1984 г.].

В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может [А.П.Чехов].

Терпение — это самая большая добродетель, которая может быть у родителей [Аллан Фромм].

Артистизм высшей пробы — не что иное, как форма проявления мужества перед жизнью. Способ переносить невзгоды и тяготы стоически, не цепенея от них, не опускаясь до того, чтобы признать даже в самых жестоких из них подавляющую силу рока.

Моя тихая, добрая мама Елизавета Борисовна этим редким талантом обладала вполне. Как она умела терпеть! Как умела прощать! Не унижая себя и ничего не требуя взамен [Аркадий Райкин]

Я за то тебя люблю, что ты терпеть умеешь.

В счастье, в несчастье равен ты, Горацио [Вильям Шекспир].

Боязнь поступить позорно — мужество, таким же мужеством является и умение терпеливо переносить недостойные по отношению к вам поступки других [Бенджамин Джонсон].

Терпение — мать мужества, а мужеству нужно учиться [Д.С.Лихачев].

Чтобы научиться терпению, нужно практиковаться почти столько, как и при изучении музыки, а мы между тем всегда манкируем, когда учитель приходит [Джон Рескин].

Научиться терпеть очень трудно, но терпеливого всегда венчают лаврами [Учение Будды].

Сама Фортуна награждает терпение своими дарами [Педро Кальдерон де ла Барка].

Время доказало мне, что смысл жизни не в деньгах и не в славе. Нормальную жизненную позицию человека вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развивать [Георгий Вицин].

Время — лучший цензор, а терпение — прекраснейший учитель [Фредерик Шопен].

Терпение и время достигают большего, чем неистовство силы [Жан де Лафонтен].

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой [Эдмунд Берк].

Величайшим воплощением силы часто является терпение [Гораций Бушнелл].

Истинное терпение — это такое терпение, когда терпеть не под силу [Японская пословица].

Что ни случись, мы терпеньем и волею все превозможем [Публий Вергилий Марон].

Это правда, что нужно много сделать, а у тебя, возможно, слабые руки; но берись как следует за дело, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит и с терпением и старанием мышь перегрызла канат пополам. Небольшими ударами можно большие дубы свалить [Бенджамин Франклин].

Аллах любит терпеливых [Турецкая пословица].

Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери [Антуан де Сент-Экзюпери].

Во всем нужно терпение. Надо уметь переносить жару, холод, голод и жажду, надо уметь переносить оскорбления и клевету [Учение Будды].

Терпение — пластырь для всех ран (Patience is a plaster for all sores) [Английская пословица].

В прошлом веке сослали в Сибирь архиепископа Варшавского вместе с его духовником. Во время долгого и крайне тяжелого пути им довелось ночевать в какой-то бедной избе, где на несчастных напали оголодавшие насекомые. После бессонной ночи искусанный духовник спросил архиепископа, что он об этом думает. И получил такой ответ: «По мученикам и львы».

Терпение, оказывается, порождает не только смирение, но и чувство юмора и обезоруживающе хорошее настроение [Сестра Эмилия Эрлих. — 1992 г.].

Терпение — ключ к радости [Арабская пословица].

Терпение горько, но плод его сладок [Жан-Жак Руссо].

Терпением вашим спасайте души ваши [Евангелие от Луки. Гл. 21:19].

1.6. Смело дерзайте

Смело дерзайте, но не на пользу себе [Протопоп Аввакум].

Дерзать — этой ценой даётся прогресс [Виктор Гюго].

Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человечества [Юлиус Фучик].

Если вы уклоняетесь от первого испытания вашего мужества, то будете тем слабее при втором [Джон Стюарт Блэкки].

Пришла, лицо в крови, ребро сломано, шлем вдребезги. Утерла нос и сказала, что пойду прыгать прямо сейчас, а то потом будет еще страшнее! [Ирина Синицина (чемпионка Европы и Мира по парашютному спорту)].

Скорое решение вопроса, решение, может быть и не вполне совершенное, но зато принятое вовремя, лучше медлительной нерешительности. Это особенно важно в делах практических [А.Н.Крылов. — 1918 г.].

Мудрое авиационное правило: «Приняв однажды решение, даже худшее из возможных, не изменяй его». О, это очень хорошее правило! Стоит летчику заметаться в воздухе, сменить одно решение на другое, потом принять наспех третье, глядишь несчастье и подстерегло. А почему? Все решения были правильными, только ни одно человек не выполнил, не довёл до конца. И на земле так бывает [Анатолий Маркуша].

Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, чем ум без мужества [Вовернарг].

Смелость без ума опасна, но ум без смелости бесплоден [Е.Н.Пермитин].

Правильное лечение почти всегда требует тщательности и продуманности. Однако врач редко может позволить себе предаваться размышлениям [Барри Бернет Ловитц].

Настоящие герои часто принимают опасные решения, но не потому, что они опасные, а потому, что они оптимальные [Александр Крон].

Люди с убеждениями всегда отважны [Китайская пословица].

Столярова вспоминает свою соседку по бутырским нарам в 1937, старушку. Ее допрашивали каждую ночь. Два года назад у нее в Москве проездом ночевал бежавший из ссылки бывший митрополит. — «Только не бывший, а настоящий! Верно, я удостоилась его принять». — «Так, хорошо. А к кому он дальше поехал из Москвы?» — «Знаю, но не скажу!» (Митрополит через цепочку верующих бежал в Финляндию). Следователи менялись и собирались группами, кулаками махали перед лицом старушонки, она же им: «Ничего вам со мной не сделать, хоть на куски режьте. Ведь вы начальства боитесь, друг друга боитесь, даже боитесь меня убить («цепочку потеряют»). А я — ничего не боюсь! Хоть сейчас к Господу на ответ!» [А.И.Солженицын].

Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведный смел, как лев [Книга Притчей Соломоновых. Гл. 28:1].

Просто удивительно, какая целеустремленность, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг [Вальтер Скотт].

Доблесть — достояние стремящихся к высокой цели [Абулькасим Фирдоуси].

Доблесть делает невозможное возможным и поражение превращает в победу [Рафаэль Сабатини].

Я вспоминаю начало войны, окружение. Немцев тогда было в десятки раз больше, чем нас. В отличие от нас, они были сыты, обуты, лучше вооружены. Многим из моих сослуживцев казалось, что мы обречены на смерть. И это была безусловная правда. Но вот вопрос: как реагировать на эту правду?

Одни из нас решили: «мы все умрем». И пошли сдаваться в плен. И погибли.

Другие подумали: «мы обречены, поэтому дорого продадим свою жизнь». И, действительно, две трети из числа последних были убиты. Но оставшиеся стали победителями [А.А.Синявский. — 2005 г.].

Смелость — начало победы [Плутарх].

Будь смел, как леопард, легок, как орел, быстр, как лань, и силен, как лев, выполняя желание Небесного Отца своего [Талмуд. Трактат «Авот». Гл. 5: 20].

Решительный человек своего достигнет [Китайская пословица].

Счастье всегда на стороне отважных [Русская пословица].

Audaces fortuna juvat — Cчастье покровительствует смелым (лат).

Слава и достоинство воинства российского не терпят, чтобы сносить присутствие неприятеля, не наступая на него [П.А.Румянцев].

Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами. Дело может быть решено только прямым смелым наступлением [А.В.Суворов].

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага [Николай Гумилёв].

Солдатская жизнь во время войны мне понравилась. Особенно интересно наступать [Лев Гумилев].

Оборона ведет к поражению, поэтому наступайте [Симон Боливар].

Тот, кто ничего не боится, не менее могуч, чем тот, перед которым все трепещут [Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер]

Но храбрость чаще сокрушает силу [Рафаэль Сабатини].

Да тут же всего по «тигру» на брата [лейтенант Юрий Бобров (Корсуньское кольцо, 1944 год.)].

Пускай в сердцах воскреснет и нас объединит

Герой бессмертной песни, спартанец Леонид.

Он принял бой неравный в ущелье Фермопил

И с горсточкою славной отчизну заслонил.

И, преградив теснины, три сотни храбрецов

Омыли кровью львиной дорогу в край отцов [Джордж Гордон Байрон (перевод С.Я. Маршака)].

Духовное относится к физическому, как три к одному [Наполеон Бонапарт].

Храбрость шагает во главе армий [Клод Адриан Гельвеций].

Армия оленей, руководимая львом, сильнее армии львов, руководимой оленем [Солдатский катехизис XVII века].

Храбрость одного-единственного человека нередко укрепляет государство. Карфаген был готов к тому, что его разрушат, что он перестанет существовать. Но прибыл Ксантипп, и Рим заколебался [Клод Адриан Гельвеций].

Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены [Плиний Старший].

На свете мало недостижимых вещей, будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели [Франсуа де Ларошфуко].

Если ваши стремления вялы и слабы, ваши достижения примут такой же характер. Но если вы стремитесь к своей цели упорно, с энергией бульдога, преследующего кошку, то ничто в нашей галактике не сможет вас остановить [Дейл Карнеги].

Неверие к себе — причина большинства наших неудач [Кристиан Нестел Боуви].

Самое страшное неверие — это неверие в самого себя [Томас Карлейль].

Низкая самооценка — начало многих бед [А.А.Щеголев].

Скромность — мать всех пороков [Д.И.Менделеев].

Во всем надо соблюдать меру, даже в скромности [Анатоль Франс].

Если ты считаешь себя слишком ничтожным, чтобы оказать влияние, попробуй уснуть в одной комнате с комаром [Африканская пословица].

Когда люди говорят: «Я сделал всё, что мог», — это значит, что они себя нелооценивают [Марлен Дитрих].

Не согласен я с мыслями твоими о честолюбии. В даровитом юноше ты его порицаешь; оно же, по моему разумению, для него факел в ночи непознанного. Ты же не хочешь, чтобы в дороге он заблудился.

Думается мне, досточтимый господин и учитель, ты равняешь тут дорожение честью и тщету в исканиях славы. Но уравнимо ли одно с другим? Не встречал я тщеславных, жаждущих наперед всего труда полезного, честолюбивых же, изнуряющих себя в трудах благородных, ты и сам видел немало.

Воздадим же честолюбивой юной даровитости и скажем так: дорожение честью — не искание славы в гонениях за славой, а добывание славности в трудах нужных. Честолюбие пусть будет огнищем души, а трудолюбие — истинно честью [Луций Анней Сенека].

Я был молод — я жаждал славы [Антуан Лоран Лавуазье].

Кроме того, пусть какая-то интересная идея и появилась, но ведь её надо ещё и реализовать. А чтобы довести дело до конца, необходимы обычно не только способности, не только физические силы, но и здоровое честолюбие. Ожегов слово «честолюбие» определяет, как жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбие в таком понимании тоже нередко играет роль в научной деятельности. Однако можно не ждать почестей, но сильно стремиться к самоутверждению, к признанию. Это я называю здоровым честолюбием, без него добиться успеха очень трудно [В.Л.Гинзбург. — 1988 г

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ожерелье мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я