Саваоф. Книга 2

Александр Мищенко

Роман «Спартак нашего времени» являет собой опыт реминисцентной прозы. Это роман об эпохе, о том, что Россия может «указать путь» миру, если станет страной востребованного интеллекта, когда открывают дорогу тем людям, которые способны видеть хоть немного вперед, как мыслил об этом Менделеев. Роман о сокровенно-личном, что пережито автором за 70 лет жития-бытия, о Сибири за фронтиром Урал-Камня, о России, о волновом Доме человечества. На обложке картина Лоренцо Лотто «Несение креста».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саваоф. Книга 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Три сестры в Гайдпарке

Опыт радиопьесы

Запевное — блоггер Танка nl.

Танька о Трех сестрах:

Иду я вчера в театр. Иду и думаю: ну сколько можно! Что же у нас пьес что ли мало… почему все великие и совсем не великие, всё ставят и ставят «Три сестры», «Вишнёвый сад» да «Чайку»…

Ну, да ладно… Всё-таки Кончаловский, интересно! Высоцкая в роли Маши, я её на сцене не видела.

Спектакль начался, слушая знакомый, как клятва пионера, текст, я поначалу не могла увлечься и проникнуться и мысли мои скатывались с великого на бытовые, повседневные темы: что купить, пришить, прибить.

Прошло какое-то время, и я поймала себя на мысли, что с интересом слушаю и смотрю, в сотый раз, откликаясь на чеховские мысли, вопросы, поиски чего-то, что мы всю жизнь ищем и, кажется, так и не находим ответы…

Генеральские дочки, вся жизнь впереди, а у них всё звучит: неудачная жизнь… проклятая, невыносимая… уходит и не вернётся…

Безнадёга и увядание. Тогда почему, почему эта пьеса не сходит со сцены и я, какой уж раз посмотрела её, с интересом, забыв, что шла не охотно!

А ДАЛЕЕ ОТКЛИКИ, ЯРКОЕ, НАДЕЮСЬ, ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ НА ИНТЕРНЕТ-ХОЛМЕ. МОЖЕТ, ПИЕСКА СЛУЧИТСЯ? ПОДУМАТЬ И О РУЖЬИШКЕ НАДО: ОХОТНИЧИЙ Я ВЕДЬ ПИСАТЕЛЬ, А НА ТРОПЕ ВСЯКОЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ…

Игорь Дворкин. Во второй половине 80-ых и в 90-ые — везде.

Он же вновь В Москву, в Москву, в Москву! Everybody

вова усольцев В глушь! В Саратов!

Игорь Дворкин В деревню к тётке, в глушь,

В Саратов пусть едет негодяй

Паратов. Соединим (тому я рад)

Сих классиков в триумвират.

Друзья литературоведов:

Островский, Чехов, Грибоедов.

вова усольцев Спасибо! Просто, здорово!

Евсей Осиновский Раньше было. На сцене «Три сестры», «Дядя Ваня»…, в зале битком народу. А теперь? На сцене битком, в зале три сестры и дядя Ваня, пожарник…

Танька (извинит пусть Танка nl) Теперь залы опять битком.

Вячеслав Иванов Очень уважаю Чехова как писателя. Однако драматургия его мне кажется унылой.

вова усольцев Зато остальная планета, без Вячеслава — кайфует!

Танька А радует, какая драматургия?

Вячеслав Иванов Горького или Островского. Особенно прусь от «Вассы Железновой». Фильм с Чуриковой охренителен.

Танька Чурикова сильна! Люблю самое начало Вассы, когда она сетует, шо не выгнала матроса, за пьянку — пожалела, а он потом сжёг пароход…

Людмила Ермолина А я всю жизнь боюсь читать и смотреть его пьесы. Герои какие-то все неустроенные, неудачники… разбитые судьбы… Да и в рассказах нет счастливых людей… Всё так зыбко.

Автор Нет счастливых людей! Драма не жизни, а ЛИТЕРАТУРЫ. Куда они подевались, Счастливцевы? Счастливые муравьи, пчелы, зайцы, мадонны, ожидающие первенца, все живое вещество живет радостью и счастьем. Как Солнечная птичка с Желтой спинкой с Цейлона. В чаях оттуда открыл я ее. Рост птички — 15 см. Любительница леса и высоких деревьев (оттуда дальше видно). Стеснительная. Но очень быстро летает и поет нежные песенки… А вот на сцене и в литературе их нет. Перпеттум мобиле страдания, какой-то культ его, по Достоевскому прям. Чеховской тоской пронизано бытие. Как это у него? Знаменитая фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чаю пойти выпить, то ли повеситься».

