Всемогущий разум, или Человек и его место во Вселенной

Александр Михайлович Васютин, 2022

В данной книге автор излагает новое видение появления, строения и развития Вселенной. А также того, какое место в ней занимает человек? Он проводит анализ той картины Мироздания, которое построено современной физикой на основе работ А.Эйнштейна. И аргументировано, на основе современных данных доказывает, что она основана на ложных посылах и неправильно интерпретированных данных опытов. Затем автор, опираясь на современные данные, производит своеобразный синтез научных и теологических постулатов, который позволяет по-новому (и не так, как это делала религия, и не так, как это делает современная физика) взглянуть на Вселенную. Автор приходит к выводу, что человек занимает очень важное место в иерархии Разума Вселенной. И исходя из этого, автор анализирует эту роль человека и морально-этические аспекты реализации этой роли.

Оглавление

Часть первая

Глава первая, в которой мы поговорим о том — зачем людям нужна религия?

Люди столетиями поддерживали себя в тонусе мыслью, что за все труды и страдания в этой жизни они получат благодарность в загробной жизни. И это помогало им жить, развиваться и сопротивляться деструктивному влиянию окружающей среды.

И эта вера в загробную жизнь, вера в то, что деяния в этом мире зачтутся в ином, помогала многим поколениям людей подавлять в себе животные начала и становиться людьми. И многие века религия давала людям чувство смысла своей жизни.

Я считаю, что религия является одним из самых гениальных изобретений, которые сделало Человечество. Она сыграла огромную роль в развитии Человечества. Но в настоящее время объяснение через то, что Бог создал все, находящееся вокруг (да и людей в придачу к этому) и что он знает — зачем все это нужно, людей уже перестает удовлетворять.

В современном мире религия давно утратила ту власть, которую имела на предыдущие поколения людей. В настоящее время очень многие люди выросли из этих “штанишек”.

Для людей 21-го столетия, которые силой своей мысли давно уже вышли за пределы “хрустальных небес”, в которые священнослужители закрыли наш мир, религиозное объяснение этого мира кажется смешным и примитивным.

Мы видим своими глазами великолепные результаты научного подхода к решению проблем. А духовность в наше время больше ассоциируется с личностным развитием, чем с церковью. То есть те формы религиозности, которыми люди пользовались в течении тысячелетий, воспринимаются большинством людей в настоящее время как архаичные. Но и обойтись без той или иной формы религиозности мало кому удается.

Мы видим собственными глазами и чувствуем на собственной «шкуре», что этот мир постоянно находится в движении. И в настоящее время не осталось практически никаких сомнений в том, что он неуклонно развивается от чего-то достаточно простого ко все более и более сложному (во всяком случае, это совершенно верно относительно живой природы).

Прогнозы — неблагодарное дело?

Когда читаешь сочинения философов прошлых веков, то явно видишь, что их построения парциальны из-за того, что они строили свои концепции на основе той информации, которой в то время владело общество. В настоящее время наука дала нам такой поток фактов, что мы можем построить намного более адекватную картину внутреннего мира человека.

Апокалипсические прогнозы на будущее основываются на анализе ЯВНЫХ тенденций, которые видны и действуют на МОМЕНТ прогноза. Но обычно в человеческом обществе в некоторый момент включаются новые факторы, на которые прогностики совершенно не рассчитывали.

Например, такой процесс произошел с мальтузианским прогнозом роста народонаселения. Он подсчитал, что к началу 20-го столетия людям негде будет стоять — настолько большим будет население планеты. Оказалось, что Человечество действует не по правилам аморфного образования, а по законам единого живого существа, обладающего обратными связями, аналогичными биологической обратной связи в отдельном организме.

Большие города стали своеобразными демографическими черными дырами, которые благополучно похоронили ужасный прогноз Мальтуса. Повышение уровня жизни снизило необходимость в большом количестве детей. И нам в настоящее время грозит не перенаселение, а резкое снижение количества населения на планете.

То же самое произошло с прогнозом Лоренца, который предупреждал о колоссальной опасности внутривидовой агрессии для Человечества. Мы не уничтожили себя в атомной войне, а энергия агрессивности начала канализироваться или в разнообразные игровые формы или же в творчество. Не оправдались прогнозы Фрейда, Фромма и многих других. Вообще, прогнозирование — неблагодарное занятие, хотя и играет огромную роль в стимуляции и включении потенциально существующих в Человечестве обратных связей, приводящих к устранению угрозы.

Настоящий период отмечен беспрецедентным ускорением темпа изменений окружающего нас мира. Специалисты самого разного профиля откровенно признаются в неспособности предсказать будущее. Всеми ощущается потребность в новой мировоззренческой парадигме. Я полагаю, что сущность искомой смены парадигм состоит в переходе от механистического к организмическому видению мира.

Марта Кремптон как-то сказала: “Человечество стоит на распутье. По-видимому, мы достигли в своем развитии той точки, где принимаемые нами решения о дальнейшем пути могут вызвать “квантовый скачок”, привести к резкому изменению эволюционирующей системы. Наш выбор может явить новые уровни созидательного порядка и целостности”.

