Прошлое под ногами

Александр Кандия

Эта книга открывает серию рассказов, посвященных истории острова Крит. Глазами экскурсовода Василия Кочерова, оказавшегося в прошлом. Читатель познакомится с богатой историей острова. Первая книга переносит читателя в эпоху расцвета Древнекритской цивилизации. Вместе с Василием читатель увидит, как жили люди в ту далекую эпоху. Книга богато иллюстрирована цветными фотографиями, большинство из которых сделаны были автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое под ногами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Ужин. Блюда минойской кухни. Неторопливая беседа. Василий удивлен рассудительностью древних людей.

Атарик встал, сбросил с себя плащ, который его укутывал и предстал перед Василием, в каком-то непонятном килте или юбке из белой ткани. По нижнему краю этого килта, висели маленькие грузики, которые придавали красивую форму этой одежде. Несмотря на свой невысокий рост, миноец, был ладно скроен, сухощав, но довольно мускулист. На шее у Атарика была толстая золотая гривна, а на пальцах пару перстней печаток. На тонкой осиной талии Атарика был широкий кожаный пояс с металлическими бляшками, и за поясом был заткнул большой бронзовый кинжал.

— Даааа, с моим-то ножичком против этого кинжала я бы мало имел шансов, — подумал Василий. Он вспомнил, что когда входил в зал, незаметно засунул складной нож в карман. Кстати, там он и лежал о сих пор.

Они прошли в соседнюю комнату, откуда вышли на терассу, где был накрыт стол.

Как и не сдерживался Василий, но вздох удивления таки вырвался из его груди.

Густой, влажный воздух пропитанный ароматами трав, кипариса, каких-то хвойных деревьев, буквально ворвался в его легкие. Несмотря на то, что на Крите вообще воздух считается одним из самых чистых не только в Греции, но и в Европе, по сравнению с тем, чем сейчас дышал Василий, это был просто смог. Этим воздухом не только хотелось дышать, его хотелось пить, наслаждаться этими ароматами. Он окинул взором место, где они стояли. Вокруг довольно большого строения, находились разные разноцветные домики, одно-, двух-, и даже трехэтажные. Деревня буквально утопала в зелени, а вокруг нее находился густой лес, где слышались крики, каких-то птиц. Все дома были с плоской крышей — терассой. Недалеко от виллы или дворца, где находился наш герой, протекала речка, берега ее заросли камышом, плавали утки. А за рекой была видна гора Юхтас, но опять же, ее было трудно узнать. Сейчас эта гора была лысой. Одиночные деревья только растут то там, то здесь. А вот древняя гора, была покрыта лесом целиком. Только лишь в некоторых местах на вершине были видны несколько строений.

«Храмы» — подумал Василий.

Он вспомнил, что археологи нашли остатки трех храмов на этой горе. И в одном храме были найдены следы человеческого жертвоприношения. От этого воспоминания ему стало не по себе. Археологи не знали, кого принесли в жертву критяне, но было известно, что это был юноша 17—19 лет. Вспомнив об этом, Василий, облегченно вздохнул, ему как-никак было уже 47, значит на роль жертвы он не подходил.

На север от дворца шла дорога, мощенная каменными плитами. Такими, какие лежали во дворе у Василия. Такими, одну из которых он поднял, чтобы попасть сюда. Дорога была довольно ровной и широкой

Тем временем, Атарик и Илусана сели за стол. Василий так же занял место, отведенное для него. Смуглая девушка, тоже в сборной юбке, и жакетке, но из более простой ткани с бронзовыми украшениями на ногах и руках, принесла большой бронзовый таз с водой, где плавали лепестки роз и пахло медом. Сначала она поднесла жрице, та помыла руки, и вытерла их о полотенце, которое висело на плече у девушки, затем она поднесла таз Атарику и только потом Василию.

«Странно, — сказал сам себе Василий — у нас все наоборот. Сначала гость моет руки, а потом хозяева».

— У нас сначала руки моет хозяин, потом гость — как бы показывая гостю, что его не собираются отравить! — с усмешкой сказала жрица.

«Неужели читает мысли?» — подумал Василий и посмотрел на Илусану.

Он увидел озорной огонек в ее глазах, вернее лишь на долю секунды ему это показалось.