Сергей Гусев Вы, по сути, говорите о литературе радости. Но в ней одни трагедии. Шекспир, Толстой, Пушкин.

Автор У великого Михал Михалыча Пришвина литература радости.

Сергей Гусев Но мы уже уходим в сторону.

Автор Вернитесь в русло.

Сергей Гусев Мое дурацкое ассоциативное мышление выдало сразу анекдот, который толком и не помню. Что-то вроде: Два человека смотрят фильм. На экране альпинисты карабкаются по отвесной скале. Один говорит:

— Этот сейчас сорвется!

— Нет, не сорвется!

— Спорим?!

Кончается фильм, альпинист так и не сорвался. Проигравший достает из кармана деньги. Его друг говорит:

— Извини, я твоих денег взять не могу. Это была шутка — фильм-то я уже видел.

— Я тоже видел…

К чему это я? Великая сила исскуства. Сам последний раз смотрел «Трех сестер» году в 2005 или 2006 в постановке П. Фоменко, в его театре. Наверное, пора еще сходить.

Танька Вы знаете, сама удивляюсь, но каждый новый режиссёр умудряется из Чехова выжать что-то своё… загадка!

Ваня Жуков Групповуха… две было, а вот три… три я бы предпочел двум.

Александр Константинов Успех чеховского реализма в гениальном сочетании высокого с примитивным.

Танька А в сумме — получается актуально для всех времён.

Танька Паузы заполнены «догадками» режиссёров, выраженных каким-то жестами, действиями… по мне, не всегда удачными. Но, я не критик, я зритель, и снисходительно прощаю это режиссёрам, если всё остальное — по душе.

Александр Гершаник Додин поставил первую чеховскую «Пьесу без названия». Весь текст в точности. Но всё же кощунство. Чехов-то прятал эту пьесу. Судя по всему, рукопись вообще сестра сохранила против его воли.

Лидия Н. Попробую сейчас одну знакомую театралку заразить — спрошу: а ты смотрела?!!… Знаешь, там» хороший режиссёр «прорисовал» специально для неё рисунок роли» — говорят, интересно — может, клюнет… Я ж ленивая…

EVA LEUS nl Завидую! Живя 11 лет в Москве, каждый месяц выбиралась в театр. Предпочитаю классический театр. Малый, Ленком, Маяковку, Чехова.. Как мне не хватает этого Священнодейства (с большой буквы)…Иди, Лера, иди… Там душа взлетает…

Автор В записной книжке Чехова есть о том, что пьесу надобно писать не о том, что было и есть, а о том, о чем мечтается. Здорово же! Сопрягается с зовом у Василия Шукшина: «Позови меня в даль светлую!» Чехов зовет.

Алина Архипова Страшная на самом деле пьеса, и нет ответа, почему сложилось именно так, а не иначе. Все театры мира ставят ее…

Танька Ну, насчёт страшная… не знаю… Так и хочется крикнуть: сёстры! да сгоняйте уже в эту Москву!!!

Алина Архипова Сгоняли… вернулись… поняли, что ничего не изменилось. Вот только мечтать больше не о чем…

Автор Москва ныне — деньготрон. Все мани, мани, мани. И не манит она меня ныне токмо поэтому. Крохоборчество на трон жизни взобралось. Малюток фотографируют среди пачек дензнаков…

Танька А почему не изменилось? И что, им, на жизнь, тока одну мечту выдали?

Алина Архипова Не изменилось потому, что от перемены мест ничего не меняется. Из своей шкуры не выпрыгнешь, а хочется им именно этого.

Танька Алин, а вот ПОЧЕМУ они так хотят!.. и ничего не делают? для осуществления — любви, радости какой-то, почему не возмутятся своему братцу с его милой Наташей? Зачем Чехов лишил их действия?

Алина Архипова Так живут мечтами потому что, а любое практическое действие мигом разрушит воздушные замки, чего в глубине души они боятся. Плюс инерция жизни… А Наташа знает, чего хочет, и последовательно осуществляет задуманное. Она грубая и низменная, но она жизнеспособна, а сестры — нет

Танька Ага… щас Наташ всё больше… их спецом выращивают…

Алина Архипова Их соотношение не меняется, потому как бабы во все времена были востребованнее барышень. Щас они просто на виду.

