Быть руководителем и пользоваться авторитетом у сотрудников — не одно и то же. Говорить так, чтобы вас слушали, давать распоряжения, которые не встречают сопротивления, вызывать острое желание всегда делиться с вами информацией, — все это тренируемые навыки, считает Александр Глок. Автор книги — управленец с 25-летним опытом и профессиональный бизнес-тренер, он обучил более 7000 руководителей всех уровней быть настоящими лидерами. Его подход не подразумевает врожденной харизмы. Чтобы окружающие видели в вас авторитетного руководителя, нужно говорить и действовать как авторитетный руководитель. Книга Александра Глока дает подробную инструкцию, которая поможет этого добиться. Бонусные материалы: — чек-лист по оценке коммуникативных навыков руководителя; — QR-коды, ведущие на полезные вебинары и трансформационные видео; — инструкция по борьбе с сибурдой — симуляцией бурной деятельности. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 0
Пристегните ремни. Прежде чем перевернуть страницу
Несколько важных моментов перед тем, как вы погрузитесь в увлекательное чтение.
0.1. Дорога в тысячу ли…
…начинается с первого шага.
«Ну вот, только начал, а уже скатился до банальностей!» — слышу чье-то недовольное ворчание.
Что ж, вполне справедливо. Фраза растиражированная и избитая до неприличия. А вы замечали, что мы не всегда следуем мудрым советам? Почему? Я когда-то задумался над причиной, и в результате появилась эта книга.
Были еще причины. Изложу по порядку.
1. Поделиться своими мыслями и опытом
За 25 лет управления разными компаниями, командами, проектами я повидал многое. Набивал шишки, наступал на грабли, на практике постигал науку управления собой и сотрудниками. Тогда, в «лихие» 90-е, не существовало тренингов и вебинаров для руководителей. Даже книг хороших не было. Все приходилось постигать самостоятельно.
Конечно, когда появилась возможность, начал учиться системно и в процессе обучения стал замечать, сколько на нас вываливают инструментов, работающих только в теории. Да что там говорить, если в университетах предпринимательские дисциплины до сих пор преподают люди, бизнесом никогда не занимавшиеся. И рассказывают они о технологиях, давно неактуальных, но зато их изучение входит в утвержденную учебную программу.
Вот выходят в профессию выпускники, вот они сталкиваются с суровой реальностью. Кто-то начинает собственное дело, опираясь на полученные в университете познания, а дальше — все стадии принятия неизбежного, как по нотам: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Кто-то ломается в середине пути. У кого нервы покрепче и «чуйка» предпринимательская имеется — выживает и розовые очки с себя быстро скидывает.
С бизнес-образованием ситуация, конечно, получше. Среди «пены», взбиваемой псевдокоучами и псевдоэкспертами, заполонившими в последние годы образовательное пространство (инфобизнесмены, если вам так привычнее), есть настоящие опытные предприниматели и специалисты в разных сферах. Они понятно, структурно, а главное, очень глубоко и на экспертном уровне раскрывают разные аспекты развития бизнеса. Они достойны уважения.
Читая их книги, понимаешь: эти люди прошли большой профессиональный путь. Каждый — носитель какой-то части знаний и опыта, важной для тех, кто только начинает путь предпринимателя, руководителя, специалиста. Из отдельных частей, как из кусочков мозаики, можно сложить цельную картину, взяв на вооружение лучшие инструменты, чтобы не погибнуть в штормовых волнах, накрывающих бизнес.
Так почему бы мне тоже не внести скромный вклад в большую копилку?
2. Многие руководители сталкиваются с одними и теми же трудностями
На моих тренингах и консультациях многие участники говорят примерно одно и то же: «Вот я внимательно изучил спиральную динамику лидерства. Определил, на каком уровне нахожусь, начал применять инструменты управления. Не работает. Осилил теорию ситуационного лидерства. Начал использовать. Не получается. Вроде не глупый, и опыт руководства приличный. Что я делаю неправильно?»
Да все вы делаете правильно. Только зря. Все эти инструменты, теории работают, проверено. Но есть один нюанс. Давайте разберем на понятном примере.
Допустим, вы виртуозно водите автомобиль. У вас большой опыт вождения, ни одной аварии, в любой ситуации четко понимаете, что необходимо делать, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Для вас здесь нет неразрешимых ситуаций.
И вот вам предлагают (причину опустим) заменить пилота команды, участвующей в гонках «Формула-1». В ваших руках один из самых совершенных гоночных автомобилей на планете. Над его созданием трудились сотни инженеров, конструкторов, специалистов. Шедевр инженерной мысли в ваших руках. Короткий инструктаж — и вот вы на гоночном треке. Квалификационная гонка начинается.
