Незабываемые встречи. Сборник рассказов о рыбах и водных млекопитающих

Александр Матанцев, 2018

Рассматриваются особенности подводного мира, их интересные, порой забавные стороны. Приведены рассказы о рыбах и водных млекопитающих. Все истории реальные, они происходили в России на озерах и реках, в байдарочных походах, в Карелии, а также в местах отдыха на Красном море. Сравниваются типы фотоаппаратов для подводного фотографирования, типы костюмов для дайвинга, масок, ласт, костюмов и трубок для снорклинга и даются рекомендации для обработки подводных фотографий в Adobe Photoshop. Каждый рассказ иллюстрирован фотографиями, сделанными автором. Книга предназначена для туристов и любителей отдыха

Оглавление

  • Как Тоня училась снимать под водой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Незабываемые встречи. Сборник рассказов о рыбах и водных млекопитающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как Тоня училась снимать под водой

Викина сестра Тонечка занималась дайвингом. Она сначала училась в секции дайвинга в бассейне возле дома, а потом покоряла подводные просторы Красного моря. Она использовала специальный фотоаппарат для съемки рыб и кораллов. Так как летом всей семье предстояло ехать в Шарм-эль-Шейх, то Сеня с Викой попросили её научить их особенностям подводной съемки и плавания с ластами и маской.

Тоня рассказала, что большинство туристов любят фотографировать на курортах, и все больше людей пытаются научиться снимать под водой. Рыбы и кораллы Красного моря настолько привлекательны, что именно здесь все больше людей начинают фотографировать в воде. Современная техника позволяет успешно снимать в глубине воды и возле рифов.

Тоня достала проспект и показала им картинки.

— Смотрите! Наиболее простыми, дешевыми и доступными для фотоаппаратов являются мягкие боксы типа герметичных мешков и пакетов, сделанных из эластичного пластика или резины. В эти мешки помещаются фотоаппараты. Все они имеют встроенные круглые окна, не искажающие изображение в пределах средней, а иногда и высокой чувствительности. Видите, вот здесь представлены два таких мягких бокса. Глубина погружения с этими боксами составляет от одного до трех метров. Эти мешки изготавливаются разных размеров. Такой техникой пользуются любители плавать с ластами и маской, которые могут нырять на малую глубину. Они неудобные и ограничивают возможности фотоаппаратов.

Герметичные прозрачные мешки для подводной съемки

Потом Тоня передохнула.

— Однако, мои дорогие Вика и Сеня, вы же уже совсем большие и сможете нырнуть глубже двух метров! Поэтому для вас нужны не мешки, а фотоаппараты со встроенными эластичными или резиновыми уплотнениями. Внешне они мало отличаются от обычных фотоаппаратов. Все ручки регулировок здесь легко доступны.

Потом Тоня сняла с руки и положила на стол симпатичный синенький фотоаппарат, на котором было написано: «Canon Power Shot D10».

— Вот этим фотоаппаратом я уже фотографировала на глубине до 15-и метров. Он очень прост в использовании. Надеваете на руку эту веревочку и зажимаете её.

Фотоаппарат с герметичными уплотнителями для подводного фотографирования на глубине до 15 м

При этих словах она действительно надела веревочку и затянула её зажимом. Потом она навела на Сеню с Викой и щелкнула.

— Вот, смотрите на экран. Кто это?

На экране Сеня увидел сам себя, очень серьезного и улыбающуюся Вику.

Тоня продолжала.

— Этот аппарат обладает высокой чувствительностью — 12 Мпикс. Его цена доступна для многих. Такой техникой можно пользоваться, как любителям нырять с ластами и маской, так и аквалангистам на небольшой глубине. Все мои снимки сделаны именно этим фотоаппаратом.

Потом Тоня учила нас пользоваться фотоаппаратом и заставила прочитать инструкцию.

— Сейчас я налью воду в ванну, а вы снимете вот эти ракушки, привезенные с Черного моря! С Красного моря ничего везти нельзя, в аэропортах штрафуют на огромную сумму за провоз кораллов, ракушек, рыб. Думаю, что и на Черном море следует запретить брать ракушки и ловить у побережья рыбу.

Вот вам реальная обстановка: вода, ракушки, еще я положила вам морскую звезду. Давайте, начинайте и делайте все самостоятельно.

Первой начала снимать Вика. Она сунула две руки в ванну и щелкала, щелкала. Потом мы посмотрели результаты на экране. Большие объекты были четкими, а маленькие ракушки не четкими.

Тогда Тоня показала в описании на страницу, где говорилось об увеличении объекта. Но Сеня уже все понял и стал снимать сам, нажав кнопочку, которая приближает объект. Снимки получились хорошими.

Тогда Тоня прикрыла двери в ванную и сказала: «Снимайте!» Вика удивилась: «А как же в темноте снимать?»

