Кто не знает сказок известного издателя русских народных сказок А.Н.Афанасьева? На них выросло не одно поколение. На первый взгляд, в них нет ничего особенного: сюжеты о богатырях, зверях, бабе-яге… Мы так привыкли к ним, что редко стараемся заглянуть в глубину. Это сделал современный сказочник Александр Александрович Шевцов. Будучи профессиональным психологом, он вслед за известным исследователем сказок Владимиром Яковлевичем Проппом постарался заглянуть внутрь сказки и расшифровать ее. Целый год на своем блоге «Сказочный мир» в соцсетях каждую неделю он сказывал сказки Афанасьева для взрослых со своим предисловием! Обсуждение сказок было очень активным. По просьбе читателей мы издаем их в четырех выпусках.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Память о самом древнем…
Здравствуй, мой друг! Сегодня я хочу рассказать сказку, которая сохранила очень странные воспоминания нашего народа. Люди ведь были не всегда, да и не один раз появлялись они на земле. Боги создали и уничтожили несколько поколений людей, но боги — это дети титанов.
Однако первым творить людей начал отец богов Кронос, и при нем жилось людям хорошо, его время называлось Золотым веком. А вот своих детей богов он проглатывал сразу при рождении!
Победив, Зевс уничтожил все, что напоминало о Кроносе, в том числе и золотое поколение…
И сам он пробовал творить людей, но как-то все неудачно. И уничтожал и свои творения раз за разом. Видимо, что-то очень важное для богов скрывается в человеке, чуть не возможность выжить на этой планете… Однако нежизнеспособными были все его творения, кроме последнего. И серебряное поколение, и медное исчезли с лица земли. И даже попытка усилить смертных бессмертной кровью, поколение героев-полубогов, все погибло под Троей и Фивами.
И остались лишь мы с вами — железные люди, к чьему творению приложил руку титаны Прометей и Эпиметей, а из богов — Афина и Гефест. Творения Прометея Зевс поклялся извести точно так же, почему наслал вместе с Пандорой все мыслимые несчастья, а потом даже потоп. Но люди выжили и размножились, и чтобы управлять ими, Зевс родил трех дочерей — мойр, одна из которых пряла нить судьбы, вторая ткала из нее ткань судьбы, а третья обрезала эту нить, когда кончался срок. Клото, Лахесис и Атропа…
Поздняя мифология называет их дочерями Зевса, но Гесиод помнит, что они — дочери Ночи, а Ночь, Нюкта, родилась из Хаоса, который существовал еще до титанов. Именно поэтому мойрам подвластны даже боги…
Очевидно, что люди не могут помнить такие вещи. Их просто не было в те времена. И даже боги не могут помнить всего, боги тоже молоды по сравнению с нашим миром. Похоже, подобные предания передавались не только от человека человеку, и даже не только от богов людям.
Они передавались от титанов богам, и когда-то было событие, когда самый первый сказочник повествовал о том, что помнил, подобно германской Вёльве, а у ног его сидели и завороженно слушали крошечные малыши, которым еще только предстояло стать повелителями стихий — Океаном, Гелиосом, сторукими сокрушителями гор и деревьев…
Кто это был, придумавший сказывать сказки? Узнаем ли мы хоть когда-то?..
Ведьма и Солнцева сестра
В некотором царстве, далеком государстве, жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич, с роду немой. Было ему лет двенадцать, и пошел он раз в конюшню к любимому своему конюху. Конюх этот сказывал ему завсегда сказки, и теперь Иван-царевич пришел послушать от него сказочки, да не то услышал.
— «Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюдова, куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться».
Иван-царевич прибежал к отцу и с роду впервой заговорил с ним; царь так этому возрадовался, что не стал и спрашивать: зачем ему добрый конь надобен? Тотчас приказал, что ни есть наилучшего коня из своих табунов оседлать для царевича. Иван-царевич сел и поехал, куда глаза глядят.
Долго-долго он ехал; наезжает на двух старых швей и просит, чтоб они взяли его с собой жить. Старухи сказали: «Мы бы рады тебя взять, Иван-царевич, да нам уж немного жить. Вот доломаем сундук иголок да изошьем сундук ниток — тотчас и смерть придет!» Иван-царевич заплакал и поехал дальше.
Долго-долго ехал, подъезжает к Вертодубу и просит: «Прими меня к себе!»
— «Рад бы тебя принять, Иван-царевич, да мне жить остается немного. Вот как повыдерну все эти дубы с кореньями — тотчас и смерть моя!» Пуще прежнего заплакал царевич и поехал все дальше да дальше.