Ставлю сто к одному, что гоночный болид под вашим управлением даже не тронется с места. Почему? Все просто. Это совсем другой автомобиль. Нет, не так… СОВСЕМ! ДРУГОЙ! АВТОМОБИЛЬ! Совершенный инструмент, послушный и управляемый только в подготовленных руках. Вашего многолетнего опыта вождения недостаточно. Здесь нужна подготовка на качественно другом уровне.
Вот так же и с лидерством/управлением. Чтобы эффективно управлять компанией, командой, проектом (читай — болидом Формулы-1), необходимо сначала научиться управлять собой (читай — пройти специальную подготовку пилота). Срезать углы здесь не получится. Купить лицензию — тоже (как у нас покупаются водительские удостоверения — всем известно). И гарантий вам никто не даст.
Научиться управлять собой — первая ступень подготовки. Вторая — научиться управлять другими людьми, стать для них настоящим лидером, за которым они пойдут в огонь и в воду и на Васюганские болота. Освоите первую ступень — есть шанс, что получится и со второй. Не освоите — без шансов. Точка.
3. Когда-нибудь эту книгу прочитают мои дети
Причина? Веская. Наверное, самая важная, хотя и указана третьим пунктом. Я хочу оставить после себя след на земле.
Вот опять банальная фраза. Хорошо, пусть будет так: «Я хочу, чтобы у моих детей осталось что-то такое, что поможет им понять, каким был их отец». Не слишком пафосно? Тогда оставляем.
Открою вам страшную тайну. Я сентиментален во всем, что касается связки «отец-сын». И в отношении своего отца, и в отношении своего сына. Если у кого-то ком подкатывает к горлу при просмотре таких фильмов, как «Папа» с Владимиром Машковым или «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева, — вы меня поймете.
Искренне верю: наступит день, когда мой сын откроет и прочитает эту книгу. Очень хочу, чтобы в процессе чтения у нас получился диалог. Он будет задавать себе вопросы и находить ответы на этих страницах. И мы будем разговаривать. Долго, неторопливо…
Так, возьми себя в руки, Александр. Рассказываешь здесь про лидерство, а сам в эмоции ушел.
Не ушел. Лидерство — проявление чувств в том числе, а не профиль, высеченный из камня. А наши дети — один из важнейших мотиваторов и смыслов жизни.
О причинах все.
0.2. Как получить максимум пользы от прочтения
Есть несколько вариантов.
1. «Не верю!» (по примеру К. С. Станиславского)
Читаем предложение (или абзац) и сразу включаем критическое мышление. Уж что-что, а это мы умеем!
«Так не работает!»
«У них там в крупных корпорациях такие порядки, здесь все по-другому!»
«Я пробовал, не получилось!»
«Теория!»
Не засоряем мозг ненужной информацией, трезво оцениваем каждое слово, сразу отвергаем все, что вызывает малейшее сомнение.
2. «На одном дыхании»
Читаем до конца. Часть информации осядет в мозгу и, возможно, когда-то пригодится.
3. «Пришел, увидел, применил»
Читаем внимательно. Берем предложенные инструменты и начинаем применять. Все и сразу.
Знаете как сотрудники компании в понедельник утром, на планерке, узнают, что директор провел выходные на тренинге? Он всех собирает и говорит примерно следующее: «У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Начну с плохой. Мы все время работали неправильно. Да, у нас есть результаты, но они могли быть гораздо лучше. Хорошая новость — я два дня учился, как делать правильно, заплатил за тренинг много денег. Вот вам технологии и приемы, внедряйте! Через месяц все должно быть исправлено!»
Знакомая ситуация? Думаю, многие проходили и уже знают, чем все заканчивается.
Заканчивается, как правило, грустно. Сотрудники, ошалевшие от количества предложенных изменений, занимаются не прямыми обязанностями, а внедрением новшеств. «Ой, нам не до вас сейчас! Мы повышаем уровень клиентоориентированности. Приходите через месяц, и все будет в лучшем виде!» — вот что слышат клиенты. Конечно, никто не будет столько ждать, и клиенты уходят к конкурентам.
Итог: через месяц выручка рухнула, клиенты разбежались, изменения так и не внедрены. Директор делает вполне справедливый, с его точки зрения, вывод: «Все тренинги — развод на деньги, тренеры — шарлатаны, их инструменты не работают. Сам больше не пойду учиться и вас не отправлю!»
Утрирую? Возможно, но лишь отчасти.
Любые изменения, даже положительные, сначала вызывают у сотрудников настороженность.
Попробуйте провести эксперимент. Соберите всех сотрудников и сообщите, что с завтрашнего дня зарплата повышается на 30 %. А потом посмотрите на реакцию. Вместо радости на лицах, скорее всего, будет недоумение. «А что, работать тоже придется на 30 % больше? Или кого-то уволят и его зарплату распределят между остальными? То есть все равно придется больше работать?»
