Планета Большевиков: война

Александр Михайлович Илюхин, 2022

Книга посвящена истории нашей страны с 1917 по 1953 годы с другой, не официальной, точки зрения с наибольшей полнотой и достоверностью на основании документов и воспоминаний очевидцев. Здесь нет пропагандистской большевистской риторики. Наоборот, она разоблачается. Правдиво описан трагизм народа в период ленинско – сталинского террора. Для людей, имеющих желание понять правдивую историю страны.

Оглавление

О комиссарах

Комиссары были двух типов. Первые. Термин «министр», после октябрьского переворота, заменили на термин «народный комиссар». Термин «министр» ассоциировался у народа со словосочетанием «министры — капиталисты, буржуи» т. е. с людьми далекими от народа, купающимся в комфорте и роскоши. В 1946 году они снова стали министрами. Вторые — комиссары в армии. Этот комиссар — назначенный специальный представитель политического руководства правящей партии большевиков, осуществлявший политический надзор за военным командованием и личным составом. Мы говорим о комиссарах в армии.

Большевики не были первыми, кто придумал в армии комиссаров. Еще в XVI веке в Италии в наемных войсках были введены комиссары, которые контролировали командиров, чтобы те не изменили своим хозяевам. Позже комиссары вводились в других странах и всегда во время революций. Это было и во Франции после Великой Французской революции и в США во время войны за независимость. Тогда комиссары тоже контролировали командиров, воевавших на стороне колонистов. Они также контролировали моральное и политическое состояние личного состава. В России комиссары впервые появились после Февральской революции. Они контролировали офицеров, которые не проявляли согласие с новой властью. Большевики продолжили эту практику. Так Троцкий вспоминал: «При Муравьеве в 1917 году состояло четыре матроса и один солдат, с инструкцией — глядеть в оба и не снимать руки с револьвера. Таков был зародыш комиссарской системы». Муравьев В. А. — это подполковник царской армии, который был назначен начальником обороны Петрограда. Комиссарам была дана властью задача надзора за командирами, которые все были бывшими царскими офицерами. Так, военным руководителем Северного участка отрядов завесы стал генерал А. В. Шварц, комиссарами при нем — с 14 марта 1918 г. П. П. Торгушин и A. M. Ковригин, а 15 апреля их сменили М. М. Лашевич и И. Т. Смилга. Военным руководителем созданного 29 марта 1918 г. Западного участка отрядов завесы был назначен генерал В. Н. Егорьев, комиссарами — И. М. Арефьев и A. M. Пыжев; у генерала К. К. Баинова — военрука Московского района комиссарами были М. Н. Тухачевский и Ю. В. Саблин. Эта тройка — командир и два комиссара составляли «военный совет» — своеобразный коллективный орган военного управления, решающее слово в котором естественно имели комиссары.

Ленин писал: «совершенно не за чем нам выкидывать полезных специалистов, но их надо поставить в определенные рамки, представляющие пролетариату контролировать их. Им надо поручать работу, но вместе с тем бдительно следить за ними, ставя над ними комиссаров и пресекая их контрреволюционные замыслы». И. Т. Смилга, став потом начальником политуправления РВСР говорил, что комиссары первоначально до такой степени не доверяли царским офицерам, что готовы были «в случае, если он вздумает нам изменить, выстрелить ему в ухо».

Институту военных комиссаров партия большевиков уделяла огромное внимание. За двадцать с не большим лет было принято очень много различных постановлений и решений, приказов. Началось 31 марта 1918 года, когда пленум ЦК партии большевиков обсудил вопрос о значении и роли комиссаров в армии. 6 апреля было опубликовано положение «О военных комиссарах, членов военных советов». Там говорилось, что «военный комиссар есть непосредственный политический орган Советской власти при армии»; говорилось о личной неприкосновенности комиссаров, их ответственности, обязательности их подписи под приказами военных руководителей. Особо подчеркивались и конкретизировались контрольные функции комиссаров. Заканчивалось положение определением порядка назначения комиссаров. Для объединения деятельности военных комиссаров приказом Наркомвоена № 270 от 8 апреля 1918 г. было создано Всероссийское бюро военных комиссаров (Положение о нем объявлено приказом РВСР № 49-а от 9 октября 1918 г.).

Позже, приказом Наркомвоена № 300 от 23 апреля 1918 г. в состав бюро был передан агитационно-просветительный отдел Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА. По положению на Всебюрвоенком возлагалось руководство политической деятельностью военных комиссаров в главных управлениях военного ведомства, органах местного военного управления, управлениях военных сообщений, пограничной охране, в формируемых частях, а также организация контрразведки.

Так же приказами РВСР № 202 и № 203 от 13 и 14 ноября 1918 г. в состав Всебюрвоенкома включались военно-политический подотдел РВСР и политотдел Высшей военной инспекции и передавались функции по руководству деятельностью военных комиссаров центральных управлений армии.

По решению VIII съезда РКП(б) приказом РВСР № 674 от 18 апреля 1919 г. Всебюрвоенком упразднялось, одновременно создавался политический отдел РВСР как правопреемник бюро, переименованный 15 мая 1919 г. в Политическое управление (ПУ) РВСР. Начальник ПУ назначался реввоенсоветом и подчинялся ему в административном отношении. ПУР руководствовался как приказами РВСР, так и указаниями партии. Приказом РВСР № 824 от 12 мая 1919 г. права политотделов армий и дивизий были значительно расширены. Другими словами, комиссары стали обладать неограниченной властью.

До этого времени комиссары руководствовались все той же «революционной необходимостью». То есть, кто как вздумает. Что левая рука скажет правой — стрелять или нет. В июле 1918 года 5-й съезд Советов узаконил создание института военных комиссаров. Главная обязанность комиссаров — проведение политики партии большевиков, установления контроля за службой командиров, которые были все теми же офицерами и генералами царской армии. Комиссар обладал огромной властью и правами. Он контролировал командиров. Он мог отстранить и арестовать командира, если комиссар заподозрит, что командир проявляет нелояльность. Ни один приказ без подписи комиссара не подлежал исполнению. Комиссар не обладал военным образованием, он был надсмотрщиком над командиром. Это как на «гражданке» были ЧК, ОГПУ, НКВД, которые тоже контролировали политическую жизнь в стране, следили и выявляли всех недовольных советской властью. А таких было большинство. Комиссары решительно пресекали малейшие поползновения в поведении командиров. Это были жесткие, а где-то и жестокие люди. Занимались они и партийно-политической и идейно-воспитательной работой в армии. Это значит, они должны были убеждать солдат, что партия большевиков поставила «великие цели» по освобождению людей от царского ига, что эти цели «высокие, справедливые и правильные». Обязаны были заставить людей поверить в светлое будущее, ежедневно вбивая в голову солдат и командиров постулаты большевиков. Верили ли они, комиссары, сами в это светлое?

