Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов и всех тех, кто хочет приобщиться к психотерапии. Но будет интересна и для тех, кто ищет для себя ответы на то, как функционирует психика, почему у человека появляются психологические проблемы и образуются болезни.Это учебник по современной психотерапии и, особенно, по психосоматической медицине. В первой части я излагаю теорию образования психосоматозов в том виде, в котором это сложилось в моей голове в результате длительного изучения теории и применения этих теорий на практике. На основе этой теории можно разработать действенные схемы психотерапевтического лечения любого психосоматоза. Во второй части книги я даю развернутые схемы своих техник на примере лечения конкретных больных. Это поможет заглянуть на внутреннюю «кухню» моей психотерапии. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 13. Образная картина строения психики с психосоматической позиции
В настоящее время трудно найти человека, который бы не слышал о наличии бессознательных слоев психики. Мысль о их наличии выдвинул в свое время З. Фрейд. И это была одна из тех гениальных догадок, которые во многом изменили лик науки. Да, во многом, и всего общества!
Но многие люди понимают бессознательное как некий подвал, где хранится всякий ненужный хлам и который не имеет практически никакого влияния на наше поведение. Но это далеко не так!
Вся информация, которую мы усваиваем в течении жизни из разных источников, НАВСЕГДА(!) остается внутри нас и тем или иным образом проявляется в нашем поведении. Например, мама сказала ребенку: «Не трогай спички, это опасно!» И если ее слова были выражены достаточно эмоционально, да к тому же «подтверждены» ремнем, то человек может до самой смерти носить в себе эту программу, неосознаваемо боясь брать в руки спички. Зажигалкой он будет пользоваться совершенно свободно. Но как только возьмет в руки спички…
Психиатр Г. Урбан говорит в этом плане о «спектре сознания», имея под этим в виду, что мы сознаем лишь ограниченную область своей психики, аналогичную видимому диапазону электромагнитных волн от красного до фиолетового. Огромное количество психических процессов проходит вне нашего сознания. Видимо таким образом сознание специально отделяется от всей остальной психики для того, чтобы заняться абстрактными категориями, которые необходимы для выживания во внешнем мире.
В течение жизни мы накапливаем в своем мозгу колоссальный объем информации. И мы просто физически не способны владеть ею на сознательном уровне. Полученная информация живет где-то внутри нас и воздействует на наше поведение, направляя его в нужную для выживания и развития сторону.
Уровень интуиции является показателем того, каким объемом информации свободно распоряжается бессознательное человека и как эта информация систематизирована. Вследствие этого интуицию вполне можно назвать эмоцией оценки общего положения дел в окружающем мире.
Вариантом проявления интуиции является инсайт (озарение). Это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы (Гринберг, 1974). И его вполне можно назвать стилем, при помощи которого работает бессознательное. Озарение — прорыв результатов анализа с бессознательного уровня на сознательный.
Догадки о наличии бессознательного были подтверждены в 60-х годах психологом Роджером У. Сперри и его коллегами из Лос-Анджелеса. Они проводили работы по исследованию связей между полушариями мозга.
В 1968 году они описали ряд беспрецедентных операций, прерывавших связи между двумя полушариями. Эти операции делались по показаниям для того, чтобы оборвать состояния эпилептического статуса у больных этой болезнью.
В результате изучения поведения пациентов у ученых сложилось впечатление, что процесс мышления у них представлял не единый поток сознания, а два самостоятельных. Они получили лабораторные и клинические подтверждения существования двух видов сознания, действующих независимо, но одновременно внутри исследованных пациентов. Правда, эти сознания с трудом понимают друг друга — как два человека, разговаривающих на разных языках.
Например, эти исследователи приводят такой пример. Ученый заходит в палату пациента, которому сделана операция по прерыванию связей между полушариями, и просит его пройти в лабораторию для психологических исследований. Пациент выражает свое согласие, встает, одевает пижаму и начинает правой рукой застегивать пуговицы. И тут исследователь становится свидетелем сюрреалистической картины: левая рука в раздражении хватает правую и заталкивает ее в карман. А потом расстегивает пуговицы пижамы!
Практика показывает, что разделение психики на два «этажа» — сознание и бессознательное, весьма плодотворно, хотя и несколько условно. Ведь четкой грани между сознанием и бессознательными слоями психики нет. Но объяснить всю сложность психических явлений просто невозможно без допущения наличия неосознаваемых процессов, происходящих в мозгу.
Сознание появилось в результате развития социальной организации. В процессе жизни в племени людям приходилось постоянно оперировать одними и теми же абстрактными категориями. Для их удержания мозг стал специализироваться, что привело к непропорциональному развитию одного из центров психической деятельности, что и привело к развитию сознания.
Сознание — это та информация, которой мы свободно оперируем в обыденной жизни — наши мысли, переживания, воспоминания. Правда и оно, в свою очередь делится на само сознание — «светлый круг» и как бы пред-сознание. Предсознательное — это термин, который ввел Фрейд и обозначающий, так сказать, пограничную область личного бессознательного, сферу подпорогового содержания, которое готово к действию и лишь ждет соответствующего сигнала, чтобы перейти в сферу сознательного.
Это подтверждается тем, что даже та информация, которой мы свободно владеем, не всегда находится в «светлом круге». Например, когда вы читали вышеприведенное предложение, в поле вашего сознания не было — как вас звать? А вот сейчас, когда вы прочитали это предложение, то мгновенно его нашли в пред-сознании и вытащили на свое обозрение в «светлый круг».
Опять же, четкой грани между пред-сознанием и более глубокими слоями бессознательного тоже нет. У каждого из нас есть информация, которую мы легко вспоминаем при надобности, есть такая, над вспоминанием которой нам придется поломать голову (она дальше от «светлого круга» и ближе к «чистому» бессознательному).
Л.С. Выготский говорил: «…Бессознательное не отделено от сознания какой-то непреодолимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в бессознательную сферу.
Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и туда-сюдапроявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им».
Бессознательные процессы таковы, что не поддаются прямому сознательному контролю. И по своему объему они значительно больше сознательных. Некоторые ученые на основании данных своих исследований считают, что бессознательное мощнее сознания примерно в 25000 раз. Я не знаю — верна ли эта цифра? Но я знаю, что потенциал бессознательного действительно неизмеримо выше сознания. Наше сознание — всего лишь поверхность, «передний край» нашего психологического существования.
Структуру и организацию работы психики образно можно представить так.
Вспомните: что вы делаете, прежде чем ступить на проезжую часть в том случае, если вам надо перейти улицу с интенсивным движением? Наверное, когда вы задумались над моим вопросом, голова у вас автоматически повернулась сначала влево, а затем направо. То же самое вы делаете и при переходе улицы.
Когда-то мама сказала вам: «Сынок (или доченька)! Переходить улицу очень опасно! Может сбить машина. Поэтому — прежде чем сделать это, посмотри сначала налево, потом направо. И, если не будет машин, переходи». Вы уже давно забыли об этом уроке, но родительская программа живет внутри вас и заставляет поворачивать голову. Как бы вы ни был заняты мыслями, ваша голова сама по себе поворачивается в нужном направлении.
И эта программа обеспечения безопасности при переходе улицы настолько сильно влияет на наше тело, что может войти в серьезное противоречие с сознанием. Как это произошло со мной в Бомбее, когда я хотел перейти улицу с левосторонним движением. Я на сознательном уровне прекрасно понимал, что в Индии при переходе улицы надо смотреть не налево, а направо.
