Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта бейсбол. Методическое пособие

Александр Низов

В примерную программу включены теоретические и практические основы организации работы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта бейсбол в Российской Федерации, представлены перечень примерных планов по всем годам спортивной подготовки, нормативные требования в соответствии с ФССП по виду спорта бейсбол и примерные контрольные упражнения.Предназначена для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку в РФ по виду спорта бейсбол.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта бейсбол. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общие требования к организации тренировочного процесса

Организация тренировочного процесса начинается с формирования и комплектования групп занимающихся спортсменов по этапам спортивной подготовки. В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства, физических и психофизиологических возможностей занимающихся, а также требований, предъявляемых к подготовке бейсболистов высокого класса. На протяжении всего периода тренировочной деятельности в спортивной школе бейсболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных организаций, как правило в возрасте 9 лет, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, а также выполнившие требования контрольных вступительных испытаний. На этапе начальной подготовки осуществляется тренировочная деятельность, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники бейсбола.

Задачи 1-го этапа — начальной подготовки:

1. Отбор способных к занятиям бейсболом детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.3.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей для успешного овладения навыками бейсбола.

5. Обучение основным приемам технических действий.

6. Овладение основами соревновательной деятельности с использованием элементов правил игры в бейсбол.

В этих группах юные бейсболисты изучают азы техники бейсбола, индивидуальную и элементарную командную тактику игры, осваивают игровой процесс в соответствии с правилами игры на малом «квадрате», получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике, основах тактики и правилах игры в бейсбол.

На тренировочный этап (спортивной специализации) зачисляются на конкурсной основе занимающиеся в возрасте от 11—16 лет и выполнившие требования ФССП, а также переводятся спортсмены, выполнившие нормативы, установленные для этапа начальной подготовки. Перевод по периодам подготовки на тренировочном этапе осуществляется по результатам тестирования (выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке) с учетом результатов соревновательной деятельности.

Общие задачи 2-го — тренировочного этапа (спортивной специализации):

1. Повышение уровня интегральной подготовленности спортсмена.

2. Приобретение соревновательного опыта, совершенствование процесса подготовки бейсбольной команды и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях.

3. Сохранение и укрепление здоровья спортсмена.

4. Формирование мотивированного интереса к занятиям бейсболом.

5. Совершенствование индивидуальной и командной тактики игры в защите и нападении, развитие тактического мышления, определение игровых наклонностей бейсболистов (наличие определенных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции во время игры команды в защите — инфилдера, аутфилдера, питчера, кетчера).

На этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) переводятся спортсмены, выполнившие требования ФССП, установленные на тренировочном этапе, и имеющие первый спортивный разряд, а также принимаются лица, выполнившие нормативы ФССП для зачисления на данный этап. Перевод по годам подготовки на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста результатов и показателей соревновательной деятельности.

На 3-м этапе — совершенствования спортивного мастерства —

решаются задачи:

1. Дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования интегральной подготовленности до уровня требований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.

2. Совершенствование и накопление соревновательного опыта.

3. Освоение высоких тренировочных нагрузок и повышение функциональных возможностей организма спортсмена.

4. Сохранение и укрепление здоровья спортсмена.

На этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются перспективные высококвалифицированные спортсмены, имеющие спортивные (почетные) звания: кандидат в мастера спорта России, мастер спорта России, мастер спорта международного класса, вошедшие в основной или резервный состав спортивной сборной команды Российской Федерации, выполнившие требования ФССП для зачисления или выполнившие требования ФССП, установленные на этапе совершенствования спортивного мастерства, переведенные с этого этапа спортивной подготовки. Возрастных ограничений для прохождения спортивной подготовки на данном этапе не установлено.

Среди задач этого этапа подготовки спортсменов можно выделить следующие:

1. Освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений.

2. Совершенствование стойкой мотивации к достижению и дальнейшему росту спортивных результатов на высших этапах соревновательной деятельности.

