«Краткость и талант». Альманах-2019

Александр Мирлюнди, 2019

Герои рассказов этого сборника – самые обычные люди. Отцы и деды, дочки и матери, жены и любовницы, мужья и холостяки. Ситуации, в которых они оказываются, могут произойти с любым человеком. Хотя лучше, конечно, чтобы подобные ситуации обходили стороной. Здесь читатели почти не встретят досужих выдумок, фантастики и мистики – сплошной реализм. Но, вместе с тем, в этих рассказах есть особая магия. Магия чувств. Магия недосказанных слов и непонятых намеков, беспокойно стучащих сердец, нежных взглядов и кошмарных мыслей. Магия веры, надежды и любви – в каждой строчке, в каждом абзаце… В альманахе представлены рассказы выпускников литературной мастерской «Краткость и талант» и приглашенных авторов-дебютантов, которые впервые публикуют свои произведения.

Оглавление

Из серии: Литературная мастерская «Краткость и талант»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Краткость и талант». Альманах-2019 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Григорий Вайнот

Только самые заветные желания

— Уважаемые пассажиры!

Противный каркающий голос вырвался из динамика и закачался на пыльных люстрах.

— На прибывающий поезд до станции «Арбатская» посадки нет!

Отразился от мраморных стен и ломким зигзагом устремился к противоположному концу перрона.

— Для вашей безопасности, отойдите от края платформы!

Звук, теряя на излете мощь и смысл, опрокинулся в тоннель. Через мгновение оттуда вырвался сине-зеленый состав, как будто обрывки гулкого эха разбудили хулигана и тот бросился на обидчиков с кулаками, возмущенно гудя. Заступившие за желтую линию пассажиры испуганно отпрянули назад, наступая на модные туфли и потертые кроссовки тех, кто напирал сзади. Народу вокруг тьма-тьмущая. Пересадочный узел. Час пик.

Толпа качнулась обратно, с неизбежностью прибоя или маятника. Впрочем, здесь уже не до красивых сравнений: доля секунды и люди посыплются на рельсы или размажутся по борту летящей махины. В передних рядах послышались крики паники, сзади кто-то рявкнул:

— Держите ротозеев!

По самому краешку платформы заскользил ангел в сером форменном кителе. Высокая блондинка, стремительная и грациозная, отодвигала прихлынувшую толпу круглой табличкой с черно-белым знаком, а другой рукой как бы успокаивала стального зверя. Поезд сбросил скорость и замер, прижимаясь к равнодушному силовому кабелю, дрожа от переизбытка энергии, а потом тихонько уполз, посверкивая красными огоньками, наверное, от стыда.

— Не волнуйтесь, дорогие друзья, через минуту прибудет следующий поезд, — голос девушки журчал, подобно ручейку в лесной чаще и, надо сказать, действительно успокаивал. — Желаю вам чудесного понедельника и прекрасной рабочей недели.

«Как же она бесит!» — подумала Гульназ, и снова каркнула на всю станцию:

— Отойдите от края платформы! Не создавайте ситуации, опасной для жизни и здоровья окружающих людей!

Уже отключая микрофон, не сдержалась:

— Да какие они люди?! Бараны безмозглые…

— Откуда в тебе столько ненависти? — ласково спросила блондинка, заходя в каморку станционных смотрительниц. — В таком чудесном месте работаешь. Станция «Площадь Революции». Центр Москвы, в двух шагах от Кремля. Радоваться надо, а ты срываешься каждый раз.

— Радость, иди ты! — заворчала Гульназ. — Где тот центр? Мы его с роду не видели, даже не нюхали. С утра до вечера под землей торчим, как в гробу каменном. Дышим мертвым воздухом. От сигналящих поездов у меня уши уже не слышат ничего. Сидим тут, только морщинами раньше срока покрываемся, — она взяла со стола круглое зеркальце на гнутой подставке, поглядела в него и вздохнула. — Я в свои 43 выгляжу, как старуха… Не лицо, а яблоко сморщенное. Тебя, Лерка, то же самое ждет, вспомнишь еще мои слова, да поздно будет.

Валерия пожала плечами и присела на шаткую табуретку. Осторожно пристроила локоть на маленький столик, чтобы не смахнуть чайник, сахарницу или щербатые чашки.