Подъезжает к Вертогору; стал его просить, а он в ответ: «Рад бы принять тебя, Иван-царевич, да мне самому жить немного. Видишь, поставлен я горы ворочать; как справлюсь с этими последними — тут и смерть моя!» Залился Иван-царевич горькими слезами и поехал еще дальше.
Долго-долго ехал; приезжает, наконец, к Солнцевой сестрице. Она его приняла к себе, кормила-поила, как за родным сыном ходила. Хорошо было жить царевичу, а все нет-нет, да и сгрустнется: захочется узнать, что в родном дому деется? Взойдет, бывало, на высокую гору, посмотрит на свой дворец и видит, что все съедено, только стены осталися! Вздохнет и заплачет. Раз этак посмотрел да поплакал — воротился, а Солнцева сестра спрашивает: «Отчего ты, Иван-царевич, нонче заплаканный?» Он говорит: «Ветром в глаза надуло».
В другой раз опять то же; Солнцева сестра взяла да и запретила Ветру дуть. И в третий раз воротился Иван-царевич заплаканный; да уж делать нечего — пришлось во всем признаваться, и стал он просить Солнцеву сестрицу, чтоб отпустила его, добра молодца, на родину понаведаться. Она его не пускает, а он ее упрашивает; наконец упросил-таки, отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два моложавых яблочка; какой бы ни был стар человек, а съест яблочко — вмиг помолодеет!
Приехал Иван-царевич к Вертогору, всего одна гора осталась; он взял свою гребенку и бросил во чисто́ поле: откуда ни взялись — вдруг выросли из земли высокие-высокие горы, верхушками в небо упираются; и сколько тут их — видимо-невидимо! Вертогор обрадовался и принялся за работу.
Долго ли, коротко ли — приехал Иван-царевич к Вертодубу, всего три дуба осталося; он взял щетку и кинул во чисто́ поле: откуда что́ — вдруг зашумели, поднялись из земли густые дубовые леса, дерево дерева толще! Вертодуб обрадовался, благодарствовал царевичу и пошел столетние дубы выворачивать.
Долго ли, коротко ли — приехал Иван-царевич к старухам, дал им по яблочку; они съели, вмиг помолодели и подарили ему рушничок: как махнешь рушничком — станет позади целое озеро!
Приезжает Иван-царевич домой. Сестра выбежала, встретила его, приголубила: «Сядь, — говорит, — братец, поиграй на гуслях, а я пойду — обед приготовлю». Царевич сел и бренчит на гуслях; выполз из норы мышонок и говорит ему человеческим голосом: «Спасайся, царевич, беги скорее! Твоя сестра ушла зубы точить».
Иван-царевич вышел из горницы, сел на коня и поскакал назад; а мышонок по струнам бегает, гусли бренчат, а сестра и не ведает, что братец ушел. Наточила зубы, бросилась в горницу, глядь — нет ни души, только мышонок в нору скользнул. Разозлилась ведьма, так и скрипит зубами, и пустилась в погоню.
Иван-царевич услыхал шум, оглянулся — вот-вот нагонит сестра; махнул рушником — и стало глубокое озеро. Пока ведьма переплыла озеро, Иван-царевич далеко уехал. Понеслась она еще быстрее… вот уж близко! Вертодуб угадал, что царевич от сестры спасается, и давай вырывать дубы да валить на дорогу; целую гору накидал! Нет ведьме проходу! Стала она путь прочищать, грызла-грызла, насилу продралась, а Иван-царевич уж далеко.
Бросилась догонять, гнала-гнала, еще немножко… и уйти нельзя! Вертогор увидал ведьму, ухватился за самую высокую гору и повернул ее как раз на дорогу, а на ту гору поставил другую. Пока ведьма карабкалась да лезла, Иван-царевич ехал да ехал и далеко очутился.
Перебралась ведьма через горы и опять погнала за братом… Завидела его и говорит: «Теперь не уйдешь от меня!» Вот близко, вот нагонит! В то самое время подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и закричал: «Солнце, Солнце! Отвори оконце».
Солнцева сестрица отворила окно, и царевич вскочил в него вместе с конем. Ведьма стала просить, чтоб ей выдали брата головою; Солнцева сестра ее не послушала и не выдала. Тогда говорит ведьма: «Пусть Иван-царевич идет со мной на весы, кто кого перевесит! Если я перевешу — так я его съем, а если он перевесит — пусть меня убьет!» Пошли; сперва сел на весы Иван-царевич, а потом и ведьма полезла: только ступила ногой, как Ивана-царевича вверх и подбросило, да с такою силою, что он прямо попал на небо, к Солнцевой сестре в терема; а ведьма-змея осталась на земле.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других