О войне, любви и мире

Александр Вырвич, 2017

В поэтический сборник Александра Вырвича «О войне, любви и мире» вошли стихи, написанные в разное время. В них он рассказывает о военной службе, войне и мире, долге и чести, любви и верности, рассуждает о политических аспектах, судьбе России, о людях и природе, выражает своё отношение ко многим сторонам человеческого бытия, размышляет о нравственных и семейных ценностях, призывает читателей всегда поступать по правде, совести и чести.

Оглавление

О мире, о любви и о войне

Пусть простит автор поэтического сборника, Александр Вырвич, что я в заглавии этой заметки «перетащил» название его сборника в сторону знаменитого блоковского «О доблестях, о подвигах, о славе…», но это — только для разнообразия. А на самом деле совершенно не случайно автор назвал свой поэтический сборник «О войне, любви и мире». Уже в стихотворении, открывающем сборник, он пишет:

«О войне, любви и мире

Я в своих стихах писал

И своей военной лире

Никогда не изменял».

Чуткое ухо читателя несомненно сразу же узнает упругий «тёркинский» ритм стихотворения. И посему эпиграфом к своему первичному анализу стихотворений А.Вырвича я выбираю строчки из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского:

«Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке».

То, что автор всё же поставил на первое место в названии сборника «о войне», а не «о мире» или «о любви», говорит о том, что человек, чья жизнь с детских лет связана с Вооружёнными Силами страны (СССР и России), и который реально участвовал в боевых, учебнобоевых и миротворческих операциях, закончивший службу в звании генерал-майора, именно через призму войны в широком смысле слова оценивает и такие глобальные для каждого человека и человечества в целом ценности как мир и любовь, — говорит о многом. И здесь логично провести параллель с «Войной и миром» Л.Н.Толстого, где тоже не «мир» стоит на первом месте.

Все представленные в сборнике стихи — полностью соответствуют вышеприведённому эпиграфу: всё на русском языке, и всё понятно. Как уже было сказано, конечно, военная тема — доминирует в подборке стихов. И всё же (и тут автор явно не компилировал понятия) во многих его стихотворениях «война» и «любовь» соседствуют друг с другом. Вот, к примеру, стихотворение «Письмо из Грозного»:

«Тяжёлая военная работа.

Что делать…. На войне, как на войне.

Но я смотрел на дорогое фото

И сразу легче становилось мне».

В этом стихотворении есть, помимо тонкого содержания, ещё и очень точный технический приём: автор в каждом четверостишии пользуется (что в поэтике считается виртуозным ходом) всего двумя рифмами: «ота» («ото») и «не». Это создаёт эффект монолитности при очевидном монотематизме.

Александр Леонидович в своих стихотворениях проявляет себя и как опытный философ, и как большой любитель, нет, даже больше — друг природы.

В подтверждение философской составляющей его поэзии приведу полностью его стихотворение «Дороги, выбравшие нас»

«Дороги, по которым шли,

Не мы, они нас выбирали

И дальше по судьбе вели

В неведомые вовсе дали.

И мир показывали нам,

Где вход парадный, где — изнанка,

Столичных улиц шум и гам

Сменяя тишью полустанков.

«Горячих точек» дымный жар

Сменялся пылью полигонов,

И южных гор крутой загар

Уже не приставал к погонам.

И цель у нас была одна:

Увидеть край дороги этой.

Хотя мы знали, что она

Идёт по кругу по планете.

К стихотворениям с философской «начинкой» смело можно отнести «Я готов открыть глаза», «Близким», «Можно», «Время», «На отдыхе», «Опасность знаний» и ещё несколько.

Из стихов, где автор признаётся в любви к природе, несмотря на войну, следует назвать «Осень на Кавказе», «Ночь на Днестре», «Осенью в Южной Осетии», «Северное сияние»…

Но вернёмся к главным темам сборника. «Одинаковые раны» («Нет, не был, не был я в Афгане.//Мой младший брат был ранен там.//И ноет в его сердце раной// Афганистан, Афганистан…»), «Ты — политик, я — военный», «Миротворцы», «Вчера закончилась война» («Вчера закончилась война.//За страх, бессонницу, мученья,//За мужество и за терпенье,//А может, просто за везенье//Бойцов догонят ордена». И дальше: «Вчера закончилась война.//Она была не

мировая,//В пределах небольшого края.//Но эта разница болыиая//солдатским вдовам не видна.»). В этих «военных» стихах есть и личное присутствие автора, и понимание того, что не люди в форме начинают войны, и сострадание к погибшим и их родным. Без надрывного хныканья, без жалоб на судьбу, без проклинания выбранной один раз на всю жизнь профессии военного. В этих стихотворениях нет случайно подобранных слов. В них всё точно и правдиво.

Успев с автором сопережить радость возвращения с учений (стихотворение «Домой!»), читатель отдохнёт душой, читая лирическое «У меня есть ты»:

«У меня есть ты.

У тебя есть я.

И твои черты —

В сердце у меня».

А вот стихи о мире, т. е., как и у Л.Н.Толстого — о жизни: уютное «Купейная жизнь», державное «Символы России», «Москва». В этих и других стихотворениях на «свободную» тему — весь богатый внутренний мир поэта. И становится понятным, что российские военнослужащие воюют, чтобы сохранить наш мирный уклад жизни, дать возможность другим любить, наслаждаться красотами природы, мечтать и осуществлять свои мечты. В этом и есть смысл всего представленного поэтического сборника.

Я уже погрузился в глубокий и светлый мир поэзии Александра Вырвича. Завидую читателям, которым ещё предстоит оценить и каждое стихотворение в отдельности, и весь сборник в целом.

Александр Савицкий —

поэт, журналист, заслуженный

работник культуры РФ, полковник запаса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я