Но как только я пытался сделать шаг, смотря направо, то чувствовал как мою голову что-то НАСИЛЬНО поворачивает налево. Но как только моя голова поворачивалась налево, сознание начинало паниковать: «Я же в Индии, здесь левостороннее движение, надо смотреть направо!» Я поворачивал голову направо, поднимал ногу… и история повторялась! И я маялся до тех пор, пока не стал вертеть головой туда-сюда, удовлетворяя каждую из противоборствующих частей. И только после этого смог перейти улицу.
Можем мы сказать, что внутри нас есть часть Я, которая ответственна за безопасный переход улицы? Безусловно! Можем мы сказать, что она действует в какой-то степени автономно, без участия сознания? И это тоже верно!
Когда вы пишете что-либо, вы ведь не задумываетесь о том, как надо выводить рукой буковки? Наверное, нет. Внутри вас есть часть Я, как бы маленький «писарь», который делает это. Когда-то, когда вы ходили в первый класс, вас научили писать. И у вас появилась часть Я, ответственная за умение писать. С тех пор этот «писарь» облегчает вам жизнь, беря на себя рутинные операции по изображению на бумаге букв. Вы, наверное, замечали, что когда вы собираетесь что-либо написать, то мысленно проговариваете то, что надо написать. Получается, что вы как бы диктуете этому «писарю».
Можем мы сказать, что внутри вас есть часть Я, которая ответственна за писанину и которая действует автоматически? Мне представляется, что и в этом нет никакой натяжки.
Если немножечко абстрагироваться, то можно легко представить эти части, наши вторые, третьи и т.д. Я, каждая из которых существует внутри нас ради выполнения своей строго — определенной задачи. Разум человека напоминает матрешку: внутри первого Я находится второе, внутри него — третье и т.д. Или же фрукт гранат.
Внутри нас есть часть Я, которая ответственна за питание организма; за обеспечение организма воздухом; есть часть, ответственная за доставление удовольствия, за лень и т.д. Есть много — много разных частей Я, которые по мере своих сил реализуют то, что стало для нас ценным в результате воспитания и индивидуального развития.
Таким образом, части Я — это инструментальные исполнительные сущности. Бессознательное имеет много слоев, разделов и тому подобных аспектов своей организации. И части Я являются «персонифицированным» их проявлением в поведении человека.
Части Я по-другому в психологии называют субличностями. И говоря о них, мы имеем в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и так далее, которая обретает целостную различимую форму в нашем сознании. Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности.
Субличность — это как бы наглядное изображение проявления психической энергии мозга. И к ней вполне применим тезис о не уничтожимости энергии. То есть субличность, если уж образовалась внутри человека, все равно в той или иной мере будет существовать и влиять на его поведение.
Если же перевести это выражение на обыденный язык, то можно вполне определенно утверждать, что все те представления, которые человек получил в течение жизни, всегда в той или иной форме будут влиять на его поведение. Мне представляется, что единственный процесс, когда уничтожаются субличности, это шизофренический.
Но если субличности деструктивны, то вырабатываются специальные программы, которые будут «гасить» их действие. И каждый раз, когда жизнь включает эти программы, внутри нас включаются контр-программы, своеобразные «антитела», которые инактивируют эти «антигены», производя своеобразную бессознательную рационализацию.
Самая важная и интересная с моей точки зрения часть Я — Творческая. Это часть психики, которая ответственна за постоянное развитие организма, можно сказать персонификация инстинкта развития. И она, с моей точки зрения, является связующим звеном между сознанием и бессознательным. Она впитывает информацию извне, обрабатывает ее и обучает ей другие части Я.
Наибольшей силой (и соответственно влиянием на наше поведение, на наши сознательные и бессознательные выборы) обладают части Я, обеспечивающие выживание. Например, часть Я, которая обеспечивает наше дыхание, практически невозможно остановить. Примерно такой же силой обладают и другие части Я, которые работают на наше самосохранение.
Части, ответственные за обеспечение биологических потребностей, образуются естественным образом. А вот другие — по мере поступления информации. Если когда-то вы сказали себе в какой-то конкретной ситуации: «Ой, как мне от этого плохо! Я, наверное (то есть НАВЕРНЯКА), буду от этого страдать всю жизнь!», то вы, таким образом, даете команду на создание в себе новой части Я, которая в будущем реализует эту программу.
Потом, когда пройдет достаточно долгое время и непосредственное событие, которое вызвало эту боль, давно забудется, часть Я, ответственная за реализацию этой команды, все равно будет продолжать делать свое дело упорно и надежно. Ведь ее, эту часть, создали и отдали приказ: «Всегда страдать от этого!!!»
И в этой связи я очень хорошо запомнил случай с одной моей пациенткой. Когда она была беременна, кто-то сказал ей, что после родов женщина теряет влечение к своему мужу. И, действительно, после родов это произошло. Но, ведь, после ТРЕТЬИХ родов! После двух первых, когда она не знала этого, с влечением было все нормально.
При помощи этого механизма внутри человека может образоваться часть Я, которую З. Фрейд называл Морбидо, то есть инстинкт смерти. Я уже говорил выше, что у современных исследователей есть достаточно веские основания для того, чтобы сомневаться в его существовании. Но часть, обладающая СВОЙСТВАМИ этого «инстинкта» может появиться внутри человека в тех случаях, когда он попадает в невыносимые для себя ситуации.
Например, ребенок делает какой-либо поступок, который сам оценивает (или его настойчиво «убеждают» в этом) как страшный грех. И, естественно, за это начинает себя бичевать. И если он проведет внутри себя примерно такой процесс: «Я совершил ужасное! Такие люди не имеют право жить!», то у него может образоваться часть Я, которая будет направлять его поведение в сторону саморазрушения.
Или же может случиться, что ребенок был очень жестоко наказан. В этот момент ему было так плохо, что он не хотел жить. И вполне возможно, что в этот момент у него появляется часть Я, которая ответственна за стремление к смерти. Она все время, как только появится возможность, будет пытаться реализоваться.
Естественно, из-за своей деятельности она входит в конфликт с частью Я, ответственной за самосохранение. Это очень мощная часть и практически всегда она держит опасную часть Я в «Золушках». Эта борьба может отражаться на поверхности тела в виде вегето-сосудистой дистонии. Если же обе части будут примерно одинаково сильны, то это кончится шизофренией.
То есть Морбидо не инстинкт, а очень мощная часть Я, обладающая статусом родительской управляющей программы. И, вследствие этого, вполне поддается коррекции и изменению при помощи техник глубинной психотерапии.
Однажды у меня лечился мужчина, который в состоянии сильного алкогольного опьянения все время пытался выйти в окно — «погулять». Сам он утром ничего об этом не помнил. Оказалось, что внутри него была очень активная часть Я, в результате деятельности которой он пытался покончить с собой. И она, как только сознание отключалось, брало власть в свои руки и пыталось реализоваться. А история появления этой части внутри него была такова.
Когда он учился в 10 классе, то дружил с девушкой из этого же класса. А репутация у нее была слегка «подмоченная». Мать это знала, и все время пыталась повлиять на него с целью разорвать их отношения. Но это не помогало.
И однажды днем эта девушка его пригласила к себе домой в гости. Он говорил мне, что они тогда не задумывали ничего Такого, просто хотели послушать музыку. Но какой-то «доброжелатель» позвонил его матери на работу и сказал, что сын пошел к этой девушке с вполне определенными целями.
