14 апреля 2016 года Одиннадцатиметровая парусная лодка «ЕСА» вышла из марины «Ди Кала дель Соле» в Ликате, Сицилия. 25 апреля мы были в Малаге, Испания. 30 апреля в Танжере, Марокко. 8 мая прибыли в Лас-Пальмас, Гран Канария. Отсюда 13 мая 2016 года начался мой кругосветный поход. В этой книге заметки трехмесячного похода по Атлантике. Это моя первая попытка опубликовать свои морские заметки. Если это будет кому-то интересно, обещаю второе издание, расширенное и дополненное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлантический дневник 2016. Прерванный поход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Старт
Канарские острова
Гран Канария, центральный из Канарских островов. Город Лас-Пальмас, известен как Порт де Ла Луз, столица острова. Население около 400 тысяч. Уровень воды во время приливов и отливов меняется от 0,9 до 2,1 метра. Большая марина. Отсюда часто стартуют трансатлантические регаты. Поэтому с сентября по декабрь все транзитные яхты покидают марину, освобождая места для участников таких регат, которым нужно хорошенько подготовиться к старту. Починить паруса, настроить такелаж, установить дополнительное оборудование. Практически все можно найти в сервисных мастерских прямо в марине. Здесь есть все для дизелей Янмар и Вольво. Мы закупили здесь дополнительно еще один газовый баллон для плиты.
Заказали две верхних основных ванты, взамен старых, поврежденных.
Заменять их пришлось мне самому, так как местный мастер Хосе за три дня так и не нашел свободного времени для нашей лодки.
На всякий случай я заказал одну запасную нижнюю ванту, так как уже дважды, в 2012-м, после израильского похода, и в 2014-м, во время перехода из Турции на Сицилию, мне приходилось заменять поврежденные ванты по правому борту. Монтажные пояса, что я купил в «Восток-сервисе», никуда не годились. На весу в них совершенно невозможно работать. Они так сдавливали мои ломаные ребра, что просто невозможно было вздохнуть. С большим трудом мне удалось снять одну ванту, чтобы отнести в мастерскую и заказать две новых. Хорошо, рядом с нами стояли англичане, Рой и Кэролайн. Накануне я видел, как Рой поднимался на мачту при помощи альпинистского снаряжения. Когда мы получили готовые ванты, я попросил у них снаряжение и сравнительно легко управился со снятием второй поврежденной ванты и установкой двух новых. А на следующий день Рой с Кэролайн отвели меня в альпинистский магазин и помогли подобрать мне снарягу для меня. Теперь я могу подниматься на мачту даже без посторонней помощи. Очень интересно было поболтать с Кэролайн, она заметила, что мой английский неплох и улучшается с каждым днем. Рой сказал, что не участвует в любительских регатах, потому-что там много неопытных шкиперов и жалко повредить лодку. А сам он несколько раз уже пересекал Атлантику, что-то больше двадцати раз.
17.05.2016
Вышли в мой любимый день, в пятницу, 13-го мая в 14—00.
На отходе Рой и Кэролайн передали контакты в интернет. Roy and Caroline. S/y «Deliverance». [битая ссылка] www.practicalboatcook.com, [битая ссылка] www.sailingtheatlantic.com, [битая ссылка] www.landazores.com, [битая ссылка] www.canariesyachtelectrics.com
Оказывается, Кэролайн ведет четыре сайта, Рой подрабатывает по электрической части, скорее по электронной, на лодках. Надо им не забыть привезти «Кавиар», а то Кэролайн намекала на угощение, а у нас и нету. Кэролайн проводила со словами, как вернешься, пиши: «I’m save!!! I’m in Russia!»
