Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела

Александр Михайлович Васютин, 2022

Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов и всех тех, кто хочет приобщиться к психотерапии. Но будет интересна и для тех, кто ищет для себя ответы на то, как функционирует психика, почему у человека появляются психологические проблемы и образуются болезни.Это учебник по современной психотерапии и, особенно, по психосоматической медицине. В первой части я излагаю теорию образования психосоматозов в том виде, в котором это сложилось в моей голове в результате длительного изучения теории и применения этих теорий на практике. На основе этой теории можно разработать действенные схемы психотерапевтического лечения любого психосоматоза. Во второй части книги я даю развернутые схемы своих техник на примере лечения конкретных больных. Это поможет заглянуть на внутреннюю «кухню» моей психотерапии. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 24. Фундаментальные принципы психотерапевтического лечения

Уважаемые коллеги! Как вы считаете — эффект плацебо существует? Я прямо слышу ваш ответ: «Конечно же! Ведь проведена масса опытов, которые четко и безусловно доказали это!» Да, и это действительно так.

И мне сейчас хочется заострить ваше внимание: это является фундаментальным фактом, который говорит о том, что в человеческом организме есть сверхмощные механизмы сохранения гомеостаза. И что лекарства на самом деле в большинстве случаев не нужны! И что на этом основана эффективность психосоматической психотерапии.

Организм сам себя вылечивает на 99%. Это связано с тем, что в организме постоянно идут процессы регулирования обменных процессов, основанное на обратных связях. При тех или иных болезнях эти механизмы частично блокируются и полное восстановление гомеостаза становится невозможным.

Роль психотерапии — устранить те психологические блоки, которые приводят к такому положению дел и включить естественную саморегуляцию организма и подтолкнуть этот процесс в самое короткое русло. Естественно, в этом деле еще очень желательно научить человека сознательно используемым им методам психической саморегуляции.

Я считаю, что наше тело — сверхсложный саморегулирующийся механизм, в котором имеются миллионы ремонтных систем, зарезервированные стократно (т.е. имеется масса параллельно — действующих и независимых друг от друга систем самовосстановления повреждений органов, каждая из которых одна способна навести порядок в данном органе). Но вся эта система самовосстановления зачастую работает вхолостую — или из-за того, что человек не приучен использовать их на полную катушку, или же из-за неосознаваемого подавления работы этих систем.

Система самовосстановления организма практически бессмертна и ей может помешать только один фактор — назойливое и подавляющее внимание сознания, которое не верит в успех, боится болезней и выключает эти механизмы самовосстановления своими упадническими мыслями. Хорошей иллюстрацией сказанному может быть такая аналогия: многочисленные проверки и ревизии не дают спокойно и ритмично работать проверяемому учреждению.

Я стою на позиции, что главнокомандующим в нашем организме является человеческий разум. Все — и наше горе и наша радость, наши достижения и неудачи, наше здоровье и наши болезни в той или иной степени являются продуктом или же результатом наших поступков и наших мыслей. Если мы не верим в выздоровление или же настолько подавлены неприятностями, что потеряли желание жить и радоваться жизни, то это ПРЯМО и НЕПОСРЕДСТВЕННО (!) влияет на наше здоровье.

Современной психотерапии больше подходит название «психохирургия». И действительно, на сегодняшний день в нашем психотерапевтическом арсенале появились очень эффективные приемы и методы, которые не просто снимают симптомы. А убирают те причины, на основе которых эти симптомы и появились.

Я считаю, что при решении психологических или психосоматических проблем психотерапевт — это «хирург», а психиатр — «терапевт» (понятно, не в классическом понимании этих слов). Психотерапевт как психохирург находит «нарыв», вскрывает его и через это избавляет своего пациента от психологической «занозы».

А психиатр, назначая таблетки, только снимает симптомы. И надеется, что пока действуют таблетки и человек спокоен, его информационно-перерабатывающая система что-то сделает с базовым конфликтом. И он выздоровеет. Но чаще всего он вообще не думает о причинах болезни — чаще всего он как автомат, основываясь на симптоме, назначает то или иное лекарство, которое рекомендовано в руководстве по психическим болезням.

Терапевтическое действие психотропных препаратов состоит ТОЛЬКО в том, что они дают человеку своеобразный тайм-аут, позволяющий ему обрести некую тихую заводь, в которой у него появляется возможность зализать раны от этой невыносимой для него реальности бытия. И, возможно, смириться с ней. Современная психотерапия помогает человеку пройти этот путь в тысячи раз быстрее. И без отравления организма химией!

