Законы Батера Брэда

Александр Мирошниченко

Тексты, вошедшие в эту книгу, писались с сугубо прикладными целями – научить безопасному передвижению по воздуху. Но в какой-то момент они стали жить своей жизнью на просторах интернета, их стали обсуждать и комментировать. После комментария «Каждый раз на последнем абзаце чувствую комок в горле», Батер Брэд вывел новый закон: «Литература – это комок в горле, выплаканный словами на бумагу». И собрал все, созданное ранее, в эту книгу. Соответствует ли она этому определению, решать читателю.

Оглавление

Человеческий фактор

Основы психологической совместимости для незакрепленных экипажей

В полете заменять члена экипажа уже поздно.

Даже если тебе очень не нравится сегодняшний напарник по кабине, для тебя будет лучше, если он не ошибется.

Никаких выяснений отношений в полете. В полете не отношения, а взаимодействие.

Правило выполнения контрольных карт

Никогда не полагайся на память. Память на то и женского рода, что её капризы памяти предсказать невозможно.

Контрольная карта — это последний шанс исправить ошибку, если ты контрольную карту выполняешь, и основной шанс вляпаться в неприятности, если ты контрольной картой пренебрегаешь.

Если ты не кончил, начни сначала.

Правила распределения внимания

Повышенное внимание требуется при выполнении полетов после перерыва, вследствие деавтоматизации навыков, а также при выполнении полетов с высокой интенсивностью вследствие переутомления, при выполнении полетов при обычной нагрузке вследствие монотонии, и вообще, если ты в самолете с целью выполнения полета, то будь повнимательнее.

Закон о спешке

Первые 1000 часов самостоятельного налета проявлять поспешность категорически запрещается.

Дополнение к закону о спешке

Вот когда налетаешь, эти 1000 часов тогда и сам поймешь, что в самолёте торопиться не стоит никогда. Если ты этого не понял, попробуй налетать ещё 1000 часов без спешки. Опять не понял? Ещё 1000. Если и не поймешь, то, по крайней мере, привыкнешь не торопиться.

Законы об ошибках

Закон о неизбежности ошибки

Ошибиться может каждый. Если ты знаешь человека, который не ошибается, это значит только то, что ты не все о нем знаешь.

Исключение из закона о неизбежности ошибки

Исключений из закона о неизбежности ошибки нет. Исключительный случай — это когда еще не ошибался.

Дополнение к исключению из закона о неизбежности ошибки

Чем дольше ты не ошибаешься, тем выше вероятность ошибки.

Начало ошибки

Первый шаг в цепи ошибок — это исключение вероятности самой ошибки.

Значение ошибки

От правого пилотского кресла до левого — это большой налет, тренировки, зачеты, проверки, экзамены. Путь в обратном направлении — одна ошибка.

Выводы из закона об ошибках (основной закон об управлении рисками)

Если в результате чьей-то ошибки происходит неприятность, виновен в неприятности не тот, кто в полете совершил эту ошибку, а тот, кто перед полетом не предусмотрел возможность данной ошибки и не создал процедуры для устранения причин и последствий ошибки.

Требования к процедурам

Процедуры должны обеспечить исключение ошибки одного члена экипажа, которая станет ошибкой всего экипажа.

Дополнение к выводу из закона об ошибках

Вина ложится на капитана, если он или любой член его экипажа игнорирует эти процедуры.

Правило определения надежности системы

В конкретной системе можно не предусматривать риск ошибки человека только в том случае, если человек в ней не участвует.

Безопасность полетов

Если тебе кажется сложным летать безопасно долгие годы, реши задачу проще: выполни безопасно предстоящий полет!

О статистике

Даже если печально заканчивается только один рейс из миллиона, для меня этого будет больше чем достаточно, если я лечу этим одним рейсом.

Взаимоотношения в летном коллективе

Начальник — пилот

Начальник для пилота, что отец родной: не позволяет пить, курить, контролирует расходы и жалуется на неблагодарность.

Пилот — начальник

Пилот относится к начальнику, как к отцу родному: тайком курит, пьет, все время просит денег и ждет старости начальника, чтобы за все поквитаться.

Обслуживающий персонал

Капитан должен с уважением относиться к обслуживающему персоналу: уборщикам, техникам, проводникам, инструкторам, командирам эскадрилий, командирам отрядов, летным и генеральным директорам. Особенно к первым четырем категориям, без работы которых самолет реально не полетит.

Требования к руководителю

Хочешь быть моим руководителем? Будь достоин этого!

Объявление взыскания

Объявлять взыскание, что потерять одну перчатку: ни потерявшему радости, ни нашедшему пользы.

Причины дискомфорта пилота

Свое недовольство пилот выражает в двух случаях:

1) когда вводится новая форма одежды, оборудование, технология или курс переподготовки;

2) когда новая форма одежды, оборудование, технология или курс переподготовки отменяются.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я