Многие предложения и идеи известного экономиста д. э. н. профессора А. Г. Мовсесяна по реформированию российской экономики, изложенные им в газетных публикациях 1998—2003 годов, не потеряли своей актуальности до настоящего времени и вполне могут быть реализованы в рамках новой экономической стратегии. Именно это обстоятельство может представлять интерес для самого широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На перепутье. Сборник газетных публикаций 1997—2003 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1997
Статья №01. Новые тенденции в деятельности корпораций, банков и их интеграции («Бизнес и банки» №43 (365), октябрь 1997 г.)
При переходе к информационному способу производства происходят существенные изменения в побудительных мотивах и внутренних причинах, обусловливающих процессы концентрации и централизации.
На предшествующих этапах экономического развития концентрация капитала обусловливалась прежде всего преимуществами крупного производства — снижением удельных издержек при увеличении масштабов производства, рациональным разделением труда, возможностями роста объемов производимой продукции, удешевления товаров и в конечном счете — ростом конкурентоспособности за счет более низких цен выпускаемой продукции. Эти факторы остаются и при информационном способе производства.
В новых условиях появляется тенденция смены ценовой базы конкурентных преимуществ на инновационную. Конкурентные преимущества постепенно переходят от предприятий, производящих традиционную продукцию по более низким ценам, к фирмам, постоянно и эффективно внедряющим инновации, обеспеченные масштабными научными исследованиями и разработкой новейших технологий, гибко меняющим ассортимент товаров, успешно продвигающим свои новые товары на рынки, используя рекламную деятельность и новейшие методы маркетинга. За счет высокой автоматизации и гибкости производства, позволяющей быстро менять и постоянно совершенствовать ассортимент продукции в зависимости от конъюнктуры рынка, в ряде отраслей конкурентные преимущества приобретают средние и малые предприятия, организационно связанные между собой и с финансовыми структурами в рамках крупных корпораций.
Основной мотивацией концентрации капитала становятся теперь преимущества крупной организации, представляющей собой высокоинтегрированную структуру, органично сочетающую в себе разномасштабные производства и способную концентрировать усилия и средства в сфере НИОКР, маркетинга и рационализации системы управления.
Качественно изменился и процесс централизации капитала. Реальное управление и контроль над капиталом, возможность принимать стратегические решения и осуществлять их получили те, кто сумел сосредоточить в своих руках инфраструктуру информационных связей.
Современная система управления капиталом представляется разветвленной сетью или, образно говоря, паутиной информационных связей, сплетающей банки, финансовые структуры и корпорации. Каждая нить такой паутины, тянущаяся к отдельному предприятию, тонка и слаба. Она может представлять собой договор о сотрудничестве или стратегическом альянсе, личную унию или просто договоренность о координации поведения на некотором рынке. Однако множество таких нитей полностью связывает фирму, а контроль над рыночными связями во многом дает контроль над всей ее деятельностью. Реальный контроль над экономической системой достигается не только путем владения большей частью предприятий — узлов паутины, но и все больше — через управление нитями информационных связей.
Рынком, который сам является информационной структурой, можно эффективно и с малыми издержками управлять, используя информационные структуры, связи и взаимодействия. Приобретение даже небольшой доли акций компании, обеспечивающей информационное участие в ее деятельности, может быть достаточным для осуществления реального контроля над ней, если это подкреплено аналогичным участием в капитале партнеров данной компании и возможностью управления информационной инфраструктурой, в которую она встроена. Информационная власть в современных условиях позволяет реально контролировать деятельность этой компании не менее эффективно, чем покупка контрольного пакета акций, которая, конечно, обошлась бы многократно дороже.
Важнейшими механизмами централизации капитала остаются слияния и поглощения, однако они все больше становятся внешним проявлением системы конфиденциальных деловых неформальных связей, личных уний и различных форм участия и контроля, среди которых все более заметную роль играют информационное участие и информационный контроль.
Созданные к середине 90-х годов информационно-компьютерные глобальные сети, получившие название Всемирной паутины (World Wide Web), обеспечили возможность создания информационной системы управления, адекватной возросшей сложности экономики. Теперь лица, принимающие решения, способны мгновенно распространять их по всей сети управления системой и тут же получать обратную связь с информацией о результатах выполнения этих решений в глобальных масштабах. Новые информационные технологии, возможности многократной обработки больших объемов информации дают новый, правда, пока еще малозаметный импульс новой тенденции в централизации капитала — централизации через информационное влияние, информационные связи и информационный контроль.