Вот. Новость хорошая, а вместо радости — настороженность.
Если руководитель проводит изменения в компании «жесткой рукой», то настороженность переходит в непонимание, затем в страх, отторжение и саботаж. С виду все заняты делом, но фактически занимаются «сибурде», то есть симуляцией бурной деятельности. «Сибурдируют».
Чтобы этого не происходило ни с вами, ни с вашими сотрудниками, предлагаю еще один вариант.
4. «Все правильно сделал!»
Внимательно читаем. Причем в любом порядке. Хоть с последней главы. После прочтения действуем по простой схеме.
1. Выбираем 1 (один!) инструмент (технологию, прием). Либо самый простой, либо самый важный для вас в данный момент.
2. Адаптируем выбранный инструмент под себя. Под свой характер, стиль управления, жизненные принципы и т. д. Думаем, как именно в вашем случае он будет работать максимально эффективно.
3. Пробуем применить в «пилотном режиме» — на небольшом участке.
Например, вы решили всерьез заняться тайм-менеджментом. Система сложная, делать все и сразу — значит, тратить гораздо больше времени, чем раньше. Что можно сделать в первую очередь:
— навести порядок на рабочем столе;
— структурировать информацию в компьютере;
— разобрать почту по папкам;
— начать планировать следующий день вечером предыдущего.
Это сэкономит несколько минут в день. Поняв, что метод работает, можете добавлять инструменты и приемы, а затем приступать к разработке системы корпоративного тайм-менеджмента.
4. Анализируем полученный результат. Что получилось хорошо, что не получилось, почему, что нужно изменить.
5. Корректируем и применяем. Вводим в привычку.
Кстати, о привычках. Сколько нужно времени, чтобы какое-то действие стало привычкой? Двадцать один день! Поздравляю тех, у кого так! Но ведь на самом деле не менее 90 (девяноста!) дней нужно. Как появилось распространенное заблуждение, расскажу дальше.
0.3. И еще кое-что важное
1. Никого не собираюсь здесь учить. Взрослого человека против воли научить вообще ничему не получится. А уж лидерству тем более. Только НАУЧИТЬСЯ! Воля, желание и ежедневные шаги — вот что поможет.
2. Не утверждаю, будто мой рассказ сделает из вас сильных руководителей и лидеров. Инструменты и принципы, представленные в книге, работают, и преотлично. При одном маленьком условии: если их применять, а не просто прочитать и забыть.
Человек — существо ленивое. Нас так и тянет в теплое уютное кресло, чтобы сидеть и мечтать о великих свершениях. Или представлять, как ты внезапно разбогател (тетя в Канаде оставила наследство, выиграл в лотерею, нашел на дороге чемодан с деньгами и т. д.). Тоже вариант. Попробуйте, может, что и получится. Но работа над собой — самая трудная в мире. Поэтому многие просто «сдуваются», сделав несколько шагов к вершине и не получив быстрого результата.
3. Если вы ждете от меня каких-то «тайных знаний», которые помогут быстро стать сверхчеловеком, — закрывайте книгу и идите на какой-нибудь «Марафон желаний». Настраивайте там свои вибрации на частоту потока. Здесь такой «волшебной таблетки» не будет. Просто потому, что ее нет. Чуть «срезать углы» — да, об этом расскажу. Предстоит долгая дорога. Мы пойдем маленькими ежедневными шагами по пути к настоящему лидерству. Конечно, если вам это нужно.
4. Здесь не будет слов «легко», «быстро» или превосходной степени, вроде «лучший», «суперсильный» и т. д. Большинство так называемых «мотивационных» тренингов построены как раз на таких вещах. «Ты уникальный! Ты суперчеловек! Тебе все подвластно! Все ограничения только у тебя в голове!» — думаю, знакомые фразы. Уникальность — не залог успеха. Ты не киборг. Не все тебе подвластно. Не все ограничения в голове, есть и объективные препятствия.
Лучше не очень красивая правда, чем ложь в яркой упаковке.
5. Возможно, какие-то мои мысли вам не понравятся. Более того, вы будете с ними категорически не согласны. Хорошо. Значит, вы умеете думать и анализировать, обладаете критическим мышлением. Я лишь предлагаю свою, очень субъективную, точку зрения на тему лидерства и управления. И отчетливо понимаю, что она понравится не всем. Что ж, готов дискутировать. В рамках уважительного отношения к иному мнению.
Ах да, чуть не забыл!
В книге вы найдете некоторое количество QR-кодов. Все они ведут к потайным закладкам с полезными и интересными материалами. Вы сможете найти видеоролики, таблички, чек-листы и другие полезные и интересные дополнительные материалы. Так что запаситесь смартфоном со сканером QR-кодов и наушниками.
Пристегните ремни, мы готовы к взлету!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других