Сегодня уже четвертые сутки идем вдвоем, Саня вчера увидел первый раз летучих рыбок. Думал будут больше и летать повыше, разочарование. Сегодня подплывала косатка, поздороваться. Фыркнула с одного борта, Саня прибежал, фыркнула с другого, показала спину и ушла, метра 3—4 на взгляд, я рулил, Саня за фотиком не успел. Ветра вдоволь, свежего и покрепче, на малых парусах идем от 4,5 до 6,5 узлов. Ветер попутный, даже слишком, приходится постоянно рулить и менять галсы, раза 2—3 в сутки. Автопилота нет и ветрорулевого тоже, так что не заскучаешь. Вахты стоим по четыре часа. С рыбалкой пока не ладится, что-то катушка, недавно купленная, барахлит. Пока идем по графику, к 20-му мая будем в районе островов Зеленого мыса (Кабо Верде), к 1 июня надеемся пересечь экватор, а к 1 июля быть в районе мыса Доброй Надежды (Cape of Good Hope). Прогноз погоды, скачанный в Лас Пальмасе, заканчивается, дальше идем в режиме реального времени, без прогнозов. Помним главную заповедь «Терпение и благоразумие». Бережем матчасть, впереди 24 тысячи миль, без малого.
18.05.2016
Как появляются и сбываются мечты.
2009 — Как я далеко от моря, как мне его не хватает.
Мечта1. Вот бы заняться чем-нибудь активным на море. Варианты: Винд-Серфинг, Дайвинг, Яхтинг. Первое и второе отпадает, это же все снаряжение надо возить с собой. Займусь яхтингом. Сказано-сделано, почитал буквари, поехал в Черногорию на «Интенсивный курс морской практики».
2010—2011 — Походил матросом в разных ралли и регатах, с разными школами и курсами. Масса новых друзей, горизонты раздвигаются. Но порулить дают мало. Я шкипер или где?
Мечта2. Вот бы сменить вид деятельности с офисного сидения на работу на свежем морском воздухе. Для этого нужна практика, для практики нужна лодка. Маленькое чудо — семья не возражает, появляется друг, который активно помогает с покупкой, морально и материально. 2012 — берем кредит — покупаем лодку.
2012—2015 Ходим с женой, с другом и в одиночку, раз-два в год, зато подолгу. Маленькое чудо — два раза приглашали шкипером на «корпоративки». Новые друзья в яхтинге, новый опыт. В одиночку ухожу из Турции в Сицилию. Потихоньку проявляется…
Мечта3. Кругосветка. Окружение крутит пальцем у виска, ну к этому привык давно. Главное — маленькое чудо — семья поддерживает, продаем квартиру, гасим кредит, увольняюсь с офисной работы, на всякий случай становлюсь индивидуальным предпринимателем — до пенсии далеко.
2016. Сейчас или никогда. Продаю машину, чего ей ржаветь без меня? На паруса хватит. Все тот же друг помогает материально, ощутимо. Рвутся в бой друзья-одноклассники. Жаль один быстро сдулся, но так бывает, зачем насиловать себя, если это не твое. Я ведь предупреждал, прокатись месяцок, а потом решишь — хватило два дня. Поспешил, получилось вложился в нашу кругосветку и не пошел. Добро помним, как-нибудь «отомздим».
Выехал на лодку 14 марта. Подготовка лодки заняла месяц, 14 апреля вышли с Саней Мироновым из Сицилии, 30 апреля забрали второго участника, Трохова Александра в Танжере, Марокко, дозакупили продовольствия, пришли на Гран Канарию. Все тот же друг проплатил замену поврежденных вант, докупили всякого оборудования, запчастей. 13 мая вышли.
Чтобы мечты сбывались, нужно их мечтать. А еще надо к ним стремиться, еще нужны маленькие чуда и поддержка семьи. «Надо верить чуду», как спела Радмила Караклаич.
20.05.2016
Семь суток в пути. Полет нормальный. Подходим к архипелагу Кабо Верде.
(Из лоции). Архипелаг Кабо Верде лежит около 385 миль к западу от Африки, между 14 и 18 градусами северной широты и между меридианами 22°40» и 26°30» западной долготы. В архипелаге десять больших островов и пять маленьких. Острова были необитаемы, когда в 1460 году их открыл Диего Гомес. Первые поселенцы прибыли в 1462 году. В конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века острова были колонизированы португальцами при помощи рабов, захваченных с соседнего африканского побережья. Архипелаг управлялся Португалией с 1587 года до 1975, когда республика обрела независимость.