«Блюстители высших интересов социализма», — так были названы военные комиссары в обращении Наркомвоенмора от 21 марта 1919 года. Создание такого института было вторым по значимости решением после привлечения генералов и офицеров царской армии в создании новой армии. В документах Наркомвоенмора говорилось: «Политический контроль над всей организацией и жизнью армии вручается военным комиссарам. Пост военного комиссара есть один из самых ответственных и почетных в Советской республике. Комиссар охраняет теснейшую внутреннюю связь между армией и советским режимом в целом. Комиссар не только скрепляет своей подписью приказы, но и обязан добиваться их выполнения».

Сами взаимоотношения командиров и военных комиссаров определялись не только положением, но и инструкциями для комиссаров дивизий, полков, издаваемых реввоенсоветами фронтов. В этих документах разъяснялось, что означает «контроль за военными руководителями». Комиссар участвовал во всей деятельности командира, вместе с ним принимал рапорты и донесения; юридическую силу приобретали лишь те приказы, которые были подписаны командиром и комиссаром: подпись комиссара под приказом командира означала отсутствие в данном приказе контрреволюционных мотивов. Если же комиссар был убежден, что издаваемый приказ является актом измены, он обязан был задержать приказ, арестовать командира, издавшего это акт, и назначить вместо него временно заместителя; при отсутствии такой возможности комиссар обязан был сам принять на себя командование, донося немедленно о случившемся вышестоящему комиссару.

Большевикам показалось, что этого мало. Видимо, опыт так показывал. Или решили еще больше ужесточить режим террора в армии. Значит надо еще больше контролировать людей в военной форме. Почему ЧК существует на «гражданке», выявляет «врагов» народа только там, надо ввести ее и в армии, ведь там тоже есть «враги». Но орган решили назвать по-другому — Особый отдел. Особый отдел ВЧК был создан 19 декабря 1918 года как орган тотального контроля в войсках. Комиссары — над командирами, особый отдел — над всеми военнослужащими.

3 февраля 1919 года новая структура была утверждена постановлением ВЦИК, в котором она именовалась Особым отделом (ОО) при ВЧК с функциями защиты власти, обеспечения безопасности революционных завоеваний и контрразведки.

Совместно подписанное РВСР и ВЧК Положение при Особых отделах при ВЧК и губернских ЧК гласило:

«1. Борьба с контрреволюцией и шпионажем в армии и флоте возлагается на Особый отдел при ВЧК.

2. Общее руководство вышеуказанной борьбой возлагается на ВЧК, которая через свой Особый отдел руководит работой местных Особых отделов, контролирует их деятельность и руководит работой агентуры за границей, в оккупированных иностранными державами и занятыми белогвардейцами областях.

3. Особый отдел ВЧК вместе с тем непосредственно под контролем Реввоенсовета Республики выполняет все его задания».

В марте 1919 года решением VIII съезда РКП (б) руководство Особыми отделами было выведено из подчинения ВЧК. Они стали подчиняться комиссарам, а за ВЧК осталось только общее руководство. 13 мая 1919 года Постановлением Совета труда и обороны Особые отделы были переданы в ведение РВС. 2–4 июня 1919 года совместное постановление Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) подтвердило права реввоенсоветов назначать и смещать руководителей Особых отделов, но общее руководство так и осталось в ведении ВЧК.

Это есть или было в любой другой армии мира? Нет! Эти органы были в царской армии? Нет! Так почему они появились вдруг теперь? Так большевики начали строить светлое будущее! А из тьмы без этого не обойдешься. Обязательно найдутся люди, которые захотят там остаться. Во тьме должен жить темный народ, его надо вытащить на свет, даже если он этого не хочет. Для этого их надо выявлять.

3 февраля 1941 года Особые отделы были переданы из НКВД в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского флота.

Однако уже в период Гражданской войны в армии были предприняты шаги по пути введения единоначалия. Приказом РВСР № 910 от 26 мая 1919 г. устанавливалось, что в учреждениях военного ведомства, во главе которых стояли ответственные работники партии, военные комиссары заменялись помощниками начальника учреждения по политчасти. Единоначалие, было введено в окружных военкоматах (приказ РВСР № 1618 от 13 сентября 1919 г.), для начальников-коммунистов военно-учебных заведений (приказ № 223 от 11 февраля 1920 г.), а также для командиров некоторых армий (8-й и 13-й), дивизий (26, 27, 35, 51-й) Восточного фронта, в частях Московского военного округа, Туркестанского фронта и других.

Новое положение о комиссарах Красной Армии и Флота было утверждено 3 января 1922 г. ЦК партии и РВСР и введено в действие приказом РВСР № 61 от 3 января 1922 г. Положение повышало авторитет военного комиссара.

Переход к единоначалию в армии в целом стал возможен после того, как были подготовлены и воспитаны кадры командного состава, способного возглавить военное и политическое руководство войсками. Это означало, что старые царские военные кадры были уволены из армии, а на их место стали крестьянские парни.

С сентября 1923 г. Политуправление РВСР стало именоваться Политическим управлением (ПУ) РВС СССР. 28 марта 1924 г. (приказ РВС СССР № 446/96), в связи с общей реорганизацией центрального аппарата, Политуправление РВС СССР переименовано в Политуправление РККА и подчинено Наркому по военным и морским делам.

Директивой РВС СССР № 4763/51008 от 12 января 1925 г. и приказом № 234 от 2 марта 1925 г. в Красной Армии вводилось единоначалие для командного состава — членов партии, имеющего опыт партийно-политического руководства, и начсостава центрального аппарата. Ему по штату был положен помощник по политической части. При беспартийных командирах частей и соединений военные комиссары оставались, но освобождались от повседневного контроля над строевой и административно-хозяйственной деятельностью. На них возлагались функции партийно-политического руководства и ответственность за морально-политическое состояние части.

