Через любовь к себе – к богатству жизни!

Александр Ковтун, 2015

Любовь к себе часто и много пропагандируемый прием, который стал основным для многих современных психологических методик. Но как реально выяснить свое отношение к себе и изменить его при необходимости, инструкции даются редко. Книга «Через любовь к себе – к богатству жизни!» исключительна по своей эффективности. Вы найдете: • приемы и навыки, которые позволят освободиться от прошлых негативных оценок самого себя; • пересмотреть свое отношение к себе и посмотреть на жизнь с совершенно новой точки зрения; • обрести позицию человека, любящего себя и благодаря этому любящему весь мир. Человеку, избавившемуся от нелюбви к себе, открывается все богатство нового восприятии себя и мира, своих возможностей. Мир становится красочней и богаче, планы опираются на реальные способности и возможности. Тому, кто доверяет своим собственным ощущениям и умеет с ними работать, доступно все в этом мире!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Через любовь к себе – к богатству жизни! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Любовь Versus (VS) нелюбовь к себе?

Versus (лат.) — против;

в сравнении с;

в зависимости от;

по отношению к;

по направлению к.

Примеч. автора

Наверняка у кого-то могли возникнуть вполне законные вопросы по поводу любви к себе. Обычно люди, услышав про любовь к себе, сразу же начинают говорить про… эгоизм. Поэтому для дальнейшего разговора давайте-ка сначала разберемся с разницей между любовью к себе и эгоизмом. Для этого я позволю себе обратиться к некоторым мыслям, высказанным немецким социологом, философом, социальным психологом, психоаналитиком Эрихом Фроммом.

Идея, выраженная в библейском «Возлюби ближнего, как самого себя», подразумевает, что уважение к собственной целостности и уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду. Любовь к своему собственному «я» нераздельно связана с любовью к любому другому существу.

Подлинная любовь — это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. А значит, никаким духовным постулатам любовь к себе не противоречит! Ближнего сможешь полюбить, если сможешь полюбить себя!

Эгоистичного человека волнует только собственное «я», он желает всего хорошего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет. На внешний мир он смотрит с точки зрения того, что он может получить от него для себя; такой человек безучастен к потребностям других людей, он не уважает их достоинство и целостность.

Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, более того — по сути он себя ненавидит. Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем «я». 3. Фрейд придерживается мнения, что эгоистичный человек влюблен в себя, он нарциссист, раз отказал другим в своей любви и направил ее на собственную особу. Безусловно, эгоистичные люди не способны любить других, но точно так же они не способны любить и самих себя.

Э. Фромм. «Искусство любви»

Что касается вашего первичного отношения к любви к себе, то позволю себе сослаться на 3. Фрейда.

Фрейд любовь к себе приравнивал к нарциссизму: обращение либидо на самого себя. По Фрейду, нарциссизм являет собой раннюю стадию детства и человеческого развития. Взрослый человек, который в своей жизни возвращается к нарциссистской стадии, неспособен любить, а в крайних проявлениях это ведет к безумию. Фрейд утверждал, что любовь — это проявление либидо, и если оно направлено на других людей, то это любовь, а если на самого носителя его — это любовь к себе. Из этого следовало, что понятия «любовь» и «любовь к себе» взаимно исключались в том смысле, что чем больше первая, тем меньше вторая. И если любить себя — плохо, то отсюда следует, что не любить себя — добродетельно? И эта логическая ошибка до сих пор, по выражению Фромма, влияет на многих людей.

Вот только что я познакомил вас с некоторыми взглядами психологов на принципиальные различия между любовью к себе и эгоизмом. И, наверное, самое интересное то, что, несмотря на разное отношение к любви и к эгоизму, окружающие нас люди этим пользуются, причем, как правило, пользуются для достижения своих целей, к нам никакого отношения не имеющих. Наверняка у каждого из вас есть собственные примеры из жизни, когда другие люди, укоряя вас в эгоизме, пытались добиться каких-то ваших действий, которые нужны были не вам, а им?

И получается довольно-таки безрадостная картина. Оказывается, что то, что нам внушали как непреложные истины в детстве, с одной стороны, не противоречило истине — о других надо заботиться. В то же время, с другой стороны, являлось и является до сих пор прекрасной волшебной палочкой управления нами самими — думать о себе, любить себя плохо, аморально. Это утверждение заставляло любого при появлении естественного желания позаботиться о себе испытывать муки совести. Ведь это некрасиво и т. п. Хотя и про совесть, наверное, пару слов сказать просто необходимо. Так уж повелось, что люди под совестью понимают соответствие человека каким-то нормам, единым для всех людей. Да только кто эти нормы вывел? Искать ответ на этот вопрос придется долго. А вот как вы отнесетесь, уважаемый читатель, к такой формулировке совести, какую вывел Фромм: «Совесть это то, что Я думаю о себе и своих действиях». Есть еще и такое выражение, в народе говорится: совесть — это бог внутри человека. Здесь тоже не все однозначно. Ведь маленький человечек рождается и начинает ориентироваться на поведение взрослых (родителей). И в какой-то момент эти внешние нормы становятся слитными, едиными с внутренней сутью молодого человека. И уже молодой человек не мыслит себя без этих, встроенных в него и ставших с ним едиными, внешних норм.

Однако моя цель — не обсуждение неких моральных норм. В конце концов, каждый сам решает для себя что плохо, что хорошо. Я хочу предложить вам рассуждать вместе со мной о том, что мы имеем в плане любви к себе на сегодняшний день или, если быть точнее, в плане нелюбви к себе. И если обнаружится в ходе рассуждений, что в результате каких бы то ни было моментов воспитания мы имеем ограничения своего потенциала, своих возможностей, предложить вам алгоритм — каким образом, с помощью каких приемов можно попытаться все-таки вернуть себе ту самую любовь к себе, которая и позволит нам любить других людей, окружающий мир и раскрывать все возможности, подаренные нам природой по праву рождения.

Теперь, когда принципиальные различия между эгоизмом и любовью к себе оговорены, давайте рассуждать дальше.

Согласен, для кого-то непривычно и даже удивительно говорить о любви к себе, так как многие на 200 % уверены, что уж себя-то они любят.

Так ли это? Разберемся на примере собственной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Через любовь к себе – к богатству жизни! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я