Серия рассказов о хитросплетениях жизни, переходящих зачастую в область лишенного счастливого финала драматизма, однако сдобренного при этом вкраплениями иронии. В сюжете рассказов акцент ставится на поведении личности, оказавшейся в сложной и нестандартной жизненной ситуации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность в ситуации. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Александр Мильштейн, 2021
ISBN 978-5-0053-6788-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
КОЛЮЧАЯ РЕКЛАМА
Сотрудники креативного отдела рекламного агентства «Краснобай» робко подпирали стены приемной директора — на два часа было назначено совещание, которое грозило перейти в головомойку, так как особых творческих успехов в последнее время не наблюдалось. Только молодой разухабистый РR-менеджер Веня Угодников плюхнулся в кресло рядом с Альбиной — новой секретаршей директора, являвшей собой юное создание, наделенное стройной фигурой и миловидным личиком. Одаривая секретаршу комплиментами, он как бы невзначай положил ладонь на коленку, провокационно выглядывающую из-под короткой юбочки, и тут же одернул руку — это Альбина ловко пришпорила его ногу острым каблучком туфельки.
— Спятила! — удивленно вытаращил глаза Веня, вскакивая с кресла.
— Так будет с каждым, кто попытается погладить меня против шерстки, — усмехнулась Альбина.
— Да может, ты мне нравишься, и я хочу на тебе жениться, — привел Веня аргумент, который, по его мнению, гарантировано снижал уровень недоступности девушек.
— А как ты в школе учился?
— Ну, вообще-то, неплохо, случались, конечно, и двойки, — обескуражено ответил Веня.
— Тогда запомни, приятель: такие девушки, как я, достаются только круглым отличникам! — нарочито строго отрезала Альбины.
Под язвительные смешки коллег еще более обескураженный Веня замер с открытым ртом, соображая чтобы ответить, но так и не ответил — сотрудников пригласили в кабинет.
Директор и одновременно владелец агентства Эразм Разводов, вальяжный господин средних лет с хорошо поставленным голосом, начал разнос без всяких преамбул. Опять топчемся на месте! — громыхал он. Где новые идеи? Где новые рекламные ходы? Куда делись ваши мозги — высохли? Срочно необходим новый трэш — крутой универсальный трэш, способный завоевать внимание всей страны. Что-то типа Лени Голубкова, но выше уровнем — без дешевого примитивизма. Так, чтобы на него западали, чтобы о нем говорили и сочиняли анекдоты. Ну, давайте ваши предложения — ведь вы креативщики!
— Может, пригласить Филиппка? — нерешительно промолвил завотделом.
— О Господи! — взмолился Эразм. — Не вижу оригинальности! Будто деятелей шоу-бизнеса никогда не привлекали в рекламу. Что они могут, кроме как фальшиво улыбаться, скандалить и драть бешеные деньги. Да и физиономии их давно приелись — особенно у Киркорова.
— А что если политика какого выдернуть? Вот Горбач, например, в свое время неплохо пиццу рекламировал. Сейчас много бывших, и дерут они по-божески, — раздалось еще одно предложение.
— Черт подери, вам не рекламой стратегией заниматься, а сочинять тупые объявления о распродажах конфиската! — гневно отреагировал Эразм. — Отставные политики погрязли во лжи еще с тех пор, когда были при власти — кто на них нынче поведется. В таком случае уж лучше приглашать двойников Сталина и Ленина, болтающихся на Красной площади — они хоть на вид колоритнее.
Креатившики понуро молчали, тогда Эразм наугад ткнул пальцем в сторону сидевшего на отшибе Вени:
— Ну, что притихли? Ты вот, например, какую можешь предложить идею?
— Я?.. — переспросил Веня, до сих пор не вышедший из состояния грогги, в которое был ввергнут неприступной обольстительностью Альбины, как вдруг его осенило: — Я предлагаю идею сексапильной, самоуверенной, острой на язычок девицы, способной завораживать мужиков и вызывать зависть баб. Что-то среднее между женщиной-вамп и стервой — красивой, но с шипами, как у розы.
— Среднее между вамп и стервой, говоришь, — задумался Эразм. — А что — недурственно. Даже, можно сказать, хорошо. Очень-очень хорошо!.. Как тебя величать?.. Вениамин… На каком окладе сидишь?.. Пятьдесят тысяч рублей — господи, так мало! С завтрашнего дня будешь получать сто тысяч! Все, ребятушки, заметано! Засучите рукава и работайте над рекламной концепцией — чтобы к понедельнику лежала у меня на столе!