В последующие годы командиров коммунистов становилось все больше, а комиссаров все меньше. К 1928 году постепенно в армии было введено единоначалие. Комиссары были заменены на помощников командира по политической части.

Институт военных комиссаров с прежними обязанностями контроля сохранялся в Военно-Морском флоте и национальных формированиях в силу специфики их работы. В ВМФ служили все, практически сто процентов, офицеры и адмиралы царского флота. Их не заменишь коммунистом — матросом. Здесь знания нужны: как управлять кораблем или соединением кораблей, или руководить в штабе флота. Это не шашкой размахивать. Приказом РВС СССР № 800 от 30 июля 1925 г. было объявлено Временное положение о военных комиссарах армии и флота и помощниках командиров по политчасти, регламентирующее их функции и обязанности. Оно было отменено приказом РВС СССР № 385 от 24 ноября 1928 г., вводившим в действие Положение о комиссарах, командирах-единоначальниках и помощниках по политической части (для мирного периода). Положение уточняло и дифференцировало задачи и функции: а) военных комиссаров, которые назначались при беспартийных командирах, возглавляли политический аппарат частей и соединений и освобождались от контроля и подписания приказов, не относящихся к вопросам партийно-политической работы; б) командиров-единоначальников, сосредоточивающих в своих руках вопросы оперативно-строевые, административно-хозяйственные и осуществлявших партийно-политическое руководство через своих помощников по политической части; в) помощников по политчасти, непосредственно руководивших партийно-политической работой в части.

Вот решение о единоначалии в армии.

Циркуляр РВС СССР О расширении ответственности командиров-единоначальников
№ 0904 от 13 мая 1927 г.
Сов. Секретно

Имевшее место в Красной Армии за последние два года повышение военно-политического уровня командного состава с одновременным увеличением среди него процента партийных командиров, сохранение и улучшение в рядах армии боевых кадров политсостава периода Гражданской войны и быстрый рост военной партийной организации и комсомола, свидетельствуют об укреплении Красной Армии, как орудия диктатуры рабочего класса.

Проведение единоначалия в Красной Армии за последние годы способствовало поднятию авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства в армии и в значительной мере усилило вовлечение командира в круг вопросов военной политработы.

Революционный военный совет СССР с удовлетворением отмечает, что в настоящее время Красная Армия имеет командный состав, отвечающий требованиям, предъявляемым командиру Рабоче-Крестьянской Красной Армии и пользующийся безусловным доверием Советского правительства и Всесоюзной коммунистической партии.

Исходя из этого и в развитие постановления РВС СССР о практическом проведении единоначалия от 29 ноября 1924 г., циркуляра РВС СССР от 12 января 1925 г. за № 04763/051008 и циркуляра РВС СССР от 17 февраля того же года за № 051010 принять к руководству нижеследующее:

1. В изменение пункта 3 циркуляра РВС СССР № 051010 в целях расширения объема ответственности командного состава освободить комиссаров от подписывания всех приказов, перечисленных в указанном пункте, за исключением приказов, имеющих непосредственное отношение к политработе (по политчасти).

2. Уточнить порядок взаимоотношений между партийным командиром-единоначальником и помощником по политической части следующим образом:

а) командиру осуществлять общее политическое руководство в целях полной увязки строевого и политического дела в части;

б) помощнику по политчасти непосредственно осуществлять руководство и практическое проведение всей партийно-политической работы и возглавлять политический аппарат части;

в) помощнику по политической части докладывать командиру-единоначальнику как о политическом состоянии части, так и о партийно-политической работе, проводимой политаппаратом, и о всех основных директивах, полученных от вышестоящего политоргана;

г) порядок партийно-политического руководства со стороны вышестоящего политоргана сохраняется прежний.

Помощник по политчасти по всем вопросам, входящим в круг его ведения, сносится непосредственно как с вышестоящим политорганом, так и с политаппаратом частей;

д) в случае разногласий между командиром и помощником по политчасти по какому-либо вопросу политработы разрешение его переносить на усмотрение вышестоящего политоргана и утверждать РВС округа.

3. ПУРу в соответствии с вышеизложенным переработать «Временное положение о военных комиссарах РККА и Флота», опубликованное приказом РВС СССР от 30 июля 1925 г. за № 800.

Председатель Реввоенсовета СССР и наркомвоенмор ВорошиловРГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 246. Л. 2. Подлинник.

При введении званий в 1935 году политработники имели звания со словом «комиссар». Например, «батальонный комиссар» или «полковой комиссар». Они уже не являлись комиссарами, как в Гражданскую, а были помощники по политчасти.

Институт военных комиссаров, начиная с Гражданской войны то вводился, то отменялся. Вводился из-за недостаточной благонадежности армии. Или проще — вообще ненадежности командиров и бойцов. Так было в Гражданскую, так было позже. Вновь этот институт был введен 10 мая 1937 года. Не было у «отца народов» доверия к красным командирам. Готовился к наиболее массовым чисткам в армии. Одно дело уничтожить царских офицеров, а другое уничтожить уже командиров — коммунистов, воспитанных и назначенных на разные должности партией. Для этого нужны были специальные люди, которые должны были доложить о неблагонадежности командиров. Они выполнили свою роль.

Приказ
с объявлением постановления ЦИК и СНК СССР
«Об утверждении положения о военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии»
№ 165 20 августа 1937 г.

Объявляю постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 15 августа 1937 г. «Об утверждении Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Народный комиссар обороны СССРМаршал Советского Союза К. Ворошилов
Постановление
Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР
Об утверждении положения о военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: Утвердить Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССРМ. КалининПредседатель Совета Народных Комиссаров СССРВ. МолотовСекретарь Центрального Исполнительного Комитета СССРА. Горкин
Положение
О военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии

1. Для политического руководства и непосредственного проведения партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учебных заведениях, учреждениях и управлениях РККА Народным комиссаром обороны СССР по представлению Политического управления РККА назначаются военные комиссары.

2. Военный комиссар и командир (начальник) несут полную ответственность за воспитание красноармейца и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине и Советской власти, и беспощадной борьбы с врагами народа.