— А кто виноват, Гулечка, что ты двадцать лет под землей сидишь? Сейчас время такое, что нужно постоянно двигаться, что-то придумывать, искать интересное дело, чтобы и по душе было, и денежки капали.

— Накапают тебе, как же. Думаешь, я двадцать лет назад приехала в Москву, чтобы заживо себя похоронить в метро?! — в голосе Гульназ звучали обида, злости и еле заметные нотки разбитых надежд. — Я хотела в кино играть, столько кастингов посетила… «Мы вам перезвоним». Как же, ни разу не позвали.

— В кино сложно пробиться. Там для мужчин много ролей, а для женщин всего две обычно. Первую отдают известной актрисе, чтобы на афишу поставить знакомое лицо и у фильма рейтинг был. Вторая достается любовнице продюсера.

— А если три роли? Или много, как в сериале?

— У режиссера, сценариста и оператора тоже есть любовницы.

— Да я бы и в любовницы согласилась, но…

— Ни разу не позвали, — усмехнулась Валерия.

Гульназ вспыхнула, но отвечать не стала. Тяжело поднялась со стула, потирая распухшее колено и шепча заговор от артрита.

— Следующий поезд в депо идет, надо проверить…

— Давай лучше я, — предложила напарница, — а ты отдохни.

— Чего вскочила, Лерка? Набегаешься еще.

— Сиди, сиди. Я сегодня последний день, так что давай за двоих отшагаю.

— Как последний? Почему мне никто не сказал?

— Все расскажу, милая, не сомневайся. Вот сейчас деповский отпущу, и поговорим.

— Нет уж, моя очередь, значит, я и пойду.

— Пойдем вместе, — Валерия взяла ее под руку.

— Сиди! — отрезала Гульназ, толкая металлическую дверь, а мысленно добавила:

«Не нужно мне твоих одолжений!»

Она шла по пустым вагонам, заглядывая под сиденья.

«Последний день! Неужели мои молитвы услышаны?»

Она обрадовалась, хотя и чувствовала досаду оттого, что не удалось своими руками вытолкать жизнерадостную малолетку со станции. Чесоточный клещ и тот не вызвал бы такого раздражения, как эта… Она не смогла бы объяснить, за что конкретно невзлюбила Валерию. Да, несомненно, присутствует зависть к молодости и красоте, хотя в этом Гульназ не призналась бы даже под пытками. Но было в девчонке еще что-то, неуловимое, знакомое. Нечто такое, от чего сама смотрительница давным-давно отказалась.

Конфликт у них начался с первого дня. Валерия с легкостью объяснила китайским туристам, как пройти к мавзолею. Гульназ за все двадцать лет вызубрила по-английски лишь несколько фраз, и все они сводились к категоричному тезису: «Я вам тут не справочное бюро!» А эта соплячка…

— Ты бы поменьше с иностранцами заигрывала, — одернула напарница. — Мало ли что.

— Бедолаги, они же заблудятся в переулках. Разве трудно помочь? — улыбнулась девушка.

«Нет, не сработаемся мы с тобой!» — решила тогда Гульназ.

Через месяц она нажаловалась в отдел кадров, что новенькая по собственной инициативе укоротила форменную юбку и теперь позорит метрополитен имени Ленина непотребным видом. Комиссия нагрянула незамедлительно, но длинноногая бестия очаровала проверяющих, и вместо выговора получила приглашение на фотосессию. Оказывается, они уже давно искали симпатичную сотрудницу с озорной улыбкой на обложку юбилейного календаря. В итоге снимки красотки развесили на всех станциях, да еще и премию выплатили, за участие в рекламе столичной подземки. Мужики все одинаковые, чего еще от них ждать…

Пассажиры как с цепи сорвались, целый год подкатывали, умоляли о селфи. Валерия никому не отказывала, а когда плакаты сняли, и ажиотаж сошел на «нет», даже не расстроилась. Через месяц она попала на страницы всех московских газет, а в новостях по телевизору показали сюжет: дежурная по станции спасла пассажира, у которого остановилось сердце. Делала искусственное дыхание и ритмично нажимала на грудную клетку до прибытия скорой.

— Где вы этому научились? — спрашивали репортеры.

— В кино видела, — смущенно отвечала Валерия.

— Феноменально! — журналисты строчили в блокнотах, радуясь удачному заголовку.