2.1.1. Правила приема в спортивную школу и условия организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки

В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 04.12.2007

№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (утвержден приказом Министерства спорта России №645 от 16.08.3013 «Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку»).

Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем, учредителями физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в ее уставе.

На основании нормативных правовых актов учредителя физкультурно-спортивная организация разрабатывает и утверждает свой локальный нормативный акт, определяющий процедуру приема в организацию (рекомендуемый образец с указанием ответственных лиц и с учетом особых условий организации предложен в Приложении №2).

Условия приема

• Группы начальной подготовки комплектуются, как правило, из числа учащихся общеобразовательных организаций, желающих заниматься бейсболом и не имеющих медицинских противопоказаний;

• В целях отбора лиц, имеющих способности к занятиям бейсболом, прием ведется на конкурсной основе (проводится тестирование по физической подготовке).

Для зачисления в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, необходимы документы, перечень которых устанавливается организацией и размещается на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К ним относятся, как правило, следующие:

• письменное заявление законного представителя поступающего (для лиц моложе 18 лет) или заявление поступающего, достигшего 18-летнего возраста;

• справка об отсутствии у поступающего медицинских противопоказаний для освоения соответствующей программы спортивной подготовки;

• копия свидетельства о рождении или паспорта поступающего;

• копия полиса обязательного медицинского страхования.

Рекомендуемые контрольные упражнения для проведения тестирования при поступлении на этап начальной подготовки представлены в таблице 6.

Таблица №6. Рекомендуемые контрольные упражнения для проведения тестирования при поступлении на этап начальной подготовки

Для лиц, осваивающих программы спортивной подготовки на платной основе, заполняется договор оказания услуг в двух экземплярах.

Прием (перевод) спортсменов на все последующие этапы спортивной подготовки (тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства) осуществляется в соответствии с действующим законодательством при условии выполнения требований ФССП.

2.1.2. Режимы тренировочной работы

• Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.

• Тренировочные занятия проводятся в соответствии с утвержденным руководителем организации расписанием.

• В группы НП-1 зачисляются занимающиеся не моложе возраста 9 лет (по году рождения).

• На этапы начальной подготовки второго и третьего годов спортивной подготовки (НП-2, НП-3), тренировочный этап с первого по пятый годы спортивной подготовки (Т (СС) — 1, Т (СС) — 2, Т (СС) — 3, Т (СС) — 4, Т (СС) — 5), этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ-1, ССМ-2) и этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются спортсмены, успешно сдавшие переводные нормативы соответствующих этапов подготовки, установленные ФССП и выполнившие необходимые программные требования по спортивной квалификации (в случае установления данных требований ФССП).

• Спортсмены, не выполнившие программные требования, могут продолжить занятия повторный год, но не более одного раза на данном этапе подготовки или могут быть отчислены по решению тренерского совета спортивной школы.

• Перевод спортсменов на следующий этап подготовки производится по приказу руководителя организации, как правило с учетом решения тренерского совета, принятого на основании анализа протоколов тестирования (приема контрольно-переводных нормативов), и обуславливается стажем занятий спортсмена, уровнем его общей, специальной и физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов и игровой практики.

Программа составлена для каждого этапа подготовки с учетом его специфики и возрастных, морфофункциональных особенностей спортсменов. Программный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки высококвалифицированного спортсмена. На тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем спортивных соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается индивидуально для каждой группы.

Основными формами тренировочного процесса являются: групповые тренировочные (практические и теоретические) занятия, работа по индивидуальным планам, обязательная на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные сборы, инструкторская и судейская практика.

Спортивная подготовка в организации осуществляется в течение года. Годовой объем тренировочной работы по программам спортивной подготовки для каждой группы определяется из расчета 52 недель. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией организации по представлению тренера с целью установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, с учетом обучения их в общеобразовательных и других образовательных организациях.