Разъяренная мать ворвалась в квартиру этой девушки и с бранью набросилась на них. Она на глазах девушки избила своего сына, говоря при этом всякие гадости о нем и о его подруге. А затем, чуть ли не пинками, загнала его в лифт и увезла домой.
То есть мать своими действиями жестко и однозначно показала этому парню, что он полностью зависит от нее и не имеет право ни на какие самостоятельные действия. И самое страшное для него было то, что это произошло на глазах этой девушки. Во время лечения он сказал мне, что тогда пережил такое унижение, какого не испытывал никогда в жизни ни до, ни после этого случая.
А через несколько дней у них в семье возник грандиозный скандал из-за вскрытия связи отца с другой женщиной. В результате отец собрался уйти из семьи. Но мать потребовала, чтобы он остался и выполнил свой долг относительно ребенка. Отец был вынужден это сделать, но со злостью бросил сыну фразу: «Я из-за тебя теряю любимую женщину!»
И этот мальчик очень остро и внезапно почувствовал, что он просто инструмент, при помощи которого родители манипулируют друг другом. И что им, в общем и целом, наплевать на него. Но, он ничего не мог сделать, так как был еще слишком несамостоятелен, чтобы уйти от них. И эта безвыходная ситуация для него имела только один выход — в окно.
Когда этот парень окончил медицинский институт, то пошел работать патологоанатомом, что уже позволяет предполагать у него некрофилию. Он женился на женщине, которая по многим параметрам очень была похожа на мать. Но жизнь с ней у него никак не ладилась, они постоянно ссорились. В конце концов, он с ней развелся, но стал очень сильно пить.
Можно предполагать, что его неудачи с женщинами были результатом конфликта между комплексом Эдипа и агрессией к матери из-за полученного от нее жестокого оскорбления. Попытки же к самоубийству были связаны с тем, что он в психологическом плане чувствовал себя круглым сиротой: «Я не нужен отцу и меня не любит мать!» И психологи прекрасно знают, что если самоуважение раздавлено грубым сапогом «воспитания», то это приводит к целому клубку проблем. И они могут сделать смерть «красней», чем жизнь.
Я провел лечение нейро — лингвистическим программированием и этот внутренний конфликт удалось разрядить. Он простил своих родителей, второй раз женился (кстати, на женщине ПРОТИВОПОЛОЖНОГО матери типа), уехал в Подмосковье и работает там врачом общего профиля.
Частенько приходится слышать, что бессознательное мудрее сознания. Но я не думаю, что это так (во всяком случае, я уверен в этом относительно себя). Бессознательное является скопищем достаточно примитивно «мыслящих» (на уровне дебила), но очень мощных программ, которые с железной последовательностью выполняют свое единственное предназначение, ради которого созданы.
Эти части Я прекрасно разбираются в том, за что ответственны, но не имеют связи с внешним миром. Да и не имеют к этому никакого интереса, так как не для этого созданы. Единожды образовавшись, они ВСЕГДА и в ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ действуют однообразно.
Уже образовавшиеся части Я не способны обучаться на основе нового опыта. Если организм встречается с чем-нибудь новым, то на основе этого нового опыта образуются НОВЫЕ части Я. И если их цели будут противоречить целям старых частей Я, то между ними начнется противоборство. И победит сильнейший! Российский психолог А. Радченко очень образно проиллюстрировала это следующими словами: «Внутренние конфликты частей Я, единоборство между которыми приводит к разрушительной победе одного над другим».
И в этом плане правомерно сравнивать части Я с компьютерными программами, которые действуют ТОЛЬКО так, как в них заложил команды программист. Если извне в компьютер будет введена чуть измененная программа, то он не сможет выдать НИКАКОГО результата!
Для того, чтобы образно представить взаимоотношения сознательного и бессознательного материала, можно сравнить нашу психику с фруктом гранат. Его шкурка — наше сознание, а бессознательное — его ягодки. Каждая из этих «ягодок» — часть Я, ответственная за реализацию какой-либо ценности. И каждая появилась внутри нас для того, чтобы приносить ту или иную пользу.
По объему бессознательное намного больше сознания. Но каждая «ягодка», которая составляет его, намного меньше сознания. Еще один образ, который помогает осознать эти взаимоотношения: сознание — это средневековый феодал — сюзерен, который сильнее отдельного вассала, но намного слабее всех их, вместе взятых.
Между «шкуркой» и «ягодками» в реальном психическом пространстве нет явной границы. Мы отделяем их только для удобства. Например, память является механизмом хранения информации, а процесс вспоминания — механизм вытаскивания в «светлый круг» хранящейся информации. И в зависимости от того, как далеко в бессознательном лежит эта информация, настолько долго и трудно происходит процесс воспоминания. И на определенном этапе память пасует и не может выполнить свою роль. Казалось бы — вот это и есть граница «шкурки». Но это не совсем так — если человеку поставить условие: «Вспомнишь — выживешь!», то он сможет вспомнить намного больше, чем при обычных условиях.
Например, бывает, что вы изо всех сил пытаетесь вспомнить какой-нибудь факт. Но все ваши усилия ни к чему не приводят! Но когда вам скажут эту информацию, вы «вдруг» вспоминаете, что прекрасно знали ее. Но не могли вспомнить! То есть она была внутри вас, но вы ее не могли там найти.
Таким образом, значительную часть той информации, которая попадает в мозг, мы в обычных условиях не можем осознать. И может показаться, что мы ее давно и «успешно» забыли. Но, оказывается, это далеко не так.
Для того, чтобы хорошо понять — как организована наша психика и как она работает, я приведу несколько образных вариантов объяснения его работы.
Для начала полезно будет сравнить наш мозг с компьютером. В результате взаимодействия с окружающим миром новорожденный младенец очень быстро и многому чему обучается. Связано это с тем, что он появляется на свет с великолепным инструментом, обеспечивающим этот процесс — человеческим мозгом. Многие психологи пришли к выводу, что человеческий мозг можно рассматривать как автономный и самопрограммируемый компьютер.
Мой опыт работы и с компьютером и с человеческой психикой подтверждает это — наш мозг работает по тем же законам, что и современные компьютеры. В период освоения работы с компьютером я частенько ахал — ну надо же: как принципы его работы похожи на работу мозга!
Но даже у маленького ребенка его мозг работает на неизмеримо более высоком уровне, чем самые лучшие образцы современной компьютерной техники. Недавно я прочитал, что мощность ВСЕХ компьютеров на планете приблизилась к мощности ОДНОГО человеческого мозга. Но основное отличие мозга от «железных» собратьев — способность к самоорганизации, саморазвитию и усложнению в фантастической степени.
Когда человек только появляется на белый свет, то его мозг сравним с самыми примитивными моделями компьютеров — по типу советского БК-0010. Но в течение жизни он постепенно усложняется и развивается. И у взрослого человека параметры работы мозга настолько выше, чем у младенца, насколько последние модели современных компьютеров выше БК-0010.
Каждый компьютер работает на машинных кодах, основанных на обработке информации по двоичной системе. Следующий этаж компьютера — операционная система, которая руководит работой компьютера. И третий этаж — прикладные программы, например, экранный редактор, в котором набран данный текст.
Операционная система состоит из базовых управляющих программ — как и каким образом работать с информацией. И в зависимости от того — с чем приходится работать этому компьютеру, в зависимости от той информации, которую он получает извне, на основе операционной системы будет формироваться отличный от других компьютер. Хотя базовые программы у него такие же, как у других.