«Ты нормальная? Кто ж такие вещи говорит!» — сокрушалась про себя Гульназ.

Она бы ни за что не стала связываться с припадочными. А вдруг умрет у нее на руках, потом проблем не оберешься. В инструкции четко сказано: вызвать бригаду врачей и поставить в известность полицию. А вся эта самодеятельность…

Был ведь еще один возмутительный случай. Футбольные фанаты устроили массовую драку на их станции. Человек сто, не меньше, и ведь угораздило же сойтись именно здесь. Не на «Лужниках», не на «Спартаке», тут и стадиона поблизости нет. Повезло, так повезло. Пассажиры разбежались, кто-то попал под горячую руку, полиция начала растаскивать драчунов, вызвали подмогу. Гульназ заперлась в каморке, благо дверь там железная, можно пересидеть любую заварушку. А что сделала эта дуреха? Вышла в центр станции и запела гимн России. Голос тоненький, почти детский. Половину слов не вспомнила, импровизировала на ходу. Как ни странно, это успокоило фанатов, многие даже подпевать начали. А полиция потом Валерии часы вручила, за храбрость.

После того случая, Гульназ решила надавить авторитетом:

— Слушай, прекращай эти закидоны! Давай не нарушать инструкцию, не лезть, куда не положено. Я знаю, что говорю. Я на этой станции двадцать лет сижу…

«Как дура» — добавила про себя, но девчонка, кажется, прочитала эту мысль.

С тех пор Валерия не раз принималась рассуждать о том, как опасно обрастать мхом.

— Смотри, вот я устроилась в метро только ради комнаты в общежитии и стабильной зарплаты, — говорила она, наливая чай. — Скоро найду себе дело по душе там, наверху, но даже если придется задержаться в подземке… Пфу-пфу-пфу через левое плечо. Но даже если придется задержаться, то я лучше по неделе отработаю на каждой станции. Это же гораздо интереснее! Столько новых впечатлений, новых людей…

Гульназ крутила пальцем у виска.

Она ненавидела людей. Не все человечество или какие-то отдельные народы, а конкретных людей. Пьяниц, бомжей, футбольных фанатов, иностранных туристов. А еще тех, кто кричит и дерется на перроне. Тех, кто ломится в дежурку с криками: «Я только спросить». Тех, кто забывает детей на станции, и этих самих детей, которые рыдают и цепляются за подол форменной юбки, — и по закону подлости, у них всегда грязные руки! Тех, кто роняет на рельсы шапки, сумки и телефоны, которые потом приходится выуживать. Тех, кто падает под колеса или нарочно прыгает с перрона, обрывая свою никчемную жизнь…

Но больше всего Гульназ ненавидела терщиков. Эти идиоты мечутся по станции, толкая пассажиров и даже, страшно сказать, дежурную по станции. Фотографируются, хотя это вопиющее нарушение закона. Носы бронзовых собак затерли до блеска, да и остальным скульптурам достается изрядно. Вы пройдите по станции, поглядите сами. Редкая без проплешин. А ведь двадцать лет назад, когда Гульназ только заступила на свой пост на «Площади Революции», такого безобразия не было. Студенты Бауманки хулиганили перед сессией, но экзамены, по счастью, не каждый день сдают.

«Когда все поменялось?» — она брезгливо морщилась, глядя на терщиков. — «Народ совсем осатанел, взрослые люди, а все в приметы верят».

— Придурки. Едут сюда со всей Москвы, чтобы собаку потереть, — пробормотала Гульназ. — А собака просто железная чушка с ушами. Три, не три — не сбудется ничего. Ни любви, ни денег, ни карьерного роста — ничего не будет.

— Какая ты злюка, — толкала ее под локоть улыбчивая напарница. — Нравится людям верить в сказки, так и пусть верят. Это же отличная мотивация с точки зрения психологии. Потер нос — зарядился уверенностью, что все подучится. Все и получится. А собака хорошая, — Валерия не терла нос, а гладила овчарку за ушами, как живую. — Никакая она не чушка, и желания наверняка выполняет. Только самые заветные желания! Да?

— И какое де у тебя самое заветное желание? — язвила Гульназ.

— Как у всех. Жить и радоваться.