И понеслось! Креативщики быстро создали рекламный образ. От использования девицы решили отказаться — девица, какой бы броской не была, на вамп не тянет. Выбор пал на даму бальзаковского возраста — обворожительно-холодную, загадочно-томную и высокомерно-саркастическую. Провели кастинг, в ходе которого выбрали малоизвестную актрису периферийного ТЮЗа — у себя в театре она играла Снежную Королеву. Долго искали звучный, соответствующий имиджу псевдоним. Наконец, нашли — Юлиана Колючая. Главная фишка заключалась в алгоритме поведения — его держали в секрете и раскрывать планировали постепенно.
Через месяц на одном из кабельных телеканалов стала появляться необычная картинка. Элегантная дама, грациозно покачивая бедрами, неторопливо шествует по пассажным линиям ГУМа, провожаемая плотоядными взглядами охранников и зазывал бутиков. Идеальная фигура, точеные ножки, красивое надменное лицо с равнодушно-скучающим взглядом, чуть ироничная улыбка, притаившаяся в уголках губ. Каждый раз новая прическа, каждый раз новый наряд и украшения. Во всем ее обличии просматривалась женщина, привыкшая всегда получать желаемое.
Народ недоумевал — что за фифа такая прогуливается? Быть может, жена олигарха от нечего делать решила покрасоваться или торгаши что-то задумали? Но торгаши сами недоумевали, а потом обеспокоились: разве может столь роскошная дама демонстративно игнорировать престижные бутики — это же антиреклама. Неудивительно, что скоро агентство «Краснобай» заключило более десятка договоров с торговыми фирмами, обосновавшимися в ГУМе. Теперь Юлиана Колючая попутно заглядывала в бутики, выбирала дорогие предметы дамского обихода, снисходительно улыбаясь при этом — дескать, нашлось, наконец, что-то более-менее стоящее. И никакой назойливо-трескучей рекламы. За ней тянулся шлейф праздношатающейся публики. Любопытных интересовало, на что же она польстилась — и многие тоже покупали приглянувшиеся ей вещицы.
Скоро Колючая перекочевала на ряд ведущих телеканалов, а круг ее интересов от косметики и дамских сумочек вырос до ювелирных изделий, эксклюзивной мебели и дорогих автомобилей. Не забывались и престижные рестораны — регулярно заходила и в гордом одиночестве выпивала чашечку кофе или бокал мартини, исподволь фиксируя бросаемые на нее мужские взгляды. Каждый выход в свет превращался в демонстрацию самоуверенности, тонкого вкуса и снобизма. Мужчины неожиданно обнаружили, что вполне могут обходиться без просмотра по ТВ футбольных матчей английской премьер лиги и американских боевиков, но никак без шопинг-прогулок Колючей. «Ох, Юлиана, молодец девчонка!» — восхищались они, когда Колючая без лишних разговоров садилась в салоне за руль новенького авто. Женщины были настроены не столь восторженно — тем не менее, намекали мужьям и любовникам, что не прочь обзавестись аналогичной моделью.
Наконец настал момент, когда Юлиана заговорила — да так, что полностью оправдала свой колючий имидж. Сначала ее пригласили в одно ток-шоу, потом в другое, третье. О чем можно разговаривать с такой дамой? — разумеется, о ее отношении к любви, браку, семье и мужчинам. Въедливые ведущие обрушивали на Колючую шквал вопросов:
— Почему вы до сих пор не вступили в брак?
— Брак схож с оконной занавеской — узор миленький, но мира уже не увидишь! — отвечала Юлиана. — Для умной женщины, не желающей стать ни матерью-одиночкой, ни матерью-героиней, достаточно одного флирта. Кроме того, нет никакого равенства в матримониальных отношениях: мужчина ухаживает за девушкой не больше года, а вот жена после заключения брака возится с мужем всю оставшуюся жизнь — это не по мне.
— Вы любите детей?
— Конечно! Дети — это цветы жизни, однако лично я предпочитаю, чтобы они росли на чужом подоконнике.
— Что вы думаете про любовь?
— Следует меньше уделять внимания этому чувству. Любовь становится моральным грехом, когда делается главным занятием жизни, так как расслабляет ум и заставляет деградировать душу.
— А как поступать женщине, к которой все-таки пришла любовь?
— Что ж, если у женщины есть любовь, пусть ищет для нее любовника!
— Вы одобряете супружеские измены?
— Да, особенно женщинами.
