Для читателей будет интересна и, возможно, полезна биографическая информация члена Союза российских писателей Максимова А. C., автора книг «Виноград для здоровья и долголетия», «1915 г. Воспоминания о Кап. Яре» (2019) и статьи в литературно-художественном альманахе «Линия фронта» (2020) «Начало войны».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Течет река Волга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Город Куйбышев
В Куйбышеве я прожил до лета 1943 года. Хорошо помню первый день начала войны. А через полгода после начала войны в Куйбышев эвакуировали правительство и иностранные посольства. Эвакуировали многие предприятия. Куйбышев становится запасной столицей СССР. На улицах, близлежащих к набережной, стали прогуливаться польские военные в характерной для них форме. На центральных улицах появились посольства.
Я ходил в детский сад, расположенный в центре недалеко от парка на набережной. Наша группа детского сада часто гуляла по улице над парком. Двигались мы строем, парами по два ребенка, вдоль стороны улицы, примыкающей к парку. Поэтому мы могли через невысокую чугунную ограду наблюдать в парке среди плавно спускающегося зеленого ковра листвы деревьев эстраду, где играл оркестр. Ниже зеленого ковра, плавно спускающегося к набережной, видна поверхность Волги, на которую сел гидросамолет. А значительно правее в голубой дымке виднелись Жигулевские горы. Эту панораму я до сих пор помню. Панорамой заинтересовались и гуляющие по городу польские военные. Они выделялись нестандартными фуражками, имеющими название конфедератка. Верх такой фуражки имел вид квадрата, одним из углов повернутого вперед, а два другие направлены влево и вправо, cоответственно.
Жигулевские горы не только являются украшением берегов Волги, но и служили источником стратегического сырья для фронта. Во время войны в горах добывали самородную серу, грузили ее на открытые железнодорожные платформы и отправляли на железнодорожную станцию Сызрань-2. На станции из платформ составляли состав, который доставлял серу на пороховой завод для производства пороха и других взрывчатых веществ для фронта. Кроме того, во время войны в Жигулевских горах шло освоение нового месторождения нефти. На территории Жигулевских гор были открыты новые месторождения нефти и налажена ее добыча. В тяжелейших условиях пересеченного рельефа Жигулевских гор был проложен нефтепровод от мест добычи до нефтеперерабатывающего завода в городе Сызрани. В это же время огромными темпами шло строительство гигантского нефтеперерабатывающего завода в Сызрани. В результате завод сдан досрочно: 16 октября 1942 года запущен непрерывный цикл производства танкового и авиационного горючего. В этот же день произведенным горючим заполнили две баржи и отправили их в Сталинград по Волге. Завод стал обеспечивать технику Сталинградского фронта горючим. Так, топливом Сызранского нефтеперерабатывающего завода были заправлены 2000 советских танков, которые 19 ноября 1942 года, прорвав немецко-фашистскую оборону сразу во многих местах, начали свое историческое наступление. Также Сталинградскому фронту Сызранский нефтеперерабатывающий завод оказал большую поддержку поставкой высококачественного авиационного бензина, а г. Куйбышев поставлял штурмовики Ил-2. Когда мы любовались с высокого берега красотами Волги, то стоявшая рядом наша воспитательница поясняла нам, что гидросамолеты на Волге дежурят на подступах к городу для встречи фашистской авиации. За последнее время в 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы, фашистская авиация появлялась здесь более пятидесяти раз. Одним из мест, их привлекающих, был Сызранский железнодорожный мост через Волгу. Мост был построен в августе 1880 года и первоначально назывался Александровским (назван в честь императора Александра II), а позже Сызранским. Так был открыт прямой рельсовый путь из Европы в Сибирь, на Урал и в Среднюю Азию. На наблюдаемой нами панораме мост был левее, ниже по течению Волги. Фашисты пытались разбомбить этот стратегически важный мост, но наша ПВО этого не допустила. В 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы, фашистская авиация не раз предпринимала попытки разбомбить этот важнейший для нашей страны объект. Так, в 1942 году в самый разгар Сталинградской битвы фашистская авиация регулярно совершала налеты, пытаясь разбомбить мост. В это время наш летчик погиб, cбив при помощи тарана немецкий самолет, направлявшийся к мосту.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Течет река Волга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других