«Значит читает!» — пришел к заключению он.

После того, как все помыли руки, на стол стали ставить блюда.

Вообще-то и сам стол был довольно занимательным. Это был большой круглый стол. На нем сверху стол еще один поменьше, который крутился. Такие столы Василий видел в Китае, а так же в археологическом музее Ираклиона. Это был очень удобный стол. На вращающийся стол ставились блюда, и каждый, кто хотел их взять, просто вращал этот стол к себе и брал что хотел. Не надо было просить кого-то, чтобы ему передали то или иное блюдо.

Перед Василием стояла глиняная тарелка, с красивыми узорами, деревяная ложка, похожая на лопатку, и чаша.

На вращающемся столе стояли пиалки с оливками, оливковой пастой, сыром. В центре стояло блюдо с лепешками. Было несколько пиал с какими-то травами, свежими или вареными.

Василий стал брать всего понемножку, кроме трав. Зелень он не любил с детства.

Оттиск древнекритской печати.

Блюда, которые возможно подавались в доме Илусаны.

Оливки были маленькими, горько-солеными. Такими — какими их едят сейчас критяне. Эти маленькие оливки называются полудикими. И местные жители из них и масло давят, и солят на еду.

Сыр тоже был своеобразный на вкус, чувствовались какие-то травы.

Служанка налила в чаши красное вино. Хоть Василий и не пил, но древнее вино хотелось попробовать. Он обратил внимание, что первой все блюда пробовала жрица, и ей наливала служанка первой вино.

Вино было очень приятным на вкус, с ароматом меда. Василий вспомнил, что археологи нашли давильни винограда в районе Арханеса, которые датировались 22—25 веком до н. э. Здесь с древних времен изготавливали вино. И сейчас Арханес является одним из центров виноделия, но такого вкусного вина уже не делают.

После закусок принесли вареное мясо (козлятина), чечевицу и фасоль с ароматическими травами. Ужин был вкусный, и Василий уплетал все за обе щеки.

Но у него назрел вопрос, который он не замедлил задать жрице.

— Скажите, пожалуйста, вот у вас обычай, что все сначала пробует хозяин, а потом гость, как бы показывая, что его не хотят отравить. А что часто у вас травят?

Илусана улыбнулась.

— Иногда бывает. Вообще-то этот обычай к нам пришел из Кеми, вы его называете Египет. Там действительно часто травят всех и вся. Наши торговцы, моряки часто туда плавают, вот и привезли этот обычай к нам. В свое время кемийцы или египтийцы («египтяне» — мысленно ее поправил Василий), даже отказывались есть у нас из-за того, что мы сначала кормили их, а потом сами ели. Но потом все наладилось.

— А кто эта девушка, что подает нам еду? Рабыня? Живая мертвая, так их называют египтяне?

— Нет. — озорно блеснула глазами жрица. — Эта девушка учится в храме. Обучение начинается с самых простых работ. Сначала, уборка помещений, кухня, подача блюд и потом она поднимается выше и выше, а на ее место приходят другие. Я сама когда-то так начинала. Ведь не познав тяжесть труда, ты не сможешь правильно понять и тех людей, которые им занимаются.

— Согласен — буркнул Василий.

Каждый вопрос который он задавал своим собеседникам, показывал ему, что многое он не понимает или не знает. И эти люди, которые жили 4 тысячи лет назад, учат его и открывают глаза как школьнику. А ведь он считал себя далеко неглупым человеком.

— Значит, в храм может прийти каждый? — спросил он.

— Прийти — да. Но остаться — не каждый. Боги сами отбирают тех, кого они хотят видеть своими жрецами. Кто такой жрец? Человек, который является посредником между богами и людьми. Жрец не должен быть плохим человеком. Он должен понимать каждого, кто обращается к нему, а так же правильно понимать то, что говорят боги.

Мне доводилось быть в Египте, видеть храмы и египетских жрецов (теперь правильно говорит — автоматически отметил Василий). У них тоже много богов, но это все злые боги и соответственно злые жрецы. Поэтому мы не имеем никаких связей с ними. А в каких богов вы верите, Васили? У вас тоже есть Потния, Иштар, Лато?