В последние два десятилетия все больше проявляется тенденция размывания границ отдельных институциональных форм.
При этом организации и институты финансовой и нефинансовой сфер, границы деятельности и функции которых достаточно четко определены в законодательстве, в результате поиска новых форм и диверсификации деятельности в конкурентной борьбе за рынки выходят за рамки своих традиционных направлений и проникают далеко «на поле» других организационных структур. Этот процесс идет через механизмы создания вокруг основного предприятия группы разнообразных дочерних организаций, уставные виды деятельности и формы которых соответствуют стратегическому плану по расширению рынков сбыта, а также через различные формы интеграции с уже действующими на осваиваемых рынках структурами; через покупки и поглощения нужных для расширения рынков фирм или реформирование самой расширяющей свою деятельность организации путем создания новых структурных подразделений. Последний механизм представляет собой проявление новой тенденции в процессе развития капитала, заключающейся в видоизменении институциональных форм в направлении движения капитала. Экономический институт в стремлении к увеличению прибыли и/или устойчивости приходит к необходимости реконфигурации своих функций и соответствующих структурных изменений.
В производственной сфере, например, группы предприятий часто организуют финансово-расчетные центры, берущие на себя значительную часть банковских функций. Достаточно распространенной становится выдача коммерческих кредитов промышленными предприятиями. В торговле крупные универмаги в передовых странах уже берут на себя ведение счетов отдельных покупателей и даже начисляют проценты на вложенные на эти счета денежные средства. Таким образом, наметилось стирание граней не только между отдельными предприятиями, но и между финансовым и производственным комплексом.
Важная причина, обусловливающая на современном этапе интеграцию банков с другими финансовыми институтами и стремление банков к расширению своих функций, — падение доли банковских депозитов в персональных финансовых активах. Например, в США за 1980—1995 гг. эта доля снизилась с 35 до 18%, в то время как доля страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов в этих активах повысилась с 26 до 42% (ж. «Эксперт», №31, 1997 г., по материалам «Financial Times»). Эти финансовые структуры имеют сейчас значительные свободные средства, и объединение с ними в финансовые группы сулит банкам увеличение прибыли.
В финансовом комплексе грани между банками, инвестиционными, страховыми и финансовыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами все более теряют четкость. Отчетливо проявились тенденции к интеграции и объединению банков со страховыми компаниями, причиной чего стало сближение между банковской и страховой деятельностью. Банки все активнее вторгаются в сферу страховых услуг.
В Европе в настоящее время на их долю приходится уже 19% от всего объема рынка услуг по страхованию жизни, а во Франции они доминируют в этой сфере, практически взяв на себя функции страховых компаний.
Мы предлагаем использовать в России функциональную реконфигурацию, широко реализующуюся в современной мировой экономике как метод повышения устойчивости при проектировании новых форм интеграции банковского и промышленного капитала. В основе новой, обозначившейся в последние годы тенденции к расширению сферы деятельности организаций и выходу за рамки традиционных для данной организационной формы границ лежат внутренне присущее капиталу стремление к расширению и общие закономерности его концентрации и централизации.
Таким образом, собственно интеграция, понимаемая как коалиционное объединение деятельности и некоторых функций организаций при сохранении ими юридической и, отчасти, экономической самостоятельности, является частью более общих объединительных процессов, обусловленных закономерностями развития и коэволюции различных форм капитала.