3. Военный комиссар наравне с командиром (начальником) отвечает за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение военной дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую, оперативную и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учреждения и пр.).

4. Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть (соединение, управление, учреждение и пр.) от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА.

5. На военного комиссара возлагается обязанность строжайше следить за точным исполнением всеми работниками части (соединения, управления, учреждения и пр.) всех приказов, инструкций и положений, относящихся к сохранению военной тайны.

Военный комиссар обязан принимать все меры к повышению у всего состава части (соединения, управления, учреждения и пр.) чувства ответственности за соблюдение военной тайны и лично являться образцом в этом отношении.

6. Военный комиссар должен повседневно и всесторонне изучать личный состав своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), знать настроения, нужды и запросы красноармейцев и начальствующего состава.

7. В области партийно-политической работы на военного комиссара возлагается:

а) руководство работой политорганов, партийных и комсомольских организаций части (соединения, управления, учреждения и пр.) в соответствии с инструкциями организациям ВКП(б) и ВЛКСМ в Красной Армии;

б) организация и проведение необходимых партийно-политических мероприятий, обеспечивающих неуклонное выполнение планов и задач боевой и политической подготовки части (соединения, управления, учреждения и пр.);

в) руководство агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работой в части (соединении, управлении, учреждении и пр.) и всеми видами красноармейской самодеятельности;

г) установление постоянной связи с местными партийными организациями.

8. Для успешного выполнения своих обязанностей военный комиссар должен непрерывно совершенствовать свои военные знания. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) несут полную ответственность за военную подготовку всего политсостава части (соединения, управления, учреждения и пр.).

9. Военный комиссар систематически в установленном порядке информирует командира (начальника) своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), вышестоящих комиссара и политорган о политико-моральном состоянии части и о мерах, принятых к устранению отрицательных явлений.

10. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) аттестует командный и начальствующий состав части (соединения, управления, учреждения и пр.) и составляет на каждого из них подробную политическую характеристику. Аттестации подписывает командир (начальник) и военком части (соединения, управления, учреждения и пр.).

Назначения и представления к назначению, к награждению и присвоению очередных военных званий, а также смещения командного и начальствующего состава производятся командиром (начальником) и военным комиссаром совместно.

11. Военный комиссар в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями Народного комиссара обороны СССР, Политического управления РККА, а также приказами и указаниями тех военных советов, военкомов и политорганов, которым он подчинен по службе.

12. Все приказы по части (соединению, управлению, учреждению и пр.) подписываются командиром и комиссаром. Ввиду того, что командир (начальник) является высшим начальником в подчиненной ему части (соединении, управлении, учреждении и пр.), приказы отдаются от имени командира (начальника) части (соединения, управления, учреждения и пр.) по форме: «приказываю».

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССРМ. КалининПредседатель Совета Народных Комиссаров СССРВ. МолотовСекретарь Центрального Исполнительного Комитета СССРА. ГоркинФ. 46 оп. 15, д. 14, л. 230–231.

Отменен этот институт в 1940 году. Снова комиссаров заменили на заместителей командиров по политической части. Функции надзора и контроля за командирами были на время забыты. Замполиты стали заниматься воспитательной работой. 16 июля 1941 года опять был введен институт военных комиссаров. Это когда армия повсеместно сдавалась в плен, не оказывала сопротивления немцам. Этот институт просуществовал до 9 октября 1942 года. После этого в армию вернулось снова единоначалие.

В 1938 году решением ЦК ВКП (б) и приказом НКО № 19 от 25 января 1938 года были введены должности заместителей и помощников политруков на уровне взвода.

26 июля 1940 г. Политуправление Красной Армии преобразовывается в Главное управление политпропаганды, а с началом Великой Отечественной войны оно вновь 16 июля 1941 г. реорганизуется в Политуправление Красной Армии.

Приказ
Народного Комиссара Обороны Союза ССР О назначении в частях РККА заместителей (помощников) политруков из комсомольцев
№ 19 25 января 1938 года

В целях повышения политического воспитания комсомольцев и улучшения подготовки и выдвижения новых кадров политсостава Центральный Комитет ВКП(б) постановил:

1. Обязать Политуправление РККА организовать Отдел по работе среди комсомольцев.

2. Ввести во всех политуправлениях округов и армий помощников начальников политуправлений по комсомольской работе.

3. Разрешить Политуправлению РККА привлечь наиболее проверенных и политически грамотных комсомольцев в качестве заместителей и помощников политруков. Подбор и утверждение комсомольцев заместителями и помощниками политруков возложить на начподивов и военкомов дивизий и равных им соединений.

4. Обязать политорганы взять под особое наблюдение политическое воспитание комсомольцев, выдвинутых заместителями и помощниками политруков.

5. Обязать Политуправление РККА в декадный срок представить на утверждение проект положения о комсомольских организациях в Красной Армии.

Враги народа всемерно ослабляли работу среди армейского комсомола, тормозили вовлечение наиболее политически проверенных комсомольцев в ряды ВКП(б) и искусственно создавали некомплект политработников. А между тем в Красной Армии имеются десятки тысяч молодых безупречных во всех отношениях, преданных партии Ленина—Сталина комсомольцев. 10–15 тысяч комсомольцев по своему общему и политическому развитию уже в ближайшее время, если усилить внимание их воспитанию, могут стать политруками.

Приказываю:

1. Решение ЦК ВКП(б) принять к неуклонному исполнению во всех частях РККА.

2. В месячный срок назначить заместителей или помощников политруков из проверенных, наиболее политически грамотных комсомольцев. Подбор и назначение заместителей или помощников политруков произвести под личную ответственность комиссаров частей, начальников полиотделов и комиссаров дивизий и равных им соединений. Наиболее проверенных и политически грамотных, готовящихся к вступлению в партию комсомольцев назначить заместителями политруков; комсомольцев, несколько менее подготовленных, над которыми надо еще длительное время работать, чтобы подготовить из них коммунистов-политработников, назначить помощниками политруков.

3. В целях улучшения материального положения назначенных заместителей или помощников политруков из рядовых красноармейцев установить для них оклад жалованья как младшим командирам срочной службы.