Танька С барышней в оперу, с бабой — в койку?..

Алина Архипова Барышне стихи пишут, на бабе женятся.

Автор Пушкин написал бессмертные стихи, посвятив Анне Керн и Наталье своей.

Наталье Пушкиной:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Анне Керн:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты

Танька Таки мы до сути дошли!

Алина Архипова И все негласно ассоциируют себя с барышнями. Мадам Бовари недоделанные… А реальность всех фейсом об тейбл…

Лидия Н. Прям убили аргУментами… Нужен симбиоз: барышня-баба — и он уже взращивается нашей жизнью. А вот наоборот — «баба-барышня» — уже не получится, ну никак…

капитан Копейкин Добро пожаловать в клуб капитана Копейкина… я уж столько версий Чеховских пьес пересмотрел, что уже не знаю, «чему нас учит семья и школа». Вот ты пишешь: «…а у них всё звучит: неудачная жизнь… проклятая, невыносимая… уходит и не вернётся…» Основная проблема в том, что, упрощённо говоря, «люди забыли Бога».

Автор Хотя бог нас не забыл.

Капитан Копейкин Это как хроническое заболевание нервной системы, следом (все ж болезни от нервов) идёт вся остальная шизофрения. Если Бога нет, то какова цель в жизни? Каков её смысл? А что тебе покажут в «ящике», т.е. «Список необходимых удовольствий». И вот, вроде бы всё уже есть: и вишнёвый сад, и ваня, и крокодиловые ботинки, а счастья нет… И с каждым новым приобретением надежда на счастье тает. И каждое новое приобретение радует всё меньше.

Автор Живот сжирает человека. Потому Рабле и запер вспеленную в кухне. И не оттого ли брезжил у Толстого роман «Жратва». Животный разум он и есть животный. Нравственность есть, конечно же, неживотность. Одержимы умы, просвещенные духом истины.

Капитан Копейкин А может быть, ценности — ложные? А где настоящие? А может, бросить всё и уехать в деревню? Но это означает — признать, что потратил жизнь не на то, зря. А с другой стороны сцены — на кухне, за бутылкой коньяка — «трах!» кулаком по столу! «Как всё за… бало!» Но это в «цивилизации». Тут хоть есть шанс, что добившись «всего», ты поймёшь, что заблудился, пошёл не по той дороге. И, может быть, найдёшь.

капитан Копейкин А представьте себе какой-нибудь, как говорят, Мухосранск, который у нас повсюду. Живут в этом М… хорошие девушки, не богато, но в лохмотьях не ходят. Тоже хочут счастья, стремятся к прекрасному, красивой жизни…

Разглядывает глянцевые журналы, телевизер тот же, показывают — «эталоны счастья». И понимает она, что вот такой же красивой, загорелой, ухоженной, как Волочкова; в таком же вот платье и вот по этой красной дорожке, с Бредом или Джорджем, ей… НИКОГДА! НИКОГДА! Понимашь? С одной стороны «семья и школа» её убедили в том, что «счастье» выглядит «вот так» и никак иначе, а с другой стороны она понимает, что «вот так» она не будет НИКОГДА! Разрыв между желаемым и возможным. Вечная проблема… если тебя не научили оперу любить… Смекаешь?

Танька Всё правильно, тока при чём тут Бог? Вернее его отсутствие… в душах? Идолы были всегда, вернее их стало больше, с появлением СМИ и рекламными проталкиваниями проклятущих капиталистов, своих товаров. Хошь мечту? Купи!!! Сначала журнал, потом билет в столицу, потом шмотки как у прынца на обложке, потом… потом нескончаемая цепь трат и расходов, чтобы стать «как»… Редкий кулик пилюёт на соседнее болото и довольствуется своим. Все хотят чужого — счастья, успеха, но чужого!… не желая создать своё. И вот они едут! Значит, согласно твоим размышлениям — что-то таки делают!

капитан Копейкин Друг мой Танка, дело в следующем: У тебя в душe-дуализм, т.е. только два ответа: «да» или «нет», а у меня их как минимум три: «да», «нет», «не знаю». А есть еще и четвертый: «и да, и нет» — и существует и не существует одновременно, и такое тоже возможно.

Автор Прямо Гамлет в квадрате.