— Почему?
— Потому что добродетельные женщины стареют быстрее.
— Как вы относитесь к современным мужчинам?
— Без всякого пиетета — мужчины любят, чтобы их водили за руку, но считали большими.
— Что вам еще не нравится в мужчинах?
— Быстро портятся: до свадьбы — они стройны, энергичны, находчивы; после — тучны, ленивы и несообразительны.
— Цените ли вы в мужчинах ум?
— Ценю, если нет других достоинств.
Мужчины, словно истые мазохисты, млели от подобных откровений и колкостей в свой адрес, женщины горделиво вздергивали носик — мол, вот вам и слабый пол. По всей стране стали появляться фан-клубы Колючей, на ее сайт валом шли восторженные письма, а также признания в любви с предложением руки и сердца. Тысячи мужчин, беспокойно ворочаясь ночью в постели, взывали во сне «Юлиана! Юлиана!». Некоторые лишенные чувства ревности жены откликались и совсем не жалели — страстности их супругов позавидовал бы сам Казанова.
Эразм Разводов ликовал: наконец-то в деятельности агентства «Краснобай» полностью реализовался главный принцип рекламы — целиться в голову или сердце, чтобы рикошетом попасть в кошелек. Как-то раз к нему на прием пришел пожилой еврей — хозяин небольшой скорняцкой фирмы, клепающей мужские меховые шапки. Он еще при социализме, будучи цеховиком, занимался этим бизнесом. Тогда были благодатные времена, плакался в жилетку скорняк — не то, что пыжиковые, кроличьи шапки шли на «ура!». А сейчас полный застой: все или нахлобучат капюшоны, или натянут по самые глаза вязаные шапчонки. А то вообще ходят зимой без головных уборов — идиоты! Эразм хотел было послать скорняка подальше — агентство уже давно чуралось подобной мелочевки, — но интуиция подсказывала, что посредством зимних шапок можно извлечь колоссальный профит.
Интуитивная догадка быстро переросла в оригинальный план. Первым делом учредили и раскрутили еженедельную газету под претензионным названием «За здоровье народа». На ежегодной большой пресс-конференции президента Колючая получила аккредитацию как корреспондент этой газеты — что само по себе стоило немалых трудов. Ее появление в зале вызвало ажиотаж. Разумеется, службе протокола не могла не предоставить право задать вопрос корреспонденту столь пекущейся о здоровье народа газеты.
— Господин президент, почему вы наплевательски относитесь к здоровью?.. — представившись, спросила Колючая.
— С чего вы взяли? — нахмурил брови президент. — Я нахожусь под постоянным медицинским наблюдением, регулярно занимаюсь физкультурой, даже спортом — играю в хоккей…
— Я имею в виду к здоровью своих сограждан, — перебила Колючая.
— Вы ошибаетесь, бюджетные ассигнования на здравоохранение неуклонно растут и в следующем финансовом году составят…
— Дело вовсе не в ассигнованиях, — еще раз перебила Колючая.
— Тогда в чем? Разъясните, пожалуйста, — с тревогой в голосе попросил президент.
— Разъясняю. Вот вы, например, прибываете зимой в Красноярский край. Что мы видим на экранах телевизоров? Вы в тридцатиградусный мороз спускаетесь по трапу самолета, приветствуете встречающих вас официальных лиц и вместе с ними направляетесь к кортежу автомобилей — без головного убора! Ваш авторитет в стране очень высок, и для многих вы являетесь примером — примером мужественности, целеустремленности и работоспособности. Но какой пример вы подаете, расхаживая без шапки по морозу? Понятно, что при подобных церемониях вы лично морозитесь не более пяти минут, но те, кто старается подражать вам, ходят зимой с непокрытой головой по нескольку часов в день. В результате — простуды, воспаления, менингит. А в конечном итоге, под угрозу ставится здоровье нации. Я убедительно прошу Вас, господин президент, носить зимой головной убор и в качестве подарка хочу преподнести эту прекрасную меховую шапку-ушанку отечественного производства. Носите на здоровье!
Аудитория замерла. Президент, никогда не лазивший за словом в карман, тем не менее, стушевался, как Веня Угодников перед Альбиной. С натянутой улыбкой он вымолвил:
— Спасибо, Юлиана, я внесу корректировки в свой гардероб.