И, действительно, в последние годы появляются все новые и новые сообщения о необычных способностях людей, которые до этого были неизвестны. Известно, что 80% ДНК человека «спит». У животных-млекопитающих некоторые гены, которые у человека работают, спят. Возникает резонная мысль, что тогда, когда человек поднимется еще выше, оставшиеся гены«проснутся» и обеспечат сверхчеловеческие способности.

Религия — продукт интуиции?

С моей точки зрения есть несколько очень важных моментов, которые обуславливают необходимость для людей той или иной степени религиозности. Во-первых, мы прекрасно понимаем, что этот мир не может существовать без связующей идеи — иначе просто-напросто наша жизнь не имела бы никакого смысла.

-Создать Вселенную — пустяк! Но ведь раньше это никому в голову не приходило.

Мы интуитивно чувствуем, что мир не мог появиться так просто, как говорит материализм. Мы понимаем, что должна быть какая-то сила, которая запустила этот процесс. Поэтому нам противна грубо — материалистическая картина развития этого мира.

И, во-вторых, человеческий разум категорически не может смириться с мыслью о том, что после смерти физического тела его Я тоже бесследно исчезает.

Наверное, ты, дорогой мой читатель, согласишься с тезисом, что все мы психологически бессмертны, то есть для нашего Я мысль о растворении в небытие после смерти физического тела, совершенно не приемлема: «Там где Я, нет смерти, а там, где смерть, нет меня!» И мне представляется, что это далеко не случайно, мы интуитивно чувствуем, что сознание не просто продукт деятельности нервных клеток, но какое-то образование, которое развивается по определенным законам. Каковы эти законы — пока трудно сказать, но они, безусловно, есть!

Религия — самое первое изобретение человека?

Самая универсальная и долгоживущая концепция, созданная Человечеством — идея создания мира Богом. Понятно, что пустая идея, не имеющая под собой никакого основания, очень быстро была бы отправлена людьми на свалку истории. Но идея наличия Бога и создания им этого мира живет на планете тысячелетия. Из этого можно сделать вывод, что она основывается на чем — то вполне реальном. И не только на человеческом желании найти себе покровителя, который бы облегчил жизнь.

Пока Человечество было «маленьким», то ему невыносима была мысль о безграничности Вселенной. И оно придумало такой маленький плоский мирок, за пределами которого нет НИЧЕГО (поэтому нечего морочить себе голову!) И оно чувствовало себя в этом мире удобно и уютно. Аналогом является то, как дети создают себе «штабики», норы из одеял и так далее и тому подобное.

Каждый раз, когда предки встречались с необъяснимыми для них явлениями, они говорили себе примерно следующее:

«Бог создал все это, он закрутил всю эту карусель и, наверное, у него для этого были серьезные основания. И не надо ломать себе голову по этому поводу.»

То есть получается, что концепция Бога дает ответы на те вопросы, которые я привел в начале своего повествования, ничего на самом деле не объясняя. Это был очень хитроумный ход наших предков: «Раз я не могу этого понять, то, для того, чтобы не мучиться, сброшу-ка я ответы на эти вопросы на совесть Бога! А пути господни неисповедимы».

А может, обойдемся без Бога?

Потом некоторые из людей решили все-таки найти реальные ответы на вопросы бытия и при этом обойтись без Бога. И в обществе и в науке начали развиваться концепции, в которых не было места Богу. Но и они не были совершенными. Атеистическое объяснение мира, на самом деле тоже ничего не объясняет.

-Когда ему что-то нужно — он землю и небо перевернет.

Мне кажется примитивной система объяснения мира с церковной позиции. А попытки объяснения этого мира с позиции атеизма вообще кажутся мне бесчеловечными. И я понял, что ни та, ни другая система объяснения мира мне не нравится. Если все так, как говорит вульгарный материализм, то жизнь несчастная для Земли случайность!

И опять же если принять за веру ту картину мира, которую внедряет в людей религия, ничего хорошего не получается. В этом плане мне очень нравится высказывание А.Эйнштейна: «Наука без религии неубедительна, религия без науки — слепа».

Одной из причин, которая заставила меня взяться за эту книгу, является то, что мы дошли до такой степени своего развития, что даже мировые религии становятся не способны объяснять всю сложность мира на данном этапе наших с ним взаимоотношений.

И надо искать новые — логически непротиворечивые — формы объяснения организации этого мира, которые давали бы веру в сверхсмысл существования. И при этом не сковывали бы нас. Для взрослых людей нужна ВЗРОСЛАЯ религия, если уж они не могут обойтись вообще без религии. Принятие идеи Ноосферы как идеи единого Бога, в принципе является единственным возможным вариантом включения веры во «взрослое» общество.

Поэтому мне представляется, что пришло время для синтеза религии с атеизмом, как ни парадоксально это звучит. С моей точки зрения лучшим вариантом этого синтеза на данный момент является теория наличия на Земле Ноосферы (а во Вселенной — Суперразума). Мне представляется, что она берет самое ценное в каждой концепции и избавлена от недостатков обеих систем объяснения мира. И мне представляется, что та картина мира, которая в результате получается — единственно возможна для человека, живущего в третьем тысячелетии, так как логически непротиворечива.

