Некоторые элементы одухотворенности достойного человека

Александр Иванович Алтунин, 2023

Работа посвящена одной из главных человеческих добродетелей. Входящих в систему классических ценностей Бытия вообще и человеческого, в частности. Обычно это качество в хорошей степени развития встречается у достойного и зрелого, добродетельного и интеллигентного, самодостаточного и гармоничного человека. Особенно важно это качество для человека, сознательно и целенаправленно стремящегося работать над собой, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. В работе дана примерная схема необходимого минимума качеств, при котором можно говорить о наличии вполне определенного и существенного уровня одухотворенности. Работу планируется разместить в «Этико-психологическом словаре» (4-6-томник). Возможен выпуск книги с аналогичным названием. Актуальность работы объясняется тем, что в современном мире практически все классические добродетели получили весьма своеобразное трактование. Которое включает в себя многочисленные искажения и извращения реального положения вещей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Некоторые элементы одухотворенности достойного человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Надежность

Свойство достойной человеческой личности, заключается в том, что человек имеет достаточно хорошую психологическую и нравственную стабильность в мыслях и чувствах, желаниях и стремлениях, намерениях и поступках. Он сознательно стремится к тому, чтобы это проявлялось всегда и во всем. Ибо, уровень его добродетельности, зрелости его мировоззрения, одухотворенности, гармоничности, конструктивности (к себе, к жизни, и к окружающим) не позволяет ему быть легкомысленным и безответственным, переменчивым и двойственным, беспринципным, склонным к авантюрам и интригам. Человек не только понимает слова «порядочность» и «благородство», но и старается в максимальной степени реализовать их практически. Он стремится постигать духовные законы жизни и учитывать их в своей повседневной жизнедеятельности. Он стремится иметь иерархию ценностей, близкую к классической. Вечной и универсальной. И поэтому он хранит верность своим принципам и убеждениям, стараясь избегать больших компромиссов со своей совестью. Он проводит постоянный и многогранный самоконтроль за своими мыслями и чувствами, отсекая жестко и категорично все, имеющие даже небольшой элемент деструктивности и дисгармоничности, упрощенности и примитивности психологического и интеллектуального, духовного и эстетического характера. Не говоря уже об умеренной или значительной выраженности этих проблемных моментов в себе. Ведь, порядочный человек — это не тот, в ком не возникает, мягко говоря, дрянных мыслей. А тот, кто контролирует себя и своевременно отвергает их от себя. Ибо, многие мысли и чувства, возникающие в сознании человека, не являются продуктом деятельности его психики. Они вложены ему извне посторонними силами. Или идут из темных слоев его подсознания. И тут особенно важна психологическая и духовная бдительность. Как рассказывает история человечества, даже у святых периодически возникали кощунственные мысли. Другой вопрос, что они с этим прекрасно справлялись, не позволяя этой дрянной информации пускать корни в своей личности. Они понимали смысл народной мудрости — «коготок увяз — всей птичке пропасть».

Человек хранит верность своему слову. Конечно, периодически он меняет свое мнение о чем-либо. Но для этого нужны очень серьезные и веские аргументы. А не просто сиюминутная измена настроения или воздействие какого-либо второстепенного или третьестепенного фактора. Он не раздает обещания направо и налево. Ибо, понимает то, что должен все свои обещания исполнить. В срок и должным образом. И в этом проявляется трудолюбие и добросовестность его ума и души. Халтурность чужда ему в принципе. К важным явлениям жизни он старается относиться максимально серьезно. Понимая и разделяя главное и второстепенное. И не только в той или иной конкретной ситуации, а и по жизни вообще. Безусловно, в нем духовные ценности стоят на первом месте. И только потом идут интеллектуальные и психологические.

В надежности проявляется элемент мудрости интеллигентного человека. Он сам предъявляет к себе достаточно высокий уровень требовательности. Часто гораздо больший, чем это имеет место у окружающих. Ему важно испытывать собственное внутреннее чувство удовлетворения собой и своей жизнью. Тем, что он делает, и тем, как он это делает. И мнение окружающих, при этом, для него не главный, а дополнительный момент. Такой человек считает, что для сохранения и укрепления уважения к себе, адекватной любви к себе он должен иметь внутри себя достаточно высокую планку качества. Применительно ко всем аспектам своей жизнедеятельности, имеющим интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический характер. Это, конечно, не значит того, что все и всегда у него получается только на пять с плюсом. Но важен сам момент сознательного стремления к высокому качеству внутренней и внешней жизни. Мудрость — это дело наживное. И самые большие мудрецы, как правило, считали, что они знают мало.

Если человек принял решение, то он старается от него не отступать. Если поставил перед собой конкретную задачу, то стремится ее решить наиболее оптимальным образом. Проявляя усердие и упорство, настойчивость и целеустремленность, создавая себе необходимую и эффективную мотивацию в решении сложных и трудных задач. Он никогда не перекладывает ответственность за свои дела на других людей. У него хватает мужества признаться в своих ошибках и неудачах, иллюзиях и заблуждениях. Он не будет проявлять нравственную изворотливость и пронырливость, самоуверенность и самовлюбленность, эгоизм и потребительское отношение к окружающим.

Надежный человек старается, чтобы его родным и близким, друзьям и знакомым не было стыдно за него, за его мысли и чувства, стремления и поступки. Главное, конечно, чтобы не было стыдно самому.

Такой человек имеет вполне определенную уверенность в себе. Он не тянет одеяло на себя. Более того, многие могут рассчитывать на его помощь и поддержку. И если он помогает, то делает это на хорошем уровне. Он не склонен к лживости и лицемерию. Что, собственно, не исключает проявления психологической гибкости и дипломатичности.

Он не уклоняется от решения сложных задач и поэтому старается держать свой ум и душу в хорошем энергетическом тонусе. Чтобы жизнь не застала его врасплох. Даже если возникают какие-либо неблагоприятные обстоятельства, то он старается сделать свое дело на достойном уровне. Даже при условии, что оно может потребовать от него гораздо больше умственных, душевных и физических сил. А в отдельных случаях, даже некоторого ущерба для его личных интересов. Другой вопрос, что он не страдает мазохизмом. И все старается делать осмысленно. Он не создает себе сложности искусственно, чтобы их героически преодолевать. Но и не бежит от них, всячески напрягая фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность.

Собственно, надежность — это элемент добродетельности. Без которой невозможна даже интеллигентность. Другой вопрос, что истинный интеллигент стремится быть максимально надежным почти всегда и во всем. И не ради внешней показухи, а ради естественной и закономерной потребности своего ума и души. Надежность в сложных и трудных делах — это особенно ценное качество. Она, правда, не исключает помощи и поддержки других людей. Особенно более умных и мудрых, более одухотворенных и более талантливых, более компетентных и более опытных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Некоторые элементы одухотворенности достойного человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я