Наша йога. Теория и практика

Александр Игоревич Борилло

В книге рассказывается об истинном предназначении йоги, об удивительных возможностях, которые она открывает всем, желающим её изучить, и о том, с чего следует начинать её освоение.Книга рассчитана на широкий круг читателей, заинтересованных в вопросе восстановления собственного физического, психического и душевного здоровья посредством самостоятельного освоения учения йогов.«Наша йога» – это книга для тех, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему, во всех смыслах этого слова.

Оглавление

О ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ

Глава 1: Значение философии

Прежде, чем приступать к изучению философии йоги, разумно будет для начала, поинтересоваться вопросом: а что же это такое — философия вообще?

В 1953 году в США вышла книга одного американского философа. Его имя — Берроуз Данэм. Книга называлась «Гигант в цепях».

За несколько дней до этого Б. Данэм был вызван в Комиссию Конгресса по антиамериканской деятельности, где отказался отвечать на вопросы.

Понятно, что книга на родине философа популярности завоевать не смогла. Зато она получила заслуженное признание в Индии, а затем в СССР. Возможно ли, чтобы какие-то философские размышления были опасными для такого государства как США? «Да, возможно», — очевидно посчитали тамошние правительственные чиновники.

О чём же книга?

О многом, в том числе и о том, что каждый человек, знает он об этом или нет, является философом. Книга начинается так:

«Когда солнце клонится к закату, люди утомлённые и измученные, бредут различными тропками навстречу своему освобождению. День был тяжёлый, перемежавшийся маленькими волнениями из-за неудач и успехов: истрачено восемь часов человеческой жизни (кто знает, насколько плодотворно?) для того, чтобы приобрести средства, дающие возможность проработать ещё восемь часов.

Рядовой человек, на которого так часто ссылаются и который ни разу ещё не сказал ни слова, оказался, наконец, там, где его можно встретить, — на улице.

Он проходит мимо банка, где хранятся его деньги, причём деньги охраняют и от него самого — банк закрывается в три; мимо витрин магазинов, где сообщается о скидке на товары, но которые он всё равно не может себе купить…; мимо баров, где пьют забулдыги… Он садится в автобус, в поезд или троллейбус и через небольшой промежуток времени, воспоминание о котором не сохраняется в памяти, он прибывает домой.

Он живёт здесь если и не совсем на небесах, то по крайней мере в укрытой гавани:

здесь у него любимое устойчивое однообразие, на поддержание которого он всю жизнь тратит свои силы, здесь собрано всё, что представляет для него непосредственную ценность, здесь его скала и башня, откуда он, надёжно защищённый, смотрит на мир. Он всегда строит её, эту башню, и в фантазии и в действительности… Глядя вперёд, он может с надеждой строить догадки о том, что заработная плата повысится, что его талант будет лучше вознаграждён, и эти догадки делают устойчивым его счастье. И, кроме того, если говорить о его собственной кончине, основном изменении его сущности, — он не желает ни бури, ни ужаса, а просто хотел бы угаснуть, как гаснет свет.

Несомненно, его не всегда одолевают все эти мысли. И всё же всякий раз, когда открывается дверь, возникают неизбежные вопросы: «Они дома? Здоровы? Счастливы?». А если всё обстоит так, тогда жизнь может идти своим чередом, пока не наступит новый вечер и снова не встанут эти вопросы…

…Если только я не допустил неверного истолкования привычек домашних вечеров, то я имею право заключить, что для людей весьма естественно философствовать и что они делают это гораздо чаще, чем это себе представляют. Более того, они делают это гораздо лучше, чем они это себе представляют, именно потому, что они делают это естественно… Они просто пытаются сделать свою жизнь осмысленной — это занятие они начали ещё в колыбели. Если они скорее любители, чем профессионалы, то они любители в самом подлинном смысле, поскольку они любят понимать. Они занимаются философией в её древней традиционной форме — в виде размышления…».

(«Гигант в цепях», Б. Данэм).

Таким образом, пытаясь в чём-либо разобраться или просто размышляя, мы уже занимаемся философией. И вот, пофилософствовав на тему «О здоровье», мы подошли к вопросу о собственно философии — «науки наук».

Философия (др. греч. «филео» — люблю, «софиа» — мудрость; дословно: любовь к мудрости, любомудрие, а проще — любознательность) — наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. То есть, — обо всём!

Думаю, что у читателя может возникнуть резонный вопрос: «зачем в этой книге нужен раздел, посвящённый философии? У нас ведь тема „Йога“, причём здесь философия?».

Любая человеческая деятельность начинается с размышления. Любое занятие требует философского обоснования. Это обоснование заключается в вопросе «Зачем я собираюсь тем-то и тем-то заниматься?» или «Что я получу в результате такой-то деятельности?». Поэтому думать, что Вы просто живёте без всякой философии — явное заблуждение. Каждый человек хоть как-то планирует свою жизнь. Проявляется это в надеждах на что-либо, в мечтах или в серьёзных конкретных планах на будущее. А вот надежды, мечты и планы рождены Вашей личной философией, т. е. Вашим видением окружающего мира. Даже в любом разговоре, в любом высказывании в скрытой форме имеется та или иная философская позиция. Без неё не бывает политики, науки, культуры, бизнеса — без неё просто не возможно никакое общение.

Каждый человек имеет свою философию, знает он об этом или нет. Только не следует путать свой стиль или свои принципы и амбиции со своей философией. Она находится в нас гораздо глубже, а стиль, амбиции и принципы вытекают именно из неё. Далеко не каждый из нас может чётко сформулировать своё философское видение, но из этого не следует, что его нет. Просто один человек, не желающий себя изучать (познавать) живёт не сознательной жизнью, а другой, изучающий себя — сознательной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я