То, как работает психотерапия, можно проиллюстрировать переделанной притчей. Наверное, вы помните ту беду, которая стряслась с гусеницей, когда ее спросили: как она ходит, имея такое количество ног? Психотерапевтическая притча такова: Психотерапевт спросил гусеницу: «Как ты ходишь?» Она задумалась… А затем с его помощью научилась ходить 10 различными способами, прыгать и даже летать!

Инсайт (осознание) и самораскрытие (самоэксплорация) — основные цели психотерапевта в процессе работы с пациентом. Но инсайт — еще не действие. Понимание причин, лежащих в основе проблем человека, не обязательно приводит к изменениям в жизни.

Юнг говорил, что человек должен найти в себе мужество осознать все «дискредитированные», теневые стороны своего Я. А затем включить их в состав своей личности наряду со своими светлыми, сознаваемыми ее сторонами. Такое признание и последующее включение является актом смирения и в то же время силы.

Человек, который пожелал и смог признать низкие стороны своей личности, не позволив при этом обретенному знанию подавить себя, достиг истинной духовной свободы.

То есть надо перевести все свои черты и качества из категории «не-Я» в категория «Я — цельная личность! И все, что у меня есть — мой золотой запас!»

Юнг говорил, что расширение самовосприятия, трансценденция сознания и освещение сферы общественного дадут человеку пережить в себе все Человечество. Он будет переживать себя как грешник и святой, как ребенок и взрослый, как душевно-здоровый и душевнобольной, как человек прошлого и человек будущего, он будет иметь ощущение, что несет в себе все, чем было человечество и чем оно станет в будущем.

Каждому, похоже, приходится пройти полный круг: от невинности, чистоты и открытости ребенка, через трудные поиски самопознания, которыми занят разум взрослого человека, вернуться, наконец, к детской непосредственности и простоте, обогащенным сознанием и зрелостью. К. Юнг называл этот процесс индивидуацией и считал его единственной и самой важной задачей современного сознания.

Айви как-то сказал: «Основной и всеобъемлющей целью психологии и психотерапии является воспитание гибкости поведения, умения находить новые стратегии поведения, по-новому мыслить». Но этому мешает догматическое мышление. Оно является следствием крена нашей культуры (да, наверное, и почти всех других культур, образующих Человечество) в сторону использования запретов как основного инструмента воспитания.

Понятно, что Человечество вынуждено пользоваться табу для ограничения опасного поведения индивидов. Или же такого, которое противоречит интересам выживания всей популяции. В результате у большинства людей формируется система ограничения своего поведения не через понимание необходимости этих ограничителей, а через страх.

С возрастом люди большинство этих запретов рационализируют, что позволяет им существовать в большей или меньшей гармонии с самим собой. Но те запреты, которые были связаны с интенсивными отрицательными эмоциями, становятся «занозами», вокруг которых образуется «гной», который вызывает непонятные для взрослого человека ограничения его поведения.

Лечить лекарствами (и даже императивной психотерапией) психологические нарушения — вредить человеку в долговременной перспективе. Такое лечение может быть только паллиативным, то есть делаемым для временного облегчения состояния.

И для того, чтобы радикально помочь человеку, нужно откорректировать фундаментальную шкалу отношений данного человека к миру — систему мировоззрения. А она формируется на основе господствующих в данном обществе концепций: будешь поступать так и так — это будет хорошо, если же ты будешь делать это так и так, то это будет плохо. И основным принципом ее является равновесие на основе страха. Оно хорошо работало тогда, когда люди в своих взаимоотношениях недалеко отошли от животных. Но во взрослом человеческом обществе оно работает очень плохо. Следование ее принципам приносит взрослым людям больше страданий, чем плюсов.

Наилучшее решение проблемы — через радикальное разрушение всех запретов, которые можно назвать детскими. И через создание новой, логически — обоснованной системы само-запретов.

Эта система имеет три подсистемы, как бы три опорные колонны, три кита, на которых основывается.

Первая — ограничения, которые человек накладывает на себя для того, чтобы благополучно жить в обществе. Это базовые запреты:

1. Жизнь человека свята и неприкосновенна.

2. Имущество человека свято и неприкосновенно.

3. Внутренний мир человека свят и неприкосновенен.

Вторая опора этой морально-этической системы — ограничения, которые человек накладывает на себя для того, чтобы оставаться физически здоровым. В эту подсистему входят отказ от наркотиков, неумеренного употребления пищи и алкоголя, курения (и так далее и тому подобное).