Примерно так же устроена психика человека. Роль операционной системы выполняют родительские управляющие программы, а роль машинных кодов — базовые инстинкты. А сознание — своеобразный «экранный редактор», который полностью зависим от «операционной системы» и «машинных кодов», но без которого человеческий «компьютер» совершенно бесполезен.
Если вводимая в компьютер информация будет содержать ошибки или входить в противоречие с операционной системой, то компьютер может «зависнуть», то есть перестать работать. То же самое может случиться (и случается при шизофрении) и у человека. Правда, надежность и «антивирусные программы» мозга на несколько порядков надежнее, чем у современного компьютера. Но если такое противоречие все-таки образуется (например, конфликт «белое — черное», см. ниже), то психика или полностью теряет свою продуктивность (появляется шизофрения) или же образуются комплексы, то есть отделенные от остальной психики блоки информации, несущие в себе психологический конфликт. Наша психика для преодоления этих комплексов образует неврозы и тому подобные вещи.
Любой компьютер, при своих огромных возможностях (а возможности нашего биокомпьютера практически безграничны, является очень капризным агрегатом. Компьютер на самом деле является полным идиотом, но прекрасно работающим, исполнительным и обладающим широкими возможностями «идиотом». Наш биокомпьютер полностью подходит под это определение. И, если ему давать неверные команды, то результат будет в значительной степени отличаться от желаемого.
Жизнь постоянно ставит нас в ситуации, когда мы добиваемся чего-либо на грани своих возможностей. И это заставляет нас развиваться через «не могу». И, в конце концов, человек поднимается до достаточно высокого уровня в своем интеллектуальном и эмоциональном развитии. Однако прежние программы «от БК — 0010» сидят внутри него и периодически мешают ему хорошо функционировать, становясь чем-то подобным компьютерным вирусам.
Биокомпьютер вынужден беспрекословно выполнять все то, что идет к нему сверху. И любые глупые представления, которые человек считает верными (или даже шутя говорит об этом), будут влиять на его жизнь.
Лексикон людей буквально переполнен элементами так называемого «органического языка». Например, такое выражение: «От этого с ума можно сойти!» будет понято биокомпьютером буквально, принято как команда к действиям примерно такого плана: «Когда-нибудь, когда эта ситуация станет нестерпимой, то можно позволить себе сойти с ума!» Оказывается действительно: мой язык — самый большой мой враг! Правда, при правильном использовании он может стать самым большим другом.
Страх и тревожное внимание ко всем ощущениям, идущим от организма, могут стать программами, которые, в конце концов, приведут именно к тому, чего человек боялся. Если человек чувствует неприятные ощущения внутри себя и думает: «Уж не РАК ли У МЕНЯ?», то это достаточно быстро может реализоваться. Я выделил в этой фразе то, что понимает бессознательное и то, что является командой, которая может привести к раку.
Люди практически ежедневно программируют себя на болезнь подобными фразами: «У меня в печенках это сидит; я не могу вынести это; у меня на это аллергия; больно видеть; голова идет кругом; не перевариваю; у меня просто руки зудят; я не могу ни о чем думать; я ничего не соображаю; я ничего не могу запомнить, у меня плохая память, неприятный привкус от этого дела, видеть тебя не хочу, на сердце камень, переломный момент, это все у меня поперек горла стоит, душит обида» и т.д. и т.п.
Или, например, что говорят о намерениях человека такие выражения: «Хотелось бы, хочется, хочу, хочу и сделаю»? Люди, чаще всего, этого не понимают, но все это совершенно разные выражения, означающие совершенно разные вещи. «Хотелось бы…» И тут же слышится невысказанное: «Но…». «Хочется…» — это неоформленное желание и реализует ли его человек… «Хочу…» — это оформленное желание человека, когда он уже знает — что ему надо? Это заготовка вполне реализуемого поведения. «Хочу и сделаю!» это готовая программа будущего поведения, которая только и ждет удобного случая для своей реализации. Естественно, как человек формулирует свое желание, таким оно и сбудется (или не сбудется).
А теперь проанализируйте выражения: «Как нельзя кстати! Как нельзя лучше! Как нельзя хорошо!» Что мы НА САМОМ деле говорим с помощью этих фраз?
Также очень информативна относительно психологического состояния использование вопроса «Можно мне взять это?», которое использует человек, когда хочет что-то попросить у других людей (можно мне это?). Этот вопрос является одним из показателей психологической детскости человека. Психологически же взрослый человек говорит: «Дайте мне то-то и то-то!» Или: «Я хочу того-то и того-то!»
Биокомпьютер понимает все БУКВАЛЬНО (!) и если вы скажете: «Меня тошнит от этого!», то у вас действительно через некоторое время может появиться тошнота. Это и подобные выражения являются психосоматическими маркерами, то есть выражениями, которые являются своеобразными каналами, помогающими развиваться психосоматизации. Например, выражение: «Душа кровью обливается!», может в конце концов привести к психическим нарушениям. Выражение: «Я не готова принять это» — к проблемам с желудочно-кишечным трактом, «Я задыхаюсь на работе» — проблемам с дыхательной системой, «Руки зудят» — кожным проблемам. А выражение: «Руки опускаются» является самым частым психосоматическим маркером при астено-не-вротических состояниях.
Говорить так ЧРЕЗВЫЧАЙНО опасно! Все эти фразы являются потенциальными командами, которые рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО^) реализуются. Наш мозг так устроен и ничего с этим не поделаешь — можно только приспособиться под законы, по которым он функционирует.
Хорошей метафорой для иллюстрации того, как происходит борьба частей Я (или субличностей) за право воздействовать на поведение человека, является представление нашего бессознательного в виде своеобразного парламента. И то, как в реальном парламенте принимаются законы, является аналогией принятия решений внутри нас.
«Парламент разума» принимает свои решения на основе свода законов. Одни из них «конституционные», т.е. обязательные для исполнения. Внутри нас эту роль выполняют родительские программы, которые были внесены в период формирования «скелета» личности ( Не трогай спички… Запомни сынок, так делать очень плохо… Хорошие дети поступают только так… В нашей семье считается приличным… Прежде, чем перейти улицу… Мой руки перед едой… В нашей семье всегда любили есть… Говорить такое неприлично… Берегись мужчин… Не езди одна в лифте… Собака — ходячая смерть! Бойся ее… и т.д. и т.п.)
Есть и «простые» законы, которые появились в своде в более позднее время. С ними парламент считается тогда, когда посчитает это нужным и полезным для выживания. И есть «опросы общественного мнения», т.е. информация пришедшая к человеку от посторонних людей (или же книг), которые не имеют для него такого значения, чтобы быть вынужденным с ними считаться.
И внутри этого «парламента» есть много «фракций». Самые крупные и сильные — инстинкты развития, самосохранения, размножения и родительский. И масса более мелких, являющихся производными от них. Воля, которую человек проявляет для достижения того или иного результата, является свидетельством того, что данная потребность занимает достаточно высокое положение в его иерархии ценностей. Или же того, что она сильно «оголодала».
Ресурсы организма огромны, но они не бесконечны. И «парламент» вынужден считаться с их ограниченностью. И если жизнь все-таки умудрится заставить человека делать что-то, что прямо не связано с необходимостью выживания, он будет делать это так, чтобы затратить на это действие минимум усилий.