В. Франкл, один из самых крупных западных психологов, как-то сказал слова, которые очень хорошо подтверждают вышесказанное: «Тысячи лет назад люди создали монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг. Я бы назвал его монантропизмом. Не вера в единого Бога, а сознавание единого Человечества, единства Человечества».

Что дает современному человеку идея Ноосферы?

Надо сказать, что в концепции Ноосферы с самого начала меня привлекла идея объяснить многое и не использовать унижающий меня образ Бога. Так видимо, устроен человек 21-го столетия, что он преклоняется перед Разумом, т.к. ежечасно видит материальные и духовные проявления разума других людей, живет в мире, созданном творческим гением миллионов ему подобных, живших до него. А если принять идею Бога (и особенно ту картину создания этого мира, которую нарисовало христианство), то разум человека — ноль без палочки!

Идея наличия на планете Ноосферы дает современному человеку такие же по качеству перспективы, что давала раньше религия. Но не ограничивает человека в догматическом пространстве, давая такую же свободу действий, которую дает атеизм.

-Не так-то легко ее завести.

Поэтому в своих построениях я постараюсь вплести коня и трепетную лань в одну телегу. И, надеюсь, не с тем результатом, который подразумевался в пословице.

Современное естествознание до сих пор не нашло для человека подобающего места в структуре мира. Наука о Вселенной — космология — обходится без рассмотрения человека. Но с чисто позитивистской позиции человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И он никак не вписывается в их примитивные атеистические схемы. Но если мы живем в этом мире и постепенно становимся все более значимой силой в нем, то это далеко не случайно. И если современная наука пока не нашла ему места, то это говорит только о том, что ее построения гроша ломаного не стоят!

Человек вообще был создан Великой Эволюцией как какое-то замечательное и постоянно недовольное существо. Тем самым она как бы гарантировала ему — и себе — стимул к дальнейшему развитию.

Теяр де Шарден в своей книге «Феномен человека» говорит, что человек есть ось и вершина эволюции, что человек есть сложный, развернувшийся «микрокосмос», содержащий в себе весь потенциал космоса. Человек — скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега — планетарному сознанию, духовному «яйцу мира».

Он считает, что эволюция — это незавершенный, но целенаправленный процесс. Он рассматривает Вселенную как стремление Господа объединить в неком разумном существе Христа эволюции, Индивидуума и Универсум. Каждая новая ступень эволюции была для Шардена символом надежд, он радовался даже тогда, когда открыли расщепление ядра. Космогенез выдвигает человека в центр Вселенной, нооогенез представляет из себя непрерывную эволюцию человеческого сознания, а гоминизация является этапом на пути превращения хомо сапиенса в истинного человека. Тейьяр вовсе не считал, что человек когда-нибудь станет Богом. Он считал, что разум человека является составной частью процесса эволюции, когда все мироздание и, человек в том числе, станут едины с Божеством.

Из ниоткуда в никуда? Или все-таки…

Если после смерти моего тела ничего не останется, если я превращусь в постепенно затухающий образ в воспоминаниях родных и близких, то очень многое не имеет для меня смысла. Зачем мне писать книги, строить дома на века, если для меня как существа, пришедшего из ниоткуда и вынужденного уйти в никуда, все кончается с прекращением деятельности моего тела.

Но, если есть надежда на продолжение моей жизни после смерти, все радикально меняется — у людей, верящих в это, появляется стимул для высокоморального поведения. Мне представляется, что в идее ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТИ (жизни после смерти) есть очень много не только привлекательного, но и реального. Ведь нельзя отрицать, что у людей явно присутствует стимул к высокоморальному поведению. Естественно, не у всех, но он есть!

Я применяю здесь термин «трансцендентальность» в том смысле, что цели, которые двигают человека по жизни, не должны быть связаны только с обеспечением его выживания, но должны выходить за пределы его жизни. Если этой трансцендентальности в действиях человека нет, то он очень быстро теряет смысл жизни и приходит к краху всех своих начинаний.

Источник сил?

В. Франкл говорил, что вера в сверхсмысл своей жизни имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Подобно истинной вере, основанной на внутренней силе, такая вера делает человека гораздо более жизнеспособным.

Для такой веры, в конечном счете, нет ничего бессмысленного. Ничто не возникает «напрасно», ни одно действие не остается необъясненным. Ни одна великая мысль не может пропасть, даже если она была «унесена в могилу».

-Коронное блюдо шефа — сверху корочка, внутри горячая начинка.

Ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если она разыгрывалась втайне, не отмеченная, не прославленная ни одним романистом.

Я практически на 100 процентов уверен, что моя жизнь имеет трансцендентальное значение, что я не случайно появился на белый свет и что этот мир существует почему-то и зачем-то. Чего и тебе желаю! И для того, чтобы убедить и тебя в этом, я начну с анализа структуры нашего мира — как и зачем он появился? А затем я постараюсь понять — какую роль в этом играет все Человечество. И напоследок — какая роль отведена для каждого человека.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я