Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность

Александр Козлов, 2022

«Перед Вами не просто книга о древнейшей истории Московского края и его загадках. Вы держите в руках работу, автор которой оказался смелее многих академических историков и краеведов. Он не побоялся соприкоснуться с самым передним краем науки, обратившись к ДНК-генеалогии. И та ответила автору взаимностью, предоставив новые данные, с помощью которых удалось переосмыслить многие, казавшиеся хорошо известными положения, иначе взглянуть на привычные исторические трактовки, да и вообще поразмышлять вместе с читателем…»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От скифов и сарматов до ариев, от ариев до славян

СКИФЫ

Скифы (др.-греч. Σκύθης,Σκύθαι, самоназвание: Skolotoi)древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н.э. — IV в. н.э. Скифы не имели письменности, из скифского языка известно более двух сотен слов, а также личные имена, топонимы и глоссы в античных и клинописных источниках.

(Википедия)

Скифы (скифы, скифов, ед. скиф, скифа, муж. (греч. skythoi):

1. Общее название степных народов иранского (предположительно) происхождения, кочевавших за несколько веков до н.э. в северном Причерноморье и прилегающих к нему районах (ист.). «Как дикий скиф, хочу я пить» (А. Пушкин). « — Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами!» (А.Блок)

2. перен. Дикие, грубые люди (книж. устар.). «Вы образованны и воспитанны, но в сущности какой вы еще скиф» (А. Чехов).

(Словарь Ушакова)

Скифы — древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. — 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Хозяйство: земледелие, скотоводство, обработка металлов, торговля с античными городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифского государства растворились среди других племён. От скифов остались многочисленные памятники (курганы, городища).

(Энциклопедический словарь)

Скифы, ов, ед. скиф, а, м. Древние ираноязычные племена, за несколько веков до н.э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях.

(Словарь Ожегова)

САРМАТЫ

Сарматы (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н.э. по первые века н.э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом (V век до н.э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н.э.) этнонимы «савроматы» и «сарматы» употреблялись как синонимы. Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саки.

(Википедия)

Сарматы, ат и атов, ед. мат, а, м. Древние ираноязычные племена, с 3 в. до н.э. по 4в. н.э. кочевавшие в степях от Тобола до Дуная и вытеснившие из Северного Причерноморья скифов.

(Толковый словарь Ожегова)

Сарматы — общее назв. ираноязычычных племен, расселившихся с 3 в. до н.э. по 4 в. н.э. в степях от Тобола до Дуная. Ранняя история С. связана с савроматами, в среде которых, вероятно, и вызрели наиболее крупные союзы сарматских племен во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами и аланами. Расселение С. в степях Поволжья, Юж. Урала и Казахстана привело к утверждению гегемонии С. в степях Вост. Европы со 2 в. до н.э., когда одни С. (сираки и аорсы) прочно освоили Пред-кавказские равнины, а другие (языги и роксоланы), перейдя Дон, установили свое господство в степях Сев. Причерноморья. С. стали активной политической силой в международных делах древнего мира. В конце 2 в. до н.э. С. выступают союзниками скифов против войск Диофанта. Участвуют в междоусобных династических войнах Боспора. Постепенно заселяя города Боспора, С. все более придавали им греко-варварский характер, воздействуя на быт, обществ. жизнь и воен. дело Боспора. В 179 г. до н.э. сарматский царь Гатал примкнул к союзу малоазийских государств. В 1 в. до н.э. С. были союзниками понтийского царя Митридата VI в его борьбе против Рима. С этого времени бывшая территория Скифии на античной карте, составленная М. Випсанием Агриппой, стала называться Сарматией.

(Энциклопедический словарь)

АРИИ

Арии (авест. airya-, др.-инд. āŕya-, др.-перс. ariya-) или арийцы (также индоиранцы) — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и северо-западной Древней Индии (II-I тыс. до н.э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы, и все ираноязычные народы. Прародина ариев, по некоторым предположениям, располагалась между реками Днестр и Урал (ямная культура).

(Википедия)

Арии (арийцы) — название народов, принадлежащих к индоевропейской, прежде всего индоиранской, языковой общности. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

(Большой Энциклопедический словарь. 2000)

Арии — термин, имевший различное употребление в научной литературе. Уже с середины 19 века понятие «Арии» (или «арийцы») применялось для определения народов, принадлежавших к индоевропейской языковой общности. Это употребление термина «арии» характерно для расистской литературы (в частности, фашистской Германии), придавшей ему тенденциозное и антинаучное значение.