4. Обязываю военкомов частей, начальников политотделов и военных комиссаров дивизий и равных им соединений проявлять повседневную заботу о заместителях и помощниках политруков, лично заботиться об их воспитании, и помогать им в работе, создать все необходимые условия для их работы, приобретения практических навыков политработников и политического роста. Партийные организации, военкомы частей, начподивы и военкомдивы должны считать своей основной задачей подготовить комсомольцев, назначенных заместителями или помощниками политруков, чтобы они в ближайшее время стали полноценными политработниками сталинской закалки.

5. Через 6 месяцев заместителей и помощников политруков, вступивших в ряды партии, пропустить через краткосрочные курсы политруков при домах партийного образования и партийных курсах округов и армий.

6. К 15 февраля и 1 марта донести в Политуправление РККА о проделанной работе по назначению рядовых комсомольцев заместителями или помощниками политруков.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского СоюзаК. Ворошилов

Проблема была в том, что на эту должность надо было бы назначать членов, кандидатов в члены партии или комсомольцев из числа военнослужащих. Но в армии в те годы практически не было комсомольцев и коммунистов среди младшего командного состава.

Накануне войны более 60 военно-политических училищ готовили политработников. В 1939 году было открыто первое военно-политическое училище для Военно-Морского Флота.

После 16 июля 1941 года снова комиссары следили за командирами. И в любой момент, по разным причинам, могли снять, сдать командира, посадить. Комиссар — это как представитель не партии, а НКВД, особых отделов. Уполномоченные особых отделов в полку и дивизии одновременно подчинялись Наркомату внутренних дел и комиссару полка или дивизии соответственно. Комиссары жестко пресекали любую, на их взгляд, попытку не так исполнить приказ. Комиссары направляли и курировали деятельность заградительных отрядов.

Вот указ, который поражает откровенностью. Введением снова института военных комиссаров в армии власть стремилась хоть как-то сдержать нежелание людей воевать. Это было не двоевластие в войсках, как нам говорили, это был снова, как в Гражданскую, диктатура комиссаров над всеми военнослужащими, включая и командира, с которым комиссар мог сделать все, что угодно. Это контроль и надзор на предмет измены делу партии Ленина. Комиссары — это ставленники компартии. Это контроль и надзор за всеми. Особые отделы или с февраля 1941 года, которые передали из НКВД в армию, стали называться третьими отделами. Функции остались прежние. Так эти третьи отделы стали подчиняться единому начальнику в структуре армии — комиссару! Комиссар надзирал за командиром. Это партийное давление в армии. Тиран понимал, что солдаты не будут защищать этот строй. И только террором, надзором за всеми и каждым можно хоть чего-то добиться.

Президиум Верховного Совета СССР
Указ
от 16 июля 1941 года
О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в рабоче-крестьянской Красной Армии

Навязанная нам война в корне изменила обстановку работы в Красной Армии. Война расширила объем политической работы в нашей армии и потребовала, чтобы политработники не ограничивали свою работу пропагандой, а взяли на себя ответственность также и за военную работу на фронтах.

С другой стороны, война усложнила работу командира в полку и дивизии и требует, чтобы командиру полка и дивизии была оказана полная помощь со стороны политических работников не только в области политической работы, но и в области военной.

Все эти новые обстоятельства в работе политработников, связанные с переходом от мирного времени к военному времени, требуют того, чтобы была повышена роль и ответственность политработников — подобно тому, как это имело место в период гражданской войны против иностранной военной интервенции.

В соответствии с этим, идя навстречу пожеланиям Государственного Комитета Обороны и Главкомов, Президиум Верховного Совета Союза ССР постановляет:

1. Реорганизовать управления и отделы политической пропаганды в Политические управления и Политические отделы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

2. Ввести во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах — институт политических руководителей.

3. Утвердить Положение о военных комиссарах в полках и дивизиях Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КалининСекретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГоркинУтверждено Президиумом Верховного Совета СССРот 16 июля 1941 года
Положение
О военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии

1. Во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии, как на фронте, так и в тылу, учреждается институт военных комиссаров.

2. Военный комиссар является представителем Партии и Правительства в Красной Армии и наряду с командиром несет полную ответственность за выполнение войсковой частью боевой задачи, за ее стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь советской земли.

3. Военный комиссар является нравственным руководителем своей части (соединения), первым защитником ее материальных и духовных интересов. «Если командир полка является главой полка, то комиссар полка должен быть отцом и душою своего полка» (Сталин).

4. Военный комиссар обязан всемерно помогать командиру, честно и самоотверженно выполняющему боевые задачи, во всей его работе, укреплять авторитет командира и строго контролировать проведение в жизнь всех приказов высшего командования.

5. Военный комиссар обязан своевременно сигнализировать Верховному командованию и Правительству о командирах и политработниках, не достойных звания командира и политработника и порочащих своим поведением честь Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

6. Военный комиссар должен воодушевлять войска на борьбу с врагами нашей Родины. В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа.

7. Военный комиссар обязан поощрять и популяризировать лучших бойцов и командиров, воспитывать у личного состава войсковой части отвагу, смелость, хладнокровие, инициативу и сметку, воспитывать презрение к смерти и готовность биться до победного конца против врагов нашей Родины.

8. Военный комиссар обязан, опираясь на широкие массы красноармейцев и командиров, вести беспощадную борьбу с трусами, паникерами и дезертирами, насаждая твердой рукой революционный порядок и воинскую дисциплину. Координируя свои действия с органами 3-го Управления Наркомата Обороны, военный комиссар обязан в корне пресекать всякую измену.

9. Военный комиссар руководит политорганами, а также партийными и комсомольскими организациями войсковых частей.

10. Политрук подотчетен в своей работе комиссару полка, комиссар полка — комиссару дивизии, комиссар дивизии — Военному Совету Армии и Главному Политическому Управлению Красной Армии.

11. Все приказы по полку, дивизии, управлению, учреждению подписываются командиром и военным комиссаром.

Главный комиссар Красной Армии Лев Мехлис, который весной 1942 года был понижен в должности и направлен на Крымский фронт. Там развернул бурную деятельность. Писал каждый день Сталину, поливая грязью командующего и его штаб. Начал командовать по-своему. Запретил войскам окапываться, подтянул всю артиллерию на передовую. Войска не имели эшелонированной обороны, все они располагались в одну цепь, что являлось идиотизмом. Дезорганизовал работу штаба армии. Командующий фронтом ничего не мог сделать, по своему, ведь комиссар был главнее. Хотя Сталин именно командующего обвинит во всем.