Поэтому человек всегда выбирает самый легкий путь из всех возможных В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Это было очень рельефно выявлено при помощи опытов, проведенных в ГУМе. Там есть две лестницы для переходов со второго этажа одной линии на второй этаж другой.
Первая сначала ведет на пол-этажа вниз, а затем на пол-этажа вверх. А другая лестница, которая находится рядом, сначала ведет на пол-этажа вверх, в затем на пол-этажа вниз. То есть по энергии, которую нужно затратить для перехода, обе лестницы совершенно одинаковы.
Но оказалось, что 90% людей идут по лестнице, которая кажется более легкой — по той, которая вначале ведет вниз. И это человеческое качество в социальной жизни зачастую подкладывает нам здоровенную «свинью».
В каждый момент времени внутри «парламента» бессознательного идет борьба мотивов: «Чем заняться? На что затратить энергию?» И за то, чтобы встать у штурвала организма борются все части Я. Львиная доля энергии и организменного времени ВСЕГДА достается жизнеобеспечивающим «фракциям». И чем важнее они для выживания, тем сильнее у них голоса в «парламенте».
И, когда мы голодны, мы никогда не ленимся искать пищу! Человек должен сорваться с «дивана» и съесть все, что попадет под руки. Если же все уже давно съедено и ничего под руки не попадает, то он будет вынужден взять дубинку в руки и идти на добычу своего пропитания.
Когда же он поймает, зажарит и съест очередного мамонта, то опять заваливается на диван, чтобы с «кайфом» переварить все, что удалось запихнуть в желудок. И силы, которые его могут с этого «дивана» стянуть, должны быть достаточно серьезными. У примитивного человека это могут сделать только инстинкт самосохранения и половой инстинкт.
Таким образом, можно вполне определенно утверждать, что первоосновы нашего поведения кроются в животном прошлом. Наше тело, хотим мы этого или нет, действует по законам наилучшего выживания. А эти законы говорят, что надо делать только то, без чего никак нельзя обойтись. Поэтому если рядом с человеком нет хищников и пузо набито, если ему тепло и его не мучают половые гормоны, то он предпочитает лежать на спине и плевать в потолок.
Как-то, не помню в какой книге я прочитал такое образное отношение к бессознательному: «Подсознание — оно глупое и, зачастую, медлительное, твоему просто не хватило времени придумать что-нибудь такое же удобное, как падение на лыжах, но вот в упрямстве ему не откажешь.
Оно требует, чтобы ты шел домой, а ты просто не можешь этого сделать. А оно, по глупости своей, не желает слушать никаких резонов. Оно просто ноет и ноет, чтобы ты взял да и выложил ему невозможное, вроде того, как ребенок с ревом требует подать ему Луну.
Человеческий мозг — не какая-то там простая машинка, он крайне сложен. Сверху, на поверхности, сознание с его идеями и желаниями; что-то из этого — настоящее, что-то наложено пропагандой, обучением, необходимостью производить хорошее впечатление, быть достаточно привлекательным в глазах других людей.
Внизу, в глубине, подсознание слепое и глухое, глупое и хитрое. И у него — чаще всего — совсем другой набор желаний и совершенно другие мотивации. Оно хочет, чтобы все было по его желанию, а если не получается того, что хочет, устраивает скандал, пока его не послушаются.
Весь фокус легкой жизни состоит в том, чтобы выяснить, чего же в действительности хочет твое подсознание, и дать ему это желаемое по самой дешевой возможной цене, прежде чем оно, чтобы добиться своего, сделает тебя эмоциональным банкротом.
Психотик — это несчастный тип, которому пришлось продать свою лавку и нагишом пойти по миру, чтобы удовлетворить желания своего подсознания. Моя работа состоит в том, чтобы помочь людям заключать такие договоры с подсознанием, которые не погубят их, это похоже на работу адвоката. Мы никогда не пытаемся заставить людей избегнуть этих соглашений, просто стараемся обеспечить как можно лучшие условия». Не так ли, уважаемые коллеги — очень образно и интересно!
Таким образом, главная проблема, которую каждый человек решает в своей жизни — как обеспечить достойную СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ жизнь и при этом приложить минимум усилий.
Ему естественным образом совершенно не хочется делать то, что не требуется для выживания. И универсальным регулятором, который позволяет ему увильнуть от не желаемого действия, является лень. Ведь лень на самом деле является практическим воплощением принципа экономии сил.
Я всегда раньше говорил, что самое главное, чем должен обладать человек — это информация и энергия. Если у тебя есть информация — как достичь той или иной цели и достаточное количество энергии, то можно добиться практически любых целей. Но в этот процесс обязательно вмешивается третий, самый главный компонент — личность человека, которая направляет энергию к достижению СВОИХ целей. И если это не ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМО для человека, то достижение вроде бы сознательно желаемой цели вполне может быть заблокировано.
Человек знает, что для сохранения здоровья на долгие годы можно заняться, например, утренней зарядкой. Но ее польза хотя и понятна, однако эфемерна и находится в далекой перспективе. В данный момент намного приятнее лежать на диване и «плевать в потолок». На этом свойстве психики основаны такие «милые» привычки, как курение, прием алкоголя, наркотиков.
Студент слышал, что раком легких заболевает каждый десятый курильщик к 60 годам. Реальность опасности для него явно мала: во-первых, не каждый заболевает, может меня минует; во-вторых, до этого еще 40 лет! Все еще может измениться. А удовольствие от сигареты хотя и не сравнимо с жизнью, но абсолютно реально. И оно оказывается сильнее страха смерти. Таким образом, он своими действиями подтверждает парадокс психологии: прошлое я знаю, но изменить его не могу; будущее я могу изменить, но я его не знаю.
В случае заболевания внутри человека происходит выбор — что легче: измениться и таким образом победить болезнь или же жить, как и жил. Может все-таки удастся, пользуясь резервами адаптации, сохранять статус-кво? И продолжать так же безобразно относиться к своему здоровью? Или все-таки лучше всего предчувствовать в настоящем приговоры будущего?
Вы на собственном примере прекрасно знаете — какой выбор обычно делает человек в этом случае. И только «жареный петух» обладает огромной силой убеждения на всех нас — если он клюнет, то ничего не поделаешь — придется слезать с «дивана».
Если человек решает, что хочет и будет богатым, то не факт, что это у него получится. Он, естественно, прекрасно понимает, что сделать это будет очень непросто. Но думает, что это зависит только от его сознательного решения.
Но внутри него в это время собирается на заседание «парламент» частей Я и начинается разбор — чего это будет стоить? Часть, ответственная за лень скажет: «Да вы что! Если мы дадим добро на это, то ведь времени поваляться на диване не будет!» В дискуссию может включиться часть Я, ответственная за сохранение «материнских заветов»: «Мама говорила, что быть богатым — плохо! А маме противоречить нельзя!!!»
И пусть с тех пор сменилась экономическая система, пусть общественный статус богатого человека стал очень высоким — этой части нет до этого дела: мама сказала и все! И, скорее всего решение сознания «забаллотируют» тем или иным способом.
Когда потребности усиливаются, они, для реализации себя, способны смыть все запреты. Например, когда голодный человек ворует пищу. Если человек понимает, что его стратегическая цель не достижима обычными способами, то он без особых угрызений совести может пойти на нарушение закона для ее достижения.
Если же все базовые потребности, направленные на выживание, на данный момент исполнены, то «парламент» принимает решение удовлетворить требования более слабых «фракций» (если, конечно же, они у данного человека сформированы). И у человека появляется интерес к чему-то более абстрактному, чем еда.