И действительно внес — при очередном вояже на Север президент красовался в подаренной ушанке. Меховые шапки-ушанки моментально вошли в моду — во всяком случае, чиновники всех рангов сочли долгом иметь такую же шапку, как у президента. Бизнес скорняка резко пошел в гору, а «Краснобай» превратился в ведущую фирму на рекламном рынке. Стоило теперь Колючей хотя бы задержать на товаре взгляд, как его торговая марка становилась брендом, и Эразм Разводов почти каждый день заключал многомиллионные договора на рекламу. Сама же Юлиана стремительно ворвалась в первую десятку лиц по числу упоминаний в СМИ. Ее начали зазывать не только в ток-шоу, но и на серьезные общественно-политические передачи. Аналитики «Краснобая» с утра до вечера процеживали тома классиков от Шекспира до Шолохова и речи политиков от Черчилля до Черномырдина в поисках искрометных колких фраз, которыми вооружали Юлиану. В конце концов, на пике популярности ей предложили войти в список кандидатов в депутаты Госдумы от одной влиятельной политической партии.
Однажды утром Эразм Разводов как всегда просматривал свежие газеты. Вдруг его лицо побагровело, и он со всей силы треснул кулаком по столу.
— Альбина, срочно ко мне руководителей всех подразделений!
Через пять минут недоуменно переглядывающиеся руководители собрались в кабинете шефа.
— Это что такое! — гневно швырнул на стол газету Эразм.
На первой полосе была размещена крупная фотография Юлианы Колючей с пухлощеким карапузом на руках и аршинный заголовок «Женщина-вамп готовит борщ и штопает носки!». Далее в сенсационной статье выкладывалась вся подноготная Юлианы, из которой, в частности, следовало, что она вовсе не роковая женщина, что она уже семь лет как замужем, являясь заботливой женой и любящей матерью двух малолетних детей, которые с отцом и бабушкой проживают в соседнем со столицей областном центре.
— Папарацци проклятые, все-таки пронюхали — выругался Эразм и, беря себя в руки, спросил: — Что будем делать, любезнейшие?
— Подадим на нее в суд, — ответил зав. юридического отдела, — она по трудовому соглашению обязывалась три года безвыездно жить в арендованных нами апартаментах и не иметь никаких контактов с родными-близкими.
— Да на кой лад нужен этот суд, что мы там поимеем — рублевую неустойку! — вновь начал негодовать Эразм. — Начальник службы безопасности, куда смотрели твои архаровцы? Уволю всех к чертовой матери!
— Оплошали, шеф, не доглядели, — замямлил короткостриженый крепыш с бычьей шеей, — да и кто бы мог подумать, что эта овца сбежит на целые сутки домой. Всегда тихая, даже боязливая — приедет умаявшаяся со съемок, по скайпу поговорит с домашними и спать. А от этих журналюг, доложу вам, прохода не было — постоянно караулили ее у подъезда, хотя мы несколько раз били им морду.
— Полтора года вдали от детишек — какая мать выдержит. Вот и рванула в самоволку, — заметил зав. маркетингового сектора.
Совещание прервала череда телефонных звонков. Наконец Эразм в сердцах бросил трубку, велел Альбине отключить стационарные номера и подытожил:
— Так вот — Колючка наша теперь без шипов, и толку от нее ноль. Как будем выкручиваться? Уже заказчики трезвонят — беспокоятся! А нам в ближайший месяц — кровь из носа! — надо прорекламировать новый кошачий корм, зимний отдых в Крыму, последнюю модель АвтоВАЗа, отбеливающую зубную пасту и еще бог знает что! Заведующий креативным отделом, вся надежда на твоих молодцов — после обеда жду вас со свежими идеями.
Увы, свежих идей не наблюдалось — креативщики почивали на лаврах все время пока Колючая собирала богатую жатву своей популярности.
— Ну, ребятушки, рожайте-рожайте! Опять нужен новый трэш! Если вы ничего не родите, фирма понесет колоссальные убытки! — взывал Эразм к понуро сидящим креативщикам, но уразумев, что роды принять не удастся, персонально обратился к Вене:
— Вениамин, что молчишь — ты ведь светлая голова! Давай, напрягись — вспомни, какая у тебя баснословная зарплата. Дерзай, дорогой, дерзай!
Однако Веня виновато улыбался — парень напрочь потерял способность здраво соображать. Два месяца назад состоялась его свадьба с Альбиной, чье сердце он усердно завоевывал больше года, и теперь подтверждался один из перлов Юлианы Колючей «До свадьбы мужчины стройны, энергичны, находчивы: после — тучны, ленивы и несообразительны…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность в ситуации. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других