Вероятное изображение богини Потнии. Оттиск печати

Этот вопрос застал Василия врасплох. Он хорошо знал историю религии, разбирался в религии, но чем больше он изучал ее, тем больше у него было к ней вопросов. Тем дальше он отделялся от религии. В свое время он спросил одного духовного настоятеля монастыря на Крите — почему так происходит? Почему у него столько вопросов, на которые он не может найти ответов?

На что духовник сказал ему: «каждый ищет свой путь к своему Богу! Ты ищешь — и найдешь его!»

— Видите ли, Илусана, в мое время на земле есть много религий. Самые крупные это христианство и ислам. В принципе, они очень похожи, но из-за некоторых разногласий на протяжение многих столетий люди убивали друг друга. Во имя бога, за бога. Хотя главная заповедь и христиан, и мусульман — «не убий». Христиане верят в Иисуса Христа, сына божьего, который был отправлен богом на землю для искупления грехов человечества, а мусульмане верят в Аллаха

(так они называют бога своего). Позже люди назначили сами святых (помощников, как можно сказать) и очень быстро количество их выросло, например, у мусульман до 40 тысяч, а у христиан где-то чуть меньше ста тысяч, если взять два направления православие и католицизм.

— Извини меня Ва-си-ли. Я ничего не поняла из того, что ты сказал. Т.е. 40 тысяч помогают богу? Зачем? Какой он тогда бог? Или 100 тысяч — другому? Почему у вас так все запутанно?

— Дорогая моя Илусана, чем запутаннее религия, тем больше денег она приносит нашим жрецам, мы их называем священниками. Мы верим, что если человек будет хорошо жить на земле, то после смерти попадет в рай. А если будет плохо жить, нарушив заповеди — не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй и т.д., то попадет в ад, где будет вечно мучаться. Но это не мешает некоторым людям призывать к убийству, лгать, обманывать. Многие просто не могут самостоятельно анализировать и мыслить события. Такими людьми легко манипулировать в своих целях с помощью религии.

— Странно. Очень странно — сказала Илусана. — Если у вас такие плохие боги, то почему вы в них верите? Если боги хорошие, то почему они позволяют вашим жрецам так себя вести? И почему они разрешают убивать других людей в честь себя? Бог — это та сила, которая управляет нами, природой, нашей жизнью. У нас есть много богов, каждый управляет чем — то. Например, есть бог воды, бог ветра — главная у нас одна богиня — Потния. Она управляет всем в этом мире. Это сама природа. Мы верим, что в нашей голове живет дух. Он прибывает к нам с далекой планеты. Эта планета называется Дарана. Когда рождается ребенок, этот дух поселяется в его голове. Он живет вместе с ним, растет, развивается, управляет этим человеком. Когда приходит время человеку умирать, тело холодеет и тогда дух покидает его и летит на суд к Потнии — природе. И мать-природа судит этот дух. Если он прожил честную жизнь, принес пользу людям, оставил после себя память, то он возвращается на эту планету и там счастливо живет.

Если он вел неправильный образ жизни, то в качестве наказания Потния отправляет его опять на землю, в другое тело, и дух начинает все заново. С планеты Дарана Потния отправляет духов за их проступки. Только мы не знаем за какие. Таким образом, наказание человека происходит здесь, а не в каком-то мифическом аду.

И опять Василий почувствовал себя в дураках. Эта жрица ему разложила все так четко и красиво, что он, человек из будущего, с высшим образованием физика, не мог ничего возразить.

— Видишь ли, Илусана, в нашем обществе есть много несправедливости, много жестокости, лжи. Может быть судьба неспроста меня забросила к вам. За сегодняшний день, я узнал от вас очень многое. И не могу сказать вам ничего хорошего про нас. Про нашу жизнь.

— Ты устал сегодня Ва-си-ли, тебе приготовят ванну и отведут тебя в твою комнату. Завтра мы отправляемся в Кануту, где тебя хочет увидеть, наши Мать и Отец кормильцы. Так мы называем наших правителей. Так что тебе надо отдохнуть. День у тебя был сегодня тяжелый.

Василий, действительно понял, что сильно устал сегодня. Он с удовольствием бы просто плюхнулся в кровать, но не хотел показаться грязнулей перед этими людьми из прошлого, которые каждый раз ему доказывали превосходство своего образа жизни над его.