Например, мы начинаем замечать прекрасное вокруг себя. Или задумываемся: «Почему яблоко упало мне на лоб? Почему, когда я погрузился в ванну, лишняя вода вылилась?» Я думаю, что до Пифагора и Ньютона огромное количество людей встречались с этими физическими явлениями и даже обращали на это внимание. Но их лень навсегда оставила их в безвестности!
Если с требованиями какой-либо части Я парламент долго не считается, то она может заблокировать вынесение решения при помощи своего права «вето». Например, начисто сломать то удовольствие, которое человек получает от реализации императивных потребностей. И если мама запретила девушке пойти на танцы, но она все — таки ослушалась и пошла, радости это принесет ей очень мало. Совесть замучит ее и, даже танцуя, она будет «слышать» мамин «зуд» над ухом.
1 Я прекрасно разбирается во внешнем мире, но совершенно не учитывает в своих действиях телесные возможности и ресурсы. И если его не ограничивать, то может растратить все силы на реализацию очередных «великих» идей.
Представьте себе это при помощи следующей метафоры: мощное бессознательное, которое все делает для выживания и сознание, которое вечно полно романтическими и потенциально очень опасными «бреднями». Бессознательное, как может, всегда мешает исполниться тому, что может быть опасно.
Поэтому некоторые бессознательные части Я появляются внутри в качестве противовеса устремлениям 1 Я. Например, оно хочет получать удовольствие часто и много. Очень многим людям хочется как можно меньше работать и как можно больше отдыхать.
Но, если мы начнем делать только это, внутри активизируется часть Я, которая будет постоянно напоминать о долге перед людьми, о материнских заветах упорно трудиться на благо всех людей и так далее и тому подобное. В общем, она будет продуцировать интенсивные отрицательные эмоции до тех пор, пока, в конце концов, начисто не испортит нам все удовольствие.
Таким образом, можно утверждать, что поведение человека является сложной интегративной функцией ОДНОВРЕМЕННОГО проявления всех активных сил, что действуют внутри него. Поведение человека напоминает флюгер, который смотрит не в ту сторону, в которую дует самый сильный ветер, а в ту, которая является сложением векторов всех ветров, действующих в это время на флюгер. Если прекращает действовать даже самых слабый из них, то равнодействующая смещается.
Когда два одинаковых ветра с разных сторон действуют на флюгер, то он начинает болтаться туда сюда. Это напоминает ту борьбу сил, что происходит в психике шизофреника.
Джулиан Хаксли как-то сказал: «Человек — это корабль, которым командует множество капитанов. Они могут находиться на капитанском мостике все одновременно, и каждый волен высказывать свое мнение; чаще всего они приходят к разумному компромиссу, который предлагает лучшее решение проблемы, нежели единичное мнение умнейшего из них; но иногда им не удается прийти к соглашению, и тогда корабль остается без всякого разумного руководства». И это высказывание как нельзя лучше подходит нам для того, чтобы понять принципы и идеи, по которым работает наша психика.
То есть на мостике корабля в каждый определенный момент должен быть один «капитан»! Но этот «капитан» должен учитывать, что его действиями должны быть довольны все остальные «капитаны». Иначе они могут в возмущении вырвать штурвал из его рук и полностью сломают все плоды его деятельности за штурвалом. Ведь на пиратском корабле все матросы — потенциальные капитаны!
У животных «капитаны» психики придерживаются «уговора», что в любой момент лишь один из них имеет право быть на мостике, так что каждый должен уходить, если на мостик поднялся другой — сильнейший на данный момент.
Но у человека есть еще и «человеческие» части Я, которые образовались в результате необходимости жить с себе подобными по законам человеческого общежития. И они требуют свою часть организменного «пирога». Но очень частая беда «человеческих» частей Я состоит в том, что они очень умные, но со слабыми локтями. Они требуют свое, но часто их никто не слушает.
И между животными и человеческими частями Я постоянно и с переменным успехом идет «война». Например, мужчина видит женщину в мини-юбке и с глубочайшим декольте. Его инстинкты говорят ему: «Действуй! Ведь она одела «охотничье» платье и зазывает тебя!» Но человеческие части Я прекрасно знают, что это одеяние женщины — самая настоящая провокация. И попробуй только распустить лапы! Можно и в тюрьму угодить.
И человек вынужден обуздывать вставшие на дыбы инстинкты. Естественно, это требует от него очень больших усилий. И он не всегда справляется с буйством инстинктов. Статья Уголовного кодекса об ответственности за изнасилование применяется очень часто.
И в одно «прекрасное» время внутри человека образуется часть, в результате деятельности которой появляется болезнь. И начинает обуславливать его плохое самочувствие. Человек это событие зачастую воспринимает чуть ли не как катастрофу. Но в организме ничего не происходит так просто.
Если часть Я, в результате деятельности которой появляется болезнь, возникла и стала действовать внутри человека, то это означает, что она зачем-то нужна организму. Все в этом случае идет по закону биологической целесообразности.
Считается (и это проверено экспериментально), что все части Я существуют для того, чтобы приносить нам пользу. И, не удивляйтесь — даже часть, в результате деятельности которой появляется болезнь! Даже если вы считаете, что болезнь приносит только вред, то это не так.
Эта часть когда-то образовалась, поселилась в бессознательном и приносила несомненную пользу. Ведь болезнь, по большому счету, является попыткой приспособления организма к изменившимся условиям внешней среды.
Но беда части Я, в результате деятельности которой появляется болезнь, заключается в том, что она не знает, что обстоятельства опять изменились и ее деятельность приносит больше вреда, чем пользы. И остается «включенной» на длительное время тогда, когда она уже совершенно не нужна.
Можно с большой степенью вероятности утверждать: то, что мешает человеку во взрослом состоянии, когда-то в детстве приносило ощутимую пользу и обеспечило его выживание. Например, родительский запрет маленькой девочке: «Не езди в лифте с чужими дядями!» Эта программа поведения помогла ей стать взрослой без особых эксцессов. Будучи уже взрослым человеком, она может ничего не помнить о запрете. Просто она, сама не понимая почему, боится ездить в лифте.
С точки зрения этой «материнской» программы она делает очень важное и серьезное для организма дело: «Нельзя ездить в лифте с взрослыми дядями — это опасно!» Девочка стала вполне взрослой женщиной и способна постоять за себя. Но эта программа действует несмотря ни на что!
Например, у человека было сотрясение мозга. Для того, чтобы спокойно восстановить все повреждения мозга, связанные с сотрясением, внутри него образуется часть Я, которая начинает ограничивать его активность. Если человек сделает резкое движение, голову пронзит сильная боль. И ему резко «расхочется» делать лишние движения.
И в том, что после сотрясения мозга появляется головная боль, есть большой резон. Ведь если произошло сотрясение головы, то требуется некоторое время, чтобы повреждения мозга были «отремонтированы».
Если бы не было части Я, в результате деятельности которой образуется головная боль, то человек вполне мог бы побежать на танцы. И таким образом резко ухудшить свое состояние. А с головной болью он, как миленький, будет лежать и ждать, когда организм залечит все нарушения.
Можно вполне определенно сказать, что на этапе восстановления повреждений часть Я, в результате деятельности которой появляется болезнь, ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА. Но беда этой части Я в том, что она работает на примитивном уровне. Условия уже давно изменились, повреждения отремонтированы, выполнять эту программу давно уже не надо. Но она с идиотской прямолинейностью продолжает делать свое дело потому, что ее никто не «выключил».