И третья опора — ограничения, которые человек накладывает на себя для того, чтобы сохранить психическое здоровье. В первую очередь это достигается через построение системы обоснования смысла своего существования.

Это программа психологического взросления, которая отказывается для своей реализации от парциального подхода — сохранения чего-либо из старых построений. На такой основе нового здания психологической стабильности не построишь. Оно неизбежно будет нести несоответствия и несостыковки, что, в конце концов, приведет к сильным внутренним напряжениям.

Конечно, мы прекрасно знаем, что лучше всего построить здание на совершенно новом месте и по новому проекту. Тогда оно простоит долго. Но, к сожалению, в работе с психикой наших пациентов это невозможно! Мы, в самом лучшем случае ( и то крайне редко!) можем сделать только капитальный ремонт.

Раскрепостить человека, чтобы он нашел новые способы поведения — это жизненно важно! Но просто сформулировать новый путь недостаточно. Он или она могут иметь твердое представление обо всех деталях проблемы, хорошо в ней разбираться, но быть совершенно не способными дать себе волю посмотреть на вопрос по-новому. Там, где есть ригидность, зажатость и фиксация на одном, приходит конец волшебству и творчеству. Задача терапевта — помочь клиенту осознать альтернативные возможности своего поведения. И начать жить в пределах собственного тела более свободно.

И, наверное, самое важное — в некоторый момент личность должна решиться на поступок и выбрать из нескольких альтернатив свой собственный путь. Но далеко не все психологические теории ставят своей целью совершение клиентом этого поступка.

Задача психотерапевтического лечения — помочь человеку принять себя всего, без купюр, стать цельной, гармоничной личностью. А это может получиться только тогда, когда человек в психологическом плане станет взрослым. Ему нужно помочь произвести переоценку ценностей, изменить их иерархию. Лейтмотив всей этой работы: «Я есть Я и такой, какой я есть — нравлюсь себе!» Психотерапевт должен ввести в человека песчинку, вокруг которой потом вырастет жемчуг здоровья.

Так вот, уважаемые коллеги! Лучше всего это делать на базе психосоматического видения возникновения и развития болезней. Все остальные теоретические основания тех или иных психотерапевтических методов парциальны (как я это доказал в теоретической части). Вы можете пользоваться любым из известных методов психотерапии — психоанализом, гештальт-терапией, НЛП… Но если вы будете мыслить психосоматически, то эффективность вашей работы будет в разы выше.

Будучи как-то по делам в Туле, я увидел на стене надпись: «С Новым годом, рабы системы!» Сначала я удивился — причем здесь Новый год и давление общества? Ведь такой хороший праздник! А потом понял, что действительно — большинство людей являются рабами системы. Они устраивают праздники тогда, когда это положено (день рождения, день свадьбы и так далее).

Они покупают дорогие и мощные машины, которые способны разгоняться до 300 километров, потому, что это престижно, так делают все те, на кого они равняются. И не понимают, что это абсолютно зряшное вложение капитала (где в нашей стране разгонишься до такой скорости? И что будет, если разгонишься? Рай — если разобьешься! Или ад — если попадешься гаишнику!) Но они все равно это делают, так как являются рабами общества.

Понятно, что социум накладывает на нас много ограничений. Но где бы ты ни родился, ты можешь выйти из «стойла». Людей, которые сделали это, немало. Они и жили в обществе и были от него достаточно независимы. И не только не подчинялись давлению социума, но в ряде случаев даже диктовали ему, меняли его. Как это им удавалось? Они были нестандартными людьми, но не ломали рамки (как это делают уголовники), а обходили их. Они были творческими людьми в истинном смысле этого слова.

Творчество предполагает свободу. Она обладает своеобразной внутренней силой. Свобода — это могущество! Но как только человек начинает творить, то инстинкт самосохранения, который требует считаться с мнением группы, от расположения которой зависит жизнь, заставляет его отказаться от этого.

В течение жизни человек много раз отказывается творить и таким образом предает свою свободу, становится рабом общества. И чем более человек свободен от давления общественных парадигм, тем он свободнее и энергичнее. Тем выше его творческий потенциал, тем больше в нем энергии и радости жизни.

Одна из целей глубинной психотерапии заключается в том, чтобы сделать сознательным то, что было бессознательным. Комментируя это положение, профессор Макаров, которого по праву можно назвать главным проводником современной западной психотерапии в Россию, сказал: «Психотерапия — процесс упорядочивания прошлого и будущего ради счастья в настоящем». Таким образом, смысл психотерапевтического воздействия — избавить человека от иррациональных убеждений, идеалов, помочь ему принять себя таким, как есть. И пользоваться собой во благо себе!