Единственно оправданным и принятым в настоящее время в науке является применение термина «арии» по отношению к племенам и народам, говорившим на индоиранских языках (восточной ветви индоевропейской семьи языков). В древнейших памятниках индоиранских народов они называют себя Ариями, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов. От слова «Арии» происходит целый ряд географических и этнических названий: инд. Арьяварта, авест. Арьянаваэджа, современное название Иран (от Aryanam — «страна Ариев») и др.

(Советская энциклопедия. 1973–1982).

Разговор о скифах, сарматах и ариях мы намеренно начали с толкования в словарях, чтобы показать, насколько они отличаются друг от друга, и сколько разных несостыковок в этих энциклопедических изданиях. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более детально.

Итак, обратимся к письменным источникам. В «Повести временных лет» читаем: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». И далее под 907 г. аналогично: «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь»». Аналогично записано в Ипатьевской и Никоновской летописях, Тверском сборнике и других летописях. В качестве праотцов русского народа и всех славян названы скифы и в «Сказании о Словене и Русе».

Как видим, идет перечисление славянских племен и при этом ясно говорится, что у греков эти славянские племена назывались «Великая Скифь», причём в процитированных текстах иное толкование просто невозможно. Таким образом, славяне у греков назывались скифами. В подтверждение этому в «Истории» Льва Диакона, например, русские названы скифами 63 раза, росами — 24 раза, тавроскифами — 21 раз. Вот отрывок, где Лев Диакон без перехода, тут же росов называет скифами: «…росы же, подбадриваемые своим военачальником Сфенкелом, который был у скифов третьим по достоинству после Сфендослава (Святослава)».

И еще эпизод: «Так они (ромеи) достигли царского дворца, в котором сгрудилась лучшая часть войска росов. Но скифы, находившиеся во дворце…». Для Льва Диакона — скифы = славяне = росы = русские. После Льва Диакона этникон «тавроскифы» применительно к русским употреблялся и другими авторами (Анна Комнина, Никита Хониат и др.). Отождествляет тавров с росами и Евстафий в комментариях к «Землеописанию» Дионисия.

В Мазуринском летописце сказано: «…новопришельцы скифы начата именоватися — словяня…». Из Иоакимовской летописи также следует, что скифы были славянского рода. В Никоновской летописи прямо сказано: «…словеньскому же языку, якоже рЪкохомъ, живущи на Дунай, пршдоша отъ скифъ…».

В Велесовой книге (подробный рассказ о ней читайте в главе «5 особенно знаковых книг по истории Древней Руси») упоминается, что в период проживания русов в Причерноморье соседями их были племена, которые русы называли — иронцы. Они являлись не просто соседями, а союзниками русов, оказывали им военную помощь. Возможно, иронцы Велесовой книги и являлись племенами скифов-индоиранцев, из-за которых и относят скифов к индоиранской языковой группе. Из текста Велесовой книги можно сделать вывод, что в Причерноморье иронцы были господствующим народом, относительно лояльным к предкам славян: «…И наших в кабалу не брали и Русам так жизнь русскую оставили». Наверное, упоминаемые в Велесовой книге иронцы и есть те скифы, которые Геродот называл царскими. Кстати, самоназвание осетин, которых считают потомками скифов, — именно иронцы.

Соответственно, если скифы — это славяне, то, учитывая указываемое многими древними авторами родство сарматов и скифов, сарматов также следует считать славянами. О родстве скифов и сарматов сказано и у Геродота. Он писал, что савроматы говорят на скифском языке. Страбон в своей «Географии» отмечает, что сарматы — тоже скифы. Курций Руф в «Истории Александра Великого» также говорит, что скифское племя не сопредельно с сарматами, а составляет часть их.

В то же время сарматы и самостоятельно определяются как славянское племя. В Певтингеровых таблицах славянское племя венедов названо сарматами «Venadi Sarmatae». К сарматам причислял венетов и Плиний. Славянские племена вандалов или венедов называл сарматами также Прокопий Кесарийский. В Иоакимовской летописи, как пишет В.Н. Татищев, славяне именуются сарматами. Следует также сказать, что и более поздние авторы называли скифов и сарматов славянами. М.В. Ломоносов писал, что славяне и сарматы были одним народом, причем первым именем с древних времен сами себя называли от славных дел, а другим именем от греков и римлян.