Позавчера ночью отбивался от налета летучих рыб, двоих взял в плен, одна застряла под гиком, одну Саня добыл. Все это утром было зажарено и съедено. Так вот она какая, атлантическая летучая селедка. Проложил генеральный курс с контролем на экваторе (1100 миль, курс 165), у острова Ascencion, UK (о. Вознесения) еще 470 миль и острова Святой Елены (еще 703 мили). Такой вот планчик на ближайшие 20—25 дней. Прогноз погоды заканчивается, у экватора градусов 15 ожидаю ослабление ветра, возможно понесем геннакер, далее до поворота встречный ветер, надеюсь хоть рулить не придется непрерывно, отдохнем…
Кабо Верде
Вблизи острова Сал появилась сотовая связь. Позвонил домой. Интересное наблюдение: для нас эта первая неделя кажется такой длинной, стоим вахты 4 через 4 часа, в сутки по три вахты, каждую вахту думаешь, как там наши? Потеряли наверное нас, волнуются, ведь мы идем вдали от береговых базовых станций информация о нас в АИС может отсутствовать. За неделю семь раз по три, вспоминал об этом 21 раз. А для тех, кто на берегу, неделя пролетает как один миг понедельник — пятница, по себе знаю. Они и соскучится не успели и двигаемся мы слишком медленно, болельщикам кажется будто на месте стоим, чо там терять? Так что если раз в месяц удастся напоминать о своем продвижении, будет вполне достаточно. Главное по пути подходить к тем берегам, где сотовая есть, другой то роскоши у нас нет, ну типа спутниковой связи или там на худой конец коротковолновой радиосвязи. Кстати по этой же причине у нас больше не будет прогнозов погоды, никаких компьютерных моделей ни на день, ни на неделю. Ну что ж, не баре, видим какая сейчас погода и ладно, а что бог подаст через три часа, то и будет, с прогнозом или без, какая разница?
Да, о том, что у нас есть и чего нет. Буду пополнять постепенно. Итак, чего нет:
Спутниковой связи;
Прогнозов погоды;
Авторулевых, никаких, ни электрического с сервоприводом, ни ветрового «selfsteering»;
Еще мы не проходили никакой спецподготовки ни по оказанию медицинской помощи, ни по спасению себя или другого человека за бортом. Это просто константация фактов, никак не похвальба, какие мы бесстрашные. Надеемся на свой жизненный «икспириенс» и любимый, всеми обожаемый русский «авось». Не знаете, как это по-английски?
Электричество экономим, ночью включаем ходовые огни только когда завидим встречное или поперечное, или догоняющее нас судно. А если не заметим? Риск конечно, но я читал, что сэр Фрэнсис Чичестер тоже так делал, а ведь ходил в одиночку. Все-таки надо бы в Сашкину вахту огни включать, что я и делаю.
Нет никаких бумажных карт, для чартплоттера только «Средиземка и Канары». Еще один повод метнуть каменюку в мой огород, так глядишь и дачу себе построю, каменную. А так то я книжку читал, про одного морехода, российского происхождения, кстати. Так тот вообще из Австралии до Калифорнии добирался по школьным контурным картам, вместо секстанта он изготовил прибор на основе школьного транспортира, и ведь успешно посетил все острова, которые запланировал, по пути.
Еще у меня нет сушильного шкафа, а влажность тут сами понимаете, вода кругом, все что впитывает воду, постоянно влажное. Ну, одежда, что на тебе, быстро просыхает на ветру, кое-что можно на солнышке просушить, главное, чтоб какой шальной волной не промочило, снова-здорово. И нет обогревателей, ни «Вебасто», ни печурки спиртовой, ни жаровни с углями, как у Джошуа Слокама. Надеялся я на керосиновую лампу, она ведь греет, когда светит, даже три литра «карасину» прикупил, дорогущий, он, гад, по 4.4 евро за литр отдал в Ликате, а что делать? Надеюсь, все-таки китайская керосинка не подведет, больно она хлипкая на вид, в руках рассыпается.
Что у нас есть!
Два новеньких сервисных аккумулятора по 140 Вт, к ним две солнечные панели по 100 Вт, при солнечной погоде вполне хватает и на работу навигационного оборудования, Чартплоттера и АИС, и на освещение, и на холодильник (включаем днем часа на 3—4, достаточно), и на зарядку двух ноутов, телефонов, планшета, аккумуляторов для фонариков и фотоаппарата.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлантический дневник 2016. Прерванный поход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других