Манштейн, имея в два раза меньше войск, за десять дней разбил Крымский фронт. В плен попало 170 тысяч человек. Так комиссары командовали фронтами.

Приказ
«О введении в батальонах стрелковых дивизий должности военного комиссара»
№ 0513 28 декабря 1941 г.

В целях усиления воспитательной работы среди личного состава батальонов, приказываю:

Ввести во всех батальонах стрелковых дивизий должность военного комиссара.

Народный комиссар обороны СССР И. Сталинф. 4, оп. 11, д. 66, л. 380. Подлинник

При этом пропаганда настойчиво рассказывала, как воюют наши бойцы, проявляя героизм. А то что отступаем, так это временно, потому, что война началась неожиданно. Люди понимали, что положение на фронте плохое. Власть боялась сказать народу правду. За лето армии не стало, остались небольшие соединения, не попавшие в окружение, и не сдавшиеся в плен. Орел и Тулу защищать было не кем, войск не было.

Сталинская клика знала и понимала настроение масс, она знала и понимала, что крестьянин не пойдет за нее воевать. Основу армии составляли именно крестьяне, а они на собственной шкуре испытали все тяготы этой системы. В связи с тем, что пропаганда врала о положении на фронте. В народе ходили слухи о том, что происходит, народ хотел знать правду. Вместо того, чтобы честно сказать народу что происходит какое катастрофическое положение на фронте, Сталин продолжал врать народу. Совинформбюро продолжало сухо рассказывать о том, что ничего страшного не происходит. Например, в октябре 1941 года, что немцы предпринимают очередное наступление, но наши войска успешно отбивают. Где наступление, кто отбивал, на каком участке фронта — ни слова. И так изо дня в день. А немцы уже были под Москвой.

Пропагандисты в своей работе используют разные методики. Их обучают, как надо манипулировать человеческим сознанием. Пропаганда у нас в стране живет с человеком всю жизнь. Человек рождается и уже с малого возраста начинает травиться этой дезой. Пропаганда — это вбивание политических или любых других взглядов путем донесения до народа различных аргументов, правдивых или полуправдивых, лжи, слухов с целью манипулирования сознанием людей в нужном для руководства страны направлении. Пропаганда направлена на человеческие инстинкты: страх, хорошо или плохо, свой — чужой, обращение к справедливости. Форм пропаганды очень много, до сотни это точно. Основные формы воздействия на человека: обожествление или культ личности, отзывы знаменитостей, слова добродетели, ярлыки, страх, принадлежность к большинству, верность, обыкновенная дезинформация, закатывание, избирательная правда, ложь, неизбежная победа, переход на личности, повестка дня, приказ, размахивание флагом, эйфория и так далее.

Обожествление или создание культа личности — создание идеализированного образа человека в сознании людей, создание образа священности, непогрешимости, мудрости, божественности, справедливости, возвеличивание, присвоение других превосходных качеств одному человеку порой путем лжи и подлога. Отзывы знаменитостей — это метод пропаганды, когда идею тиражирует известный, уважаемый в обществе человек. Люди, особенно русские люди, верят всему, что говорят в средствах массовой коммуникации. А тем более какой-то кумир. Люди верят всему, что говорит это человек. Хотя сам он может в это и не верить. Ему заплатили деньги, вот он и распинается по написанному для него тексту. Народ думает, что этот «Васька Тютькин» не может нести туфту. Слова добродетели — это когда пропагандист в своем выступлении добавляет для пущей убедительности, чтобы отвлечь от фактов, что известный ученый сказал, что по мнению экспертного совета и т. д. Эти добавления направлены на то, что человек поверит этому утверждению. Хотя какие там ученые и сообщества говорили ли об этом никто не знает. Ярлыки — это когда на хорошего человека, высказывающего правильную точку зрения, приклеивают всем понятную кличку. Например, «демократ», «либерал», «ксенофоб» или еще что-то. Люди начинают плохо относиться к этому человеку и тому, что он говорит. Главное человека опорочить. Следующий метод — страх. На аудиторию воздействуют, распространяя ложную информацию. Потом, даже если будет опровержение этой ложной информации, как говорят в народе, что поезд уже ушел, она уже воздействовала на сознание человека. Принадлежность к большинству — это когда пропагандист в своей речи ввертывает выражения, что по опросу общественного мнения, что, по общему мнению, какая-то идея преподноситься как всеобщее мнение. Хотя кто это мнение изучал? Да никто. А человек думает, раз большинство так считает, я верю мнению большинства, и я должен верить во всю эту ахинею. Верность — надо убедить народ поддерживать нужную точку зрения, чтобы он (человек) не выглядел в глазах людей предателем и трусом. Дезинформация — введение в заблуждение неполной или уже никому не нужной информацией. Направлена на манипулирование людьми. Избирательная правда — это когда людям говорят часть правды, которая выгодна, а не выгодное — замалчивается. Неизбежная победа — люди убеждаются в победе, например, строительства коммунизма. Это достигается за счет преподнесения людям сверх достигнутых результатов. А этих результатов и нет. И не было. Главное, чтобы наивный народ поверил. Повестка дня — это когда изо дня в день людям вбивается одна и та же информация. Преподносится как очень важная. Повторенная много раз, она вбивается в голову человека. Люди верят. Приказ — это когда народу что-то вноситься в сознание, а потом продиктовали что надо делать, не оставляя право выбора. Размахивание флагом — это когда свои негативные действия оправдывают патриотизмом, заботой о благе народа. Демагогия. А любовь к Родине у людей в крови, то и действия воспринимаются народом положительно. Эйфория — использование какого-то события, которое вызывает у людей чувство счастья, единения. Это народные гуляния, военные парады. Чувство счастья распространяется на их организаторов, на это строй или на события, в честь которых устроены торжества. И еще много-много всякого. Что с них взять — пропагандисты на зарплате. Отрабатывать ведь надо.

Принимается следующий указ, в стиле продолжающегося оболванивания народа.

Президиум Верховного Совета СССР
Указ
от 6 июля 1941 года
Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения

Установить, что за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, виновные караются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, если это действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КалининСекретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГоркинМосква, Кремль 6 июля 1941 г.