Таким образом, бессознательные части нашего Я обладают следующими свойствами: они созданы для того, чтобы приносить пользу организму, они очень просты, действуют прямолинейно и с большой надежностью. Они ориентированы на безусловную и бескомпромиссную реализацию той ценности, ради которой и существуют. При этом они не желают считаться с интересами других частей. И делают это только под принуждением.
Они также не способны сами меняться под влиянием обстоятельств. Если же нам удается изменить их, заключив договор о новом поведении, то они никогда по своей воле этот договор не нарушают.
Как только человек начинает осознавать наличие в себе частей Я, так между ними начинают устанавливаться новые связи. Люди, которые прочувствовали этот процесс, называют его «размораживанием» — словно лед тает между населяющими бессознательное обитателями. И они сливаются друг с другом, сохраняя при этом свои изначальные черты.
И это основной процесс, который пытаются запустить в человеке все известные психо-технологии — принятие в себя всего, что тебе органически свойственно, слияние в цельную и не конфликтующую с самим собой личность. Только разные технологии добиваются этого разными способами: психосинтез при помощи специальных метафорических медитаций ведет части Я друг к другу, а бихевиоризм делает это через насильственное «смешивание» этих частей. Психоанализ же работает примерно как пластический хирург.
Представьте себе такую картину. Несколько детишек играют в песочнице, а мамы сидят неподалеку и разговаривают. И тут прибегает собака и лает на детей. Ребенок сильно пугается, изо всех сил бежит к маме и спасается у нее под юбкой.
И в этот момент в его голове идет примерно такой разговор: «Собака могла меня убить! И в будущем надо сделать все для того, чтобы этого не произошло!» Ведь его инстинкты прекрасно знают, что если рядом с ним появится что-то четвероногое, зубастое и с хвостом, то это очень опасно!
И в этот момент внутри ребенка появляется новая часть Я, которая ответственна за страх перед собаками. Она знает свое дело «туго» и каждый раз при встрече с собакой упорно сигнализирует: «Перед тобой ужасный, сильный враг! Он может наброситься на тебя и съесть! Бойся его!!!» В детстве для маленького ребенка это было действительно так. И вполне возможно, что эта часть Я не раз спасла ребенку жизнь.
Но весь фокус, из-за чего у человека появляется эта проблема, в том, что сознание изменилось, тело стало взрослым и теперь собака совершенно не страшна. Но эта часть Я остается в том же «возрасте», в котором образовалась. И, естественно, реагирует на стимулы, идущие из внешнего мира так, как реагирует человек в этом возрасте.
Тот бедолага, внутри которого образуется такая часть Я, всю жизнь бледнеет от лая комнатной собачонки. Сознанием своим он прекрасно понимает, что та даже кусаться-то не умеет, не то, что убить. Но ничего с этими эмоциями поделать не может. Он страдает от кажущегося ему иррациональным страха, понимает это, но ничего с собой поделать не может.
Тело и требования к нему меняются, появляются новые потребности, но эта и подобные части Я об этом не знают и продолжают делать свое дело так, как приказано.
В результате попадания в неприятные ситуации у человека образуется комплекс переживаний, который должен быть вытеснен из сознания. Если человек совершает что-либо, что не совместимо с его системой самооценки, то он, естественно, начинает себя за это грызть и считать себя полным г… Но чувствовать себя плохим очень тяжело и очень опасно! От этого может дезорганизоваться деятельность всей психики. И каждый человек в подобной ситуации хочет освободиться от этого чувства как можно быстрее.
И человек начинает дистанцироваться от совершенного: «Это сделал не я, а что-то во мне, с деятельностью которого я не согласен!» В результате одна часть Я отщепляется от всей психики, унося с собой груз содеянного. Человек как бы жертвует чем-то в себе ради спасения всей остальной психики.
Мы знаем, что галлюцинациями называются любые ощущения, которые возникают при отсутствии внешнего стимула. Это означает то, что человек видит, слышит, чувствует, обоняет то, чего нет на самом деле. И ВСЕ люди каждую ночь галлюцинируют — когда видят сны.
Галлюцинации очень часто связаны со стремлением убежать от реальности, повысить самоуважение, облегчить чувство вины, достичь желаемого. Тот, кто испытывает чувство вины, слышит обвиняющие голоса. У кого скрытые страхи, может видеть пугающие сцены.
Подтверждает мысль, что галлюцинации связаны с жизнью человека то, что они четко связаны с культурной принадлежностью человека. То есть если человек мусульманин, то он ни в коем случае не услышит Христа. Он услышит Магомета.
Одна моя пациентка из Норильска после предосудительного (с ее точки зрения) поступка стала смотреть на себя в зеркало и ругать свое отражение. Она как бы выделила часть Я, заставившую ее сделать аморальное дело, в зеркало.
Но психика этой диссоциации не выдержала. И через некоторое время стала «рассыпаться». У нее появились слуховые галлюцинации, когда какой-то незнакомый мужской голос ругал ее и заставлял отравиться. «Виновница», хоть и была насильно отделена от всей остальной психики, все равно продолжала действовать на нее. Но уже подпольно!
Первым же этапом такого расщепления, которое находится в пределах нормы, но является зародышем возможного в будущем расщепления психики, является привычка разговаривать с собой, обращаться к самому себе: «Ну что, Оксана, будем делать?» И человек в это время знает, что это такая определенная игра с собой в «кошки-мышки»: «Это я сама к себе обращаюсь, и я это знаю!»
Но может случиться так, что в случае образования мощного комплекса неприятных переживаний человек ради спасения своей психики, эту связь оборвет. Комплекс будет вытеснен в бессознательное. И этот внутренний диалог превратится в галлюцинаторный.
Многие люди очень боится своего прошлого. Связано это с тем, что в детстве человек сделал что-то очень постыдное СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, с точки зрения той информации, которой он ТОГДА владел. В рамках тогдашних его представлений это было невыносимо.
Для того, чтобы сохранить нормальное функционирование психики, его мозг «забывает» этот случай. И когда человек становится взрослым, то не помнит об этом событии. Но в бессознательном эта информация, естественно, хранится. Ницше сказал очень хорошую фразу, которая иллюстрирует этот механизм: «Я сделал это — говорит мне память. Я не делал этого — говорит мне гордость! И наступает время, когда память отступает».
Милтон Эриксон в одной из своих работ привел историю заболевания своей пациентки. Она почему-то очень сильно реагировала на признаки ссоры между родителями. Как только они начинали ссориться, ее охватывала паника и она еле сдерживала себя, чтобы не убежать куда глаза глядят.
Оказалось, что когда ей было 7 лет, мать и отец сильно поссорились из-за того, что отец пришел домой пьяным. И мать, хлопнув дверью, ушла из дома. А пьяный отец изнасиловал девочку! Но потом, видимо, ужаснулся содеянному и на коленях просил ее никому об этом не рассказывать. И девочка попала в страшную ситуацию: жить с этим воспоминанием было невозможно! И она забыла его! Но каждый раз, когда родители ссорились, ее охватывала паника — ее бессознательное боялось очередного изнасилования! Практически один к одному это же случилось и у одной моей пациентки.
Комплекс, находясь в бессознательном, имеет тенденцию формировать как бы самостоятельную мини-личность. Юнг называл комплексы автономными группами ассоциаций, имеющими тенденцию самостоятельно перемещаться, жить собственной жизнью, независимо от наших намерений.