— А как же снимать в реальной обстановке на глубине, где мало света?

Но Сеня уже фотографировал обычным фотоаппаратом в полутьме и знал, что нужно включить вспышку. В данном аппарате ничего переключать не пришлось, он сам в полутьме включал вспышку. Они снова сняли ракушки.

— Вот вам и реальные условия! Вы думаете, почему столько проблем с подводной съемкой? Да потомку, что вода мутная и света в воде меньше, чем на воздухе!

Сеня подумал и спросил: «А если нужно нырнуть глубже 15 метров?»

,

Фотоаппарат в тонком пластмассовом корпусе для работы на глубине до 30 м

— Глубже пяти — шести метров ныряют в акваланге, а глубже 15 метров применяют другие фотоаппараты. Чаще всего тогда фотоаппарат помещают в твердый прозрачный пластмассовый герметичный корпус с уплотнениями. Тогда можно фотографировать на глубине до 30 метров.

Вика вдруг спросила: «А как же снимал под водой знаменитый исследователь Жак Ив Кусто?»

— У него была специально разработанная аппаратура. Он использовал относительно толстые прозрачные пластмассовые корпуса, позволяющие работать на глубине до 40 метров и больше. Сейчас я покажу вам картинки боксов для аппаратов «Canon» и «Olympus». Мой инструктор на Красном море использовал такой бокс. Этой техникой пользуются как любители, так и профессионалы.

Боксы для фотографирования на глубине до 40 метров

Дальше Тоня показала нам картинки глубоководных боксов.

— Вот, видите! Для глубоководных погружений Жак Ив Кусто и другие аквалангисты пользуются металлическими боксами

Тоня была в ударе и продолжала

— В последнее время появились маски со встроенным в них фотоаппаратом. Эти маски запатентованы японцами. Их использование удобно тем, что обе руки остаются свободными. Этот факт иногда является решающим в защите от агрессивных рыб и других морских обитателей.

— Теперь я закончила поучительную лекцию о подводном фотографировании. Однако, Вика и Сеня, я вам рассказала только о самой аппаратуре, а еще нужно знать, каким образом обрабатывать готовые снимки. Об этом вам расскажет наш братик Сережа, когда он приедет после занятий в институте.

Продолжение обучения про подводное фотографирование произошло в выходной день. Сережа поставил на стол ноутбук, присоединил флэшку со снимками и стал показывать и рассказывать.

— Понимаете, Вика и Сеня, подводное фотографирование не только сложно, но очень интересно! Не нужно бояться трудностей, а необходимо их грамотно преодолевать! Я сейчас дам вам несколько практических советов. Для начала ответьте мне, какого цвета вода?

— Прозрачная, — не поняла Вика.

— Я спрашиваю о том, какого цвета вода в море?

— Сине-зеленая, — быстро ответила Вика.

— Правильно, она бывает голубоватой, бывает с синевой, а у берега — мутной с желтизной. Теперь представьте, какой получится рыбка через толщу этой воды?

Сеня с Викой задумались.

— Да тут и думать нечего, рыба на снимке приобретает точно такой же отлив или оттенок. Представляете себе, как можно исказить и испортить фотографии, если этого не учитывать или же если это не устранить

— Нужно рыбок отмывать, а после этого фотографировать! — пошутила Вика.

— Ну, ладно, отмоешь ты её, но все равно при фотографировании появится мутный или голубой фон.

— Нужно её выловить и сфотографировать, — улыбалась Вика.

— Тебе бы только все шутить! — продолжал Сережа. — На самом деле, нужно очень внимательно и тщательно выбирать место съемки. Это место должно быть не близко от самого берега и не там, где есть муть. Обычно, на курортах бывают толпы отдыхающий, они взбаламутят воду и снимать возле них практически невозможно. Поэтому приходится уходить в сторонку. Но, дальше, вот вы отошли в сторонку и сняли рыбку при максимальном увеличении, что при этом произойдет?

— Максимальное увеличение дается при большом расстоянии до рыбки или птички. Я уже это знаю, но толща воды имеет цвет, например, голубой, значит, и снимок рыбки будет с голубизной!

— Молодец, Сеня, сразу все схватил на лету, — продолжал Сережа. — Значит, что нужно сделать?

— Нужно поближе подплыть, чтобы влияние синевы стало минимальным!

— Правильно! Я смотрю, братик, что ты станешь у нас заядлым подводным исследователем и фотографом. Теперь я усложняю вопрос. Представьте себе, что вы сняли такой объект, к которому близко нельзя приближаться, например, мурену или же смертельно ядовитого бородавочника. Вы сделали съемку через толщу воды. На снимке появилась голубизна. Ваши действия?

Сеня с Викой молчали.

