Как найти миссию компании

Александр Кочнев

Миссия – путеводная звезда, указывающая направление развития компании, освещающая ее предназначение и смысл существования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти миссию компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рождение миссии

Бизнес Сергея связан с велосипедами. С раннего детства Сергей гонял на велике, велосипеды — его страсть. Уже во время учебы в институте он устроился продавцом в магазин велосипедов, где за четыре года работы узнал о двухколесных машинах больше, чем за всю прежнюю жизнь. Он знает всех поставщиков велосипедов, технические характеристики всех популярных моделей, их преимущества и недостатки, а главное — он приобрел опыт работы с покупателями. Он со знанием дела и вдохновением представляет каждому посетителю сверкающие всеми цветами радуги машины, помогая сделать верный выбор.

Набравшись опыта в велосипедном бизнесе, Сергей решает начать собственное дело — открыть веломагазин в новом, недавно построенном районе города. Он берет в аренду небольшое помещение в цоколе многоэтажки, привлекает к работе в магазине двоих приятелей, с которыми дружит с детских лет, и начинает торговлю. Для запуска собственного бизнеса ему пригодились связи с поставщиками, приобретенные ранее. Стартовый капитал сложился из небольших собственных сбережений, вклада в бизнес, сделанного его дедушкой, и кредита, полученного в банке. Денег хватило, чтобы закупить два десятка велосипедов для продажи, оплатить аренду помещения за несколько месяцев и понемногу оплачивать работу друзей, помогающих в деле.

Начинающие бизнесмены находили первых клиентов в близлежащих домах, расклеивая объявления и раскладывая приглашения в почтовые ящики. Постепенно бизнес набирал обороты, и магазин приобрел популярность у жителей района. Сергей расширил помещение магазина, открыл мастерскую по ремонту велосипедов и пункт проката. В это время в магазине работали уже семь сотрудников.

Прошло шесть лет, и Сергей стал владельцем сети «ВелоСити». Почти половина велосипедов в городе продается в принадлежащих ему магазинах. В его компании трудится уже более 100 сотрудников.

Несмотря на достигнутые успехи, Сергей ощущает нарастающее беспокойство за будущее компании. Он видит, что сотрудники его магазинов равнодушны к своей работе; тот драйв, с которым когда-то работала команда его первого магазина, утрачен и стал ностальгическим воспоминанием. Снижается уровень обслуживания покупателей, уходит та неповторимая атмосфера, которая привлекала к ним клиентов.

«Почему сотрудники не болеют за дело так же, как я? — думает Сергей. — Их зарплата выше, чем в среднем в торговых фирмах города. Чего им не хватает?»

Сергей привык думать о компании, как о чем-то неотделимом от своего «я». Но насколько верен такой взгляд на созданную им организацию? Ведь она состоит из множества «я», каждое из которых имеет свои цели и убеждения.

Сергей решил сравнить свое отношение к компании с тем, как воспринимают свое место работы сотрудники. Получилась такая картина:

— компания приносит ему деньги как владельцу бизнеса. Но сотрудники равнодушны к этой стороне дела;

— он увлечен велосипедами и всем, что с ними связано. Но большинству сотрудников это увлечение чуждо, им все равно, что продавать;

— он хочет создать компанию, которая будет жить долго, которую можно передать детям, если им захочется продолжать его бизнес. Но сотрудников это никак не затрагивает.

Выходит, то, что представляет ценность для него, совершенно не интересует людей, работающих в компании! Значит, он и его компания — это две разные сущности, с разными целями, ценностями и взглядами на мир.

Отношения создателя бизнеса и компании похожи на отношения родителя и ребенка. Первое время после рождения компания нуждалась в постоянной опеке «родителя», но теперь она выросла и хочет стать самостоятельной. Но какова ее цель? Ведь одна из главных обязанностей родителей — помочь ребенку найти свой путь в жизни.

Если собственные цели Сергею ясны, то о целях своей компании он пока не думал. И как о них нужно думать? Из чего они могут возникнуть?

Если напрямую спросить сотрудников о целях организации, в которой они работают, то вряд ли удастся получить от них определенный ответ. Они тоже об этом, скорее всего, не думали. Если пытаться навязать сотрудникам собственные цели Сергея, то они могут принять их под нажимом, но ведь это не изменит отношения людей к работе. Нет, это тоже не решение.

Возможно, есть цели, которые находятся выше его собственных целей и целей сотрудников? Если бы их удалось найти, то они могли бы стать объединяющим началом для всех, кто имеет отношение к компании! Вот что нужно искать! Это стоит обдумать.