И прекрасно подтверждает эту структуру организации психики тот факт, что есть люди, которые страдают раздвоением личности. Если в вышеприведенной схеме мы имеем в виду, что все части Я строго бессознательные, то у таких больных есть одна (или несколько) чрезвычайно сильно развитых частей Я, которые периодически «берут власть в свои руки».
И, наоборот, у людей, которые страдают каким-либо галлюцинозом, есть те или иные части Я, которые действуют «из подполья», делая вид, что они никакого отношения к психике больного не имеют.
Однажды у меня проходила лечение 28-летняя женщина, больная эпилепсией. Приступы у нее шли примерно 2 раза в месяц с полной потерей сознания и прикусыванием языка. И никакое лечение, никакие лекарства не могли ей помочь избавиться от болезни.
На ЭЭГ «пиков», то есть признаков того или иного органического повреждения, не было. Такую эпилепсию врачи называют височной. А я знал, что височная эпилепсия — это скованный эмоциональный очаг, который по силе воздействия может быть равен органическому очагу. И я начал искать эмоциональные причины.
А история ее заболевания была такова. В 18 лет она забеременела при случайном половом контакте. Естественно, она ни в коем случае не хотела рожать. А жила она в небольшом городе, в котором каждый знал о каждом почти все. И она не могла пойти на официальный аборт.
Она долго искала возможность сделать подпольный аборт так, чтобы никто не узнал об этом. И пока нашла эту возможность — на-переживалась вволю! У нее был очень строгий отец, который по ее словам, запросто мог прибить ее за этот позор семье.
Но первый урок ей в прок не пошел. И через несколько месяцев она опять «залетела». И опять была масса отрицательных эмоций и мокрых подушек. После второго аборта у нее появилась эпилепсия!
Оказалось, что эпилептические приступы у нее появились в качестве защиты психики от непосильных эмоций, связанных с воспоминанием об этих беременностях. При зондировании бессознательного выяснилось, что у нее была часть Я, которая, как только появлялись воспоминания об этих эпизодах ее жизни, выключала сознание при помощи приступов!
А при эпилепсии все мысли и все переживания, что непосредственно предшествует приступу (от нескольких секунд до нескольких минут), полностью забываются. И она ничего не помнила о своих былых переживаниях по поводу беременностей, только приступы становились все чаще и чаще. Как только какие-то ассоциации вытаскивали эти переживания на поверхность, бессознательная часть Я при помощи приступа стирала их из сознания.
То есть эти воспоминания были настолько невыносимы, они несли такую серьезную опасность для стабильности психики, что бессознательное решило пойти на крайние меры. И таким, пусть грубым, способом, но прерывало поток воспоминаний об абортах.
Таким образом, можно определенно утверждать, что часть Я, ответственная за болезнь, не злостный вредитель и саботажник, но ревностный наш сторонник. Но беда ее в том, что у нее «умишка» не хватает, кругозор узок, отсутствует интерес ко всему, что не входит в круг «прямых обязанностей». Эта часть продолжает ревностно служить человеку по уставу армии царя Гороха.
И окружающий мир, и тело, и 1 Я с тех пор, когда образовалась эта часть, в значительной степени изменились. И делать болезнь стало совершенно не нужно. Но часть Я, в результате деятельности которой появляется болезнь, делает свое дело вне зависимости от внешних обстоятельств.
Наше бессознательное имеет много каналов эффективного влияния на тело. Вспомним: при сильном испуге может появиться «медвежья болезнь»; екает сердце при внезапных неприятных сообщениях, сохнет во рту при волнении, лицо краснеет, когда человек стыдится чего-либо и т.д. и т.п. Эти каналы обеспечивают так называемую психосоматическую (от сознания к телу и обратно) проводимость. И бессознательное без колебаний применяет их для того, чтобы отвратить 1 Я от опасных или глупых с его точки зрения деяний.
У меня был еще один пациент, которого я лечил от боязни смерти в результате болезни сердца. История его страданий насчитывала десятилетия. После крупной пирушки с половыми «излишествами», продолжавшейся несколько дней и сопровождавшейся бессонными ночами, он почувствовал боли и неприятные ощущения в области сердца (и немудрено!) Он не обратил особого внимания на это предупреждение, идущее из бессознательного и продолжил «нездоровый образ жизни».
И вот однажды его «скрутило» так сильно, что он не на шутку испугался. И полностью бросил употреблять спиртные напитки. Он лечился, где только можно было и у кого только можно было. Но полностью избавиться от этих болей все равно уже не мог.
Сердце постоянно напоминало ему о своем существовании. И чем больше напоминало, тем больше он тревожился. Он, как белка в колесе, всю жизнь пытался убежать от болезни. Но был к ней все ближе и ближе. А связано это было с тем, что одним из компонентов, который привел его к болезни — любовь к ночным утехам — он пользовался на полную катушку.
Когда он пришел ко мне, то уже был глубоким ипохондриком и постоянно прислушивался к своему сердцу. Я его пролечил нейро-лингвистическим программированием, и боли практически исчезли.
Но потом он получил большую и очень ответственную должность в своем южном городе. И в 90-е годы в течении длительного времени вынужден был вести войну за сферы экономических влияний. А это, как мы прекрасно знаем, очень опасное занятие, особенно тогда!
И его бессознательное решило увести его от этого самым радикальным способом — оно устроило ему инфаркт миокарда! После выздоровления он ушел с этой работы, и теперь бережет свое здоровье: не пьет, не курит, «налево» не смотрит, из-за работы не расстраивается. Естественно, его бессознательное теперь довольно и болей в сердце у него нет.
Когда человек по той или иной причине приходит к выводу, что в его организме что-то работает не так, как надо, то для него это становится сигналом об опасности для жизни. Он, естественно, начинает прислушиваться к себе. И чем больше он прислушивается, тем больше чувствует свое тело. И если он мнителен, то в результате попадает в заколдованный круг.
Любые ощущения, которые идут к нам от организма, мы склонны преувеличивать и делать из них макси — выводы. Ведь любая боль в потенциале — угроза для самой главной нашей ценности — жизни.
При ипохондрическом неврозе любые НОРМАЛЬНЫЕ ощущения, которые идут от внутренних органов, воспринимаются человеком в десятки раз сильнее, чем у здорового человека. Связано это, скорее всего, с тем, что организм начинает контролировать ВСЕ потенциально опасные ощущения, которые идут от внутренних органов.
Если у мнительного человека кольнет сердце, то для него это является сигналом — ОПАСНОСТЬ для жизни! И он начинает пристально «вглядываться» в сердце. Естественно, в результате он начинает его чувствовать сильнее.
Организм как бы говорит: «Ваше Величество хочет больше узнать об этом органе? Пожалуйста!» и снимает естественные мозговые фильтры, которые задерживают ощущения, идущие от этого органа к сознанию. Эти фильтры созданы природой для того, чтобы не затопить ощущениями, идущими от тела, сознание и таким образом не дезорганизовать его деятельность.
В результате человек попадает в заколдованный круг: чем больше он вглядывается, тем больше ощущает. И тем больше тревожится по поводу этих ощущений, что заставляет его еще более пристально «вглядываться» внутрь себя. И он убеждается: «Ну вот, не зря кольнуло. Значит у меня что-то очень серьезное!»
К. Юнг говорил по этому поводу: «Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других