Как найти миссию компании

Александр Кочнев

Миссия – путеводная звезда, указывающая направление развития компании, освещающая ее предназначение и смысл существования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти миссию компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О самом главном

Организации во многом похожи на людей. Их жизненный цикл воспроизводит закономерности человеческой жизни — от рождения до старости. Эти закономерности изучаются многими исследователями, но наиболее убедительно об этом пишет Ицхак Адизес [1].

Изучение эволюции организаций от древних времен до наших дней приводит к мысли, что способы организации совместной деятельности людей тесно связаны с развитием сознания человека. В замечательной книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» [4] показано, как на каждом этапе эволюции появлялись новые типы организаций, открывающие принципиально новые возможности для человеческой деятельности. Каждому типу организации находится место в пирамиде Абрахама Маслоу [5], отражающей ступени развития сознания человека и соответствующие им уровни потребностей.

Обдумывая эти аналогии, можно предположить, что организациям, как и людям, свойственны определенные уровни сознания, ценности, убеждения, принципы поведения. Мой опыт говорит в пользу этой гипотезы. Действительно, каждая организация, с которой мне довелось познакомиться, представляет собой индивидуальность. Ее можно охарактеризовать терминами, обычно используемыми для описания личности человека.

Тема психологии и духовного облика организаций чрезвычайно интересна и заслуживает глубокого изучения. Здесь же мы обсудим лишь одну проекцию. Она имеет вполне определенное практическое значение для управления организациями. Речь пойдет о предназначении человека и предназначении организации. Как и во многих других проекциях, в которых можно сравнивать организации с людьми, здесь немало сходства.

Люди приходят в этот мир не по своей воле. Им неизвестно их предназначение и смысл существования. Поиски смысла — это путь длиною в жизнь. Собственно, «жизнь есть процесс извлечения смысла (порядка) из окружающей среды» [2]. Потребность в осознании смысла существования — наиболее фундаментальная человеческая потребность. Когда человек не находит удовлетворения этой потребности, он превращается в раба своих привычек, в робота, действующего по заданной кем-то программе, в потребителя, управляемого маркетинговыми машинами корпораций.

С другой стороны, ничто так не убивает человеческое в человеке, как деятельность, не имеющая смысла. Это хорошо понимали тюремщики ГУЛАГа, заставляя заключенных выполнять бессмысленную работу: выкапывать, а затем зарывать ямы.

Проблема отсутствия смысла жизни и ее влияние на психическое здоровье человека изучены Виктором Франклом, ставшим основателем логотерапии. Это особое направление психоанализа, основы которого он заложил, спасая людей от смерти в нацистском концлагере. Он утверждал: «Лишь в той мере, в которой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя» [7].

Человек, жизнь которого не наполнена смыслом, не знает счастья. Это установил один из основоположников позитивной психологии Михай Чиксентмихайи [8]. В своей знаменитой книге «Поток» он определил условия, при которых люди чувствуют себя счастливыми, находятся «в потоке». Это наличие цели, имеющей для человека смысл, а также возможность и способность двигаться к этой цели, одновременно увеличивая уровень мастерства в том деле, которому он себя посвятил.

С дефицитом смысла связана и проблема мотивации людей к труду. Почти невозможно найти компанию, руководители которой не были бы озабочены тем, что сотрудники мало заинтересованы в своей работе и ее результатах, небрежно относятся к клиентам, формально, без старания и вовлеченности выполняют свои обязанности.

Я не вижу в этом ничего удивительного. Люди, которые не находят смысла в работе, не могут относиться к ней по-другому. Проблема в том, что распространенные сегодня подходы к управлению, которые принято считать передовыми достижениями менеджмента, стремятся превратить людей в роботов.

Идеалом управленцев стали «инструментальные» методы, которые, в случае доведения их до совершенства, должны обеспечить полное программирование всех действий работников. Идеальный работник — робот. Идеальная организация — конвейер.

Проблема в том, что, когда эта модель сталкивается с реальной жизнью, она не работает. Люди не хотят и не могут, в силу своей природы, быть роботами, а организации — намного более сложные системы, чем технические устройства.

Понятие подлинной мотивации лучше всего раскрывает притча о трех строителях, которая приводится в начале книги.

Когда я рассказываю эту притчу слушателям на семинаре, то задаю вопрос: «Какого работника из этих трех вы хотели бы видеть в своей компании?» Ответ почти всегда один: «Третьего!» Почему? Да потому, что он работает с полной отдачей, потому, что его не нужно контролировать, потому, что он не покинет компанию в трудные времена!

За этим следует второй вопрос: «Кто должен объяснить сотрудникам, какой „храм“ они строят?» Ответ также очевиден: «Руководитель!»

Последний вопрос, уже риторический: «Много ли руководителей, которые могут, хотят, умеют объяснить своим сотрудникам, какой „храм“ необходимо построить, и вдохновить их на этот подвиг?»

Может быть, в недостатке подлинных лидеров следует искать истинную причину дефицита смысла, следствием которой является низкая мотивация людей к труду? Ведь если людям не посчастливилось попасть в организацию, которая строит «храм», то им остается только «таскать камни» и «зарабатывать деньги», чем и заняты работники в большинстве компаний. Это фундаментальная проблема. Она не решается разработкой регламентов и изобретением KPI.

Если руководитель организации не может вдохновенно, с подлинной страстью рассказать людям о том, что они строят и почему это важно для них и для всего человечества, то он не выполняет главной функции лидера — наделить людей мечтой, предложить цель, ради которой стоит жить и работать.

Осознание смысла существования организации, ее предназначения, превращает ее из бездушной машины в живой организм, соединенный с внешним миром множеством животворящих связей.

Этот переход сопровождается сменой парадигмы управления — от механических методов и программирования деятельности к саморазвитию и вовлечению в деловую активность глубинных резервов человеческой энергии, ранее не востребованной.

Для чего существует организация? Принято считать, что для зарабатывания денег своим основателям и другим акционерам… Но это верно лишь в момент зарождения бизнеса, когда предприниматель создает свое дело, руководствуясь только своими личными интересами.

Когда же компания состоялась и встала на ноги, она начинает жить своей жизнью. Основатель компании уже не может не считаться с менеджерами компании, сотрудниками и множеством других людей, связанных с его бизнесом. Он перестает быть единоличным хозяином, понимая, что его выгода обусловлена тем, в какой степени удовлетворяются потребности других заинтересованных сторон.

Компания перестает быть чьей-то единоличной собственностью. Она становится самостоятельной организационной единицей, обслуживающей интересы множества людей. Она служит всем, но является отдельной от всех системой.

Именно осознание обособленности организации порождает потребность в определении ее особого предназначения и высшей цели ее деятельности, объединяющей все заинтересованные стороны, собственные цели которых различны и зачастую противоречивы.

Историю развития компании и эволюцию сознания ее основателя мы можем проследить на примере Сергея, создавшего компанию «ВелоСити».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти миссию компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я