2.2. Программный материал по видам спортивной подготовки

Программный материал спортивной подготовки содержит требования к содержанию видов подготовки, охватывающих все виды спортивной подготовки занимающихся и обеспечивающих интегральную подготовку высококвалифицированных бейсболистов.

2.2.1. Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой бейсбол, но и мировоззренческих знаний: место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и информация об ответственности за такое противоправное влияние); о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок, профилактики травматизма, основам здорового образа жизни.

Перечень теоретических тем, предлагаемых спортсменам на всех этапах подготовки, представлен в таблице №7.

Таблица №7. Примерный тематический план теоретической подготовки по годам обучения

Теоретическая подготовка занимает важное место на всем протяжении многолетней тренировки юных игроков в бейсбол. Она осуществляется в форме специальных теоретических занятий, а также во время тренировочных занятий, технической, тактической, физической, интегральной, психологической подготовках.

Надо научить юных спортсменов применять полученные знания в процессе тренировки и в условиях соревнований.

Краткое содержание тем теоретической подготовки

Тема 1. Физическая культура и спорт в России

Понятие о физической культуре и спорте. Физическая культура и спорт в России. Физическая культура в школах и связь ее содержания с содержанием занятий в СШ и СШОР, значение физической культуры для укрепления здоровья. Единая всероссийская спортивная классификация, разрядные нормы по бейсболу и требования их выполнения.

Физическая культура и спорт в мире, международные соревнования, чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры. Достижения российских (советских) спортсменов на этих соревнованиях, Олимпийские игры 1980 и 2014 гг., достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Тема 2. История развития бейсбола в России и за рубежом

История бейсбола в России. Бейсбол как одно из эффективных средств физического воспитания. Организация бейсбола в мире и России. Зарождение бейсбола в США, Кубе, Японии и странах Латинской Америки, появление бейсбола в России.

Задачи развития бейсбола в России. Достижения российских юношеских сборных команд в международных соревнованиях по бейсболу. Спортивные биографии лучших российских бейсболистов. Бейсбольные тренеры и их роль в воспитании спортсменов.

Развитие бейсбола в различных странах. Международная федерация бейсбола. Особенности календаря международных соревнований WBSC, CEB, ФБР, ФРБС.

Федерации, бейсбольные клубы, бейсбольные спортшколы.

Требования к спортсооружениям (бейсбольные поля: размеры, особенности) и инфраструктуре. Участие российских бейсболистов в международных соревнованиях, на чемпионатах Европы, мира. Юные игроки (15—20 лет) — основа и надежда будущей сборной команды страны.

Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека

Строение и функции различных систем организма человека. Ведущая роль центральной и периферической нервных систем в управлении работой мышц.

Влияние физических упражнений на организм юных бейсболистов, совершенствование функций мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем при выполнении физических упражнений на занятиях бейсболом.

Динамика различных функциональных систем в многолетней подготовке бейсболистов.

Тема 4. Основы спортивной тренировки

Понятие о спортивной тренировке. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков (техники упражнений) и развития физических качеств. Принципы и правила спортивной тренировки. Общая и специальная подготовка юных бейсболистов. Положительные изменения в строении и функциях нервно-мышечного аппарата, происходящие под влиянием тренировки.

Тренировочные упражнения, классификация, нагрузка, правила выполнения упражнений. Тренировочные занятия, тренировочные эффекты специальной и общей подготовки.

Понятие о нагрузке и отдыхе, утомлении и восстановлении в тренировке. Методы тренировки (непрерывный и с перерывами). Влияние длительности, интенсивности и числа повторений упражнения на изменения в мышечной, сердечно-сосудистой и других системах организма юных бейсболистов.