Ой, да что с ней разговаривать?! Такая же безумная, как все эти терщики. Вот кого Гульназ ненавидела больше всех — активную, веселую, общительную и целеустремленную Лерку. Как в глубине души ненавидела саму себя, ту, прежнюю Гулю, которая однажды сделала неправильный выбор, перестала мечтать, сдалась и заживо похоронила себя под землей…

Слезы навернулись на глаза, Гульназ резко отвернулась и зашагала в дежурку. Не хватало еще, чтоб эта… бросилась утешать. Нет уж, пусть убирается. Какая разница — куда?

Скатертью дорога!

Три дня пролетели спокойно. Новая дежурная, старушка из подмосковной деревни, вникала в должностные инструкции и соглашалась со всем, что ей говорили. По части ненависти к окружающим эта бабка могла дать Гульназ сто очков форы. Она ругала депутатов и правительство, коренных москвичей и понаехавших, проституток и наркоманов, цены и погоду, телевидение и интернет, — по отдельности и скопом. Но на опытную напарницу смотрела глазами преданной собаки, даже хотелось ей нос потереть…

А на четвертый, проходя по станции, оттирая плечом зазевавшихся подростков, Гульназ услышала ненавистный голос.

— На этой станции когда-то было ровно восемьдесят скульптур, но четыре убрали при строительстве… Здравствуй, Гулечка! Рада тебя видеть, — Валерия полезла обниматься и зашептала в ухо смотрительницы. — А я экскурсию привела, про станцию рассказываю.

— Что за экскурсия? — возмутилась Гульназ. — Опять нарушаешь!

— Нет, что ты. Все легально. Это новый проект метрополитена.

— Почему я не слышала?

— Так я сама предложила начальству идею. Экскурсионный тур «Тайны столичной подземки». Мне дали зеленый свет.

— Ушлая ты, Лерка. Удобно устроилась.

— Все, все, я дальше группу поведу. Может потом забегу к тебе на чай.

— Не получится, — нахмурилась Гульзаз. — Смена скоро заканчивается.

— Я помню, — улыбнулась Валерия, приглаживая задравшийся золотистый свитер. — Забегу в другой день. Я теперь часто буду приводить сюда экскурсии. Так, проходим сюда. Обратите внимание, для скульптуры вот этого матроса позировал Олимпий Рудаков. В 1938 году, когда станция открылась, он был молодым курсантом, а через пятнадцать лет — уже капитан Рудаков отправился в Англию на коронацию Елизаветы Второй и танцевал с ней вальс.

— С королевой? Да ладно! Прямо на балу? — заголосили удивленные экскурсанты, а женщина в фиолетовом плаще мечтательно произнесла:

— Я бы с таким танцевала и танцевала…

— Да уж, ты посмотри, какие мощные руки, — поддержала ее подруга. — Завидую британской старушке.

— Она тогда в нашем возрасте была, — быстро подсчитала в уме любительница танцев. — Уж явно не упустила бы такого статного капитана.

Валерия указала на сигнальные флажки, зажатые в кулаке матроса.

— Кажется, что пассажиры натирают статуи бессистемно. На самом деле, для каждой существует своя легенда. Эти флажки трут молодые люди, идущие на первое свидание. Вроде как это способствует успеху у девушек.

— А если я захочу успеха у мужчин, что тереть? — не унималась женщина в плаще.

— Я тебе потом скажу, что нужно тереть у мужика, — подмигнула ей подруга, покатываясь со смеху.

— Да про это я в курсе. Мне интересно, что говорят легенды.

Валерия зашагала по платформе.

— Открою вам секрет, ее туфелька творит чудеса, — она указала на бронзовую девушку с книгой в руках. — Но тереть надо левой рукой, иначе ничего не получится.

— Глупости какие, — хмыкнула женщина в плаще, но когда группа отправилась дальше, прикоснулась к туфельке. А что, а вдруг! Она догнала остальных, внимательно слушающих экскурсовода.

–…можете видеть советских граждан с ковриком для йоги. Если его потереть, уйдет лишний вес, вы станете гибкими и стройными.

— Правда? — в едином порыве выдохнули экскурсантки.

— Люди говорят, — улыбнулась Валерия. — С одной стороны, это не йог, а советский школьник с картой, свернутой в трубку. С другой стороны, если в примету верить, то она непременно сработает. А теперь пойдемте к главной достопримечательности этой станции — собаке с затертым носом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Литературная мастерская «Краткость и талант»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Краткость и талант». Альманах-2019 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я