Отмеченная нами тенденция размывания отдельных форм организации капитала, переливания его из одной формы в другую вследствие изменения самих форм и связанных с этим институциональных преобразований обусловливает необходимость рассмотрения интеграции банковского и промышленного капитала не только как ведущей составляющей финансово-промышленной интеграции, но и в качестве неотъемлемого звена общей цепи интеграционных и более общих объединительных процессов, присущих мировой экономике на современном этапе. В то же время банковско-промышленная интеграция, опосредуя основные черты и тенденции объединительных процессов в развитии капитала, выраженных, прежде всего, в его концентрации и централизации, имеет свои, только ей присущие характерные черты и мотивации, среди которых можно выделить следующие:
— возможность получения более надежных источников капитала для оперативного пополнения оборотных средств и инвестиций для промышленных предприятий группы;
— перспективы расширения бизнеса промышленных предприятий через банковские инвестиции и механизмы привлечения банками государственных и частных отечественных и иностранных средств;
— повышение информированности о деятельности партнеров по интеграции, использование банковских возможностей по получению и анализу информации для лучшей ориентации на ресурсных, товарных, финансовых и инвестиционных рынках, улучшение совместной маркетинговой деятельности и т. д.;
— возможность совместного предпринимательства и разных форм совместной деятельности в сфере научных разработок, инновационного бизнеса, совместного выхода на рынки научно-технической продукции;
— уменьшение транзакционных и других информационных издержек, возникающих при обеспечении различных банковско-промышленных взаимодействий;
— повышение устойчивости и прибыльности интеграционных форм за счет диверсификации деятельности как банковской, так и промышленной составляющих, расширения общего поля деятельности и совместного использования ресурсов;
— реализация различных способов управления спросом на товары промышленных предприятий интеграционной группы, например через потребительские кредиты, организуемые банком для населения, через совместную рекламную деятельность и совместное предпринимательство в сфере продвижения товаров на рынки;
— опосредованное влияние на политику других компаний и групп через трастовый капитал банков, их долговременные кредитные связи и систему участия банка в управлении корпорациями, действующими на рынках, где у промышленных предприятий интеграционного объединения имеются свои интересы;
— использование разнообразных клиентских связей банка для расширения контактов и сферы влияния предприятий группы, а также поиска новых интеграционных связей.
Информационная революция оказывает наибольшее влияние на финансовую сферу, поскольку она, являясь информационной по своей внутренней сущности, в наибольшей мере способна воспринять новые информационные технологии.
Самые значительные преобразования происходят и будут нарастать в банковской деятельности. Успех работы банка всегда был связан со своевременным поступлением информации, ее достоверностью, глубиной аналитической обработки и оперативностью принимаемых на ее основе решений. В банковской сфере, как ни в одной другой, самая разнообразная информация — от котировок акций на фондовых биржах мира и до известий о засухе в Австралии или о болезни руководителя страны — напрямую влияет на доходность основных рынков и операций. Поэтому в крупных банках всегда уделялось огромное внимание разным способам получения и обработки информации — от подборок газет ведущих стран до экономической разведки и современных математических методов анализа биржевой информации. С приходом компьютерной эры банки первыми стали осваивать новые информационные технологии, компьютерные локальные и глобальные сети, программы автоматизации операционной деятельности и анализа финансового состояния клиентов. Выбор этого пути был для банков естественным, поскольку лежал в русле их основной деятельности и диктовался простыми соображениями уменьшения информационных издержек и роста прибыли.
С происшедшим в последние годы отрывом денег от материальных носителей, возникновением «электронных денег» и системы взаиморасчетов с использованием компьютерных сетей и других современных коммуникационных технологий обнажилась информационная основа всей банковской деятельности. Современный банк все больше становится информационно-аналитическим центром, соединяющим своих клиентов с финансовыми, инвестиционными и товарными рынками. Наряду с традиционными критериями оценки банковской деятельности, такими, как качество и оперативность предоставления финансовых услуг, на передний план выходят следующие, определяющее с позиций многих клиентов возможности:
— способность банка обеспечить клиента достаточно широким комплексом услуг и организовать их выгодную взаимосвязь;
— возможность работы с удаленным клиентом через компьютерные сети и/или через глобальные сети типа Интернет;
— возможность «банкинга» на дому с помощью домашнего компьютера или телефона, т. е. упрощенных систем распоряжения своими средствами без прямого контакта с персоналом банка;
— обеспечение банком высококвалифицированной консультационной помощи, касающейся анализа состояния дел клиента, формирования его инвестиционного портфеля, брокерских услуг и т. д.;
— обеспечение доступа к некоторым информационным ресурсам и программно-аналитическим средствам банка для самостоятельного анализа ситуации и принятия решений по распоряжению находящимися в банке средствами с выходом на биржи;
— консультационная помощь и поддержка банка в области внутреннего и внешнего менеджмента клиента;
— наличие в банке консультационных и трастовых структур с высоким рейтингом и авторитетом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На перепутье. Сборник газетных публикаций 1997—2003 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других