— Ваше молчание я понимаю, — продолжал Сережа. — Вы не занимались обработкой фотографий, но, со временем, вам придется этим заняться. А пока это стану делать я и дам вам практический совет. Съемка через толщу воды часто приводит к появлению синевы или голубизны. В результате искажаются реальные цвета рыб и других морских обитателей. При нормальном качестве съемок и чувствительности не хуже 7 Мпикс следует обрабатывать такие фотографии в системе Adobe Photoshop. В режиме «коррекция» и «цветность» следует добавить немного желтого цвета (1–3 деления) и немного больше красного цвета (2-5 делений) в зависимости от степени синевы. В результате появляются реальные цвета.

— В воде всегда следует придерживаться тактики максимального приближения к объекту при съемке. В воздухе получается небольшая разница от фотографирования объекта на расстоянии полуметра и трех метров, а в воде это отличие становится принципиальным. При толщине слоя воды в три метра и более сильно сказывается состояние воды, наличие волн сверху, появление взвесей в воде, синева вод Красного моря, и, как результат, фотографии получаются некачественными. Только при тихой погоде, отсутствии возмущающих факторов и хорошем освещении сверху в водах Красного моря можно делать снимки рыб и кораллов через толщу воды до пяти метров и в исключительных случаях — до 10 метров. Самые лучшие фотографии сделаны на минимальном расстоянии, не превышающем 0,5 — 1 м от фотографа до объекта съемки. Профессиональные фотографы используют подводные прожектора.

Следующий сеанс обучения произошел уже на берегу Красного моря в Египте. Вика и Сеня привезли с собой ласты и хорошие, прилегающие маски, но трубки не стали покупать.

Тоня рассказала: «Дно Красного моря совершенно необычное и сильно отличается от черноморского дна. Отели и курорты на берегу Красного моря обычно строят возле коралловых рифов. Вход в воду там происходит или с берега, или с понтона. В обоих случаях нужно специфическое оснащение. Сильно соленая вода хорошо держит плавающих на поверхности людей и затрудняет ныряние».

— Правильно, Тоня, — добавил Сережа. — Сейчас мы пойдем покупать трубки. Прямые трубки, которые продавали в магазине возле нашего дома в Москве, не годятся, потому, что в них заливается вода и приходится постоянно продувать трубку, терять время и силы. Пойдемте, я покажу вам другие трубки на примере.

Они подошли к небольшому магазинчику на берегу моря. Сережа взял три трубки.

— Вот, показываю на примере, — эта прямая трубка не годится, мы об этом говорили. Теперь смотрите на вторую трубку, она имеет простой загиб назад. Это уже лучше, в неё будет попадать меньше воды. Теперь посмотрите на эту, третью трубку, она имеет и загиб, и клапан. С такой трубкой можно плавать при спокойной погоде и небольших волнах сколько угодно. Даже, если вода и попадет, она не пройдет через клапан. Однако у неё есть и свой недостаток, клапан ограничивает поток воздуха. Поэтому я рекомендую начинающим исследователям морских глубин трубку с хорошим загибом и без клапана. Она вполне вас устроит, фотографируйте в нормальную погоду, сколько сможете, а в плохую погоду лучше и не снимать, тогда и рыба разбегается, и вода мутная.

Разные маски и трубки

Они расположились на лежаках под навесом в виде грибочка. Все были беленькими. Мама намазывала всех кремом для загара и от ожогов.

Тоня повертела в руках маску: «Лучше всего использовать маски из эластичного материала, которые применяют при дайвинге. Эти маски не пропускают воду и стоят обычно в два раза больше обычных масок. Однако для любителей съемок необходимо пожертвовать этой суммой и купить только самую хорошую маску с эластичной резиной, которая хорошо прилегает к лицу. Кроме того, стекла масок часто запотевают, сильно затрудняя их использование. Чтобы этого не происходило, нужно их перед употреблением промыть. Как это сделать?

Сеня удивился: «Это и дурак знает! Нужно хорошенько поплевать на внутреннюю часть стекла!»

Сережа заулыбался: «Этот метод пригоден, но не гигиеничный, значительно лучше перед первым применением покрыть внутреннюю сторону стекла зубной пастой, выдержать 5 минут, затем промыть, или же окунуть несколько раз маску в мыльный раствор.

Сережа потряс своими ластами: «Ласты можно условно разделить на большие и малые по длине. В малых ластах легче плавать, в больших ластах можно глубже нырять и быстрее плавать, но для этого требуется больше усилий».

Дальше Сеня потряс этими ластами: «Ласты бывают большими и маленькими, кривыми и прямыми, съедобными и горькими. Одними можно гонять мух, а другими можно гонять Вику! Разбирайте ласты!»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Как Тоня училась снимать под водой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Незабываемые встречи. Сборник рассказов о рыбах и водных млекопитающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я