Во время Гражданской войны комиссары сыграли свою роль. Они следили за военспецами — бывшими царскими офицерами, чтобы они не перешли на сторону белых, присматривали за командирами из рабочих и крестьян. Чтобы они выполняли решения партии, занимались воспитанием и обучением красноармейцев целям революции. То есть они следили за тем, чтобы армия воевала правильно по их понятиям и не развалилась. В 1941 году армию пришлось снова укреплять идейно. Объяснить солдатам цели и задачи войны. Комиссары должны были снова стать глазами и ушами партии. Сигнализировать обо всех случаях недостойного поведения командиров и политработников. Это было продолжение двадцатилетней войны гражданской. Только с другим противником.

Комиссары естественно злоупотребляли своим положением. Власть ведь никем не ограничена. Неограниченная власть развращает абсолютно. От них не отставали и командиры. Если комиссар так поступает, а что остается делать командиру? Только следовать его примеру. Или сам будет наказан контролирующим его комиссаром. О чем говорит следующий приказ.

Приказы и директивы
Начальника Главного политического управления РКВМФ
армейского комиссара 2 ранга Рогова

1. Директива ГВАВПУ РКВМФ членам военных советов и начальникам политуправлений флотов, военкомам и начальникам политотделов флотилий, соединений, учебных заведений и спецучреждений

О повышении передовой роли коммунистов и комсомольцев в боях с врагом и усилении борьбы против трусов и паникеров
№ 51 cc 8 августа 1941 г.

Истекшие полтора месяца боев кораблей и частей Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота с фашистскими захватчиками показали, что абсолютное большинство командиров, политработников и краснофлотцев мужественно, храбро и стойко сражаются с заклятым врагом и, преодолевая трудности и лишения, самоотверженно, не щадя своих сил и самой жизни, бьются за каждую пядь советской земли и ее морских границ. Ширятся и становятся подлинно массовыми образцы героизма и боевых подвигов командиров, политработников и краснофлотцев во славу Советской Родины.

Однако наряду с этим имели, а на некоторых кораблях и в частях продолжают иметь место позорные случаи оставления своих боевых постов, трусости, панического бегства с корабля и со своих позиций отдельных командиров, политработников и краснофлотцев, в том числе коммунистов и комсомольцев, забывших свой долг перед Родиной, данную ими перед лицом народа Советского Союза священную клятву — военную присягу.

Бывший командир Либавской ВМБ контр-адмирал Трайнин, бывший начальник штаба Либавской ВМБ капитан 1 ранга Клевенский и командир Виндавского укрепсектора полковник Герасимов проявили позорящую звание командира трусость и паникерство, преступное бездействие власти, допустили развал управления частями базы. Трайнин, Клевенский и Герасимов отданы под суд военного трибунала.

Бывший начальник Пинского морского гарнизона, командир порта капитан Королев и старший политработник гарнизона батальонный комиссар Ершов с начала военных действий проявили позорную трусость, отсутствие распорядительности, допустили поспешное уничтожение важнейших документов штаба и политотдела и ценного военного имущества, часть которого осталась врагу, и самовольную эвакуацию, паническое бегство. Королев расстрелян. Ершов отдан под суд военного трибунала.

Командир подлодки «Щ-205» ЧФ капитан-лейтенант Дронин проявил позорную трусость и не выполнил боевого приказа. Дронин расстрелян.

Уже после исторического выступления по радио товарища Сталина в некоторых соединениях продолжают иметь место позорные случаи трусости и паникерства.

Командир дивизиона подлодок КБФ капитан 2 ранга Федотов, член партии, неоднократно проявлял трусость и растерянность. Недавно был даже такой случай: возвращаясь ночью с позиции и увидев подлодку противника в момент ее погружения, Федотов вместо того, чтобы атаковать или таранить подлодку врага, скомандовал к погружению. Федотов отдан под суд военного трибунала.

Летчик 1-го авиаполка КБФ лейтенант Русаков, проявляя трусость, систематически уклонялся от боевых вылетов или возвращался, не доходя до цели, якобы по неисправности матчасти, сбрасывал боезапас в свои озера. Русаков отдан под суд военного трибунала.

16 июля с. г. командир эсминца «Энгельс» КБФ капитан 3 ранга Васильев, сопровождая эсминец «Страшный», нарушил из-за трусости правила плавания по фарватеру. Когда вследствие этого «Страшный» подорвался на мине, Васильев ушел от него, не оказав помощи. Васильев отдан под суд военного трибунала.

26 июля с. г. командир десантного батальона ЛВФ подполковник Петров и военком батальонный комиссар Гуральник во время десантной операции по белофинскому острову проявили трусость и преступное бездействие, позорно бросили на занятом острове свой батальон, в результате чего батальон был дезорганизован и понес тяжелые потери в личном составе, оружии и материальной части. Петров и Гуральник отданы под суд военного трибунала.

За трусость в подобных же условиях и за паническое бегство расстреляны командир батальона морской пехоты КБФ Илкатин и военком Шкинчик.

Трусы и паникеры с партийным или комсомольским билетами — самые худшие враги, изменники Родины и делу Коммунистической партии.

Беспощадная борьба и расправа со всякими дезорганизаторами — с паникерами, трусами, дезертирами и распространителями слухов и восстановление железной воинской дисциплины — священный долг политорганов и военных комиссаров, каждого командира, политработника и краснофлотца, каждого коммуниста и комсомольца.

Приказываю:

1. Начальникам политуправлений флотов и военным комиссарам соединений проверить, что сделано политотделами, военкомами кораблей и частей, партийными и комсомольскими организациями в целях повышения передовой роли коммунистов и комсомольцев в борьбе с врагом, как они борются с теми, кто не оправдывает высокого звания коммуниста и комсомольца в боевой обстановке.

2. Потребовать от всех политорганов, военкомов кораблей и частей, партийных и комсомольских организаций особой ответственности за состояние и боеспособность корабля, части. Добиться, чтобы все коммунисты и комсомольцы были бесстрашными в бою, свободными от всякого подобия паники, всегда, и особенно в сложной обстановке, выступали организующей силой, своим личным примером цементировали бойцов и увлекали их на выполнение боевых задач.