— Спасибо вам — и тебе Илусана, и тебе Атарик за гостеприимство. Я благодарен вам за вашу заботу и буду рад завтра с вами поехать в Кануту. Мы его называем Кноссос.

Покинув стол, служанка отвела Василия в комнатку, где стояла маленькая глиняная ванна, уже наполненная горячей водой. Рядом стояло два чана с горячей и с холодной водой и третий, от которого пахло травами. Девушка знаками предложила ему раздеться и сама покинула комнату. Как только Василий разделся и сел в ванную (а надо сказать, что для его роста в 1,88 и веса в центнер, ванна показалась игрушечной), в комнату вошел огромный черный негр, в белой набедренной повязке. В темном сумраке, блистали лишь глаза и зубы.

Древнекритская ванна, найденная в Кносском дворце.

Но негр сложил на груди руки, поклонился Василию и указал на широкую деревянную скамью, рядом с ванной. Показывая знаками, что он ему сделает массаж.

— Теперь понятно, — сказал про себя Василий — массажист. Предупреждать надо, а то так заикаться можно начать. Сидишь себе в ванне отдыхаешь, а тут негр заходит с ухмылкой. Хрен его знает, зачем он пришел!

Василий лег на скамью и сразу понял, что негр — массажист со стажем. Под его стальными, даже нет, титановыми пальцами, шея, спина, ноги сразу потеряли чувствительность. Массажист его складывал и раскладывал, раскатывал как тесто, мял, а затем опять раскатывал. Тело превратилось в комок боли. Такое было с Василием в Китае, когда его партнер повел на ножной массаж. Потом неделю он ходил как больной.

Наконец муки закончились. Негр поднял Василия и с плеском опустил в ванну. Кипяток ошпарил измученное тело, и стон вырвался из легких. Массажист видать подумал, что это благодарность, улыбнулся, опять поклонился и исчез за дверьми.

Руки Василия не шевелились, ноги тоже, тело не слушалось.

«Если меня до завтра не вытащат из ванны, на утро у них будет знатный холодец» — подумал Василий.

Боль в теле проходила, оставляя после себя приятную истому. Руки и ноги начали опять шевелиться, так что можно было вылазить из ванны. Только он пошевелился, как в ванную вбежали две смуглых девушки с белыми полотенцами и какими-то непонятными инструментами.

— Этого еще не хватало! Сижу, блин, перед девушками голый, как хрен на грядке. И прикрыться нечем! — разозлился Василий.

Девушки, хихикая и подталкивая друг друга, предложили Василию встать во весь рост и вытянуть в стороны руки.

Василий встал, повернулся к ним спиной, вытянул руки и замер. Он почувствовал, как ему шею, спину, ноги начали скрести какими инструментами. Довольно ловко.

— Скребки для удаления грязи с тела. — сказал сам себе под нос Василий.

Так же быстро его очистили и спереди, хотя руки уже не были вытянуты в стороны, а закрывали то, что должны были закрыть.

После такого очищения на него вылили травяную настойку и замотали в полотенца, от которых пахло ромашкой и шалфеем.

Рядом с ванной стояли сандалии. Взяв свои вещи, Василий пошел вслед за девушками.

Перед тем, как отвести его в спальню, они ему показали еще и туалет. Вообще они были хохотушки, а может быть от неловкости, они тихонько хихикали.

Как были устроены туалеты у минойцев, Василий прекрасно знал. В Кносском дворце английский археолог Эванс нашел туалетные помещения и центральную канализацию!

Наконец-то он добрался до спальни. Это была небольшая чистая уютная комната с окнами во двор. Деревянная кровать стояла напротив окна и оттуда дул легкий ветерок, наполненный ароматом цветов.

Василий аккуратно присел на край кровати и обнаружил с удивлением, что матрас набит ароматными травами — тут был и чабрец, и ромашка, и шафран. Такими же травами была набита и подушка. Вещи он положил на скамью рядом с окном. И как только его голова коснулась подушки, он моментально провалился в глубокий сон.

Такого аромата он не слышал давно. Так пахла перина в доме его бабушки, когда он был маленьким. Как все дети, он любил своих бабушку и дедушку, которые окружали его постоянно заботой и любовью. Но, к сожалению, они рано ушли из жизни.

Критская ванна из Археологического музея Ираклиона.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое под ногами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я