Мне хотелось бы здесь привести свое определение психотерапии. Психотерапия — это процесс, СОЗНАТЕЛЬНО проводимый одним человеком над другим с целью адаптировать его к реальности. Это процесс, который помогает человеку поменять свое отношение к прошлому, настоящему и будущему, вследствие чего он достигает большей степени физического, психического и социального благополучия.

При таком определении психотерапевт вовсе не обязательно является врачом. При таком определении психотерапии процесс может происходить не только в рамках формально объявленной терапии, то есть пациент может вовсе не догадываться о том, что к нему применяется психотерапевтическое воздействие.

Каждый раз, когда психотерапевт работает с клиентом, он вынужден ставить перед собой несколько этапных целей. На первом этапе лечения он должен оказать пациенту экстренную помощь, направленную на снятие симптомов. Здесь можно применять гештальт-терапию и НЛП.

На втором этапе психотерапевт должен провести глубинное зондирование психики и работать со слоями психики, которые связаны с детством. Этот этап предполагает разрушение неправильного фундамента поведения, который был заложен в те годы. Здесь можно использовать психоанализ и КИП. Я использую для этого технику Экспресс-реимпринтинга («Машина времени») в варианте работы с прошлым.

На третьем этапе на новом фундаменте надо построить новое здание. То есть сформировать новые принципы поведения — более адекватные той реальности, в которой живет человек. Здесь можно использовать Психоанимационную терапию, Психосинтез и терапевтические метафоры. Также очень хорошо использовать Экспресс-реимпринтинг в варианте движения в будущее.

Безусловно, что если психотерапевт сделает правильный «надрез» в правильном месте, то пациенту в конце концов станет намного легче (какой бы технологией психотерапевт ни пользовался). И пациент найдет новую точку равновесия в плане соматического или психологического здоровья. Но в этом случае человек неизбежно проходит через значительные страдания. И надо, чтобы человек умел ускорять процесс «заживления». А для этого необходимо обучить его эффективной саморегуляции.

Начинать психотерапию лучше всего на основе вычленения позитивного в поведении человека по К. Роджерс (ты не так плох, как ты думал о себе раньше, в тебе есть все хорошее, что свойственно всем остальным людям, только в детстве тебя убедили в обратном). Также будет очень полезным РЭТ по Эллису, который поможет разрушить иррациональное мышление. А затем по Келли (когнитивно — бихевиоральный подход) определить ту идеальную роль, которую человек хотел бы играть. Конечно же, к каждому человеку нужно в этой программе подходить индивидуально. Ведь дефекты воспитания и нарушения программирования поведения у каждого свои.

И следующий этап — обучение саморегуляции. Нужно обучить пациента эффективным способам саморегуляции:

1. Своего тела (я использую для этого обучение самогипнозу, Психоластику, Психоскальпелю, Психолазеру и другим методам саморегуляции, которые я излагаю в своей книге «Саморегуляция NEXT).

2. Саморегуляции взаимоотношений с внешним миром. То ли Фрейд (то ли кто-то из других великих) как-то сказал: «Цель психотерапии — превратить невротика в обычного несчастного человека». И он считал, что этого достаточно, что на этом можно остановиться.

Но теперь мы понимаем, что после этого необходим второй этап психотерапии — своеобразное «осчастливливание». Нужно помочь ему изменить общее отношение к себе, к миру, к своему прошлому и будущему. С моей точки зрения лучше всего это делать через разумный эгоизм.

3. Саморегуляции экзистенциальных проблем.

И при лечении пациентов должны быть задействованы ВСЕ четыре этапа. Правда, у разных пациентов эти этапы должны быть разными по продолжительности.

Таким образом, каждому человеку надо помочь понять корни своих проблем, которые возникли в его детстве (это психоаналитический подход). А затем помочь перестроить свой образ Я, который образовался на этом негодном фундаменте, и помочь ему найти смысл жизни, изменить представление о себе (это уже экзистенциально — гуманистический подход). И обучить саморегуляции (в общем смысле этого слова). Это бихевиоральный подход.

Конечно, человек может вовсе не задаваться мыслью о смысле своей жизни и своем месте в Мироздании. Чаще всего по молодости человек не задумывается о смысле своего существования — у него в это время масса других проблем.

Но если он заболел или же попал в серьезные психологические пертурбации, то это говорит о том, что система само-стимулирования дала сбой, что у него большие проблемы с мотивацией. И это привело к болезни. В этом случае ему без нахождения новых мотивов, которые будут вести его по жизни, не обойтись.