капитан Копейкин Один говорит: «слушай меня, поступай как душа твоя велит», а Другой говорит: «не слушай Беса, поступай как бог в евангелии прописал» — кого ты послушаешь?! У ВАС третьего варианта нет: либо туды, либо сюды. А у меня есть третий: «я вообще никуда не пойду», стоять буду, хочу и стою, я сам себе хозяин, а, тот, кто в дуальности, обязан послушать либо дьявола, либо бога.

Добро и Зло есть суть одна, а не две. И когда мы что-то… то творим и добро, и зло одновременно (например: 20% зла и 80% добра) т.е. невозможно сотворить одно, не сотворив другого. Не понятна логика этого суждения?! — значит, сами себя загоняете в двоичность мышления, потому и не видите третьего — это и есть дуальность мышления, когда не видят третьего, т.е. разделять мир на добро и зло научились, а соединять обратно кто будет?! — Пушкин?!… выбирайте, и смотрите не ошибитесь, Беса с Богом не перепутайте ненароком!!!, в процентном соотношении, а то не туда попадёте, а там «снег башка попадет, совсем плохо будет».

Танька С людо-в-едом не поспоришь. Во всех смыслах опасно! Скоро зима…

Nadin Nadinova Надо сходить.

Lora Kroft Зачем живём, зачем страдаем… Мечта Трёх сестер, все-таки, сбылась — они навсегда в Москве. Я в последний раз посмотрела во МХАТе, в конце 90-х, с Машей-Майоровой. И тема сестёр для меня этой ролью закрылась почему-то. Маша очень важна в этой пьесе, в ней самый главный надлом.

Танька Они везде. Вот бы порадовались! Лор, я каждый раз идя на очередных «сестёр», мучаюсь — нафига? Что там нового, кроме сомнительных рыданий по ушедшей жизни, и громких «мечт»? А каждый раз — с удовольствием просиживаю и радостно аплодирую… прям не знаю, как объяснить. И не фанатка я этих «сестёр»… просто всё, о чём они вопрошают, волнует и меня. Видать, всегда…

Lora Kroft Так, вопросы же вечные… зачем живём? зачем страдаем?… попробуй ответь на них… У каждого свои ответы, своё понимание, свой Чехов. Удивительно ему удалось передать эту обыденность жизни, кажется, проще невозможно, а цепляет практически всех.

Танька Так и хочется купить им билет… в Москву… Но, Алина говорит, что тогда у них мечта закончится… одна тока и есть…

Lora Kroft Низзя отнимать мечту! Лучше уж деньги отнять до последнего грошика. А мечту — не замай, мечта — она светит… но не греет… Может, потому и тоска у них не проходящая?

Танька Мне прикольно было посмотреть, как советская Доронина трактовала Машу… ведь даже в Чехове умудрялись дать пролетарский подтекст… надлом, но — шоб мы осуждали!

Lora Kroft Абсолютно не воспринимаю Доронину, не отзывается моя душа на ее призывы. Манерная кривляка и только. Кстати, Ренату Литвинову, которая по общему мнению, доронинский клон, воспринимаю нормально. Вот и пойми нас, зрителей.

Танька Такая ж фигня и у меня…

Lora Kroft Не наша она тётя.

Алина Архипова Нет, не наша!!!

Lora Kroft Вот! Нас уже трое!

Танька Три сестры…

Lora Kroft Черно-бело-рыжей масти.

Алина Архипова Кстати, я хной крашеная, так что сойду за рыжую.

АВТОР Благо, что вы не рыжий Чубайс, мадам.

Lora Kroft А у меня есть блондинистый пепельный парик.

Танька Выберу себе чёрный, хоть и не запугиваю честных юзеров страшилками…

Lora Kroft А фся в белом парике и в чорном-чорном прикиде.

Алина Архипова И начес сделать а-ля метла.

Автор Три сестры чеховские вокресли через сто лет сегодня сейчас на интернет-холме. Споем, девоньки-бабоньки, сестренки дорогие:

Виновата ли я, виновата ли я,

Виновата ли я, что люблю…

От Автора В виртуальный круг сбежались три сестры, как три белых ромашки. Киа-киа-киа — кричат счастливые чайки. Глядят друг на дружку, говоря будто мысленно одна другой слова, подобные каким говорил Тарас Бульба вернувшимся домой из бурсы сыновьям: «А поворотись-ка, сынку, экий ты смешной!». И в 21 веке нового тысячелетия три сестры чеховских поют хором душещипательную народную песню. Звучит балалаечка Заслуженного артиста России Юрия Клепалова. Щипками немудрящего своего инструмента имитирует он их крики киа-киа-киа. Так «капает» песенку гологорлый звонарь из райских птичек. На фоне щемящей этой музыки начинает звучать песня.