Прежде всего нужно ответить на вопрос: что мы делаем? Ответ вроде бы простой: продаем велосипеды. А если копнуть глубже? Как люди используют велосипеды? Какие их потребности мы удовлетворяем? Велосипед — это спортивный снаряд. На нем катаются для удовольствия, для поддержания спортивной формы, для тренировок и соревнований.

Значит, продавая велосипеды, мы расширяем возможности для здорового образа жизни людей! Может быть, это и есть наша главная цель? Ради нее мы помогаем клиентам сделать наилучший для них выбор, приходим на помощь, когда они сталкиваются с затруднениями, ремонтируем их машины, чтобы устранить все препятствия на их пути к здоровью и удовольствию от стремительного движения на двух колесах. А для тех, кто пока не обзавелся собственным велосипедом, есть наши пункты проката.

Сергей почувствовал, что нашел перспективную тему для разговора с сотрудниками. Где-то здесь должен проходить путь к сближению интересов не только его и сотрудников компании, но также клиентов, поставщиков и всех, кто имеет какое-либо отношение к этому бизнесу. Именно такой, объединяющей интересы всех сторон, должна быть цель организации, которую он создал.

Не теряя времени, Сергей назначил дату проведения общего собрания всего коллектива. Ради этого исключительного события впервые за всю историю компании на один день были закрыты все магазины.

Собрание проходило в уютном конференц-зале одной из лучших гостиниц города. Сергей поставил на обсуждение один вопрос: «Какую пользу людям приносит наша компания?» Сначала сотрудники, не привыкшие к таким разговорам, чувствовали себя неловко, но постепенно поток предложений стал нарастать, завязалась горячая дискуссия.

Идея здорового образа жизни пробила себе дорогу и стала центральной. Все сошлись во мнении, что главное назначение компании и смысл ее деятельности в том, чтобы сделать для людей доступными и удобными возможности велоспорта как превосходного средства укрепления здоровья тела и духа.

Чтобы раздвинуть горизонт, Сергей задал второй вопрос: «Что еще может сделать наша компания (кроме продажи велосипедов) для распространения здорового образа жизни?»

Теперь уже идеи хлынули неудержимым потоком:

— создать клуб велосипедистов;

— организовать сообщества велосипедистов в социальных сетях;

— стать инициаторами городских велопробегов;

— обучать езде на велосипеде детей в детских садах и школах;

— добиться от городских властей устройства велодорожек…

Рассматривая записи идей на доске, Сергей подумал, что почти каждая из них служит развитию его бизнеса. Получается, что, делая что-то нужное для людей, он может получать значимую пользу для своей компании.

Список предложений получился таким большим, что решили создать совет по развитию велоспорта и поручить ему дальнейшую работу по отбору наиболее толковых предложений и организации их воплощения в жизнь. В состав совета избрали наиболее инициативных сотрудников, а председателем назначили руководителя отдела маркетинга.

После этого Сергей задал свой третий вопрос: «Какое достижение могло бы стать нашей общей мечтой?» Посыпались предложения, спектр которых простирался от продажи одного миллиона велосипедов до полной замены автомобилей двухколесным транспортом в масштабах всего города. После бурного обсуждения были отброшены как заведомо фантастические идеи, так и сугубо меркантильные предложения. Большинство участников собрания сошлись во мнении, что наилучшим определением общей мечты будет следующее: «Стремиться к тому, чтобы наш город стал комфортной средой для велосипедистов, а велоспорт стал любимым увлечением горожан».

Сергей, пробегая глазами по лицам сотрудников, видел, как изменились они за несколько часов этого необычного собрания. У многих горели глаза, просветлели лица. Наверное, завтра они пойдут на работу с новым ощущением значимости того, что они делают. Конечно, он отмечал среди собравшихся и скептиков, и молчунов. Но не они сегодня делают погоду.

Со временем и эти пессимисты воспримут энергию общей мечты, когда поймут, что это не только слова, а живое дело. Ведь их компания не просто продает велосипеды. Она изменяет мир, создает новую реальность в родном городе.

Станет ли эта мечта путеводной звездой компании или растворится в суете повседневных дел? Это во многом зависит от Сергея. Ведь сохранение верности выбранному курсу — обязанность лидера, который должен подтверждать преданность мечте ежедневными делами и добиваться того же от своих коллег.

Как бы там ни было, день этого собрания стал вторым днем рождения компании. Ведь в этот день она нашла свое предназначение, определила свою миссию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти миссию компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я