Ученые бросили в бассейн партию крыс и они там плавали пока не обессилели и начали тонуть. Последнюю оставшуюся крысу, когда она тоже стала тонуть, спасли. Ей дали отдохнуть, покормили, поласкали. А потом через какое-то время ее бросили в бассейн уже с другой партией крыс. И она на сей раз плавала чуть ли не в ДВА раза дольше, чем в первый раз! Она понимала, что надо плавать, плавать, плавать… И спасения ОБЯЗАТЕЛЬНО придет!

Такая мотивация возникает и у людей, но создать на ее основе долговременную мотивацию невозможно. И в этом плане мощнейшим фактором, приводящим к появлению долговременной мотивации у пациентов является приведение его к пониманию трансцендентальности его существования.

Если у человека появляется надежда на будущее и есть вера в то, что оно может быть хорошим, он будет чрезвычайно жизнестойким. Образно говоря, человеку надо создать Мечту. Затем убедить его в том, что она достижима. А затем помочь ему ее достичь! Вот это и есть процесс «осчастливли-вания».

Затем, на основе представления, что личность является контролирующим центром, надо помочь ему построить более адекватное поведение, научить его жить в этом мире по-новому, пользоваться тем, что он приобрел на первых двух этапах (это, в общем смысле тоже бихевиоральный подход).

Причины, вызвавшие и поддерживавшие болезнь, возможно, давно исчезли. Но пациенты так долго говорили другим и себе, что не могут справиться с этим поведением, что теперь (1) уверены, что это — правда и (2) будет социально неприемлемо (или им это только кажется) просто прекратить такое поведение. Для окружающих это будет означать, что покончить с таким поведением было в их силах, но они почему-то не делали это.

Когда человек становится готов произвести этот переход к новой жизни, то ему нужен психолог, обладающим для него и его родственников большим авторитетом (или какой-нибудь народный целитель), который ему «разрешит» выздороветь. Если этого не будет, то родные и близкие, когда он выздоровеет просто так, без этого «разрешения», могут ему предъявить претензии: «А чего это ты так долго упирался? Что-же ты так долго нас мучил?»

И психотерапия является прекрасным поводом и лицо сохранить и от болезни избавиться. Таким образом, важнейшей задачей психотерапевта является легализация для пациента выздоровления (которое он и так был готов совершить, если пришел к нему).

Очень часто к нам приходят пациенты с последствиями после перенесенной психологической травмы (Страх, Крах, Вина). И очень часто они страдают годами, так как никак не могут окончательно избавиться от страха, смириться с крахом и простить себе вину.

Выход из травмы — часто длительный и мучительный процесс обретения нового психологического равновесия, защищенного новыми и (желательно) более совершенными психологическими защитами (например, рационализацией).

Если им будет оказана квалифицированная психотерапевтическая помощь, то процесс обретения этого равновесия будет намного более быстрым. Мне очень нравится высказывание российского психотерапевта А. Жукова о том, что горе должно быть выплакано не в платочек, а в жилетку. Психотерапия эффективна именно потому, что человек имеет возможность выплеснуть свое горе доброжелательно настроенному к нему человеку. И вовсе не обязательно, что им является только опытный психотерапевт.

Весь этот процесс называется андрогогикой — обучением взрослых и раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений. Мы в ее рамках производим АБИЛИТАЦИЮ, когда мы учим человека тому, что он никогда не умел.

По Фрейду первичное либидо не дифференцировано. Но в процессе нормального психо-сексуального развития оно постепенно развивается. И очень часто факторы внешней среды (а ими также являются и воспитательные усилия родителей) деформируют это развитие. И нереализованная должным образом энергия либидо инкапсулируется внутри психики. Мало того, что при этом вместе с ней закрывается часть энергии. На ее сохранение в инкапсулированном состоянии тоже тратится большая часть энергии организма.

В процессе психотерапии эта энергия освобождается и начинает утилизироваться. Но после этого идет долгий процесс реконструкции психики. Человек как бы заново (но в ускоренном темпе) формируется как новая личность. Но естественно гармоничную личность при этом получить очень сложно, так как «ребенку» очень долго надо учиться ходить, говорить и так далее. Тем более, что очень сложно найти все «мины замедленного действия». И они могут взорваться в самое неподходящее время, разрушив всю реконструирующую работу.

Таким образом, если выразиться немного высокопарно, Будущее возлагает на психотерапию великую миссию — помочь Человечеству адаптироваться к нему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я