«Сарматы» — это не самоназвание народа, а прозвище, данное этой группе племён опять же греками. Вначале греки относили их к скифам (ираноязычным). Но со временем обнаружили, что по видам хозяйственной деятельности, языку и обычаям сарматы существенно отличаются от кочевых скифов. Можно предположить, что сарматы — это переселенцы последней, крупной волны, пришедшие из районов, расположенных северо-восточнее Каспия. Сарматы смешались с близкими к ним потомками киммерийцев, проживавшими в Приазовье и в Поволжье. Возможно, поэтому Геродот и сообщал о сарматах, что они «говорят на испорченном скифском». Сарматы до переселения в Восточную Европу жили между Волгой до Каспия и Уралом, поэтому их язык подвергся меньшей иранизации и был более близок к общему индоевропейскому праязыку, который в наибольшей степени сохранили праславяне Русской равнины.

В.Н. Демин рассматривал наименование «сарматы» как состоящее из двух слов — «сар» и «мат». По мнению В.С. Державина, слово «сар» означает имя народа, племени, а «мат» — «народ». По его мнению, от имени этого племени происходят наименования с корнем «сар» — Саратов, Саркел и др. Демин также считал имя «сарматы» древнеиндоевропейским и переводил его как «царская мать», так как «сар» — означает «царь», а «мат» — «мать». Данное слово можно понять и как народ, где царствует мать, и как «подданные матери». Индоиранское «sar — mat» имеет значение — принадлежащий женщинам. Большую роль женщин в сарматских племенах отмечают древние западные и арабские историки. Это подтверждают и археологические материалы. В погребениях женщин сарматов (савроматов) часто находят предметы вооружения и конское снаряжение. Западные историки в некоторых работах женщин отдельных сарматских племён называют амазонками. Истинное же значение слова «сарматы» может объединять оба эти предположения. До нас это название дошло от греков, поэтому вероятность искажения его достаточно велика. А вот самоназвание сарматов — «arya».

И.Е. Забелин в «Истории русской жизни с древнейших времён» говорит, что савроматы были славянскими племенами, при этом приводит слова Помпония Мела, что в Сарматии было много племён, но все говорили одним языком. Значит, вся территория Сарматии была заселена одним славянским народом. И еще, пишет И.Е. Забелин, что по характеру этого языка и все другие обитатели нашей равнины явственно могли называться сарматами, то есть, в сущности, славянами, и сармат в собственном смысле был славянин. За скифское происхождение славян выступал и Д.Я. Самоквасов. Д.И. Иловайский замечает, что Русь скрывается в VII–IX веках в византийской историографии под общими именами скифов и сарматов. Из приведённых выше сведений достаточно убедительным является вывод о славянстве скифов и сарматов, и, что естественно, говорили они на славянском языке.

Необходимо отметить, что русский историк Василий Маркович Флоринский на основе изучения древних сибирских курганов, в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданный в Томске в 1894 году, нашёл ответ на вопрос, каким народам принадлежат тысячи древних курганов, разбросанных на просторах Сибири. Его ответ — древнейшее население Сибири принадлежало к арийцам, племенам, ставшим позднее известными истории как славяне.

А вот как А.А Клёсов. определяет принадлежность людей к скифам и ариям в книге «Народы и личности. Что показал ДНК-анализ?», изданной в московском издательстве «Наше завтра» в 2022 году: «Скифы и сарматы представляют очередную историческую загадку в отношении своего происхождения и генеалогической связи с нашими современниками. Нет у историков обоснованного ответа на то, какие генеалогические отношения были у скифов и современных русских. Более того, у них даже нет ответа на вопрос, различались ли скифы и сарматы, и если да, то по каким чётким признакам. Все, что они (историки) могут, — это бесчисленное количество раз цитировать Геродота, что «сарматы проводят всю жизнь в повозке и на коне». Главные признаки скифов у историков — это известная «триада»: железный меч, конская сбруя и звериный стиль, но штука в том, что у сарматов — та же триада. Поэтому многие историки-археологи признают (но в статьях об этом, конечно, не пишут), что так и не знают, какая на самом деле разница между скифами и сарматами, а уж что до того, являются ли те и/или другие предками славян (или русских), — это уже за гранью их знания. Да и действительно, как можно их (историков) судить: нет у них соответствующего понятийного аппарата, не говоря о четких критериях… ДНК-генеалогия — во всяком случае, по уже имеющимся данным — четко показывает: если в ископаемых костях гаплогруппа R1a-Z93 — скиф, если гаплогруппа R1b-Z2103, да еще костяк лежит на спине, — сармат. Но историки-археологи этого пока не знают и, похоже, знать пока не хотят». А далее он уже более подробно раскрывает суть уже полученных данных по ископаемым ДНК ариев и более поздних скифов:

«Внимательный анализ полученных данных по ископаемым ДНК ариев и более поздних скифов показал, что гаплогруппа ариев R1a-Z645 (образовалась 41 снип-мутацию, или примерно 5900 лет, назад) шаг за шагом, а именно мутация за мутацией переходила в одной из ее ветвей к нижестоящим снипам Z93 (32 снип-мутации, или 4600 лет назад) и далее Z2123 (29 снип-мутаций, или 4200 лет, назад). Эти снипы, а также сама гаплогруппа R1а, прослеживаются на всем миграционном пути ариев и затем скифов — от фатьяновской археологической культуры (4900-4000 лет назад) на территории будущей центральной России через культуры срубная, потаповская, синташтинская и андроновская на Южном Урале и в Северном Казахстане, от которых гаплогруппа R1a-Z2123 расходится на два направления — одно уходит на юг в Индию примерно 3600 лет назад, другое продолжает миграцию на восток через археологические культуры карасукскую (3200-2800 лет назад), тагарскую (2800-2300 лет назад), таштыкскую (2200-1500 лет назад), и по всем этим культурам обнаружена гаплогруппа R1a, и если определялись снипы — то Z2123. И сейчас у хакасов содержание гаплогруппы R1a-Z93 составляет от 30 до 40 % (по разным выборкам), они — наследники скифов. На Алтае выделяют археологические культуры «скифского круга», опять с гаплогруппой R1a, правда, наряду с другими, например, гаплогруппой N1a1, носители которой прошли через Алтай и отправились на север, и далее на запад, через средний Урал, и через тысячелетия на Русскую равнину. Скифские же времена археологи отсчитывают примерно от VII века до н.э., то есть около 2700 лет назад, времена завершения карасукской культуры в Южной Сибири и последующих обратных кочевых передвижений между Алтаем и Причерноморьем. Итак, характерной меткой скифов является гаплогруппа R1a-Z2123. Но поскольку археологи не могут, как правило, отделить скифов от других степных кочевых племён, а методами ДНК-генеалогии они пока не пользуются, то придерживаются расплывчатых определений Геродота. Поэтому в скифов зачисляют — не ведая об этом — носителей гаплогрупп G2a, С, R1b, N1a1 и других, оттого и много путаницы в отнесении признаков материальной культуры, положений костяков в захоронениях и так далее.

Но конкретные данные по описанной выше гаплогруппе скифов постепенно пробивают себе дорогу. В волжских степях Самарской области в захоронении, отнесенном к скифскому, нашли ископаемый образец ДНК с гаплогруппой R1a-Z2123, как и должно быть, с археологической датировкой 2305±90 лет назад, то есть конец прошлой эры, классические скифские времена. Определенно, у тех, кого археологи относят к скифам, найдут и другие гаплогруппы, но каждый раз будет стоять вопрос: это действительно были скифы или другие степняки, с другой историей происхождения. И здесь археологам надо будет более внимательно изучать соответствующие материальные признаки, они действительно «скифские» или могут быть другими. И эти проблемы уже появляются. Помимо упомянутой выше гаплогруппы R1a-Z2123 в волжских степях найдены еще два образца с гаплогруппой R1a-Z93 на левобережье Дона в Ростовской области, которые были по археологическим признакам отнесены к хазарским, но это типичные ДНК потомков скифов. Также найдены две скифские гаплогруппы R1a-Z645 и R1a-Z645-Z2123 на Алтае и в Туве, но к скифам археологи отнесли и образцы с гаплогруппами Rlb-Z2l03 (определенно сармат) и Q1a (степняк, по гаплогруппе родственный монгольским племенам)».

Ну что? Мне кажется, точнее и не скажешь. Все абсолютно понятно и прозрачно! Собственно говоря, как в любой точной науке. А ведь именно к прозрачности и ясности выводов по тем или иным событиям мы и стремимся в этом нашем историческом исследовании. Как минимум, по этим меткам и гаплогруппам можно хоть как-то составлять достаточно объективный «портрет» как скифов, так и сарматов с ариями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я