Тема 5. Виды подготовки

Интегральная подготовка

Игра в бейсбол и бейсбольные упражнения как основные виды специфической интегральной подготовки. Задача интегральной подготовки — обеспечение воздействия одного упражнения (игры в бейсбол или бейсбольного упражнения) на одновременное развитие разных видов подготовленности бейсболистов (технической, тактической, физической и др.). Нагрузка игры и специфических упражнений, применяемых для повышения ее эффективности. Структура двигательной активности в игре и в специальных упражнениях. Классификация специальных игровых упражнений (большие, малые и средние игры), направленность нагрузки этих упражнений.

Соревновательные игры как одно из основных средств интегральной подготовки.

Техническая подготовка бейсболистов

Понятие о спортивной технике. Объем, разносторонность и эффективность технической подготовленности. Эффективная техника владения отбиванием мяча — основа мастерства бейсболистов. Приоритет освоения техники бейсбола на начальных этапах многолетней подготовки бейсболистов. Совершенствование внутримышечной и межмышечной координации как основной путь освоения техники бейсбола. Применение технических приемов в различных игровых ситуациях. Особенности технической подготовки юных и взрослых бейсболистов. Характеристика техники приема, ловли, отбивания мяча. Контроль технической подготовленности юных бейсболистов: тесты и нормативы.

Тактическая подготовка бейсболистов

Понятие о стратегии, тактике, системе и стиле игры. Объем, разносторонность и эффективность тактической подготовленности. Эффективная тактика игры — основа мастерства бейсболистов. Командная и индивидуальная тактика. Тактика игры в нападении и в защите. Реализация избранной тактической схемы игры в зависимости от тактики соперника. Тактические замены в играх.

Физическая подготовка бейсболистов

Понятие о физической подготовке. Физическая подготовка как фактор улучшения физического состояния (здоровья, телосложения и физических качеств). Физическая подготовка как составляющая часть интегральной подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Физические качества бейсболистов. Скоростные качества, силовые качества, выносливость, координационные качества, ловкость и гибкость. Особенности проявления физических качеств у детей от 9—11 до 12—14 лет. Взаимосвязь между физическими качествами и технической подготовленностью юных бейсболистов.

Психическая подготовка, морально-волевая подготовка

Понятие о психике детей и подростков. Психические качества юных бейсболистов. Межличностные отношения у юных бейсболистов. Психология победителей, воспитание ее в играх и тренировках. Смелость, решительность, умение преодолевать трудности, уважение к сопернику и судьям.

Тема 6. Гигиенические знания, умения и навыки

Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, ногтями, ногами, волосами. Гигиена водных процедур. Гигиена сна. Гигиенические основы учебы, занятий бейсболом, отдыха. Режим дня, гигиена питания. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий бейсболом.

Закаливание, его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости простудным заболеваниям.

Гигиена питания. Питание как энергетический фактор, баланс между приходом энергии с пищей и затратами энергии на занятиях бейсболом. Калорийность и усвояемость пищи. Примерные суточные пищевые нормы бейсболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировок. Контроль веса юными бейсболистами.

Безусловный отказ от курения и распития спиртных напитков юными бейсболистами.

Тема 7. Правила спортивных соревнований

Разбор и изучение правил игры. Правила игры в бейсбол.

Значение соревнований. Организация проведения соревнований. Положение о соревнованиях, программа, таблицы.

Права и обязанности бейсболистов и тренеров. Права и обязанности капитана команды.

Судейство спортивных соревнований. Состав судейской коллегии. Права и обязанности судей и участников. Характеристика действий судьи и его помощников в игре. Выбор позиции судьей в различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаление бейсболистов с поля. Воспитательная роль судьи.

Тема 8. Организация и проведение спортивных соревнований

Место и значение соревновательных игр в подготовке бейсболистов и формировании команды. Требования к организации и проведению соревнований. Регламент соревнований. Разновидности соревнований в спорте: чемпионат, первенство и др. Основные типы системы проведения спортивных соревнований: олимпийская, круговая, смешанная.

Календарь игр, заявки и иные документы, необходимые для проведения соревнований. Порядок назначения судей. Оформление хода и результатов соревнований.