Хор трех сестер:

Виновата ли я, виновата ли я,

Виновата ли я, что люблю,

Виновата ли я, что мой голос дрожал

Когда пела я песню ему.

Виновата ли я, что мой голос дрожал,

Когда пела я песню ему.

Целовал, миловал, целовал, миловал

Говорил, что я буду его,

А я верила всё и как роза цвела,

Потому что любила его

А я верила всё и как роза цвела,

Потому что любила его.

Ой, ты, мама моя, ой, ты, мама моя

Отпусти ты меня погулять,

Людмила Ермолина Всем плюсов наставила, кто завывания Дорониной не воспринимает, а то всю жизнь недоумевала и мучилась, что я одна такая… спасибо вам.

Lora Kroft Её многие не воспринимают. Старые москвичи-театралы вообще не считали её актрисой. Так и называли — актёрка.

Танька Я бы на ней не женилась… фу…

Lora Kroft Ни фа фто! Замучает кривляньями… ффу!

Сергей Гусев Сплошной восторг читать вас, милые дамы! А можно и мне свои шесть пенсов добавить?

Как клубника в сметане,

Доронина Таня.

Ты такую другую поди поищи.

У нее в сочетанье тончайшие грани,

Будто малость «Шанели» накапали в щи.

В. Гафт

Лидия Н. Аналогично. Ты ещё не упомянула вздохи и придыхания Дорониной…

А Ренату просто люблю — при той же манерности, но естественной такой для неё… Девочки, я совсем не театралка — так, когда зазовут…

Lora Kroft Рената стильная, в ней есть изюминка. У Дорониной — только красота и фактура. Почему-то так бывает, что классические красавицы оказываются бездарными актрисами, гонора в них, что ли, много, они себя всегда несут по жизни, аки хрустальную вазу, а это уже мешает и в театре, и в кино. Доронина сама с собой всю жизнь носилась, как поп с кадилом.

Лидия Н. В точку.

Валерий Попов Сегодня я получил газету «Известия» и обалдел! В газете напечатана статья под названием «Андрей Кончаловский продаёт свой мясной бизнес»! Я вначале подумал, что речь идет о каком-то однофамильце известного режиссера Кончаловского. Но, оказывается, речь идет именно о нашем ведущем специалисте по пьесам Чехова. Они, видимо, испортили нашего театрального деятеля, и он решил заняться бизнесом и превратиться в этакого новоиспеченного российского помещика, владельца русских земель и телятников. Совершенно непонятно, почему он вдруг решил на купленной им земле строить телятники, а не разбивать вишневые сады!

Автор прерывает Попова Антон Павлович Чехов организовал посадку в окрестностях Мелихова тысячи вишневых деревьев, а еще на голых участках тут должны были появиться лиственницы, вязы, клены, сосны и дубы.

Валерий Попов Я бы понял Кончаловского, если бы он организовал бы в Москве какой-либо культурный Центр и проповедовал бы там европейские ценности. Но, к сожалению, он из Европы пока не перенес на русскую сцену ни одной европейской пьесы и присосался к сцене театра «Моссовет», да так крепко, что его оттуда будет не так просто оторвать. Я считаю, что режиссёру такого уровня славу и прибыль должны приносить новые, оригинальные пьесы, а не какой-то побочный мясной бизнес. ВИДИМО, ЕГО ЧЁРТ ПОПУТАЛ!

Автор раздраженно Мяса нам на сцене только и не хватало. С чисто русским жестом рукой, когда вскликивают: «Й-еех!» А не пора ли и выпить шампанского, господа: пиеска ведь сотворилась чудная. Кумедь, одно слово! Шампанского, шампанского! Оркестр, музыку!

От Автора осознавшего ошеломительно, что же произошло с появлением ворвавшегося на интернет-холм Валерия Попова, который выстрелом будто взорвал ситуацию. Но мясо ведь и есть натуральнейший выстрел! По чаячьим душам. Крысам будто куски его свежекровные бросили: жрите! Василь Макарыч Шукшин захлебнулся б: м-да, мол, позвал в даль светлую. Киа-ааа!!! Сверзилась на землю штопором чайка. Не кумедь, а трагедь это, ребята-воробьята! По-чеховски. Обыденно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саваоф. Книга 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я