Законы Батера Брэда

Александр Мирошниченко

Тексты, вошедшие в эту книгу, писались с сугубо прикладными целями – научить безопасному передвижению по воздуху. Но в какой-то момент они стали жить своей жизнью на просторах интернета, их стали обсуждать и комментировать. После комментария «Каждый раз на последнем абзаце чувствую комок в горле», Батер Брэд вывел новый закон: «Литература – это комок в горле, выплаканный словами на бумагу». И собрал все, созданное ранее, в эту книгу. Соответствует ли она этому определению, решать читателю.

Оглавление

Методика летного обучения

Учить летать — это регулярно совершать чудо.

Требования, предъявляемые к пилоту-инструктору

Настоящий инструктор должен обладать пятью качествами.

1. Терпение. Курсант не умеет делать того, что умеешь ты. В противном случае его не надо было бы учить.

2. Терпение. Курсант осваивает программу медленнее, чем предусмотрено программой. Программа написана для среднестатистического курсанта, а ты имеешь дело с конкретным человеком.

3. Терпение. Техника пилотирования курсанта не соответствует твоему представлению об идеальном выполнении полета. Пилотирование — это почерк. Надежным пилот станет только тогда, когда у него будет свой почерк, а не копия твоего.

4. Терпение. Курсант допускает отклонения. Если нет отклонений в процессе обучения, они появятся позже, и курсант может быть не готов к ним.

5. Терпение. За все вышесказанное не предусмотрена благодарность.

Советы инструктору

Учись учить. Учить летать не просто труднее, чем летать самому, — это другая профессия.

Для обучаемого нет ничего само собой разумеющегося.

Отсутствие информации намного предпочтительнее наличию информации недостоверной.

Инструктору лучше сказать: «Не знаю», чем дать сомнительную информацию.

Освоить профессию, не ошибаясь, невозможно — это все равно что научиться ходить не спотыкаясь.

Нужно не только учить, как летать правильно, но и как исправлять неправильный полет.

Между понятиями «рассказать (показать), как нужно делать» и «научить, как нужно делать» — пропасть, только преодолев которую можешь называться инструктором.

Если у твоего курсанта нет прогресса в обучении, подумай, может, это его инструктор не справляется.

Инструктор постоянно сдает экзамен, даже когда экзамен принимает.

Учить летать — все равно что учить жить. В смысле одинаково сложно.

Советы учителю

Не учи всему, что умеешь сам, но только тому, чему без тебя ученик не научится. Не лишай его радости самосовершенствования и возможности пойти дальше тебя.

Примечание: Учитель (инструктор) — это тот, кто хорошо помнит, как сам был ребенком (курсантом).

Замечание о качестве летного обучения

Хорошие курсанты бывают только у хороших инструкторов.

Курсант так же может быть виновен в плохом прохождении программы летного обучения, как сопровождаемый может быть виновен в том, что проводник заблудился.

Хороший инструктор, что хороший садовник. Он растит сад, а не жалуется на деревья.

Но летная работа — это особая среда, где не все деревья приживаются.

Эмоции есть непозволительная роскошь для профессионала вообще и для инструктора в частности.

Как только ты перестаешь учиться сам, ты теряешь право учить других.

Как невозможно посетить город, которого нет, так невозможно достичь цели, которая не поставлена.

Главное правило Методики летного обучения

Самое сложное в профессии пилота не научиться летать, а понять, что учиться летать нужно всю летную жизнь.

Главная оценка в методике летного обучения

Летная работа — это экзамен, длинною в летную жизнь. Сказать «Я хороший летчик» можно, только сдав этот экзамен. Поэтому между словами «я» и «хороший летчик» в утвердительной форме может стоять только глагол прошедшего времени.

Цель обучения

Хороший инструктор учит, как выйти из сложной ситуации, а очень хороший — как в эту ситуацию не попасть. Нужно учить даже тому, как быть удачливым.

Парадокс в методике летного обучения

Для того чтобы линейный пилот был надежным, его нужно учить быть готовым действовать в аварийной ситуации.

Пилот, которого научили действовать в аварийной ситуации, готов проявить свои навыки на практике.

Готовность проявить свои навыки на практике приводит к тому, что ситуация, при которой эти навыки потребуются, становится более вероятной.

Подготовка пилота к действиям в аварийной ситуации повышает вероятность аварийной ситуации и делает пилота менее надежным.

И еще

Профессионализм не есть уровень владения профессией, но постоянное стремление к повышению этого уровня.

Совершенствоваться может только тот, кто способен начинать с начала столько раз, сколько потребуется.

Не существует другого критерия профессионализма инструктора, кроме профессионализма его ученика.

Закон о профессиональном уровне инструктора

Инструктор не должен быть лучшим летчиком, но надежным летчиком.

Дополнение к закону о профессиональном уровне инструктора

Никто не должен быть лучшим летчиком.

Исключение из дополнения к закону о профессиональном уровне инструктора

Карлсон.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я