Особенности организации и проведения дворового и школьного бейсбола.

Тема 9. Оборудование и инвентарь

Разновидности оборудования, инвентаря. Пользование инвентарем, техника безопасности. Ловушки, их виды. Значение выбора мяча, биты.

Бейсбольная экипировка. Спортивная одежда и обувь.

Площадка, ее размеры, оградительная сетка.

Тема 10. Установка на игру и анализ игры

Понятие «установка на игру». Время проведения игры: подробно, без объявления состава — в первый день межигрового цикла; кратко, с объявлением состава — непосредственно перед игрой. Мотивация в установке. Рассказ о тактике игры команды. Информация о сопернике: предполагаемый состав, ключевые игроки, предполагаемые тактические схемы игры, стиль игры. Подготовка к игре, наигрывание основных тактических вариантов, задания игрокам.

Действия капитана команды в игре. Коррекция схемы в перерыве между иннингами.

Анализ игры. Просмотр наиболее значимых игровых эпизодов, оценка выполнения установки по позициям и игрокам.

Тема 11. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж

Врачебный контроль при занятиях бейсболом. Содержание врачебного контроля. Самоконтроль, субъективная оценка самочувствия, сна, работоспособности, настроения. Травмы в бейсболе. Хорошая техника и высокий уровень физической подготовленности как факторы предупреждения травматизма. Уважение к сопернику и отказ от грубой игры, причиной которой является травматизм. Первая помощь при травмах.

Понятие о допинге и антидопинговый контроль.

Спортивный массаж. Самомассаж. Разновидности массажа. Основные приемы: поглаживание, растирание, разминание и т. д.

2.2.2. Основы организации и управления тренировочным процессом

Организацию тренировочной работы начинают с формирования групп занимающихся, разработки и утверждения для каждой из них программы в соответствии с этапом и периодом спортивной подготовки. Минимальное количество тренировочных групп в спортивной школе и число спортсменов в группах разного типа определяет и устанавливает организация, в ведении которой находится данная спортивная школа.

Решение поставленных задач возможно только при выполнении поэтапной программы спортивной подготовки. Для этого школа обеспечивает систематическое проведение практических и теоретических занятий, регулярное участие в спортивных соревнованиях и контрольных играх, прохождение инструкторской и судейской практики, воспитательную работу, привитие юным бейсболистам навыков спортивной этики.

Начиная с 11 лет, то есть спустя 2 года после поступления в школу, перевод в следующую возрастную группу осуществляют по результатам контрольного комплексного тестирования, которое проводят тренеры и медицинский персонал по утвержденной директором школы программе. В нее входят показатели, описанные в разделе «Система контроля и зачетные требования» настоящей программы.

Начиная с тренировочного этапа спортивной подготовки при переводе и зачислении спортсменов обязательно тестирование по технической подготовке. Тесты по технической подготовке разрабатываются тренерами и специалистами спортивной организации, обсуждаются и утверждаются на методическом совете спортивной школы. Предварительно все они проходят метрологическую проверку с последующим отбором самых надежных и информативных.

При планировании спортивных результатов в многолетнем тренировочном процессе необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых бейсболисты добиваются своих наивысших достижений. Кроме того, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов. Как правило, способные бейсболисты достигают первых больших успехов через 4—6 лет, высших достижений — через 9—12 лет специализированной подготовки, а наивысший результат достигается в возрасте 19—26 лет. При планировании спортивных результатов по годам спортивной подготовки следует соблюдать соответствующие тренировочные режимы: во-первых, найти верхнюю границу, за которой лежит непозволительно форсированная тренировка, а во-вторых, определить нижнюю границу, за которой прирост спортивных результатов идет недопустимо медленно по отношению к запланированному результату. При этом надо иметь в виду, что наиболее высокие темпы прироста спортивных результатов наблюдаются в первые 2—3 года специализированной подготовки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта бейсбол. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я