3. Каждый корабль, часть и соединение, весь Военно-Морской флот и вся Советская страна должны знать героев Отечественной войны. В боевой агитации и пропаганде, устной и печатной, широко использовать примеры героизма и боевых подвигов бойцов Великой Отечественной войны; повседневно разъяснять, что в момент серьезной опасности, когда решается вопрос о жизни и смерти нашей Родины, коммунисты и комсомольцы, все непартийные большевики должны биться с врагом, не щадя ни своих сил, ни самой жизни; воодушевлять и ободрять личный состав, всемерно укреплять в нем уверенность, что враг будет разбит, победа будет за нами.

4. Политорганам, военным комиссарам, политработникам, партийным и комсомольским организациям вести беспощадную борьбу с паникерами, трусами, шкурниками и пораженцами невзирая на лица. На каждом корабле, в части, в каждом их подразделении создать совершенно нетерпимые условия для всех тех, кто своим паникерством и трусостью, шкурничеством и легким отношением к провокационным слухам мешает делу укрепления боеспособности корабля, части. Паникеров, трусов, шкурников, дезертиров и пораженцев немедленно изгонять из партии и комсомола и предавать суду военного трибунала.

5. С настоящей директивой ознакомить весь начальствующий состав, всех коммунистов и комсомольцев. Начальникам политуправлений флотов командировать на корабли и в части лучших политработников для оказания помощи и проверки выполнения настоящей директивы.

6. О ходе работы и достигнутых результатах докладывать мне в очередных политдонесениях. Первое донесение выслать к 25 августа.

Начальник Главного политического управления РКВМФармейский комиссар 2 ранга РоговЦВМА, ф. 11, on. 2, д. 61, л. 231–235. Подлинник

Для укрепления командного состава, власть стала назначать комиссаров командирами подразделений.

Приказ
о назначении политработников на командные должности
№ 0392 4 октября 1941 г.

За три месяца войны выявилось большое количество политработников, накопивших опыт командования подразделениями и частями в боевой обстановке и подготовленных к переходу на командные должности.

В целях ликвидации некомплекта и укрепления кадров командного состава приказываю:

1. Разрешить командирам и комиссарам дивизий выдвигать и назначать наиболее опытных в военном отношении политработников полка командирами рот, батальонов и полков, с последующим утверждением командиров полков военными советами армий.

2. На место политработников, назначаемых на командные должности, командирам и комиссарам дивизий одновременно выдвигать и назначать политруков и комиссаров из членов ВКП(б), отличившихся в боях, достойных и способных вести политическую работу в роте, батальоне и полку, с последующим утверждением комиссаров полков военными советами армий.

3. Копии приказов по дивизиям о назначении политработников на командные должности и одновременном выдвижении на политработу, представлять военным советам армий и Главному политическому управлению Красной Армии. Копии приказов по дивизиям о назначении политработников на командные должности представлять Главному управлению кадров НКО.

Приказ ввести в действие по телеграфу.

Народный комиссар обороны И. СталинНачальник Генштаба Б. Шапошниковф. 4, оп. 11, д. 66, л. 153–154. Подлинник.

9 октября 1942 года, когда положение на фронтах стабилизировалось, снова были возвращены в армию заместители командиров по политической части (замполиты). Говорят, об этом Сталина просили ведущие генералы. Но должности членов Военного совета фронтов и армий сохранялось. Они контролировали еще и работу военной прокуратуры и трибунала.

Приказ
Об установлении полного единоначалия и упразднения института военных комиссаров в Красной Армии
№ 307 9 октября 1942 г.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии»

Приказываю:

1. Освободить от занимаемых должностей комиссаров частей, соединений, штабов, военно-учебных заведений, центральных и главных управлений НКО и других учреждений Красной Армии, а также политруков подразделений и назначить их заместителями соответствующих командиров (начальников) по политической части.

2. Военным советам фронтов и армий в месячный срок присвоить политическим работникам командные воинские звания в пределах предоставленных им прав.

Военным советам фронтов представить в Наркомат обороны не позднее 15 ноября 1942 г. через Главное политическое управление Красной Армии аттестационный материал для присвоения командных воинских званий политическим работникам, начиная со старшего батальонного комиссара и выше.

3. Командирам соединений и военным советам армий и фронтов более решительно выдвигать подготовленных в военном отношении политработников на командные должности, особенно в звене — командир роты, командир батальона.

4. Военным советам фронтов организовать к 20 октября с. г. двухмесячные командные фронтовые курсы, численностью по 150–250 человек для подготовки командиров рот из наиболее способных к командной работе политработников. Отбор на курсы произвести по согласованию с Главным политическим управлением Красной Армии.

5. Главному управлению кадров Красной Армии создать при курсах «Выстрел» с 1 ноября с. г. двухмесячные курсы по подготовке из наиболее овладевших военным делом комиссаров и политработников для подготовки из них 200 командиров полков и 600 командиров батальонов. Отбор на курсы произвести Главному политическому управлению Красной Армии совместно с Главным управлением кадров.

6. Заместителям командиров (начальников) по политической части, назначенным настоящим приказом, сохранить прежний оклад денежного содержания.

Народный комиссар обороны СССР И. Сталинф. 4, оп. 12, д. 106, л. 17–18. Подлинник.

Замполиты не имели комиссарских полномочий, их работа ограничивалась политической работой среди личного состава. Замполит стал одним из заместителей командира и подчинялся ему. Но люди остались прежние. Раньше он был комиссар, а теперь замполит. Надзор никто не отменял. Навредить командиру он мог всегда, потому, что подотчетен был вышестоящему политработнику. Традиции следить так и остались. Без их согласия не проходило ни одно награждение или присвоения очередного звания или повышения по должности солдат и офицеров. Насколько он благонадежен? А члены его семьи? А что они, или их родители, делали в оккупацию? Чем он не доволен по жизни? Нравится ли ему советская власть? Что он говорил по этому поводу по пьяному делу? Требовалось от человека одно — преданность делу партии, советской власти. А не как он воюет, командует, как ведет себя в бою. Тотальная слежка продолжалась. Это сохранилось и до наших дней. Мнение замполита учитывается и теперь. Есть человек в каждом подразделении, который смотрит за морально-политическим состоянием каждого, «смотрящий».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я